Тестовые вопросы по теме «Учение о развитии.
Диалектика»
- Устойчивая,
необходимая, повторяющаяся для данной группы явлений связь называется:
а)
Законом
б)
Поводом
в)
Причиной
-
Наиболее общие понятия, в которых закрепляются базовые для науки знания,
называются:
а)
Категориями
б)
Понятиями
в)
Свойствами
-
Учение о всеобщих связях называется:
а)
Материализмом
б)
Диалектикой
в)
Идеализмом
- Отношение,
стороны которого исключают друг друга, называется:
а)
Различием
б)
Противоположностью
в)
Тождеством
-
Отношение, сторонами которого являются противоположности, находящиеся в
единстве и борьбе, называется:
а)
Противоположностью
б)
Противоречием
в)
Различием
- Совокупность
свойств, характеризующих данный предмет, называется:
а)
Качеством
б)
Нормой
в)
Явлением
-
Определение предмета, характеризующееся множеством и величиной, называется:
а)
Количеством
б)
Свойством
в)
Явлением
-
Граница, в пределах которой количественные изменения не ведут к качественным:
а)
Мера (норма)
б)
Сущность
в)
Явление
-
«Реально существуют только единичные предметы, общие пред- ставления
существуют лишь в словах и понятиях» – считает:
а)
Номинализм
б)
Реализм
в)
Агностицизм
-
Общие понятия, «универсалии» более реальны, чем единичные   предметы, считает:
а)
Номинализм
б)
Реализм
в)
Агностицизм
- Свойство
целого – не простая сумма свойств его частей, так как эти части, взаимодействуя
друг с другом, влияют на качество целого. 
Это принцип:
а)
Целостности
б)
Элементаризма
в)
Механизма
-
Сторонник диалектического метода в философии:
а)
Гегель
б)
Фейербах
в)
Кант
-
Объекты, организмы, которые обладают целостной, устойчивой структурой и
свойства которых несводимы к свойствам элементов, называются:
а)
Системными
б)
Элементарными
в)
Простыми
-
Подход к больному с учетом его биохимического, морфологического,
функционального состояния называется:
а)
Системным (целостным)
б)
Элементарным
в)
Техническим
- Цель
познания:
а)
Познать сущность явления
б)
Определить причину
в)
Удовлетворить материальные и духовные потребности
-
Обусловленная предшествующим развитием связь, при которой   вслед за причиной обязательно наступает
следствие, называется:
а)
Необходимостью
б)
Случайностью
в)
Причиной
- Возможности
бывают:
а)
Единичные и общие
б)
Объективные и субъективные
в)
Идеальные и материальные
- Объективная
причинно-следственная связь – это:
а)
Детерминизм
б)
Индетерминизм
в)
Номинализм
-
В современном понимании диалектика – это:
а)
искусство ведения диалога, спора;
б)
представление о вечном становлении мира;
в)
выведение ложного по сути, но воспринимаемого
правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно
подаются как правильные;
г)
учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и
познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
-
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и
других аспектов действительности через:
а)
законы, категории, принципы;
б)
понятия, суждения, умозаключения;
в)
ощущения, восприятия, представления;
г)
варианты б и в верны.
-
Любой предмет или явление рассматривается в … как некоторое качество,
представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон.
а)
диалектике;
б)
метафизике;
в)
монизме;
г)
плюрализме.
-
Согласно … развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение
материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение,
а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход а) на более
высокую ступень организации.
б)
метафизике;
в)
материалистической диалектике;
г)
идеалистической диалектике;
д)
вульгарному материализму. 
-
Определите, какое из ниже перечисленных суждений
относится к: а) диалектическому материализму, б) метафизическому материализму,
в) физике:
а)
атом есть протяжённая неделимая частица;
б)
атом обладает сложной структурой;
в)
атом существует независимо от нашего сознания.
- Философское учение о развитии:
а) метафизика;
б) релятивизм;
в) догматизм;
г) эклектика;
д) диалектика.
- Качество, количество, мера, скачок –
категории, выражающие …
а) закон единства и борьбы противоположностей;
б) закон достаточного основания;
в) закон взаимоперехода
количественных и качественных изменений;
г) закон отрицания отрицания;
д) закон тождества. 
- Категория, выражающая диалектическую
взаимосвязь качества и количества:
а) сущность;
б) форма;
в) действительность;
г) явление;
д) мера.
-
Объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений 
а)
принцип
б)
метод
в)
закон
г)
идеология
д)
явление
-
Термин «диалектика», как искусство ведения спора, был впервые применен:
а)
Гегелем;
б)
Сократом;
в)
Платоном;
г)
Кантом.
-
Кто из философов являются основоположниками материалистической диалектики
(диалектического материализма)?
а)
Гераклит, Платон, Аристотель;
б)
Кант, Фихте, Гегель;
в)
Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр;
г)
Маркс, Энгельс.
-
Как называются понятия, отражающие наиболее общие свойства, стороны, связи и
отношения реальной действительности?
а)
категории диалектики
б)
законы диалектики;
в)
принципы диалектики;
г)
аксиомы диалектики.
-
Что выражает диалектическая категория «качество»?
а)
числовые характеристики предмета, границы их изменения;
б)
пространственную локализацию предмета;
в)
данность предмета, выражающуюся в относительной устойчивости его свойств;
г)
период существования.
-
В чем отличие метафизического метода изучения объективной реальности от
диалектического?
а)
метафизический метод основан на абсолютизации одной из сторон изучаемого
объекта, исследует последний в статике;
б)
метафизический метод исследует объект в контексте его развития и взаимодействия
с другими объектами, процессами и явлениями;
в)
метафизический метод позволяет обобщать эмпирические данные;
г)
метафизический метод позволяет рассматривать развитие, как следствие
преодоление противоречий. 
-
Что выражают законы диалектики?
а)
необходимую, устойчивую связь между мыслями;
б)
взаимосвязь и взаимодействие категорий;
в)
принципы правильного мышления;
г)
объективную взаимосвязь природных процессов и явлений.
-
Диалектика отличается от метафизики
а)
пониманием природы материализма 
б)
пониманием природы идеализма
в)
пониманием развития 
г)
пониманием человеческой природы
-
Наиболее общие фундаментальные понятия называются:
а)
законами
б)
категориями
в)
принципами
г)
постулатами
-
Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом
причинными связями и обуславливают друг друга называется:
а)
Принципом развития
б)
Принципом детерминизма
в)
Принципом единства явления и сущности
г)
Принципом единства и борьбы противоположностей
-
Какой закон не относится к законам диалектики?
а)
Закон отрицания отрицания
б)
Закон перехода количества в качество
в)
Закон единства и борьбы противоположностей
г)
Закон о взаимопереплетении причин и следствий
-
Самую развитую форму диалектики как теории развития в рамках немецкой
классической философии разработал
а)
Ф. Шеллинг
б)
Г. Фихте
в)
И. Кант
г)
Л. Фейербах
д)
Г. Гегель
-
Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает
а)
источник развития
б)
направленность развития
в)
результат развития
г)
механизм развития
д)
закономерность развития
-
Субъективная диалектика - это диалектика
а)
природы 
б)
общественного развития
в)
мышления
г)
развития живых организмов
д)
производительных сил и производственных отношений
-
Процесс развития, согласно закону «отрицания отрицания»,
идет
а)
прямолинейно
б)
циклично
в)
стихийно
г)
по спирали
д)
зигзагообразно
-
Диалектика отрицания содержит в себе
а)
тотальное отрицание прогресса
б)
нигилизм
в)
преемственность и развитие по спирали
г)
разрушение основ предшествующей культуры
д)
уничтожение сущности
-
Категории диалектики, одна из которых выражает совокупность глубоких,
устойчивых свойств и отношений предмета, а другая совокупность внешних,
непосредственно открытых чувствам свойств и отношений предмета
а)
сущность - явление
б)
единичное - общее
в)
необходимость - случайность
г)
пространство - время
д)
материя - сознание
-
Признак процесса развития
а)
непротиворечивость
б)
хаотичность
в)
аморфность
г)
необратимость
д)
цикличность
-
К категориям диалектики относятся
а)
бытие и сознание
б)
диалектика и метафизика
в)
необходимость и случайность
г)
эмпирическое и рациональное
д)
материальное и духовное
-
«Количество» - это философская категория, выражающая
а)
множество свойств предмета
б)
интенсивность развития предмета
в)
содержание и объем предмета
г)
объективную определенность явлений, характеризующую их со стороны размера,
величины, интенсивности, темпов изменения, степени развития их свойств
д)
определенность предмета, его свойство быть именно этим, а не иным
-
Определите взаимосвязь причины и следствия
а)
причина - это то, что по времени предшествует
следствию
б)
причина - это то, что вызывает к жизни новое явление
(следствие) и предшествует ему во времени
в)
причина - это повод 
г)
причина и следствие никак не связаны
д)
следствие предшествует причине
-
В утверждении «Ветер - это перемещение масс воздуха
под действием разности атмосферного давления в двух точках местности» связь
между явлениями выражается парными категориями
а)
возможность и действительность
б)
содержание и форма
в)
часть и целое
г)
причина и следствие
д)
случайность и необходимость
- Высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15
лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что
знаю все, а отец мой – ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец
знает кое-что» раскрывает закон
а) отрицание отрицания
б) единства и «борьбы» противоположностей
в) взаимосвязи сущности и явления
г) взаимосвязи причины и следствия
д) взаимного перехода количественных и
качественных изменений?
-
Высказывание Аль-Фараби: «… - безрассудство сходно с храбростью,
расточительство сходно со щедростью, шутовство сходно с остроумием,
подобострастие сходно со скромностью, притворство сходно с искренностью человека»
характеризует:
а)
скептицизм
б)
догматизм
в)
диалектику
г)
метафизику
д)
софизм
-
О характере изменений мира в целом учит:
а)
Биология
б)
Химия
в)
Диалектика
г)
Астрономия
д)
Астрология 
-
Детерминизм как философский принцип – это признание:
а)
Стихийности социальных процессов
б)
Скачкообразности в природе и обществе
в)
Воли как побудительной силы
г)
Безусловности развития 
д)
Причинно-следственной зависимости
-
Категория, выражающая внешние, наблюдаемые характеристики предмета, процесса
есть:
а)
явление
б)
сущность
в)
содержание
г)
возможность
д)
случайность 
-
Выделите общепринятое определение диалектики:
а)
Учение о логических противоречиях.
б)
Учение об общих законах природы.
в)
Учение о законах движения в природе.
г)
Учение о развитии материального и идеального бытия.
д)
Учения о законах дискуссии. 
-
Учение противоположное диалектике:
а)
Прагматизм
б)
Неотомизм
в)
Метафизика
г)
Позитивизм
д)
Экзистенциализм 
-
В процессе развития закон взаимного перехода количественных и качественных
изменений раскрывает:
а)
механизм 
б)
обратимость 
в)
направленность 
г)
цикличность 
д)
источник  
-
Синтез – это:
а)
мысленное разложение предмета на части
б)
объяснение чего-либо
в)
мысленное объединение элементов в единое целое
г)
сравнение предметов
д)
описание предмета 
 
-
Какой метод был разработан в философии Гегеля?
а)
Редукционистский метод.
б)
Системно-структурный метод.
в)
Метафизический метод.
г)
Формально-логический метод. 
д)
Диалектический метод. 
-
Какой характер носили в казахской философии основные категории пространства?
а)
Сакрально-символический.
б)
Антропоцентрический.
в)
Аксиологический.
г)
Религиозный.
д)
Онтологический. 
-
Закон, отражающий диалектику количественных и качественных изменений,
обнаруживает в развитии
а)
причину
б)
направление
в)
скорость
г)
итог
д)
механизм
-
В высказывании «Глубинное течение реки на ее поверхности выступает в виде
обратного течения воды у берегов, водоворотов, пены и т.д.» связь между
явлениями выражается парными категориями:
а)
сущности и явления
б)
часть и целое
в)
возможности и действительности
г)
необходимости и случайности
д)
содержания и формы 
-
Кто из перечисленных философов относится к представителям «наивной диалектики»?
а)
Бэкон. 
б)
Юм.
в)
Фалес. 
г)
Платон. 
д)
Гераклит. 
-
Кто автор “апорий”:
а)
Парменид
б)
Гераклит
в)
Аристотель
г)
Кратил
д)
Зенон 
-
Закон единства и борьбы противоположностей обнаруживает в развитии 
а)
скачки
б)
причину
в)
направление
г)
меру
д)
механизм
-
Отношения между предметом и его составными элементами, при соединении которых
возникают новые свойства, выражаются парными категориями:
а)
части и целого
б)
необходимости и случайности
в)
сущности и явления
г)
причины и следствия
д)
содержания и формы 
-
Сущность закона отрицания отрицания:
а)
Многовариантность развития
б)
Стихийность социальных явлений
в)
Разграничение ступеней познания
г)
Выделение этапов исторического развития
д)
Преемственность в развитии 
-
Потенциальное и актуальное существование предмета, явления выражаются парными
категориями:
а)
причины и следствия
б)
необходимости и случайности
в)
сущности и явления
г)
возможности и действительности
д)
части и целого 
-
Закон отрицания отрицания указывает в развитии 
а)
причину
б)
механизм
в)
наличие скачков
г)
величину
д)
тенденции
-
Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения
логических законов:
а)
милетцы;
б)
софисты;
в)
эпикурейцы;
г)
стоики;
д)
киники.
-
Положение, основанное на умышленном нарушении законов логики:
 а) софизм;
 б) тезис;
 в) понятие;
 г) прагматизм;
 д) заблуждение.
-
Закон диалектики: 
а)
закон отрицания отрицания; 
б)
закон обратного соотношения объема и содержания понятия; 
в)
закон выживания сильнейших; 
г)
закон всемирного тяготения.
-
Основное понятие онтологии Лейбница: 
а)
«предустановленная гармония»; 
б)
«апейрон»; 
в)
«логос»; 
г)
«креационизм».
-
Принципы, лежащие в основании концепции детерминизма: 
а)
причинность и закономерность; 
б)
абсолютизация роли целого по отношению к его части; 
в)
абсолютизация части по отношению к целому; 
г)
сотворение мира Богом из ничего.
-
Укажите парные диалектические категории: 
а)
явление;                1) единичное; 
б)
форма;                  2) сущность; 
в)
возможность;       3) содержание; 
г)
причина;               4) действительность; 
д)
часть;                    5) следствие; 
е)
общее.                   6) целое.
-
Теория самоорганизации сложных систем: 
а)
аналитика; 
б)
аксиология; 
в)
синергетика; 
г)
майевтика.
-
Система – это: 
а)
совокупность взаимосвязанных элементов; 
б)
всё, что создано в соответствии с планом; 
в)
любая совокупность элементов; 
г)
последовательность элементов.
-
Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность: 
а)
структура; 
б)
содержание; 
в)
форма; 
г)
сущность.
-
Софисты:
а)
сформулировали законы логики;
б)
придерживались формальной логики;
в)
изучали онтологию;
г)
разработали числовую концепцию мира;
д)
изобретали доказательства, основанные на нарушении законов логики.
-
Космоцентризм и стихийная диалектика - основные черты
философии
а)
Античности
б)
Средневековья
в)
Нового времени
г)
Просвещения
д)
Возрождения
-
Составляющие элементы сократовской диалектики
а)
отрицание и синтез
б)
опровержение и майевтика
в)
утверждение и синтез
г)
незнание и всезнание
д)
конфликт
-
Философское понятие «качество» означает:
а)
совокупность существенных свойств, отличающих объект от других объектов;
б)
степень потребительской полезности какой-либо вещи;
в)
способ отличать превосходство данного объекта над другими («знак качества»).
-
Под самодвижением в философии понимается:
а)
любое изменение объекта;
б)
изменение под влиянием внешней среды;
в)
изменение под влиянием сверхъестественных сил;
г)
изменение объекта под влиянием внутренних сил.
-
Каково соотношение понятий «движение» и «развитие»?
а)
движение и развитие – это одно и тоже;
б)
понятие «развитие» шире понятия «движения»;
в)
развитие – один из аспектов движения;
г)
возможно либо движение, либо развитие.
-
Изначальной, коренной идеей, определившей развитие диалектики, является:
а)
идея первенства духовного над материальным;
б)
идея познаваемости мира;
в)
идея противоречивости бытия, познания, человеческой жизни;
г)
идея выявления первоначал бытия.
-
Диалектическими противоположностями являются:
а)
объекты, во всем противоположные друг другу;
б)
стороны объекта, взаимодополняющие и взаимоотрицающие
друг друга;
в)
стороны объекта, находящиеся друг против друга;
г)
стороны объекта, не имеющие друг с другом ничего общего.
-
Подход, при котором объект рассматривается как механическая сумма сторон без
выявления их единства, - 
это:
а)
софистика;
б)
эклектика;
в)
диалектика;
г)
схоластика.
-
Единство элементов и связей системы – это:
а)
среда;
б)
динамика;
в)
конструкция;
г)
функция.
-
Согласно закону отрицания отрицания в развитии
наблюдается закономерная последовательность этапов:
а)
тезис – антитезис – тезис;
б)
тезис – антитезис – синтез;
в)
антитезис – тезис – синтез;
г)
возможность – случайность – необходимость.
-
Диалектическое «отрицание» означает:
а)
несогласие с каким-либо утверждением;
б)
отказ от какого-либо действия;
в)
замену старого качества новым с частичным разрушением старого;
г)
полное разрушение старого качества объекта.
-
Какая из философских позиций характеризует диалектический подход к познанию?
а)
разум противоречив и поэтому не способен постичь сущность вещей (И. Кант);
б)
противоречивая сущность вещей недоступна рациональному мышлению. Она постижима
путем религиозного откровения (В. Шеллинг);
в)
разум способен постичь все именно потому, что он противоречив (Г. Гегель).
-
С точки зрения закона отрицания отрицания развитие
осуществляется:
а)
равномерно и прямолинейно;
б)
по кругу;
в)
по спирали;
г)
по эллипсу.
-
Укажите верное общефилософское определение понятия «развитие»:
а)
развитие – это разновидность броуновского движения;
б)
развитие – это любое изменение объекта;
в)
развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение объекта;
г)
развитие – это направленное, обратимое изменение объекта.
-
Философское понятие «скачок» означает:
а)
колебания между противоположными состояниями;
б)
непрерывность количественных изменений объекта;
в)
переход части элементов старого качества в новое;
г)
переход объекта из старого качества в новое.
-
Законы науки – это:
а)
условные допущения, позволяющие упорядочить экспериментальные данные об
объекте;
б)
положения, отражающие существенные, устойчивые, необходимые связи или качества
объектов;
в)
правила научного исследования;
г)
юридические акты государственной власти.
-
Закон единства и противостояния (борьбы) противоположностей дает ответ на
вопрос:
а)
Каков механизм перехода от старого качества к новому?
б)
Каковы источники развития объекта?
в)
Какова направленность развития объекта и взаимосвязь между его этапами?
-
Одной из главных черт современной диалектики является:
а)
обоснование материальности бытия;
б)
выявление первоначал бытия;
в)
обоснование непротиворечивости бытия и познания;
г)
системное рассмотрение объектов.
-
Какое из нижеперечисленных высказываний характеризует метафизическую картину
мира?
а)
объекты и явления действительности находятся в универсальной взаимосвязи;
б)
всем объектам действительности присуще развитие;
в)
объекты действительности неизменны и не связаны друг с другом;
г)
развитию объектов присущ закономерный характер.
-
Какая из категорий относится к закону взаимоперехода
количественных и качественных изменений:
а)
мера;
б)
противоречие;
в)
противоположности;
г)
полярность.
-
Что понимается под научными категориями?
а)
категорические высказывания;
б)
фундаментальные связи бытия;
в)
фундаментальные понятия науки;
г)
психологические типы людей.
-
Какое из нижеперечисленных высказываний характеризует метафизическую картину
мира?
а)
объекты и явления действительности находятся в универсальной взаимосвязи;
б)
всем объектам действительности присуще развитие;
в)
объекты действительности неизменны и не связаны друг с другом;
г)
развитию объектов присущ закономерный характер.
-
Диалектическое понятие «преемственность» означает:
а)
полную замену старого качества новым в развитии;
б)
отрицание старого качества при переходе в новое;
в)
переход части элементов старого в качественно новое состояние объекта;
г)
переход всех элементов старого в качественно новое состояние объекта.
-
Укажите верное определение понятия «система»:
а)
система – это множество сосуществующих элементов;
б)
система – это объект, способный разрешать актуальные проблемы в определенных
условиях среды;
в)
система – это множество объектов, которым присущ какой-либо общий признак;
г)
система – это любая последовательность объектов.
-
Укажите верное общефилософское определение понятия «развитие»:
а)
развитие – это разновидность броуновского движения
б)
развитие – это любое изменение объекта
в)
развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение объекта
г)
развитие – это направленное, обратимое изменение объекта
-
Под противоречием в диалектике понимается:
а)
несовместимость высказываний об объекте;
б)
единство и противостояние противоположных сторон объекта;
в)
борьба «всех со всеми»;
г)
преобладание борьбы различных сил над единством объекта.
Философское и естественнонаучное
понимание духовных форм бытия.
             
-
Философское направление, признающее за первичное начало идеальное, называется:
а)
идеализмом             
б)
материализмом        
в)
дуализмом   
г)
монизмом    
-
Что такое «дух»?
а)
совокупность представлений человека об окружающем мире, выраженная в системе
понятий;
б)
менталитет народа или нации, составляющих государство;
в)
совокупность и сосредоточение функций сознания, сконцентрированных в единой
индивидуальности;
г)
способность к различению добра и зла, выраженная в системе ценностных
представлений человека об окружающем мире.
-
Какая из сфер объективного духа формирует восприятие мира как способа выражения
интересов различных социальных сил?
а)
мифология;
б)
наука;
в)
религия;
г)
идеология.
-
В чем отличие массовой культуры от элитарной?
а)
массовая культура, не выражает высоких духовных потребностей и доступна широким
слоям населения;
б)
массовая культура распространяется в основном среди людей, обладающих низким
социальным статусом; 
в)
ценности массовой культуры отражают духовные устремления людей;
г)
массовая культура сложна для восприятия и поэтому доступна лишь для людей обладающих высоким интеллектом.
-
Процесс утраты культурой своей гуманистической функции называется:
а)
массовизацией культуры;
б)
технизацией культуры;
в)
вандализацией культуры;
г)
интернационализацией культуры.
-
Какая из функций науки имеет для человека определяющее значение?
а)
прогностическая;
б)
познавательная;
в)
мировоззренческая;
г)
объяснительная. 
-
Какие из методов научного исследования относятся к методам эмпирического уровня
познания?
а)
наблюдение и сравнение;
б)
индукция и дедукция;
в)
анализ и синтез;
г)
историческое логическое. 
-
К форме научного познания не относится:
а)
суждение
б)
факт
в)
гипотеза
г)
теория
-
Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о
закономерностях и существенных связях определённой области действительности
называется:
а)
гипотезой
б)
представлением
в)
парадигмой
г)
теорией
-
________ – это процедура мысленного или реального разложения объекта на
составные элементы
а)
анализ
б)
абстрагирование 
в)
синтез
г)
индукция 
-
Логический вывод частных следствий из общего положения называется:
а)
индукцией
б)
дедукцией
в)
формализацией
г)
анализом
-
На неорганическом уровне отражение является результатом взаимодействия:
а)
непосредственного   
б)
опосредованного     
в)
ясного          
г)
творческого  
-
Идеализм близок и взаимодействует с:
а)
техникой      
б)
социологией            
в)
религией      
г)
наукой         
-
Формой психического отражения действительности, которая присуща
высокоорганизованным животным, является:
а)
суждение     
б)
понятие       
в)
ощущение    
г)
умозаключение        
-
Идеализм может быть: (укажите все правильные варианты)
а)
стихийным  
б)
диалектическим      
в)
объективным           
г)
метафизическим      
д)
субъективным         
-
Важную роль в формировании сознания играет:
а)
дух   
б)
Бог   
в)
язык             
г)
бессознательное       
-
Основными функциями языка являются: (укажите все правильные варианты)
а)
практическая           
б)
целеполагающая      
в)
мыслительная          
г)
когнитивная                         
д)
коммуникативная
-
Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и
отношения реальности – это … 
а)
Атом;
б)
Категория;
в)
Субстанция.
-
Центральным понятием диалектики является …
а)
Скачек;
б)
Повторение;
в)
Развитие.
-
Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего называется
…
а)
Метафизика;
б)
Диалектика;
в)
Эклектика.
-
В истории философии существовала не только диалектика, но и ее
противоположность – …
а)
Эклектика;
б)
Скептицизм;
в)
Метафизика.
-
Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений,
отрицание развития?
а)
Метафизика;
б)
Диалектика;
в)
Эклектика.
-
Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и
автономных частей целого, обусловленных строением – это…
а)
Организация;
б)
Элемент;
в)
Содержание.
-
Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип…
а)
Повторения;
б)
Противоречия;
в)
Прогресса.
-
Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения
некоторого процесса, события – это …
а)
Причина;
б)
Связь;
в)
Возможность.
-
Какая категория диалектики является парной для категории «необходимое»?
а)
Действительное;
б)
Возможное;
в)
Случайное.
-
Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис
(отрицание), синтез ( отрицания отрицания), по Гегелю,
является …
а)
Состоянием;
б)
Развитием;
в)
Прогрессом.
-
Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в
результате количественного изменения – это …
а)
Скачок;
б)
Раскол;
в)
Отрицание.
-
Переход от одного количества к другому – это …
а)
Отрицание;
б)
Скачок;
в)
Перелом.
-
Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет …
а)
Источник развития;
б)
Отражение качеств вещи;
в)
Процесс познания.
-
Закон «отрицания отрицания» определяет … 
а)
Относительность развития;
б)
Субъективность развития;
в)
Тенденции развития. 
-
Степень развития свойств предмета – это …
а)
Качество;
б)
Количество;
в)
Уровень.
-
Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами
есть … 
а)
Свойство;
б)
Потребность;
в)
Значение.
-
Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики
в разные времена.
| 
   а)
  Античность  | 
  
   1)
  учение о развитии духа  | 
 
| 
   б)
  Материализм  | 
  
   2)
  развитие природы как целого  | 
 
| 
   в)
  Средние века  | 
  
   3)
  учение о развитии всемирной истории  | 
 
| 
   г)
  Новое время  | 
  
   4)
  учение о развитии всего сущего  | 
 
| 
   д)
  Философия Гегеля  | 
  
   5)
  способ сочетания противоположных линий в поиске истины  | 
 
Диалектика – учение о всеобщих законах
бытия.
 
-
Из приведенных высказываний выделите соответствующее
диалектико-материалистическому пониманию движения
а)
движение — это перемещение тел в пространстве
б)
движение — это любое изменение
в)
движение — это поток сознания
г)
движение — это любая совокупность ощущений человека
-
Выделите главный принцип диалектики:
а)
первичность материи
б)
непротиворечивость
в)
конкретность
г)
развитие
-
Назовите философское направление, отвергающее существование объективной
реальности 
а)
метафизический материализм
б)
субъективный идеализм
в)
диалектический материализм
г)
объективный идеализм.
- Что
из перечисленного не является законом диалектики:
а)
тождество бытия и мышления; 
б)
отрицание отрицания; 
в)
переход количества в качество; 
г) закон
достаточного основания.
-
С точки зрения диалектики процесс развития имеет следующий характер
а)
циклический; 
б) спиралевидный;
в)
линейный; 
г)
ломаный.
-
Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью
а)
тождества материи и сознания;                                                
б)
перехода количественных изменений в качественные;          
в)
сохранения материи;
г)
отрицания отрицания.
-
Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И.
Менделеева
а)
тождества материи и сознания;                                             
б)
перехода количественных изменений в качественные;      
в)
сохранения материи;
г)
отрицания отрицания.
-
Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):
а)
закон единства и борьбы противоположностей;
б)
закон неба (Ли);
в)
закон взаимного перехода качества и количества;
г)
закон отрицания отрицания;
д)
закон нравственного воздаяния.
-
Прогресс и регресс – это две формы
а)
существование;         
б)
развития;                    
в)
движения;                  
г)
иерархии;
д)
детерминизма;
е)
структурирования.
-
К законам диалектики не относится закон:
а)
единства и борьбы противоположностей;             
б)
тождества материи и сознания;                              
в)
перехода количества в качество;
г)
отрицания отрицания.
-
Диалектика — это:
а)
учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;
б)
учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе
Бога;
в)
совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой
деятельности;
г)
учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д)
учение о божественном предопределении.
-
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики...
а)
есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
б)
отражают саморазвитие абсолютного духа
в)
реализуются только в живой природе
г)
имеют универсальный характер
-
Элементы диалектики встречаются в метафизическом подходе, который называется...
а)
релятивизм
б)
эклектика
в)
догматизм
г)
софистика
-
Элементы диалектики встречаются в метафизическом подходе, который называется
а)
софистика
б)
релятивизм
в)
эклектика
г)
догматизм
-
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики
а)
есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
б)
реализуются только в живой природе
в)
отражают саморазвитие абсолютного духа
г)
имеют универсальный характер
-
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики
а)
имеют универсальный характер
б)
есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
в)
отражают саморазвитие абсолютного духа
г)
реализуются только в живой природе
-
Диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено как
противоречие
а)
субъективного и объективного
б)
абстрактного и конкретного
в)
индивидуализации и унификации
г)
материального и идеального
-
Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития…
а)
В виде спирали
б)
Как хаотический процесс
в)
В виде круговорота
г)
В виде волнового процесса
-
К диалектическим законам Г.Гегеля не принадлежит
закон…
а)
Отрицания отрицания
б)
Единство и борьба противоположностей
в)
Перехода количественных изменений в качественные
г)
Исключенного третьего
-
Гегелем разработаны основные законы …
а)
механики
б)
метафизики
в)
диалектики
г)
антропологии
-
Каждый из трех основных законов диалектики отражает:
а)
Отдельный этап, ступень развития
б)
Разный уровень проявления
в)
Всеобщность развития
г)
Объективность содержания мышления
-
Кто первым создал диалектическую философию природы?
а)
Гераклит
б)
Шеллинг
в)
Гегель
г)
Энгельс
-
Синергетика утверждает, что основным свойством материи является её
а)
самоорганизация 
б)
неисчерпаемость 
в)
непроницаемость
г)
структурность
-
Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики
в разные времени:
а)
Античность                    1) способ
сочетания противоположных линий в поиске истины.
б)
При материализме        2) учение о развитии всего сущего.
в)
Средние века                 3) учение о развитии всемирной
истории.
г)
Новое время                   4) развитие
природы как целого.
д)
Философия Гегеля       5) учение о развитии духа. 
-
Что такое диалектика как духовное образование?
а)
бессознательная психологическая установка,
б)
осмысленное верование, 
в)
художественный стиль, 
г)
способ миропонимания и мышления.
-
Что выражают законы диалектики?
а)
внешние связи предметов со средой, 
б)
функциональные связи предметов, 
в)
наиболее общие механизмы развития, 
г)
особенности пространственно-временной структуры реальности.
-
Законам диалектики подчинены:
а)
объективный мир;
б)
человеческое мышление;
в)
все перечисленное.
-
Объективная диалектика – это:
а)
развитие реального мира;
б)
диалектическое мышление;
в)
теория диалектики.
-
Субъективная диалектика – это:
а)
диалектика мышления;
б)
теория диалектики;
в)
все перечисленное.
-
Субъективистская диалектика характерна для:
а)
софистики;
б)
эклектики;
в)
все перечисленное.
-
Сколько форм диалектики сложилось в истории философии?
а)
две;
б)
три;
в)
четыре.
-
В чем суть закона единства и борьбы противоположностей?
а)
разделение единого на противоположности;
б)
борьба противоположностей и разрешение в новом пространстве;
в)
все перечисленное.
-
Что является основными категориями закона количественных и качественных
изменений?
а)
количество, качество;
б)
мера, скачок;
в)
все перечисленное.
-
Качество – это:
а)
философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и
явления;
б)
философская категория, выражающая такую определенность предмета, которая не
означает превращение данного предмета в другой;
в)
сторона предмета, способная определенным образом взаимодействовать с другими
предметами.
-
Какую форму, согласно закону отрицания отрицания,
имеет развитие?
а)
спираль;
б)
круг;
в)
прямая линия.
-
Сколько функций выполняет диалектика?
а)
одну;
б)
две;
в)
шесть.
-
Детерминизм – это:
а)
система взглядов об объективной, закономерной связи;
б)
система взглядов о всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира;
в)
все перечисленное.
-
Индетерминизм:
а)
не признает объективность причинности;
б)
отвергает всеобщий характер причинности;
в)
все перечисленное.
-
Проблема индетерминизма и детерминизма стала особенно актуальной:
а)
в связи с развитием квантовой механики;
б)
в связи с развитием биологии;
в)
в связи с развитием медицины.
-
Что является объективной основой принципа причинности?
а)
онтологические предпосылки;
б)
гносеологические предпосылки;
в)
социальная основа.
-
Что является социальной основой принципа причинности?
а)
объективная основа;
б)
общественно-историческая практика;
в)
генетическая обусловленность.
-
Какая категория диалектики является самой ключевой?
а)
закон;
б)
повод;
в)
причина.
-
Законы сначала открываются в форме:
а)
гипотез;
б)
утверждений;
в)
необоснованных фантазий.
-
По механизму детерминации законы могут быть:
а)
динамические и статистические;
б)
причинные и непричинные;
в)
все перечисленное.
-
При характеристике статистических методов важной значение имеет понятие:
а)
«статистика»;
б)
«вероятность»;
в)
все перечисленное.
-
Что характеризует статистическая вероятность?
а)
отдельное событие;
б)
определенный класс событий;
в)
все перечисленное.
-
Основными историческими формами диалектики являются: (укажите все правильные
варианты)
а)
догматика    
б)
идеалистическая диалектика           
в)
метафизика   
г)
материалистическая диалектика      
д)
материалистическая диалектика      
-
Объективный идеализм признает следующее положение:
а)
мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
б)
мир является ареной войны всех против всех;
в)
мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
г)
мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов
конкретного человека;
д)
мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных
первообразов, существующих вечно и неизменно.
-
Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?
а)
тождества материи и сознания; 
б)
перехода количественных изменений в качественные;
в)
сохранения материи;
г)
отрицания отрицания.
-
Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И.
Менделеева?
а)
тождества материи и сознания; 
б)
перехода количественных изменений в качественные;
в)
сохранения материи;
г)
отрицания отрицания.
-
Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):
а)
закон единства и борьбы противоположностей;
б)
закон неба (Ли);
в)
закон взаимного перехода качества и количества;
г)
закон отрицания отрицания;
д)
закон нравственного воздаяния.
-
Прогресс и регресс – это две формы:
а)
существование;
б)
развития;
в)
движения;                  
г)
иерархии;
д)
детерминизма.
-
К законам диалектики не относится закон:
а)
единства и борьбы противоположностей;
б)
тождества материи и сознания;
в)
перехода количества в качество;
г)
отрицания отрицания.
-
Диалектика — это:
а)
учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;
б)
учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе
Бога;
в)
совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой
деятельности;
г)
учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д)
учение о божественном предопределении.
-
Дополните парные категории диалектики:
а)
единичное – общее;
б)
причина – 
в)
возможное – действительное;
г)
сущность –
д)
форма – содержание.
-
Установите последовательность возникновения трактовок бытия:
а)
бытие творящее и бытие сотворенное;
б)
бытие как экзистенция; 
в)
бытие как Единое;
г)
бытие мира как «часовой механизм».
-
Установите последовательность возникновения философских категорий:
а)
бытие;   
б)
первоначало (архэ);
в)
экзистенция;     
г)
субстанция.
-
Установите последовательность в историческом развитии материализма:
а)
механистический материализм;
б)
стихийный материализм;
в)
диалектический материализм;
г)
антропологический материализм.
-
Установите последовательность в развитии идеализма:
а)
абсолютный идеализм Гегеля;
б)
трансцендентальный идеализм Канта;
в)
объективный идеализм Платона;
г)
рационализм Декарта;
д)
схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.
-
Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:
а)
мир идей и мир теней;
б)
град земной и Град Божий;
в)
мир как объективная реальность;
г)
мир как механизм.
-
Установите последовательность в развитии диалектики:
а)
диалектический материализм;
б)
стихийная диалектика (Гераклит);
в)
идеалистическая категориальная диалектика (Платон);
г)
абсолютный идеализм (Гегель).
 
-
Под устойчивой совокупностью свойств предмета понимается категория:
а)
количество  
б)
мера             
в)
отрицание    
г)
качество       
-
С материалистической точки зрения диалектическое противоречие – это взаимная: 
а)
борьба противоположностей           
б)
неприязнь    
в)
любовь и дружба     
г)
связь и исключение  
 
-
Научное название «синергетика» обосновал:
а)
Н. Моисеев   
б)
К. Маркс      
в)
Г. Хакен       
г)
Э. Шредингер          
-
Г. Гегель назвал третий этап в развитии как: 
а)
обобщение   
б)
синтез          
в)
анализ          
г)
отрицание    
 
-
Укажите форму развития, которую выражает закон отрицания отрицания:
а)
по прямой    
б)
по окружности        
в)
по циклоиде             
г)
по спирали   
 
-
Среди перечисленных ниже терминов выберите одну из ступеней развития
противоречия:
а)
эволюция     
б)
противоположность             
в)
сущность     
г)
связь            
Законы.
-
Закон – это:
а)
общее и необходимое соотношение. 
б)
непреложное утверждение.
в)
приказ начальника.
г)
система служебных обязанностей. 
-
Законы могут быть: (укажите все правильные варианты)
а)
ограниченные и неограниченные. 
б)
частные и всеобщие. 
в)
особенные. 
г)
единичные и общие.
-
Законы определяют в существующем:
а)
упорядоченность. 
б)
неупорядоченность. 
в)
однообразие. 
г)
разнообразие.
Закон взаимодействия противоположностей.
-
Противоположности – это:
а)
те предметы, свойства или действия, которые реализуют друг друга и
сопротивляются друг другу в одном отношении и моменте. 
б)
те, которые направлены друг к другу.
в)
те, которые размещены напротив друг друга.
г)
разные точки зрения.
-
Противоречие – это: 
а)
взаимодействие противоположностей. 
б)
крайнее различие.
в)
сравнение разных точек зрения. 
г)
наличие ошибки.
-
Антагонистическое противоречие – это: 
а)
противоречие, направленное к расходованию одной или множества его
противоположностей. 
б)
борьба между противоположными классами.
в)
отношения между конкурентами.
г)
тупиковая ситуация. 
-
Неантагонистическое противоречие – это: 
а)
противоречие, направленное к изменению его противоположностей. 
б)
предвыборная борьба.
в)
столкновение характеров.
г)
адвокатский спор.
-
Причина изменения – это:
а)
взаимодействие противоположностей. 
б)
неустойчивость.
в)
отсутствие помех.
г)
неудовлетворенность человека существующим.
-
Закон взаимодействия противоположностей определяет: (укажите все правильные
варианты)
а)
причину изменения в чем-либо. 
б)
необходимость изменения в чем-либо. 
в)
несогласованность мнений. 
г)
неизбежность классовой борьбы.
Закон соотношения между количеством и
качеством.
-
Качество – это:
а)
система свойств в чем-либо. 
б)
способность вещи удовлетворять потребности людей.
в)
высокая полезность вещи.
г)
квалифицированное изготовление.
д)
то, которое отличает что-либо от другого.
-
Равенство – это: (укажите все правильные варианты)
а)
отношение чего-либо к другому как к себе. 
б)
отношение чего-либо к другому, если их свойства и состав общи для них. 
в)
отношение чего-либо к другому, если они, будучи совмещены, составляют одно. 
г)
подобие по величине.
-
Большее – это: (укажите все правильные варианты)
а)
то, которое, будучи совмещено с другим, существует в нем и вне его. 
б)
то, которое обнаруживает себя как большое, будучи близко с другим. 
в)
то, которое относится к другому как большое к маленькому. 
г)
очень большое.
-
Увеличение – это: 
а)
переход чего-либо – в большее. 
б)
переход жидкости в газ.
в)
нагревание.
г)
уплотнение.
-
Меньшее – это: (укажите все правильные варианты)
а)
то, в котором и вне которого другое, будучи совмещено с ним, существует. 
б)
то, которое обнаруживает себя как маленькое, будучи близко с другим. 
в)
то, которое относится к другому как маленькое к большому. 
г)
очень маленькое.
-
Уменьшение – это:
а)
переход чего-либо – в меньшее. 
б)
переход газа в жидкость.
в)
охлаждение.
г)
разрежение.
-
Количество – это:
а)
то в чем-либо, которое определяет его как большее или меньшее. 
б)
множество.
в)
счетная величина.
г)
масса.
-
Величина – это: (укажите все правильные варианты)
а)
ограниченное количество чего-либо. 
б)
то в чем-либо, которое возможно измерить. 
в)
очень большое.
г)
неопределенное понятие математики.
-
Число – это: (укажите все правильные варианты)
а)
состав последовательно соединенных равных величин. 
б)
средство измерения. 
в)
масштаб.
г)
сущность всех вещей (Пифагор).
-
Положительное – это: (укажите все правильные варианты)
а)
то, которое реализует, сохраняет или достаточно увеличивает что- либо. 
б)
то, которое уменьшает расходование чего-либо. 
в)
хорошее.
г)
то, которое мне нравится.
-
Отрицательное – это: (укажите все правильные варианты)
а)
то, которое уменьшает что-либо. 
б)
то, которое увеличивает расходование чего-либо. 
в)
плохое.
г)
то, которое мне не нравится.
-
Абстрактное – то, которое:
а)
имеет меньшее число обнаруженных свойств или элементов, чем подобное другое. 
б)
далеко от реальной жизни.
в)
туманно и неопределенно.
г)
невозможно представить.
-
Абстрагирование – это:
а)
уменьшение числа обнаруженных свойств или элементов в чем-либо. 
б)
удаление от реальной жизни.
в)
затуманивание.
г)
обобщение.
-
Конкретное – то, которое:
а)
имеет большее число обнаруженных свойств или элементов, чем подобное другое. 
б)
близко к реальной жизни.
в)
наглядно.
г)
возможно пощупать.
-
Конкретизация – это:
а)
увеличение числа обнаруженных свойств или элементов в чем-либо. 
б)
приближение к реальной жизни.
в)
прояснение.
г)
уточнение.
-
Мера – это: (укажите все правильные варианты)
а)
соответствие между количеством и качеством в чем-либо. 
б)
границы того количества, которое соответствует его качеству. 
в)
упорядоченность.
г)
средство измерения.
-
Скачок – это:
а)
переход чего-либо из одного качества в другое. 
б)
неожиданное изменение.
в)
быстрое перемещение.
г)
отрыв от поверхности.
д)
революция.
е)
переворот.
-
Причина перехода в следующее качество – это:
а)
несоответствие между измененным количеством и существующим качеством в
чем-либо. 
б)
исчерпание потенциала существующего качества.
в)
изменение условий для функционирования существующего качества.
г)
потребность в другом качестве.
д)
взаимодействие противоположностей.
е)
накопление количественных изменений.
-
Способ реализации следующего качества – это:
а)
то упорядочение существующего качества в чем-либо, которое соответствует
измененному количеству в нем. 
б)
ликвидация предшествующего качества.
в)
вытеснение предшествующего качества.
г)
наложение следующего качества на предшествующее.
-
Цикл – это:
а)
последовательность, повторяющая себя. 
б)
временной интервал.
в)
совокупность событий.
г)
возвращение к исходной точке.
-
Форма изменения количества и качества в чем-либо – это:
а)
цикличность. 
б)
круговорот.
в)
колебание.
г)
дуга.
-
Закон соотношения между количеством и качеством определяет: (укажите все
правильные варианты)
а)
соответствие между количеством и качеством в чем-либо. 
б)
причину перехода от существующего качества к следующему. 
в)
необходимость перехода от существующего качества к следующему. 
г)
цикличность изменения количества и качества. 
д)
обратный переход качества в количество.
Закон отрицания отрицания.
-
Утверждение – это:
а)
реализация (возможно конвенциальная) чего-либо. 
б)
закрепление.
в)
решительное заявление.
г)
констатация факта.
-
Отрицание – это:
а)
расходование (возможно конвенциальное) чего-либо. 
б)
отторжение.
в)
отказ.
г)
низвержение.
д)
замысловатое понятие философии Гегеля.
-
Метафизическое отрицание – это: (укажите все правильные варианты)
а)
отрицание всего качества в чем-либо. 
б)
отрицание полезного в чем-либо. 
в)
туманное возражение.
г)
непонимание.
-
Диалектическое отрицание – это: (укажите все правильные варианты)
а)
отрицание бесполезного с сохранением полезного в чем-либо. 
б)
частичное отрицание полезного в чем-либо. 
в)
и да, и нет.
г)
замысловатое возражение.
-
Преемственность – это:
а)
переход сохраненного полезного из предшествующего качества чего-либо в его
следующее качество. 
б)
наследование.
в)
приверженность традициям.
г)
некритическое отношение к предшественникам. 
-
Преемственность обуславливает: (укажите все правильные варианты)
а)
реализацию чего-либо не на пустом месте, но на сохраненном полезном из его
предшествующего качества. 
б)
следующее качество чего-либо – сохраненным полезным из его предшествующего
качества. 
в)
присвоение полезного из предшествующего качества чего-либо – полезному в его
следующем качестве. 
г)
увеличение полезного в следующем качестве. 
д)
продолжение направленности предшествующего качества.
-
Развитие – это:
а)
увеличение полезного в чем-либо. 
б)
упорядочение.
в)
усложнение.
г)
подъем.
-
Причина развития – это:
а)
присвоение другого полезного существующему полезному в чем-либо. 
б)
благоприятные условия.
в)
помощь извне.
г)
использование внутренних резервов.
-
Форма в цикле развития – это трехступенчатая направленность по:
а)
спирали. 
б)
линии вперед.
в)
линии вверх.
г)
окружности.
-
Тезис (в философии Гегеля) – это:
а)
утверждение первого качества. 
б)
краткое заявление.
в)
основной пункт речи.
г)
обобщенное изложение чего-либо.
-
Антитезис (в философии Гегеля) – это:
а)
утверждение второго качества, которое частично отрицает тезис, но присваивает
полезное из него. 
б)
обнаружение ошибки в тезисе.
в)
противоречивое суждение.
г)
враждебное заявление.
-
Синтезис (в философии Гегеля) – это:
а)
утверждение третьего качества, которое частично отрицает тезис и антитезис, но
присваивает полезное из них. 
б)
непонятный термин философии Гегеля.
в)
третий тезис.
г)
произвольное соединение тезиса и антитезиса.
-
Триада в законе двойного диалектического отрицания – это:
а)
трехступенчатая направленность по спирали. 
б)
устройство из трех элементов.
в)
трехголовая гидра.
г)
триумвират.
-
Закон двойного диалектического отрицания определяет: (укажите все правильные
варианты)
а)
особенности диалектического отрицания. 
б)
сущность развития. 
в)
причину развития. 
г)
триадичность в цикле развития. 
д)
всеобщность метафизического отрицания.
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21