Хадж |
паломничество к главной святыне
исламского мира – мекканскому храму Каабе – которое
должен совершить каждый состоятельный мусульманин. Если средства не позволяют
мусульманину совершить такое паломничество, он должен послать вместо себя «заместителя»
(вакиля аль-хаджж). Хадж совершается в месяц зульхиджа по лунному календарю и состоит из серии обрядов
(манасик). Караваны паломников прибывают в Мекку к
7 числу месяца зуль-хиджда и прежде всего совершают
очистительный обряд принятия ихрама (омовение,
стрижка волос, обрезание ногтей). Ихрамом
называется также одежда, надеваемая в состоянии ритуальной чистоты при
вступлении на Священную землю. Она состоит из двух кусков чистой белой
полотняной материи, до которой не дотрагивалась игла. Одним куском
опоясываются, а другим прикрывают спину и грудь, накидывая его на левое плечо
и завязывая на правом боку. Голова не покрыта (для женщин обязательно покрывало),
на ноги надевают сандалии. Вступление в состояние ихрама
знаменуется произнесением особого обращения к Аллаху (тальбийа):
«Ляббейка Лляхумма ляббейка, Ляббейка ля шарика ляка ляббейка, инна ль-хамда уа н-нимата ляка уа ль-мулька ля шарика ляка».
(«Вот я перед Тобой, Боже! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот я
перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!»)
Произнесение этой формулы
обязательно при вступлении в Мекку и при посещении всех главных святынь
паломничества. В это время запрещено торговать, исполнять супружеские обязанности,
проливать кровь, бриться, стричься, мыться мылом, умащиваться благовониями.
Выход из состояния ихрама осуществляется
посредством обрезания волос. Перед хаджем обычно совершается умра – малое паломничество, которое можно совершить и в
любое другое время, предпочтительней всего в месяц рамадан, раджаб и особенно зуль-хиджа,
когда «умра совершается совместно с хаджем. Во
время малого паломничества паломник входит на территорию аль-Масжид аль-Харам, обходит Каабу (таваф – араб. «обход,
хождение вокруг»), молится, пьет воду из Замзама и семь раз пробегает между
холмами Сафа и Марва (са'й). Если за умрой не следует
хадж, то паломник выходит из состояния ихрама. 7-го числа зу-ль-хидкяа происходит торжественная проповедь (хутба) в
мечети Каабы, и в тот же вечер или на следующее утро паломники покидают
Мекку. Следующего, 8-го числа процессия паломников шествует через долины Мина
и Муздалиф к долине Арафат, где они проводят ночь в
молитвах и благочестивых размышлениях. В полдень следующего, 9-го дня зуль-хиджжа приступают к центральному и наиболее
торжественному обряду хаджа – стоянию на горе Арафат (вукуфу),
которое символизирует предстояние перед ликом
Аллаха. Вукуф продолжается до захода солнца.
Главный имам мекканской мечети въезжает на белом
коне на холм и с его вершину читает хутбу и возносит мольбы к Всевышнему. Как
только солнце исчезает за горами, наступает ифада:
все спешат под звуки музыки и выстрелов в долину Муздалиф.
Здесь, у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы и
паломники, устраиваясь на ночлег, собирают камешки, чтобы побить ими три
каменные колонны, олицетворяющие языческих идолов, стоявших до Пророка в долине Мина. Утром 10-го числа после молитвы и
проповеди, паломники направляются в долину Мина, где каждый бросает в столбы,
символизирующие Иблиса, семь камешков, подобранных накануне в Мудзалифе. За этим следует жертвоприношение животных –
овец, коз или верблюдов, которых покупают тут же у торговцев. Мясо жертвы
должно раздаваться бедным, а излишки остаются на месте. В последнее время
жертвы заменяются уплатой определенной суммы денег на богоугодные дела. Этот
день считается важнейшим мусульманским праздником «Ид аль-Адха»
и отмечается во всем мусульманском мире. Затем, обрив голову или срезав прядь
волос, паломники направляются в Мекку для совершения последнего тавафа. После
этого хадж считается законченным. |
Хаос |
(от греч. chainein – зиять) – 1) буквально
открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное
состояние вещей; в древнегреч. космогонии –
первобытное состояние или первовещество, из
которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос (см.
также Hyle). В античной мифологии и философии термин,
означающий темную мощь творящей природы, могущественную основу космической
жизни, неупорядоченную первопотенцию мира. Такой
хаос русская философия называла творческим, родным, хотя и страшным. Это
положительный смысл хаоса. В отрицательном значении он означает жизнь, из
которой изъят смысл, логос. Такой хаос пустой, ничего не рождающий,
превращающий жизнь в неистинное бытие. 2) Неорганизованная
реальность; беспорядочное, бесформенное состояние мира или каких-либо
процессов; неупорядоченная бессистемность как первоначальное состояние
будущей системности и определенности. Данное состояние активно изучается
современной физикой, теорией систем, синергетикой и другими областями знания.
В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода,
основанного на идее креативной самодостаточности хаоса, заключающейся в
способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые
организационные порядки на уровне макроструктур (хаос как фактор самоструктурирования нелинейной среды: "порядок из
хаоса", по определению И.Пригожина и И.Стенгерс). В древнегреческой мифологии — зияющее,
мрачное и беспредельное пустое пространство, первобытный мрак,
предшествовавший сотворению мира. |
Характер
|
(греч. Charakter
— черта, особенность) — 1) особенность поведения человека, проявляющаяся в
его манерах, поступках и складе ума. Характер определяет все происходящие в
человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним
влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В
цельности характера состоит совершенство человека (Кант). Кант различает
характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся,
«эмпирический»; первый соответствует возвышающейся над природой
нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями. Гёте в
своем стихотворении «Орфические первоглаголы» в
поэтической форме изобразил спор между характером и судьбой. С точки зрения
современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке
ценностей личности. Следовательно, характер это совокупность
отличительных черт, образующих психологическое или моральное лицо личности
или группы. Различные тесты позволяют классифицировать характеры, изучая специфические
реакции на неудачу (гнев, шутка и т.д.). Основная проблема состоит в распознавании
причин, приводящих к образованию того или иного характера: прежде всего, это
темперамент, являющийся нашей психологической данностью. В действительности
темперамент, детство, воспитание, опыт – это элементы, используемые нашей
свободой. Наша психологическая и моральная жизнь может эволюционировать и
прогрессировать бесконечно. Мы можем формировать свой характер, вырабатывая его
определенные навыки и таким способом, изменяя свою личность. 2)
совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления. |
Характера
отклонения |
все, что относится к
характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным характером,
т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»), трудность
которого выражена анормальным ««поведением» или ««манерой держаться»,
семейной, школьной и социальной неадаптированностью.
Различают два вида объясняющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для
которой характер и его аномалии (фобии, наваждения, чрезмерная
импульсивность, все заболевания эндокринного происхождения) – врожденные, т.е.
наследственные; 2) «психогенетические» теории, отличающиеся большей глубиной
и конкретностью, по которым отклонения – результат положения, в котором жил
ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли нищеты,
жилищных проблем. Хелер заметил, что большинство
трудновоспитуемых детей выросли в неблагополучных семьях; аномалии могут
иметь своей причиной нехватку любви или даже враждебность одного из
родителей. Случаи «преступности мало летник» резко возрастают после войн и
социальных потрясений. Различают легкие отклонения характера, сопровождающие
недомогания, остановку половой жизни или появление признаков старости, и
перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими» отклонениями.
У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с детства: мания
величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность, экзальтации,
страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с неуравновешенным
характером – это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в жизни и довольствоваться
тем, чем он является. Реадаптация, которая обычно
легка для ребенка (психологический анализ, смена среды), трудна для взрослого
(курс психоанализа часто оказывается недостаточным). все, что относится к
характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным характером,
т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»), трудность
которого выражена анормальным ««поведением» или ««манерой держаться»,
семейной, школьной и социальной неадаптированностью.
Различают два вида объясняющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для
которой характер и его аномалии (фобии, наваждения, чрезмерная
импульсивность, все заболевания эндокринного происхождения) – врожденные, т.е.
наследственные; 2) «психогенетические» теории, отличающиеся большей глубиной
и конкретностью, по которым отклонения – результат положения, в котором жил
ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли нищеты,
жилищных проблем. Хелер заметил, что большинство
трудновоспитуемых детей выросли в неблагополучных семьях; аномалии могут
иметь своей причиной нехватку любви или даже враждебность одного из
родителей. Случаи «преступности мало летник» резко возрастают после войн и
социальных потрясений. Различают легкие отклонения характера, сопровождающие
недомогания, остановку половой жизни или появление признаков старости, и
перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими» отклонениями.
У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с детства: мания
величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность, экзальтации,
страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с неуравновешенным
характером – это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в жизни и довольствоваться
тем, чем он является. Реадаптация, которая обычно
легка для ребенка (психологический анализ, смена среды), трудна для взрослого
(курс психоанализа часто оказывается недостаточным). |
Характерология |
наука о характерах. Термин
создан Вундтом. Характерология изучает образование характеров и их
классификацию. Классификация составляется с помощью тестов, т.е. испытаний;
наибольшей известностью пользуется тест Роршаха:
чернильные пятна расплющиваются между двумя листами бумаги и спрашивается,
что напоминают эти пятна. Используя «решетки» чрезвычайно сложных тестов, Вьерзма и Гейманс составили
самую знаменитую классификацию. Она основана на: 1) эмоциональности; 2)
активности; 3) первичности и вторичности (первичен тот, кто живет настоящим
моментом, вторичен тот, в ком пережитое оставляет след и глубокий отзвук и
кого поэтому опыт прошлого всегда сдерживает. В более общей классификации
различают просто «интровертные» (повернутые внутрь)
и «экстравертные» характеры (общительные и открытые миру, вплоть до полного
отсутствия интроверсии). Например, тот, кто, глядя на картину или спектакль,
особенно чувствителен к движению, принадлежит к типу «интроверта» с шизоидной
склонностью (например, картина Ван Гога «Кипарисы» словно создана для такой
интерпретации); тот же, кто особенно чувствителен к цвету – экстраверт; тот,
кто замечает прежде всего форму вещей, представляет тип эрудированного,
меланхолического ума. Уравновешенный тип будет одинаково чувствителен и к
движению, и к форме, и к цвету (таким представляется Леонардо да Винчи). Противоположность
между интровертом и экстравертом, по сути, та же, что существует между
сферами литературы и науки. |
Харизма |
(от греч. charisma – милость, божественный дар) – наделённость
какого-либо видного лица – политического или общественного деятеля,
проповедника, пророка, а также какого-либо социального института, символа и
т.д. качествами исключительности, сверхъестественности, святости,
непогрешимости и т.д., чтобы оказывать влияние на
большие массы людей, становящиеся его приверженцами. Харизма, как правило, считается не приобретенным
качеством, а именно данным, "даруемым" высшими силами, природой.
Она характеризует человека как бы изначальной "отмеченностью".
Термин "харизма" был первоначально употреблен в социальных
концепциях Трельча, Вебера в связи с характеристиками
социального и политического лидерства. Основанная
на аффективных или эмоциональных чувствах, а также на вере в экстраординарные
персональные качества лидера, такая власть является одним из трех основных типов
легитимного авторитета (или политической легитимности), выявленных Максом
Вебером. Данное понятие первоначально имело чисто религиозный смысл, означая
"милостивый подарок", и все еще употребляется по отношению к лицам
(в некоторых случаях к группам верующих), претендующих на обладание особыми
способностями, например, бойко говорить, исцелять и т.д. |
Хасидизм |
(от древнеевр. chassid
благочестивый) – движение в иудаизме, распространенное среди евр. населения
Волыни, Галиции и Подолии; возникло в 17 в., ставило себе целью добиться
самостоятельности евр. религии. Согласно этому учению, благочестивые евреи
должны отличаться не суровым следованием закону и не аскетизмом, а веселием
сердца (абода), благоговением (кавана)
и смирением (шифлут). Хасидизм учит, что смысл
любви к ближнему заключается не в том, что от нас ее требует Бог и мы следуем
его велению, а в том, что мы через нее приходим к Богу...
Учение хасидизма является завершением евр. религии. И она возвещает
каждому: «Ты должен действовать сам. Бытие станет для тебя бессмысленным,
если ты не войдешь в него сам, деятельно и любовно, и не найдешь в нем смысла
для себя; через тебя все освещается, т.е. раскрывается в своем значении и
осуществляется» (M. Buber. An der
Wende, 1952). |
Хилиазм |
(греч. chilioi
— тысяча) — религиозно-мистическое учение о тысячелетнем земном царствовании
Господа Иисуса Христа, которое будет предшествовать концу света (в наше время
хилиазм характерен для иеговистов, адвентистов и других сектантов). Хилиазм
основывается на откровении Иоанна (20, 4). В свое время против хилиазма выступал
Ориген, в то время как Августин учил, что
тысячелетнее царство началось уже с рождением Христа. В средние века хилиазм
ожил и получил развитие в различных учениях, гл. о. в учении Иоахима Флорского,
новокрещенцев и гусситов, в Новое время – в
пиетизме и теософии (см. Эйтингер). В
строго библейских сектах он существует еще и поныне (напр., свидетели
Иеговы). |
Хинаяна |
(малая колесница или узкий
путь спасения): направление буддизма. С точки зрения хинаяны, мир и «я» –
нереальны, а реальными, являются лишь дхармы – психофи-,
зические элементы безличного жизненного процесса.
Душа не выступает самостоятельной духовной сущностью, ибо тоже состоит из
ежесекундно вспыхивающих и угасающих дхарм. Духовное самосовершенствование
преследует в хинаяне цель личного спасения. Ее идеалом является архат
(«достигший конечной цели»), который мало беспокоится о совершенстве других.
Будда в хинаяне – учитель совершенства, объект подражания и почитания, однако
в ней нет сложного культа и религиозной организации; они заменены жизнью в
монашеской общине. |
Хиромантия |
(от греч. cheir – рука и logos – учение и manteia – гадание) – толкование по линиям
и бугоркам ладони, позволяющее предсказать судьбу человека; искусство чтения
руки. |
Хирономика |
(от греч. cheir – рука и gnome – знание) – учение о том, что руки выражают
содержание души. |
Хокку |
(япон.):
верхнее трехстишие танки, выделившееся в самостоятельный вид поэзии; состоит
из 17 слогов (чередование 5 – 7 – 5 слогов). В основном хокку – лирическое
стихотворение о природе, в котором непременно указывается время года.
Круговорот времени года – изменчивый, подвижный фон, на, котором яснее
прорисовываются, сложная душевная жизнь человека и непостоянство человеческой
судьбы. Поэтическая форма хокку предполагает постижение печального очарования
преходящей жизни, места человека в природе и обществе, единого изначального
Пути всего сущего. Классиком хокку по праву считается великий японский поэт
Басе (1644 – 1694): Луна или утренний снег... Любуясь прекрасным, я жил,
как хотел. Вот так и кончаю год. |
Холерик |
(от греч. chole жёлчь, гнев) – тип характера, основные характеристики которого – эмоциональность,
склонность к быстрому действию, вспыльчивость и отсутствие у личности
глубокого отклика на происходящие события: первичный характер (пример –
Дантон). |
Холизм |
(от греч. holon – целое) философия целостности, методологический
принцип, согласно которому целое обладает безусловным приоритетом перед
своими частями («Целое – все, часть – ничто»). Это понятие введено южноафр.
генералом Я. Смэтсом в его произв. «Holism and Evolution» (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном («The philosophical basis of biology», 1931). Холизм
исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности – и в
качественном, и в организационном отношении, – целостности, обнимающей собой
область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и
самой рациональной – физической действительности и опирающийся на положение: "Целое больше
суммы его частей"; все эти области представляют собой упрощение и
обособление этой охватывающей целостности. Высшей формой целостности холистического типа
является человеческая личность, где происходит синтез объективного и
субъективного, духовного и материального. В онтологии
приобретает форму крайнего реализма в решении проблемы универсалий, в
гносеологии – рационализма и панлогизма. В социальной философии и этике, как
правило, порождает доктрины ригоризма, коллективизма, в крайних вариантах –
тоталитаризма. Был характерен для античной космоцентрической
философии, исходившей из принципа подхода к любому онтологическому феномену
(в т.ч. и к человеку – в доктрине связи микро- и макрокосма) как к отдельной
части Космоса в целом, как к частному случаю Бытия вообще. Наиболее отчетливо
методология Х. проявляется в социальной философии Платона и антропологии
стоиков. В современной методологии науки, теории самоорганизации
биологических и социальных систем, в синергетике идеи Х. развиваются в связи
с критикой методологического редукционизма (целое – функция своих частей, как
в механицистском учении о природе Р. Декарта, в
котором как автоматы рассматриваются даже животные, организм которых – просто
более сложный механизм, чем обычные физические конструкции и механизмы), в контексте
развития учения об интегральных качествах (которыми обладает целое, но не
обладают его части) и их природе. Здесь используются такие понятия, как
«автономия целостности», «качественная самодостаточность целого» и т.д. |
Христианский
социализм |
направление
религиозно-общественной мысли, придающее христианству социалистическую
окраску, воспринимающее Христа как первого социалиста и представляющее
идеалом общественного строя христианскую демократию. Возник в 30 – 40-х годах 19 в. как разновидность феодального
социализма и принял разнообразные формы, объединенные христианским
истолкованием социалистического общественного идеала – надежды на
установление (посредством веры в спасительную миссию Христа) справедливого социального
строя, в котором не будет обездоленных, угнетенных, незаслуженно обиженных и
оскорбленных. Идеи христианского социализма широко распространены среди
приверженцев всех направлений христианства, они нашли отражение в ряде
богословских доктрин (например, в теологии революции, теологии освобождения),
а также в программах христианско-демократических партий. Христианский
социализм воспринимается верующими как альтернатива светским модификациям
социализма. |
Христианская
философия |
философия, признающая в качестве истинных христианские
религиозные представления, и кладущая их в основание всех своих построений.
Отличается от античной, идеал которой - созерцательный разум, отсутствие
страстей, апатия, презрение к страху, тем, что ее мироощущение насыщено
эмоциями. В ней появляется смысл индивидуальной человеческой жизни, как
обретение спасения и вечного блаженства в Боге. Христ.
философия начинается с отцов церкви 3 в. (см. также Александрийская философия). Филон Александрийский (ок. 10 - 15 тт. до н.э. - середина 1 в. н.э.) попытался
соединить греческую и еврейскую философию. Егo
Логос («Второй Бог») в последствии стал интерпретироваться как Христос.
Периодизация христианской философии: 1) евангельский (1 в. - середина 2в.) -
время формирования евангельских текстов и послании апостолов; 2) патристика
(от лат. pater - отец, 2-4
вв.) характеризуется творениями Отцов Церкви, разработавших основы
христианской веры, Символов веры, обрядности, догматов; 3) схоластика (от
греч. scholastikos - «школьный», VII - XIV вв.) в которой выводы
рационального постижения христианских истин делаются на основе логики и
рассуждений в опоре на церковные догмы. Хотя многие отцы церкви отрицали
философию, она все же утвердилась в церкви, в особенности начиная с
Августина, как христ. философия. Однако лишь с 13
в., т.е. с эпохи расцвета схоластики, философия и теология отчетливо
разделяются: философия выступает как источник «естественного света», а
теология – как источник «сверхъестественного света». В эпоху Гуманизма и
Возрождения это различие снова стирается, чтобы в эпоху Реформации уступить
место резкой вражде между философией и теологией. Позднее христ.
философия находит продолжение в (тем временем исчезнувшей) протест., а также католич. неосхоластике,
которая с 1879 по распоряжению папы была снова вызвана к жизни; отсюда
стало обычным выражение Philosophia perennis. |
Христианство |
одна из трех современных мировых религий (наряду с
исламом и буддизмом). Возникло в I в.н.э. в
восточных провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных
тяжелым гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и
уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, "божественного
спасителя" – Иисуса Христа (богочеловека). В социальном плане
христианство было порождено настроениями безысходности, особенно остро
проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, гнета римского
владычества. Первоначально христианство
было гонимо римскими властями, но в начале IV в. стало государственной религией Римской империи. Вероучение
христианства сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимствовавших
некоторые элементы греко-римской и восточных религий, а также под влиянием
античной философии, особенно платонизма, стоиков, неоплатонизма. Центральное
место в христианстве занимает вера в искупительную жертву "сына
Божия", Иисуса Христа, полного представителя Бога на земле, который был
казнен римским наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем, якобы,
воскресшего из мертвых и вознесенного на небо, открывшего тем самым
возможность воскрешения своих последователей и спасения всех уверовавших.
Приверженцы христианства верят во второе пришествие Христа на землю для того,
чтобы судить живых и мертвых, даровать при этом вечное блаженство праведникам
и адские муки грешникам. Перенося вопрос о достижении счастья в потусторонний
мир, объявляя терпение и милосердие непременным условием грядущего
блаженства, христианство вольно или невольно внедряло смирение и покорность,
примирение с несправедливыми социальными условиями. Священным писанием христиан является Библия, в которой обоснованы
главные компоненты вероучения и обрядности христианства. Суть христианской
догматики, сформулированная первыми двумя общецерковными (вселенскими)
соборами, изложена в Символе веры, который обязывает христиан веровать: в
единого Бога, выступающего в трех лицах (Троица); в Христа – Сына Божия,
сошедшего с небес ради спасения человечества и воплотившегося от Святого Духа
и Девы Марии, принявшего страдания и смерть для искупления людей от греха,
воскресшего и долженствующего вторично прийти на землю; в святость церкви и
необходимость крещения; в грядущее воскресение мертвых и вечность загробной
жизни. Важнейшими элементами обрядности христианства являются 7 таинств:
крещение (приобщение к христианству посредством погружения в воду или
обливания), миропомазание (передача крещеному благодати Святого Духа посредством
смазывания различных частей его головы ароматическим веществом – миром),
евхаристия, или причащение (поедание хлеба и вина, воспринимаемых как тело и
кровь Христа), покаяние (исповедание верующими своих грехов священнику с
целью получения через него прощения от Бога), брак (совершение в храме
венчания), священство (посвящение в сан диакона, священника или епископа),
елеосвящение, или соборование (помазание больного освященным оливковым маслом
– елеем). Профессиональные служители христианства – духовенство вместе с
рядовыми верующими составляют христианскую церковь. Богослужения совершаются
в храмах и сопровождаются пением или музыкой. На
протяжении всей своей истории христианство развивалось в обстановке
внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его социального
состава, различными интересами его приверженцев, историческими реалиями. Эти
противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных
течений, направлений и сект. Самыми крупными являлись разделение христианства
в 1054 г. на западную церковь (католицизм) и восточную (православие), а в XVI
в. реформаторское антифеодальное и антикатолическое движение привело к
возникновению третьей разновидности христианства – протестантизму. В свою
очередь эти направления распадаются на более мелкие течения (конфессии),
расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологических, культовых
вопросов, а также в вопросах отношения церкви к государству и власти, но
сохраняющие незыблемыми основные принципы и догматы христианства. В настоящее
время христианство – наиболее влиятельная и самая многочисленная (около 2
млрд. приверженцев) религия в мире. |
Хронотоп |
(греч. chronos – время, topos – место) – «времяпространство», это единство пространственных и временных характеристик существования и развития социальных явлений. |
Художник
|
творческий работник в профессиональном искусстве. Создавая ценности в специальной духовной сфере деятельности, профессиональный художник вовлекает читателя, зрителя, слушателя в совместное продуктивное воображение, ведет с ним «внутренний диалог», развивает способность общения. Соответственно художник должен быть творчески одаренным, обладать развитой интуицией, фантазией, которые выступают в единстве с мастерством и сложившимся мировоззрением. |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21