| 
   Шайтан  | 
  
  
   (араб.): в мусульманской
  мифологии злой дух, Черт, Дьявол. Слово "Ш." родственно библейскому
  термину Сатана. По представлениям мусульман, каждого человека сопровождает
  Ангел и Шайтан, побуждающие его к добрым и нечестивым поступкам. Ш. Могут
  появляться в человеческом обличье, иногда имеют его имена.   | 
  
 
| 
   Шаманизм  | 
  
  
   («шаман»-исступленный): одно из направлений
  анимизма, совокупность представлений и действий, вызванных верой в
  способность особых лиц (шаманов) быть посредниками между людьми и духами.
  Общение с духами осуществляется шаманами в процессе камлания – особого
  ритуала, совершающегося в состоянии экстаза и сопровождающегося плясками,
  песнопениями и заклинаниями, ударами в бубен, сеансом гипноза и т. п. Дар
  шаманства считался наследственным и являлся достоянием мужчин. Признавалось,
  что шаманам присущи такие сверхъестественные свойства, как способность
  предвидеть и предсказывать будущее, избавлять соплеменников от болезней,
  обеспечивать удачу на охоте или рыбной ловле, вызывать изменения в природе,
  провожать умерших в подземный мир и т. п. Шаманизм и ныне существует у
  коренных народов Австралии, Азии, Америки и Африки, придерживающихся
  первобытных религиозных верований, а также у северных народностей. Следы
  шаманизма легко обнаруживаются практически во всех современных религиях: в
  обрядах, ритуалах, характере культовой деятельности духовенства.   | 
  
 
| 
   «Шань
  Хай Цзин»    | 
  
  
   («Канон гор и морей») — произведение, отражающее представления
  родового и послеродового (переходного) мировоззрений (III — сер. I тыс. до
  н.э.). Согласно легенде, «Ш. х. ц.» был выгравирован на священных сосудах Бои
  — помощником Великого Юя, победителя последнего
  мирового потопа и первого в истории кит. цивилизации правителя. Как
  письменный памятник сложился к 4—1 вв. до н.э., известен в редакции Го Пу (276—324), состоит из 18 цзю-аней
  (свитков), подразделяется на две части: «Канон гор» и «Канон морей». «Ш.х.ц.» не входит ни в одну из филос. традиций, лишь
  упоминается в «Ши цзи» («Исторических записках»,
  2—1 вв. до н.э.), «Хань шу» (История династии Хань, 1 в.), «Хуайнанъ-цзы» («Философы из Хуайнани»,
  2 в. до н.э.) и занимает особое место в кит. культуре. В названии «Ш. х. ц.» фиксируется вертикально-горизонтальная
  (гора — вода) модель, включенная в объемную матрицу (цзин) архетипа у син. Весь памятник построен по системе у син с динамикой повествования по круговым циклам. При
  этом космография, социография, антропография и психография «Ш. х. ц.» не совпадают с тогдашней
  действительностью кит. Поднебесной и не являются слепком эмпирического созерцания
  поверхности земли. Они представляют собой метафизическую спираль этнотерриториальных (родовые площадки) архетипов,
  воспроизводимых родовыми коллективами в порядке космических циклов в виде теоморфных, зооморфных и антропоморфных образов,
  насыщенных телесным, духовным и идеально-мыслительным составом. В контексте современности архетип «гора—вода» есть безусловный
  архетип «суша—море» геополитики. В свете этого «Ш. х. ц.» может квалифицироваться
  как «метафизика др.-кит. геополитики», что подтверждается самим построением и
  содержанием «Ш. х. ц.». Относительно «Ш. х. ц.» высказываются различные версии его
  понимания, прочтения и дешифровки его образов и символов. Каталог гор и морей (Шань хай цзин). М., 1977; Лукьянов А. Е.
  Истоки Дао: древнекитайский миф. М., 1992; Голыгина
  К.И. Великий Предел. М., 1994.  | 
  
 
| 
   Шариат  | 
  
  
   комплекс норм и правил
  поведения мусульман, опирающийся на авторитет Корана, где указан «прямой
  путь», ведущий в рай. В обобщенном виде он может быть истолкован как
  исламский образ жизни и мышления. В исламской мысли происхождение и сущность
  шариата толкуются с разных позиций, прежде всего в соотношении с ал-фикхом (правом). Большинство теологов считают его более
  широкой и глубокой основой для исламской жизни, а ал-фикх
  – более изменчивой ее частью. В ряде исламских стран шариат узаконен в
  качестве основы конкретных норм,как
  свод правил поведения и жизни, предписываемый последователям Ислама. Пять из
  них, называемые "столпы", являются главными: 1) очищение сознания с
  помощью постоянного памятования о Боге и повторения ахады;
  2) очищение сердца с помощью обязательных молитв (по арабски
  – Салят, по – персидски – Намаз), которые
  необходимо совершать пять раз в день; 3) очищение тела с помощью поста (саум), который обязателен для всех; 4) очищение имущества
  перед Аллахом с помощью уплаты налога на имущество и доходы (Закят) и подачи
  милостыни (Садака); 5) очищение всей жизни с помощью паломничества к святым
  местам Ислама (Хадж).     | 
  
 
| 
   Шартрская философская школа  | 
  
  
   школа средневековой схоластической философии при Шартрском соборе, основанная в 990 епископом Фульбером по прозвищу «Сократ» (ум. 1028). Она являлась
  центром метафизического, космологического и естественно-научного
  «платонизма», вернее – синтезом Платона и Аристотеля. Главные представители:
  братья Бернар и Тьерри Шартрские, Гильберт Порретанский. К этой школе примыкали Гильом
  из Конша, Иоанн Солсберийский
  и др. См. также Французская философия,  | 
  
 
| 
   Шведская
  философия  | 
  
  
   Наиболее ярким этапом ее развития является краткий
  период деятельности Декарта в Швеции (1650). В 18 в. стала известной мистика Сведенборга, особенно своей критикой
  Канта. Одновременно приобрели известное влияние философия Лейбница – Вольфа,
  немного меньше – Локка, а ок. 1800 – также и
  кантианство, в частности благодаря Боэтиусу
  (1751-1810). Борелиус (1823-1908) был гегельянцем.
  Классиком швед, философии и поныне считается Вострён, к которому вплоть до настоящего времени примыкает
  многочисленная школа, напр. Салин (1824-1927) и Лильеквист. Норстрём (1856-1916) стал известен
  своей философией культуры и религиозной философией. Ларсон, Хэгерстрём, Фален занимались теорией познания (в смысле
  критицизма или трансцендентализма). В качестве выразителя швед, философии
  приобрел значение писатель Стриндберг (1849 – 1912).  | 
  
 
| 
   Щедрость  | 
  
  
   оказание бескорыстной помощи, стремление
  передать свои мысли и идеи.  | 
  
 
| 
   Шейх  | 
  
  
   (от араб. «шаха» – стареть, становиться старым): 1.
  В исламе – почетный титул богословов, знатоков и преподавателей религиозных
  дисциплин, а также людей, известных своим благочестием. 2. В суфизме
  наставник, под руководством которого проходили подготовку начинающие суфии, с
  12 в. – глава суфийского братства.   | 
  
 
| 
   «Ши
  Сань Цзин»  | 
  
  
   («Тринадцать канонов», «Тринадцатиканоние»)
  — свод канонизированных конфуцианством др.-кит. памятников II—I тыс. до н.э.,
  окончательно сложившийся в эпоху правления династии Сун (960—1279). «Ш.с.ц.» включает памятники различной тематики, в т.ч. «Сы шу» и «У цзин»: «Чжоу и» («Чжоуские
  перемены»), «Шу цзин» («Канон документальных писаний»), «Ши цзин» («Канон
  стихов»), «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы»), «И ли»
  («Образцовый церемониал и ритуалы»), «Ли цзи»
  («Записи о ритуалах»), «Чунь цю
  Цзо чжуань» («Вёсны и
  осени с комментариями Цзо»), «Чунь
  цю Гунъян чжуань» («Вёсны и осени с комментариями Гунъяна»), «Чунь цю Гулян чжуань»
  («Вёсны и осени с комментариями Гуляна»), «Лунь юй» («Суждения и беседы»), «Сяо
  цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Эр я» («Лексикон»), «Мэн-цзы» («Книга [философа] Мэн [Кэ]»).
  Вплоть до 20 в. «Ш.с.ц.» служил основой
  конфуцианского образования, философии и науки. Карапетьянц A.M.
  Формирование системы канонов в Китае // Этническая история народов Восточной
  и Юго-Восточной Азии в древности и в средние века. М., 1981; Кобзев А. И. Учение
  о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994; Китайская
  философия: Энциклопедический словарь. М., 1994.  | 
  
 
| 
   Шизоид  | 
  
  
   (от греч. schizein – расколоть и eidos – вид) – так Э. Кречмер
  называет переходную форму между здоровым и больным в своей конституционной
  группе шизотимии. Шизоидный человек
  имеет и внешнюю сторону, и внутреннюю. То, что он выглядит исключительно
  грубым или угрюмым, тупым или язвительным, ироническим или беззлобным, – все
  это относится к внешней стороне. Этих внешних признаков может вообще не быть;
  мы видим человека, который как вопросительный знак маячит на нашем пути; мы
  ощущаем какую-то тоску, скуку, что-то неопределенно проблематичное. Какая
  глубина скрывается за этой маской? Это может быть «ничто» – преувеличенное
  честолюбие, полная бессердечность, ледяное бездушие. Но по внешнему виду мы
  не можем увидеть того, что скрыто за ним (Э. Кречмер).  | 
  
 
| 
   Шизотимия  | 
  
  
   (от греч. schizein расколоть и thymos – характер,
  нрав) – общая конституционная группа Э. Кречмера,
  соответствующая прежде всего лептосомному типу.
  Обозначает психоэстетические пропорции, т.е.
  своеобразное отношение между чувственной внутренней восприимчивостью и
  внешней сдержанностью. В экспериментах шизотимики
  обнаруживают высокую способность к «раздвоению» (способность к абстракции),
  сильную способность к персеверации, повышенную склонность к созерцанию формы
  – в отличие от восприятия цвета и т. д. Из тех типов, которым свойственно
  включаться в деятельную жизнь, шизотимики,
  по-видимому, обладают особенно большой энергией, неуклонностью,
  принципиальностью и последовательностью; это властвующие натуры, героические
  моралисты, чистые идеалисты, фанатики и деспоты и дипломатически-холодные,
  расчетливые натуры (Э. Кречмер). Противоположность
  – циклотимия (см. Циклотимик).  | 
  
 
| 
   Шизофрения  | 
  
  
   (от греч. schizein расколоть и phren – диафрагма,
  которая у греков считалась седалищем сознания, души, духа) – состояние
  помешательства, психическое заболевание, зачастую развивающееся уже в
  молодости, называемое также dementia praecox (юношеским сумасшествием) и отличающейся потерей чувства реальности неприспособленностью) и
  способом мыслить, сравнимым с мыслью в процессе сновидения (аутизм).
  Отличительная черта этого психоза – подавление чувств («неэмоциональность»).
  Шизофреник манерничает, много говорит (причем такого рода разговорчивость
  отличается использованием абстрактных, технических, научных терминов), он
  безразличен ко всему окружающему. Шизофрения ведет к разрушению и
  упадку личности, особенно сильно затрагивая при этом сферу чувства и воли.
  Шизофреник живет в странном, недоступном нормально мыслящему человеку
  собственном мире, социальные и этические связи которого возникают и
  существуют безотносительно к внешним силам. Шизофрения требует госпитализации и лечения в специальных
  клинических условиях. Не следует путать ее с шизоидностью,
  представляющей собой склонность к шизофрении, простую предрасположенность,
  обычно наличествующую у субъектов долихоцефального типа – с удлиненным лицом,
  худощавых и светловолосых (противоположно циклоидной конституции).   | 
  
 
| 
   Шиизм  | 
  
  
   (от араб. «Шии», или Шиа – мн. число):
  меньшая из двух основных ветвей ислама, большинство мусульман принадлежат к
  суннитам. Первоначально шииты были политической фракцией, поддерживавшей Али,
  зятя Мухаммада и четвертого халифа мусульманской общины. Когда Али был убит,
  шиизм превратился в религиозное движение, отстаивавшее законные права
  наследников Али – Алидов. В отличие от шиитов,
  более прагматические сунниты согласны признать любого халифа, исполняющего
  волю Аллаха. Шиизм постепенно распался на множество сект; все они признают Али
  ибн абу-Талиба и его потомков законными
  руководителями мусульманской общины. Алидам так и
  не удалось прийти к власти, однако сунниты считают Али одной из основных
  фигур ислама, а его потомков от Фатимы, дочери Мухаммада, почтительно
  называют «сеидами» или «шарифами». Шииты считают,
  что верховная власть имеет божественную природу: это некая «благодать»,
  переданная пророком Мухаммадом своему ближайшему родственнику Али. Поскольку
  основные ветви рода Али прекратили свое существование еще в средние века, многие
  шиитские секты выдвигают доктрину о «скрытом имаме», который руководит
  верующими через своих посредников и явится в конце времен, чтобы править
  миром. Самой крупной шиитской сектой считается Имамия
  (или Исна Ашария – Секта
  Двенадцати), которая признает двенадцать претендентов на престол из рода Алидов (включая самого Али); их называют имамами.
  Известны и другие, более мелкие шиитские секты, например, зайдиты
  и нуктавиты. Еще в ранее средневековье в шиизме
  выделилось «крайнее» крыло, из которого возникло движение исмаилитов, в
  значительной степени отошедшее от изначального учения ислама. В недрах
  иранского шиизма вызрело также мистико-философское учение бахаистов,
  которое ратует за объединение всех религий мира и создание всемирного
  законодательства на основе общерелигиозной этики. В
  конце 20 в. шииты составляют 1/10 всех мусульман. Шиизм является
  преобладающей религией в Иране, Ираке и, возможно, в Йемене; шииты живут
  также в Сирии, Ливане, Восточной Африке, Индии и Пакистане.   | 
  
 
| 
   Шифр  | 
  
  
   (от франц. ciffre – числовое
  обозначение) – совокупность условных знаков; в нем. романтике – средство,
  благодаря которому природа раскрывает нам свои прекрасные формы (Кант);
  подобное же значение слова мы находим у Гёте, Новалиса, Геббеля
  и др. Это понятие использует Ясперс: 4
  Метафизика доносит до нас окружающее трансценденции. Метафизику мы понимаем как «тайнопись».
  Мы слышим заключенную в шифре действительность из действительности нашего
  существования (экзистенции), а не просто из рассудка, который здесь ни в коей
  мере не содействует раскрытию смысла» (см. Крушение, Символ).  | 
  
 
| 
   Шовинизм  | 
  
  
   (фр. chauvinisme
  — от имени французского солдата Шовена,
  отличавшегося особенно восторженным поклонением императору Наполеону
  Бонапарту) — 1) изначально: беззаветная преданность Наполеону I; 2) крайний
  национализм, политика, состоящая в проповеди национальной исключительности,
  направленная на разжигание национальной вражды и ненависти. Это
  идеологическая позиция, в основе которой лежат гипертрофированно понимаемые
  национальные интересы. Конкретным выражением является абсолютизация
  какой-либо нации, ее превосходства в противовес всем остальным. Формы
  шовинизма различны: от государственной политики (явной или скрытой,
  завуалированной) до бытовых проявлений. В общесоциальном
  плане распространен "великодержавный" шовинизм господствующей нации
  или наиболее многочисленного этноса в многонациональном государстве. Он
  обычно направлен на интересы этой господствующей нации, на их предпочтение;
  интересы других народов при этом игнорируются или явно попираются, вплоть до
  гонения или притеснения. Выраженной формой шовинизма является расизм –
  предпочтение одной расы другой, презрение рас друг к другу. На бытовом уровне
  шовинизм проявляется в неуважении людей разных национальностей друг к другу,
  в отсутствии взаимопомощи, в погромах и вандализме (например, осквернение
  могил, оскорбляющие лозунги, анекдоты и пр.), в предпочтении одной нации
  другой в государственных учреждениях без их официальной санкции (в приеме на
  работу, на учебу, в распределении должностей и т.д.). В культурно-моральном
  плане проявление национализма и шовинизма – это низкий уровень духовного,
  нравственного развития, недоразвитость чувств и недостаток воспитания. В
  плане государственной политики совершенно недопустимое явление. Если оно
  имеет место, то это говорит о невысоком уровне развития государства, о его
  незрелости, отсутствии свободы, тоталитарной направленности. Особенно опасен
  шовинизм в многонациональном государстве.  | 
  
 
| 
   Шок  | 
  
  
   сильная эмоция,
  сопровождающая физиологические потрясения. Возникает в результате появления в
  жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно
  приспособиться. Психологи, во всяком случае, различают: 1) слабый и
  мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного; 2) шок, вызывающий более
  или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого
  существа); 3) шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже
  приводящий к безумию. Выражение «эмоция-шок» устарело и заменено выражением
  «аффективный шок», или «эмоциональный шок».   | 
  
 
| 
   Шотландская
  школа  | 
  
  
   распространившееся в 18 и 19 вв. направление в шотл.
  философии, которое, в противовес франц. материализму и юмовскому
  скептицизму, выступило с девизом «здравого человеческого смысла» (common sence). Позднее ее представители,
  ссылаясь на Канта, разрабатывали психологию, теорию познания, эстетику,
  религиозную философию, этику. Важнейшие представители: Томас Рид, Дугалд Стюарт, Томас Браун, в последний период – Уильям Гамильтон.  | 
  
 
| 
   Штудии  | 
  
  
   (нем. studieren,
  лат. studere — учиться прилежно, заниматься)
  — тщательное изучение чего-либо.  | 
  
 
| 
   Шуньята  | 
  
  
   (санскр. sunyata — пустотность)
  — важнейшее понятие махаянского буддизма,
  развиваемое в праджняпарамитских текстах и школе мадхьямики Нагарджуны и
  означающее здесь «бессущностность» не только Я, но
  и дхарм как взаимосвязанных и взаимообусловленных. «Отрицательный» аспект Ш.
  восполняется в махаянском философствовании ее
  трактовкой в качестве «связанного» и «необусловленного» Абсолюта.
  «Реализация» Ш. сознанием адепта считается оптимальным способом познания
  «вещей как они есть» и духовной терапии, освоение которой сопровождается
  культивированием совершенств терпения, сострадания и духовной силы, но
  одновременно и устраненности от иллюзорного в
  конечном счете мира, что вместе составляет систему основных достижений в
  «пути бодхисаттвы».  | 
  
 
| 
   Шутка  | 
  
  
   комический контраст в жизненной ситуации, вызывающий
  смех, отмечающий одновременно и различие и связи.
  Обозначает также способность подмечать этот контраст и наглядно его
  изображать. При этом шутка большей частью скользит по поверхности и не
  охватывает ситуацию в целом, как это свойственно юмору.  | 
  
 
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21