Тестовые вопросы по теме «Средневековая
философия»
-
Назовите черты, характерные для философского мышления эпохи средневековья:
(укажите все правильные варианты)
а)
агностицизм
б)
космоцентризм
в)
провиденциализм
г)
креационизм
д)
символизм
-
Характерным для философского мышления эпохи Средневековья был:
а)
космоцентризм
б)
антропоцентризм
в)
теоцентризм
г)
пантеизм
-
Укажите традицию, в рамках которой акцентируется внимание на сотворённости
мира:
а)
эволюционизм
б)
креационизм
в)
структурализм
г)
космизм
-
Кто из представителей патристики ставил знание выше веры?
а)
Тертуллиан
б)
Ориген
в)
Августин
г)
все перечисленные
д)
никто
-
В основе средневековой гносеологии лежит идея:
а)
творения;
б)
предопределения;
в)
откровения;
г)
грехопадения;
д)
спасения.
-
Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии
а)
средневековья
б)
античности
в)
возрождения
г)
нового времени
-
Противопоставление культуры и цивилизации характерно для …
а)
Неклассической философии XIX-XX вв.
б)
Философии средних веков
в)
Философии античности
г)
Философии эпохи Возрождения
-
В рамках ранней патристики апологетика выступает как
а)
защита и оформление христианской теологии борьба с язычеством,
б)
система парадоксальных текстов, провоцирующих теологическую мысль,
в)
попытка переосмыслить Священное Писание,
г)
апокрифическая литература.
-
В Средневековье были разработаны пять доказательств бытия Бога христианским
богословом...
а)
Августином Блаженным
б)
Фомой Аквинским
в)
Иоганном Росцеллином
г)
Уильямом Оккамом
-
Реализм средневековый - это философская идея, утверждавшая
а)
реалистический взгляд на природу разума
б)
реальность небытия
в)
необходимость реалистичного отображения действительности
г)
реальное существование общих понятий
д)
реальность физического мира
-
Определите, что утверждает принцип гармонии веры и разума, выдвинутый Фомой
Аквинским
а)
необходимость размежевания богословия и философии:
б)
необходимость использования философии для более доступного изложения и
обоснования истин религии;
в)
примат философии над богословием.
-
В рамках ранней патристики апологетика выступает как:
а)
защита и оформление христианской теологии, борьба с язычеством
б)
система парадоксальных текстов, провоцирующих теологическую мысль
в)
попытка переосмыслить Священное Писание
г)
апокрифическая литература
-
Выделите философские основания апологетики Средневековья...
а)
стоицизм
б)
скептицизм
в)
неоплатонизм
г)
эпикуреизм
-
Патристика это:
а)
совокупность теолого-филосовских взглядов, христианских мыслителей
б)
принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую
природу
в)
принцип принятия за основу всего сущего одного начала
-
Термин «креационизм» переводится с латинского как …
а)
«сотворение»
б)
«Бог»
в)
«отец»
г)
«проведение»
-
Выберите правильное определение креационализма:
а)
принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и не живую
природу
б)
такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает
Бог
в)
система взглядов, в соответствии с которой мировые события управляются
божественным существом
-
Кто из средневековых философов считал, что божественные истины противоречат
здравому смыслу, чем более они фантастичны, тем более верны? Ему так же
принадлежит высказывание: «верю потому, что абсурдно».
а)
Августин
б)
Ориген
в)
Тертуллиан
г)
Ф.Аквинский
-
В Средневековье были разработаны пять доказательств бытия Бога христианским
богословом...
а)
Августином Блаженным
б)
Фомой Аквинским
в)
Иоганном Росцеллином
г)
Уильямом Оккамом
-
Какой аспект учения Платона был взят на вооружение теологией раннего
средневековья?
а)
учение о государстве
б)
учение об идеях
в)
учение о душе
-
В эпоху Средневековья патристика в лице отцов церкви Августина Аврелия и др.
защищала и обосновывала христианские догматы о сотворении мироздания Богом. При
этом она опиралась на философию:
а)
Гераклита
б)
Демокрита
в)
Плотина
г)
Лукреция Кара
-
В эпоху Средневековья схоластика занималась в основном защитой и рациональным
обоснованием патристики. Для этой цели она использовала рационализм
философии...
а)
Гераклита
б)
Аристотеля
в)
Эпикура
г)
Демокрит
-
Важнейшей для средневековой философии была тема…
а)
Познания
б)
Веры и знания
в)
Пантеизма
г)
Демократии
-
Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях,
разделил их на два основных лагеря...
а)
Материалистов и идеалистов
б)
Логиков и лириков
в)
Реалистов и номиналистов
г)
Агностиков и гностиков
-
К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии следует
отнести проблему
а)
доказательств бытия Бога
б)
спасения
в)
соотношения души и тела
г)
свободы воли
д)
существования универсалий
-
Наиболее значительную роль натурфилософия играла в философии …
а)
Средневековья
б)
Нового времени
в)
марксизма
г)
Античности
-
Как закономерный процесс освобождения человека, осознание им собственной
свободы, понимал историю…
а)
Ф. Аквинский
б)
Аристотель
в)
Д. Вико
г)
Гегель
-
В Средневековье философия была определена как служанка богословия потому, что
она ...
а)
представляла собой неполноценный уровень знаний
б)
имела формальный аппарат рационального доказательства
в)
она пользовалась непререкаемым авторитетом в обществе
-
О чем шел спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии:
а)
о природе универсалий
б)
о смысле жизни
в)
о бессмертии души
г)
о познаваемости мира
-
В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит
представление о главенстве:
а)
человека
б)
космоса
в)
Бога
г)
природы
-
Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема
соотношения веры и:
а)
разума
б)
чувства
в)
интуиции
г)
долга
-
Характерная черта средневековой философии:
а)
космоцентризм
б)
теоцентризм
в)
гуманизм
г)
антиклерикализм
-
Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано:
а)
искусством
б)
наукой
в)
мифологией
г)
религией
-
Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья?
а)
материалистическое;
б)
идеалистическое;
в)
диалектическое;
г)
агностическое.
-
Какими чертами характеризуется философия Средних веков?
а)
рациональность
б)
схолатность
в)
космоцентризм
г)
догматизм
-
Какой этап средневековой философии является главным?
а)
патристика;
б)
схоластика;
в)
все перечисленное.
-
Что называют сакрализацией философии?
а)
сближение с религией;
б)
сближение с наукой;
в)
все перечисленное.
-
Схоластическая философия ставит на первый план:
а)
отношения разума и веры;
б)
отношения религии и науки;
в)
все перечисленное.
-
О соотношении общего и единичного в схоластической философии решался:
а)
с позиций «номинализма»;
б)
позиций «реализма»;
в)
все перечисленное.
-
Проблема универсалий в средневековой схоластике решалась следующими
направлениями: (укажите все правильные варианты)
а)
реализмом
б)
номинализмом
в)
рационализмом
г)
эмпиризмом
д)
концептуализмом
-
С точки зрения средневековой онтологии подлинным бытием обладает:
а)
бог;
б)
природа;
в)
человек;
г)
общество.
-
В основе средневековой онтологии лежит идея:
а)
творения;
б)
откровения;
в)
эволюции;
г)
множественности миров.
-
Какими проблемами занималась средневековая философия?
а)
проблемами науки
б)
проблемами природы
в)
проблемами Бога
г)
проблемами души
-
Кем в средние века считалась философия по отношению к теологии?
а)
матерью
б)
сестрой
в)
госпожой
г)
служанкой
-
Имя какой из этих школ превратилось в синоним формального и догматического
мышления?
а)
стоицизма
б)
скептицизма
в)
софизма
г)
схоластики
-
По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о
том, что:
а)
религия и философия несовместимы;
б)
все догматы религии должны быть доказаны разумом;
в)
религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;
г)
философия должна быть упразднена;
д)
религия должна быть упразднена.
-
Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:
а)
дух;
б)
душа;
в)
разум;
г)
тело;
д)
воля.
-
В центре размышлений философов средних веков стоит:
а)
природа;
б)
личность;
в)
Бог;
г)
идеальный мир;
д)
процесс познания.
-
Фома Аквинский придерживался концепции:
а)
о несовместимости веры и знания;
б)
о превосходстве знания над верой;
в)
о гармонии веры и знания;
г)
о превосходстве веры над знанием.
-
К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):
а)
сотворение мира из ничего;
б)
мир состоит из мельчайших неделимых частиц;
в)
богов много, но верховным является Зевс;
г)
концепция реинкарнации (переселения душ);
д)
человек создан по образу и подобию божьему.
-
Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
а)
нет Бога кроме Аллаха;
б)
Бог есть Единое;
в)
Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;
г)
Бог есть Все и все есть Бог;
д)
Бог есть безличная духовная реальность.
-
Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том,
чтобы:
а)
исследовать социальную действительность;
б)
исследовать природу;
в)
найти рациональные доказательства веры;
г)
сформулировать теорию познания;
д)
обосновать научный метод.
-
В схоластике провозглашалось различие между:
а)
верой и разумом;
б)
чувством и мыслью;
в)
сознательным и бессознательным;
г)
разумом и интуицией.
-
Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им
созданное, называется:
а)
атомизмом;
б)
томизмом;
в)
августинизмом;
г)
папизмом;
д)
протестантизмом.
-
В своих рассуждениях о боге Фома Аквинский:
а)
безоговорочно защищал идею личного бога;
б)
признавал бога полностью трансцендентным, непознаваемым;
в)
считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе;
г)
полагал, что бог — это и есть природа;
д)
считал, что бог — это перводвигатель.
-
Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что:
а)
душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;
б)
душа является частью тела, выступая его формирующим принципом;
в)
душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не
уничтожается вместе с телом;
г)
душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима.
-
Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем
самым:
а)
укрепил христианскую теологию;
б)
подготовил почву для отделения теологии от философии;
в)
поставил на новую основу авторитарное положение церкви;
г)
затормозил формирование позитивизма Нового времени;
д)
дал толчок развитию мистики.
-
Средневековая философская мысль:
а)
отвергала полностью античную философию;
б)
продолжала традиции античных философов;
в)
использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с
собственными запросами;
г)
использовала мотивы античной мифологии;
д)
не знала античной философии.
-
Христианско-религиозное понимание истории означает:
а)
история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;
б)
история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;
в)
история есть прогресс науки и техники;
г)
история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;
д)
история есть развертывание классовой борьбы.
-
Наиболее важный раздел знания в средневековье:
а)
философия;
б)
теология;
в)
наука;
г)
логика;
д)
математика.
-
Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что
они:
а)
брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;
б)
открыто утверждали примат материи над духом;
в)
отрицали наличие материального;
г)
сформулировали атомистическую концепцию;
д)
отрицали возможность познания мира.
-
Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:
а)
человек — одно из существ равное другим существам, созданных Богом;
б)
человек — худшее из творений, созданных Богом;
в)
человек — случайность, ничего не стоящая;
г)
человек – "венец творения" и повелитель всего созданного для него
Богом;
д)
человек – «думающая машина».
-
Трактат Фомы Аквинского носит название:
а)
«Сумма технологии»;
б)
«Сумма теологии»;
в)
«Сумма размышлений»;
г)
«Сумма мнений»;
д)
«Сумма истин».
-
Чье богословское учение считается официальной доктриной католической церкви?
а)
Иоанн Златоуст
б)
Августин Блаженный
в)
Фома Аквинский
г)
Франциск Ассизский
-
Какой греческий философ пользовался у схоластиков наибольшим авторитетом?
а)
Сократ
б)
Платон
в)
Аристотель
г)
Эпикур
-
Какую проблему решали средневековые философы-номиналисты?
а)
быть или не быть?
б)
существует ли Бог?
в)
какова природа общих понятий?
г)
проблему искусственного интеллекта
-
Как в средние века назывался жанр философско-богословской энциклопедии?
а)
сумма
б)
лемма
в)
опус
г)
фолиант
-
Как называют мыслителей, заложивших основы христианской теологии?
а)
догматики
б)
основоположники
в)
отцы церкви
г)
святые угодники
-
Реализм как течение средневековой философии представляет собой:
а)
учение о реальном существовании единичных вещей
б)
учение о реальном существовании общих понятий
в)
учение о реальности окружающего мира
г)
учение о Боге
-
Какая из нижеперечисленных характеристик человека в наибольшей степени
соответствует духу средневековой философской антропологии?
а)
человек есть мера всех вещей;
б)
человек – существо двойственное, в нем есть как нечто божественное, духовное,
так и нечто телесное, тёмное, греховное;
в)
человек есть существо политическое;
г)
человек представляет собой продукт природы, абсолютно детерминированный её
законами.
-
В чем заключается суть средневековой схоластики?
а)
в стремлении обосновать религиозные догмы и систематизировать вероучение;
б)
в попытках отыскания пути, ведущего к жизни, независимой от внешних
обстоятельств;
в)
в стремлении постигнуть божественное путем ухода от чувственного мира и
соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге;
г)
в попытках разработки принципов справедливого общественного устройства.
-
Философский реализм – это философское направление:
а)
адекватно воспроизводящее реальность.
б)
утверждающее, что реальным существованием обладают только общие понятия, а не
единичные вещи.
в)
утверждающее, что реальны только единичные вещи
-
Мыслители эпохи Средневековья: (укажите все правильные варианты)
а)
Платон,
б)
Ф.Аквинский,
в)
Гераклит,
г)
И. Росцеллин,
д)
У. Оккам,
е)
Эпикур.
-
Номинализм - это философское направление:
а)
утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь
единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;
б)
утверждающее принцип гармонии веры и разума;
в)
отрицающее возможность познания внешнего мира;
г)
рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.
-
Какая пара философских направлений получила преимущественное развитие в эпоху
Средневековья?
а)
эмпиризм и рационализм;
б)
диалектика и метафизика;
в)
реализм и номинализм;
г)
скептицизм и агностицизм
-
Отличительные особенности, характерные для средневековой философии: (укажите
все правильные варианты)
а)
теоцентризм;
б)
космоцентризм;
в)
противопоставление "града земного" и "града небесного";
г)
диалектичность;
д)
понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мира.
-
Средневековый мыслитель, чье учение в
а)
Тертуллиан
б)
Августин Блаженный
в)
Фома Аквинский
г)
Иоанн Росцеллин
-
Проблема, лежащая в основании спора номиналистов и реалистов:
а)
соотношение веры и разума;
б)
создание мира Богом;
в)
универсалий;
г)
двойственности природы человека (божественной и земной)
-
Для средневековой философии характерен:
а)
пантеизм
б)
политеизм
в)
теизм
г)
деизм
-
«Пять путей от мира к Богу» в философии Фомы Аквинского:
а)
пять логических доказательств бытия Бога;
б)
пять способов обретения истинной веры;
в)
пять догматов христианского вероучения;
г)
пять заповедей христианской морали.
-
Определите понимание бытия, соответствующее принципам средневековой
христианской философии:
а)
бытие – это реальное существование объектов материального мира
б)
бытие – это непосредственное существования чего – либо;
в)
бытие есть независимое от сознания существование объективного мира
г)
бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге;
-
Польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира – это:
а)
Н. Кузанский
б)
Н. Коперник
в)
Дж. Бруно
г)
Д. Дидро
-Укажите
представителя реализма западноевропейской средневековой философии:
а)
Пьер Абеляр
б)
Аврелий Августин
в)
Иоанн Расцелин
г)
Уильям Оккам
-
Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется...
а)
креационизмом
б)
томизмом
в)
провиденциализмом
г)
индетерминизмом
-
«Всё в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает...
а)
волюнтаризм
б)
нигилизм
в)
фатализм
г)
провиденциализм
-
Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», то есть общих
понятиях, разделил на два основных лагеря...
а)
реалистов и номиналистов
б)
эмпириков и рационалистов
в)
монистов и дуалистов
г)
диалектиков и метафизиков
-
Особенностью средневекового стиля мышления является…
а)
антропоцентризм
б)
деизм
в)
теоцентризм
г)
космизм
-
Характерной чертой средневековой философии является:
а)
космоцентризм;
б)
антропоцентризм;
в)
теоцентризм;
г)
скептицизм.
-
Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего,
называется:
а)
креационизм;
б)
диалектика;
в)
дуализм;
г)
монотеизм.
-
Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого
человека:
а)
фидеизм;
б)
провиденциализм;
в)
креационизм;
г)
монотеизм.
-
Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о
главенстве:
а)
Бога;
б)
человека;
в)
природы;
г)
космоса.
-
Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение
физической боли, одиночества:
а)
аскетизм;
б)
гедонизм;
в)
рационализм;
г)
эпикурейство.
-
Из перечисленных ниже признаков средневековую европейскую философию
характеризовал (-и) как
а)
религиозный догматизм
б)
гедонистическая этика
в)
признание веры способом постижения истины
г)
опора на строгую науку
д)
натурализм
-
Какие из направлений и школ относятся к средневековой философии?
а)
стоики;
б)
атомисты;
в)
неоплатонизм;
г)
схоластика;
д)
реализм.
-
Выделите основные черты средневековой философии:
а)
разработка теократических идей;
б)
антропоцентризм;
в)
теоцентризм;
г)
материализм;
д)
представление о единстве материального и духовного.
-
Как патристика решала вопрос о свободе воли человека?
а)
свобода воли рождается вместе с человеком;
б)
свобода воли должна направляться разумом;
в)
человек не обладает свободой воли;
г)
свобода воли основана на бессознательном.
-
Какие основные формы выделял Ф. Аквинский?
а)
познание мира дается чувствами и разумом;
б)
главная форма познания - «интеллектуальная интуиция»;
в)
основные формы познания: чувственность, рассудок и разум;
г)
познание истины двояко: познание с помощью разума или через благодать.
-
В "Исповеди" Августина впервые поднимается вопрос...
а)
о возможности построения идеального государства
б)
о познании мира
в)
о соотношении бытия и небытия
г)
о свободе воли человека
-
Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы:
а)
античность, возрождение, новое время;
б)
апологетика, патристика, схоластика;
в)
возрождение, просвещение, неклассическая философия;
г)
варианты а и б верны.
-
Средневековая философия (III – XV вв.) синтезирует основные идеи нарождающегося
христианства с философскими идеями античности. Её идейно-теоретическими корнями
стали:
а)
гедонизм, атомизм, этический рационализм;
б)
платонизм, неоплатонизм и аристотелизм;
в)
пифагореизм, эпикуреизм, натурфилософия;
г)
варианты а и б верны.
-
Существовавшая в Средние века картина мира получила название:
а)
геоцентрической;
б)
гелиоцентрической;
в)
механической;
г)
варианты б и в верны.
-
Согласно Аврелию Августину разумом постигается:
а)
сотворенное, конечное бытие, хотя и не до конца;
б)
вечное, абсолютная истина;
в)
знание о божественном (нетварном) бытии;
г)
как тварное (сотворённое), так и нетварное (вечное) бытие.
-
Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том,
чтобы:
а)
исследовать социальную действительность;
б)
исследовать природу;
в)
найти рациональные доказательства веры;
г)
сформировать христианскую философию в противовес языческой.
-
Учение Фомы Аквинского (1221-1274) и целое религиозно-философское направление,
им созданное, называется:
а)
атомизмом;
б)
томизмом;
в)
августинизмом;
г)
папизмом.
-
Реализм (в пер. с лат. – вещественный), представителями которого были Августин, Ансельм Кентерберийский, видит
существование общего (общих понятий, универсалий, напр., Бога) вне и до вещей.
Это означает, что:
а)
существует лишь общее, которое носит идеальный характер, реальные вещи – только
проявление общего как идеального;
б)
реально существуют только единичные, конкретно-чувственные вещи;
в)
общее вне вещей реально не существует, оно существует в самих вещах и
выделяется нашим умом;
г)
общее неотделимо от единичных вещей, оно существует в них, и только
абстрагирующее мышление человека рассматривает общее вне единичного.
-
Крайности номинализма и реализма преодолел __________, выдвинувший концепцию
умеренного реализма.
а)
Августин Блаженный;
б)
Фома Аквинский;
в)
Ансельм Кентерберийский;
г)
Климент Александрийский.
-
Выдающимся представителем этапа патристики является...
а)
Ф.Аквинский
б)
Августин Аврелий
в)
У.Оккам
г)
Р.Бэкон
-
К патристике относятся следующие философы
а)
Боэций
б)
Фома Аквинский
в)
Пьер Абеляр
г)
Августин
-
Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается
а)
антропоцентризм
б)
теоцентризм
в)
наукоцентризм
г)
космоцентризм
-
IX - XIV вв. средневековой философии называются
а)
схоластики,
б)
Апологетика,
в)
софистики,
г)
Патристики.
-
Вековой спор средневековых мыслителей об "универсалиях", т.е. общих
понятиях, разделил их на два основных лагеря ...
а)
эмпириков и рационалистов
б)
диалектиков и метафизиков
в)
монистов и дуалистов
г)
реалистов и номиналистов
-
Согласно Ф. Аквинскому бытие и сущность…
а)
совпадают в природных явлениях
б)
совпадают в человеке
в)
совпадают в Боге
г)
никогда не совпадают
-
"Бритва Оккама" отражает содержание принципа:
а)
"возлюби ближнего своего, как самого себя"
б)
"не следует умножать сущности сверх необходимого"
в)
"нет ничего помимо Бога и Бог есть бытие"
г)
"все сущее есть благо"
- Определите понимание бытия,
соответствующее принципам средневековой христианской философии:
а) Бытие есть реальное существование
объектов материального мира.
б) Бытие - это непосредственное
существование чего-либо.
в) Бытие есть независимое от сознания
существование объективного мира.
г) Бытие всеобщих истин должно быть
мыслимо как бытие идей в Боге.
- установите соответствие средневековых
мыслителей и философских течений, к которым они принадлежат:
Установите соответствие:
1) И.Росцеллин, а) реализм,
2) Ф.Аквинский, б) номинализм,
3) И.Дунс Скот, в) концептуализм.
4) У.Оккам.
-
Средневековый автор изречения: «Верую, чтобы понимать» - это …
а)
Аврелий Августин;
б)
Фома Аквинский;
в)
Иоанн Дамаскин.
-
В чем выразилась антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения?
а)
В критике средневековой философии;
б)
В критике античной философии;
в)
В критике восточной философии.
-
Соотнесите направления философии средних веков и следующие хронологические
периоды:
а)
Ранняя патристика б)
Зрелая и поздняя патристика в)
Ранняя схоластика г)
Расцвет схоластики д)
Поздняя схоластика |
1)
12-15 вв. 2)
12-13 вв. 3)
7-12 вв. 4)
4-7 вв. 5)
2-4 вв. |
-
Как называется философская школа в современном капитализме, исходящая из учения
Ф. Аквинского?
а)
Неотомизм;
б)
Неоплатонизм;
в)
Атомизм.
-
Истоки средневековой философии находятся в:
а)
атомистической философии античности
б)
философии возрождения
в)
философия Сократа
г)
философия Платона, стоиков и эпикурейцев
-
Кто из философов средневековья утверждал независимость души и тела?
а)
Фома Аквинский;
б)
Иоанн Дамаскин;
в)
Аврелий Августин.
-
Как можно по Августину, перейти от «царства земного» к «царству небесному»?
а)
С помощью постоянного устремления к богу посредством молитвы;
б)
Посредством соблюдения строгого аскетизма;
в)
С помощью постоянного стремления к состоянию просветления.
-
Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину – это …
а)
Интуиция;
б)
Разум;
в)
Вера в Бога.
-
Что выдвигает Фома Аквинский – крупный представитель теологии средневековой
философии?
а)
5 собственных доказательств бытия Бога.
б)
4 благородные истины;
в)
Христианские заповеди.
-
Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих
понятий, считая их лишь словесными оболочками –
а)
Номинализм.
б)
Реализм;
в)
Консерватизм.
-
Сторонники номинализма – направления средневековой теологической философии –
считали, что реально существовали …
а)
Общие понятия;
б)
Единичные понятия.
в)
Отдельные вещи.
-
Чему противопоставлялась вера в средневековье?
а)
Интуиции;
б)
Чувствам;
в)
Разуму.
-
Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом …
а)
Познавательную деятельность;
б)
Предпринимательскую деятельность;
в)
Благотворительную деятельность.
-
Кто относится к представителям средневековой философии?
а)
Росцелин;
б)
Цицерон;
в)
Оккам;
г)
Сенека;
д)
Аквинский;
е)
Лукиан;
ж)
Августин;
з)
Скот.
-
В какой эпохе ценности связывали с божественной сущностью?
а)
Античность;
б)
Средневековье;
в)
Возрождение.
-
Как называется учение о конце мира?
а)
Эсхатология;
б)
Теология;
в)
Энтелехия.
-
Соотнесите представителей и направления средневековой философии.
а)
Реализм |
1)
Абеляр, Скот |
б)
Номинализм |
2)
А. Блаженный, Ф. Аквинский |
в)
Концептуализм |
3)
Росцелин, Оккам |
- Какое философское направление являлось
господствующим в Средневековье?
а) материалистическое;
б) идеалистическое;
в) диалектическое;
г) агностическое.
- Установите соответствие приведенных ниже
суждений и философских течений, к которым они относятся:
Философские суждения:
1) "... Наш интеллект через
интеллектуальный образ человека познает некоторым образом бесконечное множество
людей, но не в тех различиях, которые они имеют между собой, а лишь в
объединяющем их родовом естестве".
2) "Философы, утверждая, что
универсалии существуют в уме, а не в предметах внешнего мира, ... вовсе этим не
хотят сказать, что универсалии вообще не существуют в предметах внешнего
мира".
3) "Общее и всеобщее - это создания
человеческого разума... Общее и всеобщее не относятся к действительному существованию
вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления...".
4) "... Всеобщее имя не означает ни
существующей в природе вещи, ни всплывающей в уме идеи или образа, оно является
лишь именем имени".
Философские течения:
А - реализм;
Б - номинализм.
- Что такое философский реализм?
а) Философское направление, адекватно
воспроизводящее реальность.
б) Философское направление, утверждающее
самостоятельное существование общего в вещах.
в) Философское направление, утверждающее,
что реальны только единичные вещи, а общее в них - лишь абстракции, понятия.
- Поставьте в соответствие каждому тезису,
выражающему то или иное решение проблемы соотношения веры и разума, имя
конкретного мыслителя.
Философские тезисы: Мыслители:
а) Верую, ибо абсурдно.
1) Ф.Аквинский,
б) Познать в свете разума то, что уже
принято верой. 2) Тертуллиан,
в) Гармония между верой и разумом при
приоритете веры.
3) Августин Блаженный.
- Установите соответствие отличительных
особенностей философии и этапов ее развития.
Особенности философии: Этапы
развития философии:
а) Теоцентризм;
1. античность;
б) космоцентризм; 2.
Средневековье.
в) монотеизм;
г) скептицизм;
д) эсхатологизм;
е) противопоставление "града
земного" и "града небесного";
ж) диалектичность;
з) понимание природы как низшей по
сравнению с человеком ступени в иерархии мира.
- Христианская средневековая философия
является органическим продолжением античной. Какие из направлений античной
философской мысли можно назвать идейными источниками христианской философии?
Выберите три таких источника из следующих философских школ:
а) пифагореизм;
б) платонизм и неоплатонизм;
в) стоицизм;
г) атомизм;
д) скептицизм;
е) аристотелизм;
ж) диалектика.
- Учение какого средневекового мыслителя в
1878г. Решением Папы Римского было объявлено официальной философией
католицизма:
а) Тертуллиана,
б) Августина Блаженного,
в) П.Абеляра,
г) Ф.Аквинского,
д) И.Росцеллина?
- Какая проблема лежит в основании спора
номиналистов и реалистов:
а) соотношение веры и разума;
б) создания мира Богом;
в) универсалий;
г) двойственности природы человека
(божественной и земной)?
- Установите соответствие этапов развития
средневековой христианской философии и мыслителей, которые к ним принадлежат:
Философские мыслители: Этапы развития
средневековой философии
1) Тертуллиан,
А – патристика;
2) Ф.Аквинский,
Б – схоластика.
3) И.Росцеллин,
4) У.Оккам,
5) Августин Блаженный?
- Установите соответствие особенностей
средневековой христианской философии и философских положений:
Философские положения: Особенности
средневековой христианской философии:
а) Учение о сотворении мира Богом; 1.
Теоцентризм.
б) признание реальности, определяющей все
сущее, Богом, а не природой;
2. Креационизм.
в) понимание истории как осуществления
заранее предусмотренного Богом плана спасения человека? 3. Провиденциализм.
-
К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):
а)
сотворение мира из ничего;
б)
мир состоит из мельчайших неделимых частиц;
в)
богов много, но верховным является Зевс;
г)
концепция реинкарнации (переселения душ);
д)
человек создан по образу и подобию божьему.
-
Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
а)
нет Бога кроме Аллаха;
б)
Бог есть Единое;
в)
Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;
г)
Бог есть Все и все есть Бог;
д)
Бог есть безличная духовная реальность.
-
Основной догмат христианства:
а)
дуализм;
б)
триединство;
в)
деизм;
г)
пантеизм;
д)
скептицизм.
-
Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:
а)
человек — одно из существ равное другим существам, созданных Богом;
б)
человек — худшее из творений, созданных Богом;
в)
человек — случайность, ничего не стоящая;
г)
человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;
д)
человек – «думающая машина».
-
В центре размышлений философов средних веков стоит:
а)
природа;
б)
личность;
в)
Бог;
г)
идеальный мир;
д)
процесс познания.
-
Наиболее важный раздел знания в Средневековье:
а)
философия;
б)
теология;
в)
наука;
г)
логика;
д)
математика.
-
В основе средневековой гносеологии лежит идея:
а)
творения;
б)
предопределения;
в)
откровения;
г)
грехопадения;
д)
спасения.
-
Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила
название:
а)
тенденция;
б)
теократия;
в)
теогония;
г)
теодицея;
д)
теизм.
-
Средневековая философская мысль:
а)
отвергала полностью античную философию;
б)
продолжала традиции античных философов;
в)
использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с
собственными запросами;
г)
использовала мотивы античной мифологии;
д)
не знала античной философии.
-
Христианско-религиозное понимание истории означает:
а)
история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;
б)
история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;
в)
история есть прогресс науки и техники;
г)
история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;
д)
история есть развертывание классовой борьбы.
-
Апологеты во II в. н. э.:
а)
являлись сторонниками Юлиана Отступника;
б)
защищали, оправдывали христианское вероучение;
в)
впервые раскрыли стремление души к первоединству;
г)
рассматривали противоположность духа и материи;
д)
являлись сторонниками атомизма.
-
Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:
а)
дух;
б)
душа;
в)
разум;
г)
тело;
д)
воля.
-
Центральным объектом философского осмысления Августин делает:
а)
человека;
б)
Бога;
в)
природу;
г)
логику;
д)
математику.
-
Исторический период развития патристики:
а)
III-VIII вв.;
б)
XII-XVвв.;
в)
X-XVвв.;
г)
IX-XIIвв.
-
Этап средневековой европейской философии IX-XIVвв.:
а)
патристика;
б)
схоластика;
в)
апологетика;
г)
софистика.
-
Содержание основного догмата христианского вероучения:
а)
нет Бога выше Аллаха;
б)
Бог есть Единое;
в)
Бог существует в трех ипостасях;
г)
Бог есть Все и Все есть Бог.
-
Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов:
а)
найти рациональные доказательства веры;
б)
исследовать природу;
в)
исследовать социальную действительность;
г)
сформировать христианскую философию.
-
Универсалии в средневековой философии:
а)
общее, присущее всем конкретным объектам;
б)
апостериорные аргументы в пользу бытия Бога;
в)
все реально существующие индивидуальные объекты;
г)
каждая вещь, как единство общего и частного.
-
Мыслитель, осуществивший синтез христианского вероучения и неоплатоновской
философии:
а)
Августин Блаженный;
б)
Филон Александрийский;
в)
Альберт Великий;
г)
Фома Аквинский.
-
Философ, определивший время как меру движения и изменения:
а)
Августин Блаженный;
б)
Тертуллиан;
в)
Ориген;
г)
Пьер Абеляр.
-
Автор принципа «Верю, чтобы понимать»:
а)
Ансельм Кентерберийский;
б)
Альберт Великий;
в)
Бонавентура;
г)
Пьер Абеляр.
-
Автор принципа «Понимаю, чтобы верить»:
а)
Пьер Абеляр;
б)
Ансельм Кентерберийский;
в)
Дунс Скотт;
г)
Альберт Великий.
-
Философия, утверждающая, что Высшая реальность есть не безличная сущность, а
Личный Бог – Троица (единосущие при трех ипостасях):
а)
христианская;
б)
античная;
в)
буддийская;
г)
арабо-мусульманская.
-
Автор произведений «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем», «О блаженной
жизни»:
а)
Аврелий Августин;
б)
Северин Боэций;
в)
Фома Аквинский;
г)
Уильям Оккам.
-
Произведение Фомы Аквинского:
а)
«Сумма теологии»;
б)
«О Граде Божием»;
в)
«О предопределении»;
г)
«Об истине».
-
Средневековые арабо-мусульманские философы: (укажите все правильные
варианты)
а)
Абу Бакр;
б)
Аль-Фараби;
в)
Ибн-Сина (Авиценна);
г)
Ибн Рушд (Аверроэс).
-
Средневековые философы полагали, что человек, как и Бог, обладает
свободой:
а)
воли;
б)
веры;
в)
разума;
г)
чувств.
- Тертуллиан
утверждал:
а)
«Верю, потому что абсурдно»
б)
«Вера лежит в основе знаний»
в)
«Мыслю – значит, существую»
-
Отстаивал право церкви на принуждение к вере:
а)
Тертуллиан
б)
Августин
в)
Ф. Аквинский
-
Ибн-Сина утверждал, что свидетельством бессмертия души является:
а)
Разум
б)
Чувства
в)
Воля
-
«Божественный разум – основа природы, познавая природу, человек может познать
мудрость Бога», – утверждал:
а)
Ф. Аквинский
б)
Тертуллиан
в)
Августин
-
Иисус Христос, согласно христианскому вероучению:
а)
Бог
б)
Человек
в)
Богочеловек
-
Иисус Христос родился в:
а)
Вифлееме
б)
Назарете
в)
Иерусалиме
-
Греческое слово «христос» означает:
а)
Мессия
б)
Святой
в)
Пророк
- Христос
питал к людям:
а)
Жалость
б)
Любовь
в)
Терпимость
-
Иисуса Христа крестил:
а)
Иоанн
б)
Моисей
в)
Авраам
-
Условием «спасения» в христианстве является:
а)
Добрые дела
б)
Аскетизм
в)
Вера в Христа
-
В Нагорной проповеди Христа изложены:
а)
Символы веры
б)
Христианская мораль
в)
Христианские таинства
- Своими
страданиями и смертью на кресте Христос стал искупительной жертвой:
а)
Козней иудейских священников
б)
Богу-отцу за грехи людей
в)
Все вместе
-
«О граде Божьем» – работа:
а)
Тертуллиана
б)
Августина
в)
Ф. Аквинского
-
Привел логическое доказательство существования Бога:
а)
Ф. Аквинский
б)
Ибн-Сина
в)
Н. Кузанский
- Согласно
христианскому вероучению, реальностью, определяющей мир, является:
а)
Деятельность человека
б)
Деятельность Бога
в)
Природа (космос)
-
Разработал философско-христианскую систему нравственных ценностей:
а)
Филон
б)
Тертуллиан
в)
Сенека
-
Крестил Христа:
а)
Иоанн
б)
Ной
в)
Давид
-
Моисей – пророк, действующее лицо:
а)
Ветхого Завета
б)
Евангелия
в)
Апокалипсиса
-
Искупительную жертву Христа означает выражение:
а)
Христос – Богочеловек
б)
Христос – Агнец Божий
в)
Христос – Бог Сын
-
Коренная черта христианской морали:
а)
Аскетизм
б)
Любовь к человеку
в)
Добрые дела
- Спасение
души – высшая форма деятельности человека, утверждает философия:
а)
Средневековья
б)
Возрождения
в)
Античности
- Антропоцентризм
– основная идея:
а)
Средневековья
б)
Возрождения
в)
Античности
-
Автор работы «О круговращении небесных тел»:
а)
Коперник
б)
Аристотель
в)
Кузанский
-
Человек является высшей ценностью, утверждает гуманизм, характерный для:
а)
Античности
б)
Средневековья
в)
Возрождения
-
Гуманистическое мировоззрение утверждает, что человек:
а)
Божье творение
б)
Свободное существо, творящее самого себя и окружающий мир
в)
Микрокосмос, подчиняющийся Логосу – единому закону
-
Философ Средневековья, систематизатор схоластики:
а)
Фома Аквинский;
б)
Августин Блаженный;
в)
Ансельм Кентерберийский;
г)
Пьер Абеляр.
-
Фома Аквинский разработал ___ доказательств бытия Бога:
а)
5;
б)
6;
в)
7;
г)
8;
д)
9.
-
Философы эпохи Средневековья: (укажите все правильные варианты)
а)
Фома Аквинский;
б)
Аврелий Августин;
в)
Френсис Бэкон;
г)
Николай Коперник.
-
Согласно воззрениям Уильяма Оккама:
а)
философия – служанка богословия;
б)
теология – служанка философии;
в)
истины философии и теологии совпадают;
г)
философия и теология независимы друг от друга.
-
Основой духовной жизни в концепции Августина является:
а)
разум;
б)
воля;
в)
переживание;
г)
вера;
д)
страсть.
-
Высший критерий истины в концепции Августина:
а)
опыт;
б)
разум;
в)
откровение;
г)
эксперимент;
д)
нет такого критерия.
-
Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том,
чтобы:
а)
исследовать социальную действительность;
б)
исследовать природу;
в)
найти рациональные доказательства веры;
г)
сформулировать теорию познания;
д)
обосновать научный метод.
-
В схоластике провозглашалось различие между:
а)
верой и разумом;
б)
чувством и мыслью;
в)
сознательным и бессознательным;
г)
разумом и интуицией.
-
Предметом спора об универсалиях было:
а)
триединство Бога;
б)
методы спасения;
в)
реальное существование общих понятий;
г)
место Бога в мире;
д)
первооснова бытия.
-
В споре об универсалиях реалисты:
а)
приписывали существование общему;
б)
не допускали реального существования универсалий;
в)
отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысль, понятие, имя;
г)
считали, что универсалии есть априорные конструкты познания;
д)
считали, что универсалии есть психическая иллюзия.
-
Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем
самым:
а)
укрепил христианскую теологию;
б)
подготовил почву для отделения теологии от философии;
в)
поставил на новую основу авторитарное положение церкви;
г)
затормозил формирование науки Нового времени;
д)
дал толчок развитию мистики.
-
По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о
том, что:
а)
религия и философия несовместимы;
б)
все догматы религии должны быть доказаны разумом;
в)
религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;
г)
философия должна быть упразднена;
д)
религия должна быть упразднена.
-
Фома Аквинский придерживался концепции:
а)
о несовместимости веры и знания;
б)
о превосходстве знания над верой;
в)
о гармонии веры и знания;
г)
о превосходстве веры над знанием.
-
Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им
созданное, называется:
а)
атомизмом;
б)
томизмом;
в)
августинизмом;
г)
папизмом;
д)
протестантизмом.
-
Возникновение течений номинализма и реализма связано с решением проблемы …
а)
Универсалий
б)
Познания
в)
Бытия
г)
Добра и зла
-
Основными проблемами в средневековой философии являются… (укажите все
правильные варианты)
а)
веры и разума
б)
универсалий
в)
материальной субстанции
г)
научного метода
д)
доказательства бытия Бога
-
В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:
а)
безоговорочно защищал идею личного Бога;
б)
признавал Бога полностью трансцендентным, непознаваемым;
в)
считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе;
г)
полагал, что Бог — это и есть природа;
д)
считал, что Бог – это перводвигатель.
-
Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что:
а)
душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;
б)
душа является частью тела, выступая его формирующим принципом;
в)
душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не
уничтожается вместе с телом;
г)
душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима.
-
Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов
доказательств существования Бога:
а)
Августин Блаженный;
б)
Фома Аквинский;
в)
Ансельм Кентерберийский;
г)
Альберт Великий;
д)
Тертуллиан.
-
Установите соответствие философа философскому направлению:
а)
реализм; 1) Уильям
Оккам;
б)
номинализм; 2) Ансельм
Кентерберийский;
3)
Иоанн Росцелин;
4)
Фома Аквинский.
-
Установите последовательность философов Средневековья:
а)
Фома Аквинский;
б)
Блаженный Августин;
в)
Филон Александрийский;
г)
Тертуллиан.
-
Установите последовательность возникновения философских трудов:
а)
«О граде Божьем» Блаженный Августин;
б)
«Сумма теологии» Фома Аквинский;
в)
«О божественных именах» Дионисий Ареопагит;
г)
«О началах» Ориген.
-
Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
а)
«О граде Божьем»;
1) Дионисий Ареопагит;
б)
«Сумма теологии»;
2) Бл. Августин;
в)
«О божественных именах»; 3)
Ориген;
г)
«О началах»;
4) Фома Аквинский.
- Средневековая христианская философия предложила
новое понимание сущности взаимоотношений человека и природы по сравнению с
античной философией. Оно состояло в том, что средневековая философия:
а) возвысила человека, как существо,
приближенное к Богу (человек создан “по образу и подобию” Бога), тем самым
относительно принизив статус природы (хоть и творение Бога, но более “низкое”,
чем человек);
б) принизила статус как человека, так и
природы, сделав их безвольной игрушкой в руках Бога, без воли которого ничего в
этом мире произойти не может;
в) возвысила как человека (объявив
привилегированным созданием Бога, заронившего в него свою “искру”), так и
природу, поскольку любое творение Бога “выше критики”.
- Вставьте пропущенное понятие в следующее
определение: “ _________ - философское течение, согласно которому реальным,
самостоятельным существованием обладают лишь единичные, конкретные вещи (этот
дом, эта книга), общее же в вещах - это всего лишь имя, название, понятие.”
- Вставьте пропущенное название: Историю
средневековой христианской философии принято делить на два этапа: с I по VIII в.в. и с IX по XIV в.в. Первый
из них получил название “патристика”, второй - “______”.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21