Главная

Тестовые вопросы по теме «Учение о развитии. Диалектика»

 

Учение о развитии.

 

- Устойчивая, необходимая, повторяющаяся для данной группы явлений связь называется:

а) Законом

б) Поводом

в) Причиной

 

- Наиболее общие понятия, в которых закрепляются базовые для науки знания, называются:

а) Категориями

б) Понятиями

в) Свойствами

 

- Учение о всеобщих связях называется:

а) Материализмом

б) Диалектикой

в) Идеализмом

 

- Отношение, стороны которого исключают друг друга, называется:

а) Различием

б) Противоположностью

в) Тождеством

 

- Отношение, сторонами которого являются противоположности, находящиеся в единстве и борьбе, называется:

а) Противоположностью

б) Противоречием

в) Различием

 

- Совокупность свойств, характеризующих данный предмет, называется:

а) Качеством

б) Нормой

в) Явлением

 

- Определение предмета, характеризующееся множеством и величиной, называется:

а) Количеством

б) Свойством

в) Явлением

 

- Граница, в пределах которой количественные изменения не ведут к качественным:

а) Мера (норма)

б) Сущность

в) Явление

 

- «Реально существуют только единичные предметы, общие пред- ставления существуют лишь в словах и понятиях» – считает:

а) Номинализм

б) Реализм

в) Агностицизм

 

- Общие понятия, «универсалии» более реальны, чем единичные   предметы, считает:

а) Номинализм

б) Реализм

в) Агностицизм

 

- Свойство целого – не простая сумма свойств его частей, так как эти части, взаимодействуя друг с другом, влияют на качество целого.  Это принцип:

а) Целостности

б) Элементаризма

в) Механизма

 

- Сторонник диалектического метода в философии:

а) Гегель

б) Фейербах

в) Кант

 

- Объекты, организмы, которые обладают целостной, устойчивой структурой и свойства которых несводимы к свойствам элементов, называются:

а) Системными

б) Элементарными

в) Простыми

 

- Подход к больному с учетом его биохимического, морфологического, функционального состояния называется:

а) Системным (целостным)

б) Элементарным

в) Техническим

 

- Цель познания:

а) Познать сущность явления

б) Определить причину

в) Удовлетворить материальные и духовные потребности

 

- Обусловленная предшествующим развитием связь, при которой   вслед за причиной обязательно наступает следствие, называется:

а) Необходимостью

б) Случайностью

в) Причиной

 

- Возможности бывают:

а) Единичные и общие

б) Объективные и субъективные

в) Идеальные и материальные

 

- Объективная причинно-следственная связь – это:

а) Детерминизм

б) Индетерминизм

в) Номинализм

 

- В современном понимании диалектика – это:

а) искусство ведения диалога, спора;

б) представление о вечном становлении мира;

в) выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные;

г) учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

 

- Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

а) законы, категории, принципы;

б) понятия, суждения, умозаключения;

в) ощущения, восприятия, представления;

г) варианты б и в верны.

 

- Любой предмет или явление рассматривается в … как некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон.

а) диалектике;

б) метафизике;

в) монизме;

г) плюрализме.

 

- Согласно … развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход а) на более высокую ступень организации.

б) метафизике;

в) материалистической диалектике;

г) идеалистической диалектике;

д) вульгарному материализму.

 

- Определите, какое из ниже перечисленных суждений относится к: а) диалектическому материализму, б) метафизическому материализму, в) физике:

а) атом есть протяжённая неделимая частица;

б) атом обладает сложной структурой;

в) атом существует независимо от нашего сознания.

 

- Философское учение о развитии:

а) метафизика;

б) релятивизм;

в) догматизм;

г) эклектика;

д) диалектика.

 

- Качество, количество, мера, скачок – категории, выражающие …

а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон достаточного основания;

в) закон взаимоперехода количественных и качественных изменений;

г) закон отрицания отрицания;

д) закон тождества.

 

- Категория, выражающая диалектическую взаимосвязь качества и количества:

а) сущность;

б) форма;

в) действительность;

г) явление;

д) мера.

 

- Объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений

а) принцип

б) метод

в) закон

г) идеология

д) явление

 

- Термин «диалектика», как искусство ведения спора, был впервые применен:

а) Гегелем;

б) Сократом;

в) Платоном;

г) Кантом.

 

- Кто из философов являются основоположниками материалистической диалектики (диалектического материализма)?

а) Гераклит, Платон, Аристотель;

б) Кант, Фихте, Гегель;

в) Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр;

г) Маркс, Энгельс.

 

- Как называются понятия, отражающие наиболее общие свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности?

а) категории диалектики

б) законы диалектики;

в) принципы диалектики;

г) аксиомы диалектики.

 

- Что выражает диалектическая категория «качество»?

а) числовые характеристики предмета, границы их изменения;

б) пространственную локализацию предмета;

в) данность предмета, выражающуюся в относительной устойчивости его свойств;

г) период существования.

 

- В чем отличие метафизического метода изучения объективной реальности от диалектического?

а) метафизический метод основан на абсолютизации одной из сторон изучаемого объекта, исследует последний в статике;

б) метафизический метод исследует объект в контексте его развития и взаимодействия с другими объектами, процессами и явлениями;

в) метафизический метод позволяет обобщать эмпирические данные;

г) метафизический метод позволяет рассматривать развитие, как следствие преодоление противоречий.

 

- Что выражают законы диалектики?

а) необходимую, устойчивую связь между мыслями;

б) взаимосвязь и взаимодействие категорий;

в) принципы правильного мышления;

г) объективную взаимосвязь природных процессов и явлений.

 

- Диалектика отличается от метафизики

а) пониманием природы материализма

б) пониманием природы идеализма

в) пониманием развития

г) пониманием человеческой природы

 

- Наиболее общие фундаментальные понятия называются:

а) законами

б) категориями

в) принципами

г) постулатами

 

- Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга называется:

а) Принципом развития

б) Принципом детерминизма

в) Принципом единства явления и сущности

г) Принципом единства и борьбы противоположностей

 

- Какой закон не относится к законам диалектики?

а) Закон отрицания отрицания

б) Закон перехода количества в качество

в) Закон единства и борьбы противоположностей

г) Закон о взаимопереплетении причин и следствий

 

- Самую развитую форму диалектики как теории развития в рамках немецкой классической философии разработал

а) Ф. Шеллинг

б) Г. Фихте

в) И. Кант

г) Л. Фейербах

д) Г. Гегель

 

- Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает

а) источник развития

б) направленность развития

в) результат развития

г) механизм развития

д) закономерность развития

 

- Субъективная диалектика - это диалектика

а) природы

б) общественного развития

в) мышления

г) развития живых организмов

д) производительных сил и производственных отношений

 

- Процесс развития, согласно закону «отрицания отрицания», идет

а) прямолинейно

б) циклично

в) стихийно

г) по спирали

д) зигзагообразно

 

- Диалектика отрицания содержит в себе

а) тотальное отрицание прогресса

б) нигилизм

в) преемственность и развитие по спирали

г) разрушение основ предшествующей культуры

д) уничтожение сущности

 

- Категории диалектики, одна из которых выражает совокупность глубоких, устойчивых свойств и отношений предмета, а другая совокупность внешних, непосредственно открытых чувствам свойств и отношений предмета

а) сущность - явление

б) единичное - общее

в) необходимость - случайность

г) пространство - время

д) материя - сознание

 

- Признак процесса развития

а) непротиворечивость

б) хаотичность

в) аморфность

г) необратимость

д) цикличность

 

- К категориям диалектики относятся

а) бытие и сознание

б) диалектика и метафизика

в) необходимость и случайность

г) эмпирическое и рациональное

д) материальное и духовное

 

- «Количество» - это философская категория, выражающая

а) множество свойств предмета

б) интенсивность развития предмета

в) содержание и объем предмета

г) объективную определенность явлений, характеризующую их со стороны размера, величины, интенсивности, темпов изменения, степени развития их свойств

д) определенность предмета, его свойство быть именно этим, а не иным

 

- Определите взаимосвязь причины и следствия

а) причина - это то, что по времени предшествует следствию

б) причина - это то, что вызывает к жизни новое явление (следствие) и предшествует ему во времени

в) причина - это повод

г) причина и следствие никак не связаны

д) следствие предшествует причине

 

- В утверждении «Ветер - это перемещение масс воздуха под действием разности атмосферного давления в двух точках местности» связь между явлениями выражается парными категориями

а) возможность и действительность

б) содержание и форма

в) часть и целое

г) причина и следствие

д) случайность и необходимость

 

- Высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а отец мой – ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что» раскрывает закон

а) отрицание отрицания

б) единства и «борьбы» противоположностей

в) взаимосвязи сущности и явления

г) взаимосвязи причины и следствия

д) взаимного перехода количественных и качественных изменений?

 

- Высказывание Аль-Фараби: «… - безрассудство сходно с храбростью, расточительство сходно со щедростью, шутовство сходно с остроумием, подобострастие сходно со скромностью, притворство сходно с искренностью человека» характеризует:

а) скептицизм

б) догматизм

в) диалектику

г) метафизику

д) софизм

 

- О характере изменений мира в целом учит:

а) Биология

б) Химия

в) Диалектика

г) Астрономия

д) Астрология

 

- Детерминизм как философский принцип – это признание:

а) Стихийности социальных процессов

б) Скачкообразности в природе и обществе

в) Воли как побудительной силы

г) Безусловности развития

д) Причинно-следственной зависимости

 

- Категория, выражающая внешние, наблюдаемые характеристики предмета, процесса есть:

а) явление

б) сущность

в) содержание

г) возможность

д) случайность

 

- Выделите общепринятое определение диалектики:

а) Учение о логических противоречиях.

б) Учение об общих законах природы.

в) Учение о законах движения в природе.

г) Учение о развитии материального и идеального бытия.

д) Учения о законах дискуссии.

 

- Учение противоположное диалектике:

а) Прагматизм

б) Неотомизм

в) Метафизика

г) Позитивизм

д) Экзистенциализм

 

- В процессе развития закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает:

а) механизм

б) обратимость

в) направленность

г) цикличность

д) источник 

 

- Синтез – это:

а) мысленное разложение предмета на части

б) объяснение чего-либо

в) мысленное объединение элементов в единое целое

г) сравнение предметов

д) описание предмета

 

- Какой метод был разработан в философии Гегеля?

а) Редукционистский метод.

б) Системно-структурный метод.

в) Метафизический метод.

г) Формально-логический метод.

д) Диалектический метод.

 

- Какой характер носили в казахской философии основные категории пространства?

а) Сакрально-символический.

б) Антропоцентрический.

в) Аксиологический.

г) Религиозный.

д) Онтологический.

 

- Закон, отражающий диалектику количественных и качественных изменений, обнаруживает в развитии

а) причину

б) направление

в) скорость

г) итог

д) механизм

 

- В высказывании «Глубинное течение реки на ее поверхности выступает в виде обратного течения воды у берегов, водоворотов, пены и т.д.» связь между явлениями выражается парными категориями:

а) сущности и явления

б) часть и целое

в) возможности и действительности

г) необходимости и случайности

д) содержания и формы

 

- Кто из перечисленных философов относится к представителям «наивной диалектики»?

а) Бэкон.

б) Юм.

в) Фалес.

г) Платон.

д) Гераклит.

 

- Кто автор “апорий”:

а) Парменид

б) Гераклит

в) Аристотель

г) Кратил

д) Зенон

 

- Закон единства и борьбы противоположностей обнаруживает в развитии

а) скачки

б) причину

в) направление

г) меру

д) механизм

 

- Отношения между предметом и его составными элементами, при соединении которых возникают новые свойства, выражаются парными категориями:

а) части и целого

б) необходимости и случайности

в) сущности и явления

г) причины и следствия

д) содержания и формы

 

- Сущность закона отрицания отрицания:

а) Многовариантность развития

б) Стихийность социальных явлений

в) Разграничение ступеней познания

г) Выделение этапов исторического развития

д) Преемственность в развитии

 

- Потенциальное и актуальное существование предмета, явления выражаются парными категориями:

а) причины и следствия

б) необходимости и случайности

в) сущности и явления

г) возможности и действительности

д) части и целого

 

- Закон отрицания отрицания указывает в развитии

а) причину

б) механизм

в) наличие скачков

г) величину

д) тенденции

 

- Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения логических законов:

а) милетцы;

б) софисты;

в) эпикурейцы;

г) стоики;

д) киники.

 

- Положение, основанное на умышленном нарушении законов логики:

 а) софизм;

 б) тезис;

 в) понятие;

 г) прагматизм;

 д) заблуждение.

 

- Закон диалектики: 

а) закон отрицания отрицания

б) закон обратного соотношения объема и содержания понятия; 

в) закон выживания сильнейших; 

г) закон всемирного тяготения.

 

- Основное понятие онтологии Лейбница: 

а) «предустановленная гармония»; 

б) «апейрон»; 

в) «логос»; 

г) «креационизм».

 

- Принципы, лежащие в основании концепции детерминизма: 

а) причинность и закономерность; 

б) абсолютизация роли целого по отношению к его части; 

в) абсолютизация части по отношению к целому; 

г) сотворение мира Богом из ничего.

 

- Укажите парные диалектические категории:

а) явление;                1) единичное; 

б) форма;                  2) сущность; 

в) возможность;       3) содержание; 

г) причина;               4) действительность; 

д) часть;                    5) следствие; 

е) общее.                   6) целое.

 

- Теория самоорганизации сложных систем: 

а) аналитика; 

б) аксиология; 

в) синергетика; 

г) майевтика.

 

- Система – это: 

а) совокупность взаимосвязанных элементов; 

б) всё, что создано в соответствии с планом; 

в) любая совокупность элементов; 

г) последовательность элементов.

 

- Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность: 

а) структура; 

б) содержание; 

в) форма; 

г) сущность.

 

- Софисты:

а) сформулировали законы логики;

б) придерживались формальной логики;

в) изучали онтологию;

г) разработали числовую концепцию мира;

д) изобретали доказательства, основанные на нарушении законов логики.

 

- Космоцентризм и стихийная диалектика - основные черты философии

а) Античности

б) Средневековья

в) Нового времени

г) Просвещения

д) Возрождения

 

- Составляющие элементы сократовской диалектики

а) отрицание и синтез

б) опровержение и майевтика

в) утверждение и синтез

г) незнание и всезнание

д) конфликт

 

- Философское понятие «качество» означает:

а) совокупность существенных свойств, отличающих объект от других объектов;

б) степень потребительской полезности какой-либо вещи;

в) способ отличать превосходство данного объекта над другими («знак качества»).

 

- Под самодвижением в философии понимается:

а) любое изменение объекта;

б) изменение под влиянием внешней среды;

в) изменение под влиянием сверхъестественных сил;

г) изменение объекта под влиянием внутренних сил.

 

- Каково соотношение понятий «движение» и «развитие»?

а) движение и развитие – это одно и тоже;

б) понятие «развитие» шире понятия «движения»;

в) развитие – один из аспектов движения;

г) возможно либо движение, либо развитие.

 

- Изначальной, коренной идеей, определившей развитие диалектики, является:

а) идея первенства духовного над материальным;

б) идея познаваемости мира;

в) идея противоречивости бытия, познания, человеческой жизни;

г) идея выявления первоначал бытия.

 

- Диалектическими противоположностями являются:

а) объекты, во всем противоположные друг другу;

б) стороны объекта, взаимодополняющие и взаимоотрицающие друг друга;

в) стороны объекта, находящиеся друг против друга;

г) стороны объекта, не имеющие друг с другом ничего общего.

 

- Подход, при котором объект рассматривается как механическая сумма сторон без выявления их единства, -  это:

а) софистика;

б) эклектика;

в) диалектика;

г) схоластика.

 

- Единство элементов и связей системы – это:

а) среда;

б) динамика;

в) конструкция;

г) функция.

 

- Согласно закону отрицания отрицания в развитии наблюдается закономерная последовательность этапов:

а) тезис – антитезис – тезис;

б) тезис – антитезис – синтез;

в) антитезис – тезис – синтез;

г) возможность – случайность – необходимость.

 

- Диалектическое «отрицание» означает:

а) несогласие с каким-либо утверждением;

б) отказ от какого-либо действия;

в) замену старого качества новым с частичным разрушением старого;

г) полное разрушение старого качества объекта.

 

- Какая из философских позиций характеризует диалектический подход к познанию?

а) разум противоречив и поэтому не способен постичь сущность вещей (И. Кант);

б) противоречивая сущность вещей недоступна рациональному мышлению. Она постижима путем религиозного откровения (В. Шеллинг);

в) разум способен постичь все именно потому, что он противоречив (Г. Гегель).

 

- С точки зрения закона отрицания отрицания развитие осуществляется:

а) равномерно и прямолинейно;

б) по кругу;

в) по спирали;

г) по эллипсу.

 

- Укажите верное общефилософское определение понятия «развитие»:

а) развитие – это разновидность броуновского движения;

б) развитие – это любое изменение объекта;

в) развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение объекта;

г) развитие – это направленное, обратимое изменение объекта.

 

- Философское понятие «скачок» означает:

а) колебания между противоположными состояниями;

б) непрерывность количественных изменений объекта;

в) переход части элементов старого качества в новое;

г) переход объекта из старого качества в новое.

 

- Законы науки – это:

а) условные допущения, позволяющие упорядочить экспериментальные данные об объекте;

б) положения, отражающие существенные, устойчивые, необходимые связи или качества объектов;

в) правила научного исследования;

г) юридические акты государственной власти.

 

- Закон единства и противостояния (борьбы) противоположностей дает ответ на вопрос:

а) Каков механизм перехода от старого качества к новому?

б) Каковы источники развития объекта?

в) Какова направленность развития объекта и взаимосвязь между его этапами?

 

- Одной из главных черт современной диалектики является:

а) обоснование материальности бытия;

б) выявление первоначал бытия;

в) обоснование непротиворечивости бытия и познания;

г) системное рассмотрение объектов.

 

- Какое из нижеперечисленных высказываний характеризует метафизическую картину мира?

а) объекты и явления действительности находятся в универсальной взаимосвязи;

б) всем объектам действительности присуще развитие;

в) объекты действительности неизменны и не связаны друг с другом;

г) развитию объектов присущ закономерный характер.

 

- Какая из категорий относится к закону взаимоперехода количественных и качественных изменений:

а) мера;

б) противоречие;

в) противоположности;

г) полярность.

 

- Что понимается под научными категориями?

а) категорические высказывания;

б) фундаментальные связи бытия;

в) фундаментальные понятия науки;

г) психологические типы людей.

 

- Какое из нижеперечисленных высказываний характеризует метафизическую картину мира?

а) объекты и явления действительности находятся в универсальной взаимосвязи;

б) всем объектам действительности присуще развитие;

в) объекты действительности неизменны и не связаны друг с другом;

г) развитию объектов присущ закономерный характер.

 

- Диалектическое понятие «преемственность» означает:

а) полную замену старого качества новым в развитии;

б) отрицание старого качества при переходе в новое;

в) переход части элементов старого в качественно новое состояние объекта;

г) переход всех элементов старого в качественно новое состояние объекта.

 

- Укажите верное определение понятия «система»:

а) система – это множество сосуществующих элементов;

б) система – это объект, способный разрешать актуальные проблемы в определенных условиях среды;

в) система – это множество объектов, которым присущ какой-либо общий признак;

г) система – это любая последовательность объектов.

 

- Укажите верное общефилософское определение понятия «развитие»:

а) развитие – это разновидность броуновского движения

б) развитие – это любое изменение объекта

в) развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение объекта

г) развитие – это направленное, обратимое изменение объекта

 

- Под противоречием в диалектике понимается:

а) несовместимость высказываний об объекте;

б) единство и противостояние противоположных сторон объекта;

в) борьба «всех со всеми»;

г) преобладание борьбы различных сил над единством объекта.

 

Философское и естественнонаучное понимание духовных форм бытия.

            

- Философское направление, признающее за первичное начало идеальное, называется:

а) идеализмом            

б) материализмом       

в) дуализмом  

г) монизмом   

 

- Что такое «дух»?

а) совокупность представлений человека об окружающем мире, выраженная в системе понятий;

б) менталитет народа или нации, составляющих государство;

в) совокупность и сосредоточение функций сознания, сконцентрированных в единой индивидуальности;

г) способность к различению добра и зла, выраженная в системе ценностных представлений человека об окружающем мире.

 

- Какая из сфер объективного духа формирует восприятие мира как способа выражения интересов различных социальных сил?

а) мифология;

б) наука;

в) религия;

г) идеология.

 

- В чем отличие массовой культуры от элитарной?

а) массовая культура, не выражает высоких духовных потребностей и доступна широким слоям населения;

б) массовая культура распространяется в основном среди людей, обладающих низким социальным статусом;

в) ценности массовой культуры отражают духовные устремления людей;

г) массовая культура сложна для восприятия и поэтому доступна лишь для людей обладающих высоким интеллектом.

 

- Процесс утраты культурой своей гуманистической функции называется:

а) массовизацией культуры;

б) технизацией культуры;

в) вандализацией культуры;

г) интернационализацией культуры.

 

- Какая из функций науки имеет для человека определяющее значение?

а) прогностическая;

б) познавательная;

в) мировоззренческая;

г) объяснительная.

 

- Какие из методов научного исследования относятся к методам эмпирического уровня познания?

а) наблюдение и сравнение;

б) индукция и дедукция;

в) анализ и синтез;

г) историческое логическое.

 

- К форме научного познания не относится:

а) суждение

б) факт

в) гипотеза

г) теория

 

- Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности называется:

а) гипотезой

б) представлением

в) парадигмой

г) теорией

 

- ________ – это процедура мысленного или реального разложения объекта на составные элементы

а) анализ

б) абстрагирование

в) синтез

г) индукция

 

- Логический вывод частных следствий из общего положения называется:

а) индукцией

б) дедукцией

в) формализацией

г) анализом

 

- На неорганическом уровне отражение является результатом взаимодействия:

а) непосредственного 

б) опосредованного    

в) ясного         

г) творческого

 

- Идеализм близок и взаимодействует с:

а) техникой     

б) социологией           

в) религией     

г) наукой        

 

- Формой психического отражения действительности, которая присуща высокоорганизованным животным, является:

а) суждение    

б) понятие      

в) ощущение   

г) умозаключение       

 

- Идеализм может быть: (укажите все правильные варианты)

а) стихийным

б) диалектическим     

в) объективным          

г) метафизическим     

д) субъективным        

 

- Важную роль в формировании сознания играет:

а) дух 

б) Бог 

в) язык            

г) бессознательное      

 

- Основными функциями языка являются: (укажите все правильные варианты)

а) практическая          

б) целеполагающая     

в) мыслительная         

г) когнитивная                        

д) коммуникативная

 

- Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …

а) Атом;

б) Категория;

в) Субстанция.

 

- Центральным понятием диалектики является …

а) Скачек;

б) Повторение;

в) Развитие.

 

- Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего называется …

а) Метафизика;

б) Диалектика;

в) Эклектика.

 

- В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность – …

а) Эклектика;

б) Скептицизм;

в) Метафизика.

 

- Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития?

а) Метафизика;

б) Диалектика;

в) Эклектика.

 

- Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением – это…

а) Организация;

б) Элемент;

в) Содержание.

 

- Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип…

а) Повторения;

б) Противоречия;

в) Прогресса.

 

- Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – это …

а) Причина;

б) Связь;

в) Возможность.

 

- Какая категория диалектики является парной для категории «необходимое»?

а) Действительное;

б) Возможное;

в) Случайное.

 

- Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез ( отрицания отрицания), по Гегелю, является …

а) Состоянием;

б) Развитием;

в) Прогрессом.

 

- Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – это …

а) Скачок;

б) Раскол;

в) Отрицание.

 

- Переход от одного количества к другому – это …

а) Отрицание;

б) Скачок;

в) Перелом.

 

- Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет …

а) Источник развития;

б) Отражение качеств вещи;

в) Процесс познания.

 

- Закон «отрицания отрицания» определяет …

а) Относительность развития;

б) Субъективность развития;

в) Тенденции развития.

 

- Степень развития свойств предмета – это …

а) Качество;

б) Количество;

в) Уровень.

 

- Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами есть …

а) Свойство;

б) Потребность;

в) Значение.

 

- Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики в разные времена.

а) Античность

1) учение о развитии духа

б) Материализм

2) развитие природы как целого

в) Средние века

3) учение о развитии всемирной истории

г) Новое время

4) учение о развитии всего сущего

д) Философия Гегеля

5) способ сочетания противоположных линий в поиске истины

 

Диалектика – учение о всеобщих законах бытия.

 

- Из приведенных высказываний выделите соответствующее диалектико-материалистическому пониманию движения

а) движение — это перемещение тел в пространстве

б) движение — это любое изменение

в) движение — это поток сознания

г) движение — это любая совокупность ощущений человека

 

- Выделите главный принцип диалектики:

а) первичность материи

б) непротиворечивость

в) конкретность

г) развитие

 

- Назовите философское направление, отвергающее существование объективной реальности

а) метафизический материализм

б) субъективный идеализм

в) диалектический материализм

г) объективный идеализм.

 

- Что из перечисленного не является законом диалектики:

а) тождество бытия и мышления;

б) отрицание отрицания;

в) переход количества в качество;

г) закон достаточного основания.

 

- С точки зрения диалектики процесс развития имеет следующий характер

а) циклический;

б) спиралевидный;

в) линейный;

г) ломаный.

 

- Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью

а) тождества материи и сознания;                                                

б) перехода количественных изменений в качественные;         

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.

 

- Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева

а) тождества материи и сознания;                                             

б) перехода количественных изменений в качественные;     

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.

 

- Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон неба (Ли);

в) закон взаимного перехода качества и количества;

г) закон отрицания отрицания;

д) закон нравственного воздаяния.

 

- Прогресс и регресс – это две формы

а) существование;        

б) развития;                   

в) движения;                 

г) иерархии;

д) детерминизма;

е) структурирования.

 

- К законам диалектики не от­носится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;            

б) тождества материи и сознания;                             

в) перехода количества в качество;

г) отрицания отрицания.

 

- Диалектика — это:

а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех измене­ний в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человече­ской деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.

 

- С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики...

а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

б) отражают саморазвитие абсолютного духа

в) реализуются только в живой природе

г) имеют универсальный характер

 

- Элементы диалектики встречаются в метафизическом подходе, который называется...

а) релятивизм

б) эклектика

в) догматизм

г) софистика

 

- Элементы диалектики встречаются в метафизическом подходе, который называется

а) софистика

б) релятивизм

в) эклектика

г) догматизм

 

- С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики

а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

б) реализуются только в живой природе

в) отражают саморазвитие абсолютного духа

г) имеют универсальный характер

 

- С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики

а) имеют универсальный характер

б) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

в) отражают саморазвитие абсолютного духа

г) реализуются только в живой природе

 

- Диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено как противоречие

а) субъективного и объективного

б) абстрактного и конкретного

в) индивидуализации и унификации

г) материального и идеального

 

- Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития…

а) В виде спирали

б) Как хаотический процесс

в) В виде круговорота

г) В виде волнового процесса

 

- К диалектическим законам Г.Гегеля не принадлежит закон…

а) Отрицания отрицания

б) Единство и борьба противоположностей

в) Перехода количественных изменений в качественные

г) Исключенного третьего

 

- Гегелем разработаны основные законы …

а) механики

б) метафизики

в) диалектики

г) антропологии

 

- Каждый из трех основных законов диалектики отражает:

а) Отдельный этап, ступень развития

б) Разный уровень проявления

в) Всеобщность развития

г) Объективность содержания мышления

 

- Кто первым создал диалектическую философию природы?

а) Гераклит

б) Шеллинг

в) Гегель

г) Энгельс

 

- Синергетика утверждает, что основным свойством материи является её

а) самоорганизация

б) неисчерпаемость

в) непроницаемость

г) структурность

 

- Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики в разные времени:

а) Античность                    1) способ сочетания противоположных линий в поиске истины.

б) При материализме        2) учение о развитии всего сущего.

в) Средние века                 3) учение о развитии всемирной истории.

г) Новое время                   4) развитие природы как целого.

д) Философия Гегеля       5) учение о развитии духа.

 

- Что такое диалектика как духовное образование?

а) бессознательная психологическая установка,

б) осмысленное верование,

в) художественный стиль,

г) способ миропонимания и мышления.

 

- Что выражают законы диалектики?

а) внешние связи предметов со средой,

б) функциональные связи предметов,

в) наиболее общие механизмы развития,

г) особенности пространственно-временной структуры реальности.

 

- Законам диалектики подчинены:

а) объективный мир;

б) человеческое мышление;

в) все перечисленное.

 

- Объективная диалектика – это:

а) развитие реального мира;

б) диалектическое мышление;

в) теория диалектики.

 

- Субъективная диалектика – это:

а) диалектика мышления;

б) теория диалектики;

в) все перечисленное.

 

- Субъективистская диалектика характерна для:

а) софистики;

б) эклектики;

в) все перечисленное.

 

- Сколько форм диалектики сложилось в истории философии?

а) две;

б) три;

в) четыре.

 

- В чем суть закона единства и борьбы противоположностей?

а) разделение единого на противоположности;

б) борьба противоположностей и разрешение в новом пространстве;

в) все перечисленное.

 

- Что является основными категориями закона количественных и качественных изменений?

а) количество, качество;

б) мера, скачок;

в) все перечисленное.

 

- Качество – это:

а) философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явления;

б) философская категория, выражающая такую определенность предмета, которая не означает превращение данного предмета в другой;

в) сторона предмета, способная определенным образом взаимодействовать с другими предметами.

 

- Какую форму, согласно закону отрицания отрицания, имеет развитие?

а) спираль;

б) круг;

в) прямая линия.

 

- Сколько функций выполняет диалектика?

а) одну;

б) две;

в) шесть.

 

- Детерминизм – это:

а) система взглядов об объективной, закономерной связи;

б) система взглядов о всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира;

в) все перечисленное.

 

- Индетерминизм:

а) не признает объективность причинности;

б) отвергает всеобщий характер причинности;

в) все перечисленное.

 

- Проблема индетерминизма и детерминизма стала особенно актуальной:

а) в связи с развитием квантовой механики;

б) в связи с развитием биологии;

в) в связи с развитием медицины.

 

- Что является объективной основой принципа причинности?

а) онтологические предпосылки;

б) гносеологические предпосылки;

в) социальная основа.

 

- Что является социальной основой принципа причинности?

а) объективная основа;

б) общественно-историческая практика;

в) генетическая обусловленность.

 

- Какая категория диалектики является самой ключевой?

а) закон;

б) повод;

в) причина.

 

- Законы сначала открываются в форме:

а) гипотез;

б) утверждений;

в) необоснованных фантазий.

 

- По механизму детерминации законы могут быть:

а) динамические и статистические;

б) причинные и непричинные;

в) все перечисленное.

 

- При характеристике статистических методов важной значение имеет понятие:

а) «статистика»;

б) «вероятность»;

в) все перечисленное.

 

- Что характеризует статистическая вероятность?

а) отдельное событие;

б) определенный класс событий;

в) все перечисленное.

 

- Основными историческими формами диалектики являются: (укажите все правильные варианты)

а) догматика   

б) идеалистическая диалектика          

в) метафизика 

г) материалистическая диалектика     

д) материалистическая диалектика     

 

- Объективный идеализм признает следующее положение:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

б) мир является ареной войны всех против всех;

в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

д) мир видимых вещей — это лишь отражение действи­тельного мира совершенных первообразов, существую­щих вечно и неизменно.

 

- Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?

а) тождества материи и сознания;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.

 

- Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?

а) тождества материи и сознания;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.

 

- Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон неба (Ли);

в) закон взаимного перехода качества и количества;

г) закон отрицания отрицания;

д) закон нравственного воздаяния.

 

- Прогресс и регресс – это две формы:

а) существование;

б) развития;

в) движения;                 

г) иерархии;

д) детерминизма.

 

- К законам диалектики не от­носится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество;

г) отрицания отрицания.

 

- Диалектика — это:

а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех измене­ний в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человече­ской деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.

 

- Дополните парные категории диалектики:

а) единичное – общее;

б) причина –

в) возможное – действительное;

г) сущность –

д) форма – содержание.

 

- Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

а) бытие творящее и бытие сотворенное;

б) бытие как экзистенция;

в) бытие как Единое;

г) бытие мира как «часовой механизм».

 

- Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие;  

б) первоначало (архэ);

в) экзистенция;    

г) субстанция.

 

- Установите последовательность в историческом развитии материализма:

а) механистический материализм;

б) стихийный материализм;

в) диалектический материализм;

г) антропологический материализм.

 

- Установите последовательность в развитии идеализма:

а) абсолютный идеализм Гегеля;

б) трансцендентальный идеализм Канта;

в) объективный идеализм Платона;

г) рационализм Декарта;

д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.

 

- Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:

а) мир идей и мир теней;

б) град земной и Град Божий;

в) мир как объективная реальность;

г) мир как механизм.

 

- Установите последовательность в развитии диалектики:

а) диалектический материализм;

б) стихийная диалектика (Гераклит);

в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

г) абсолютный идеализм (Гегель).

 

- Под устойчивой совокупностью свойств предмета понимается категория:

а) количество

б) мера            

в) отрицание   

г) качество      

 

- С материалистической точки зрения диалектическое противоречие – это взаимная:

а) борьба противоположностей          

б) неприязнь   

в) любовь и дружба    

г) связь и исключение

 

- Научное название «синергетика» обосновал:

а) Н. Моисеев 

б) К. Маркс     

в) Г. Хакен      

г) Э. Шредингер         

 

- Г. Гегель назвал третий этап в развитии как:

а) обобщение 

б) синтез         

в) анализ         

г) отрицание   

 

- Укажите форму развития, которую выражает закон отрицания отрицания:

а) по прямой   

б) по окружности       

в) по циклоиде            

г) по спирали 

 

- Среди перечисленных ниже терминов выберите одну из ступеней развития противоречия:

а) эволюция    

б) противоположность            

в) сущность    

г) связь           

 

Законы.

 

- Закон – это:

а) общее и необходимое соотношение.

б) непреложное утверждение.

в) приказ начальника.

г) система служебных обязанностей.

 

- Законы могут быть: (укажите все правильные варианты)

а) ограниченные и неограниченные.

б) частные и всеобщие.

в) особенные.

г) единичные и общие.

 

- Законы определяют в существующем:

а) упорядоченность.

б) неупорядоченность.

в) однообразие.

г) разнообразие.

 

Закон взаимодействия противоположностей.

 

- Противоположности – это:

а) те предметы, свойства или действия, которые реализуют друг друга и сопротивляются друг другу в одном отношении и моменте.

б) те, которые направлены друг к другу.

в) те, которые размещены напротив друг друга.

г) разные точки зрения.

 

- Противоречие – это:

а) взаимодействие противоположностей.

б) крайнее различие.

в) сравнение разных точек зрения.

г) наличие ошибки.

 

- Антагонистическое противоречие – это:

а) противоречие, направленное к расходованию одной или множества его противоположностей.

б) борьба между противоположными классами.

в) отношения между конкурентами.

г) тупиковая ситуация.

 

- Неантагонистическое противоречие – это:

а) противоречие, направленное к изменению его противоположностей.

б) предвыборная борьба.

в) столкновение характеров.

г) адвокатский спор.

 

- Причина изменения – это:

а) взаимодействие противоположностей.

б) неустойчивость.

в) отсутствие помех.

г) неудовлетворенность человека существующим.

 

- Закон взаимодействия противоположностей определяет: (укажите все правильные варианты)

а) причину изменения в чем-либо.

б) необходимость изменения в чем-либо.

в) несогласованность мнений.

г) неизбежность классовой борьбы.

 

Закон соотношения между количеством и качеством.

 

- Качество – это:

а) система свойств в чем-либо.

б) способность вещи удовлетворять потребности людей.

в) высокая полезность вещи.

г) квалифицированное изготовление.

д) то, которое отличает что-либо от другого.

 

- Равенство – это: (укажите все правильные варианты)

а) отношение чего-либо к другому как к себе.

б) отношение чего-либо к другому, если их свойства и состав общи для них.

в) отношение чего-либо к другому, если они, будучи совмещены, составляют одно.

г) подобие по величине.

 

- Большее – это: (укажите все правильные варианты)

а) то, которое, будучи совмещено с другим, существует в нем и вне его.

б) то, которое обнаруживает себя как большое, будучи близко с другим.

в) то, которое относится к другому как большое к маленькому.

г) очень большое.

 

- Увеличение – это:

а) переход чего-либо – в большее.

б) переход жидкости в газ.

в) нагревание.

г) уплотнение.

 

- Меньшее – это: (укажите все правильные варианты)

а) то, в котором и вне которого другое, будучи совмещено с ним, существует.

б) то, которое обнаруживает себя как маленькое, будучи близко с другим.

в) то, которое относится к другому как маленькое к большому.

г) очень маленькое.

 

- Уменьшение – это:

а) переход чего-либо – в меньшее.

б) переход газа в жидкость.

в) охлаждение.

г) разрежение.

 

- Количество – это:

а) то в чем-либо, которое определяет его как большее или меньшее.

б) множество.

в) счетная величина.

г) масса.

 

- Величина – это: (укажите все правильные варианты)

а) ограниченное количество чего-либо.

б) то в чем-либо, которое возможно измерить.

в) очень большое.

г) неопределенное понятие математики.

 

- Число – это: (укажите все правильные варианты)

а) состав последовательно соединенных равных величин.

б) средство измерения.

в) масштаб.

г) сущность всех вещей (Пифагор).

 

- Положительное – это: (укажите все правильные варианты)

а) то, которое реализует, сохраняет или достаточно увеличивает что- либо.

б) то, которое уменьшает расходование чего-либо.

в) хорошее.

г) то, которое мне нравится.

 

- Отрицательное – это: (укажите все правильные варианты)

а) то, которое уменьшает что-либо.

б) то, которое увеличивает расходование чего-либо.

в) плохое.

г) то, которое мне не нравится.

 

- Абстрактное – то, которое:

а) имеет меньшее число обнаруженных свойств или элементов, чем подобное другое.

б) далеко от реальной жизни.

в) туманно и неопределенно.

г) невозможно представить.

 

- Абстрагирование – это:

а) уменьшение числа обнаруженных свойств или элементов в чем-либо.

б) удаление от реальной жизни.

в) затуманивание.

г) обобщение.

 

- Конкретное – то, которое:

а) имеет большее число обнаруженных свойств или элементов, чем подобное другое.

б) близко к реальной жизни.

в) наглядно.

г) возможно пощупать.

 

- Конкретизация – это:

а) увеличение числа обнаруженных свойств или элементов в чем-либо.

б) приближение к реальной жизни.

в) прояснение.

г) уточнение.

 

- Мера – это: (укажите все правильные варианты)

а) соответствие между количеством и качеством в чем-либо.

б) границы того количества, которое соответствует его качеству.

в) упорядоченность.

г) средство измерения.

 

- Скачок – это:

а) переход чего-либо из одного качества в другое.

б) неожиданное изменение.

в) быстрое перемещение.

г) отрыв от поверхности.

д) революция.

е) переворот.

 

- Причина перехода в следующее качество – это:

а) несоответствие между измененным количеством и существующим качеством в чем-либо.

б) исчерпание потенциала существующего качества.

в) изменение условий для функционирования существующего качества.

г) потребность в другом качестве.

д) взаимодействие противоположностей.

е) накопление количественных изменений.

 

- Способ реализации следующего качества – это:

а) то упорядочение существующего качества в чем-либо, которое соответствует измененному количеству в нем.

б) ликвидация предшествующего качества.

в) вытеснение предшествующего качества.

г) наложение следующего качества на предшествующее.

 

- Цикл – это:

а) последовательность, повторяющая себя.

б) временной интервал.

в) совокупность событий.

г) возвращение к исходной точке.

 

- Форма изменения количества и качества в чем-либо – это:

а) цикличность.

б) круговорот.

в) колебание.

г) дуга.

 

- Закон соотношения между количеством и качеством определяет: (укажите все правильные варианты)

а) соответствие между количеством и качеством в чем-либо.

б) причину перехода от существующего качества к следующему.

в) необходимость перехода от существующего качества к следующему.

г) цикличность изменения количества и качества.

д) обратный переход качества в количество.

 

Закон отрицания отрицания.

 

- Утверждение – это:

а) реализация (возможно конвенциальная) чего-либо.

б) закрепление.

в) решительное заявление.

г) констатация факта.

 

- Отрицание – это:

а) расходование (возможно конвенциальное) чего-либо.

б) отторжение.

в) отказ.

г) низвержение.

д) замысловатое понятие философии Гегеля.

 

- Метафизическое отрицание – это: (укажите все правильные варианты)

а) отрицание всего качества в чем-либо.

б) отрицание полезного в чем-либо.

в) туманное возражение.

г) непонимание.

 

- Диалектическое отрицание – это: (укажите все правильные варианты)

а) отрицание бесполезного с сохранением полезного в чем-либо.

б) частичное отрицание полезного в чем-либо.

в) и да, и нет.

г) замысловатое возражение.

 

- Преемственность – это:

а) переход сохраненного полезного из предшествующего качества чего-либо в его следующее качество.

б) наследование.

в) приверженность традициям.

г) некритическое отношение к предшественникам.

 

- Преемственность обуславливает: (укажите все правильные варианты)

а) реализацию чего-либо не на пустом месте, но на сохраненном полезном из его предшествующего качества.

б) следующее качество чего-либо – сохраненным полезным из его предшествующего качества.

в) присвоение полезного из предшествующего качества чего-либо – полезному в его следующем качестве.

г) увеличение полезного в следующем качестве.

д) продолжение направленности предшествующего качества.

 

- Развитие – это:

а) увеличение полезного в чем-либо.

б) упорядочение.

в) усложнение.

г) подъем.

 

- Причина развития – это:

а) присвоение другого полезного существующему полезному в чем-либо.

б) благоприятные условия.

в) помощь извне.

г) использование внутренних резервов.

 

- Форма в цикле развития – это трехступенчатая направленность по:

а) спирали.

б) линии вперед.

в) линии вверх.

г) окружности.

 

- Тезис (в философии Гегеля) – это:

а) утверждение первого качества.

б) краткое заявление.

в) основной пункт речи.

г) обобщенное изложение чего-либо.

 

- Антитезис (в философии Гегеля) – это:

а) утверждение второго качества, которое частично отрицает тезис, но присваивает полезное из него.

б) обнаружение ошибки в тезисе.

в) противоречивое суждение.

г) враждебное заявление.

 

- Синтезис (в философии Гегеля) – это:

а) утверждение третьего качества, которое частично отрицает тезис и антитезис, но присваивает полезное из них.

б) непонятный термин философии Гегеля.

в) третий тезис.

г) произвольное соединение тезиса и антитезиса.

 

- Триада в законе двойного диалектического отрицания – это:

а) трехступенчатая направленность по спирали.

б) устройство из трех элементов.

в) трехголовая гидра.

г) триумвират.

 

- Закон двойного диалектического отрицания определяет: (укажите все правильные варианты)

а) особенности диалектического отрицания.

б) сущность развития.

в) причину развития.

г) триадичность в цикле развития.

д) всеобщность метафизического отрицания.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21