| 
   Цвет  | 
  
  
   одно
  из основных средств изобразительного искусства, помогающее воссоздать
  красочное многообразие материальных свойств реального мира. Наиболее полно
  цвет (в единстве со светотенью) раскрывается в живописи. С помощью цвета
  художник передает, а зритель воспринимает тончайшие нюансы действительности.
  Д. Дидро, И. Гете, Г. Гегель писали о магии цвета, о волшебной игре красок;
  Г. Гегель утверждал, что живопись не нуждается в третьем измерении, ибо
  заменяет его более высоким и богатым принципом цвета. Работая с натурой,
  художник не слепо копирует ее цветовые оттенки (иначе история искусства не
  знала бы розовых интерьеров А. Матисса, синих гор Н. К. Рериха):
  предметно-изобразительная сторона, оставаясь важнейшей, существует только в
  единстве с выразительными приемами.  одно
  из основных средств изобразительного искусства, помогающее воссоздать
  красочное многообразие материальных свойств реального мира. Наиболее полно
  цвет (в единстве со светотенью) раскрывается в живописи. С помощью цвета
  художник передает, а зритель воспринимает тончайшие нюансы действительности.
  Д. Дидро, И. Гете, Г. Гегель писали о магии цвета, о волшебной игре красок;
  Г. Гегель утверждал, что живопись не нуждается в третьем измерении, ибо
  заменяет его более высоким и богатым принципом цвета. Работая с натурой,
  художник не слепо копирует ее цветовые оттенки (иначе история искусства не
  знала бы розовых интерьеров А. Матисса, синих гор Н. К. Рериха): предметно-изобразительная
  сторона, оставаясь важнейшей, существует только в единстве с выразительными
  приемами.   | 
  
 
| 
   Целевая деятельность  | 
  
  
   высшая степень ценности акта (жизнь,
  сознание, деятельность, страдание, сила, свобода воли, провидение), который
  придает ценность личности, обусловливает ее этическую ценность. Целевая
  деятельность содержит в себе в качестве моментов остальные акты ценности, но
  в первую очередь она является индифферентной (так же
  как и сам акт ценности) по отношению к ценности цели или отсутствию таковой
  (следствие человеческой свободы). «Благо не является ни идеальным бытием
  ценности, ни ее сущностью, оно не есть также чистое реальное существование полноценного,
  но лишь телеология ценностей в реальном мире или выбор их по принципу
  величины ценности» (N. Hartmann. Ethik, 1935). См. Этика.  | 
  
 
| 
   Целевое обоснование  | 
  
  
   обоснование позитивной оценки какого-то объекта ссылкой на то,
  что с его помощью может быть получен др. объект, имеющий позитивную ценность.
  Напр., по утрам следует делать зарядку, поскольку это способствует укреплению
  здоровья; нужно отвечать добром на добро, т.к. это ведет к справедливости в
  отношениях между людьми, и т.п. Ц.о. иногда
  называют мотивационным; если упоминаемые в нем цели не являются целями человека,
  оно обычно именуется телеологическим. Центральным и наиболее важным способом эмпирического обоснования
  описательных (дескриптивных) высказываний является выведение из
  обосновываемого положения логических следствий и их последующая опытная проверка.
  Подтверждение следствий — свидетельство в пользу истинности самого положения.
  Общая схема косвенного эмпирического подтверждения: 1. Из А логически следует В; В подтверждается в опыте; значит,
  вероятно, А истинно. Это — индуктивное рассуждение, истинность посылок не
  обеспечивает здесь истинности заключения. Эмпирическое подтверждение может
  опираться также на подтверждение в опыте следствия причинной связи. Общая
  схема такого каузального подтверждения: 2. А является причиной В, следствие В имеет место; значит,
  вероятно, причина А также имеет место. Напр.: «Если идет дождь, земля становится мокрой; земля мокрая,
  значит, вероятно, идет дождь». Это — типичное индуктивное рассуждение, дающее
  не достоверное, а только проблематичное следствие. Если бы шел дождь, земля
  действительно была бы мокрой; но из того, что она мокрая, не вытекает, что
  идет дождь: земля может быть мокрой после вчерашнего дождя, после таяния
  снега и т.п. Аналогом схемы 1 эмпирического подтверждения является следующая
  схема квазиэмпирического обоснования
  (подтверждения) оценок: 1*. Из А логически следует В; В — позитивно ценно; значит,
  вероятно, А также является позитивно ценным. Напр.: «Если мы пойдем завтра в кино и пойдем в театр, то мы
  пойдем завтра в театр; хорошо, что мы пойдем завтра в театр; значит,
  по-видимому, хорошо, что мы пойдем завтра в кино и пойдем в театр». Это —
  индуктивное рассуждение, обосновывающее одну оценку («Хорошо, что мы пойдем
  завтра в кино и пойдем в театр») ссылкой на др. оценку («Хорошо, что мы
  пойдем завтра в театр»). Аналогом схемы 2 каузального подтверждения описательных
  высказываний является следующая схема квази э м п и р
  ич ее ко го целевого обоснования (подтверждения)
  оценок: 2*. А является причиной В; следствие В — позитивно ценно;
  значит, вероятно, причина А также является позитивно
  ценной. Напр.: «Если в начале лета идут дожди, урожай будет большим;
  хорошо, что будет большой урожай; значит, судя по всему, хорошо, что в начале
  лета идут дожди». Это опять-таки индуктивное рассуждение, обосновывающее одну
  оценку («Хорошо, что в начале лета идут дожди») ссылкой на др. оценку
  («Хорошо, что будет большой урожай») и определенную каузальную связь. В случае схем 1* и 2* речь идет о квазиэмпирическом
  обосновании, поскольку подтверждающиеся следствия являются оценками, а не
  эмпирическими (описательными) утверждениями. В схеме 2* посылка «А является причиной В» представляет собой
  описательное утверждение, устанавливающее связь причины А со следствием В.
  Если утверждается, что данное следствие является позитивно ценным, связь
  «причина — следствие» превращается в связь «средство — цель». Схему 2* можно
  переформулировать таким образом: А есть средство для достижения цели В; В — позитивно ценно;
  значит, вероятно, А также позитивно ценно. Рассуждение, идущее по этой схеме, оправдывает средства ссылкой
  на позитивную ценность достигаемой с их помощью цели. Оно является, можно
  сказать, развернутой формулировкой хорошо известного и всегда вызывающего
  споры принципа «Цель оправдывает средства». Споры объясняются индуктивным ха- рактером скрывающегося
  за принципом Ц.о. (оправдания): цель вероятно, но
  не всегда и не с необходимостью оправдывает средства. Еще одной схемой квазиэмпирического Ц.о. оценок является схема: 2**. Не-А есть причина не-В; но В — позитивно ценно; значит, вероятно, А также является позитивно ценным. Напр.: «Если вы не поторопитесь, то мы не придем к началу
  спектакля; хорошо было бы быть к началу спектакля; значит, по-видимому, вам
  следует поторопиться». Иногда утверждается, что Ц.о. оценок
  представляет собой дедуктивное рассуждение. Однако это не так. Ц.о., и в частности известный со
  времен Аристотеля т.н. практический силлогизм, представляет собой индуктивное
  рассуждение. Ц.о. оценок находит
  широкое применение в самых разных областях оценочных рассуждений, начиная с обыденных,
  моральных, политических дискуссий и кончая методологическими, философскими и
  научными дискуссиями. Пример Ц.о., взятый у Дж. Локка. Локк
  пишет в одном месте, что человек не должен иметь такого количества слив,
  которые не могут съесть ни он сам, ни его семья, т.к. они испортятся, но он
  может иметь столько золота и бриллиантов, сколько может получить законным
  образом, ибо золото и бриллианты не портятся. По-видимому, Локк рассуждал
  так: «Если у человека слишком много слив, то часть из них непременно
  испортится; плохо, когда сливы портятся; значит, нельзя иметь чересчур много
  слив». Это рассуждение является попыткой Ц.о. нормы
  «Нельзя иметь слишком много слив». Рассуждение неубедительно, поскольку
  первая его посылка не является истинным утверждением: Локку не приходит в
  голову, что обладатель большого количества слив может продать их или подарить
  прежде, чем они испортятся. «Большая часть противников школы Локка, — пишет Б. Рассел, —
  восхищалась войной как явлением героическим и предполагающим презрение к
  комфорту и покою. Те же, которые восприняли утилитарную этику, напротив, были
  склонны считать большинство войн безумием. Это снова, по меньшей мере в 19
  столетии, привело их к союзу с капиталистами, которые не любили войн, так как
  войны мешали торговле. Побуждения капиталистов, конечно, были чисто
  эгоистическими, но они привели к взглядам, более созвучным с общими
  интересами, чем взгляды милитаристов и их идеологов». В этом отрывке
  упоминаются три разные целевые аргументации, обосновывающие оправдание или
  осуждение войны: 1) война является проявлением героизма и воспитывает презрение к
  комфорту и покою; героизм и презрительное отношение к комфорту и покою
  позитивно ценны; значит, война также позитивно ценна; 2) война не только не способствует общему счастью, но, напротив,
  самым серьезным образом препятствует ему; общее счастье — это то, к чему
  следует всячески стремиться; значит, войны нужно категорически избегать; 3) война мешает торговле; торговля является позитивно ценной;
  значит, война вредна. Убедительность Ц.о. для аудитории существенным
  образом зависит от трех обстоятельств: во-первых, насколько эффективной
  является связь между целью и тем средством, которое предлагается для ее
  достижения; во-вторых, является ли само средство в достаточной мере приемлемым;
  в-третьих, насколько приемлема и важна для данной аудитории оценка,
  фиксирующая цель. В разных аудиториях одно и то же Ц.о.
  может обладать разной убедительностью. Это означает, что Ц.о.
  относится к контекстуальным (ситуативным) способам аргументации (см.:
  Обоснование, Аргументация эмпирическая, Аргументация контекстуальная,
  Причинность). Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2; Ивин А.А.
  Основы теории аргументации. М., 1997;
  Anscombe G.E.M. Intention. Oxford, 1957; Wright G.H. Explanation and
  Understanding. New York, 1971.  | 
  
 
| 
   Целерациональность  | 
  
  
   термин, введенный М.Вебером и обозначающий действие, ориентированное на цель, рационально взвешивающее цели, средства и результаты. Эволюционная эпистемология (теория познания) – направление, связывающее биологическую эволюцию с эволюцией познавательной системы человека, его способностей извлекать, обрабатывать и хранить когнитивную информацию.  | 
  
 
| 
   Целесообразность  | 
  
  
   (лат.
  finalis - направленный к определенной цели) – характерная особенность всего, что наделено целью; целевая
  определенность (в противоположность каузальности – причинной определенности),
  когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. Конечная цель). Объяснение посредством целесообразности или целевое объяснение
  выводит действие из его цели, его намерения. Оно противостоит причинному
  объяснению, объясняющему то, что есть, тем, что ему предшествовало: целевое
  объяснение говорит нам о том, «ввиду чего» происходит событие; причинное
  объяснение – «посредством чего» оно происходит. Целесообразность – часто
  антропоморфная – находит тем не менее позитивное использование в биологии и
  психологии, от которых невозможно отделить элемент целостности (организма или
  психики), к которому она принадлежит: психоанализ объясняет сон через его
  цель, его задачу, его «намерение»; точно так же мы объясняем, например,
  существование «печени» ее функцией в организме. Что касается природных
  событий, то здесь целевое объяснение через намерение остается объяснением
  «магического» образца. В человеческой деятельности понятие целесообразности
  связано с целеполаганием, как существенным признаком именно человеческой
  деятельности (см. цель) как в мышлении, так и в практике. Целесообразность
  возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован, тем
  самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться
  целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение
  турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. Каузальность.   | 
  
 
| 
   Целесообразный  | 
  
  
   устройство или поступок, которым
  присуща некоторая цель. Целесообразные поступки и устройства, не относящиеся
  к области человеческой жизни (а также и высших животных)
  называют «целенаправленными». Целесообразным является также определенный вид
  связи, взаимодействия, взаимозависимости функций, который служит сохранению
  организма. Вплоть до кон. 19 в. такое понятие целесообразности считали,
  исходя из каузально-механической картины мира, пригодным лишь для описания
  фактов, встречающихся в биологии. Но с тех пор стало ясно, что объективная
  целесообразность является contradictio in adjectio и что даже
  неживой предмет, для того чтобы быть целесообразным, нуждается в некоторой
  инстанции, дающей цель, которой этот предмет должен служить. При любых
  условиях целесообразное событие является событием конечным. Очевидная
  целенаправленность развития органических особей – явное стремление к
  совершенной форме – не поддается причинному объяснению на основе понятия
  наследственности; ср. Энтелехия,
  Неоламаркизм. По мнению Ницше, целесообразность в природе есть дело
  случая.  | 
  
 
| 
   «Целостная психология»  | 
  
  
   современное направление в
  психологии, которое, в противоположность современной ассоциативной психологии и психологии
  элементов, методически ориентировавшимся на точное естествознание,
  исходит из целостности изначального переживания. Путем описания и расчленения
  – в пределах этого изначального переживания как целого – целостная психология
  исследует его целостную структуру, а также вплетенные в нее психические гештальтобразования (формообразования). См. также Гештальттеория, Структурная психология.  | 
  
 
| 
   Целостная личность  | 
  
  
   термин философии славянофилов (Хомяков, Киреевский). Идея Ц. л.
  восходит к православному учению о трех элементах, составляющих человеческую
  личность (теле, душе и духе), в котором душевная и материальная жизнь
  человека рассматривается как подчиненная жизни духовной, а также к романтизму
  с его реабилитацией чувства и внерациональных форм познания, стремлением к
  целокупной (целостной) истине.   | 
  
 
| 
   Целостность  | 
  
  
   обобщенная
  характеристика объекта, демонстрирующая его завершенность, внутреннее
  единство, автономность, независимость от окружающей среды, самодостаточность,
  приведенность всех элементов структуры объекта в их
  оптимальное состояние, позволяющее ему функционировать с максимальным
  результатом. Перечисленные характеристики
  следует понимать в относительном
  смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней; кроме того представления о целостности какого-либо объекта исторически преходящи, обусловлены развитием научного мышления. Целое не «составлено» из частей,
  в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое;
  сравните: организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела
  необходимость освободиться от механистического, атомистического способа
  рассмотрения, характерном для 18 и 19 вв., и сделать предметом исследования
  психологии целостности неискаженную, самобытную душевную жизнь, от которой до
  сих пор ускользало специфически душевное, т. е. смысл и значение. В
  социологии сегодня понятие целостности превратилось в ведущее понятие универсалистского
  учения об обществе. Согласно этому учению, целостности составляют не только
  форму явлений, «структур», но являются движущими силами, носителями
  каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить. В
  педагогике новое понимание целостности привело к преобразованию методов
  обучения чтению и письму: метод чтения по слогам был отброшен; слово больше
  не составлялось из отдельно заучиваемых букв или звуков, а буквы и звуки
  брались как части слова, запомнившегося как целостность. С помощью нового
  метода дети начали учиться читать и писать гораздо быстрее, чем раньше. В
  настоящее время начинает все более преобладать целостный способ рассмотрения
  всех явлений, в том числе в познании человека и мира На рубеже 19 и 20 вв. стали
  употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в
  их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре и, т. о., отдать
  справедливость тому факту, что указание свойств составных частей никогда не
  сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи; ибо отдельное,
  «часть» может быть понята только вне целого, а целое, как учил еще
  Аристотель, больше суммы своих частей. Целое не «составлено» из частей, в нем
  только различаются части, в каждой из которых действует целое; ср. Организм (динамическая целостность). В
  психологии особенно назрела необходимость освободиться от механистического,
  атомистического способа рассмотрения, характерного для 18 и 19 вв., и сделать
  предметом исследования неискаженную, самобытную душевную жизнь; до сих пор от
  психологии ускользало специфически душевное, т.е. смысл и значение (см. Целостная психология). В социологии
  благодаря О. Шпанну понятие целостности
  превратилось в ведущее понятие универсалистского учения об обществе. Согласно
  этому учению, целостности составляют не только форму явлений, «структур», но
  являются движущими силами, носителями каузальности, которую нельзя
  определить, а можно только обнаружить. В педагогике новое понимание
  целостности привело к преобразованию методов обучения чтению и письму (с
  самого начала целостное обучение): метод чтения по слогам был отброшен; слово
  больше не составлялось из отдельно заучиваемых букв или звуков, а буквы и
  звуки брались как части слова, запомнившегося как целостность. С помощью
  нового метода дети начали учиться читать и писать гораздо быстрее, чем
  раньше. С той же точки зрения было изменено первоначальное обучение счету.
  Целостное рассмотрение впервые находим у Альберта Великого, затем в классике
  и в идеализме 18 и нач. 19 в. Данное понятие стало наиболее актуальным в
  науке XX века в связи с развитием системного подхода,
  структурно-функционального анализа, теории систем в целом. Особенно важным
  оказалось осознание целостности живых организмов, человека, его психики, общества
  и других, так называемых "открытых" систем, потому что их сущность
  и деятельность определяется не только внутренней структурой, а и теми
  связями, в которые они вступают в процессе бытия. В настоящее время
  преобладает целостный способ рассмотрения всех явлений; см. также Холизм.  | 
  
 
| 
   Цель и средства  | 
  
  
   представляемый, осознаваемый и
  ожидаемый результат деятельности; идеальная модель, предшествующая,
  предвосхищающая деятельность. Деятельность, соотнесенная с целью, - одна из
  отличительных характеристик человека. Цель тесно связана со средствами ее
  реализации. Адекватные (правильно выбранные) средства приводят к ее
  реализации. Возможность достижения некоторой цели может предполагаться только
  постольку, поскольку имеется возможность целеполагающего вмешательства
  человека в причинно-обусловленные явления природы (см. Целесообразность), что считается невозможным, напр., в
  детерминизме и материализме. Кант в своей «Критике способности суждения»
  называл понятие цели «чужаком в естествознании». Объяснение явлений природы
  при помощи целей называется телеологией.
  См. также Целесообразный. В этике
  ставится вопрос о совпадении цели и средств ее достижения: возвышенные
  (моральные, нравственные) цели могут достигаться только такими же
  нравственными средствами. В противном случае цель теряет свою нравственную
  ценность. Противоположной позицией является утверждение о том, что не всякая,
  даже благородная цель, может достигаться только нравственными средствами.
  Например, концепция макиавеллизма строится на утверждении, что в политике,
  социальной деятельности цель оправдывает любые средства ее достижения, то
  есть – главное цель, а какими средствами она будет достигнута – неважно.
  Такая точка зрения связана с учением итальянского мыслителя и политического
  деятеля XVI в. Н.Макиавелли, поэтому получила
  название "макиавеллизма". По сути, это утверждение аморализма в
  политике, противоречивости и несовместимости политики и морали. Достижение
  цели часто вступает в противоречие с возможностью ее реализации по ряду
  объективных (действие необходимости, закона) и субъективных причин. Но цели
  может ставить только человек. Объективный мир, природа не содержат
  сознательной цели (если не разделять точку зрения телеологии или
  провиденциализма – см. провиденциализм, хотя есть проблема изучения факта
  целесообразности в органических системах), значит для реализации цели с
  субъективной точки зрения необходимы только наличие воли, свобода выбора. Учение о цели человеческой жизни и деятельности
  опирается на фундаментальное
  положение о несовпадении целей и результатов деятельности, идеалов и реальности.                 | 
  
 
| 
   Цельность духа  | 
  
  
   понятие
  философии славянофилов, соотносимое также с понятиями "зрячий
  разум" и "верующее мышление". Ц. д. – это вопрос о внутреннем
  устроении жизни, поиск "того внутреннего корня разумения, где все отдельные
  силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума" (Киреевский). В
  концепции Ц. д. Киреевского традиционный для теории познания вопрос о
  соотношении веры и разума рассматривается в контексте христианской трактовки
  предназначения человека. Глубина познания зависит от нравственной чистоты
  человека и волевого стремления организовать свое «я», то есть превратить хаос
  чувств и мыслей в стройное единство.  | 
  
 
| 
   Цензура  | 
  
  
   (лат.) – в психоанализе образное представление тех сил, которые стремятся не
  допустить в сознание бессознательные мысли и желания.  | 
  
 
| 
   Ценная бумага  | 
  
  
   юридический
  документ, удостоверяющий право ее владельца на долю в имуществе частной
  фирмы, выпустившей эту ценную бумагу, и соответственно на часть доходов от
  этого имущества.   | 
  
 
| 
   Ценности моральные  | 
  
  
   это
  нравственные понятия, которые называют что-либо значимое для людей,
  удовлетворяющее их интересам. «Добро», «справедливость», «счастье», «смысл
  жизни», «свобода» и т.д.  | 
  
 
| 
   Ценностные ориентации  | 
  
  
   это
  политические, философские, мировоззренческие, нравственные и т.п. установки и
  убеждения субъекта.  | 
  
 
| 
   Ценность  | 
  
  
   центральное аксиологическое
  понятие – индивидуально и социально значимое определение материальных и
  духовных объектов окружающего мира, выявляющее их положительную или
  отрицательную потребность для человека, социальной группы или общества в
  целом. То, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно
  стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер). Ценности представляют собой предмет устремлений,
  целей, а в абсолютном выражении – смысл бытия. Высшая значимость тех или иных
  объектов или отношений является сущностью ценности как таковой. Ценность
  исходит не от самого объекта, а от отношения к нему со стороны субъекта.
  Поэтому объект, ценный для одного человека, для другого может не представлять
  никакого интереса. По своему содержанию ценности могут выражать разные
  потребности, в силу этого они подразделяются на разные группы. Самое крупное
  деление ценностей – на материальные и духовные (утилитарные и возвышенные), а последние выступают в форме идей добра и зла,
  справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразном и т.д. Существуют
  биологические (здоровье, сила), экономические (богатство), эстетические
  (красота), моральные (добродетель), религиозные (сакральное) и другие
  ценности. Вообще выделяют три группы ценностей: истинное, доброе и красивое.
  Понятие ценности (то, что должно быть) отличается от понятия истины (то, что
  есть); это практическое понятие, смысл которого неизменно связан с опытом
  воли или действия: 1) оно предполагает «динамический» элемент в форме желания
  или чувствительности субъекта: чем больше наше желание, тем большей
  ценностью, как нам кажется, обладает его объект; и наоборот, очень ценный
  объект (золото, деньги) может в наших глазах не иметь никакой ценности, если
  на него не направлено наше желание; 2) при этом оно обладает и объективным
  или «статическим» аспектом (социальный, традиционный или универсально
  человеческий характер ценности: например, культуры, честности, верности и
  т.д.). Следует иметь в виду, что разделение ценностей достаточно условно, ибо
  для человека как существа целостного, любая ценность не может иметь только
  утилитарный, материализованный смысл: покупая новую одежду, человек не просто
  хочет прикрыть свое тело, а, прежде всего, выглядеть красиво. С формальной
  точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность,
  отсутствие ценности), на относительные и абсолютные, на субъективные и
  объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические
  и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное; истина, добро,
  прекрасное. Фон Ринтелен в своей логике ценностей
  пытался бороться с релятивистскими и историческими течениями, основывающимися
  на таком понимании: суть какой-либо неизменной идеи ценности, напр. любви,
  заключается в том, что она способна иметь различные степени интенсивности и
  реализоваться в самых различных видах: эрос,
  агапе, любовь к людям, социальная любовь. Н.
  Гартман осуществил синтез кантовского априоризма и материальной этики
  ценностей Аристотеля: имеется существующее для себя царство ценностей,
  настоящий kosmos noetos, который
  находится по ту сторону действительности, так же как
  и по ту сторону сознания. Вопрос о сущности ценности он относил к
  метафизическим, иррациональным, никогда не разрешимым проблемам; см. Этика ценностей. Ницше сделал
  очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные оценки
  для мировоззрения. Ценностные оценки являются для него «физиологическими
  требованиями сохранения определенного способа жизни»; в них выражается «воля
  к власти». Он требовал и пытался осуществить переоценку всех ценностей и «упорядочение их по рангам». Философия обращает свой анализ
  преимущественно на область высших духовных ценностей: ее интересуют добро,
  красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ
  жизни, нравственность в целом и т.п. Философия, аксиология, этика исходят из
  положения о том, что ценности в истории культуры существуют в двух аспектах:
  с одной стороны, они – конкретно-историческое явление и в этом плане меняются
  от эпохи к эпохе, различаются в разных культурах. Но одновременно с этими
  процессами существуют и так называемые общечеловеческие ценности, которые являются
  базовыми постулатами существования человечества, его сохранения как
  специфической, уникальной данности бытия в масштабе всей Вселенной. Они
  стары, как старо само человечество, и известны, и вовсе неслучайно
  "записаны на скрижалях". "Записано на скрижалях" – это
  то, что человечество никогда не должно забывать; это закон, без соблюдения
  которого существование человечества будет поставлено под вопрос. В личностном
  плане ценностные ориентации (их характер, содержание, разнообразие, наличие
  высших духовных ценностей) выражают масштаб личности, уровень ее духовного
  развития. В религиозной традиции самые высоконравственные и духовно одаренные
  личности именовались святыми. Святые, значит наполненные духовным светом и
  несущие этот свет в мир.  | 
  
 
| 
   Центризм  | 
  
  
   идейно-политическая концепция, стремящаяся избегать
  идеологически обусловленной политической поляризации, а также конфронтационных
  форм политической борьбы. Ц. проявляется обычно в стремлении политических
  субъектов принять идейно промежуточное положение между противостоящими
  («правыми» и «левыми», «коммунистическими» и «демократическими», «консервативными»
  и «либеральными») группировками и течениями или занять формально нейтральную
  позицию. Центристские взгляды вытекают из представлений о «золотой середине»
  как символе благополучия и имеют в своей основе некий абстрактный
  социально-политический идеал. Всплеск центристских настроений, как правило,
  совпадает с периодами политической поляризации и радикализации и связан со
  стремлением сил, занимающих центристскую позицию, привлечь на свою сторону
  симпатии граждан, добиться моральной поддержки своих действий, преподнести
  себя как альтернативу «радикалам» в условиях жесткого выбора, стать символом
  стабильности и надежности. Однако, как показывает практика, в ситуации
  кризиса и нестабильности общество также подвержено расколу и поляризации,
  поэтому центристские идеи в большинстве случаев остаются невостребованными. Поскольку Ц. лишен собственной идеологии, он мало способен к
  созданию полноценных политических организаций. Опыт российского Ц.
  демонстрирует фатальный неуспех всех попыток центристского партийного
  строительства.  | 
  
 
| 
   Цепной связи теория  | 
  
  
   в старой психологии теория,
  согласно которой естественное образование групп в восприятии начинается с
  соединения двух соседних элементов сознания на почве их тяготения друг к
  другу по содержанию и заканчивается продолжением или накоплением таких
  соединений. Теория цепной связи уступила место гештальтной
  теории связи (см. Связь).  | 
  
 
| 
   Церковь  | 
  
  
   (от греч. kyriakon – дом Господний) – 1) в христианстве название здания,
  в котором происходит богослужение, или здания религиозной общины или в целом
  название всей совокупности всех религиозно-христ.
  общин в стране или вообще на всей земле, имеющее алтарь и помещения для богослужений. 2) объединение последователей той или иной религии на основе общности
  вероучения и культа; включает в себя профессиональных служителей и рядовых
  верующих, имеет различные организационные структуры – от строго иерархических
  (православие и католицизм) до демократических (протестантизм).   | 
  
 
| 
   Церковь объединения  | 
  
  
   одна из нетрадиционных религий,
  созданная выходцем из Кореи Сан Мюн Муном. Ее члены
  считают, что «преподобный Мун продолжает на земле ту деятельность, которую в
  силу различных причин не завершил Христос», т. е. «представляет на земле
  Бога, выступает толкователем Его воли». Мун, утверждающий, что им получено от
  Бога новое откровение, названное им «Принципом», по-новому переосмыслил
  Библию и христианское вероучение. Основатель Церкви объединения Мун – очень
  богатый, влиятельный бизнесмен, владеющий предприятиями, фирмами, торговыми
  компаниями с многомиллионным доходом, что дало основание говорить об
  ««империи Муна». С начала 90-х годов Церковь объединения начала
  функционировать и на территории Российской Федерации.   | 
  
 
| 
   Цзы-Жань  | 
  
  
   (кит., «природа» как физический организм, «естество» как
  состояние, «спонтанность» как способ существования природного и человеческого
  бытия) — категория даоской философии (см.:
  Даосизм), означающая конечный пункт возвращения и обращения наличной
  цивилизации Поднебесной в естество и начально-конечный пункт спонтанного и
  вечно длящегося акта существования человека в единстве с природой.
  Соответственно этому в порядке нормативного следования Ц.ж.
  стоит выше метафизического уровня дао: «Человек следует Земле, Земля — Небу,
  Небо — Дао, а Дао следует Цзы жань». Ц.ж. — самостоятельная сущность, она обнимает своим
  постоянством дао и дэ и выводит их из-под судьбоносного влияния Неба: «Дао
  почитаемо, дэ ценимо, нет над ними судьбы, они в постоянной естественности».
  С Ц.ж. коррелирует принцип даоского
  недеяния (у вэй), который
  является методом сближения людей с природным естеством: «Совершенномудрый
  человек... возвращается к тому, что пройдено многими людьми, опирается на
  естественность вещей и не смеет деять». Категория Ц.ж. проходит сквозь всю даоскую философию и в различных функциях фигурирует в
  конфуцианстве и неоконфуцианстве. См. литературу к ст. Даосизм.  | 
  
 
| 
   Цзюнь-Цзы  | 
  
  
   (кит.):
  «достойный», «настоящий», «совершенный», «благородный муж», своим поведением
  поддерживающий порядок и равновесие в мире. Он должен обладать пятью
  качествами, пятью постоянствами, которые делают его «совершенным мужем»: жэиь, и, ли, сяо, чжи. Цзюнь-цзы – норматив
  конфуцианской личности, противопоставляется «ничтожному человеку»,
  «маленькому человеку» (сяожэнь) – воплощению
  эгоистического прагмптизма, не способному выйти за
  рамки своей практической специализации и преодолеть духовно-нравственную
  ограниченность. У Конфуция данное понятие соотносится с личностью правителя
  или представителя социальных верхов; впоследствии оно приобретает более общий
  характер («совершенный муж»). Важнейшее  качество цзюнь-цзы
  – «неорудийность», что означает, с одной стороны,
  духовно-нравственную и поведенческую автономию, а с другой – приверженность
  Дао.  | 
  
 
| 
   Ци  | 
  
  
   (кит. — воздух, пар, дыхание) — букв. пневма, эфир, газ, атмосфера,
  дыхание, жизненная сила, энергия, материя - одна из основных категорий
  китайской философии, выражающая идею континуальной, динамической,
  пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической
  субстанции. Этимологическое значение – «пар над варящимся жертвенным рисом».
  Предельно общее понятие ци конкретизируется на трех
  главных смысловых уровнях: космологическом, антропологическом и
  психологическом. В первом случае ци – универсальная
  субстанция Вселенной, во втором – связанный с кровообращением наполнитель
  человеческого тела, способный утончаться до состояния «духа» и «семенной
  души»; в третьем – проявление психического центра, управляемого волей и
  управляющего чувствами. Общепризнанным в Китае было представление о ци как бесконечном первовеществе,
  из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой
  «хаосом». Ци – единое субстанциональное начало,
  «пронизывающее тьму вещей», преобразовывающееся в конкретные объекты вследствие
  сгущения и разрежения. Сгущение и разрежение, подъем и опускание «пневменных» субстанций связано с психоэмоциональной
  сферой. Широко используется даосизмом и конфуцианством.  | 
  
 
| 
   Цивилизационный подход  | 
  
  
   Цивилизация
  в настоящее время рассматривается в 3 аспектах: в первом «цивилизация» и
  «культура» трактуются как синонимы; во втором цивилизация определяется как
  овеществление вещественно-технических и социально-организационых
  инструментов, обеспечивающих людям достойную их соц.- экон.  организацию общественной жизни,
  относительно высокий уровень потребления комфорта; в третьем - историческая
  ступень развития человечества, следующая за варварством. На основании цивил. подхода выделяется множество концепций,
  построенных на разных основаниях, за что его и называют плюралистическим
  (существует множество цивилизаций, слабо или вообще не связанных друг с
  другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как
  уникальны они сами). Главное отличие цивилизационного подхода отсутствие
  решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает
  постижение общества «Снизу», выдвигая на первое место материальное пр-во, то
  сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества «сверху», т.е культуры во всем многообразии ее форм отношений
  (религия, искусство, нравственность, право, политика и пр.). Вклад в развитие
  цивилизационного подхода внесли Шпенглер, Вебер, Тойбни.
  Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического
  базиса, а на определении вида хозяйственной деятельности и господствующей
  системы в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация соц.-экон. законов,
  но принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического,
  политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной
  деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный соц.-
  ист. эксперимент, на реализацию культурной программы.  | 
  
 
| 
   Цивилизация  | 
  
  
   (от лат. civilis —
  гражданский, государственный) — следующая за варварством ступень культуры,
  которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным
  действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры.
  Шпенглер противопоставлял цивилизацию как совокупность исключительно
  технико-механического культуре как царству органически-жизненного, и
  утверждал, что культура в ходе ее развития низводится до уровня цивилизации и
  вместе с ней движется навстречу своей гибели. В настоящее время цивилизация –
  это то, что дает «комфорт», это – удобство, предоставляемое в наше
  распоряжение техникой. Комфорт (его создание и использование) предъявляет
  такие моральные и физические требования к цивилизованному человеку и
  благодаря ему человек до такой степени срастается с техническим коллективом
  (см. Техника), что у него не
  остается ни времени, ни сил для культуры и он часто больше не ощущает
  внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также и культурным. Некоторые
  из его значений: 1) общефилософское значение — социальная форма движения
  материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём
  саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе
  космического устройства); 2) историософское значение — понятие, обозначающее
  единство исторического процесса и совокупность материально-технических и
  духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая
  цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса,
  связанная с достижением определённого уровня социальности ; 4) локализованное
  во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными
  системами, представляющими собой комплекс экономической, политической,
  социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.
  Термин "цивилизация" появляется в социальных теориях эпохи
  Просвещения (XVIII в.). Так характеризовалось общество, которое отвечало
  принципам разумной организации, справедливости, порядка. Понятие
  "цивилизация" широко используется в современном обществознании. В
  19 веке понятие "цивилизация" употреблялось как характеристика
  капитализма в целом. В концепции Шпенглера: цивилизация – это
  определенная заключительная стадия развития любой культуры; ее основные
  признаки: развитие индустрии и техники, деградация литературы и искусства,
  возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение
  народов в безликие "массы". При таком понимании цивилизация как
  эпоха упадка противопоставляется целостности и ограниченности культуры.
  Исторически сложилось несколько подходов к историческому процессу с
  использованием этого понятия: 1) локально-исторический, где цивилизацию
  понимают как определенное социокультурное образование, обладающее
  качественной спецификой, ограниченное географическими и временными рамками
  (Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др.); 2) историко-стадиальный
  (формационный). В зависимости от выбора тех или иных критериев различают
  разные типы цивилизаций или ступеней развития, формаций: доиндустриальная,
  индустриальная, постиндустриальная; традиционная и современная;
  землевладельческая, машинная и технотронная; первобытное, рабовладельческое,
  феодальное, капиталистическое и посткапиталистическое
  общество (формации). Формационный подход был характерен для марксистской
  социологии; 3) всемирно-исторический (общечеловеческий). Его разделяют те
  мыслители, которые полагают, что история человечества в конечной цели едина.
  Процесс становления единой человеческой цивилизации начинает складываться
  тогда, когда отдельные культуры достигают определенного развития. Тогда "осевое
  время" направляет этот процесс в единое русло, в единый поток всемирной
  истории (К. Ясперс и др.).   В
  настоящее время понятие «цивилизация» переживает свое новое рождение и полосу
  широкого распространения в общественном сознании. Оно используется как апелляция
  к общечеловеческим ценностям в эпоху научно-технической революции, как призыв
  к сохранению человеческой жизни, окружающей среды. Поэтому оно содержит в
  себе идеи гуманизма, ценностный аспект и определенный эмоциональный накал.
  Понятие цивилизации связывает общественный процесс с человеком, его разумом и
  чувством справедливости. Цивилизация – это такое общество и такое его
  состояние, при котором человек ставит под свой контроль те силы природы и
  общества, которые грозят его гибели, и стремится приумножить те силы, которые
  можно использовать для процветания каждого человека и всего общества. Если
  провести аналогию с образом человека, то уровень материального производства
  составляет тело цивилизации, а культура представляет ее душу, ее духовный
  уровень. В последние годы – цивилизация понимается как целостное, и
  высокоорганизованное общество. Можно
  выделить такие этапы цивилизационного развития: аграрная цивилизация;
  индустриальная (технократическая) и постиндустриальная цивилизация (в софиогонии – цивилизация мудрости). Сегодня человечество
  переживает глобальный кризис вследствие утраты людьми духовности, софийности. Если люди не захотят погибнуть, то следующий
  этап в развитии человечества будет цивилизацией мудрости. До сих пор
  цивилизации выделялись на основании уровня материальной культуры. Настало
  время выделения периодов поступательной эволюции на основе исторических типов
  человека и главного компонента его природы – духовности. По мнению
  составителя словаря, следующий этап в развитии общества может стать (если
  люди постигнут необходимость этого) цивилизацией мудрости в соответствии с
  потребностями человека духовного (хомо анимабилис).  | 
  
 
| 
   Циклическая концепция истории  | 
  
  
   социальная
  модель, отвергающая любую преемственность в истории и рассматривающую мировую
  историю как ряд независимых (локальных) культур.  | 
  
 
| 
   Циклоид  | 
  
  
   (от греч. kyklos – круг) человек с отклоняющимися, по Эрнсту Кречмеру, от нормы формами, которые занимают
  промежуточное положение между здоровым -и болезненным состоянием. Этим формам
  присущи в некоторой степени осн. психические
  симптомы циркулярных (маниакально-депрессивных) психозов. Циклоидные люди
  являются преимущественно общительными, добродушными людьми, с которыми можно
  договориться, которые понимают шутку и принимают жизнь такой, какова она
  есть. Они ведут себя естественно и открыто, у них много друзей. В их
  темпераменте часто есть теплота и мягкость. Циклоиды, у которых депрессивные
  явления выражены в более яркой форме, часто являются обходительными
  одиночками, не относящимися, однако, враждебно к обществу людей; см. Шизоид, Конституция.  | 
  
 
| 
   Циклотимики  | 
  
  
   (от греч. kyklos круг и thymos – чувство) – одна из двух больших групп, определяемых,
  по Э. Кречмеру, конституцией;
  др. группа – шизотимики. Циклотимиками
  преимущественно являются люди с пикнической конституцией; их настроение
  колеблется между возвышенным (веселым) и депрессивным (мрачным), психический
  темп – от подвижного до малоподвижного. Психическая живость выражается
  посредством форм мимики и телодвижений, всегда «откровенных», естественных,
  адекватных импульсу. Экспериментально среди др. типов склонностей различают
  склонность к целостному пониманию, к усиленному восприятию цвета и к
  экстенсивному, неустойчивому вниманию. С точки зрения всего комплекса
  жизненных установок и поведения по отношению к среде циклотимики
  являются преимущественно людьми, склонными к растворению в окружающей среде и
  современности, людьми сердечными, естественными, непосредственными, цельными.  | 
  
 
| 
   Цинизм  | 
  
  
   (греческое
  Kunosarges ‑ название холма в Афинах,
  где происходили обучение и дискуссии философов) – Термин обязан свои
  происхождением древнегреческой философской школе киников. При переводе на
  латинский язык слово стало звучать как «циники». Это позиция нигилизма
  (отрицания, отбрасывания) достояний культуры, каких-либо установлений,
  правил, принципов, особенно распространенных в данном обществе социальных и
  моральных установок, официальных норм. В своих крайних проявлениях цинизм
  может приобретать довольно эпатажные (вызывающие), даже хулиганские формы:
  оскорбления, вандализм, издевки, насмешки, протесты путем откровенно
  издевательского поведения, надругание над символами
  и святынями пр. Цинизм возникает не на пустом месте и имеет ряд источников. В
  социальном плане может выступать даже на государственном уровне и проявляться,
  прежде всего, в неуважительном отношении власти к своему народу, в
  несоблюдении прав и достоинства граждан, в экономической политике
  "держания в черном теле"; может осуществляться как "цинизм
  силы" – осуществление власти откровенно аморальными средствами: фашизм,
  тоталитаризм, терроризм и др.формы
  тирании. Может проявляться и как ответная реакция людей в неблагоприятных
  социальных и политических реалиях: неуважение к власти, игнорирование закона,
  бунтарские настроения, разрушительные тенденции, охлократия и т.д. – люди
  становятся на принципиальные позиции антикультуры, не видя другого выхода. С
  бытовой, нравственной точки зрения, цинизм – это проявление низкой моральной
  культуры, примитивного уровня духовного развития, что принимает формы
  неуважения к другим людям, особенно чем-то отличающимися или стоящими на
  более низкой ступени социальной лестницы. Цинизм в этом случае – результат
  нетерпимости, эгоизма и других негативных качеств уже самого человека.  | 
  
 
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21