Главная

Иностранные термины и выражения

А

Ab ovo

 (лат.) — с самого начала (букв.: с яйца).

Accidens

 несущественное, случайное, привходящее свойство.

Actu, in Actu

 актуально, в действии, в действительности.

Actus purus

 (лат. – чистое действие) — тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. Это понятие идет от Аристотеля и употреблялось схоластами для определения Бога: Бог есть все, чем он может быть, и ни одна из его возможностей не остается неосуществленной.

Ad hoc

 (лат. — для этого) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.

Ad hominem (argumentum ad hominem)

 (лат.) —аргумент, апеллирующий к личным свойствам того, о ком идет речь или к кому обращено доказательство.

Ad infinitum

 (лат.) – до бесконечности; невозможность установить последнее основание в цепи рассуждений или последнюю причину в цепи причин.

Ad oculus

 (лат.) – объяснение, которое настолько наглядно, что предмет представляется как бы стоящим "перед глазами".

Aequilibrium indifferentiae

 (лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.

 

Affirmo

 (лат.) — утверждаю. Термин Боэция, обозначающий утвердительное суждение. Первой гласной A обозначают общеутвердительные, второй гласной I — частноутвердительные суждения.

A fortiori

 (лат.) — тем более. В логике — доказанное для менее очевидного, тем более признается для более очевидного.

 

Agens

 (лат.) — движущая сила, действующая сущность.

Agere sequitur esse

 (лат.) - действовать, следовательно, быть. Заключение от активности к бытию (схоластический тезис).

A limine

 (лат.) — сразу, с порога (иногда поверхностно) что-либо опровергать.

Als ob

 (нем.) — как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает, что разум должен мыслить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей.

Ambiguitat

 (нем., от лат. ambigere быть в разладе) — двузначность, двусмыслица.

Amicus plato sed magis amica est veritas

 (лат.) – Платон – друг, но истина больший друг, т.е. истина всего дороже. Перефразировка выражения, приписываемого Аристотелю.

Amor die intellectualis

 (лат.) — интеллектуальная любовь к Богу. Выражение Спинозы.

 

Amor fati

 (лат.) – любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше — радостное принятие судьбы сверхчеловеком.

Analogia entis

 (лат. – подобие бытия) — в схоластике отношение между вечным бытием Бога и преходящим бытием его творения, которое представляет собой подобие его сущности, причем Бог возвышается над этим подобием. Analogia entis была сформулирована на Четвертом Латеранском соборе в 1215. Католицизм признает доказательства бытия Бога только с помощью аналогии; протестантизм отвергает даже это, т.е. отвергает analogia entis.

Analogon rationis

 (греч., лат.) соотношение между рассудком как высшей духовной силой и низшими чувственными силами — инстинктами. Баумгартен, напр., различал высшее (рассудочное) познание — предмет логики, и низшее (чувственное) познание, которое назвал "эстетикой" или "ars analogi rationis".

A nescire ad non esse

 (лат.) — от незнания — к несуществованию. Ошибочное заключение.

Anima, animus

 (лат. — душа) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга — архетипы коллективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессознательном мужчины присутствует персонифицированный женский образ (анима), в бессознательном женщины — мужской (анимус).

Anima mundi

 (лат.) — мировая душа (Цицерон)

Animo deliberate

 (лат.) — надлежаще обдумав.

Anschauung

 (нем.) — интуиция, созерцание.

An sich

 (нем.) — в себе; (само) по себе. Так Вольф перевел латинское in se. У Канта «Ding an sich» — «вещь в себе». У Гегеля — нераскрытое и неосознанное содержание.

Antecedens - consequens

 (лат.) — предыдущий — последующий.

A posse ad esse non valet consequentia

 (лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.

 

A posteriori

 (лат.) – зависимый от опыта.

A potiori

 (лат.) — на основании предыдущего, главного.

A prima facie

 (лат.) – сразу, на первый взгляд.

A priori

 (лат.) — независимый от опыта.

Arbitrum liberum

 (лат.) – свобода воли, выбора.

A Realibus ad realiora

 (лат.) — от реального к реальнейшему.

Arete

 (греч.) — способности, превосходство, склонность души к мудрости, справедливости и т. д.; все это рассматривается как единство внутреннего достоинства и внешней красоты.

Argumenta adversaria

 (лат.) доводы противной стороны.

Argumenta ponderantur, non numerantur

 (лат.) – сила доказательств в вескости, а не в количестве (аргументов).

Argumentum ad ignorantiam

 (лат.) — аргумент к незнанию. Доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

Argumentum ad rem

 (лат.) аргумент, основанный на подлинных обстоятельствах дела.

Argumentum ad    veritatem

 (лат.) — объективное доказательство.

Argumentum ambiguum (commune)

 (лат.) — аргумент обоюдный, или общий. Доказательство, которое можно повернуть против доказывающего.

 

Argumentum baculinum

 (лат.) "палочный" довод, убеждение силой. В переносном смысле — осязаемое доказательство.

Argumentum ex    contrario

 (лат.) — доказательство от противного.

Argumentum ex silentio

 (лат.) доказательство, выводимое из умалчивания.

Argumentum externum

 (лат.) аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса.

Atgumentum internum

 (лат.) аргумент, указывающий на саму спорность вопроса.

Argumentum legis

 (лат.) – законный довод.

Argumentum nimium probans

 (лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.

Argumentum primarium (palmarium)

 (лат.) — решающее (приносящее победу) доказательство.

Ars conjecturalis

 (лат.) – искусство толкования.

Ars magna

 (лат.) — великое искусство. Название логического труда Луллия.

Artes liberates

 (лат.) — свободные искусства. Позднеантичное и средневековое название семи светских наук.

Aseitas

 (лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Средневековый термин.

Asylum ignorantiae

 (лат. – прибежище невежества) — понятие, которое признано недостаточным, но которым довольствуются, потому что хотят избежать дальнейших размышлений.

Aura

(лат. — воздух) — согласно теософическрму (см. Теософия) и антропософическому (см. Антропософия) учению, излучаемое телом сияние, которое могут видеть только посвященные; цвет его является специфическим выражением душевных волнений.

Aurea mediocritas

 (лат.) – золотая середина (Гораций).

Automaton logicum

 (лат. – логический производящий автомат) — название мозга, введенное Отто Либманом для характеристики (парадоксального) факта, что в отношении совершающихся в нервной системе, в мозгу и т. д. процессов действительны физические и химические законы, в то время как основывающаяся на этих процессах мыслительная деятельность протекает логически, по законам сознания. Теория психофизического параллелизма рассматривалась как несостоятельная. См. также Познание.

Automaton spirituale

 (лат.) — духовный механизм (Лейбниц).

Autos epha

 (греч. – он сам, т.е. мастер, сказал это, лат. ipse dixit) — слова учеников Пифагора, приводимые как неопровержимое доказательство в защиту своего утверждения (см. Авторитет).

Begriffsdichtung

 (нем.) — поэзия понятий. Ланге о сущности метафизики.

 

Bellum omnium contra omnes

 (лат.) — война всех против всех (Гоббс).

Bona fide

 (лат.) — заслуживающий доверия.

Bon sens

 (франц.) – здравый человеческий рассудок, здравый смысл.

Calculus probabilium

 (лат.) — исчисление вероятностей.

Casus conscientiae

 (лат.) — вопрос совести.

Causa

 (лат.) — первопричина, основание. Causa efficiens — действующая причина; causa finalis — конечная причина, определяющая цель (см. Целесообразность); causa formalis — формальная причина; causa sui — причина самого себя; этими понятиями схоласты выражают безусловность и независимость существования Бога; Causa vera — истинная причина; causae occasionalis — случайные причины. См. Окказионализм.

Causa activa

 (лат.) — действующая причина.

Causa corporalis

 (лат.) — физическая причина.

Causa cognoscendi

 (лат.) — основание познания.

Causa efficiens

 (лат.) — действующая причина.

Causa essendi et fiendi

 (лат.) — основание существования и возникновения.

Causa exemplaris

 (лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.

Causa finalis

 (лат.) — целевая (конечная) причина.

Causa formalis

 (лат.) — формальная причина.

Causa materialis

 (лат.) — материальная причина.

Causa movens

 (motiva) (лат.) — движущая причина.

Causa sui

 (лат.) — причина себя (схоластический термин). По Спинозе, субстанция — причина самой себя.

Causa vera

 (лат.) — истинная причина.

Causae occasionales

 (лат.) — побудительные причины, «случайные» причины, когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого.

Characteristica universalis

 (лат. — общая характеристика) — выражение, введенное Лейбницем как обозначение символики понятий, которая, как он считал, нужна для описания знаний. См. также Фреге.

Circulus in definiendo

 (лат.) — круг в определении.

Circulus in demonstrando

 (лат.) — круг в доказательстве.

Circulus in probando

 (лат.) — круг в обосновании, доказательстве.

Circulus vitiosus

 (лат. – порочный круг), также cirsulus in probondo (круг в доказательстве) — замкнутый круг в доказательстве; доказательство, предпосылки которого уже содержат то, что должно быть доказано.

Clarus et distinctus

 (лат. ясный и очевидный) — понятие в философии Декарта, который в отличие от Ф.Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, или непосредственной достоверности, тождественный требованию проверки любого знания с помощью "естественного света" разума. В частности, это предполагало отказ от всех суждений, принятых когда-либо на веру.

Cogito ergo sum

 (лат.) – я мыслю, следовательно, я существую. Тезис Декарта.

Cogitor ergo sum

 (лат.) — мыслюсь (Богом), следовательно, существую. Тезис Баадера, противопоставленный тезису Декарта.

Coincidentia         oppositorum

 (лат.) — совпадение противоречий; сознательное отрицание противоречий в том случае, когда имеют в виду Бога. По мнению Николая Кузанского, который приводит в качестве доказательства своих положений примеры из геометрии, а также Джордано Бруно и Шеллинга, coincidentia oppositorum встречается в действительности всюду. Мысль о coincidentia oppositorum — одна из глубочайших идей в философии.

Common sense

 (англ. – здравый смысл, обычный смысл) — обычное значение, здравый человеческий рассудок; с точки зрения философии шотландской школы, врожденная основа всякого истинного познания.

Conatus

 (лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на воздействие силы.

Conclusio

 (лат.)      заключительное предложение, вывод; конклюзивный — следующий (из чего-либо). См. также Умозаключение.

Concordia discors

 (лат.) — несогласное согласие. Тождественность в к.-л. смысле мнений спорящих сторон.

Concursus dei

 (лат. – "вмешательство Бога") — одно из понятий окказионализма, согласно которому непосредственное взаимодействие души и тела принципиально невозможно, а представляет собой лишь результат непрерывного "чуда" — прямого вмешательства Бога в каждом случае.

Conditio sine qua non

 (лат.) необходимое условие; условие, без которого невозможно событие.

Consensus

 (лат.) – согласованность; consensus gentium, consensus omnium — согласие народов, согласие всех, которое стоиками, Цицероном и философами шотландской школы использовалось в качестве доказательства.

Constellatio

 (от лат. con – вместе с и stella – звезда) – взаимное расположение небесных светил; в переносном смысле — вид и расположение отдельных частей или факторов внутри целого, стечение обстоятельств.

Contradictio

 (лат.) – противоречие. Contradictio in adjectо — противоречие в определении, напр. деревянное железо.

Contrat social

 (франц.) – общественный договор; см. Государство.

Corpus mysticum

 (лат. – таинственное тело) — символическое обозначение христ. церкви как тела Христова (особ. 1 Кор. 12, 12 и далее). В философии Гаманна corpus mysticum означает целое, заключающее в себе и творца, и творение, и мировой дух и бытие мира, — целое, в котором все в одно и то же время является и божественным и человеческим, в котором пребывают и Христос и община.

Creatio continua

 (лат.) – непрерывное творение.

Creatio ex nihilo

 (лат.) — творение из ничего.

Credo

 (лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.

Credo, quia absurdum

 (лат.) верю потому, что абсурдно, потому, что это противоречит разуму (см. Парадокс), т.е. вера относится к тому, чего не могут познать ни чувства, ни разум, — изречение, которое неверно приписывается Тертуллиану и Августину и которое выражает спор между верой и знанием. Искажение слов Тертуллиана «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».

Вопреки всякому разуму, даже вопреки показаниям органов чувств, нужно учиться тому, чтобы уметь держаться веры (Лютер).

Credo, ut intelligam

 (лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августина, повторенный Ансельмом Кентерберийским.

Cum principia negante non est disputandum

 (лат.) — с отрицающим принципы не должно спорить; для спора нужна некоторая общность исходных посылок.

Curriculum vitae

 (лат.) — жизненный путь; жизнеописание.

Daimonion

 (греч. – божественная сущность) — так называл Сократ "внутренний голос", который предупреждал его, когда он намеревался совершить что-либо идущее вразрез с добродетелью.

Dasein

 (нем.) – существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие.

De facto

 (лат.) — фактически, на деле.

De jure

 (лат.) — по закону, юридически.

Definitio essentialis

 (лат.) - существенное определение.

De omnibus dubitandum

 (лат.) - подвергать все сомнению. Исходный пункт философии Декарта, который провозгласил сомнение единственно правильным методом познания.

Determinatio est negatio

 (лат.) — ограничение есть отрицание (Спиноза). Иногда «determinatio» переводится как «определение».

Deus absconditus

 (лат.) – незримый Бог; по Иез. 45, 15 обозначение Бога израильтян, затем обозначение вообще незримости Бога.

Deus ex machina

 (лат. – Бог из машины) — фигура Бога, поднимаемая в конце греч. трагедий с помощью особого механизма над сценой с целью решения неразрешимого самого по себе конфликта. Отсюда произошло более позднее значение этого выражения — всякий, неожиданный пособник, появляющийся в критический момент.

Deus sive natura

(лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.

Dictum sapienti sat

 (лат.) — сказанного достаточно разумному.

Differentia specifica

 (лат.) — видовое отличие (схоластический термин).

Distinctio (formalis, rationis, realis)

 (лат.) — различение (формальное, рациональное, реальное).

 

Division

 (лат.) — см. Деление.

Docta ignorantia

 (лат. – ученое незнание) — незнание, достигнутое научным путем, умудренное неведение — так называет Николай Кузанский учение о непостижимости Бога.

Doctor angelicus

 (лат.) — ангелический доктор. Почетный титул Фомы Аквинского.

Doctor illuminatus

 (лат.) — просветленный доктор. Почетный титул Раймунда Луллия.

Doctor invincibilis

 (лат.) — непобедимый доктор. Почетный титул Уильяма Оккама.

Doctor marianus

 (лат.) — доктор, погруженный в молитвенное созерцание Девы Марии. Почетный титул Франциска Ассизского и некоторых христианских мистиков.

Doctor mirabilis

 (лат.) — чудесный доктор. Почетный титул Р. Бэкона.

Doctor seraphicus

 (лат.) — серафический доктор. Почетный титул Бонавентуры.

Doctor subtilis

 (лат.) — тонкий доктор. Почетный титул Иоанна Дунса Скота.

Doctor universalis

 (лат.) — всеобъемлющий доктор. Почетный титул Альберта Великого.

Duree

 (франц.) – длительность. Понятие философии Бергсона.

E

 первая гласная лат. слова nego — отрицаю; условный знак в логике, обозначающий общеотрицательное суждение.

Ecce homo

 (лат. — вот человек) — восклицание Пилата, показавшего увенчанного терновым венцом Христа народу, чтобы возбудить в последнем сострадание к Христу (Ин. 19, 5). Обычно цитируется в переводе Лютера: "Смотрите, каков человек!" Это выражение часто употребляют, когда хотят указать на достойное сострадания положение цивилизованного человека нашего времени (см. Ожидание гибели).

Ego

 (лат.) — Я.

Elan vital

 (франц.) — жизненный порыв, жизненная энергия; Категория философии Бергсона.

Elenchus

 (от греч. ekenchosвстречный довод) — см. Ignoratio elenchi.

Emergent

 (англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resultant) из предшествующих моментов.

Encheiresis naturae

 (греко-лат. метод постижения природы) — понимание природы; у Гёте: тайная деятельность природы, с помощью которой она создает и питает жизнь.

Engramm

 (греч. — вписанный) см. Память, Мпете.

Ens

 (лат.) – сущее, бытие, существо, вещь, идея.

Ens a se

 (лат.) — сущее, являющееся таковым благодаря самому себе.

Ens ab alio

 (лат.) — сущее благодаря другому.

Ens cogitans

 (лат.) — мыслящее существо.

Ens entium

 (лат.) — сущее из сущих. То, что делает существующие вещи существующими (Бог).

Ens in actu

 (лат.) — сущее в действительности.

Ens in potentia

 (лат.) — сущее в возможности.

Ens rationis

 (лат.)     мыслимое сущее.

Ens reale

 (лаг.) — реальное сущее.

Ens realissimum

 (лат.) – наиреальнейшая сущность, внутреннее Содержание всей реальности (Бог).

Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem

 (лат.) — сущности не следует умножать без необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама».

Entttдt

 (нем., от лат. ens — сущий) способность чего-либо быть (с побочным смыслом, что нечто честь", в отличие от того, "что" нечто есть; ср. Quidditas.

Ergo

 (лат.) — следовательно.

Erlebniss

 (нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.

Errare humanum est

 (лат.) — человеку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-старшего.

Esprit

 (франц.) — дух, духовная живость, подвижность, меткость суждений, остроумие, живость ума.

Esprit de finesse — esprit de geometrie

 (фр.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. У Паскаля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от научного познания.

 

Esse

 (лат.) — бытие, существование.

Esse est percipi

 (лат.) – быть, значит быть воспринимаемым (Беркли).

Essentia

 (лат.) — сущность, существенность, смысловая определенность действительного; осн. понятие схоластики, в особенности употребляется как противоположность понятию existentia; см. Существование. При этом отношение сущности и существования понималось так, что существенное бытие обусловливает воспринимаемое существование ("essentia involvit existentiam").

Ethos

 (греч.) — обычай, характер нравов, моральное убеждение.

Eventualia

 (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных условиях.

Evoluta

 (лат.) — выявленное, открытое.

Ewig-weibliche

 (нем.) — вечно-женственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте.

Ex adversa

 (лат.) — от противного (доказательство).

Exakt

 (лат.) – пунктуальный, точный; точные науки (математика, физика, химия, астрономия) получают свои знания путем измерений, которые могут быть проверены каждым человеком. Знания точных наук претендуют поэтому на объективную значимость. Точная наука существует только 300 лет, со времен Галилея.

Exclusi tertii      principium

 (лат.) — принцип исключенного третьего, одна из аксиом логики (см. Аксиома); гласит, что А или равно В, или не равно В и что третьего быть не может (лат. tertium поп datur — третьего не дано).

Exempli causa

 (лат.) — например.

Ex fontibus

 (лат.) — из первоисточников.

Ex nihilo nihil, ex nihilo nihil fit

 (лат.) — из ничего ничего не происходит; см. Материя.

Experimentum crusis

 (лат.) — эксперимент креста (перекрестка), решающий эксперимент (Ф. Бэкон).

Expliciteimplicite

 (лат.) — развернуто, явно — неявно, подразумеваемо.

Extrem

 (лат.) — крайний, преувеличенный; также имя существительное: экстремум; экстремистами называют тех, кто выставляет крайние, преувеличенные требования или поступает сообразно этим требованиям.

Fallacia

 (лат.) — ошибка.

Fallacia accidentis

 (лат.) — ошибка в результате смешения существенного со случайным.

Fallacia a sensu composite ad sensum divisum

 (лат.) — ошибка, когда о части утверждается то, что справедливо по отношению к целому.

Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum

 (лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что справедливо лишь по отношению к части.

Fallacia dictionum

 (лат.) — умозаключения, неправильные сами по себе.

Fallacia falsi medii

 (лат.) — доказательство при помощи ложных суждений.

Fallacia fictae necessitatis

 (лат.) — ошибка, вызванная сочетанием доводов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.

Fallacia plurium interrogationum

 (лат.) — ошибка из-за смешения нескольких вопросов в одном.

Fallacia secundum dictionem

 (лат.) — ошибка из-за неправильного словесного выражения.

Fallacia suppositions

 (лат.) — ошибка из-за неправильного допущения.

Falsa in uno, falsa in omnibus

 (лат.) — ошибка в одномошибка во всем.

Fata volentem ducunt, nolentem trahunt

 (лат.) — судьба желающих ведет, нежелающих тащит. Выражение Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.

Fatum

 (лат.) — судьба, рок.

Fausse reconnaissance

 (франц. сложное узнавание) — см. Переживание.

Fiat

 (лат.) — да будет.

Fides   quaerens   intellectum

 (лат.)      вера, ищущая разумения (Ансельм Кентенберийский).

Flatus vocis

 (лат.) – колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

Fons vitae

 (лат.) — источник жизни (Бог). Лат. название пантеистического произведения Ибн Гебироля (Авицеброна).

Formaliter

 (лат.) — по форме, формально.

Fundamentum divisionis

 (лат.) — основание разделения.

Furioso eroico

 (ит.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).

Fur sich

 (нем.) — для себя. «Для-себя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая в-себе-бытие, раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому.

Geistesgeschichte

 (нем.) – история духа. История культуры как история духовных образований (Дильтей).

Geisteswissenschaften

 (нем.) науки о духе (Дильтей и неокантианцы).

Genus

 (лат.) – род.

Genus proximum

 (лат.) – ближайший род (для данного вида).

Genus remotum

 (лат.) – отдаленный род.

Gestalt

 (нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпсихологии.

Globus intellectualis

 (лат.) — универсум человеческих знаний.

Grenzbegriff

 (нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логического определения объекта.

Grenzsituation

 (нем.) — пограничная ситуация.

Habitus

 (лат.), габитус — внешнее проявление, поведение, также свойства, строение тела, поскольку оно характеризуется как конституция. В переносном смысле говорят также о habitus как о духовном направлении, "этосе" какой-либо группы или какого-либо периода.

Habitus animi

 (лат.) – душевный склад, характер.

Habitus naturae

 (лат.) – природное свойство.

Haecceitas

 (лат.) – "этость". Термин Дунса Скота, означающий несводимость единичного существования к сущности.

Heimarmene

 (греч.) – судьба.

Hen kai pan

 (греч. – одно и все) см. Всеединство.

Henade

 (от греч. hen — один) — единство; см. Монада.

Homme naturel, homme civil

 (фр.) — человек естественный — человек-гражданин. Противопоставление Руссо.

 

Homo

(лат.) — человек (homo sapiens — человек как разумное существо, в переносном смысле — воспринимающий существенное); мудрый, мыслящий человек. Др. результатами попыток выразить природу человека подобной формулой являются: homo faber homo divinans (лат. — предчувствующий человек) — магический человек, живущий в одушевленном мире (см. Анимизм, Одушевление); homo ludens (лат. — играющий человек) — человек, который ничего не воспринимает серьезно и бездумно принимает участие в том, что "разыгрывается" в окружающем его мире (см. Пуерилизм, Игра).

Homo creator

 (лат.) — человек-творец.

Homo faber

(лат. — человек как ремесленник) – технический, действующий человек/

Homo homini lupus est

 (лат.) человек человеку — волк (Плавт).

Homo liber

 (лат.) — человек свободный (Спиноза).

Homo menzura omnium rerum

 (лат.) — человек — мера всех вещей. Принцип восходит к Протагору.

Homo pictor

 (лат.) — человек-художник (творец образов).

Homo sapiens

 (лат.) — человек разумный (Линней).

Homo sum, humani nihil a me alienum puto

 (лат. – я человек, и ничто человеческое мне не чуждо) — по словам греч. комического поэта Менандра, высказывание св. Теренция; Цицерон и Сенека считали это высказывание принципом гуманности.

Homo unions

 (лат.) — человек играющий (Хейзинга).

Homo viator

 (лат.) — человек-путник (Марсель).

Horror vacui, fuga vacui

 (лат.) – боязнь пустоты, отвращение к пустоте) — идущее от Аристотеля выражение, которое употребляется для обозначения т. н. отвращения природы к пустому пространству, следствием чего является то, что везде "что-нибудь" есть (ср. Эфир).

Hyle

 (греч. – древесина, лес) – материал, материя. Аристотель под hyle понимает еще не принявшую форму реальных вещей — "первоматерию", которая в качестве голой, еще не осуществленной "возможности" обладает некоторыми свойствами вещества, могущего принять определенную форму.

Hysteron-proteron

 см. Гистерон-протерон.

Humaniora

 (лат.) — гуманитарные науки и знания.

Humanitas

 (лат.) — человечность, гуманность, культура.

Id

 (лат.) — оно. Бессознательное в психике.

Ideae innatae

 (лат.) — врожденные идеи.

Idem per idem

 (лат.) — то же через то же. Логическая ошибка в определении.

Idola fori

 (лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточностью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).

Idola specus

 (лат.) — идолы пещеры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Idola theatri

 (лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэкон).

Idola tribus

 (лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Ignorabimus (ignoramus et ignorabimus)

 (лат. – мы этого не узнаем) — формула, согласно которой границы познания, имеющиеся в настоящее время, являются границами познания на все будущие времена.

Ignorantia non est argumentum

(лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской юриспруденции.

 

Ignoratto elenchi

 (лат.) — неведение довода. Логическая ошибка, при которой доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто.

Ignotum per ignotum

 (лат.) — неизвестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении.

Illiquidum

 (лат.) — неочевидное.

Imitatio christi

 (лат. – подражание Христу) — следование Христу; по новейшим исследованиям — название католич. назидательной книги Фомы Кемпийского.

Impetus

 (лат.) — побуждение, стремление. У Иоанна Филопона и в догалилеевской механике — «приобретенная сила». У Гассенди — свойство атомов.

Implicite

 (лат.) — включенный, содержащийся наряду с другими. Противоположность — explicite (см. Экспликация).

Imponderabilien

 (лат.) – невесомый; неопределимые, непостижимые влияния, воздействия.

In abstracto

 (лат.; см. Абстрактный) — отвлеченный, существующий в себе и для себя, вне связи с реальными условиями. Противоположность — In concrete.

In adjecto

 (лат.) - в определении

In aeternum

 (лат.) – в вечности, навечно, навсегда.

Incerta incertibus

 (лат.) — (доказывать) недостоверное недостоверным.

In concreto

 (лат.) – в действительности, в определенном случае, фактически; см. Конкретное. Противоположность — In abstracto.

In corpore

 (лат.) — в совокупности.

In dubio

 (лат.) — под сомнением.

Influxus physicus

 (лат. – естественное влияние) — физическое влияние тела на душу и души на тело. К этому надо добавить, что, согласно Декарту и окказионалистам, вследствие различия того и другого для подобного воздействия необходимо содействие Бога.

In infinitum

 (лат.) – в бесконечное, без остановки.

Innerlichkeit

 (нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная сущность.

In potentia

 (лат.) — в возможности.

In re

 (лат.) — в реальности; в вещах.

In statu nascendi

 (лат.) — в состоянии зарождения.

Intellectus agens

 (лат.) — разум деятельный.

Intellectus archetypus

 (лат.) — интеллект, понятия которого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божественный рассудок (Кант).

Intellectus ectypus

 (лат.) — интеллект, понятия которого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта — человеческий рассудок.

Intentio

 (лат. — напряжение, намерение, направленность; интенция, intentio recta — "прямое определение" понятия или предмета, представляющегося внешним по отношению к гносеологической связи (в то время как intentio obliqua, "косвенное определение", — внутренним). Оба вида (лат. — modi) этого определения называют соответственно modus rectus и modus obliquus. H. Гартман (в работе "Zur Grundlegung der Ontologie", 1941, S. 49) называет intentio recta естественной точкой зрения на мир, имеющей склонность к онтологии, т. к. она не начинает с рефлексии (как intentio obliqua), не изменяет естественного направления познания, часто следует ему и непосредственно продолжает его дальше; ср. Установка.

Intentio animi

 (лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схоластической психологии, восходящий к Августину.

Intentio prima

 (лат.) — направленность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластический термин.

Intentio secunda

 (лат.) — направленность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластический термин.

Intuitus mentis

 (лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция.

Ipse dixit

 (лат.) – это сказал он сам, т.е. господин; лат. перевод греч. autos epha.

Ipso facto

 (лат.) — самим фактом.

Jenseits

 (нем.) — потустороннее.

Juxtapositio

 (лат.) — рядоположение (в противоположность соподчинению).

Kalokagathia

 (греч.) — идеал физического и нравственного совершенства.

Katalepsis

 (греч.) — постижение; восприятие.

Katharsis

 (греч.) — см. Катарсис.

Kerygma

 (греч.) — извещение, проповедь, керигма.

Kosmos noeros

 (греч.) — космос мыслящий (интеллектуальный). В неоплатонизме — бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей.

Kosmos noetos

 (греч.) — космос мыслимый (интеллигибельный). В неоплатонизме — мир самодовлеющих идей, прообразов.

Laissez faire, laissez aller

 (франц. — предоставлять свободу действия) — лозунг физиократов, которые утверждали, что хозяйство развивается лучше всего тогда, когда оно свободно от вмешательства государства.

Lebenswelt

 (нем.) — жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий взаимосвязь дорефлексивных очевидностей и уверенностей.

Lex (lex naturalis)

 (лат.) — закон (естественный закон).

Liberum arbitrium

 (лат.) – свобода выбора, свобода воли. См. Свобода.

Libido

(лат.) — влечение. Энергия эротического желания.

Lumen

 (лат.) — свет. Lumen naturale и lumen supranaturaleсм. Метафизика света.

Lumen naturale

 (лат. – "естественный свет") — восходящее к античной метафизике света понятие, характеризующее конечность человеческого познания. По Августину, полнота знания достигается только благодаря излучаемому Богом сверхъестественному свету (lumen supranaturale), дополняющему естественный свет.

Man

 (лат.) — в философии существования персонифицированное общественное мнение. Мы наслаждаемся и развлекаемся, как наслаждаются другие; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как смотрят и судят все; но мы так же избегаем "большой толпы", как избегают ее другие; мы находим возмутительным то, что принято находить таковым. И эти другие (Man) — не кто-то определенный, а все, хотя и не сумма, — предписывают форму бытия повседневности (М. Хайдеггер). Это Man вызывает постоянное искушение довериться ему, отдать себя ему во власть, запутаться в нем и стать чужим самому себе (см. Коллектив). В этическом смысле Man представляет собой противоположность индивидуальности; относительно Man вполне уместен категорический императив, где личность в силу морали "равной справедливости" (которая гарантирует личности только право защиты) становится так же бесправна, как она бесправна по отношению к этому Man. В психологии Man есть коррелят "мы"; как член некоего Man я есть часть какой-то целостности, а как участник "мы" я вхожу в некую систему отношений.

Materialiter

 (лат.) — материально, в отношении материи.

Mediciana mentis

 (лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).

Mens

 (лат.) — дух, разум, ум.

Mens sana in corpore sano

 (лат.) — "в здоровом теле здоровый дух"; в сатирах Ювенала говорится: человек должен обращать к богам не глупые молитвы и просьбы, а молить их лишь о физической здоровье, о здоровом человеческом разуме. Что только в здоровом теле возможен здоровый дух, этого Ювенал никогда не говорил.

Modus operandi

 (лат.) — способ действия.

Modus probandi

 (лат.) — способ доказательства.

Modus vivendi

 (лат.) — способ существования.

Moral insanity

 (англ.) – моральное слабоумие, болезненный недостаток способности нравственного суждения, связанный с абсолютным эгоизмом, чувственной холодностью и жестокостью.

Moral sense

 (англ.) – нравственное чувство.

Mundus

 (лат.) — мир; mundus sensibilisчувственный мир, природа; mundus intelligibilisмир рассудка.

Natura naturans

 (лат.) – природа творящая (сотворенная). Термины лат. пер. комментария Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы природа, мыслимая как живое единство, которое в созидательной деятельности позволяет natura naturata, т.е. отдельным вещам, модусам, происходить из самих себя. Оба этих выражения встречаются уже у Аверроэса, а затем в схоластической философии, рассматривающей Бога как natura naturans.

Natura non facit saltus

 (лат.) - природа не делает скачков. Выражение, восходящее к Фурье и наглядно поясняющее принцип непрерывности, разработкой и обоснованием которого еще раньше специально занимался Лейбниц.

Natura rerum

 (лат.) — природа вещей; вселенная.

Naturell

 (франц.) – природная склонность человека жить чувством (сердцем) и порывами (желаниями), объединенными в одно целое, особенно если иметь в виду внешние проявления этого свойства с помощью жестов и мимики. Это выражение вытесняется словом темперамент.

Nego

 (лат.) — отрицаю. Термин, обозначающий отрицательные суждения. Первой гласной Е обозначают общеотрицательные, второй О — частноотрицательные суждения (ср. Affirmo).

Ne quod nimis

 (лат. – ничего лишнего, греч. meden agan) — изречение одного из семи греч. мудрецов, приписываемое Солону.

Nervus probandi

 (лат.) — нерв доказательства. Основной аргумент.

Nexus causalis

 (лат.) — причинная связь.

Nexus effectivus

 (лат.) — действительная, причинная связь (Кант).

Nexus finalis

 (лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант).

Nihil est in intellects, quod non prius fuerit in sensu (nisi intellectus ipse)

 (лат.) нет ничего в уме, чего бы не было раньше в ощущениях. Осн. тезис сенсуализма, сформулированный Локком. Лейбниц добавляет к этому положению ограничение: nisi intellectus ipse (кроме самого интеллекта).

Nihil humani mihi   alienum

 (лат.) — ничто человеческое мне не чуждо (см. Homo sum...).

Nil admirari

 (лат. – ничему не удивляйся) — этими словами начинается одно из писем Горация, в котором идет речь о необходимости ничему не удивляться. Предание гласит, что Пифагор, которому задали вопрос о том, к какому выводу пришел он в результате своих размышлений, ответил: "Ничему не удивляться" .

Noema

 (греч.) — мысль.

Noesis

 (греч.) — мышление.

Nolens volens

 (лат.) – хочешь не хочешь, волей-неволей.

Non esse

 (лат.) — небытие.

Non finite

 (лат.) — неопределенность, беспредельность.

Non liquet

 (лат.) — не ясно.

Non plus ultra

 (лат. – ничего сверх этого) — непревзойденное, совершенное в своем роде; крайний предел.

Non scholae, sed vitae discimus

 (лат. — не для школы, а для жизни мы учимся) — так были перефразированы слова Сенеки: "К сожалению, мы учимся не для жизни, а для школы", которыми он закончил свое 106-е письмо.

Non sequitur

 (лат.) — не следует.

Nosce те ipsum

 (лат., греч. gnothi seautonпознай самого себя) — см. Самопознание.

Novum organon

 (лат.) – термин, использованный Ф. Бэконом в работе 4 Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы" (1620, рус. пер. 1935) для определения "органа мышления", который трактовался им, в отличие от формальной и дедуктивной логики Аристотеля, как новый, базирующийся исключительно на опыте индуктивный метод. Именно поэтому Ф. Бэкон считается оновоположником англ, эмпиризма.

Nudis verbis

 (лат.) — голословно, бездоказательно.

Numen

 (лат.) — божество; божественное (вообще).

Nus

 (греч.) — ум.

Omne verum omni vero consonat

 (лат.) — все истины согласуются друг с другом. Схоластический тезис.

 

Onus probandi

 (лат.) — бремя доказательства.

Ordo amoris

 (лат.) – порядок любви, выражение, употребляемое Максом Шелером; см. Любовь.

Ordo ordinans

 (лат.) — упорядочивающий порядок. Бог. Схоластическое выражение. У Фихте — организующий мировой разум.

Ordre du coeur

 (франц. – порядок сердца) — выражение, означающее у Паскаля "логику сердца", которая имеет своей предпосылкой рассудочную логику; см. Любовь. У Шелера и Н. Гартмана это выражение употребляется в связи с определением места, занимаемого этическими ценностями, расположенными в иерархическом порядке; см. Этика.

Orthos logos

 (греч.) – "правильным разумом" называли стоики высший всеобщий закон, присущий богам и людям и руководящий их мыслями и поступками.

P

 обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова «praedicatum» — сказуемое).

Paideia

 (греч. — воспитание) — новогуманистическое название элементов воспитания и образования, характерных для Древней Греции и вызванных к жизни существованием полиса.

Paideuma

 (греч. – приобретенное при помощи воспитания) — душа, сущность культуры. Так Лео Фробениус называет "внутреннее содержание, сущность культуры", распространенной в какой-либо географической области, душу, дух данной области.

Panta rei

 (греч.) – "все течет".

Pathos

 (греч.) — страсть, страдание; состояние, свойство.

Perincertus

 (лат.) — весьма недостоверный.

Per se

 (лат.) — благодаря себе, самостоятельно.

Per vestigium

 (лат.) — по следам. У Бонавентуры — созерцание божественных «следов» в чувственных вещах. Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания — in vestigio.

Petites perceptions

 (франц.) у Лейбница маленькие, неощутимые перцепции или восприятия, постоянно присутствующие внутри людей, но не замечаемые ими, проявляющиеся впоследствии в совокупности своих действий в виде сумбурных представлений или иррациональных выводов.

Petitio principii

 (лат. – претензия на то, чтобы стать основой доказательства) – допущение в качестве основы доказательства положения, которое само еще требует доказательства; см. также Доказательство.

Philosophia (est) ancilla tlieologiae

 (лат.) — философияслужанка теологии (Петр Дамиани).

 

Philosophia perennis

 (лат. вечная философия) — употребляющийся в католич. философии с начала неосхоластики и восходящий к произв. Стехуса Эвгубинуса "De Philosophia perennis" термин, означающий основы всякой философии, незыблемость философских догм; см. Неотомизм. У Лейбница philosophia perennis — идущая от древних и получившая всеобщее распространение истина. Ясперс называет philosophia perennis мысли некоторых великих философов о времени.

Physis

 (греч.) — природа. Согласно Хайдеггеру, то, что нужно выводить не обычным способом, не при помощи phyein (позволять расти), откуда получаются значения "природа", "тело", но при помощи phaeinein (освещать). Тогда physis был бы "сверкающе открытым"; в этом смысле Хайдеггер говорит об "изначальной открытости сущего" (см. Ничто). Тем не менее, по-видимому, можно только тогда придерживаться традиционного выведения при помощи phyein (вызывать, позволять расти, показывать); когда из осн. значений понятий "возникновение" и "зарождение" получается значение "естественное свойство".

Pia desideria

 (лат.) — благие намерения.

Politely

 (греч. — государство) — название одного из произв. Платона, содержащего его учение о государстве и обществе.

Possest

 (от лат. posse – мочь и est есть) — возможность бытия; у Николая Кузанского — совпадение потенции и акта (см. Неотомизм) в божественном.

Post factum

 (лат.) — после события.

Post ho, Ergo propter hoc

 (лат.) – после этого, значит, по причине этого. Неправильное заключение, логическая ошибка.

Praedicabilia

 (лат.) — см. Предикабилии.

Principia non sunt multiplicanda

 (лат.) — принципы не следует умножать (без необходимости). Одна из формулировок «бритвы Оккама».

 

Principium

 (лат.) — начало, основа, принцип.

Prius

 (лат.) — предшествующий, первичный.

Probatio liquidissima

 (лат.) — яснейшее доказательство.

Pro et contra

 (лат.) — за и против. Схоластический метод ведения дискуссии, при котором выдвигаются два ряда противоречащих аргументов.

Profession de foi

 (фр.) — исповедание веры, мировоззрение.

Propter нос

 (лат.) – по причине этого, из-за этого; см. Каузальность.

Proton kinun

 (греч. – перводвижущее, лат. primum novens — первый член причинного ряда) — понятие, заключающее проблему: он существует без достаточного основания (следовательно, "случайно"), он принимает на себя действие, не действуя сам. Многие космологи, теологи и метафизики обходят эту апорию, подставляя на место proton kinun божество.

Proton pseudos

 (греч.) – первичная ложь; осн. заблуждение, ложный тезис, от которого отталкивается доказательство, из которого вытекают др. заблуждения.

Psyche

 (греч.) — дуновение, дыхание; см. Душа.

Pyr technikon

 (греч.) – творческий огонь. У стоиков — творящая часть мировой субстанции, космический Бог.  

Qua

 (лат.) — в качестве, в силу чего-либо, поскольку.

Quadrivium

 (лат.) — четырехпутье. Второй цикл «свободных искусств»: арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Qualitas

 (лат.) — качество.

 

Qualitas occulta

 (лат.) — скрытое качество.

Quantitas

 (лат.) — количество.

Quasi

 (лат.) — якобы, будто бы; подобно.

Quaternio terminorum

 (лат. - учетверение термина) — логическая ошибка в заключении, возникающая благодаря двусмысленному употреблению понятия (см. Умозаключение).

Quia

 (лат.) — ибо.

Quidditas

 (новолат.) – бытие, чтотость (Washeit); Сущность вещи. Схоластический термин, соответствующий аристотелевской формальной причине.

Qui nimium probat, nihil probat

 (лат.) — кто доказывает много, тот ничего не доказывает. Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным.

 

Quod erat    demonstrandum

 (лат.) — что и требовалось доказать.

 

 

Ratio

 (лат.) — разум, рассудок, основание, причина, довод, смысл, способ, мотив; ratio cognoscendi — основа познания; ratio essendi — основа бытия.

Realrepugnanz

 (от новолат. realis вещественный и лат. repugnans — противодействующий) — реальное противоречие, заключенное в самих вещах, в отличие от логического противоречия, заключенного в понятиях.

Reductio ad absurdum

 (лат.) — сведение к нелепости. Прием опровержения.

Reductio ad impossible

 (лат.) — сведение к невозможности. Прием опровержения.

Region

 (лат.) — область, сфера; региональный — ограниченный определенной сферой, определенной областью.

Regressum ad infinitum

 (лат.) — уход в бесконечность.

 

Res

 (лат.) — предмет, вещь; в широком смысле — реальность; res cogitans (мыслящая — вещь) и res extensa (протяженная вещь) — понятия философии Декарта, при помощи которых он различает в сущем субстанцию мыслящую (дух, душа) и протяженную (материя, тело). Этот дуализм, согласно учению Декарта и окказионализму, может быть преодолен с помощью Бога, concursus del.

Reseau pensant

 (фр.) — мыслящий тростник. Так Паскаль называл человека.

Reservatio mentalis

 (лат.) тайные, невысказанные, мысленные оговорки, благодаря которым высказывание, обещание, клятва должны потерять свою нравственную обязательность. Играет особую роль в казуистике.

Residum

 (лат.) — остаток, пережиток.

Res individuates

 (лат.) — индивидуальные (неделимые) вещи.

Res singulares

 (лат.) — единичные вещи.

Respective

 (лат.) — соответственно.

Reziprok

 (лат.) — взаимнообусловливающийся.

S

обозначение субъекта суждения в логике (по первой букве лат. слова «subjectum» — подлежащее).

Sacrificium intellectus

 (лат. жертвование разумом) — отказ от собственного мышления.

Sehnsucht

 (нем.) — стремление, томление.

Sensu eminentiori

 (лат.) — в высшем (превосходящем) смысле. Напр., предикаты, приписываемые Богу, надо понимать в превосходящем смысле.

Sensus

 (лат.) — чувство, смысл, ощущение, понимание.

Sensus communis

(лат.) — см. Здравый смысл.

Sic et non

 (лат. – так и не так) да и нет. Обозначение схоластического метода, созданного в основном Абеляром. При решении любого вопроса мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих "за", и авторитетов, выступающих "против", и, наконец, принять решение. Этот метод в последующие эпохи был положен в основу ведения дискуссий в философской, канонистической и гражданскоправовой областях.

Simpliciter

 (лат.) — просто, без оговорок.

Sinkrisis и diakrisis

 (греч.) соединение и разделение, связывание и обособление, синтез и анализ; выражения, которые встречаются в соч. Платона, откуда их заимствовал Гёте.

Sinn

 (нем.) — в биологии Sinn (чувство) — орган живого существа, воспринимающий раздражения (см. Органы чувств). В философии Sinn (смысл) — ценность и значение (интерес), которые та или иная вещь представляет для меня и для других. В отличие от сущности смысл не принадлежит самой вещи, но он привносится в нее человеком, так что вещь для одного человека может быть полной смысла, для другого — бессмысленной или даже для меня самого она сегодня может быть полной смысла, а годом позже — бессмысленной. Темой исследования становится смысл какого-либо предмета или события, чему молчаливо предпосылается принятие коллективного субъекта (народа, культуры, эпохи и т. д.), для которого смысловое содержание уже когда-то было выяснено или выясняется. Во многих случаях выражение "исследование смысла" означает исследование сущности (напр., в философской антропологии, феноменологии, экзистенциализме). Методом, при помощи которого исследуется смысл, вкладываемый кем-либо в слово, жест, действие, является понимание. Sinn может означать также общее чувство человека, его восприимчивость к чему-либо или понимание чего-либо.

Si tacuisses, philosophus mansisses

 (лат., из соч. Боэция "Об утешении философией": если бы ты молчал, остался бы философом) — если бы ты не показывал своих слабых сторон, тебя могли бы, пожалуй, принять за философа.

Sola fide

 (лат.) — только верой (спасется человек). Тезис Лютера.

Sola scripture

 (лат.) — только Писанием. Тезис протестантизма, отвергающий предание.

Sophrosyne

 (греч. – умеренность) умеренность в образе жизни (букв, "здоровое состояние диафрагмы", которая, как считают, является седалищем души), в участии в житейских делах; со времен Платона — одна из четырех кардинальных добродетелей.

Species

 (лат.) — вид, образ, внешнее явление; в естествознании — вид.

Spiritus

 (лат.) — дух; собственно говоря, движущийся воздух, ветер, дуновение; дуновение жизни, дыхание. Spiritus rector — господствующий, управляющий дух; согласно представлениям алхимиков, "духовная" субстанция (тончайшая материя), находящаяся в вещах. Spiritus sanctus — Святой Дух.

Sosein

 (нем.) — так-бытие; конкретное, качественно определенное бытие.

Status

 (лат.) — положение, состояние; status quo ante — положение, существовавшее до определенного момента; status nascendi — состояние возникновения, зарождения.

Status nascendi

 (лат.) — состояние зарождения.

Status quo ante

 (лат.) — предшествующее состояние.

Struggle for life

 (англ.) борьба за жизнь; struggle for existence (англ.) — борьба за существование; см. Дарвинизм.

Studium generale

 (лат.) – общеобразовательные занятия. Studium generale — лекции общеобразовательного характера — рекомендуется посещать студентам, всех факультетов, для того чтобы ликвидировать все возрастающую односторонность специального образования (которое противоречит идее университетского образования) и вытекающие из нее вредные последствия (см. Специалист)

Subreptio

(лат.) — ложное доказательство, подстановка, подмена.

Subsistentia

 (лат.) — субстанциальное бытие; существование идеальных сущностей; существование в качестве знания.

Sub specie aeterni (aeternitatis)

 (лат.) — с точки зрения вечности, бесконечности; см. Спиноза.

Subsumptio

 (лат.) — подведение под общее.

Sui generis

 (лат.) — своего рода.

Summa

 (лат.) — свод. Жанр схоластического трактата.

Summum bonum

 (лат.) – высшее благо, добро, Бог.

Super-ego

 (лат.) — «сверх-Я». См. Психоанализ.

Symposiom

 (симпозиум) – у древних греков пиршество, во время которого его участники вели беседы. В соч. Платона "Пир" ("Symposion") в форме таких речей излагается учение об эросе. Работу под таким названием написал также Ксенофонт. С тех пор симпозиум является довольно распространенной формой занятия научными, в т. ч. и философскими, проблемами; см. Эрос.

Synteresis

перешедшее из греч. понятие, употребляющееся в средневековых соч. комментатором Эсхила Иеронимом для обозначения совести (conscientia), неугасимые искры которой помогают нам благодаря наличию в нас зла познать добро; вероятно, идет от стоиков (conservatio sui у Сенеки), позднее усвоено (воспринято) философами-схоластами (Фома Аквинский, Бонавентура) и мистиками (Мейстер Экхарт), определяясь по-разному, через отношение к conscientia.

Tabula rasa

 (лат. — чистая доска) — чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого, но сама проблема была поставлена еще в античной философии.

Taedium vitae

 (лат.) — пресыщение жизнью.

Tantum cognoscitur, quantum diligitur

 (лат.) — познаем настолько, насколько любим (Августин).

Tantum possimus, quantum scimus

 (лат.) — мы можем столько, сколько знаем (Ф. Бэкон).

Tat tv am asi

 (от санскр. – это [ta] есть [asi] ты [tvam] — слова, сказанные Удалакой Ару ни (Чхандогья-упанишада, 6, 12) своему сыну о том, что незримая субстанция, находящаяся в зернышках плодов фигового дерева, является тем творческим первоначалом, из которого вырастает дерево и происходит все другое. Эта последняя сущность, составляющая мир и идентичная также с самостью (атман) всех живых существ, этически объяснялась Шопенгауэром в его работе 4 Об основах морали" (заключение). TAT TV AM ASI (от санскр. – это [ta] есть [asi] ты [tvam] — слова, сказанные Удалакой Ару ни (Чхандогья-упанишада, 6, 12) своему сыну о том, что незримая субстанция, находящаяся в зернышках плодов фигового дерева, является тем творческим первоначалом, из которого вырастает дерево и происходит все другое. Эта последняя сущность, составляющая мир и идентичная также с самостью (атман) всех живых существ, этически объяснялась Шопенгауэром в его работе 4 Об основах морали" (заключение).

Techne

 (греч.) — умение, ремесло, искусство. Противопоставляется творчеству природы.

Techne trivium

 (лат.) — трехпутье. Первый цикл «свободных искусств»: грамматика, диалектика, риторика.

Telos

 (греч.) – цель.

Terminus

 (лат.) — термин, понятие; предел.

Terminus a quo

 (лат.) — исходный пункт.

Tertium comparationis

 (лат. третий член сравнения) — критерий сравнения, то, в чем совпадают две сравниваемые вещи. Так, напр., при сравнении двух плоских поверхностей их tertium comparationis является двухмерность.

Tertium non datur

 (лат.) - третьего не дано. В средневековой логике — формулировка закона исключенного третьего.

Tradieren

 (лат. tradere — передавать, сообщать) — передавать дальше; содержание сознания, мысли и т. п. становятся традитабельными благодаря тому, что они выражаются в языке, схватываются в слове (см. Язык).

Transeunt

 (от лат. transireпереходить на ту сторону) — переходящий в др. сферу (напр., из сферы идеального в сферу реального).

Ubermensch

(нем.) — сверхчеловек.

Ultima ratio

 (лат.) — последний довод. В средневековых сборниках судебных документов — «последнее слово» подсудимого.

Ultra posse nemo obligator

 (лат.) — никто не может быть обязанным сверх своих возможностей. Выражение восходит к положению юриста Цельса (ок. 100) в "Corpus jurus": "Impossibilium nulla obligatio est" ("Невозможное не может быть долгом").

Umgreifende

 (нем.) — охватывающее. Обозначение трансценденции у Ясперса.

Ungrund

 (нем.) — бездна, безначальность, безосновность. Символ-понятие, которое Бёме применял к Богу.

Unio mystica

 (лат.) – мистическое соединение с божеством; эту цель преследовали мистерии. Платон и неоплатонизм, в еще большей степени мистика (особенно во времена средневековья) внесли в unio mystica одухотворенность.

Urphanomen

 (нем.) — прафеномен. Первообраз, сохраняющийся во всех явлениях живого. Термин Гёте, заимствованный О. Шпенглером.

 

 

Volonte generate (фр.) —

Veritas

 (лат.) — истина.

Verites de fait

 (фр.) — истины факта (Лейбниц).

Verites de raison

 (фр.) — истины разума (Лейбниц).

Velleitat

 (от лат. velle – хотеть) бессильное побуждение, нерешительная воля, слабое желание.

Via

 (лат.) – путь, метод. Via eminentiae — способ определения с помощью сравнения; via negationis — способ определения через отрицание; via moderna — картезианский, рационалистическо-математический метод.

Vinculum substantiate

 (лат.) — субстанциальная связь.

Virtu

 (ит.) — доблесть, добродетель. У ит. гуманистов — гармоничное единство телесной и духовной энергии.

Vis probandi

 (лат.) — сила доказательства.

Vis vitalis

 (лат.) — жизненная сила.

Vivere militare est

 (лат.) — жить — значит бороться (Сенека).

Volo, ergo sum

 (лат.) — желаю, следовательно, существую. Тезис Мен де Бирана, противопоставленный тезису Декарта Cogito, ergo sum.

Volonte generale

 (франц.) — всеобщая воля. Воля, формирующаяся в результате самоограничения людьми своих прав по «общественному договору».

Wesen

 (нем.) – 1) существ о, отдельная вещь, предмет, особенно живой или мыслимый живым; 2) сущее, свойство, "природа", "особенное бытие", определенное бытие (см. Наличное бытие) вещи; 3) сущность, действительное, существенное, "собственное бытие" в противоположность явлению; 4) сущность, всеобщее, существенное для целого вида или рода, его значение, его идея. Древнегреч. философы, как правило, не различали в мысли Wesen и бытие. Позднее, особенно с возникновением современного иррационализма (и особенно начиная с Шопенгауэра), они все отчетливее и отчетливее воспринимаются как противоположности (см. Сущность). В современной психологии под Wesen понимается некоторое гештальткачество, т.е. переживаемое свойство предмета, и именно свойство, выражающее содержание. К сущностным свойствам (качествам выражения) относятся, напр., характер, образ мыслей, габитус, настроение, эмоциональная окраска, которые, если они проявляются в вещах, обозначаются более или менее адекватно с помощью таких прилагательных, как: радостный, дружественный, гордый, мрачный, спокойный, тяжелый, изящный, мужественный, женственный, детский, старческий, буйный, скандальный, брюзжащий, ноющий, смеющийся, печальный, грозный, привлекательный, отвергающий и т. п. Следовательно, речь идет об объективной одушевленности предметов (см. Одухотворение). "Существенные свойства в наглядно-данном представляют собой фактически то, что одно только способно производить на нас впечатление, непосредственно затрагивать нашу собственную сущность... Для каждого существенного свойства имеется совершенно определенная структура, в которой оно реализуется наиболее чисто и наиболее принудительным образом; ее называют "отличительной" или "прегнантной"" (W.Metzger. Psychologie, 1941). См. Прегнантность, Прегнантности правило, Смысловое содержание.

Wollungen

 (нем.) – иногда так называется сфера психических процессов, для которых характерно наличие духовнодушевного действия, в отличие от чувственного восприятия, которое понимается только как рецептивно-пассивное.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21