Жанр в
искусстве |
(франц.-род, вид):
внутреннее подразделение видов искусства, сложившееся в процессе
художественного освоения действительности. Каждый вид искусства имеет свою
систему жанров. Так, в изобразительном искусстве в содержательном плане
различают исторический, бытовой, батальный жанры, а по предмету изображения –
жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д. В литературе также существуют
различные жанры: эпический – героическая или комическая поэма, роман,
рассказ; лирический – ода, элегия, стихотворение, песня; драматический –
трагедия, комедия. Деление на жанры может осуществляться и по способу
образного построения произведения искусства – символика, аллегория, а также
по другим основаниям (признакам). В разные эпохи господствовали различные
жанры: так, в античной литературе и театре широкое развитие получил
драматический жанр трагедии; в музыке в период расцвета романтизма выделились
ноктюрн, прелюд, вальс – жанры, наиболее полно передававшие лирические
настроения. Исторические изменения в жанровых системах связаны с изменениями
конкретных социально-исторических и национальных ситуаций, характер и смена
которых своеобразны в каждой стране. |
Желание |
склонность, уже сознающая
свой объект. Желание отличается от потребности – простого психологического
побуждения. Например, я могу иметь потребность в пище, ощущать спазмы
желудка, не зная при этом, что все это вызвано недостаточным питанием.
Желание относится обычно к определенному объекту: я желаю выпить вина.
Желание, предполагающее некоторую неудовлетворенность, придает эмоциональной
жизни ее тональность, порождает чувства и страсти и лежит в основе активной
жизни. Однако поскольку желаний бесконечное множество, то человек,
старающийся удовлетворить их все, потеряет и покой, и свободу (Платон).
Желание, подвергшееся контролю расчета и рефлексии, становится волевым актом.
Выражением личности будет не пульсация желания, но акт воли. |
Жень |
(кит.): означает «человечность», «гуманность»,
«человеколюбие», «милосердие», «доброта». Одна из основополагающих категорий
китайской философии и традиционной китайской культуры, совмещающая три
главных смысловых аспекта: 1) морально-психологический – любовь-жалость к
людям; 2) социально-этический – совокупность всех видов правильного отношения
человека к другому человеку и обществу; 3) этико-метафизический –
симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим,
включая неодушевленные предметы. Жэнь – основное понятие конфуцианства, одно
из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный муж – «цзюнь-цзы», Конфуцием определяется как
«спокойно-самодостаточная» любовь к людям, рождающая баланс любви и
ненависти. Человек, обладающий жэнь, призван уравновешивать мир, с другой
стороны, – это «преодоление себя и возвращение к ритуальной
благопристойности», реализующее «золотое правило морали»: не навязывать
другому того, чего не желаешь себе. |
Живое
тело |
термин, используемый современными
психологами для обозначения человеческого тела в противовес просто
материальному телу. Наше тело не является объективным телом; оно составляет
часть нашей личности. Его функционирование составляет содержание одного из
трех модусов человеческой природы: нашей телесности, плоти, организма, через
которые осуществляют свои функции два других модуса – социальность и
духовность. |
Живопись |
вид изобразительного
искусства, произведения которого создаются на плоскости с применением красок
и цветных материалов. Система цветовых сочетаний (колорит) позволяет
передавать тончайшие нюансы действительности, а в целом изобразительные
средства и приемы помогают «вырваться» из рамок двухмерной плоскости стены,
холста, бумаги и показать жизнь в движении, развитии. Передавая
колористическое богатство окружающего мира, его пространственность,
объемность и материальность, живопись использует такие изобразительные
средства, как цвет, линия, светотень (закономерные градации светлого и
темного), композиционные принципы и т. д. В зависимости от назначения
живопись подразделяют на станковую, монументальную и декоративную. Станковая
живопись не имеет прямого утилитарного назначения; декоративная живопись
зависит от основных особенностей предметно-пространственной среды, от того, где
ее используют (на тканях, на мебели, на посуде и т. д.); монументальная
живопись по форме близка к декоративной, но имеет более самостоятельное
значение, так как «стремится» выйти на широкие архитектурные плоскости; она
отличается высокой степенью обобщения, весомостью идей, крупными размерами.
Основные разновидности живописной техники: масляная живопись, акварель,
гуашь, темпера, пастель, фреска, мозаика и др. |
Животный
магнетизм |
предположительно существующая неуловимая или
таинственная сила, влияющая на человека. Термин употреблял австр. врач Франц
Антон Месмер по отношению к гипнозу, применявшемуся при лечении больных. Месмер
считал животный магнетизм оккультной силой или невидимым флюидом, истекающим
из его тела, частью силы, заполняющей Вселенную и исходящей от звезд. |
Жизнедеятельность |
геносообразное
взаимодействие организма со средой. |
Жизненная
позиция |
проявление неравнодушия и активности при разрешении
конфликта обязанностей или идей; противоположно отвлеченности, равнодушию,
нейтральности. Само слово, ставшее популярным в последнее время благодаря
работам сторонников персонализма и экзистенциализма, является современным
лишь на первый взгляд: разве Сократ не излагал в свое время «философию,
выражающую определенную позицию» по отношению к жизни? Или Паскаль, пишущий
свои «Мысли» в пику «вольнодумцам», или Абай в «Словах назидания»,
обращающийся к современникам и потомкам? Как бы то ни было, определенная
позиция в мышлении, а в особенности в философии не дает проявиться более
серьезной опасности, чем просто риск самовыражения того или иного писателя
или любого другого члена общества, точно в той мере, в какой философия
рассматривает себя как универсальный поиск, ведущий к мудрости, к ценностям,
не зависящим от религиозных или политических взглядов. По крайней мере, может
быть, понятие жизненной позиции (довольно спорное вообще и действительно
вызывающее споры) освободит классическую философию от ее сознательно
отстраненного, темного и абстрактного тона: если она и намеревается остаться
незаинтересованной, то мысль сегодня хочет быть не столько «бескорыстной»,
сколько полезной, причем полезной всем людям. Философия формулирует такую
жизненную позицию, которая является не просто констатацией факта (что мы
находимся в мире), но стремится определять законы правильного образа жизни на
основе мудрости (Пифагор). |
Жизненная
сила |
(лат. vis vitalis)
— постулируемая витализмом особая, не сводимая ни к чему иному элементарная
сила, благодаря которой в организме возникают явления жизни. В нач. 20 в.
нем. биолог Г. Дриш попытался ввести в научный
оборот гипотетическое понятие Ж.с, названной им
энтелехией, присущей только живым существам и заставляющей их вести себя так,
как они себя ведут. Он полагал, что Ж.с. имеет
различные виды, зависящие от стадии развития организмов: в простейших
одноклеточных организмах она сравнительно проста, у человека она значительно
больше, чем разум, потому что ответственна за все то, что каждая клетка
делает в теле. Дриш не определял, однако, чем энтелехия,
напр., дуба отличается от энтелехии жирафа; он просто говорил, что каждый
организм имеет свою собственную энтелехию. Обычные законы биологии он
истолковывал как проявления энтелехии. Существование этой таинственной Ж.с. невозможно было проверить на опыте, поскольку ничем,
кроме известного и объясняемого без нее, она себя не проявляла. Она ничего не
добавляла к научному объяснению, и никакие конкретные факты не могли ее
коснуться. Не имеющая принципиальной возможности фальсификации, гипотеза
энтелехии была отброшена как бесполезная. |
Жизненные
формы |
по Шпрангеру, «мысленно
спроектированные структуры индивидуального сознания, которые получаются,
когда ценность в жизни поднимается как господствующее». В качестве таких
жизненных форм Шпрангер рассматривает («Lebensformen», 1914) теоретического, экономического,
эстетического, социального, религиозного и государственного человека; см. Тип, Стиль. |
«Жизненный
мир» |
(нем. Lebenswelt) — одно из основных
понятий феноменологии позднего Э. Гуссерля,
введенное им в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная
феноменология». Ж.м. — коррелят опыта и
деятельности человека в повседневной жизни. Ж.м.
следует отличать от особых «миров» — мнимо автономных смысловых образований,
продуцируемых в рамках специализированной культурной деятельности (последние
рассматриваются Гуссерлем на примере теоретических
построений науки). Опыт Ж.м. имеет статус
изначального в том смысле, что человек не «осваивает» Ж.м.
посредством специальных усилий (как это имеет место в случае отдельных миров
культуры), но в момент рефлексии всегда обнаруживает его как данность.
Феноменологическая продуктивность понятия «Ж.м.»
обусловлена прежде всего его фундирующей функцией по отношению к отдельным
мирам науки. Это значит, что генетически все понятия науки формируются
посредством идеализации тех или иных данностей Ж.м.
Напр., такие понятия, как «прямая» и «плоскость», адекватное понимание
которых требует особой геометрической перспективы, исторически сформировались
в рамках землемерной практики, которая, в свою очередь, принадлежит Ж.м. В этом смысле Гуссерль
характеризует Ж.м. как сферу «донаучных» («доксических») очевидностей. Т.о.,
Ж.м. задает возможные перспективы научной
деятельности (и куль-туросозидающей деятельности
вообще) и потому должен рассматриваться не только как универсум наличных
предметов и человеческих практик, но и как трансцендентальный горизонт
всякого смысла. Будучи смысловым основанием науки, Ж.м.
в то же время может ассимилировать ее отдельные новообразования,
следовательно, наука способна оказывать на него обратное воздействие.
Взаимодействие Ж.м. и отдельных миров является
одним из механизмов исторического развития культуры, поэтому тематизация Ж.м. в его
фундирующей функции открывает перспективу феноменологического исследования
истории. Кроме того, данности Ж.м. имеют интерсубъективный (общезначимый) характер, поэтому Ж.м. выступает как универсальный горизонт всей человеческой
деятельности, тем самым задавая единство культуры, т.е. позволяя
рассматривать ее как целое и соотносить между собой ее отдельные области. Ж.м. — это мир непосредственного и конкретного
чувственного опыта. Эта характеристика полемически направлена против
«объективизма» современного научного самосознания, редуцирующего чувственные
качества предметов как «субъективные» в пользу гипостазированных
(рассматриваемых в отрыве от их конститутивного генезиса) идеальных
конструктов. Как горизонт, Ж.м. — коррелят трансцендентальной
субъективности и потому может быть тематизирован
только в рефлексивной установке сознания, т.е. на основе феноменологической
редукции. При этом обнаруживается, что «жизнь» трансцендентального Я,
коррелятивная Ж.м., представляет собой единство
процессов «смыслообразования» и «смыслоосаждения»; последнее означает, что смысл
утрачивает зримую связь с изначальной конститутивной активностью
определенного Я и приобретает статус анонимной пассивной данности. Выявление
и «реактивация» осажденного опыта Ж.м. как
универсального горизонта интеллектуальной и практической деятельности
становится у Гуссерля главной задачей философии, от
решения которой зависит возможность осмысления существования человечества вообще.
Отдельные мотивы учения о Ж.м. сближают его с
философией жизни В. Дильтея, «экзистенциальной
аналитикой» М. Хайдеггера и учением Л. Витгенштейна
о «формах жизни». Идея Ж.м. повлияла на ряд
гуманитарных концепций 20 в., таких как герменевтика Х.Г. Гадамера, теория
коммуникативного действия Ю. Хабермаса, интерпретативная социология А. Шюца,
и др. Brand G. Welt,
Ich und Zeit. Den Haag, 1955; Can D. Phenomenology and the Problem of
History. Evanston, 1974; Hohl H. Lebenswelt und Geschichte. Freiburg, 1962; Stroeker
E. Husserls transzendentale
Phaenomenologie. Frankfurt am Main, 1987. |
Жизненный
порыв |
(фр. elan vital) — творческая
направленность жизни, развивающаяся в приложении к частным организмам,
обеспечивающая продолжительность рода и порождающая эволюцию живых существ. Движущая
сила развития, все то, что противоположно механицизму, косности, плоскому
эволюционизму. Когда жизненный порыв сублимируется, он может вызвать
творческий всплеск, лежащий у истока значительного духовного и морального
творчества человека. Центральное
понятие теории эволюции А. Бергсона и его фундаментального труда «Творческая
эволюция» (1907). Понятие развивает сформулированное ранее («Опыт о
непосредственных данных сознания», 1888) понятие длительности, которое
явилось действительным открытием философа. Длительность — это реальность
особого рода, постоянно изменяющаяся, подвижная, это — сама ткань реальности,
сущность вещей, а вместе с тем и творчество, непрерывное создание все новых и
новых форм. Длительность составляет также глубинную суть сознания,
представляющего собой целостность с присущими ей динамизмом, взаимопроникновениями и взаимодействиями представлений.
Как в самой реальности, в сознании действует принцип творчества, не несущий в
себе законов собственного движения; это — Ж.п.,
который, зародившись, развертывается через серию взрывов («дробление жизни на
особи и виды»), качественных скачков по многим направлениям. Отдельные
частные формы эволюционного процесса, достигнув наивысшей стадии развития, останавливаются
и начинают движение по кругу, другие отклоняются в сторону, третьи
поворачивают назад, а эволюция продолжает свой ход по др. траекториям. Здесь
существует прогресс как непрерывное движение в главном направлении, заданный
первичным импульсом, но он осуществляется лишь на двух-трех главных линиях
эволюции, где вырисовываются все более сложные и развитые формы; при этом
причинами эволюции нельзя считать ни приспособление к обстоятельствам
(механицизм), ни реализацию некоего общего плана (телеология). Эволюция — это
«беспрерывно возобновляющееся творчество», создающее не только формы жизни,
но и идеи и понятия, в которых она может быть постигнута и изложена. Общее
движение жизни привело к рождению человека, которому предстоит слиться с
жизненным началом и продолжить его в собственном усилии, благодаря чему Ж.п. неисчерпаем. Всякий такой акт индивидуален, он —
удел отдельных личностей, а развитие человечества — дело выдающихся людей,
«гениев». Вершиной эволюции Бергсон считает «открытое общество», где
действует динамическая мораль с ее главным принципом любви к человечеству,
которому следуют избранные люди; к ним относятся, в частности, мудрецы Др.
Греции, пророки Израиля, христианские мистики. |
Жизнь |
(лат. vita,
греч. zoe) - в общем плане жизнь – особый способ бытия
организмов, существенными сторонами которого являются обмен веществ с
окружающей средой и воспроизведение себе подобных. Живые системы способны к
упорядочению, к созданию порядка из хаоса, а также к эволюции с
возникновением новых системно-структурных качеств. Живое вещество Земли, то
есть биосфера, вызвала глубочайшие изменения в развитии нашей планеты. Ж.
характеризуется как главная ценность в философии. 1) термин
классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью
сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции
неживых предметов; 2) понятие неклассической философии, фундирующее собой
философию «жизненного мира» и обозначающее
интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как
естественное в противоположность сконструированному как искусственному; 3)
способ существования белковых тел, форма существования материи, закономерно
возникающая при определенных условиях в процессе её развития. В более
широком смысле это биологическая форма движения материи, качественно более
высокая, чем физическая или, например, химическая, но включающая их в
"снятом" виде, так как они обеспечивают деятельность живых
организмов. Реализуется в индивидуальных организмах самой разной структуры и
сложности и в совокупностях организмов (популяциях, видах, биоценозах и
т.д.). В человеческом воплощении, жизнь – это реализация физических,
психических, душевных и духовных возможностей индивида, утверждение себя как
личности, воспроизведение себе подобных. Характеризуются не протяженностью, а
«длительностью» (А. Бергсон), которая не поддается научному анализу. В
метафизическом смысле – основной мотив созерцающего мир мышления как
содержание переживания человека; жизненная судьба вообще. Характеризуется
единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в
совокупности генов (геном), т.е. в соответствующих последовательностях
нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика
которого определяется наследственной программой; 3) самовоспроизведением в
соответствии с этой программой. Имеет несколько смыслов. а)
естественно-научный, биологический б) метафизический (судьба человека), в)
психологический г) историко-культурный, д) биографический. а) В естественно-научно, биологическом смысле
понятие жизни тождественно понятию органического явления; жизнь (согласно Э.
С. Расселу) принципиально отличается от органического явления своей
направленностью, в частности: 1) прекращением действия с достижением цели; 2)
продолжением действия, если цель не достигнута; 3) возможностью варьирования
методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное
поведение ориентирует на нормальное, обычное, а приспособленное – на
непривычное; 4) ограничением, но не определением, направленного поведения
внешними условиями (напр., деление клеток или размножение, несмотря на
недостаток вещества или питания). Объяснение такого поведения с причинномеханической точки зрения невозможно; указания
границы между органической и неорганической материей (см. Вирус) для этого тоже недостаточно.
Проблему живого пытаются решить посредством аристотелевского понятия энтелехии или посредством
предполагаемого «витального фактора» (см. Витализм).
См. также Биология, Гилозоизм,
Материализм, Организм, Причинно-механическая картина мира. б) Жизнь в метафизическом смысле – осн. мотив созерцающего мир мышления как содержание
переживания человека, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о
смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения осн. существующих
мировоззренческих предпосылок. См. Созерцание;
Философия жизни; Экзистенциализм. в) Психологически жизнь характеризуется своей
естественной упорядоченностью. Современная гештальтпсихология (см. Гештальттеория) отвергает как причинно-механическое,
так и виталистическое объяснение живого, поскольку оба они исходят-из
принципа беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в
порядок или функционирующий организм только посредством воздействия особых сил (энтелехии, витального фактора и т. д.). г) С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле
«духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой
истории и действие идей; идейное содержание мыслей и поступков. См. История, Культура, Философия истории. Особенную
важность имеет здесь использование естественнонаучного понятия жизни для
объяснения духовно-исторических явлений. д) С биографической точки зрения «жизнь одного
человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и
судьба в мире, от рождения до смерти. |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21