Чарвака |
материалистическое учение древней и средневековой
Индии, поздняя разновидность локаяты, с которой иногда вообще отождествляют
Ч. Считается, что основано в сер. 1-го тыс. до н. э. полулегендарным мудрецом
Брихаспати. Объясняет мир взаимодействием четырех
элементов: земли, воды, огня и воздуха. Благодаря смешению этих элементов
возникает также и духовное. Последователи этого учения отрицали нравственный
миропорядок, кармические отягощения, цепочку новых рождений и проповедовали
чувственное наслаждение как цель жизни.
Собственных сочинений представителей Ч. не сохранилось. Отвергая
ортодоксальные системы индийской религиозно-философской мысли, лежащий в их
основе авторитет Вед и проповедуемые ими принципы (не только существование
бога-абсолюта и души — учение о брахмане и атмане, но и концепции дхармы и
кармы как основы идей нравственной целесообразности), Ч. считает истинным
лишь то, что постигается с помощью непосредственного восприятия, существующим
— только этот мир, единственной реальностью — материю. |
Частная
собственность |
признаваемое обществом
право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и
распоряжаться любыми видами экономических ресурсов. |
Частные
науки |
науки, стоящие вне узкой сферы философии
(математика, естественные науки, юриспруденция и наука о государстве,
медицина, педагогика, история, философия, археология, искусствоведение,
литературоведение, музыковедение и т. д.), в отличие от философии как
таковой, которая по отношению к частным наукам выступает как общая наука, ибо
дает частным наукам принципы метода исследования. |
Часть
и целое |
философские
категории, характеризующие феномен целостности
сложных органических систем. Его сущность состоит в уяснении соотношения отдельных элементов и их
совокупности, приобретающей новые свойства, которых не было у отдельных элементов в их разобщенности, но возникших в
результате их взаимодействия в определенной системе связей. Эта особенность любого целостного образования, является важнейшим их
общим признаком. Категория часть и целое характеризует также
общее движение познания, которое
обычно начинается с нерасчлененного представления о целом, затем переходит к анализу, расчленению
целого на части и завершается
воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого. |
Человек
и общество |
одна из фундаментальных
проблем социальной философии. Является ли общество органическим целым или
представляет собой лишь сумму составляющих его индивидов? Что должно служить
целью общественного развития – благо общества как целого, интересы нации,
класса, государства или благо отдельной личности? Как должно быть устроено
общество: на основе свободного взаимодействия индивидов или на основе
принудительной их организации? Ответы на подобные вопросы в традициях
евразийской философии (П. Б. Струве, С. Л. Франк и др.) было принято делить
на две группы и называть соответственно «сингуляризмом»
(«социальным атомизмом») и «универсализмом» («коллективизмом»). С точки
зрения сингуляризма общество всего лишь
совокупность отдельных независимых «атомов» – индивидов, которые
договариваются о своей организации. С позиций универсализма общество
предстает как целое, как всеединство, несводимое к отдельным личностям. Во второй
половине 20 в. появились новые концепции, иначе трактующие соотношение
личности и общества: гуманистические, акцентирующие внимание, прежде всего на
развитии личности (только гармоничное развитие личности может служить
условием, основой всестороннего развития общества), и технократические с их
«орудийной» идеей о том, что развитие науки и техники является базисом
развития общества и потому научная и техническая элита служит главной
производительной силой общества, двигателем его прогресса. Определенным
итогом развития социальной философии сегодня является осознание проблемы
«личность и общество» как проблемы относительной равноценности,
равнозначности этих двух социальных ипостасей, с одновременным признанием
приоритета личности. |
Человек
разумный |
(лат. Homo sapiens) — единственный живущий вид рода Homo семейства гоминид отряда приматов. От современных
человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается
значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и
использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному
мышлению. Человек есть психосоматическое целое: душа и тело находятся в
единстве, зависят друг от друга и имеют равноценное значение. Совокупность
человеческих индивидов называют человечеством. Человек, как биологический вид
— предмет исследования философской антропологии. Разнообразие культур, форм
общественной жизни и социальной организации — предмет социальных и
гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии, экономики,
истории и др.). Человек в отличие от других форм живого – существо активное,
деятельностное, преобразующее бытие и самого себя целесообразно и
целенаправленно, соответственно своим интересам и потребностям. Человек
представляет собой единство биологических, психологических, социальных и
духовно-культурных характеристик. Отсутствие хотя бы одной из них нарушает
его качественную целостность и своеобразие. Сущность человека определяется
исходя преимущественно из его социальных и духовно-культурных характеристик,
а биологическое выступает его природным основанием. Только человеку
свойственно стремление осмысливать свое предназначение, задаваться вопросом о
смысле жизни, выделять себя из окружающей действительности и быть субъектом
осмысленного преобразования мира. Как любое сложное образование человек
неоднозначен в своем проявлении, часто противоречив. Противоречивость есть
результат единства и взаимодействия разных составляющих человека – телесного
(природного) и духовного (надприродного),
индивидуального (единичного, неповторимого) и социального (группового,
общественного). Тело, душа и дух, которыми характеризуется каждый человек, не
всегда находятся в гармонии и не всегда подчинены единым устремлениям.
Добиться полноты и длительности гармонии между ними – цель каждого разумного
человека и основа его удовлетворенности, его счастья. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а
именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям
понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе); и те и др. восходят к
третичному периоду. Существа, жившие около 550 тыс. лет назад, начали
использовать огонь. О причинах, определивших становление собственно человека,
можно высказать только предположения. Путь этого становления раскрывается все
яснее благодаря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии,
физиологии и палеонтологии. Более высокий уровень развития человека по
сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как
хватательного и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и
его поверхности. С развитием этих качеств человека связано ослабление его
физических функций: притупление остроты чувств, ослабление «закалки» в
широком смысле этого слова по отношению к факторам внешнего мира, уменьшение
чисто физической силы организма. Что касается души, то в этом плане человек
отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей
историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного
связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека,
напротив, не определяется средой и является свободным. Эта независимость от
окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять
их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления,
чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления –
памяти и фантазии; на место окружающей среды приходит мир. Но все это грозит человеку имеющей далекие последствия
опасностью потери инстинкта и опасностью противоестественной жизни,
вызываемой оттеснением инстинктов. Вследствие того что
душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела. Над
областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь
человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим
идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек выше всего
поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы.
Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевнодуховной
организации только человек является личностью,
способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим
(состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на
первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе
развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции,
сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более
увеличивающееся разделение труда и совместный труд, возрастающая сила
идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание
природы и господства над природой (см. Культура).
Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на
службу своего самоформирования. Зависимость человека от природы, с одной
стороны, его духовно-культурное возвышение над природой – с другой, привела к
различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его
целей, что отразилось прежде всего в мифах различных религий о сотворении
человека. Наиболее продолжительным в вопросе толкования человека было влияние
Ветхого завета. Античность и особенно христианство видели сущность человека в
его разуме, или познавательной способности, в его способности к образованию
политической общности. Христ. средневековье видело
в нем, с одной стороны, подобие Бога, а с другой – творение земных
демонических сил. В 18 в. в человеке различали чувственное явление и
«сверхчувственную» разумную сущность. Последнее из названных понятий стало
затем исходным пунктом для идеала Гуманизма, который учил, что все люди
обладают идеальной физически-душевнодуховной
способностью к совершенствованию. Сегодня сущность человека видят в том, что
он отличает ценностное (см. Этика) от
целесообразного, полезного, приятного. Способность оценивать находится в
связи со способностью схватывать существо дела с помощью понятий и делать его
наглядным средствами искусства, также как и способность наделения смыслом
личностей, предметов, явлений. Вокруг существенного и значительного возникает
микрокосмос индивида. Сущность
человека и его место в мире исследует философская антропология. Вопрос о человеке (будь то
метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении)
стоит в центре современной философии. Именно это отличает ее от философских
систем прошлого, для которых центральной проблемой было существование
внешнего мира (Беркли, Юм, Кант) или существование и природа души (Декарт).
Человек представляет собой конкретную целостность одушевленного тела и
разумной души. Возможно ли узнать, чем на самом деле является человек, и как
мы можем это узнать: такова сегодня философская проблема. Формирование науки
о человеке. После Гегеля, открывшего, что история может служить методом
познания человеческой реальности, Конт впервые заговорил о «науке о
человеке». В его задачу входило обоснование истинной науки, «позитивных»
социологии и психологии, которые смогут очистить «человековедение» от
субъективных интерпретаций, внушаемых нам нашими страстями и эмоциями. Но он
не нашел ничего иного, кроме как перенести методы науки о природе в сферу
«человеческой реальности». С этой точки зрения «позитивная философия» не
предлагает никакого метода, пригодного для познания человека как личности и
ее внутреннего мира. Истинным основателем «науки о человеке» был Дильтей. По нему, наука должна определяться как «теория
интуиций о мире»; он распределил эти интуиции о мире на три группы, в
зависимости от того, доминирует ли в них чувственный элемент (религия),
рациональный элемент (наука) или элемент воли (мораль). Наука о человеке в
основе своей подразделяется на философию религии, теорию науки и мораль.
Общим методом науки о человеке должно стать понимание. Дильтей
противопоставляет объяснение физической реальности пониманию человеческих
феноменов. «Мы не объясняем человека в гневе, мы его понимаем», – напишет
Ясперс; все люди могут понять связь оскорбления и гнева, даже если речь идет
не о причинной связи физического типа, а о духовной связанности. Именно эта
универсальность и сообщает методу понимания определенную объективность.
Познание человеческого углубляется благодаря психологии и социологии: 1)
психоанализ (или «психология глубин») раскрыл существование второй личности,
бессознательной и действенной, скрытой за чертами личности поверхностной и
социальной; 2) социология обнаружила, что индивид может коренным образом
меняться в зависимости от того, возьмем ли мы его изолированно или будучи
принятым в определенную группу. Социология отмечает бесчисленные ресурсы
человеческой адаптации, и психологи указывают на то, что подвергаемые анализу
личности никогда не могут полностью узнать себя в своих собственных образах,
открываемых им психологами. Человек свободен, и этой своей свободой
противостоит любой объективной науке. Философская проблема человека. Ее можно
определить как поиск общего синтеза всех аспектов человека. Задача состоит в
том, чтобы «обнаружить единство общей функции, координирующей все
человеческое творчество и представляющей миф, религию, искусство и т.д. как
вариации на одну и ту же тему» (Кассирер). Человек
всегда тождествен самому себе во всех своих проявлениях. |
Человеческая
природа |
выражение главенствующих
свойств, качеств, модусов человека. Под природой человека подразумеваются
стойкие неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности
как живого существа. Они присущи человеку во все времена независимо от
биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки –
значит выразить человеческую природу. Какие же свойства имеются в виду?
Считается, например, что человек обладает особой телесностью,
высокоорганизован как биологическая особь. Кроме того
человек имеет разум, дар общения и отношений с другими или социальность. Высшим модусом природы человека, его
сущностью будет духовность как способ проявления позитивных общечеловеческих
ценностей, человеческой мудрости. |
Человеческие
потребности |
ассортимент и объем благ,
которые люди хотели бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти
блага были доступны бесплатно и без ограничений. |
Человеческие
права |
«вечные», неотъемлемые права людей, основанные на
том, что человек по своей природе стоит выше мира животных (основные права);
приняты в качестве принципа государственного права в 1776 Соединенными
Штатами, в 1789 – Францией; см. также Естественное
право. Человеческие права охватывают право на свободу, собственность,
безопасность и право сопротивления угнетению. |
Человеческий
капитал |
знания и навыки, накопленные
человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияющие
на возможность его трудоустройства, производительность труда и уровень
получаемой зарплаты. |
Человеческий
фактор |
специфическое обозначение функционирования человека в
системе социальных, экономических, производственных, научно - технических,
организационно - управленческих и других отношений; все, что относится к
человеку в разных сферах общественной жизни. |
Человеческих
отношений теория |
исходит из того, что в
межличностных отношениях главную роль играет психологический фактор. Одним из
первых эту теорию обосновал американский социолог Э. Мейо. Она была
направлена, в частности, против так называемой «научной системы выжимания
пота», разработанной американским инженером Ф. Тейлором и направленной на
достижение максимальной интенсификации труда путем совершенствования
технологии производства и материального стимулирования. Э. Мейо и его
последователи обосновали важное значение в производственной и иной
деятельности людей таких факторов, как морально-психологический климат в
коллективе, насыщенность общения работающих в них людей положительными
эмоциями, их доброжелательные отношения друг с другом и с руководителями
предприятий и т.д. |
Человечество |
1) совокупность людей, живущих на планете Земля. 2)
Историческая общность, сложившаяся в ходе становления и развития
экономических (прежде всего трудовых), политических, культурных и др. связей
между странами и народами мира. Человечество самотождественно,
так как оно может себя противопоставить пока только безмолвному,
неодушевленному космосу. Современное самосознание человечества должно быть
направлено на понимание этой своей единственности и уникальности и на ее
сохранение. Поэтому во всемирном масштабе человечество должно выступать как
целостность, объединяя свои усилия на решение тех проблем и задач, которые
составляют угрозу существованию человечества как такового: истребительные
войны, загрязнение окружающей среды, борьба со смертельными болезнями, поиск
новых видов энергии, пополнение биоресурсов, создание для всех народов
достойных условий существования и т.д. Беречь планету и самих себя,
заниматься творчеством, иметь достойный образ жизни и быть счастливыми –
главные задачи глобального человечества. |
Человечность |
(от лат. humanus,
гуманизм). Ренессанс характеризуется возрождением духа вольномыслия.
Человечность провозгласили итальянские гуманисты, заимствовав этот термин у
Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.), который употреблял его дня обозначения идеи
«возрождения человека». Гуманизм это признание прав
человека как свободной личности на свое индивидуальное развитие. Эпоха
гуманизма начинается с деятельности итальянского поэта Франческо
Петрарки (1304 - 1374). Основные идеи гуманистов: 1) антропоцентризм -
человек должен не только уповать на Бога, но и опираться на свои силы,
изменяя мир вокруг себя; 2) принципиальное равенство всех людей -людей надо
оценивать по их личным заслугам, а не по происхождению. 3) свобода воли,
которая сближает человека с Богом и делает творцом цивилизации и культуры; 4)
учение о фатуме - абсолютная власть над человеком божественных и природных
сил (рок, судьба); 5) понятие фортуны (удачи, счастливого случая), понимается
как социальная необходимость, которая может быть как благоприятной, если
человек ведет себя правильно, активно и деятельно, так и неблагоприятной,
если человек относится к жизни созерцательно. |
Чернобог |
(слав.): властитель
подземного мира, представитель тьмы. С ним связаны отрицательные понятия
"черная душа" (человек, погибший для благородства), "черный
день" (день бедствия). Ч. изображался облаченным в броню. Имея лицо,
исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше –
нанесению всяких зол. Ему в жертву приносили кроме коней, пленных и
специально представленных для этого людей. Все народные бедствия
приписывались действию Ч. и молились ему для их отвращения. |
Честолюбие |
выраженность в личности
мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к
почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере жизни
общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием
высокомерным отношением к другим. Честолюбие как стремление к общественному
признанию может играть относительно положительную роль, стимулируя повышенную
активность социальную человека. Но, будучи индивидуалистическим по характеру,
оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных
интересов. |
Честь
и достоинство |
понятия морали и категории этики. Формируются через
самооценку человеком самого себя, своих качеств и способностей в отношении
себя как ценности. Выражаются человеком через признание за собой своей
собственной значимости (самоуважение), через отношение к себе как личности
(чувство собственного достоинства), которых, как он считает, вправе ждать от
других, от своего социального окружения на работе, в семье и в любом другом
месте, поддерживаются или не поддерживаются через общественное мнение, через
внимание и оценку окружающих. Честь – это оценка и
самооценка моральных качеств и поведения человека, связанные с его положением
в обществе, видом деятельности, которой он занимается. Речь идет не столько о
личных качествах человека, сколько о соответствии его поведения правам и
обязанностям определенной группы людей, к которой он принадлежит (например,
честь школы, семьи, института, завода, фирмы, честь женская, мужская, честь
врача, рабочего, инженера и т. п.). Представления о чести требуют от каждого
поддерживать репутацию своей социальной группы и тем самым свою собственную,
добиваясь уважения, признания со стороны общества. В отличие от понятия
«достоинство», в основе представлений о чести лежит социальное неравенство.
Поэтому защита «чести мундира» может обернуться защитой привилегий той или
иной группы людей в ущерб не только другим людям, но и достоинству, правам,
личным заслугам ее членов. Достоинство человека – это его собственное качество,
его внутреннее самоощущение. Пробуждение и бережное развитие тонкого и
умеренного чувства собственного достоинства – одна из важнейших и наиболее
трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере
зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности.
Противоположным явлением достоинству выступают самоуничижение, комплекс
неполноценности, самоощущение своей ничтожности, малости, ненужности. Честь
человеку оказывается извне, ее нужно заслужить: "по достоинству и
честь" – это в идеале. В реальности же не всегда достоинство и честь взаимоопределяют друг друга. К сожалению, по ряду причин
честь часто оказывается и не очень достойным людям, но в любом случае у
человека есть внутреннее право сохранять свое достоинство в любых
обстоятельствах. |
Чешская
философия |
Вследствие долгого господства схоластики и неосхоластики
в Чехии не было самостоятельной философии вплоть до кон. 18 в. Такие
исключения, как Я. А. Каменский (1592
– 1670) – известный теолог и педагог, – лишь подтверждают правило. Толчок
развитию чеш. философии дали Гердер и нем. идеализм (особенно
Гегель и Гербарт). Натурфилософ А. Сметана (1814 –
1851) и историк Ф. Палацкий (1798-1876) были
гегельянцами, также как и отстраненный за это от службы пастор Ф. Клачел (1808-1882). Фр. Чупр
(1821 – 1882) был гербартианцем. Более известными гербартианцами были логик М. А. Дрбаль
(1829-1885) и склонный к позитивизму Йозеф Дурдик
(1837 – 1902). Занимавшийся эстетикой Отто Гостинский
(1847-1910) испытал влияние Рихарда Вагнера. Поворотом от нем. философии к
рус., а от нее опять к западному позитивизму чеш.
философия обязана Т. Масарику (1850-1937).
Известным натурфилософом был биолог Эмиль Радл
(1873- 1942). Воровка (1879-1929) стремился объединить мистико-магический
скептицизм с гностицизмом. После второй мировой войны насаждалась
марксистская философия, которая была отброшена после краха коммунистических
режимов в Восточной Европе. |
Чжи |
(кит.): ум-знание, мудрость, интеллект. В узком
смысле – одно из пяти качеств «совершенного мужа» (цзюнь-цзы),
в широком – свойство, выделяющее человека из животного мира. Как философская
категория использовалось в философии Конфуция и понималось как качество,
избавляющее от сомнений. Конфуций поставил чжи на
второе место в триаде достоинств цзюнь-цзы между
гуманностью и мужеством. В конфуцианстве все люди равны в возможности
учиться, но «совершенным мужем» может стать лишь тот человек, который
способен соединить знание с мудростью, научение с добродетелью. |
Число |
абстрактное, лишенное особенного содержания
обозначение какоголибо члена некоторого ряда, в котором
этому члену предшествует или следует за ним какой-нибудь др. определенный
член; абстрактный индивидуальный признак, отличающий одно множество от
другого того же рода. У всех народов имеется числовая символика (ср. Пифагор); счастливые числа
(напр., 3), священные числа (напр., 3 и 7) и несчастливые числа (напр., 13). |
Чистый
разум |
способность,
содержащая принципы безусловного априорного знания (философская абстракция
Иммануила Канта в «Критике чистого разума»). Одна из попыток указать на
источник интеллекта-жизни, с целью дальнейшего анализа и конструирования
интеллекта. |
Чувства
религиозные |
эмоциональные состояния,
вызванные верой в сверхъестественное. Одни исследователи полагают, что к
религиозным чувствам можно отнести лишь восхищение, благоговение, восторг и
т. п., поскольку именно они с наибольшей полнотой выражают отношение
религиозного человека к объектам его веры: Богу, святым и т. п.; другие
считают религиозным любое чувство, переживаемое верующим человеком вследствие
его общения с предметом поклонения как в храме, так и за его пределами. |
Чувственное
познание |
это непосредственное соединение человека с внешним
миром, первая ступень познания действительности человеком осуществляемое
посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса),
которые есть продукт биологической и социальной эволюции человека. Основными
формами живого созерцания являются ощущения, восприятия и представления: а) ощущение – это отражение отдельного свойства,
стороны вещи одним из органов чувств; б) восприятие – целостный чувственный
образ отображаемого объекта (комплекс ощущений); в) представление –
обобщенный чувственный образ предмета, возникающий благодаря памяти в момент,
когда представляемый объект отсутствует (представление является исходным
моментом и условием воображения). |
Чувственность
(чувственное восприятие) |
эмоциональное переживание, осознание внешней и
внутренней реальности; форма чувственного познания (наряду с ощущениями и
представлениями). Термин используется в двух
различных смыслах: 1) пассивность, или способность испытывать ощущения; 2)
предрасположенность к испытанию чувств, эмоций. В первом случае чувственность
– это способность к восприятию (ощущение); во втором – форма аффективности (чувство). Чувственное
восприятие складывается на основе ощущений и являет собой целостный образ
предмета. Чувственное восприятие у человека – это уже достаточно сложная
форма мышления, так как человек отражает действительность не пассивно, а в
активной форме: дополняет или упрощает образ, может присоединять воображение,
сопоставлять, привлекать аналогию и т. д. То есть, восприятие есть синтез
чувственных данных и имеющейся у человека изначальной возможности и
способности восприятия (по Канту, трансцендентальная апперцепция). Восприятие
может дать более или менее точный (адекватный) образ предмета – тогда говорят
об истинном или неистинном отражении. Определяется этот момент в ходе
дальнейшего отношения с объектом. Восприятием называют также и само
предметное как содержание сознания. С научной точки зрения восприятие
является процессом, в результате которого связь ощущений переходит в сознание
и занимает в поле сознания свое место (см. Ощущение, Поле, Раздражение). Благодаря этому процессу связь
ощущений приобретает форму (см. Гештальт),
соответствующую структуре сознания, и ранг (см. Иерархия зависимости), соответствующий содержанию поля
восприятия. Восприятие может быть основано и на заблуждении. См. также Иллюзия, Инверсия, Обман чувств,
Восприятие пространства. Понятие ЧУВСТВЕННОСТЬ обычно относят к особой, повышенной
способности чувственного отражения (чувствительности). Иногда им обозначают
склонность человека к чувственным удовольствиям, повышенную ранимость,
излишнюю сентиментальность. |
Чувственный |
1) связанный с чувствами,
опосредованный чувствами, воспринимаемый чувствами; 2) в этике – склонный
к плотским наслаждениям. Соответственно чувственность означает: 1)
способность к чувственному восприятию; 2) склонность к чувственным
удовольствиям. |
Чувственный
мир |
(лат. mundus sensibilis) –
совокупность содержаний сознания, опосредованных чувствами; воспринимаемый
мир. |
Чувствительность |
(сентиментальность) – склонность к трогательным
ощущениям и представлениям, склонность сопровождать каждое переживание
избытком чувств. Эпохой сентиментализма считается вторая пол. 18 в.; ее
представители в Англии – Ричардсон, Стерн, Гольдсмит,
Юнг; во Франции – Руссо; в Германии он представлен прежде всего книгой
«Страдания молодого Вертера» Гёте. См. также Раздражимость. |
Чувство |
одна из основных характеристик
внутреннего мира человека наряду с разумом и волей, состоящая в осознавании, переживании, понимании явлений реальности на
основе ощущений и впечатлений.
Особое психическое состояние, при котором восприятие чего-либо выступает в
непосредственном единстве с отношением к воспринимаемому. Носит субъективный характер для
человека и указывает
на удовлетворение или неудовлетворение его потребностей. Другими словами, чувства – это переживание
человеком своего отношения
к окружающей действительности и к самому себе. Различают чувства, связанные с состоянием пассивности (удовольствие и
боль, переживания), и чувства, связанные с действием (склонность, желание или
отталкивание страсти, любви, ненависти). Современная психология понимает под
эмоциональностью комплекс врожденных и приобретенных связей, объединяющих
живое существо с его окружением, подлинное выражение нашего ««Я» в жизни.
Так, индивид «чувствует», какая пища подходит ему, а какая будет вредна, так
же, по-видимому, он хорошо чувствует приближение смерти или серьезного
заболевания (например, князь Мышкин из романа «Идиот» Достоевского в
состоянии эйфорического спокойствия предчувствует серьезный эпилептический
припадок; или лебедь, поющий перед смертью свою последнюю «лебединую» песню).
Эмоциональность – непосредственный источник не только всех наших чувств, но,
по всей видимости, и всех наших идей. Что касается философии, то даже
наиболее рациональные мыслители (Платон, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Фихте) признали
роль бессознательных и эмоциональных мотиваций в развитии и направленности
рефлексии; присутствие Бога в нас или бесконечность могут быть
прочувствованы, но не познаны объективно. Не следует пугать эмоциональность
(совокупность чувств) с сенсорикой (совокупностью ощущений). В психологии непосредственное переживание сущности
сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас
самих и в других. Чувства являются особым видом гешталъткачеств и относятся к группе свойств сущности
(сущностных свойств). Гештальткачества сознания в
целом, т.е. всего непосредственно переживаемого в данный момент, включая и
внешний мир (названные Феликсом Крюгером «комплексными качествами»
(«качествами комплекса»), т.е. свойствами нерасчлененного целого),
обозначаются настроением. Чувства и
чувственные явления могут быть подчинены различным сферам сознания: сознанию
в целом, сфере Я или частичным сферам созерцаемого мира. Последняя из этих
трех сфер (изолируемых друг от друга только в целях исследования, методически)
важна с эволюционно-исторической точки зрения, ибо для первобытного мышления
вещи также были живыми (см. Анимизм; см.
также Одухотворение), потому что
они сами «чувствовали», потому что, следовательно, было возможно вчувствование в вещи, сущность которых нужно было открыть
(отсюда также воздействие на вещи посредством заклинания и т. п.; см. Магия, Первобытные формы религии). Поэтому
для первобытного мышления и для детей чувство является преобладающим
элементом душевной жизни и естественным способом познания (см. также Любовь). Сильные и быстро протекающие
чувства называются аффектами (см. Аффект).
Слово «чувство» или «чувствование» только с 18 в. стало специально
философским термином; до этого проблема чувства разрабатывалась в философии и
психологии в разделе о «страстях души» (лат. passiones animal). См. также Философия
чувства. |
Чувство
времени |
способность к непосредственной правильной оценке
времени; у животных чувство времени совпадает с бессознательным чувством
естественного ритма их жизни. У человека оно является побочным продуктом
индустриализма, своего рода психологическим аналогом синтетических
парфюмерных запахов и анилиновых красок (Олдос
Хаксли), результатом непрерывного, мучительного для человека вытеснения
времени в подсознательное. |
Чувство
неполноценности |
ощущение (обоснованное или необоснованное)
зависимости от ближнего в физическом, духовном или моральном отношении; часто
оно является следствием перенесенных унижений. В качестве противовеса
жизненным затруднениям, создаваемым людьми, возникают такие чувства, как
заносчивость, жажда власти, мечты об уничтожении и т. п., в силу чего те, кто
в большой степени отягощен чувством неполноценности (а полностью свободных от
него нет), становятся опасными для общества. Поэтому важной задачей воспитания является помощь в
постепенном приобретении разумной уверенности в самом себе. См. также Стремление к значимости, Индивидуальная
психология, Компенсация. |
Чувство
юмора |
в обычном
словоупотреблении способность подмечать в явлениях комические стороны,
эмоционально откликаясь на них. Неразрывно связано с умением обнаруживать
противоречия в окружении – например, замечать, а иногда и утрировать
противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке,
чью-то кажущуюся значительность и не соответствующее ей поведение и пр. По
отношению к объекту юмора, как бы подвергаемому своеобразной эмоциональной
критике, сохраняется дружелюбие. Чувство юмора предполагает наличие у его
субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные
явления – пошлость, цинизм и пр. Судить о наличии или отсутствии чувства
юмора можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры,
улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но
и тогда, когда сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная
выраженность чувства юмора свидетельствуют как о сниженном уровне
эмоциональном, так и о недостаточном развитии интеллектуальном. |
Чудо |
(лат. miraculum) – 1)
необычное событие, которое трудно объяснить, противоречащее естественному
ходу вещей и приписываемое верующими людьми вмешательству сверхъестественных
сил (Бога). Во времена Декарта к области необъяснимого относилась даже
радуга, так что и она считалась чудом, проявлением божественного; в этом
смысле сфера чудесного сужается в ходе научного прогресса; так, атомная
физика объясняет даже превращение тел. Но с религиозной точки зрения истинное
чудо – это не внешнее, но внутреннее чудо благодати, покаяния, духовного
обращения. В этом узком и строго определенном смысле наличие или отсутствие
чуда никак не связано с прогрессом детерминизма в науке. Согласно взглядам католич. церкви, чудо не нарушает целостности
метафизических и не отменяет физических принципов, но в определенных случаях
их действие ограничивается Богом благодаря его всесилию. Возможность чуда
вытекает из контингентности сущего и из чисто физической, но
отнюдь не метафизической необходимости его существования и определенности
бытия. 2) Явление или вещь, предмет, который восхищает, который отвечает
представлению о совершенстве. 3) Шедевр, вершина творчества, то, чего ранее
человечество не имело. |
Частотный
словарь как философская картина мира |
(frequency
of words as a philosophical world picture). Частотный
словарь языка показывает, какие смыслы и отношения наиболее необходимы людям
для выражения мыслей и, следовательно, содержит в себе систему логических и
эпистемологических категорий, которые должен выявить и объяснить философский
анализ. О мире мыслят не только философы, но и самые
обыкновенные люди, которые не доискиваются общих принципов, а просто и здраво
рассуждают о множестве конкретных вещей. Благодаря этому обыденный язык
приобретает колоссальную ценность для философа. В общем объеме
словоупотреблений, отнесенных всякий раз к конкретной вещи и конкретной цели,
неминуемо должны выразить себя и первопринципы,
насколько они вообще выразимы в словах. Философам стоит прислушаться к тому, какие
слова употребляются чаще других, поскольку без них не может обойтись сам
язык. Таков совокупный и бессознательный результат мысли миллионов людей,
думавших вoвсе не о категориях, а о туфлях,
зонтиках, погоде, соседях, книгах, политических событиях и т.д. Философы спорят о том, что первично:
материя или сознание, свобода или необходимость, личность или история. Один
философ считает важнейшим и первоначальным понятие духа, другой - ценности,
третий - существования, четвертый - бытия, пятый - мышления... А что думает
об этом сам словарь - бескорыстнейший из свидетелей и неподкупный судья,
глядящий на мир миллионами глаз? Мир - это миллионы
людей, по-разному мыслящих о мире; что стоит на первом месте в их языке - то
в первую очередь определяет их существование. Частотные словари самых распространенных языков
имеют много общего между собой, по крайней мере в первых рядах наиболее
употребительных слов. Они-то и заключают в себе то основное, что выделено в
мироздании не тем или иным мыслителем, а совокупной мыслительной работой всех
говорящих. С точки зрения языка, "материя" и "сознание",
"природа" или "идея", "бытие" и "противоречие"
- это понятия второстепенные, специальные,
возникающие лишь в процессе дробления и уточнения более глубоких и
всеобъемлющих свойств мироздания. Согласно самому полному "Частотному
словарю русского языка" под ред. Л. Н. Засориной
(М., "Русский язык", 1977), слово "материя" делит места с
2172 по 2202 по частоте употребления в русском языке со словами
"самовар",
"конференция", "партизан" и др. Таким образом, по
свидетельству языка понятие "материи" примерно столь же важно для
объяснения мироустройства, как понятия "самовара" или
"партизана" - вывод, неутешительный для материалистов, которые
ставятся тем самым в ряд малых фетишистских групп, наподобие поклонников самоварного чаепития.
К огорчению спиритуалистов, металексема "дух -
духовный" отмечена, по крайней мере в частотном словаре русского языка
советской эпохи, примерно таким же или даже чуть более низким рангом; правда,
совместно с металексемой "душа-душевный"
она передвигается примерно на 163 место, в ряд таких слов, как
"между", "входить", "ничто",
"второй", "понять", "всегда", гораздо более
существенных для постижения основ бытия. Еще одно важнейшее понятие, положенное в основу
многих философских систем - это "бытие"
или "существование". Онтология как учение о бытии является
центральным разделом таких значительных философий, как гегелевская и хайдеггеровская.
Но язык часто обходится без утверждений о бытии или небытии того или иного
предмета, обсуждает его конкретные свойства, не прибегая к
"экзистенциальным" суждениям. "Быть" - важное, но не
основное слово: в русском языке оно занимает по частоте 6 место, в английском
- второе, во французском - четвертое. Другие категории, например,
"разум" и "познание" (у рационалистов),
"чувство" и "ощущение" (у сенсуалистов),
"польза" и "деятельность" (у прагматиков и бихевиористов), "воля" (у Шопенгауэра),
"жизнь" (у Ницше), также отвергается языком, всей суммой его
употребления, в качестве основополагающих.
Более существенны понятия "я" и "ты", выдвинутые М.
Бубером, - они принадлежат к самым употребительным
в любом языке, и никакое объяснение мира не может без них обойтись. Бубер назвал местименную пару
"я - ты" "основным словом", определяющим диалогическое
отношение как центральное в мироздании; если судить по словарю, отводящему
этой мелаксеме 3-е место в русском и английском
языках, он ошибся ненамного. Таким образом, язык отбрасывает самые устоявшиеся
философские понятия на периферию сознания: они мало насущны для того
мыслительного процесса, который ведет о мире сам язык, во всей бессчисленной совокупности своих речений. Философия
пытается бороться с языком, переворачивая его естественные пропорции, ставя в
центр своей речевой подсистемы какой-то периферийный элемент,
малоупотребительное, а то и вовсе несуществующее, вымышленное словечко, вроде
гегелевского "снятия" или хайдеггеровского
"временения". Эта борьба идет на пользу
языку, укрепляет его мускулы, расширяет возможности, обогащает систему
значений и ассоциативных связей. Так, значение слова "вещь" в
немецком, да пожалуй, и в русском языках углублено
его принципиальным употреблением в системе Канта, точно так же, как слова
"противоречие" и "жизнь" имеют более наполненный смысл
благодаря трудам Гегеля и Ницше. И все же, как ни пытается та или иная
философская система утвердить свой порядок и иерархию смыслов, победителем в
этой борьбе выходит естественный язык, хранящий в сознании (или
бессознательном) своего народа смысловые и ценностные приоритеты,
дорисовывающий, но не перечеркивающий на протяжении столетий определенную
картину мироздания. Сомыслие языку
оздоровляет философскую мысль и оберегает ее от произвола. Язык как целое - это и есть мера, задающая правильное, соразмерное
понимание действительности. Но это понимание пребывает, так сказать, в
бессознательном разуме целого народа или человечества, а донести его до
сознания отдельной личности - это и есть дело
философии, которая объясняет и толкует то, что говорит сам язык, как главный
"отправитель" всех сообщений. Что же есть первоначало мира? - не по мнению того
или иного мыслителя, а по мнению языка, которое может мыслителем разъясняться
и обосновываться, но не оспариваться? Как правило, во главе частотных списков
идут служебные слова: артикли, предлоги, союзы, частицы. А также местоимения
и функциональные глаголы, которые имеют формальный, грамматический, модальный
смысл или вводят акты речи ("быть, мочь, сказать, говорить,
знать"). И только во второй полусотне начинают появляться
существительные и прилагательные ("год, большой, дело, время, новый,
человек, люди, рука, стать, жизнь, видеть, день, хотеть"...) Вот десять самых употребительные слов русского и
английского языка, в процентах к общему числу употреблений: 4,29 в 3,63 и 1,92 не 1,73 на 1,38 я 1,33 быть 1,32 что 1,31 он 1,30 с (со) 1,07 а 6.18 the 4.23 is, was, be, are, 's (= is), were, been, being, 're,
'm, am 2.94 of 2.68 and 1.62 to (infinitive verb
marker) 1.37 have, has, have, 've,
's (= has), had, having, 'd (= had) 1.27 he, him, his 1.25 it, its Вверху частотного списка нет никаких субстанций и
атрибутов, задающих - благодаря лексической конкретности - жестко
обусловленную систему мышления и поведения. "Саморазвитие абсолютной
идеи", "исторический материализм", "мир как воля и
представление", "сублимация либидо", "стимул и
реакция" - каждое слово звучит как приговор, сужение путей мысли. Но
язык свидетельствует в пользу служебных слов, обозначающих те смыслы и
модусы, без которых не могли бы общаться люди и не мог бы существовать мир.
Все пребывает только в (см.) чем-то другом, через "и" сочетается с
этим другим, через "не" отрицается им, через "на" -
основывается на нем... Что именно в чем находится, что с чем сочетается, что
чем отрицается - это уже зависит от конкретного
сообщения, а язык, как изначальный дар свободы, лишь приводит нам в услужение
эти кратчайшие и кротчайшие словечки, которые лежат в основании всего
множества сообщений, всех актов мысли. И во главе их - самые служебные из
всех: артикли, не имеющие никакого собственно лексического значения, а только
придающие большую или меньшую степень определенности конкретным значениям
существительных. Самым употребительным из всех слов в самом распространенном
языке - английском - является определенный артикль "the"
(см. тэизм,the-ism). |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21