Чарвака |
материалистическое учение древней и средневековой
Индии, поздняя разновидность локаяты, с которой иногда вообще отождествляют
Ч. Считается, что основано в сер. 1-го тыс. до н. э. полулегендарным мудрецом
Брихаспати. Объясняет мир взаимодействием четырех элементов: земли, воды,
огня и воздуха. Благодаря смешению этих элементов возникает также и духовное.
Последователи этого учения отрицали нравственный миропорядок, кармические
отягощения, цепочку новых рождений и проповедовали чувственное наслаждение
как цель жизни. Собственных сочинений
представителей Ч. не сохранилось. Отвергая ортодоксальные системы индийской
религиозно-философской мысли, лежащий в их основе авторитет Вед и
проповедуемые ими принципы (не только существование бога-абсолюта и души —
учение о брахмане и атмане, но и концепции дхармы и кармы как основы идей
нравственной целесообразности), Ч. считает истинным лишь то, что постигается
с помощью непосредственного восприятия, существующим — только этот мир,
единственной реальностью — материю. |
Частная
собственность |
признаваемое обществом
право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и
распоряжаться любыми видами экономических ресурсов. |
Частные
науки |
науки, стоящие вне узкой сферы философии
(математика, естественные науки, юриспруденция и наука о государстве,
медицина, педагогика, история, философия, археология, искусствоведение,
литературоведение, музыковедение и т. д.), в отличие от философии как
таковой, которая по отношению к частным наукам выступает как общая наука, ибо
дает частным наукам принципы метода исследования. |
Часть
и целое |
философские
категории, характеризующие феномен целостности
сложных органических систем. Его сущность состоит в уяснении соотношения отдельных элементов и их
совокупности, приобретающей новые свойства, которых не было у отдельных элементов в их разобщенности, но возникших в
результате их взаимодействия в определенной системе связей. Эта особенность любого целостного образования, является важнейшим их
общим признаком. Категория часть и целое характеризует также
общее движение познания, которое
обычно начинается с нерасчлененного представления о целом, затем переходит к анализу, расчленению
целого на части и завершается
воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого. |
Человек
и общество |
одна из фундаментальных
проблем социальной философии. Является ли общество органическим целым или
представляет собой лишь сумму составляющих его индивидов? Что должно служить
целью общественного развития – благо общества как целого, интересы нации,
класса, государства или благо отдельной личности? Как должно быть устроено
общество: на основе свободного взаимодействия индивидов или на основе
принудительной их организации? Ответы на подобные вопросы в традициях
евразийской философии (П. Б. Струве, С. Л. Франк и др.) было принято делить
на две группы и называть соответственно «сингуляризмом» («социальным атомизмом»)
и «универсализмом» («коллективизмом»). С точки зрения сингуляризма общество
всего лишь совокупность отдельных независимых «атомов» – индивидов, которые
договариваются о своей организации. С позиций универсализма общество
предстает как целое, как всеединство, несводимое к отдельным личностям. Во
второй половине 20 в. появились новые концепции, иначе трактующие соотношение
личности и общества: гуманистические, акцентирующие внимание, прежде всего на
развитии личности (только гармоничное развитие личности может служить условием,
основой всестороннего развития общества), и технократические с их «орудийной»
идеей о том, что развитие науки и техники является базисом развития общества
и потому научная и техническая элита служит главной производительной силой
общества, двигателем его прогресса. Определенным итогом развития социальной
философии сегодня является осознание проблемы «личность и общество» как проблемы
относительной равноценности, равнозначности этих двух социальных ипостасей, с
одновременным признанием приоритета личности. |
Человек
разумный |
(лат. Homo sapiens) — единственный живущий вид рода Homo семейства гоминид отряда приматов. От современных
человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается
значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и
использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному
мышлению. Человек есть психосоматическое целое: душа и тело находятся в
единстве, зависят друг от друга и имеют равноценное значение. Совокупность
человеческих индивидов называют человечеством. Человек, как биологический вид
— предмет исследования философской антропологии. Разнообразие культур, форм
общественной жизни и социальной организации — предмет социальных и
гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии,
экономики, истории и др.). Человек в отличие от других форм живого – существо
активное, деятельностное, преобразующее бытие и самого себя целесообразно и
целенаправленно, соответственно своим интересам и потребностям. Человек
представляет собой единство биологических, психологических, социальных и
духовно-культурных характеристик. Отсутствие хотя бы одной из них нарушает
его качественную целостность и своеобразие. Сущность человека определяется
исходя преимущественно из его социальных и духовно-культурных характеристик,
а биологическое выступает его природным основанием. Только человеку
свойственно стремление осмысливать свое предназначение, задаваться вопросом о
смысле жизни, выделять себя из окружающей действительности и быть субъектом
осмысленного преобразования мира. Как любое сложное образование человек
неоднозначен в своем проявлении, часто противоречив. Противоречивость есть
результат единства и взаимодействия разных составляющих человека – телесного
(природного) и духовного (надприродного), индивидуального (единичного, неповторимого)
и социального (группового, общественного). Тело, душа и дух, которыми
характеризуется каждый человек, не всегда находятся в гармонии и не всегда
подчинены единым устремлениям. Добиться полноты и длительности гармонии между
ними – цель каждого разумного человека и основа его удовлетворенности, его
счастья. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а
именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям
понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе); и те и др. восходят к третичному
периоду. Существа, жившие около 550 тыс. лет назад, начали использовать
огонь. О причинах, определивших становление собственно человека, можно
высказать только предположения. Путь этого становления раскрывается все яснее
благодаря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии, физиологии
и палеонтологии. Более высокий уровень развития человека по сравнению с
животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного
и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и его
поверхности. С развитием этих качеств человека связано ослабление его
физических функций: притупление остроты чувств, ослабление «закалки» в
широком смысле этого слова по отношению к факторам внешнего мира, уменьшение
чисто физической силы организма. Что касается души, то в этом плане человек
отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей
историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного
связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека,
напротив, не определяется средой и является свободным. Эта независимость от
окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять
их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования,
волеизъявления и возникновения совершенно нового явления – памяти и фантазии;
на место окружающей среды приходит мир.
Но все это грозит человеку имеющей далекие последствия опасностью потери
инстинкта и опасностью противоестественной жизни, вызываемой оттеснением
инстинктов. Вследствие того что душа, в известной степени самостоятельная,
противостоит телу, возникает вопрос об
отношении души и тела. Над областью сознания и души человека возвышается
индивидуальный дух, который
устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим
его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек
выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется
от природы. Благодаря своей единственной в некотором роде
телесно-душевнодуховной организации только человек является личностью, способной к
целенаправленным, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании
формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит
создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо,
способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка
наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда и
совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной
ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой
(см. Культура). Именно идейное
воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего
самоформирования. Зависимость человека от природы, с одной стороны, его
духовно-культурное возвышение над природой – с другой, привела к различным с
философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей, что
отразилось прежде всего в мифах различных религий о сотворении человека.
Наиболее продолжительным в вопросе толкования человека было влияние Ветхого
завета. Античность и особенно христианство видели сущность человека в его
разуме, или познавательной способности, в его способности к образованию
политической общности. Христ. средневековье видело в нем, с одной стороны,
подобие Бога, а с другой – творение земных демонических сил. В 18 в. в
человеке различали чувственное явление и «сверхчувственную» разумную
сущность. Последнее из названных понятий стало затем исходным пунктом для
идеала Гуманизма, который учил, что все люди обладают идеальной
физически-душевнодуховной способностью к совершенствованию. Сегодня сущность
человека видят в том, что он отличает ценностное (см. Этика) от целесообразного, полезного, приятного. Способность
оценивать находится в связи со способностью схватывать существо дела с
помощью понятий и делать его наглядным средствами искусства, также как и
способность наделения смыслом личностей, предметов, явлений. Вокруг
существенного и значительного возникает микрокосмос
индивида. Сущность человека и его место в мире исследует философская антропология. Вопрос о человеке (будь то
метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении)
стоит в центре современной философии. Именно это отличает ее от философских
систем прошлого, для которых центральной проблемой было существование
внешнего мира (Беркли, Юм, Кант) или существование и природа души (Декарт).
Человек представляет собой конкретную целостность одушевленного тела и
разумной души. Возможно ли узнать, чем на самом деле является человек, и как
мы можем это узнать: такова сегодня философская проблема. Формирование науки
о человеке. После Гегеля, открывшего, что история может служить методом
познания человеческой реальности, Конт впервые заговорил о «науке о
человеке». В его задачу входило обоснование истинной науки, «позитивных»
социологии и психологии, которые смогут очистить «человековедение» от
субъективных интерпретаций, внушаемых нам нашими страстями и эмоциями. Но он
не нашел ничего иного, кроме как перенести методы науки о природе в сферу
«человеческой реальности». С этой точки зрения «позитивная философия» не
предлагает никакого метода, пригодного для познания человека как личности и
ее внутреннего мира. Истинным основателем «науки о человеке» был Дильтей. По
нему, наука должна определяться как «теория интуиций о мире»; он распределил
эти интуиции о мире на три группы, в зависимости от того, доминирует ли в них
чувственный элемент (религия), рациональный элемент (наука) или элемент воли
(мораль). Наука о человеке в основе своей подразделяется на философию
религии, теорию науки и мораль. Общим методом науки о человеке должно стать
понимание. Дильтей противопоставляет объяснение физической реальности
пониманию человеческих феноменов. «Мы не объясняем человека в гневе, мы его
понимаем», – напишет Ясперс; все люди могут понять связь оскорбления и гнева,
даже если речь идет не о причинной связи физического типа, а о духовной
связанности. Именно эта универсальность и сообщает методу понимания
определенную объективность. Познание человеческого углубляется благодаря
психологии и социологии: 1) психоанализ (или «психология глубин») раскрыл
существование второй личности, бессознательной и действенной, скрытой за
чертами личности поверхностной и социальной; 2) социология обнаружила, что
индивид может коренным образом меняться в зависимости от того, возьмем ли мы
его изолированно или будучи принятым в определенную группу. Социология
отмечает бесчисленные ресурсы человеческой адаптации, и психологи указывают
на то, что подвергаемые анализу личности никогда не могут полностью узнать
себя в своих собственных образах, открываемых им психологами. Человек
свободен, и этой своей свободой противостоит любой объективной науке.
Философская проблема человека. Ее можно определить как поиск общего синтеза
всех аспектов человека. Задача состоит в том, чтобы «обнаружить единство
общей функции, координирующей все человеческое творчество и представляющей
миф, религию, искусство и т.д. как вариации на одну и ту же тему» (Кассирер).
Человек всегда тождествен самому себе во всех своих проявлениях. |
Человеческая
природа |
выражение главенствующих
свойств, качеств, модусов человека. Под природой человека подразумеваются стойкие
неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как
живого существа. Они присущи человеку во все времена независимо от
биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки –
значит выразить человеческую природу. Какие же свойства имеются в виду?
Считается, например, что человек обладает особой телесностью, высокоорганизован
как биологическая особь. Кроме того человек имеет разум, дар общения и
отношений с другими или социальность.
Высшим модусом природы человека, его сущностью будет духовность как
способ проявления позитивных общечеловеческих ценностей, человеческой мудрости. |
Человеческие
потребности |
ассортимент и объем благ,
которые люди хотели бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти
блага были доступны бесплатно и без ограничений. |
Человеческие
права |
«вечные», неотъемлемые права людей, основанные на
том, что человек по своей природе стоит выше мира животных (основные права);
приняты в качестве принципа государственного права в 1776 Соединенными
Штатами, в 1789 – Францией; см. также Естественное
право. Человеческие права охватывают право на свободу, собственность,
безопасность и право сопротивления угнетению. |
Человеческий
капитал |
знания и навыки,
накопленные человеком в результате обучения и предыдущей трудовой
деятельности и влияющие на возможность его трудоустройства, производительность
труда и уровень получаемой зарплаты. |
Человеческий
фактор |
специфическое обозначение функционирования человека
в системе социальных, экономических, производственных, научно - технических,
организационно - управленческих и других отношений; все, что относится к
человеку в разных сферах общественной жизни. |
Человеческих
отношений теория |
исходит из того, что в
межличностных отношениях главную роль играет психологический фактор. Одним из
первых эту теорию обосновал американский социолог Э. Мейо. Она была
направлена, в частности, против так называемой «научной системы выжимания
пота», разработанной американским инженером Ф. Тейлором и направленной на
достижение максимальной интенсификации труда путем совершенствования технологии
производства и материального стимулирования. Э. Мейо и его последователи
обосновали важное значение в производственной и иной деятельности людей таких
факторов, как морально-психологический климат в коллективе, насыщенность
общения работающих в них людей положительными эмоциями, их доброжелательные
отношения друг с другом и с руководителями предприятий и т.д. |
Человечество |
1) совокупность людей, живущих на планете Земля. 2)
Историческая общность, сложившаяся в ходе становления и развития
экономических (прежде всего трудовых), политических, культурных и др. связей
между странами и народами мира. Человечество самотождественно, так как оно
может себя противопоставить пока только безмолвному, неодушевленному космосу.
Современное самосознание человечества должно быть направлено на понимание
этой своей единственности и уникальности и на ее сохранение. Поэтому во
всемирном масштабе человечество должно выступать как целостность, объединяя
свои усилия на решение тех проблем и задач, которые составляют угрозу
существованию человечества как такового: истребительные войны, загрязнение
окружающей среды, борьба со смертельными болезнями, поиск новых видов
энергии, пополнение биоресурсов, создание для всех народов достойных условий
существования и т.д. Беречь планету и самих себя, заниматься творчеством,
иметь достойный образ жизни и быть счастливыми – главные задачи глобального
человечества. |
Человечность |
(от лат. humanus, гуманизм). Ренессанс
характеризуется возрождением духа вольномыслия. Человечность провозгласили
итальянские гуманисты, заимствовав этот термин у Цицерона (106 - 43 гг. до
н.э.), который употреблял его дня обозначения идеи «возрождения человека».
Гуманизм это признание прав человека как свободной личности на свое
индивидуальное развитие. Эпоха гуманизма начинается с деятельности
итальянского поэта Франческо Петрарки (1304 - 1374). Основные идеи
гуманистов: 1) антропоцентризм - человек должен не только уповать на Бога, но
и опираться на свои силы, изменяя мир вокруг себя; 2) принципиальное
равенство всех людей -людей надо оценивать по их личным заслугам, а не по
происхождению. 3) свобода воли, которая сближает человека с Богом и делает
творцом цивилизации и культуры; 4) учение о фатуме - абсолютная власть над
человеком божественных и природных сил (рок, судьба); 5) понятие фортуны
(удачи, счастливого случая), понимается как социальная необходимость, которая
может быть как благоприятной, если человек ведет себя правильно, активно и
деятельно, так и неблагоприятной, если человек относится к жизни
созерцательно. |
Чернобог |
(слав.): властитель
подземного мира, представитель тьмы. С ним связаны отрицательные понятия
"черная душа" (человек, погибший для благородства), "черный
день" (день бедствия). Ч. изображался облаченным в броню. Имея лицо,
исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше –
нанесению всяких зол. Ему в жертву приносили кроме коней, пленных и специально
представленных для этого людей. Все народные бедствия приписывались действию
Ч. и молились ему для их отвращения. |
Честолюбие |
выраженность в личности
мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к
почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере жизни
общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием
высокомерным отношением к другим. Честолюбие как стремление к общественному
признанию может играть относительно положительную роль, стимулируя повышенную
активность социальную человека. Но, будучи индивидуалистическим по характеру,
оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных
интересов. |
Честь
и достоинство |
понятия морали и категории этики. Формируются через
самооценку человеком самого себя, своих качеств и способностей в отношении
себя как ценности. Выражаются человеком через признание за собой своей
собственной значимости (самоуважение), через отношение к себе как личности
(чувство собственного достоинства), которых, как он считает, вправе ждать от
других, от своего социального окружения на работе, в семье и в любом другом
месте, поддерживаются или не поддерживаются через общественное мнение, через
внимание и оценку окружающих. Честь – это оценка и
самооценка моральных качеств и поведения человека, связанные с его положением
в обществе, видом деятельности, которой он занимается. Речь идет не столько о
личных качествах человека, сколько о соответствии его поведения правам и
обязанностям определенной группы людей, к которой он принадлежит (например,
честь школы, семьи, института, завода, фирмы, честь женская, мужская, честь
врача, рабочего, инженера и т. п.). Представления о чести требуют от каждого
поддерживать репутацию своей социальной группы и тем самым свою собственную,
добиваясь уважения, признания со стороны общества. В отличие от понятия
«достоинство», в основе представлений о чести лежит социальное неравенство.
Поэтому защита «чести мундира» может обернуться защитой привилегий той или
иной группы людей в ущерб не только другим людям, но и достоинству, правам,
личным заслугам ее членов. Достоинство человека – это его собственное качество,
его внутреннее самоощущение. Пробуждение и бережное развитие тонкого и
умеренного чувства собственного достоинства – одна из важнейших и наиболее
трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере
зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности.
Противоположным явлением достоинству выступают самоуничижение, комплекс
неполноценности, самоощущение своей ничтожности, малости, ненужности. Честь
человеку оказывается извне, ее нужно заслужить: "по достоинству и
честь" – это в идеале. В реальности же не всегда достоинство и честь
взаимоопределяют друг друга. К сожалению, по ряду причин честь часто
оказывается и не очень достойным людям, но в любом случае у человека есть
внутреннее право сохранять свое достоинство в любых обстоятельствах. |
Чешская
философия |
Вследствие долгого господства схоластики и
неосхоластики в Чехии не было самостоятельной философии вплоть до кон. 18 в.
Такие исключения, как Я. А. Каменский (1592
– 1670) – известный теолог и педагог, – лишь подтверждают правило. Толчок
развитию чеш. философии дали Гердер и
нем. идеализм (особенно Гегель и
Гербарт). Натурфилософ А. Сметана (1814 – 1851) и историк Ф. Палацкий
(1798-1876) были гегельянцами, также как и отстраненный за это от службы
пастор Ф. Клачел (1808-1882). Фр. Чупр (1821 – 1882) был гербартианцем. Более
известными гербартианцами были логик М. А. Дрбаль (1829-1885) и склонный к
позитивизму Йозеф Дурдик (1837 – 1902). Занимавшийся эстетикой Отто
Гостинский (1847-1910) испытал влияние Рихарда Вагнера. Поворотом от нем.
философии к рус., а от нее опять к западному позитивизму чеш. философия
обязана Т. Масарику (1850-1937). Известным натурфилософом был биолог Эмиль
Радл (1873- 1942). Воровка (1879-1929) стремился объединить
мистико-магический скептицизм с гностицизмом. После второй мировой войны
насаждалась марксистская философия, которая была отброшена после краха
коммунистических режимов в Восточной Европе. |
Чжи |
(кит.): ум-знание, мудрость,
интеллект. В узком смысле – одно из пяти качеств «совершенного мужа»
(цзюнь-цзы), в широком – свойство, выделяющее человека из животного мира. Как
философская категория использовалось в философии Конфуция и понималось как
качество, избавляющее от сомнений. Конфуций поставил чжи на второе место в
триаде достоинств цзюнь-цзы между гуманностью и мужеством. В конфуцианстве
все люди равны в возможности учиться, но «совершенным мужем» может стать лишь
тот человек, который способен соединить знание с мудростью, научение с
добродетелью. |
Число |
абстрактное, лишенное особенного содержания
обозначение какоголибо члена некоторого ряда, в котором этому члену
предшествует или следует за ним какой-нибудь др. определенный член;
абстрактный индивидуальный признак, отличающий одно множество от другого того
же рода. У всех народов имеется числовая символика (ср. Пифагор); счастливые числа (напр., 3), священные числа
(напр., 3 и 7) и несчастливые числа (напр., 13). |
Чистый
разум |
способность,
содержащая принципы безусловного априорного знания (философская абстракция
Иммануила Канта в «Критике чистого разума»). Одна из попыток указать на
источник интеллекта-жизни, с целью дальнейшего анализа и конструирования
интеллекта. |
Чувства
религиозные |
эмоциональные состояния,
вызванные верой в сверхъестественное. Одни исследователи полагают, что к
религиозным чувствам можно отнести лишь восхищение, благоговение, восторг и
т. п., поскольку именно они с наибольшей полнотой выражают отношение религиозного
человека к объектам его веры: Богу, святым и т. п.; другие считают религиозным
любое чувство, переживаемое верующим человеком вследствие его общения с
предметом поклонения как в храме, так и за его пределами. |
Чувственное
познание |
это непосредственное соединение человека с внешним
миром, первая ступень познания действительности человеком осуществляемое
посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса),
которые есть продукт биологической и социальной эволюции человека. Основными
формами живого созерцания являются ощущения, восприятия и представления: а) ощущение – это отражение отдельного свойства,
стороны вещи одним из органов чувств; б) восприятие – целостный чувственный
образ отображаемого объекта (комплекс ощущений); в) представление –
обобщенный чувственный образ предмета, возникающий благодаря памяти в момент,
когда представляемый объект отсутствует (представление является исходным
моментом и условием воображения). |
Чувственность
(чувственное восприятие) |
эмоциональное переживание, осознание внешней и
внутренней реальности; форма чувственного познания (наряду с ощущениями и
представлениями). Термин используется в двух
различных смыслах: 1) пассивность, или способность испытывать ощущения; 2)
предрасположенность к испытанию чувств, эмоций. В первом случае чувственность
– это способность к восприятию (ощущение); во втором – форма аффективности
(чувство). Чувственное восприятие складывается на основе
ощущений и являет собой целостный образ предмета. Чувственное восприятие у
человека – это уже достаточно сложная форма мышления, так как человек
отражает действительность не пассивно, а в активной форме: дополняет или
упрощает образ, может присоединять воображение, сопоставлять, привлекать
аналогию и т. д. То есть, восприятие есть синтез чувственных данных и
имеющейся у человека изначальной возможности и способности восприятия (по
Канту, трансцендентальная апперцепция). Восприятие может дать более или менее
точный (адекватный) образ предмета – тогда говорят об истинном или неистинном
отражении. Определяется этот момент в ходе дальнейшего отношения с объектом.
Восприятием называют также и само предметное как содержание сознания. С
научной точки зрения восприятие является процессом, в результате которого
связь ощущений переходит в сознание и занимает в поле сознания свое место
(см. Ощущение, Поле, Раздражение). Благодаря
этому процессу связь ощущений приобретает форму (см. Гештальт), соответствующую структуре сознания, и ранг (см. Иерархия зависимости), соответствующий
содержанию поля восприятия. Восприятие может быть основано и на заблуждении.
См. также Иллюзия, Инверсия, Обман
чувств, Восприятие пространства. Понятие ЧУВСТВЕННОСТЬ обычно относят к особой,
повышенной способности чувственного отражения (чувствительности). Иногда им
обозначают склонность человека к чувственным удовольствиям, повышенную
ранимость, излишнюю сентиментальность. |
Чувственный |
1) связанный с чувствами,
опосредованный чувствами, воспринимаемый чувствами; 2) в этике – склонный
к плотским наслаждениям. Соответственно чувственность означает: 1)
способность к чувственному восприятию; 2) склонность к чувственным
удовольствиям. |
Чувственный
мир |
(лат. mundus sensibilis) – совокупность содержаний
сознания, опосредованных чувствами; воспринимаемый мир. |
Чувствительность |
(сентиментальность) – склонность к трогательным
ощущениям и представлениям, склонность сопровождать каждое переживание
избытком чувств. Эпохой сентиментализма считается вторая пол. 18 в.; ее
представители в Англии – Ричардсон, Стерн, Гольдсмит, Юнг; во Франции –
Руссо; в Германии он представлен прежде всего книгой «Страдания молодого
Вертера» Гёте. См. также Раздражимость. |
Чувство |
одна из основных
характеристик внутреннего мира человека наряду с разумом и волей, состоящая в
осознавании, переживании, понимании явлений реальности на основе ощущений и
впечатлений. Особое
психическое состояние, при котором восприятие чего-либо выступает в непосредственном единстве с
отношением к воспринимаемому.
Носит субъективный характер для человека и указывает на удовлетворение или неудовлетворение его
потребностей. Другими словами, чувства – это
переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Различают чувства, связанные с состоянием пассивности (удовольствие и
боль, переживания), и чувства, связанные с действием (склонность, желание или
отталкивание страсти, любви, ненависти). Современная психология понимает под
эмоциональностью комплекс врожденных и приобретенных связей, объединяющих
живое существо с его окружением, подлинное выражение нашего ««Я» в жизни.
Так, индивид «чувствует», какая пища подходит ему, а какая будет вредна, так
же, по-видимому, он хорошо чувствует приближение смерти или серьезного
заболевания (например, князь Мышкин из романа «Идиот» Достоевского в
состоянии эйфорического спокойствия предчувствует серьезный эпилептический
припадок; или лебедь, поющий перед смертью свою последнюю «лебединую» песню).
Эмоциональность – непосредственный источник не только всех наших чувств, но,
по всей видимости, и всех наших идей. Что касается философии, то даже
наиболее рациональные мыслители (Платон, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Фихте)
признали роль бессознательных и эмоциональных мотиваций в развитии и
направленности рефлексии; присутствие Бога в нас или бесконечность могут быть
прочувствованы, но не познаны объективно. Не следует пугать эмоциональность
(совокупность чувств) с сенсорикой (совокупностью ощущений). В психологии непосредственное переживание сущности
сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас
самих и в других. Чувства являются особым видом гешталъткачеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных
свойств). Гештальткачества сознания в целом, т.е. всего непосредственно
переживаемого в данный момент, включая и внешний мир (названные Феликсом
Крюгером «комплексными качествами» («качествами комплекса»), т.е. свойствами
нерасчлененного целого), обозначаются настроением.
Чувства и чувственные явления могут быть подчинены различным сферам
сознания: сознанию в целом, сфере Я или частичным сферам созерцаемого мира.
Последняя из этих трех сфер (изолируемых друг от друга только в целях исследования,
методически) важна с эволюционно-исторической точки зрения, ибо для
первобытного мышления вещи также были живыми (см. Анимизм; см. также Одухотворение),
потому что они сами «чувствовали», потому что, следовательно, было
возможно вчувствование в вещи, сущность которых нужно было открыть (отсюда
также воздействие на вещи посредством заклинания и т. п.; см. Магия, Первобытные формы религии). Поэтому
для первобытного мышления и для детей чувство является преобладающим
элементом душевной жизни и естественным способом познания (см. также Любовь). Сильные и быстро протекающие
чувства называются аффектами (см. Аффект).
Слово «чувство» или «чувствование» только с 18 в. стало специально
философским термином; до этого проблема чувства разрабатывалась в философии и
психологии в разделе о «страстях души» (лат. passiones animal). См. также Философия
чувства. |
Чувство
времени |
способность к непосредственной правильной оценке
времени; у животных чувство времени совпадает с бессознательным чувством
естественного ритма их жизни. У человека оно является побочным продуктом
индустриализма, своего рода психологическим аналогом синтетических
парфюмерных запахов и анилиновых красок (Олдос Хаксли), результатом
непрерывного, мучительного для человека вытеснения времени в подсознательное. |
Чувство
неполноценности |
ощущение (обоснованное или необоснованное)
зависимости от ближнего в физическом, духовном или моральном отношении; часто
оно является следствием перенесенных унижений. В качестве противовеса
жизненным затруднениям, создаваемым людьми, возникают такие чувства, как
заносчивость, жажда власти, мечты об уничтожении и т. п., в силу чего те, кто
в большой степени отягощен чувством неполноценности (а полностью свободных от
него нет), становятся опасными для общества. Поэтому важной задачей воспитания является помощь в
постепенном приобретении разумной уверенности в самом себе. См. также Стремление к значимости, Индивидуальная
психология, Компенсация. |
Чувство
юмора |
в обычном
словоупотреблении способность подмечать в явлениях комические стороны,
эмоционально откликаясь на них. Неразрывно связано с умением обнаруживать
противоречия в окружении – например, замечать, а иногда и утрировать
противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке,
чью-то кажущуюся значительность и не соответствующее ей поведение и пр. По
отношению к объекту юмора, как бы подвергаемому своеобразной эмоциональной
критике, сохраняется дружелюбие. Чувство юмора предполагает наличие у его
субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные
явления – пошлость, цинизм и пр. Судить о наличии или отсутствии чувства
юмора можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры,
улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но
и тогда, когда сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная
выраженность чувства юмора свидетельствуют как о сниженном уровне эмоциональном,
так и о недостаточном развитии интеллектуальном. |
Чудо |
(лат. miraculum) – 1)
необычное событие, которое трудно объяснить, противоречащее естественному
ходу вещей и приписываемое верующими людьми вмешательству сверхъестественных
сил (Бога). Во времена Декарта к
области необъяснимого относилась даже радуга, так что и она считалась чудом,
проявлением божественного; в этом смысле сфера чудесного сужается в ходе
научного прогресса; так, атомная физика объясняет даже превращение тел. Но с
религиозной точки зрения истинное чудо – это не внешнее, но внутреннее чудо
благодати, покаяния, духовного обращения. В этом узком и строго определенном
смысле наличие или отсутствие чуда никак не связано с прогрессом детерминизма
в науке. Согласно взглядам католич. церкви, чудо не нарушает
целостности метафизических и не отменяет физических принципов, но в
определенных случаях их действие ограничивается Богом благодаря его всесилию.
Возможность чуда вытекает из контингентности
сущего и из чисто физической, но отнюдь не метафизической необходимости
его существования и определенности бытия. 2) Явление или вещь, предмет,
который восхищает, который отвечает представлению о совершенстве. 3) Шедевр,
вершина творчества, то, чего ранее человечество не имело. |
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21