Главная

Глоссарий

Ш

Шайтан

(араб.): в мусульманской мифологии злой дух, Черт, Дьявол. Слово "Ш." родственно библейскому термину Сатана. По представлениям мусульман, каждого человека сопровождает Ангел и Шайтан, побуждающие его к добрым и нечестивым поступкам. Ш. Могут появляться в человеческом обличье, иногда имеют его имена.

Шаманизм

(«шаман»-исступленный): одно из направлений анимизма, совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность особых лиц (шаманов) быть посредниками между людьми и духами. Общение с духами осуществляется шаманами в процессе камлания – особого ритуала, совершающегося в состоянии экстаза и сопровождающегося плясками, песнопениями и заклинаниями, ударами в бубен, сеансом гипноза и т. п. Дар шаманства считался наследственным и являлся достоянием мужчин. Признавалось, что шаманам присущи такие сверхъестественные свойства, как способность предвидеть и предсказывать будущее, избавлять соплеменников от болезней, обеспечивать удачу на охоте или рыбной ловле, вызывать изменения в природе, провожать умерших в подземный мир и т. п. Шаманизм и ныне существует у коренных народов Австралии, Азии, Америки и Африки, придерживающихся первобытных религиозных верований, а также у северных народностей. Следы шаманизма легко обнаруживаются практически во всех современных религиях: в обрядах, ритуалах, характере культовой деятельности духовенства.

«Шань Хай Цзин» 

(«Канон гор и морей») — произведение, отражающее представления родового и послеродового (переходного) мировоззрений (III — сер. I тыс. до н.э.). Согласно легенде, «Ш. х. ц.» был выгравирован на священных сосудах Бои — помощником Великого Юя, победителя последнего мирового потопа и первого в истории кит. цивилизации правителя. Как письменный памятник сложился к 4—1 вв. до н.э., известен в редакции Го Пу (276—324), состоит из 18 цзю-аней (свитков), подразделяется на две части: «Канон гор» и «Канон морей». «Ш.х.ц.» не входит ни в одну из филос. традиций, лишь упоминается в «Ши цзи» («Исторических записках», 2—1 вв. до н.э.), «Хань шу» (История династии Хань, 1 в.), «Хуайнанъ-цзы» («Философы из Хуайнани», 2 в. до н.э.) и занимает особое место в кит. культуре.

В названии «Ш. х. ц.» фиксируется вертикально-горизонтальная (гора — вода) модель, включенная в объемную матрицу (цзин) архетипа у син. Весь памятник построен по системе у син с динамикой повествования по круговым циклам. При этом космография, социография, антропография и психография «Ш. х. ц.» не совпадают с тогдашней действительностью кит. Поднебесной и не являются слепком эмпирического созерцания поверхности земли. Они представляют собой метафизическую спираль этнотерриториальных (родовые площадки) архетипов, воспроизводимых родовыми коллективами в порядке космических циклов в виде теоморфных, зооморфных и антропоморфных образов, насыщенных телесным, духовным и идеально-мыслительным составом.

В контексте современности архетип «гора—вода» есть безусловный архетип «суша—море» геополитики. В свете этого «Ш. х. ц.» может квалифицироваться как «метафизика др.-кит. геополитики», что подтверждается самим построением и содержанием «Ш. х. ц.».

Относительно «Ш. х. ц.» высказываются различные версии его понимания, прочтения и дешифровки его образов и символов.

Каталог гор и морей (Шань хай цзин). М., 1977; Лукьянов А. Е. Истоки Дао: древнекитайский миф. М., 1992; Голыгина К.И. Великий Предел. М., 1994.

Шариат

комплекс норм и правил поведения мусульман, опирающийся на авторитет Корана, где указан «прямой путь», ведущий в рай. В обобщенном виде он может быть истолкован как исламский образ жизни и мышления. В исламской мысли происхождение и сущность шариата толкуются с разных позиций, прежде всего в соотношении с ал-фикхом (правом). Большинство теологов считают его более широкой и глубокой основой для исламской жизни, а ал-фикх – более изменчивой ее частью. В ряде исламских стран шариат узаконен в качестве основы конкретных норм,как свод правил поведения и жизни, предписываемый последователям Ислама. Пять из них, называемые "столпы", являются главными: 1) очищение сознания с помощью постоянного памятования о Боге и повторения ахады; 2) очищение сердца с помощью обязательных молитв (по арабски – Салят, по – персидски – Намаз), которые необходимо совершать пять раз в день; 3) очищение тела с помощью поста (саум), который обязателен для всех; 4) очищение имущества перед Аллахом с помощью уплаты налога на имущество и доходы (Закят) и подачи милостыни (Садака); 5) очищение всей жизни с помощью паломничества к святым местам Ислама (Хадж).  

Шартрская философская школа

школа средневековой схоластической философии при Шартрском соборе, основанная в 990 епископом Фульбером по прозвищу «Сократ» (ум. 1028). Она являлась центром метафизического, космологического и естественно-научного «платонизма», вернее – синтезом Платона и Аристотеля. Главные представители: братья Бернар и Тьерри Шартрские, Гильберт Порретанский. К этой школе примыкали Гильом из Конша, Иоанн Солсберийский и др. См. также Французская философия,

Шведская философия

Наиболее ярким этапом ее развития является краткий период деятельности Декарта в Швеции (1650). В 18 в. стала известной мистика Сведенборга, особенно своей критикой Канта. Одновременно приобрели известное влияние философия Лейбница – Вольфа, немного меньше – Локка, а ок. 1800 – также и кантианство, в частности благодаря Боэтиусу (1751-1810). Борелиус (1823-1908) был гегельянцем. Классиком швед, философии и поныне считается Вострён, к которому вплоть до настоящего времени примыкает многочисленная школа, напр. Салин (1824-1927) и Лильеквист. Норстрём (1856-1916) стал известен своей философией культуры и религиозной философией. Ларсон, Хэгерстрём, Фален занимались теорией познания (в смысле критицизма или трансцендентализма). В качестве выразителя швед, философии приобрел значение писатель Стриндберг (1849 – 1912).

Щедрость

оказание бескорыстной помощи, стремление передать свои мысли и идеи.

Шейх

(от араб. «шаха» – стареть, становиться старым): 1. В исламе – почетный титул богословов, знатоков и преподавателей религиозных дисциплин, а также людей, известных своим благочестием. 2. В суфизме наставник, под руководством которого проходили подготовку начинающие суфии, с 12 в. – глава суфийского братства.

«Ши Сань Цзин»

(«Тринадцать канонов», «Тринадцатиканоние») — свод канонизированных конфуцианством др.-кит. памятников II—I тыс. до н.э., окончательно сложившийся в эпоху правления династии Сун (960—1279). «Ш.с.ц.» включает памятники различной тематики, в т.ч. «Сы шу» и «У цзин»: «Чжоу и» («Чжоуские перемены»), «Шу цзин» («Канон документальных писаний»), «Ши цзин» («Канон стихов»), «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы»), «И ли» («Образцовый церемониал и ритуалы»), «Ли цзи» («Записи о ритуалах»), «Чунь цю Цзо чжуань» («Вёсны и осени с комментариями Цзо»), «Чунь цю Гунъян чжуань» («Вёсны и осени с комментариями Гунъяна»), «Чунь цю Гулян чжуань» («Вёсны и осени с комментариями Гуляна»), «Лунь юй» («Суждения и беседы»), «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Эр я» («Лексикон»), «Мэн-цзы» («Книга [философа] Мэн [Кэ]»). Вплоть до 20 в. «Ш.с.ц.» служил основой конфуцианского образования, философии и науки.

Карапетьянц A.M. Формирование системы канонов в Китае // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и в средние века. М., 1981; Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994.

Шизоид

(от греч. schizein – расколоть и eidos – вид) – так Э. Кречмер называет переходную форму между здоровым и больным в своей конституционной группе шизотимии. Шизоидный человек имеет и внешнюю сторону, и внутреннюю. То, что он выглядит исключительно грубым или угрюмым, тупым или язвительным, ироническим или беззлобным, – все это относится к внешней стороне. Этих внешних признаков может вообще не быть; мы видим человека, который как вопросительный знак маячит на нашем пути; мы ощущаем какую-то тоску, скуку, что-то неопределенно проблематичное. Какая глубина скрывается за этой маской? Это может быть «ничто» – преувеличенное честолюбие, полная бессердечность, ледяное бездушие. Но по внешнему виду мы не можем увидеть того, что скрыто за ним (Э. Кречмер).

Шизотимия

(от греч. schizein расколоть и thymos – характер, нрав) – общая конституционная группа Э. Кречмера, соответствующая прежде всего лептосомному типу. Обозначает психоэстетические пропорции, т.е. своеобразное отношение между чувственной внутренней восприимчивостью и внешней сдержанностью. В экспериментах шизотимики обнаруживают высокую способность к «раздвоению» (способность к абстракции), сильную способность к персеверации, повышенную склонность к созерцанию формы – в отличие от восприятия цвета и т. д. Из тех типов, которым свойственно включаться в деятельную жизнь, шизотимики, по-видимому, обладают особенно большой энергией, неуклонностью, принципиальностью и последовательностью; это властвующие натуры, героические моралисты, чистые идеалисты, фанатики и деспоты и дипломатически-холодные, расчетливые натуры (Э. Кречмер). Противоположность – циклотимия (см. Циклотимик).

Шизофрения

(от греч. schizein расколоть и phren – диафрагма, которая у греков считалась седалищем сознания, души, духа) – состояние помешательства, психическое заболевание, зачастую развивающееся уже в молодости, называемое также dementia praecox (юношеским сумасшествием) и отличающейся потерей чувства реальности неприспособленностью) и способом мыслить, сравнимым с мыслью в процессе сновидения (аутизм). Отличительная черта этого психоза – подавление чувств («неэмоциональность»). Шизофреник манерничает, много говорит (причем такого рода разговорчивость отличается использованием абстрактных, технических, научных терминов), он безразличен ко всему окружающему. Шизофрения ведет к разрушению и упадку личности, особенно сильно затрагивая при этом сферу чувства и воли. Шизофреник живет в странном, недоступном нормально мыслящему человеку собственном мире, социальные и этические связи которого возникают и существуют безотносительно к внешним силам. Шизофрения требует госпитализации и лечения в специальных клинических условиях. Не следует путать ее с шизоидностью, представляющей собой склонность к шизофрении, простую предрасположенность, обычно наличествующую у субъектов долихоцефального типа – с удлиненным лицом, худощавых и светловолосых (противоположно циклоидной конституции).

Шиизм

(от араб. «Шии», или Шиа – мн. число): меньшая из двух основных ветвей ислама, большинство мусульман принадлежат к суннитам. Первоначально шииты были политической фракцией, поддерживавшей Али, зятя Мухаммада и четвертого халифа мусульманской общины. Когда Али был убит, шиизм превратился в религиозное движение, отстаивавшее законные права наследников Али – Алидов. В отличие от шиитов, более прагматические сунниты согласны признать любого халифа, исполняющего волю Аллаха. Шиизм постепенно распался на множество сект; все они признают Али ибн абу-Талиба и его потомков законными руководителями мусульманской общины. Алидам так и не удалось прийти к власти, однако сунниты считают Али одной из основных фигур ислама, а его потомков от Фатимы, дочери Мухаммада, почтительно называют «сеидами» или «шарифами». Шииты считают, что верховная власть имеет божественную природу: это некая «благодать», переданная пророком Мухаммадом своему ближайшему родственнику Али. Поскольку основные ветви рода Али прекратили свое существование еще в средние века, многие шиитские секты выдвигают доктрину о «скрытом имаме», который руководит верующими через своих посредников и явится в конце времен, чтобы править миром. Самой крупной шиитской сектой считается Имамия (или Исна Ашария – Секта Двенадцати), которая признает двенадцать претендентов на престол из рода Алидов (включая самого Али); их называют имамами. Известны и другие, более мелкие шиитские секты, например, зайдиты и нуктавиты. Еще в ранее средневековье в шиизме выделилось «крайнее» крыло, из которого возникло движение исмаилитов, в значительной степени отошедшее от изначального учения ислама. В недрах иранского шиизма вызрело также мистико-философское учение бахаистов, которое ратует за объединение всех религий мира и создание всемирного законодательства на основе общерелигиозной этики. В конце 20 в. шииты составляют 1/10 всех мусульман. Шиизм является преобладающей религией в Иране, Ираке и, возможно, в Йемене; шииты живут также в Сирии, Ливане, Восточной Африке, Индии и Пакистане.

Шифр

(от франц. ciffreчисловое обозначение) – совокупность условных знаков; в нем. романтике – средство, благодаря которому природа раскрывает нам свои прекрасные формы (Кант); подобное же значение слова мы находим у Гёте, Новалиса, Геббеля и др. Это понятие использует Ясперс: 4 Метафизика доносит до нас окружающее трансценденции. Метафизику мы понимаем как «тайнопись». Мы слышим заключенную в шифре действительность из действительности нашего существования (экзистенции), а не просто из рассудка, который здесь ни в коей мере не содействует раскрытию смысла» (см. Крушение, Символ).

Шовинизм

(фр. chauvinisme — от имени французского солдата Шовена, отличавшегося особенно восторженным поклонением императору Наполеону Бонапарту) — 1) изначально: беззаветная преданность Наполеону I; 2) крайний национализм, политика, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти. Это идеологическая позиция, в основе которой лежат гипертрофированно понимаемые национальные интересы. Конкретным выражением является абсолютизация какой-либо нации, ее превосходства в противовес всем остальным. Формы шовинизма различны: от государственной политики (явной или скрытой, завуалированной) до бытовых проявлений. В общесоциальном плане распространен "великодержавный" шовинизм господствующей нации или наиболее многочисленного этноса в многонациональном государстве. Он обычно направлен на интересы этой господствующей нации, на их предпочтение; интересы других народов при этом игнорируются или явно попираются, вплоть до гонения или притеснения. Выраженной формой шовинизма является расизм – предпочтение одной расы другой, презрение рас друг к другу. На бытовом уровне шовинизм проявляется в неуважении людей разных национальностей друг к другу, в отсутствии взаимопомощи, в погромах и вандализме (например, осквернение могил, оскорбляющие лозунги, анекдоты и пр.), в предпочтении одной нации другой в государственных учреждениях без их официальной санкции (в приеме на работу, на учебу, в распределении должностей и т.д.). В культурно-моральном плане проявление национализма и шовинизма – это низкий уровень духовного, нравственного развития, недоразвитость чувств и недостаток воспитания. В плане государственной политики совершенно недопустимое явление. Если оно имеет место, то это говорит о невысоком уровне развития государства, о его незрелости, отсутствии свободы, тоталитарной направленности. Особенно опасен шовинизм в многонациональном государстве.

Шок

сильная эмоция, сопровождающая физиологические потрясения. Возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться. Психологи, во всяком случае, различают: 1) слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного; 2) шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа); 3) шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию. Выражение «эмоция-шок» устарело и заменено выражением «аффективный шок», или «эмоциональный шок».

Шотландская школа

распространившееся в 18 и 19 вв. направление в шотл. философии, которое, в противовес франц. материализму и юмовскому скептицизму, выступило с девизом «здравого человеческого смысла» (common sence). Позднее ее представители, ссылаясь на Канта, разрабатывали психологию, теорию познания, эстетику, религиозную философию, этику. Важнейшие представители: Томас Рид, Дугалд Стюарт, Томас Браун, в последний период – Уильям Гамильтон.

Штудии

(нем. studieren, лат. studere — учиться прилежно, заниматься) — тщательное изучение чего-либо.

Шуньята

(санскр. sunyataпустотность) — важнейшее понятие махаянского буддизма, развиваемое в праджняпарамитских текстах и школе мадхьямики Нагарджуны и означающее здесь «бессущностность» не только Я, но и дхарм как взаимосвязанных и взаимообусловленных. «Отрицательный» аспект Ш. восполняется в махаянском философствовании ее трактовкой в качестве «связанного» и «необусловленного» Абсолюта. «Реализация» Ш. сознанием адепта считается оптимальным способом познания «вещей как они есть» и духовной терапии, освоение которой сопровождается культивированием совершенств терпения, сострадания и духовной силы, но одновременно и устраненности от иллюзорного в конечном счете мира, что вместе составляет систему основных достижений в «пути бодхисаттвы».

Шутка

комический контраст в жизненной ситуации, вызывающий смех, отмечающий одновременно и различие и связи. Обозначает также способность подмечать этот контраст и наглядно его изображать. При этом шутка большей частью скользит по поверхности и не охватывает ситуацию в целом, как это свойственно юмору.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21