| 
   Хадж  | 
  
  
   паломничество к главной
  святыне исламского мира – мекканскому храму Каабе –
  которое должен совершить каждый состоятельный мусульманин. Если средства не
  позволяют мусульманину совершить такое паломничество, он должен послать
  вместо себя «заместителя» (вакиля аль-хаджж). Хадж
  совершается в месяц зульхиджа по лунному календарю
  и состоит из серии обрядов (манасик). Караваны
  паломников прибывают в Мекку к 7 числу месяца зуль-хиджда
  и прежде всего совершают очистительный обряд принятия ихрама
  (омовение, стрижка волос, обрезание ногтей). Ихрамом
  называется также одежда, надеваемая в состоянии ритуальной чистоты при
  вступлении на Священную землю. Она состоит из двух кусков чистой белой
  полотняной материи, до которой не дотрагивалась игла. Одним куском
  опоясываются, а другим прикрывают спину и грудь, накидывая его на левое плечо
  и завязывая на правом боку. Голова не покрыта (для женщин обязательно
  покрывало), на ноги надевают сандалии. Вступление в состояние ихрама знаменуется произнесением особого обращения к
  Аллаху (тальбийа): «Ляббейка
  Лляхумма ляббейка, Ляббейка ля шарика ляка ляббейка, инна ль-хамда уа н-нимата ляка уа ль-мулька ля шарика ляка». («Вот я перед Тобой, Боже! Вот я перед Тобой! Нет
  у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и
  могущество! Нет у Тебя сотоварища!»)  Произнесение этой формулы
  обязательно при вступлении в Мекку и при посещении всех главных святынь
  паломничества. В это время запрещено торговать, исполнять супружеские
  обязанности, проливать кровь, бриться, стричься, мыться мылом, умащиваться
  благовониями. Выход из состояния ихрама
  осуществляется посредством обрезания волос. Перед хаджем обычно совершается умра – малое паломничество, которое можно совершить и в
  любое другое время, предпочтительней всего в месяц рамадан, раджаб и особенно зуль-хиджа,
  когда «умра совершается совместно с хаджем. Во
  время малого паломничества паломник входит на территорию аль-Масжид аль-Харам, обходит Каабу (таваф – араб. «обход,
  хождение вокруг»), молится, пьет воду из Замзама и семь раз пробегает между
  холмами Сафа и Марва (са'й). Если за умрой не следует
  хадж, то паломник выходит из состояния ихрама.  7-го числа зу-ль-хидкяа происходит торжественная проповедь (хутба) в
  мечети Каабы, и в тот же вечер или на следующее утро паломники покидают
  Мекку. Следующего, 8-го числа процессия паломников шествует через долины Мина
  и Муздалиф к долине Арафат, где они проводят ночь в
  молитвах и благочестивых размышлениях. В полдень следующего, 9-го дня зуль-хиджжа приступают к центральному и наиболее
  торжественному обряду хаджа – стоянию на горе Арафат (вукуфу),
  которое символизирует предстояние перед ликом
  Аллаха. Вукуф продолжается до захода солнца.
  Главный имам мекканской мечети въезжает на белом
  коне на холм и с его вершину читает хутбу и возносит мольбы к Всевышнему. Как
  только солнце исчезает за горами, наступает ифада:
  все спешат под звуки музыки и выстрелов в долину Муздалиф.
  Здесь, у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы и
  паломники, устраиваясь на ночлег, собирают камешки, чтобы побить ими три
  каменные колонны, олицетворяющие языческих идолов, стоявших до Пророка в долине Мина. Утром 10-го числа после молитвы и
  проповеди, паломники направляются в долину Мина, где каждый бросает в столбы,
  символизирующие Иблиса, семь камешков, подобранных накануне в Мудзалифе. За этим следует жертвоприношение животных –
  овец, коз или верблюдов, которых покупают тут же у торговцев. Мясо жертвы
  должно раздаваться бедным, а излишки остаются на месте. В последнее время
  жертвы заменяются уплатой определенной суммы денег на богоугодные дела. Этот
  день считается важнейшим мусульманским праздником «Ид аль-Адха»
  и отмечается во всем мусульманском мире. Затем, обрив голову или срезав прядь
  волос, паломники направляются в Мекку для совершения последнего тавафа. После
  этого хадж считается законченным.   | 
  
 
| 
   Хаос  | 
  
  
   (от греч. chainein – зиять) – 1) буквально
  открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние
  вещей; в древнегреч. космогонии – первобытное
  состояние или первовещество, из которого возник или
  был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос (см. также Hyle). В античной мифологии и философии термин, означающий темную мощь
  творящей природы, могущественную основу космической жизни, неупорядоченную первопотенцию мира. Такой хаос русская философия называла
  творческим, родным, хотя и страшным. Это положительный смысл хаоса. В
  отрицательном значении он означает жизнь, из которой изъят смысл, логос.
  Такой хаос пустой, ничего не рождающий, превращающий жизнь в неистинное
  бытие. 2) Неорганизованная
  реальность; беспорядочное, бесформенное состояние мира или каких-либо
  процессов; неупорядоченная бессистемность как первоначальное состояние
  будущей системности и определенности. Данное состояние активно изучается
  современной физикой, теорией систем, синергетикой и другими областями знания.
  В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода,
  основанного на идее креативной самодостаточности хаоса, заключающейся в
  способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые
  организационные порядки на уровне макроструктур (хаос как фактор самоструктурирования нелинейной среды: "порядок из
  хаоса", по определению И.Пригожина и И.Стенгерс). В древнегреческой мифологии — зияющее,
  мрачное и беспредельное пустое пространство, первобытный мрак,
  предшествовавший сотворению мира.   | 
  
 
| 
   Хаптика  | 
  
  
   (haptics, от греч. haphe осязание) - наука об осязании и прикосновении, о
  коже как органе восприятия, о тактильных формах деятельности и самовыражения. Слово "хаптика"
  (и соответствующее прилагательное "хаптический"),
  образовано от греческого слова  haphe
  (осязание) и haptikos (осязательный, тактильный),
  которые в свою очередь образованы от  haptesthai (трогать, хватать). Например, у Аристотеля
  можно прочитать: "Осязание же (haphe)
  получается от непосредственного соприкосновения (haptesthai)
  с предметами, поэтому оно и носит это название. Хотя и остальные органы
  чувств воспринимают путем соприкосновения, но через иное. По-видимому, только
  осязание воспринимает непосредственно (di'hautes)". Созвучие с просторечным глаголом "хапать"
  усиливает шанс этого ученого термина на вхождение в русский язык. К тому же
  есть основания предполагать этимологическую связь греческого haphe и русского "хапать": последнее имеет
  аналогию не только в ряде славянских языков (чешское chapati,
  хватать, польское chapac, хватать), но и в
  романо-германских.  Макс Фасмер толкует
  "хапать" как возможное продолжение индоевропейского "khap", родственное латинскому "capio, capere", брать,
  верхненемецкому happig, жадный, нижненемецкому happen, жадно хватать. К этому можно добавить  английское capture,
  схватить, поймать, взять в плен. В хаптике как научной
  дисциплине можно выделить (1) психологическую, (2) техническую и (3)
  эстетическую ветви. 1. Психохаптика - самая
  ранняя по времени возникновения; еще в начале 20-го века стали появляться
  экспериментальные исследования по психологии восприятия, в том числе
  тактильного. Классической считается книга Дэвида Каца "Мир касания"
  (1925). Но еще раньше появился учебник Титченера по
  психологии (1910), где уделяется внимание осязательным перцепциям.
  Современная классика - книга Эшли Монтагю "Прикосновение. Человеческий
  смысл кожи" (1986), где прослеживается значимость осязания, в частности,
  тактильных контактов ребенка с родителями, для формирования личности.
  Психологическое направление в хаптике граничит, с
  одной стороны, с педагогикой, теорией воспитания, с другой стороны, с
  гуманистической психотерапией и холистской
  медициной ("целостным целительством"). 2. В последние двадцать лет хаптика
  стала популярна в исследованиях, посвященных проблемам искусственного
  интеллекта и виртуальной реальности. Чувство осязания оказывается важнейшим и
  сложнейшим для воссоздания компонентом виртуальной среды, которая должна
  создавать полную иллюзию реальности и воздействовать на все органы чувств. Да
  и искусственный разум оказывается не слишком разумным, если он отключен от
  тех тактильных перцепций и операторов, которые лежат в основе концептуальных
  систем: твердое - мягкое, тяжелое - легкое, холодное - горячее, гладкое -
  шершавое... Только так, "наощупь," воспринимаются важнейшие параметры
  окружающего мира. В работе над компьютерными симуляциями человека и
  окружающей его предметной среды хаптика часто
  соединяется с кинестезией - или включает ее в себя. Кинестезия (от. греч.
  "kinesis", движение, и  esthesia,
  чувство, восприятие) - область ощущений, связанных с мускулами, суставами,
  движениями и напряжениями мышечной ткани. С  3. Наконец, третье, направление в хаптике связано с философией и эстетикой осязания, а
  также с опытами создания нового, тактильного вида искусства (touch art). В последние
  десятилетия, в связи с новым осознанием телесности как метафизического
  ограничителя сознания и форматора бессознательных и когнитивных структур,
  возрастает интерес и к осязанию. Однако кроме M. Мерло- Понти и Г. Башляра, Р. Барта и Ж. Делеза,
  уделяющих скромное место осязанию в своих феноменологических анализах
  телесности и чувственного восприятия, в области хаптики
  трудно назвать какие-то специфические достижения и прорывы. Что касается тактильного искусства, то датой его
  рождения, по крайней мере как теоретической проекции, можно считать 1924 год,
  когда итальянский футурист Ф. Маринетти выступил со
  своим манифестом "Тактилизм". "Может
  быть, в кончиках пальцев и в железе больше мысли, чем в мозге, который
  гордится своей способностью наблюдать за феноменами". Однако этот проект
  не получил практического применения. Если не считать психофизически
  акцентуированного искусства слепых и для слепых и недифференцированных опытов
  синестезической эстетики в движении Fluxus, то первые опыты хаптики
  как самостоятельной разновидности искусства имели место в России в середине
  1980-х годов (см. манифесты из книги Михаила Эпштейна "Новое
  сектантство"). Едва ли не первым опытом осуществления такого проекта
  стала "Тактильная выставка памяти Генриха Сапгира", Арт Полигон
  (С.- Петербург, январь 2001). Характерно, что само выражение "touch art" (тач-арт), как обозначение нового вида искусства, возникло
  и получило распространение в русскоязычной Америке ( Известно, что наряду с логикой - наукой о мышлении -
  существует еще эстетика - область "низшего", как считали в 18-ом
  веке, чувственного познания. Немецкий философ Баумгартен,
  заложивший основы эстетики, различал "постигаемое умом..., познаваемое
  высшей способностью, объект логики" и "чувственно воспринимаемые
  знаки чувственного - объект эстетики." Для него эстетика есть
  "низшая гносеология", "наука о чувственном познании".
  Между тем в искусстве далеко не все способы чувственного познания участвуют
  на равных. Искусство, в том виде, как оно существует сегодня, - прерогатива
  двух чувств: зрения и слуха (изобразительные, музыкальные искусства,
  литература - синтез устного и письменного слова, и т.д.). Обоняние и вкус лишь
  в минимальной степени затребованы в область искусств, где им принадлежат лишь
  две самые боковые, прикладные ветви - парфюмерия и кулинария (если считать
  таковые искусствами). Осязание же вообще оказалось за пределом эстетики,
  поскольку ни одно из искусств не связало свою судьбу с этим
  "низшим" из чувств. Следуя за Баумгартеном,
  назвавшему "низшую" логику "эстетикой",  "низшую" эстетику можно назватъ "хаптикой". Хаптика - это наука о
  "низшем из низших" родов познания, о чувственном познании без
  посредства чувственных знаков. В ряду наук о познании хаптика
  будет стоять рядом с эстетикой, но с противоположного края, чем логика,
  отличаясь от эстетики примерно так, как сама эстетика отличается от логики -
  сдвигаясь еще далее в сторону чувственного, в сторону чувственности как
  таковой. ЛОГИКА                        ЭСТЕТИКА                        XАПТИКА чистое мышление    
  искусство, зрительные     
  осязание как основа общие понятия           и слуховые образы         познания и творчества В центре хаптики - тоже
  искусство своего рода, но пренебрегаемое эстетикой даже больше, чем
  парфюмерия и кулинария, хотя это искусство выполняет цель продолжения
  человеческого рода и задает смысл всему телесному существованию человека. Это
  ars amori, искусство
  любви, точнее, осязательных переживаний и постижений, которые полнее всего
  проявляются в любви, как "плотском познании".  Эпистемология и логика, как правило,
  игнорируют тот факт, что "познание" во многих европейских языках,
  вслед за библейским употреблением этого слова, означает еще и чувственную
  любовь, взаимное познание мужчины и женщины. Этот изъян и призвана восполнить
  хаптика, в центре которой - учение о прикосновении
  как способе познавательной и творческой деятельности. См. также Эротология.  | 
  
 
| 
   Характер
    | 
  
  
   (греч. Charakter
  — черта, особенность) — 1) особенность поведения человека, проявляющаяся в
  его манерах, поступках и складе ума. Характер определяет все происходящие в
  человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним
  влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В
  цельности характера состоит совершенство человека (Кант). Кант различает
  характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся,
  «эмпирический»; первый соответствует возвышающейся над природой нравственности
  человека; второй обусловлен еще внешними влияниями. Гёте в своем
  стихотворении «Орфические первоглаголы» в
  поэтической форме изобразил спор между характером и судьбой. С точки зрения
  современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке
  ценностей личности. Следовательно, характер это совокупность
  отличительных черт, образующих психологическое или моральное лицо личности
  или группы. Различные тесты позволяют классифицировать характеры, изучая
  специфические реакции на неудачу (гнев, шутка и т.д.). Основная проблема
  состоит в распознавании причин, приводящих к образованию того или иного
  характера: прежде всего, это темперамент, являющийся нашей психологической
  данностью. В действительности темперамент, детство, воспитание, опыт – это элементы,
  используемые нашей свободой. Наша психологическая и моральная жизнь может
  эволюционировать и прогрессировать бесконечно. Мы можем формировать свой
  характер, вырабатывая его определенные навыки и таким способом, изменяя свою
  личность. 2) совокупность отличительных свойств, признаков
  предмета или явления.   | 
  
 
| 
   Характера
  отклонения  | 
  
  
   все, что относится к
  характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным
  характером, т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»),
  трудность которого выражена анормальным ««поведением» или ««манерой
  держаться», семейной, школьной и социальной неадаптированностью.
  Различают два вида объясняющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для
  которой характер и его аномалии (фобии, наваждения, чрезмерная
  импульсивность, все заболевания эндокринного происхождения) – врожденные,
  т.е. наследственные; 2) «психогенетические» теории, отличающиеся большей
  глубиной и конкретностью, по которым отклонения – результат положения, в
  котором жил ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли
  нищеты, жилищных проблем. Хелер заметил, что
  большинство трудновоспитуемых детей выросли в неблагополучных семьях;
  аномалии могут иметь своей причиной нехватку любви или даже враждебность
  одного из родителей. Случаи «преступности мало летник» резко возрастают после
  войн и социальных потрясений. Различают легкие отклонения характера,
  сопровождающие недомогания, остановку половой жизни или появление признаков
  старости, и перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими»
  отклонениями. У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с
  детства: мания величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность,
  экзальтации, страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с
  неуравновешенным характером – это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в
  жизни и довольствоваться тем, чем он является. Реадаптация,
  которая обычно легка для ребенка (психологический анализ, смена среды),
  трудна для взрослого (курс психоанализа часто оказывается недостаточным).  все, что относится к
  характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным характером,
  т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»), трудность
  которого выражена анормальным ««поведением» или ««манерой держаться»,
  семейной, школьной и социальной неадаптированностью.
  Различают два вида объясняющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для
  которой характер и его аномалии (фобии, наваждения, чрезмерная
  импульсивность, все заболевания эндокринного происхождения) – врожденные,
  т.е. наследственные; 2) «психогенетические» теории, отличающиеся большей
  глубиной и конкретностью, по которым отклонения – результат положения, в
  котором жил ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли
  нищеты, жилищных проблем. Хелер заметил, что
  большинство трудновоспитуемых детей выросли в неблагополучных семьях; аномалии
  могут иметь своей причиной нехватку любви или даже враждебность одного из
  родителей. Случаи «преступности мало летник» резко возрастают после войн и
  социальных потрясений. Различают легкие отклонения характера, сопровождающие
  недомогания, остановку половой жизни или появление признаков старости, и
  перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими» отклонениями.
  У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с детства: мания
  величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность, экзальтации,
  страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с неуравновешенным
  характером – это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в жизни и
  довольствоваться тем, чем он является. Реадаптация,
  которая обычно легка для ребенка (психологический анализ, смена среды),
  трудна для взрослого (курс психоанализа часто оказывается недостаточным).   | 
  
 
| 
   Характерология  | 
  
  
   наука о характерах. Термин
  создан Вундтом. Характерология изучает образование характеров и их
  классификацию. Классификация составляется с помощью тестов, т.е. испытаний;
  наибольшей известностью пользуется тест Роршаха:
  чернильные пятна расплющиваются между двумя листами бумаги и спрашивается,
  что напоминают эти пятна. Используя «решетки» чрезвычайно сложных тестов, Вьерзма и Гейманс составили
  самую знаменитую классификацию. Она основана на: 1) эмоциональности; 2)
  активности; 3) первичности и вторичности (первичен тот, кто живет настоящим
  моментом, вторичен тот, в ком пережитое оставляет след и глубокий отзвук и
  кого поэтому опыт прошлого всегда сдерживает. В более общей классификации
  различают просто «интровертные» (повернутые внутрь)
  и «экстравертные» характеры (общительные и открытые миру, вплоть до полного
  отсутствия интроверсии). Например, тот, кто, глядя на картину или спектакль,
  особенно чувствителен к движению, принадлежит к типу «интроверта» с шизоидной
  склонностью (например, картина Ван Гога «Кипарисы» словно создана для такой
  интерпретации); тот же, кто особенно чувствителен к цвету – экстраверт; тот,
  кто замечает прежде всего форму вещей, представляет тип эрудированного,
  меланхолического ума. Уравновешенный тип будет одинаково чувствителен и к
  движению, и к форме, и к цвету (таким представляется Леонардо да Винчи).
  Противоположность между интровертом и экстравертом, по сути, та же, что
  существует между сферами литературы и науки.   | 
  
 
| 
   Харизма  | 
  
  
   (от греч. charisma – милость, божественный дар) – наделённость
  какого-либо видного лица – политического или общественного деятеля,
  проповедника, пророка, а также какого-либо социального института, символа и
  т.д. качествами исключительности, сверхъестественности, святости,
  непогрешимости и т.д., чтобы оказывать влияние на
  большие массы людей, становящиеся его приверженцами. Харизма,
  как правило, считается не приобретенным качеством, а именно данным,
  "даруемым" высшими силами, природой. Она характеризует человека как
  бы изначальной "отмеченностью". Термин
  "харизма" был первоначально употреблен в социальных концепциях Трельча, Вебера в связи с характеристиками социального и
  политического лидерства. Основанная на аффективных
  или эмоциональных чувствах, а также на вере в экстраординарные персональные
  качества лидера, такая власть является одним из трех основных типов
  легитимного авторитета (или политической легитимности), выявленных Максом
  Вебером. Данное понятие первоначально имело чисто религиозный смысл, означая
  "милостивый подарок", и все еще употребляется по отношению к лицам
  (в некоторых случаях к группам верующих), претендующих на обладание особыми
  способностями, например, бойко говорить, исцелять и т.д.   | 
  
 
| 
   Хасидизм  | 
  
  
   (от древнеевр. chassid - благочестивый)
  – движение в иудаизме, распространенное среди евр. населения Волыни, Галиции
  и Подолии; возникло в 17 в., ставило себе целью добиться самостоятельности
  евр. религии. Согласно этому учению, благочестивые евреи должны отличаться не
  суровым следованием закону и не аскетизмом, а веселием сердца (абода), благоговением (кавана)
  и смирением (шифлут). Хасидизм учит, что смысл
  любви к ближнему заключается не в том, что от нас ее требует Бог и мы следуем
  его велению, а в том, что мы через нее приходим к Богу...
  Учение хасидизма является завершением евр. религии. И она возвещает
  каждому: «Ты должен действовать сам. Бытие станет для тебя бессмысленным,
  если ты не войдешь в него сам, деятельно и любовно, и не найдешь в нем смысла
  для себя; через тебя все освещается, т.е. раскрывается в своем значении и
  осуществляется» (M. Buber. An der
  Wende, 1952).  | 
  
 
| 
   Хилиазм  | 
  
  
   (греч. chiliasmos, от греч. chilioi — тысяча), или милленаризм (лат. mille — тысяча и annus — год) — религиозно-мистическое учение о тысячелетнем
  земном царствовании Господа Иисуса Христа, которое будет предшествовать концу
  света (в наше время хилиазм характерен для иеговистов, адвентистов и других
  сектантов). Хилиазм основывается на откровении Иоанна (20, 4). В свое время
  против хилиазма выступал Ориген, в то время как
  Августин учил, что тысячелетнее царство началось уже с рождением Христа. В
  средние века хилиазм ожил и получил развитие в различных учениях, гл. о. в
  учении Иоахима Флорского,
  новокрещенцев и гусситов, в Новое время – в
  пиетизме и теософии (см. Эйтингер). В
  строго библейских сектах он существует еще и поныне (напр., свидетели
  Иеговы). Отголосками X. являются «тысячелетний рейх» национал-социализма
  и завершение истории в концепции коммунизма.  | 
  
 
| 
   Хинаяна  | 
  
  
   (малая колесница или узкий
  путь спасения): направление буддизма. С точки зрения хинаяны, мир и «я» –
  нереальны, а реальными, являются лишь дхармы – психофи-,
  зические элементы безличного жизненного процесса.
  Душа не выступает самостоятельной духовной сущностью, ибо тоже состоит из
  ежесекундно вспыхивающих и угасающих дхарм. Духовное самосовершенствование
  преследует в хинаяне цель личного спасения. Ее идеалом является архат
  («достигший конечной цели»), который мало беспокоится о совершенстве других.
  Будда в хинаяне – учитель совершенства, объект подражания и почитания, однако
  в ней нет сложного культа и религиозной организации; они заменены жизнью в
  монашеской общине.  | 
  
 
| 
   Хиромантия  | 
  
  
   (от греч. cheir – рука и logos – учение и manteia – гадание) – толкование по
  линиям и бугоркам ладони, позволяющее предсказать судьбу человека; искусство
  чтения руки.  | 
  
 
| 
   Хирономика  | 
  
  
   (от греч. cheir – рука и gnome – знание) – учение о том, что руки выражают
  содержание души.  | 
  
 
| 
   Хокку  | 
  
  
   (япон.):
  верхнее трехстишие танки, выделившееся в самостоятельный вид поэзии; состоит
  из 17 слогов (чередование 5 – 7 – 5 слогов). В основном хокку – лирическое
  стихотворение о природе, в котором непременно указывается время года.
  Круговорот времени года – изменчивый, подвижный фон, на, котором яснее
  прорисовываются, сложная душевная жизнь человека и непостоянство человеческой
  судьбы. Поэтическая форма хокку предполагает постижение печального очарования
  преходящей жизни, места человека в природе и обществе, единого изначального
  Пути всего сущего. Классиком хокку по праву считается великий японский поэт
  Басе (1644 – 1694): Луна или утренний снег... Любуясь прекрасным, я жил,
  как хотел. Вот так и кончаю год.  | 
  
 
| 
   Холерик  | 
  
  
   (от греч. chole жёлчь, гнев) – тип характера, основные характеристики которого – эмоциональность, склонность
  к быстрому действию, вспыльчивость и отсутствие у личности глубокого отклика
  на происходящие события: первичный характер (пример – Дантон).   | 
  
 
| 
   Холизм  | 
  
  
   (от греч. holon – целое) философия целостности, методологический
  принцип, согласно которому целое обладает безусловным приоритетом перед
  своими частями («Целое – все, часть – ничто»). Это понятие введено южноафр.
  генералом Я. Смэтсом в его произв. «Holism and Evolution» (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном («The philosophical basis of biology», 1931). Холизм
  исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности – и в
  качественном, и в организационном отношении, – целостности, обнимающей собой
  область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и
  самой рациональной – физической действительности и опирающийся на положение: "Целое больше суммы его частей";
  все эти области представляют собой упрощение и обособление этой охватывающей
  целостности. Высшей формой целостности
  холистического типа является человеческая личность, где происходит синтез
  объективного и субъективного, духовного и материального. В онтологии
  приобретает форму крайнего реализма в решении проблемы универсалий, в
  гносеологии – рационализма и панлогизма. В социальной философии и этике, как
  правило, порождает доктрины ригоризма, коллективизма, в крайних вариантах –
  тоталитаризма. Был характерен для античной космоцентрической
  философии, исходившей из принципа подхода к любому онтологическому феномену
  (в т.ч. и к человеку – в доктрине связи микро- и макрокосма) как к отдельной
  части Космоса в целом, как к частному случаю Бытия вообще. Наиболее отчетливо
  методология Х. проявляется в социальной философии Платона и антропологии
  стоиков. В современной методологии науки, теории самоорганизации
  биологических и социальных систем, в синергетике идеи Х. развиваются в связи
  с критикой методологического редукционизма (целое – функция своих частей, как
  в механицистском учении о природе Р. Декарта, в
  котором как автоматы рассматриваются даже животные, организм которых – просто
  более сложный механизм, чем обычные физические конструкции и механизмы), в
  контексте развития учения об интегральных качествах (которыми обладает целое,
  но не обладают его части) и их природе. Здесь используются такие понятия, как
  «автономия целостности», «качественная самодостаточность целого» и т.д.   | 
  
 
| 
   Хоррология  | 
  
  
   (horrology, от лат. horror - ужас) - наука о саморазрушительных
  механизмах цивилизации, которые делают ее уязвимой для всех видов терроризма,
  включая биологический и компьютерный. Понятия "террор" и "хоррор"различаются прежде всего тем, что указывают,
  соответственно, на пассивное претерпевание и
  активное причинение страха. По своей латинской этимологии слово " terror" имеет значение "устрашать, наполнять
  страхом", а "horror" -
  "наполняться страхом, ощетиниваться, вставать дыбом (о шерсти,
  волосах)", т.е. относится к реакции устрашаемой жертвы. Хоррор - это состояние
  цивилизации, которая боится сама себя, потому что любые ее достижения: почта,
  медицина, компьютеры, авиация, высотные здания, мосты, метро, водохранилища,
  все средства транспорта и коммуникации - могут быть использованы для ее
  разрушения. Подобно тому, как компьютерная сеть принесла с собой вирусные
  эпидемии, которые грозят ей полным параличом, так и вся цивилизация растет,
  отбрасывая гигантскую тень, которая растет еще быстрее. Компьютерная
  вирусология, которая изучает внутренние диверсионные устройства
  коммуникативных сетей, - один из разделов хоррологии. Если опасность загрязнения природы, исходящая от
  цивилизации, окрашивала вторую половину 20 в., то 21 в. может пройти под
  знаком хоррора - угроз цивилизации самой себе. На смену экологии, как
  первоочередная забота, приходит хоррология (horrology) - наука об ужасах цивилизации как системе
  ловушек и о человечестве как заложнике сотворенной им цивилизации. Хоррология - это теневая наука о
  цивилизации, это минус-история, минус-культурология, минус-политология. Все,
  что другие науки изучают как позитивные свойства и структурные признаки
  цивилизации, хоррология изучает как растущую
  возможность ее самодеструкции, самовычитания. Сейчас по всему западному миру стремительно проходит
  процесс хоррификации (horrification)
  самых обычных предметов и орудий цивилизации, их превращение в источник
  ужаса. Цивилизация не просто обнаруживает свою уязвимость, она становится
  причиной и мерой уязвимости; мера ее совершенства и есть мера ее хрупкости. С
  точки зрения хоррологии, высокоразвитая цивилизация
  - это великая ирония, которая под видом защиты и
  удобства, свободы и скорости, богатства и разумности собирает нас всех в одно
  здание "добра и света", пронизанное тысячами проводов, лестниц,
  лифтов, огней, - чтобы подставить всех вместе одному точному и всесметающему удару. Цивилизация - лестница прогресса,
  ведущая на эшафот. "Запад - это западня".
  В ракурсе хоррологии, цивилизация - это рычаг для усиления террора, предпосылка его растущей
  эффективности, так сказать, материал, из которого мастера террора лепят свои
  огненные, ядерные, бактериальные, газовые произведения. Террор и хоррор соотносятся не только как акт и
  реакция, но и как акт и потенция. Хоррор вызывается возможностью террора в
  большей степени, чем его актуальностью. Как известно, болезнь хороша тем, что
  излечивает по крайней мере от страха заболеть. Хоррор не поддается лечению,
  потому что сам он и есть болезнь страха - это чистая
  потенциальность ужаса, эмоциональная насыщенность которой стремится к
  бесконечности, даже когда актуальность приближается к нулю. Двусмысленная рекомендация американских властей
  после террора 11 сентября 2001: "живите, как обычно, занимайтесь своими
  делами, только будьте особенно осторожны и бдительны" - вызвала массу
  насмешек и жалоб. Но такова неотвратимая стратегия бытия под гнетом ужаса в
  обществе будущего; ее формула - "обычная жизнь плюс хоррификация
  всей страны". Зрелая цивилизация - это зона
  предельного риска, который повышается с каждой ступенью прогресса. В этом
  смысле хоррология становится неотделимой от всего
  комплекса гуманитарных и социальных наук нового столетия.  | 
  
 
| 
   Христианский
  социализм  | 
  
  
   направление
  религиозно-общественной мысли, придающее христианству социалистическую
  окраску, воспринимающее Христа как первого социалиста и представляющее
  идеалом общественного строя христианскую демократию. Возник в 30 – 40-х годах 19 в. как разновидность феодального
  социализма и принял разнообразные формы, объединенные христианским
  истолкованием социалистического общественного идеала – надежды на
  установление (посредством веры в спасительную миссию Христа) справедливого
  социального строя, в котором не будет обездоленных, угнетенных, незаслуженно
  обиженных и оскорбленных. Идеи христианского социализма широко распространены
  среди приверженцев всех направлений христианства, они нашли отражение в ряде
  богословских доктрин (например, в теологии революции, теологии освобождения),
  а также в программах христианско-демократических партий. Христианский
  социализм воспринимается верующими как альтернатива светским модификациям
  социализма.   | 
  
 
| 
   Христианская
  философия  | 
  
  
   философия, признающая в качестве истинных христианские
  религиозные представления, и кладущая их в основание всех своих построений.
  Отличается от античной, идеал которой - созерцательный разум, отсутствие
  страстей, апатия, презрение к страху, тем, что ее мироощущение насыщено
  эмоциями. В ней появляется смысл индивидуальной человеческой жизни, как
  обретение спасения и вечного блаженства в Боге. Христ.
  философия начинается с отцов церкви 3 в. (см. также Александрийская философия). Филон Александрийский (ок. 10 - 15 тт. до н.э. - середина 1 в. н.э.) попытался
  соединить греческую и еврейскую философию. Егo
  Логос («Второй Бог») в последствии стал интерпретироваться как Христос.
  Периодизация христианской философии: 1) евангельский (1 в. - середина 2в.) -
  время формирования евангельских текстов и послании апостолов; 2) патристика
  (от лат. pater - отец, 2-4
  вв.) характеризуется творениями Отцов Церкви, разработавших основы
  христианской веры, Символов веры, обрядности, догматов; 3) схоластика (от
  греч. scholastikos - «школьный», VII - XIV вв.) в которой выводы
  рационального постижения христианских истин делаются на основе логики и
  рассуждений в опоре на церковные догмы. Хотя многие отцы церкви отрицали
  философию, она все же утвердилась в церкви, в особенности начиная с
  Августина, как христ. философия. Однако лишь с 13
  в., т.е. с эпохи расцвета схоластики, философия и теология отчетливо
  разделяются: философия выступает как источник «естественного света», а
  теология – как источник «сверхъестественного света». В эпоху Гуманизма и
  Возрождения это различие снова стирается, чтобы в эпоху Реформации уступить
  место резкой вражде между философией и теологией. Позднее христ.
  философия находит продолжение в (тем временем исчезнувшей) протест., а также католич. неосхоластике,
  которая с 1879 по распоряжению папы была снова вызвана к жизни; отсюда
  стало обычным выражение Philosophia perennis.   | 
  
 
| 
   Христианство  | 
  
  
   одна из трех современных мировых религий (наряду с
  исламом и буддизмом). Возникло в I в.н.э. в восточных
  провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных тяжелым
  гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и
  уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, "божественного
  спасителя" – Иисуса Христа (богочеловека). В социальном плане
  христианство было порождено настроениями безысходности, особенно остро
  проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, гнета римского
  владычества. Первоначально христианство было гонимо римскими властями, но в
  начале IV в. стало
  государственной религией Римской империи. Вероучение христианства сложилось
  на основе идей ряда мессианских сект, заимствовавших некоторые элементы
  греко-римской и восточных религий, а также под влиянием античной философии,
  особенно платонизма, стоиков, неоплатонизма. Центральное место в христианстве
  занимает вера в искупительную жертву "сына Божия", Иисуса Христа,
  полного представителя Бога на земле, который был казнен римским наместником
  Иудеи Понтием Пилатом, но затем, якобы, воскресшего из мертвых и вознесенного
  на небо, открывшего тем самым возможность воскрешения своих последователей и
  спасения всех уверовавших. Приверженцы христианства верят во второе
  пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать
  при этом вечное блаженство праведникам и адские муки грешникам. Перенося
  вопрос о достижении счастья в потусторонний мир, объявляя терпение и
  милосердие непременным условием грядущего блаженства, христианство вольно или
  невольно внедряло смирение и покорность, примирение с несправедливыми
  социальными условиями. Священным писанием христиан является Библия, в которой
  обоснованы главные компоненты вероучения и обрядности христианства. Суть
  христианской догматики, сформулированная первыми двумя общецерковными
  (вселенскими) соборами, изложена в Символе веры, который обязывает христиан
  веровать: в единого Бога, выступающего в трех лицах (Троица); в Христа – Сына
  Божия, сошедшего с небес ради спасения человечества и воплотившегося от
  Святого Духа и Девы Марии, принявшего страдания и смерть для искупления людей
  от греха, воскресшего и долженствующего вторично прийти на землю; в святость
  церкви и необходимость крещения; в грядущее воскресение мертвых и вечность
  загробной жизни. Важнейшими элементами обрядности христианства являются 7
  таинств: крещение (приобщение к христианству посредством погружения в воду
  или обливания), миропомазание (передача крещеному благодати Святого Духа
  посредством смазывания различных частей его головы ароматическим веществом –
  миром), евхаристия, или причащение (поедание хлеба и вина, воспринимаемых как
  тело и кровь Христа), покаяние (исповедание верующими своих грехов священнику
  с целью получения через него прощения от Бога), брак (совершение в храме
  венчания), священство (посвящение в сан диакона, священника или епископа),
  елеосвящение, или соборование (помазание больного освященным оливковым маслом
  – елеем). Профессиональные служители христианства – духовенство вместе с
  рядовыми верующими составляют христианскую церковь. Богослужения совершаются
  в храмах и сопровождаются пением или музыкой. На протяжении всей своей
  истории христианство развивалось в обстановке внутренних противоречий,
  обусловленных неоднородностью его социального состава, различными интересами
  его приверженцев, историческими реалиями. Эти противоречия приводили к
  расколам в его рядах, к образованию различных течений, направлений и сект.
  Самыми крупными являлись разделение христианства в 1054 г. на западную
  церковь (католицизм) и восточную (православие), а в XVI в. реформаторское
  антифеодальное и антикатолическое движение привело к возникновению третьей
  разновидности христианства – протестантизму. В свою очередь эти направления
  распадаются на более мелкие течения (конфессии), расходящиеся между собой в
  интерпретации отдельных теологических, культовых вопросов, а также в вопросах
  отношения церкви к государству и власти, но сохраняющие незыблемыми основные
  принципы и догматы христианства. В настоящее время христианство – наиболее
  влиятельная и самая многочисленная (около 2 млрд. приверженцев) религия в
  мире.  | 
  
 
| 
   Хронотоп  | 
  
  
   (греч. chronos – время, topos – место) – «времяпространство», это единство пространственных и временных характеристик существования и развития социальных явлений.  | 
  
 
| 
   Хроноцид  | 
  
  
   (греч. chronos время и
  лат. caedere убивать) - времяубийство,
  насилие над естественным ходом времени, над историей, эволюцией; разрушение
  связи времен, принесение одного времени в жертву другому. Современная история превратила суффикс "цид" - "убийство" - в один из самых
  продуктивных способов словообразования. "Цареубийство, отцеубийство,
  братоубийство, геноцид, экоцид"... Особенно блистательную карьеру сделал
  этот суффикс с тех пор как в  Хроноцид, геноцид и
  экоцид, как правило, связаны прямой линией революционной
  преемственности.   Революция начинается
  хроноцидом, идейным убийством прошлого и настоящего
  во имя абстрактного будущего. Потом революция начинает поглощать жизнь
  реальных людей, переходя в геноцид - убийство целых народов, сословий и
  классов, которым суждено остаться в прошлом, ибо они недостойны будущего.
  Наконец, уставшая революция, отчаявшись дать обещанное и разрушив
  производительные силы общества, подводит себе итог в хищном потреблении и
  истреблении природы - в экоциде. Расправившись со временем, революция
  обрушивается на людей и наконец опустошает живую среду обитания. Обычно
  последствия геноцида и экоцида поддаются более объективному учету -
  демографические потери населения, истощение природных ресурсов... Но начало
  революции - хроноцид, незримый переворот в сознании
  людей, вырывающих себя из живой среды обитания во времени, освобождающих себя
  от прошлого. Или от будущего. Если на заре 20-го века революция
  мыслилась как расправа с проклятым прошлым, прыжок в грядущее царство
  свободы, то на закате века 
  ностальгически освещаются глубины прошлого  и становится влиятельной идея правой,
  обращенной вспять революции. С точки зрения радикального традиционализма,
  представленного наследием Р. Генона, Ю. Эволы и др. теоретиков крайней правой,  "основной задачей является
  Реставрация Интегральной Традиции во всем ее тотальном измерении" (А.
  Дугин). Опять покушение на время, на этот раз - убийство проклятого будущего
  во имя священного прошлого. И как всегда, хроноцид
  вызывает призрак революции - уже не лево-прогрессистской, а фашистской,
  национал-социалистической. Есть три основных формы хроноцида:
  утопическая одержимость будущим ("счастье грядущих поколений"),
  ностальгическая одержимость прошлым ("Великая Традиция") и постмодерная завороженность настоящим ("исчезновение
  времени в синхронической игре означающих"). Три основных модуса времени:
  будущее, прошедшее и настоящее - превращаются в три способа времяубийства, как только один из них абсолютизируется за
  счет других.  | 
  
 
| 
   «Хуайнань-Цзы»  | 
  
  
   («Философы из Хуайнани») — др.-кит.
  письменный памятник синтетического характера, написан во 2 в. до н.э. при
  дворе Хуайнаньского князя Лю
  Аня (179—122 до н.э.). Согласно данным источников, подразделяется на три части:
  «внутреннюю» (21 свиток), «среднюю» (8 свитков) и «внешнюю» (33 свитка); в
  современной редакции состоит из 21 главы, написанной разными авторами. «Х.-ц.» отличается сочетанием различных литературных стилей и
  методов развертывания филос. идей, широко использует «естественную» мифологию
  даосизма и «историзированную» мифологию
  конфуцианства. Памятник синтезирует две традиции развития филос. самосознания
  — даоскую и конфуцианскую. В центре внимания —
  человек, живущий в природном и социальном космосах, которые «Х.-Ц» пытается
  свести в единство. Отсюда проистекает типология человека: «Х.-ц.» выделяет даоского человека недеяния, или
  «естественного человека», конфуцианского деятельного человека и объединяющего
  их мудрого правителя. Соответствующие синтетические характеристики получает и
  филос. дао (см.: Дао и дэ). «Х.-ц.» дает детально разработанные модели филос. космогонии и
  космологии, первый из др.-кит. письменных памятников приводит полную
  развертку спирали элементов архетипа у син и тем
  самым дешифрует генетический код даоской культуры
  дао. Наряду с этим «Х.-ц.» фиксирует приходящиеся на то время достижения
  астрономии, экологии, этнопсихологии, присовокупляет к ним астрологию и
  включает все это в единую концепцию гармонизации и управления государственным
  организмом Поднебесной. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве
  («Хуайнань-цзы» — II в. до н.э.). М., 1979; Хуайнань-цзы. Гл. 1, 2, 7, 9 // Древнекитайская
  философия. Эпоха Хань. М., 1990.  | 
  
 
| 
   Художественная
  форма  | 
  
  
   воссоздание объективной и субъективной реальности в выразительных
  средствах искусства. В искусстве постоянно происходит процесс обновления
  формального аппарата. Вместе с тем здесь наблюдается известная приверженность
  традиционализму. Наряду с новациями искусство, следуя пристрастиям
  художников, зрителей, читателей, слушателей, проводит своеобразный отбор
  наиболее универсальных форм, ценных по целому ряду параметров — емкость,
  концентрированность, изящество, отточенность и т.д. К примеру, со времен И.С.
  Баха сохранились почти неизменными формы фуги, полифонических циклов и т.д. К числу «традиционных» форм в различных видах искусства можно
  отнести: в литературе (поэзии и прозе) форму сонета, романса (исп. романс 17
  в.), элегии, оды, рассказа (т.н. малые формы), повести, романа, многотомного
  литературного цикла (Дж. Джойс, Дж. Голсуорси и др.). В изобразительном
  искусстве не меньшее многообразие: живописная акварель и большое живописное
  полотно, графическая миниатюра и масштабная мозаика, портрет, карикатура и т.д.
  В кино и в театре: короткометражные фильмы и громадные сериалы, небольшие
  пьесы для одного-двух актеров и масштабные опусы типа тетралогии. Многие
  формы традиционны и для музыки: соната, партита, симфония, концерты для самых
  различных инструментов, включая и оркестровые концерты. Х.ф. может
  пониматься двояко. В узком толковании Х.ф. есть
  структура, подразделяющаяся на части, элементы. Так, в музыке соната обычно
  пишется в форме т.н. сонатного allegro,
  включающего, как правило, три части: экспозицию тематического материала, его
  разработку и репризу. Каждую из частей можно рассматривать более детально —
  вплоть до уровня анализа мельчайших микроэлементов. Продолжая иллюстрацию на
  музыкальном материале, можно сказать, что даже такое «мельчайшее» качество
  музыки, как звуковысотность, критик вправе
  рассматривать с т.зр. его функции по отношению к
  художественному замыслу произведения. Расчленение формы на микро- и
  макроуровни необходимо для профессионального анализа «строительного
  материала» искусства и принципов его формирования. В широком понимании Х.ф. является
  средством (или комплексом средств), с помощью которого «формируется»
  художественное содержание произведения. Искусство формотворчества (исключая
  только профессиональный творческий эксперимент) всегда есть искусство формирования
  нового содержания. Художественность формы — самая большая загадка во всей
  феноменологии искусства. Будущее Х.ф. можно связывать с
  пространственно-временной характеристикой (предельное сжатие — гиперразрастание, гиперболизация монументализма
  — микроминиатюризация, предельная краткость — се-риальность),
  с усилением выразительности и изобразительности, иногда до полного их
  слияния, с увеличением роли символизации. Будущность формотворчества во
  многом определяет будущность самого искусства. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927;
  Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957; Каган М.С. Морфология искусств.
  М., 1972. Ч. 1—3; Грановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблема
  музыкального мышления. М., 1974; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.
  М., 1975; Гёте И.В. Об искусстве. М., 1975.  | 
  
 
| 
   Художественное
  видение  | 
  
  
   способ интерпретации искусством картины мира, типа культуры,
  менталитета. Каждая историческая эпоха демонстрирует свой тип Х.в. и вырабатывает соответствующие ему языковые средства.
  При этом возможности художественного воображения на любой исторической стадии
  не беспредельны: каждый художник застает в свою эпоху определенные
  «оптические возможности», от которых он оказывается зависимым. Доминирующие
  представления современников (картина мира) «стягивают» все разноообразие художественных практик в определенный
  фокус, выступают фундаментальной основой культурной онтологии художественного
  сознания (т.е. способов бытия, творческого проявления художественного
  сознания в границах соответствующей культурной общности). Типы Х.в. имеют, т.о., свою историю,
  и их обнаружение может рассматриваться как важнейшая задача эстетики и
  культурологии искусства. Изучение эволюции Х.в.
  способно пролить свет на историю ментальностей, логику развития человечества
  как рода, на стадии общекультурного процесса. Х.в. обнаруживает
  себя прежде всего в форме, в способах построения произведения искусства.
  Именно в приемах художественного выражения отношение художника к модели и к
  действительности раскрывается не как его субъективная прихоть, а как высшая
  форма исторической обусловленности. Вместе с тем на пути изучения типов Х.в., встречавшихся в истории, встает немало проблем.
  Так, нельзя не считаться с тем фактом, что у одного и того же народа в одну и
  ту же эпоху разные типы Х.в. сосуществуют. Эту
  расщепленность, к примеру, можно наблюдать в Италии 15 в., Франции 18 в.,
  России втор. пол. 19 в. Чувство формы, которое является центральным для
  понятия Х.в. так или иначе соприкасается с основами
  национального восприятия. В более широком контексте Х.в.
  может быть осознано как порождающий источник общекультурной ментальности
  эпохи. В этом смысле устойчивые формы Х.в. эпохи
  имеют общий корень, единую основу с общими формами созерцания в обыденном
  сознании и внехудожественном мышлении. Если это
  так, то правомерной является попытка на материале искусства шаг за шагом
  проследить эволюцию разнообразных типов Х.в.,
  которые, будучи выстроены в закономерную последовательность, могли бы пролить
  свет на историю человеческого восприятия в целом (опыты, осуществленные Г. Вёльфлиным и М. Дворжаком). Выявление в творчестве художников, писателей, композиторов
  общности того или иного типа видения позволяет приблизиться к решению задачи
  построения истории искусства без имен. Этапами этой истории могли бы
  выступить специфические типы Х.в., которые в каждую
  эпоху выступают не чем иным, как художественно превращенными формами
  менталитета разных исторических эпох. Фолль К. Опыты
  сравнительного изучения картин. М., 1916; Дворжак М. История итальянского
  искусства в эпоху Возрождения. М., 1978; Кривцун
  О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. М., 1992; Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1994.  | 
  
 
| 
   Художественное
  познание  | 
  
  
   1) познание объективной и субъективной реальности человеком (не
  художником), обладающим врожденной способностью к образному видению мира и
  воспринимающему мир в «прекрасной оболочке», как субъективно-выразительно
  окрашенный (примером такого «видения» может служить модель атома, предложенная
  Н. Бором и охарактеризованная А. Эйнштейном как «работа высшей
  музыкальности»); 2) познание мира художественного, условного, «мнимого» (Л.С.
  Выготский), требующее художественного таланта автора, профессионального
  образования и мастерства. Между окружающим миром и миром художественным лежит
  известная дистанция, выражающаяся в определенной организации произведения,
  подчеркивающей его вне-положенность субъекту восприятия и сохраняющей в то же
  время иллюзию его реальности. По словам Л. Фейербаха, искусство никогда не выдает
  свои творения за действительность. Художественный мир делает произведение
  предметом рефлективного, размышляющего восприятия, что позволяет развести
  оценку действительности и ее художественного изображения, поведения
  «лирического героя» и позиции автора. Художественный мир многомерен, потому Х.п.
  представляет «спектр» возможностей: художественное созерцание, видение, слышание (в т.ч. внутреннее слышание)
  и восприятие. Оно может быть синкретическим, но может быть относительно
  самостоятельным. Проницаемость художественной иллюзии создает эффект
  соприсутствия и соучастия, обеспечивающий для слушателя, зрителя, читателя
  возможность оценки как бы изнутри наблюдаемых событий и переноса ее с
  изображения на реальность.  | 
  
 
| 
   Художественное
  пространство  | 
  
  
   пространство произведения искусства, совокупность тех его
  свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и наделяют
  его характером эстетического. Понятие «Х.п.»,
  играющее центральную роль в современной эстетике, сложилось только в 20 в.,
  хотя обозначаемая им проблематика обсуждается в философии искусства еще с
  античности. В Новое время Х.п. обычно
  отождествлялось с изображенным художником пространством мира: пространство
  картины или гравюры, пространство пластического образа, пространство сцены и
  т.п. истолковывалось как отображение реального, физического пространства. Понятие «Х.п». восходит в своем
  происхождении к живописи, скульптуре, театру и др. видам искусства, в которых
  художественное повествование разворачивается в физическом пространстве. В дальнейшем
  содержание данного понятия расширилось, и оно стало охватывать и те виды
  искусства, которые не разворачиваются непосредственно в таком пространстве
  (литература, музыка и др.). Х.п. является
  интегральной характеристикой художественного произведения. Конкретное решение
  проблемы пространства налагает отпечаток на все используемые художником
  изобразительные средства и представляет собой один из ключевых признаков
  стиля художественного. Особенно выразительно это проявляется в живописи,
  применительно к которой понятие Х.п. проанализировано
  наиболее полно: проблема Х.п. включает в себя не
  только цвет, свет, линию живописного изображения, его глубину и дробность, но
  и динамику, символизм, отношение к канону и т.д. Существенный вклад в осмысление проблемы Х.п.
  внесли О. Шпенглер, П.А. Флоренский, X. Ортега-и-Гасет, М. Хайдеггер, М. Мерло-Лонти
  и др. Шпенглер, первым подчеркнувший важность пространства не только
  для жизни человека, но и для всех видов искусства, коррелировал пространство
  прежде всего с глубиной: «Жизнь, ведомая судьбой, ощущается, пока мы
  бодрствуем, как прочувствованная глубина. Все растягивается, но это еще не
  «пространство», не что-то в себе упроченное, а некое постоянное саморастягивание от подвижной точки «здесь» до подвижной
  точки «там». Переживание мира связано исключительно с феноменом глубины —
  дали или отдаленности... Наверняка «длина и ширина» дают в переживании не
  сумму, а единство и оказываются, осторожно говоря, просто формой ощущения.
  Они представляют чисто чувственное впечатление. Глубина представляет выражение,
  природу; с нее и начинается мир». Как и визуальное пространство, Х.п. радикально отличается, по Шпенглеру, от
  математического (геометрического) пространства: «Мы видим в каждой аллее, что
  параллели сходятся на горизонте. Перспектива западной живописи и совершенно
  отличающейся от нее китайской... основана как раз на этом факте. Переживание
  глубины в неизмеримой полноте ее видов не поддается никакому числовому
  определению. Вся лирика и музыка, вся египетская, китайская, западная
  живопись громко прекословят допущению строго математической структуры
  пережитого и увиденного пространства... «Горизонт», в котором и которым
  всякая историческая картина постепенно переходит в изолирующую плоскость, не
  может быть осмыслен никакой математикой. Каждый мазок кисти пейзажиста
  опровергает утверждения теории познания». Шпенглер называет «способ
  протяженности», разный в случае разных культур, тем «прасимволом
  культуры», из которого можно вывести весь язык ее форм, в частности Х.п., характерное для ее искусства. Сам «прасимвол», проявляющийся не только в формах живописи,
  музыки и поэзии, но и в основных понятиях науки, идеалах этики и т.д., не
  допускает понятийного раскрытия. Оригинальную трактовку Х.п. живописи
  дает Флоренский, утверждающий, что «вопрос о пространстве есть один из
  первоосновных в искусстве». Цель искусства — «символическое знаменование
  первообраза через образ», в силу чего Х.п. должно
  быть символом духовного пространства, пространства «подлинной, хотя и не вторгшейся
  сюда, иной реальности». Искусство не ставит перед собою задачу воссоздания
  действительности на основе прямой перспективы, как полагали художники
  Возрождения; только «рационалистический», сухой и ограниченный ум,
  направленный на ближайшие практические цели, может удовлетвориться такого
  рода внешним подобием. Природное, или видимое, пространство — лишь часть
  целого, большего, не видимого, но знаемого пространства. Истинное искусство
  должно воссоздавать эту пространственную цельность, особый, в себе замкнутый
  мир, поддерживаемый не механическими, а внутренними духовными силами. Именно
  такое Х.п. создавало, на взгляд Флоренского,
  средневековое изобразительное искусство, не дублировавшее действительность и
  вместе с тем дававшее наиболее глубокое постижение ее архитектоники, ее
  материала, ее смысла. Художественными приемами, при помощи которых
  воплощалось такое Х.п., являлись обратная
  перспектива и разноцентренность — построение
  изображения так, как если бы на разные его части глаз смотрел не из одной, а из
  разных точек. Ортега-и-Гасет также противопоставляет геометрическую глубину Х.п., достигаемую с помощью системы прямой перспективы, и
  интуитивную, или содержательную, его глубину. Строгая геометрическая глубина,
  господствовавшая в искусстве в Новое время, является порождением чистого
  разума и вообще не может рассматриваться как художественное начало. Основная
  линия развития искусства — переход от изображения предметов в их телесности и
  осязаемости к изображению ощущений как субъективных состояний (тема импрессионизма)
  и затем переход к изображению идей, содержание которых, в отличие от
  ощущений, ирреально, а иногда и невероятно. «Три названных этапа — это три
  точки одной прямой», ведущей к современной, гораздо более широкой концепции Х.п. Хайдеггер противопоставляет «физически-техническое
  пространство», называемое им также «объективным космическим пространством», и
  подлинное, или глубинное, пространство. Первое является «однородной, ни в
  одной из мыслимых точек ничем не выделяющейся, по всем направлениям равноценной,
  но чувственно не воспринимаемой разъятостью»;
  второе представляет собой простирание, простор, открытость для явлений и
  существования вещей. «Простирание простора несет с собой местность, готовую
  для того или иного обитания». Пространство как «свободный простор» является первофеноменом, не допускающим определения или сведения к
  чему-то иному. В нем осуществляется возможность вещей «принадлежать каждая
  своему «для чего» и, исходя из этого, друг другу». Вещи сами есть места, а не
  просто принадлежат определенному месту. «Место не располагается в заранее
  данном пространстве типа физически-технического пространства. Это последнее
  впервые только и развертывается под влиянием мест определенной области».
  Однако пространство — это не только определенный, наличный, обладающий объемом
  объект; это еще и пустота между объемами, «отсутствие заполненности полостей
  и промежуточных пространств». Х.п., представляющее
  собой «способ, каким художественное произведение пронизано пространством»,
  может быть правильно истолковано только на основе понимания места и области,
  а не на основе физико-технического пространства. Прилагая свои размышления о
  пространстве к скульптуре как «работе с Х.п.»,
  Хайдеггер отмечает, что она не является ни противоборством с пространством,
  ни овладением пространством. «Скульптура — телесное воплощение мест, которые,
  открывая каждый раз свою область и храня ее, собирают вокруг себя свободный
  простор, дающий вещам осуществляться в нем и человеку обитать среди вещей». Мерло-Понти, рассматривая Х.п.
  живописи, сосредоточивает основное внимание на его глубине, на роли в
  создании Х.п. цвета и линии. В живописи Нового
  времени пространство являлось «вместилищем всех вещей»,
  пространством-оболочкой. Средневековый художник, напротив, стремился
  исследовать пространство и его содержимое в совокупности и придавал
  устойчивость построению не с помощью пространственных структур, а прежде
  всего посредством цвета; отдавая предпочтение не пространству-оболочке, а
  цвету-оболочке, он раскалывал форму как скорлупу вещей, стремясь добраться до
  их сути и уже на этой основе воссоздать внешние формы вещей. В глубине Х.п., отмечает Мерло-Понти, есть нечто парадоксальное:
  «...Я вижу предметы, которые скрывают друг друга и которые я, следовательно,
  не вижу, поскольку они расположены один позади другого. То, что я называю
  глубиной, или не означает ничего, или означает мою причастность Бытию без
  ограничений, и прежде всего — пространству вне какой бы то ни было точки
  зрения». Глубина содержит в себе др. измерения и потому не является измерением
  в обычном смысле. «Глубина живописного изображения... происходит неизвестно
  откуда, располагаясь, прорастая на полотне». Проблема интуитивной, или содержательной (но не геометрической),
  глубины является одной из основных в теории Х.п. В
  так понятой глубине оказываются связанными воедино вопросы перспективы,
  дистанции, линии, внешней формы предметов, цвета, тектоники, статики и
  динамики изображенного, воздушной и цветовой перспективы и т.д. Только
  интуитивная глубина может быть характеристикой произведений музыки,
  литературы и т.п. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Флоренский П.А. У
  водоразделов мысли. М., 1990. Т. 2; Ортега-и-Гасет X. О точке зрения в искусстве // Он же. Эстетика.
  Философия культуры. М., 1991; Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992; Хайдеггер М.
  Искусство и пространство // Он же. Время и бытие. М., 1993; Шпенглер О. Закат
  Европы. Т. 1. М., 1993.  | 
  
 
| 
   Художник
    | 
  
  
   субъект творческой деятельности в сфере искусства. Личность X. и
  способность его творческого воображения — стержневые проблемы мировой
  эстетики. Начиная с античности философы отмечали иррациональные, непостижимые
  механизмы художественно-творческого процесса, невозможность выявления
  закономерностей, в соответствии с которыми осуществляется творческий акт.
  Платон шел, в частности, к мысли, что в момент творчества X. не отдает себе
  отчета в том, как он творит. Акт творчества демонстрирует умение X. выйти за
  пределы себя («exstasis», «исступление»), когда его
  душа проникает в мир запредельных сущностей. Экстаз — это в некотором смысле
  безумие, изменение нормального состояния души, но это, по Платону
  «божественное безумие, божественная одержимость» («Ион»). В целом ни объективные, ни субъективные предпосылки, взятые сами
  по себе, не могут служить объяснением творческой продуктивности X. Весь
  комплекс его восприятия, мышления, поведения стимулируется целями творчества
  как высшими в иерархии побудительных мотивов его личности. Достижению этих
  целей способствует, с одной стороны, направленная (осознанная) деятельность
  X., в которую включены его волевые усилия, рациональная оценка намеченных
  целей, т.е. определение того, произведение какого жанра он стремится создать,
  какого объема, в какой срок, ощущение внутренней ответственности за
  результаты и т.д. С др. стороны, едва ли не большее значение в подготовке и
  осуществлении творческого акта X. приобретает т.н. непроизвольная активность.
  Она отмечена непрерывным художественным фантазированием, это своего рода
  внутренняя лаборатория, в которой клубятся, наплывают друг на друга,
  подрастают подспудные переживания и их художественные формы. Этот скрытый от
  глаз, во многом хаотический и непроизвольный процесс вместе с тем не может
  быть оценен как нецелесообразный, выпадающий из сферы мотивации творчества.
  Спонтанной активности X. всегда присуща определенная интенция — своего рода
  намерение, вписанное в природу самого творца, несущее на себе отпечаток
  особой окрашенности его таланта. Уже внутри творческой интенции живет нечто,
  что позволяет выбирать между различными вариантами художественного претворения,
  не апеллируя к сознанию, нечто, что «запускает» творческое действие,
  направляет, регулирует и доводит его до конца. Хрупкое балансирование между интенцией собственного сознания и
  той мерой, которую диктует природа самого предмета — механизм, объясняющий
  взаимодействие в каждый отдельный момент сознательных усилий X. и его
  непроизвольной активности. Интенциональность
  творческого сознания X. позволяет ему смотреть на себя как на своеобразный
  словарь, в котором уже предуготовлены главные темы и способы их претворения. В 20 в. активно изучалась проблема взаимовлияния творческой и
  бытийной биографии X., позволяющего осмыслить его как особый психологический
  тип. Поскольку творческий процесс не является выделенной сферой, а составляет
  единое целое с жизненным процессом X., постольку не только собственно
  творческая активность, но и разные формы бытийной активности X. сопряжены с
  целями одного типа: созданием произведения искусства, возделыванием
  благоприятной для этого почвы, изобретением особых условий, стимулирующих
  художественное открытие. Устойчивые состояния, которые провоцирует
  художественно-творческий акт, и определяют своеобразие личности X. Одно из
  главных состояний, сопровождающих творчество любого мастера, — способность и
  потребность жить в вымышленных ролях, непрерывная самоидентификация то с
  одним, то с др. персонажем. Когда эта потребность безостановочного вживания
  становится системой, она создает своеобразную надстройку над жизнью и ставит
  X. в трудное положение. Он должен последовательно переходить от
  действительности к вымыслу и от вымысла к действительности, и такая смена
  положений, одновременное обладание сразу несколькими формами существования
  вносит в его сознание заметную дисгармонию. Др. важный компонент творчества —
  необходимость достигать колоссальной концентрации сил в момент создания
  произведения. Кумулятивным следствием постоянной концентрации, «собирания
  себя», удержания высокой амплитуды чувств являются повышенная
  впечатлительность, нервность, а порой неуравновешенная экзальтация, принимающая
  иногда болезненные формы. Накопление наблюдений об этих состояниях уже в
  начале 20 в. дало повод для возникновения многочисленных исследований,
  трактующих психическую патологию как имманентную составляющую гения (Ч. Ламброзо и др.). Творец как самобытная личность все время меняет «формулу» своего
  существования, демонстрирует отсутствие прикрепленности к одному видению,
  одной позиции, одной, не вызывающей сомнения, идее. Его неостановимый переход
  от одного состояния к др. и представляет собой собственно человеческое бытие
  культуры. В психологическом феномене X. концентрируется, т.о.,
  ряд жизненно важных характеристик, которые пусть в малой степени, но
  присутствуют в любом человеке и которые способны объяснить смену ролевых
  установок, тягу к жизни в воображаемом мире, творческие порывы и потребности. Особая сфера изучения феномена X. — анализ эволюции его статуса
  в истории разных национальных культур; выявление исторических вех и этапов
  становления его самосознания, обретения X. собственной социальной идентичности. Аронсон М., Рейсер С. Литературные
  кружки и салоны. Л., 1929; Искусство и художник в зарубежной новелле XIX
  века. Л., 1985; Мазепа В.И., Михалев В.П. Культура художника. Киев, 1988;
  Гончаренко Н.Ф. Гений в искусстве и науке. М., 1990; Кривцун
  О.А. Эстетика. М., 1998.  | 
  
 
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21