Главная

Тестовые вопросы по теме «Средневековая философия»

 

- Назовите черты, характерные для философского мышления эпохи средневековья: (укажите все правильные варианты)

а) агностицизм           

б) космоцентризм       

в) провиденциализм   

г) креационизм           

д) символизм  

 

- Характерным для философского мышления эпохи Средневековья был:

а) космоцентризм

б) антропоцентризм

в) теоцентризм

г) пантеизм

 

- Укажите традицию, в рамках которой акценти­руется внимание на сотворённости мира:

а) эволюционизм

б) креационизм

в) структурализм

г) космизм

 

- Кто из представителей патристики ставил знание выше веры?

а) Тертуллиан

б) Ориген

в) Августин

г) все перечисленные

д) никто

 

- В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения;                      

б) предопределения;       

в) откровения;

г) грехопадения;

д) спасения.

 

- Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии

а) средневековья

б) античности

в) возрождения

г) нового времени

 

- Противопоставление культуры и цивилизации характерно для …

а) Неклассической философии XIX-XX вв.

б) Философии средних веков

в) Философии античности

г) Философии эпохи Возрождения

 

- В рамках ранней патристики апологетика выступает как

а) защита и оформление христианской теологии борьба с язычеством,

б) система парадоксальных текстов, провоцирующих теологическую мысль,

в) попытка переосмыслить Священное Писание,

г) апокрифическая литература.

 

- В Средневековье были разработаны пять доказательств бытия Бога христианским богословом...

а) Августином Блаженным

б) Фомой Аквинским

в) Иоганном Росцеллином  

г) Уильямом Оккамом

 

- Реализм средневековый - это философская идея, утверждавшая

а) реалистический взгляд на природу разума

б) реальность небытия

в) необходимость реалистичного отображения действительности

г) реальное существование общих понятий

д) реальность физического мира

 

- Определите, что утверждает принцип гармонии веры и разума, выдвинутый Фомой Аквинским

а) необходимость размежевания богословия и философии:

б) необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии;

в) примат философии над богословием.

 

- В рамках ранней патристики апологетика выступает как:

а) защита и оформление христианской теологии, борьба с язычеством

б) система парадоксальных текстов, провоцирующих теологическую мысль

в) попытка переосмыслить Священное Писание

г) апокрифическая литература

 

- Выделите философские основания апологетики Средневековья...

а) стоицизм

б) скептицизм

в) неоплатонизм

г) эпикуреизм

 

- Патристика это:

а) совокупность теолого-филосовских взглядов, христианских мыслителей

б) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу

в) принцип принятия за основу всего сущего одного начала

 

- Термин «креационизм» переводится с латинского как …

а) «сотворение»

б) «Бог»

в) «отец»

г) «проведение»

 

- Выберите правильное определение креационализма:

а) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и не живую природу

б) такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог

в) система взглядов, в соответствии с которой мировые события управляются божественным существом

 

- Кто из средневековых философов считал, что божественные истины противоречат здравому смыслу, чем более они фантастичны, тем более верны? Ему так же принадлежит высказывание: «верю потому, что абсурдно».

а) Августин

б) Ориген

в) Тертуллиан

г) Ф.Аквинский

 

- В Средневековье были разработаны пять доказательств бытия Бога христианским богословом...

а) Августином Блаженным

б) Фомой Аквинским

в) Иоганном Росцеллином

г) Уильямом Оккамом

 

- Какой аспект учения Платона был взят на вооружение теологией раннего средневековья?

а) учение о государстве

б) учение об идеях

в) учение о душе

 

- В эпоху Средневековья патристика в лице отцов церкви Августина Аврелия и др. защищала и обосновывала христианские догматы о сотворении мироздания Богом. При этом она опиралась на философию:

а) Гераклита

б) Демокрита

в) Плотина

г) Лукреция Кара

 

- В эпоху Средневековья схоластика занималась в основном защитой и рациональным обоснованием патристики. Для этой цели она использовала рационализм философии...

а) Гераклита

б) Аристотеля

в) Эпикура

г) Демокрит

 

- Важнейшей для средневековой философии была тема…

а) Познания                 

б) Веры и знания        

в) Пантеизма                       

г) Демократии

 

- Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря...

а) Материалистов и идеалистов                  

б) Логиков и лириков

в) Реалистов и номиналистов                  

г) Агностиков и гностиков

 

- К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии следует отнести проблему

а) доказательств бытия Бога

б) спасения

в) соотношения души и тела

г) свободы воли

д) существования универсалий

 

- Наиболее значительную роль натурфилософия играла в философии …

а) Средневековья                

б) Нового времени 

в) марксизма                        

г) Античности

 

- Как закономерный процесс освобождения человека, осознание им собственной свободы, понимал историю…

а) Ф. Аквинский

б) Аристотель

в) Д. Вико

г) Гегель

 

- В Средневековье философия была определена как служанка богословия потому, что она ...

а) представляла собой неполноценный уровень знаний

б) имела формальный аппарат рационального доказательства

в) она пользовалась непререкаемым авторитетом в обществе

 

- О чем шел спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии:

а) о природе универсалий

б) о смысле жизни

в) о бессмертии души

г) о познаваемости мира

 

- В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве:

а) человека

б) космоса

в) Бога

г) природы

 

- Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема соотношения веры и:

а) разума

б) чувства

в) интуиции

г) долга

 

- Характерная черта средневековой философии:

а) космоцентризм

б) теоцентризм

в) гуманизм

г) антиклерикализм

 

- Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано:

а) искусством

б) наукой

в) мифологией

г) религией

 

- Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья?

а) материалистическое;

б) идеалистическое;

в) диалектическое;

г) агностическое.

 

- Какими чертами характеризуется философия Средних веков?

а) рациональность

б) схолатность

в) космоцентризм

г) догматизм

 

- Какой этап средневековой философии является главным?

а) патристика;

б) схоластика;

в) все перечисленное.

 

- Что называют сакрализацией философии?

а) сближение с религией;

б) сближение с наукой;

в) все перечисленное.

 

- Схоластическая философия ставит на первый план:

а) отношения разума и веры;

б) отношения религии и науки;

в) все перечисленное.

 

- О соотношении общего и единичного в схоластической философии решался:

а) с позиций «номинализма»;

б) позиций «реализма»;

в) все перечисленное.

 

- Проблема универсалий в средневековой схоластике решалась следующими направлениями: (укажите все правильные варианты)                 

а) реализмом                 

б) номинализмом  

в) рационализмом          

г) эмпиризмом

д) концептуализмом

 

- С точки зрения средневековой онтологии подлинным бытием обладает:

а) бог;

б) природа;

в) человек;

г) общество.

 

- В основе средневековой онтологии лежит идея:

а) творения;

б) откровения;

в) эволюции;

г) множественности миров.

 

- Какими проблемами занималась средневековая философия?

а) проблемами науки

б) проблемами природы

в) проблемами Бога

г) проблемами души

 

- Кем в средние века считалась философия по отношению к теологии?

а) матерью

б) сестрой

в) госпожой

г) служанкой

 

- Имя какой из этих школ превратилось в синоним формального и догматического мышления?

а) стоицизма

б) скептицизма

в) софизма

г) схоластики

 

- По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:

а) религия и философия несовместимы;

б) все догматы религии должны быть доказаны разумом;

в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;

г) философия должна быть упразднена;

д) религия должна быть упразднена.

 

- Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:

а) дух;

б) душа; 

в) разум;

г) тело;

д) воля.

 

- В центре размышлений философов средних веков стоит:

а) природа;

б) личность;

в) Бог;

г) идеальный мир;

д) процесс познания.

 

- Фома Аквинский придерживался концепции:

а) о несовместимости веры и знания; 

б) о превосходстве знания над верой;

в) о гармонии веры и знания;

г) о превосходстве веры над знанием.

 

- К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):

а) сотворение мира из ничего;

б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц; 

в) богов много, но верховным является Зевс;

г) концепция реинкарнации (переселения душ);

д) человек создан по образу и подобию божьему.

 

- Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

а) нет Бога кроме Аллаха;

б) Бог есть Единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

г) Бог есть Все и все есть Бог;

д) Бог есть безличная духовная реальность.

 

- Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформулировать теорию познания;

д) обосновать научный метод.

 

- В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом;

б) чувством и мыслью;

в) сознательным и бессознательным;

г) разумом и интуицией.

 

- Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом;

д) протестантизмом.

 

- В своих рассуждениях о боге Фома Аквинский:

а) безоговорочно защищал идею личного бога;

б) признавал бога полностью трансцендентным, непозна­ваемым; 

в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе;

г) полагал, что бог — это и есть природа;

д) считал, что бог — это перводвигатель.

 

- Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский ис­ходил из того, что:

а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;

б) душа является частью тела, выступая его формирую­щим принципом;

в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;

г) душа есть проявление надындивидуального духа, пото­му она неуничтожима.

 

- Номинализм в своей атаке на строгую рационали­зацию религиозных догматов, тем самым:

а) укрепил христианскую теологию;

б) подготовил почву для отделения теологии от философии;

в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;

г) затормозил формирование позитивизма Нового времени;

д) дал толчок развитию мистики.

 

- Средневековая философская мысль:

а) отвергала полностью античную философию;

б) продолжала традиции античных философов;

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соот­ветствии с собственными запросами;

г) использовала мотивы античной мифологии;

д) не знала античной философии.

 

- Христианско-религиозное понимание истории означает:

а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;

б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;

в) история есть прогресс науки и техники;

г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;

д) история есть развертывание классовой борьбы.

 

- Наиболее важный раздел знания в средневековье:

а) философия;                      

б) теология;                          

в) наука;

г) логика;

д) математика.

 

- Представителей милетской школы называют стихийными мате­риалистами, потому что они:

а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;     

б) открыто утверждали примат материи над духом;                          

в) отрицали наличие материального;

г) сформулировали атомистическую концепцию;

д) отрицали возможность познания мира.

 

- Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:

а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Бо­гом;

б) человек — худшее из творений, созданных Богом;

в) человек — случайность, ничего не стоящая;

г) человек – "венец творения" и повелитель всего созданного для него Богом;

д) человек – «думающая машина».

 

- Трактат Фомы Аквинского носит название:

а) «Сумма технологии»;               

б) «Сумма теологии»;                  

в) «Сумма размышлений»;

г) «Сумма мнений»;

д) «Сумма истин».

 

- Чье богословское учение считается официальной доктриной католической церкви?

а) Иоанн Златоуст

б) Августин Блаженный

в) Фома Аквинский

г) Франциск Ассизский

 

- Какой греческий философ пользовался у схоластиков наибольшим авторитетом?

а) Сократ

б) Платон

в) Аристотель

г) Эпикур

 

- Какую проблему решали средневековые философы-номиналисты?

а) быть или не быть?

б) существует ли Бог?

в) какова природа общих понятий?

г) проблему искусственного интеллекта

 

- Как в средние века назывался жанр философско-богословской энциклопедии?

а) сумма

б) лемма

в) опус

г) фолиант

 

- Как называют мыслителей, заложивших основы христианской теологии?

а) догматики

б) основоположники

в) отцы церкви

г) святые угодники

 

- Реализм как течение средневековой философии представляет собой:

а) учение о реальном существовании единичных вещей

б) учение о реальном существовании общих понятий

в) учение о реальности окружающего мира

г) учение о Боге

 

- Какая из нижеперечисленных характеристик человека в наибольшей степени соответствует духу средневековой философской антропологии?

а) человек есть мера всех вещей;

б) человек – существо двойственное, в нем есть как нечто божественное, духовное, так и нечто телесное, тёмное, греховное;

в) человек есть существо политическое;

г) человек представляет собой продукт природы, абсолютно детерминированный её законами.

 

- В чем заключается суть средневековой схоластики?

а) в стремлении обосновать религиозные догмы и систематизировать вероучение;

б) в попытках отыскания пути, ведущего к жизни, независимой от внешних обстоятельств;

в) в стремлении постигнуть божественное путем ухода от чувственного мира и соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге;

г) в попытках разработки принципов справедливого общественного устройства.

 

- Философский реализм – это философское направление:

а) адекватно воспроизводящее реальность.

б) утверждающее, что реальным существованием обладают только общие понятия, а не единичные вещи.

в) утверждающее, что реальны только единичные вещи

 

- Мыслители эпохи Средневековья: (укажите все правильные варианты)

а) Платон,

б) Ф.Аквинский,

в) Гераклит,

г) И. Росцеллин,

д) У. Оккам,

е) Эпикур.

 

- Номинализм - это философское направление:

а) утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;

б) утверждающее принцип гармонии веры и разума;

в) отрицающее возможность познания внешнего мира;

г) рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.

 

- Какая пара философских направлений получила преимущественное развитие в эпоху Средневековья?

а) эмпиризм и рационализм;

б) диалектика и метафизика;

в) реализм и номинализм;

г) скептицизм и агностицизм

 

- Отличительные особенности, характерные для средневековой философии: (укажите все правильные варианты)

а) теоцентризм;

б) космоцентризм;

в) противопоставление "града земного" и "града небесного";

г) диалектичность;

д) понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мира.

 

- Средневековый мыслитель, чье учение в 1878 г. решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма:

а) Тертуллиан

б) Августин Блаженный

в) Фома Аквинский

г) Иоанн Росцеллин

 

- Проблема, лежащая в основании спора номиналистов и реалистов:

а) соотношение веры и разума;

б) создание мира Богом;

в) универсалий;

г) двойственности природы человека (божественной и земной)

 

- Для средневековой философии характерен:

а) пантеизм

б) политеизм

в) теизм

г) деизм

 

- «Пять путей от мира к Богу» в философии Фомы Аквинского:

а) пять логических доказательств бытия Бога;

б) пять способов обретения истинной веры;

в) пять догматов христианского вероучения;

г) пять заповедей христианской морали.

 

- Определите понимание бытия, соответствующее принципам средневековой христианской философии:

а) бытие – это реальное существование объектов материального мира

б) бытие – это непосредственное существования чего – либо;

в) бытие есть независимое от сознания существование объективного мира

г) бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге;

 

- Польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира – это:

а) Н. Кузанский          

б) Н. Коперник           

в) Дж. Бруно   

г) Д. Дидро     

 

-Укажите представителя реализма западноевропейской средневековой философии:

а) Пьер Абеляр           

б) Аврелий Августин

в) Иоанн Расцелин     

г) Уильям Оккам        

 

- Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется...

а) креационизмом

б) томизмом

в) провиденциализмом

г) индетерминизмом

 

- «Всё в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает...

а) волюнтаризм

б) нигилизм

в) фатализм

г) провиденциализм

 

- Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря...

а) реалистов и номиналистов

б) эмпириков и рационалистов

в) монистов и дуалистов

г) диалектиков и метафизиков

 

- Особенностью средневекового стиля мышления является…

а) антропоцентризм

б) деизм

в) теоцентризм

г) космизм

 

- Характерной чертой средневековой философии является:

а) космоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) теоцентризм;

г) скептицизм.

 

- Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

а) креационизм;

б) диалектика;

в) дуализм;

г) монотеизм.

 

- Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека:

а) фидеизм;

б) провиденциализм;

в) креационизм;

г) монотеизм.

 

- Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

а) Бога;

б) человека;

в) природы;

г) космоса.

 

- Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

а) аскетизм;

б) гедонизм;

в) рационализм;

г) эпикурейство.

 

- Из перечисленных ниже признаков средневековую европейскую философию характеризовал (-и) как

а) религиозный догматизм 

б) гедонистическая этика

в) признание веры способом постижения истины 

г) опора на строгую науку

д) натурализм

 

- Какие из направлений и школ относятся к средневековой философии?

а) стоики;

б) атомисты;

в) неоплатонизм;

г) схоластика;

д) реализм.

 

- Выделите основные черты средневековой философии:

а) разработка теократических идей;

б) антропоцентризм;

в) теоцентризм;

г) материализм;

д) представление о единстве материального и духовного.

 

- Как патристика решала вопрос о свободе воли человека?

а) свобода воли рождается вместе с человеком;

б) свобода воли должна направляться разумом;

в) человек не обладает свободой воли;

г) свобода воли основана на бессознательном.

 

- Какие основные формы выделял Ф. Аквинский?

а) познание мира дается чувствами и разумом;

б) главная форма познания - «интеллектуальная интуиция»;

в) основные формы познания: чувственность, рассудок и разум;

г) познание истины двояко: познание с помощью разума или через благодать.

 

- В "Исповеди" Августина впервые поднимается вопрос...

а) о возможности построения идеального государства 

б) о познании мира

в) о соотношении бытия и небытия 

г) о свободе воли человека

 

- Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы:

а) античность, возрождение, новое время;

б) апологетика, патристика, схоластика;

в) возрождение, просвещение, неклассическая философия;

г) варианты а и б верны.

 

- Средневековая философия (III – XV вв.) синтезирует основные идеи нарождающегося христианства с философскими идеями античности. Её идейно-теоретическими корнями стали:

а) гедонизм, атомизм, этический рационализм;

б) платонизм, неоплатонизм и аристотелизм;

в) пифагореизм, эпикуреизм, натурфилософия;

г) варианты а и б верны.

 

- Существовавшая в Средние века картина мира получила название:

а) геоцентрической;

б) гелиоцентрической;

в) механической;

г) варианты б и в верны.

 

- Согласно Аврелию Августину разумом постигается:

а) сотворенное, конечное бытие, хотя и не до конца;

б) вечное, абсолютная истина;

в) знание о божественном (нетварном) бытии;

г) как тварное (сотворённое), так и нетварное (вечное) бытие.

 

- Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

 

- Учение Фомы Аквинского (1221-1274) и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

 

- Реализм (в пер. с лат. – вещественный), представителями которого были  Августин, Ансельм Кентерберийский, видит существование общего (общих понятий, универсалий, напр., Бога) вне и до вещей. Это означает, что:

а) существует лишь общее, которое носит идеальный характер, реальные вещи – только проявление общего как идеального;

б) реально существуют только единичные, конкретно-чувственные вещи;

в) общее вне вещей реально не существует, оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом;

г) общее неотделимо от единичных вещей, оно существует в них, и только абстрагирующее мышление человека рассматривает общее вне единичного.

 

- Крайности номинализма и реализма преодолел __________, выдвинувший концепцию умеренного реализма.

а) Августин Блаженный;

б) Фома Аквинский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Климент Александрийский.

 

- Выдающимся представителем этапа патристики является...

а) Ф.Аквинский

б) Августин Аврелий

в) У.Оккам 

г) Р.Бэкон

 

- К патристике относятся следующие философы

а) Боэций

б) Фома Аквинский

в) Пьер Абеляр

г) Августин

 

- Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается

а) антропоцентризм

б) теоцентризм

в) наукоцентризм

г) космоцентризм

 

- IX - XIV вв. средневековой философии называются

а) схоластики, 

б) Апологетика, 

в) софистики, 

г) Патристики.

 

- Вековой спор средневековых мыслителей об "универсалиях", т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря ...

а) эмпириков и рационалистов 

б) диалектиков и метафизиков

в) монистов и дуалистов 

г) реалистов и номиналистов

 

- Согласно Ф. Аквинскому бытие и сущность…

а) совпадают в природных явлениях

б) совпадают в человеке

в) совпадают в Боге

г) никогда не совпадают

 

- "Бритва Оккама" отражает содержание принципа:

а) "возлюби ближнего своего, как самого себя"

б) "не следует умножать сущности сверх необходимого"

в) "нет ничего помимо Бога и Бог есть бытие"

г) "все сущее есть благо"

 

- Определите понимание бытия, соответствующее принципам средневековой христианской философии:

а) Бытие есть реальное существование объектов материального мира.

б) Бытие - это непосредственное существование чего-либо.

в) Бытие есть независимое от сознания существование объективного мира.

г) Бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге.

 

- установите соответствие средневековых мыслителей и философских течений, к которым они принадлежат:

Установите соответствие:

1) И.Росцеллин,                      а) реализм, 

2) Ф.Аквинский,                     б) номинализм, 

3) И.Дунс Скот,                      в) концептуализм.

4) У.Оккам.

 

- Средневековый автор изречения: «Верую, чтобы понимать» - это …

а) Аврелий Августин;

б) Фома Аквинский;

в) Иоанн Дамаскин.

 

- В чем выразилась антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения?

а) В критике средневековой философии;

б) В критике античной философии;

в) В критике восточной философии.

 

- Соотнесите направления философии средних веков и следующие хронологические периоды:

а) Ранняя патристика

б) Зрелая и поздняя патристика

в) Ранняя схоластика

г) Расцвет схоластики

д) Поздняя схоластика

1) 12-15 вв.

2) 12-13 вв.

3) 7-12 вв.

4) 4-7 вв.

5) 2-4 вв.

 

- Как называется философская школа в современном капитализме, исходящая из учения Ф. Аквинского?

а) Неотомизм;

б) Неоплатонизм;

в) Атомизм.

 

- Истоки средневековой философии находятся в:

а) атомистической философии античности

б) философии возрождения

в) философия Сократа

г) философия Платона, стоиков и эпикурейцев

 

- Кто из философов средневековья утверждал независимость души и тела?

а) Фома Аквинский;

б) Иоанн Дамаскин;

в) Аврелий Августин.

 

- Как можно по Августину, перейти от «царства земного» к «царству небесному»?

а) С помощью постоянного устремления к богу посредством молитвы;

б) Посредством соблюдения строгого аскетизма;

в) С помощью постоянного стремления к состоянию просветления.

 

- Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину – это …

а) Интуиция;

б) Разум;

в) Вера в Бога.

 

- Что выдвигает Фома Аквинский – крупный представитель теологии средневековой философии?

а) 5 собственных доказательств бытия Бога.

б) 4 благородные истины;

в) Христианские заповеди.

 

- Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными оболочками –

а) Номинализм.

б) Реализм;

в) Консерватизм.

 

- Сторонники номинализма – направления средневековой теологической философии – считали, что реально существовали …

а) Общие понятия;

б) Единичные понятия.

в) Отдельные вещи.

 

- Чему противопоставлялась вера в средневековье?

а) Интуиции;

б) Чувствам;

в) Разуму.

 

- Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом …

а) Познавательную деятельность;

б) Предпринимательскую деятельность;

в) Благотворительную деятельность.

 

- Кто относится к представителям средневековой философии?

а) Росцелин;

б) Цицерон;

в) Оккам;

г) Сенека;

д) Аквинский;

е) Лукиан;

ж) Августин;

з) Скот.

 

- В какой эпохе ценности связывали с божественной сущностью?

а) Античность;

б) Средневековье;

в) Возрождение.

 

- Как называется учение о конце мира?

а) Эсхатология;

б) Теология;

в) Энтелехия.

 

- Соотнесите представителей и направления средневековой философии.

а) Реализм

1) Абеляр, Скот

б) Номинализм

2) А. Блаженный, Ф. Аквинский

в) Концептуализм

3) Росцелин, Оккам

 

- Какое философское направление являлось господствующим в Средневековье?

а) материалистическое;

б) идеалистическое;

в) диалектическое;

г) агностическое.

 

- Установите соответствие приведенных ниже суждений и философских течений, к которым они относятся:

Философские суждения:

1) "... Наш интеллект через интеллектуальный образ человека познает некоторым образом бесконечное множество людей, но не в тех различиях, которые они имеют между собой, а лишь в объединяющем их родовом естестве".

2) "Философы, утверждая, что универсалии существуют в уме, а не в предметах внешнего мира, ... вовсе этим не хотят сказать, что универсалии вообще не существуют в предметах внешнего мира".

3) "Общее и всеобщее - это создания человеческого разума... Общее и всеобщее не относятся к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления...".

4) "... Всеобщее имя не означает ни существующей в природе вещи, ни всплывающей в уме идеи или образа, оно является лишь именем имени".

Философские течения:

А - реализм;

Б - номинализм.

 

- Что такое философский реализм?

а) Философское направление, адекватно воспроизводящее реальность.

б) Философское направление, утверждающее самостоятельное существование общего в вещах.

в) Философское направление, утверждающее, что реальны только единичные вещи, а общее в них - лишь абстракции, понятия.

 

- Поставьте в соответствие каждому тезису, выражающему то или иное решение проблемы соотношения веры и разума, имя конкретного мыслителя.

Философские тезисы:                                                                                         Мыслители:

а) Верую, ибо абсурдно.                                                                                     1) Ф.Аквинский, 

б) Познать в свете разума то, что уже принято верой.                                    2) Тертуллиан, 

в) Гармония между верой и разумом при приоритете веры.                          3) Августин Блаженный.

 

- Установите соответствие отличительных особенностей философии и этапов ее развития.

Особенности философии:                                                                                  Этапы развития философии:

а) Теоцентризм;                                                                                                   1. античность;

б) космоцентризм;                                                                                               2. Средневековье.

в) монотеизм;

г) скептицизм;

д) эсхатологизм;

е) противопоставление "града земного" и "града небесного";

ж) диалектичность;

з) понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мира.

 

- Христианская средневековая философия является органическим продолжением античной. Какие из направлений античной философской мысли можно назвать идейными источниками христианской философии? Выберите три таких источника из следующих философских школ:

а) пифагореизм;

б) платонизм и неоплатонизм;

в) стоицизм;

г) атомизм;

д) скептицизм;

е) аристотелизм;

ж) диалектика.

 

- Учение какого средневекового мыслителя в 1878г. Решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма:

а) Тертуллиана,

б) Августина Блаженного,

в) П.Абеляра,

г) Ф.Аквинского,

д) И.Росцеллина?

 

- Какая проблема лежит в основании спора номиналистов и реалистов:

а) соотношение веры и разума;

б) создания мира Богом;

в) универсалий;

г) двойственности природы человека (божественной и земной)?

 

- Установите соответствие этапов развития средневековой христианской философии и мыслителей, которые к ним принадлежат:

Философские мыслители:                                 Этапы развития средневековой философии

1) Тертуллиан,                                                       А – патристика;

2) Ф.Аквинский,                                                    Б – схоластика.

3) И.Росцеллин,

4) У.Оккам,

5) Августин Блаженный?

 

- Установите соответствие особенностей средневековой христианской философии и философских положений:

Философские положения:                                                                                                                                                   Особенности средневековой христианской философии:

а) Учение о сотворении мира Богом;                                                                                                                                    1. Теоцентризм. 

б) признание реальности, определяющей все сущее, Богом, а не природой;                                                                   2. Креационизм. 

в) понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека?                    3. Провиденциализм.

 

- К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):

а) сотворение мира из ничего;                                             

б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц;          

в) богов много, но верховным является Зевс;

г) концепция реинкарнации (переселения душ);

д) человек создан по образу и подобию божьему.

 

- Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

а) нет Бога кроме Аллаха;

б) Бог есть Единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

г) Бог есть Все и все есть Бог;

д) Бог есть безличная духовная реальность.

 

- Основной догмат христианства:

а) дуализм;                

б) триединство;        

в) деизм;

г) пантеизм;

д) скептицизм.

 

- Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:

а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Бо­гом;

б) человек — худшее из творений, созданных Богом;

в) человек — случайность, ничего не стоящая;

г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;

д) человек – «думающая машина».

 

- В центре размышлений философов средних веков стоит:

а) природа;            

б) личность;         

в) Бог;

г) идеальный мир;

д) процесс познания.

 

- Наиболее важный раздел знания в Средневековье:

а) философия;                      

б) теология;                          

в) наука;

г) логика;

д) математика.

 

- В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения;                      

б) предопределения;       

в) откровения;

г) грехопадения;

д) спасения.

 

- Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название:

а) тенденция;      

б) теократия;      

в) теогония;

г) теодицея;

д) теизм.

 

- Средневековая философская мысль:

а) отвергала полностью античную философию;

б) продолжала традиции античных философов;

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соот­ветствии с собственными запросами;

г) использовала мотивы античной мифологии;

д) не знала античной философии.

 

- Христианско-религиозное понимание истории означает:

а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;

б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;

в) история есть прогресс науки и техники;

г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;

д) история есть развертывание классовой борьбы.

 

- Апологеты во II в. н. э.:

а) являлись сторонниками Юлиана Отступника;                   

б) защищали, оправдывали христианское вероучение;         

в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;

г) рассматривали противоположность духа и материи;

д) являлись сторонниками атомизма.

 

- Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:

а) дух;        

б) душа;     

в) разум;

г) тело;

д) воля.

 

- Центральным объектом философского осмысления Августин делает:

а) человека;                          

б) Бога;                                 

в) природу;

г) логику;

д) математику.

 

- Исторический период развития патристики: 

а) III-VIII вв.; 

б) XII-XVвв.; 

в) X-XVвв.; 

г) IX-XIIвв.

 

- Этап средневековой европейской философии IX-XIVвв.: 

а) патристика; 

б) схоластика; 

в) апологетика; 

г) софистика.

 

- Содержание основного догмата христианского вероучения: 

а) нет Бога выше Аллаха; 

б) Бог есть Единое; 

в) Бог существует в трех ипостасях; 

г) Бог есть Все и Все есть Бог.

 

- Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов: 

а) найти рациональные доказательства веры; 

б) исследовать природу; 

в) исследовать социальную действительность; 

г) сформировать христианскую философию.

 

- Универсалии в средневековой философии: 

а) общее, присущее всем конкретным объектам; 

б) апостериорные аргументы в пользу бытия Бога; 

в) все реально существующие индивидуальные объекты; 

г) каждая вещь, как единство общего и частного.

 

- Мыслитель, осуществивший синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии: 

а) Августин Блаженный; 

б) Филон Александрийский; 

в) Альберт Великий; 

г) Фома Аквинский.

 

- Философ, определивший время как меру движения и изменения: 

а) Августин Блаженный; 

б) Тертуллиан; 

в) Ориген; 

г) Пьер Абеляр.

 

- Автор принципа «Верю, чтобы понимать»: 

а) Ансельм Кентерберийский; 

б) Альберт Великий; 

в) Бонавентура; 

г) Пьер Абеляр.

 

- Автор принципа «Понимаю, чтобы верить»: 

а) Пьер Абеляр; 

б) Ансельм Кентерберийский; 

в) Дунс Скотт; 

г) Альберт Великий.

 

- Философия, утверждающая, что Высшая реальность есть не безличная сущность, а Личный Бог – Троица (единосущие при трех ипостасях): 

а) христианская; 

б) античная; 

в) буддийская; 

г) арабо-мусульманская.

 

- Автор произведений «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем», «О блаженной жизни»: 

а) Аврелий Августин; 

б) Северин Боэций; 

в) Фома Аквинский; 

г) Уильям Оккам.

 

- Произведение Фомы Аквинского: 

а) «Сумма теологии»; 

б) «О Граде Божием»; 

в) «О предопределении»; 

г) «Об истине».

 

- Средневековые арабо-мусульманские философы: (укажите все правильные варианты)

а) Абу Бакр; 

б) Аль-Фараби; 

в) Ибн-Сина (Авиценна); 

г) Ибн Рушд (Аверроэс).

 

- Средневековые философы полагали, что человек, как и Бог, обладает свободой: 

а) воли; 

б) веры; 

в) разума; 

г) чувств.

 

- Тертуллиан утверждал:

а) «Верю, потому что абсурдно»

б) «Вера лежит в основе знаний»

в) «Мыслю – значит, существую»

 

- Отстаивал право церкви на принуждение к вере:

а) Тертуллиан

б) Августин

в) Ф. Аквинский

 

- Ибн-Сина утверждал, что свидетельством бессмертия души является:

а) Разум

б) Чувства

в) Воля

 

- «Божественный разум – основа природы, познавая природу, человек может познать мудрость Бога», – утверждал:

а) Ф. Аквинский

б) Тертуллиан

в) Августин

 

- Иисус Христос, согласно христианскому вероучению:

а) Бог

б) Человек

в) Богочеловек

 

- Иисус Христос родился в:

а) Вифлееме

б) Назарете

в) Иерусалиме

 

- Греческое слово «христос» означает:

а) Мессия

б) Святой

в) Пророк

 

- Христос питал к людям:

а) Жалость

б) Любовь

в) Терпимость

 

- Иисуса Христа крестил:

а) Иоанн

б) Моисей

в) Авраам

 

- Условием «спасения» в христианстве является:

а) Добрые дела

б) Аскетизм

в) Вера в Христа

 

- В Нагорной проповеди Христа изложены:

а) Символы веры

б) Христианская мораль

в) Христианские таинства

 

- Своими страданиями и смертью на кресте Христос стал искупительной жертвой:

а) Козней иудейских священников

б) Богу-отцу за грехи людей

в) Все вместе

 

- «О граде Божьем» – работа:

а) Тертуллиана

б) Августина

в) Ф. Аквинского

 

- Привел логическое доказательство существования Бога:

а) Ф. Аквинский

б) Ибн-Сина

в) Н. Кузанский

 

- Согласно христианскому вероучению, реальностью, определяющей мир, является:

а) Деятельность человека

б) Деятельность Бога

в) Природа (космос)

 

- Разработал философско-христианскую систему нравственных ценностей:

а) Филон

б) Тертуллиан

в) Сенека

 

- Крестил Христа:

а) Иоанн

б) Ной

в) Давид

 

- Моисей – пророк, действующее лицо:

а) Ветхого Завета

б) Евангелия

в) Апокалипсиса

 

- Искупительную жертву Христа означает выражение:

а) Христос – Богочеловек

б) Христос – Агнец Божий

в) Христос – Бог Сын

 

- Коренная черта христианской морали:

а) Аскетизм

б) Любовь к человеку

в) Добрые дела

 

- Спасение души – высшая форма деятельности человека, утверждает философия:

а) Средневековья

б) Возрождения

в) Античности

 

- Антропоцентризм – основная идея:

а) Средневековья

б) Возрождения

в) Античности

 

- Автор работы «О круговращении небесных тел»:

а) Коперник

б) Аристотель

в) Кузанский

 

- Человек является высшей ценностью, утверждает гуманизм, характерный для:

а) Античности

б) Средневековья

в) Возрождения

 

- Гуманистическое мировоззрение утверждает, что человек:

а) Божье творение

б) Свободное существо, творящее самого себя и окружающий мир

в) Микрокосмос, подчиняющийся Логосу – единому закону

 

- Философ Средневековья, систематизатор схоластики: 

а) Фома Аквинский; 

б) Августин Блаженный; 

в) Ансельм Кентерберийский; 

г) Пьер Абеляр.

 

- Фома Аквинский разработал ___ доказательств бытия Бога: 

а) 5; 

б) 6; 

в) 7; 

г) 8; 

д) 9.

 

- Философы эпохи Средневековья: (укажите все правильные варианты)

а) Фома Аквинский; 

б) Аврелий Августин; 

в) Френсис Бэкон; 

г) Николай Коперник.

 

- Согласно воззрениям Уильяма Оккама: 

а) философия – служанка богословия; 

б) теология – служанка философии; 

в) истины философии и теологии совпадают; 

г) философия и теология независимы друг от друга.

 

- Основой духовной жизни в концепции Августина является:

а) разум;

б) воля;

в) переживание;

г) вера;

д) страсть.

 

- Высший критерий истины в концепции Августина:

а) опыт;                

б) разум;              

в) откровение;

г) эксперимент;

д) нет такого критерия.

 

- Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформулировать теорию познания;

д) обосновать научный метод.

 

- В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом;

б) чувством и мыслью;

в) сознательным и бессознательным;

г) разумом и интуицией.

 

- Предметом спора об универсалиях было:

а) триединство Бога;

б) методы спасения;

в) реальное существование общих понятий;

г) место Бога в мире;

д) первооснова бытия.

 

- В споре об универсалиях реалисты:

а) приписывали существование общему;

б) не допускали реального существования универсалий;

в) отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысль, понятие, имя;

г) считали, что универсалии есть априорные конструкты познания;

д) считали, что универсалии есть психическая иллюзия.

 

- Номинализм в своей атаке на строгую рационали­зацию религиозных догматов, тем самым:

а) укрепил христианскую теологию;

б) подготовил почву для отделения теологии от философии;

в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;

г) затормозил формирование науки Нового времени;

д) дал толчок развитию мистики.

 

- По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:

а) религия и философия несовместимы;

б) все догматы религии должны быть доказаны разумом;

в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;

г) философия должна быть упразднена;

д) религия должна быть упразднена.

 

- Фома Аквинский придерживался концепции:

а) о несовместимости веры и знания;        

б) о превосходстве знания над верой;        

в) о гармонии веры и знания;

г) о превосходстве веры над знанием.

 

- Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;              

б) томизмом;               

в) августинизмом;

г) папизмом;

д) протестантизмом.

 

- Возникновение течений номинализма и реализма связано с решением проблемы …

а) Универсалий       

б) Познания 

в) Бытия                                                 

г) Добра и зла

 

- Основными проблемами в средневековой философии являются… (укажите все правильные варианты)           

а) веры и разума     

б) универсалий     

в) материальной субстанции     

г) научного метода

д) доказательства бытия Бога

 

- В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:

а) безоговорочно защищал идею личного Бога;                                        

б) признавал Бога полностью трансцендентным, непозна­ваемым;         

в) считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе;

г) полагал, что Бог — это и есть природа;

д) считал, что Бог – это перводвигатель.

 

- Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский ис­ходил из того, что:

а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;

б) душа является частью тела, выступая его формирую­щим принципом;

в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;

г) душа есть проявление надындивидуального духа, пото­му она неуничтожима.

 

- Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:

а) Августин Блаженный;

б) Фома Аквинский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Альберт Великий;

д) Тертуллиан.

 

- Установите соответствие философа философскому направлению:

а) реализм;                        1) Уильям Оккам;

б) номинализм;                 2) Ансельм Кентерберийский;

                                           3) Иоанн Росцелин;

                                           4) Фома Аквинский.

 

- Установите последовательность философов Средневековья:

а) Фома Аквинский;

б) Блаженный Августин;

в) Филон Александрийский;

г) Тертуллиан.

 

- Установите последовательность возникновения философских трудов:

а) «О граде Божьем» Блаженный Августин;

б) «Сумма теологии» Фома Аквинский;

в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит;

г) «О началах» Ориген.

 

- Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

а) «О граде Божьем»;                           1) Дионисий Ареопагит;

б) «Сумма теологии»;                          2) Бл. Августин;

в) «О божественных именах»;            3) Ориген;

г) «О началах»;                                     4) Фома Аквинский.

 

- Средневековая христианская философия предложила новое понимание сущности взаимоотношений человека и природы по сравнению с античной философией. Оно состояло в том, что средневековая философия:

а) возвысила человека, как существо, приближенное к Богу (человек создан “по образу и подобию” Бога), тем самым относительно принизив статус природы (хоть и творение Бога, но более “низкое”, чем человек);

б) принизила статус как человека, так и природы, сделав их безвольной игрушкой в руках Бога, без воли которого ничего в этом мире произойти не может;

в) возвысила как человека (объявив привилегированным созданием Бога, заронившего в него свою “искру”), так и природу, поскольку любое творение Бога “выше критики”.

 

- Вставьте пропущенное понятие в следующее определение: “ _________ - философское течение, согласно которому реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные, конкретные вещи (этот дом, эта книга), общее же в вещах - это всего лишь имя, название, понятие.”

 

- Вставьте пропущенное название: Историю средневековой христианской философии принято делить на два этапа: с I по VIII в.в. и с IX по XIV в.в. Первый из них получил название “патристика”, второй - “______”.

 

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21