Хадж |
паломничество к главной
святыне исламского мира – мекканскому храму Каабе –
которое должен совершить каждый состоятельный мусульманин. Если средства не
позволяют мусульманину совершить такое паломничество, он должен послать
вместо себя «заместителя» (вакиля аль-хаджж). Хадж
совершается в месяц зульхиджа по лунному календарю
и состоит из серии обрядов (манасик). Караваны
паломников прибывают в Мекку к 7 числу месяца зуль-хиджда
и прежде всего совершают очистительный обряд принятия ихрама
(омовение, стрижка волос, обрезание ногтей). Ихрамом
называется также одежда, надеваемая в состоянии ритуальной чистоты при
вступлении на Священную землю. Она состоит из двух кусков чистой белой
полотняной материи, до которой не дотрагивалась игла. Одним куском
опоясываются, а другим прикрывают спину и грудь, накидывая его на левое плечо
и завязывая на правом боку. Голова не покрыта (для женщин обязательно
покрывало), на ноги надевают сандалии. Вступление в состояние ихрама знаменуется произнесением особого обращения к
Аллаху (тальбийа): «Ляббейка
Лляхумма ляббейка, Ляббейка ля шарика ляка ляббейка, инна ль-хамда уа н-нимата ляка уа ль-мулька ля шарика ляка». («Вот я перед Тобой, Боже! Вот я перед Тобой! Нет
у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и
могущество! Нет у Тебя сотоварища!») Произнесение этой формулы
обязательно при вступлении в Мекку и при посещении всех главных святынь
паломничества. В это время запрещено торговать, исполнять супружеские
обязанности, проливать кровь, бриться, стричься, мыться мылом, умащиваться
благовониями. Выход из состояния ихрама
осуществляется посредством обрезания волос. Перед хаджем обычно совершается умра – малое паломничество, которое можно совершить и в
любое другое время, предпочтительней всего в месяц рамадан, раджаб и особенно зуль-хиджа,
когда «умра совершается совместно с хаджем. Во
время малого паломничества паломник входит на территорию аль-Масжид аль-Харам, обходит Каабу (таваф – араб. «обход,
хождение вокруг»), молится, пьет воду из Замзама и семь раз пробегает между
холмами Сафа и Марва (са'й). Если за умрой не следует
хадж, то паломник выходит из состояния ихрама. 7-го числа зу-ль-хидкяа происходит торжественная проповедь (хутба) в
мечети Каабы, и в тот же вечер или на следующее утро паломники покидают
Мекку. Следующего, 8-го числа процессия паломников шествует через долины Мина
и Муздалиф к долине Арафат, где они проводят ночь в
молитвах и благочестивых размышлениях. В полдень следующего, 9-го дня зуль-хиджжа приступают к центральному и наиболее
торжественному обряду хаджа – стоянию на горе Арафат (вукуфу),
которое символизирует предстояние перед ликом
Аллаха. Вукуф продолжается до захода солнца.
Главный имам мекканской мечети въезжает на белом
коне на холм и с его вершину читает хутбу и возносит мольбы к Всевышнему. Как
только солнце исчезает за горами, наступает ифада:
все спешат под звуки музыки и выстрелов в долину Муздалиф.
Здесь, у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы и
паломники, устраиваясь на ночлег, собирают камешки, чтобы побить ими три
каменные колонны, олицетворяющие языческих идолов, стоявших до Пророка в долине Мина. Утром 10-го числа после молитвы и
проповеди, паломники направляются в долину Мина, где каждый бросает в столбы,
символизирующие Иблиса, семь камешков, подобранных накануне в Мудзалифе. За этим следует жертвоприношение животных –
овец, коз или верблюдов, которых покупают тут же у торговцев. Мясо жертвы
должно раздаваться бедным, а излишки остаются на месте. В последнее время
жертвы заменяются уплатой определенной суммы денег на богоугодные дела. Этот
день считается важнейшим мусульманским праздником «Ид аль-Адха»
и отмечается во всем мусульманском мире. Затем, обрив голову или срезав прядь
волос, паломники направляются в Мекку для совершения последнего тавафа. После
этого хадж считается законченным. |
Хаос |
(от греч. chainein – зиять) – 1) буквально
открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние
вещей; в древнегреч. космогонии – первобытное
состояние или первовещество, из которого возник или
был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос (см. также Hyle). В античной мифологии и философии термин, означающий темную мощь
творящей природы, могущественную основу космической жизни, неупорядоченную первопотенцию мира. Такой хаос русская философия называла
творческим, родным, хотя и страшным. Это положительный смысл хаоса. В
отрицательном значении он означает жизнь, из которой изъят смысл, логос.
Такой хаос пустой, ничего не рождающий, превращающий жизнь в неистинное
бытие. 2) Неорганизованная
реальность; беспорядочное, бесформенное состояние мира или каких-либо
процессов; неупорядоченная бессистемность как первоначальное состояние
будущей системности и определенности. Данное состояние активно изучается
современной физикой, теорией систем, синергетикой и другими областями знания.
В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода,
основанного на идее креативной самодостаточности хаоса, заключающейся в
способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые
организационные порядки на уровне макроструктур (хаос как фактор самоструктурирования нелинейной среды: "порядок из
хаоса", по определению И.Пригожина и И.Стенгерс). В древнегреческой мифологии — зияющее,
мрачное и беспредельное пустое пространство, первобытный мрак,
предшествовавший сотворению мира. |
Хаптика |
(haptics, от греч. haphe осязание) - наука об осязании и прикосновении, о
коже как органе восприятия, о тактильных формах деятельности и самовыражения. Слово "хаптика"
(и соответствующее прилагательное "хаптический"),
образовано от греческого слова haphe
(осязание) и haptikos (осязательный, тактильный),
которые в свою очередь образованы от haptesthai (трогать, хватать). Например, у Аристотеля
можно прочитать: "Осязание же (haphe)
получается от непосредственного соприкосновения (haptesthai)
с предметами, поэтому оно и носит это название. Хотя и остальные органы
чувств воспринимают путем соприкосновения, но через иное. По-видимому, только
осязание воспринимает непосредственно (di'hautes)". Созвучие с просторечным глаголом "хапать"
усиливает шанс этого ученого термина на вхождение в русский язык. К тому же
есть основания предполагать этимологическую связь греческого haphe и русского "хапать": последнее имеет
аналогию не только в ряде славянских языков (чешское chapati,
хватать, польское chapac, хватать), но и в
романо-германских. Макс Фасмер толкует
"хапать" как возможное продолжение индоевропейского "khap", родственное латинскому "capio, capere", брать,
верхненемецкому happig, жадный, нижненемецкому happen, жадно хватать. К этому можно добавить английское capture,
схватить, поймать, взять в плен. В хаптике как научной
дисциплине можно выделить (1) психологическую, (2) техническую и (3) эстетическую
ветви. 1. Психохаптика - самая
ранняя по времени возникновения; еще в начале 20-го века стали появляться
экспериментальные исследования по психологии восприятия, в том числе
тактильного. Классической считается книга Дэвида Каца "Мир касания"
(1925). Но еще раньше появился учебник Титченера по
психологии (1910), где уделяется внимание осязательным перцепциям.
Современная классика - книга Эшли Монтагю "Прикосновение. Человеческий
смысл кожи" (1986), где прослеживается значимость осязания, в частности,
тактильных контактов ребенка с родителями, для формирования личности. Психологическое
направление в хаптике граничит, с одной стороны, с
педагогикой, теорией воспитания, с другой стороны, с гуманистической
психотерапией и холистской медициной
("целостным целительством"). 2. В последние двадцать лет хаптика
стала популярна в исследованиях, посвященных проблемам искусственного
интеллекта и виртуальной реальности. Чувство осязания оказывается важнейшим и
сложнейшим для воссоздания компонентом виртуальной среды, которая должна
создавать полную иллюзию реальности и воздействовать на все органы чувств. Да
и искусственный разум оказывается не слишком разумным, если он отключен от
тех тактильных перцепций и операторов, которые лежат в основе концептуальных
систем: твердое - мягкое, тяжелое - легкое, холодное - горячее, гладкое -
шершавое... Только так, "наощупь," воспринимаются важнейшие
параметры окружающего мира. В работе над компьютерными симуляциями человека и
окружающей его предметной среды хаптика часто
соединяется с кинестезией - или включает ее в себя. Кинестезия (от. греч.
"kinesis", движение, и esthesia,
чувство, восприятие) - область ощущений, связанных с мускулами, суставами,
движениями и напряжениями мышечной ткани. С 3. Наконец, третье, направление в хаптике связано с философией и эстетикой осязания, а
также с опытами создания нового, тактильного вида искусства (touch art). В последние
десятилетия, в связи с новым осознанием телесности как метафизического
ограничителя сознания и форматора бессознательных и когнитивных структур,
возрастает интерес и к осязанию. Однако кроме M. Мерло- Понти и Г. Башляра, Р. Барта и Ж. Делеза,
уделяющих скромное место осязанию в своих феноменологических анализах
телесности и чувственного восприятия, в области хаптики
трудно назвать какие-то специфические достижения и прорывы. Что касается тактильного искусства, то датой его
рождения, по крайней мере как теоретической проекции, можно считать 1924 год,
когда итальянский футурист Ф. Маринетти выступил со
своим манифестом "Тактилизм". "Может
быть, в кончиках пальцев и в железе больше мысли, чем в мозге, который
гордится своей способностью наблюдать за феноменами". Однако этот проект
не получил практического применения. Если не считать психофизически
акцентуированного искусства слепых и для слепых и недифференцированных опытов
синестезической эстетики в движении Fluxus, то первые опыты хаптики
как самостоятельной разновидности искусства имели место в России в середине
1980-х годов (см. манифесты из книги Михаила Эпштейна "Новое
сектантство"). Едва ли не первым опытом осуществления такого проекта
стала "Тактильная выставка памяти Генриха Сапгира", Арт Полигон
(С.- Петербург, январь 2001). Характерно, что само выражение "touch art" (тач-арт), как обозначение нового вида искусства, возникло
и получило распространение в русскоязычной Америке ( Известно, что наряду с логикой - наукой о мышлении -
существует еще эстетика - область "низшего", как считали в 18-ом
веке, чувственного познания. Немецкий философ Баумгартен,
заложивший основы эстетики, различал "постигаемое умом..., познаваемое
высшей способностью, объект логики" и "чувственно воспринимаемые
знаки чувственного - объект эстетики." Для него эстетика есть
"низшая гносеология", "наука о чувственном познании". Между
тем в искусстве далеко не все способы чувственного познания участвуют на
равных. Искусство, в том виде, как оно существует сегодня, - прерогатива двух
чувств: зрения и слуха (изобразительные, музыкальные искусства, литература -
синтез устного и письменного слова, и т.д.). Обоняние и вкус лишь в
минимальной степени затребованы в область искусств, где им принадлежат лишь
две самые боковые, прикладные ветви - парфюмерия и кулинария (если считать
таковые искусствами). Осязание же вообще оказалось за пределом эстетики,
поскольку ни одно из искусств не связало свою судьбу с этим
"низшим" из чувств. Следуя за Баумгартеном,
назвавшему "низшую" логику "эстетикой", "низшую" эстетику можно назватъ "хаптикой". Хаптика - это наука о
"низшем из низших" родов познания, о чувственном познании без
посредства чувственных знаков. В ряду наук о познании хаптика
будет стоять рядом с эстетикой, но с противоположного края, чем логика,
отличаясь от эстетики примерно так, как сама эстетика отличается от логики -
сдвигаясь еще далее в сторону чувственного, в сторону чувственности как
таковой. ЛОГИКА ЭСТЕТИКА XАПТИКА чистое мышление
искусство, зрительные осязание как основа общие понятия и слуховые образы познания и творчества В центре хаптики - тоже
искусство своего рода, но пренебрегаемое эстетикой даже больше, чем
парфюмерия и кулинария, хотя это искусство выполняет цель продолжения
человеческого рода и задает смысл всему телесному существованию человека. Это
ars amori, искусство
любви, точнее, осязательных переживаний и постижений, которые полнее всего
проявляются в любви, как "плотском познании". Эпистемология и логика, как правило,
игнорируют тот факт, что "познание" во многих европейских языках,
вслед за библейским употреблением этого слова, означает еще и чувственную
любовь, взаимное познание мужчины и женщины. Этот изъян и призвана восполнить
хаптика, в центре которой - учение о прикосновении
как способе познавательной и творческой деятельности. См. также Эротология. |
Характер
|
(греч. Charakter
— черта, особенность) — 1) особенность поведения человека, проявляющаяся в
его манерах, поступках и складе ума. Характер определяет все происходящие в
человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним
влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В
цельности характера состоит совершенство человека (Кант). Кант различает
характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся,
«эмпирический»; первый соответствует возвышающейся над природой нравственности
человека; второй обусловлен еще внешними влияниями. Гёте в своем
стихотворении «Орфические первоглаголы» в
поэтической форме изобразил спор между характером и судьбой. С точки зрения
современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке
ценностей личности. Следовательно, характер это совокупность
отличительных черт, образующих психологическое или моральное лицо личности
или группы. Различные тесты позволяют классифицировать характеры, изучая
специфические реакции на неудачу (гнев, шутка и т.д.). Основная проблема
состоит в распознавании причин, приводящих к образованию того или иного
характера: прежде всего, это темперамент, являющийся нашей психологической
данностью. В действительности темперамент, детство, воспитание, опыт – это элементы,
используемые нашей свободой. Наша психологическая и моральная жизнь может
эволюционировать и прогрессировать бесконечно. Мы можем формировать свой
характер, вырабатывая его определенные навыки и таким способом, изменяя свою
личность. 2) совокупность отличительных свойств, признаков
предмета или явления. |
Характера
отклонения |
все, что относится к
характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным
характером, т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»),
трудность которого выражена анормальным ««поведением» или ««манерой
держаться», семейной, школьной и социальной неадаптированностью.
Различают два вида объясняющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для
которой характер и его аномалии (фобии, наваждения, чрезмерная
импульсивность, все заболевания эндокринного происхождения) – врожденные,
т.е. наследственные; 2) «психогенетические» теории, отличающиеся большей
глубиной и конкретностью, по которым отклонения – результат положения, в
котором жил ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли
нищеты, жилищных проблем. Хелер заметил, что
большинство трудновоспитуемых детей выросли в неблагополучных семьях;
аномалии могут иметь своей причиной нехватку любви или даже враждебность
одного из родителей. Случаи «преступности мало летник» резко возрастают после
войн и социальных потрясений. Различают легкие отклонения характера,
сопровождающие недомогания, остановку половой жизни или появление признаков
старости, и перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими»
отклонениями. У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с
детства: мания величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность,
экзальтации, страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с
неуравновешенным характером – это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в
жизни и довольствоваться тем, чем он является. Реадаптация,
которая обычно легка для ребенка (психологический анализ, смена среды),
трудна для взрослого (курс психоанализа часто оказывается недостаточным). все, что относится к
характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным
характером, т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»),
трудность которого выражена анормальным ««поведением» или ««манерой держаться»,
семейной, школьной и социальной неадаптированностью.
Различают два вида объясняющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для
которой характер и его аномалии (фобии, наваждения, чрезмерная
импульсивность, все заболевания эндокринного происхождения) – врожденные,
т.е. наследственные; 2) «психогенетические» теории, отличающиеся большей
глубиной и конкретностью, по которым отклонения – результат положения, в
котором жил ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли
нищеты, жилищных проблем. Хелер заметил, что
большинство трудновоспитуемых детей выросли в неблагополучных семьях;
аномалии могут иметь своей причиной нехватку любви или даже враждебность
одного из родителей. Случаи «преступности мало летник» резко возрастают после
войн и социальных потрясений. Различают легкие отклонения характера,
сопровождающие недомогания, остановку половой жизни или появление признаков
старости, и перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими»
отклонениями. У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с
детства: мания величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность,
экзальтации, страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с
неуравновешенным характером – это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в
жизни и довольствоваться тем, чем он является. Реадаптация,
которая обычно легка для ребенка (психологический анализ, смена среды),
трудна для взрослого (курс психоанализа часто оказывается недостаточным). |
Характерология |
наука о характерах. Термин
создан Вундтом. Характерология изучает образование характеров и их
классификацию. Классификация составляется с помощью тестов, т.е. испытаний;
наибольшей известностью пользуется тест Роршаха:
чернильные пятна расплющиваются между двумя листами бумаги и спрашивается,
что напоминают эти пятна. Используя «решетки» чрезвычайно сложных тестов, Вьерзма и Гейманс составили
самую знаменитую классификацию. Она основана на: 1) эмоциональности; 2)
активности; 3) первичности и вторичности (первичен тот, кто живет настоящим
моментом, вторичен тот, в ком пережитое оставляет след и глубокий отзвук и
кого поэтому опыт прошлого всегда сдерживает. В более общей классификации
различают просто «интровертные» (повернутые внутрь)
и «экстравертные» характеры (общительные и открытые миру, вплоть до полного
отсутствия интроверсии). Например, тот, кто, глядя на картину или спектакль,
особенно чувствителен к движению, принадлежит к типу «интроверта» с шизоидной
склонностью (например, картина Ван Гога «Кипарисы» словно создана для такой
интерпретации); тот же, кто особенно чувствителен к цвету – экстраверт; тот,
кто замечает прежде всего форму вещей, представляет тип эрудированного,
меланхолического ума. Уравновешенный тип будет одинаково чувствителен и к
движению, и к форме, и к цвету (таким представляется Леонардо да Винчи).
Противоположность между интровертом и экстравертом, по сути, та же, что
существует между сферами литературы и науки. |
Харизма |
(от греч. charisma – милость, божественный дар) – наделённость
какого-либо видного лица – политического или общественного деятеля,
проповедника, пророка, а также какого-либо социального института, символа и
т.д. качествами исключительности, сверхъестественности, святости,
непогрешимости и т.д., чтобы оказывать влияние на
большие массы людей, становящиеся его приверженцами. Харизма,
как правило, считается не приобретенным качеством, а именно данным,
"даруемым" высшими силами, природой. Она характеризует человека как
бы изначальной "отмеченностью". Термин
"харизма" был первоначально употреблен в социальных концепциях Трельча, Вебера в связи с характеристиками социального и
политического лидерства. Основанная на аффективных
или эмоциональных чувствах, а также на вере в экстраординарные персональные
качества лидера, такая власть является одним из трех основных типов
легитимного авторитета (или политической легитимности), выявленных Максом
Вебером. Данное понятие первоначально имело чисто религиозный смысл, означая
"милостивый подарок", и все еще употребляется по отношению к лицам
(в некоторых случаях к группам верующих), претендующих на обладание особыми
способностями, например, бойко говорить, исцелять и т.д. |
Хасидизм |
(от древнеевр. chassid
благочестивый) – движение в иудаизме, распространенное среди евр. населения
Волыни, Галиции и Подолии; возникло в 17 в., ставило себе целью добиться
самостоятельности евр. религии. Согласно этому учению, благочестивые евреи
должны отличаться не суровым следованием закону и не аскетизмом, а веселием
сердца (абода), благоговением (кавана)
и смирением (шифлут). Хасидизм учит, что смысл
любви к ближнему заключается не в том, что от нас ее требует Бог и мы следуем
его велению, а в том, что мы через нее приходим к Богу...
Учение хасидизма является завершением евр. религии. И она возвещает
каждому: «Ты должен действовать сам. Бытие станет для тебя бессмысленным,
если ты не войдешь в него сам, деятельно и любовно, и не найдешь в нем смысла
для себя; через тебя все освещается, т.е. раскрывается в своем значении и
осуществляется» (M. Buber. An der Wende,
1952). |
Хилиазм |
(греч. chilioi
— тысяча) — религиозно-мистическое учение о тысячелетнем земном царствовании
Господа Иисуса Христа, которое будет предшествовать концу света (в наше время
хилиазм характерен для иеговистов, адвентистов и других сектантов). Хилиазм
основывается на откровении Иоанна (20, 4). В свое время против хилиазма
выступал Ориген, в то время как Августин учил, что
тысячелетнее царство началось уже с рождением Христа. В средние века хилиазм
ожил и получил развитие в различных учениях, гл. о. в учении Иоахима Флорского,
новокрещенцев и гусситов, в Новое время – в
пиетизме и теософии (см. Эйтингер). В
строго библейских сектах он существует еще и поныне (напр., свидетели
Иеговы). |
Хинаяна |
(малая колесница или узкий
путь спасения): направление буддизма. С точки зрения хинаяны, мир и «я» –
нереальны, а реальными, являются лишь дхармы – психофи-,
зические элементы безличного жизненного процесса.
Душа не выступает самостоятельной духовной сущностью, ибо тоже состоит из
ежесекундно вспыхивающих и угасающих дхарм. Духовное самосовершенствование
преследует в хинаяне цель личного спасения. Ее идеалом является архат
(«достигший конечной цели»), который мало беспокоится о совершенстве других.
Будда в хинаяне – учитель совершенства, объект подражания и почитания, однако
в ней нет сложного культа и религиозной организации; они заменены жизнью в
монашеской общине. |
Хиромантия |
(от греч. cheir – рука и logos – учение и manteia – гадание) – толкование по
линиям и бугоркам ладони, позволяющее предсказать судьбу человека; искусство
чтения руки. |
Хирономика |
(от греч. cheir – рука и gnome – знание) – учение о том, что руки выражают
содержание души. |
Хокку |
(япон.):
верхнее трехстишие танки, выделившееся в самостоятельный вид поэзии; состоит
из 17 слогов (чередование 5 – 7 – 5 слогов). В основном хокку – лирическое
стихотворение о природе, в котором непременно указывается время года.
Круговорот времени года – изменчивый, подвижный фон, на, котором яснее
прорисовываются, сложная душевная жизнь человека и непостоянство человеческой
судьбы. Поэтическая форма хокку предполагает постижение печального очарования
преходящей жизни, места человека в природе и обществе, единого изначального
Пути всего сущего. Классиком хокку по праву считается великий японский поэт
Басе (1644 – 1694): Луна или утренний снег... Любуясь прекрасным, я жил,
как хотел. Вот так и кончаю год. |
Холерик |
(от греч. chole жёлчь, гнев) – тип характера, основные характеристики которого – эмоциональность,
склонность к быстрому действию, вспыльчивость и отсутствие у личности
глубокого отклика на происходящие события: первичный характер (пример –
Дантон). |
Холизм |
(от греч. holon – целое) философия целостности, методологический
принцип, согласно которому целое обладает безусловным приоритетом перед
своими частями («Целое – все, часть – ничто»). Это понятие введено южноафр.
генералом Я. Смэтсом в его произв. «Holism and Evolution» (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном («The philosophical basis of biology», 1931). Холизм
исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности – и в
качественном, и в организационном отношении, – целостности, обнимающей собой
область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и
самой рациональной – физической действительности и опирающийся на положение: "Целое больше суммы его частей";
все эти области представляют собой упрощение и обособление этой охватывающей
целостности. Высшей формой целостности
холистического типа является человеческая личность, где происходит синтез
объективного и субъективного, духовного и материального. В онтологии
приобретает форму крайнего реализма в решении проблемы универсалий, в гносеологии
– рационализма и панлогизма. В социальной философии и этике, как правило,
порождает доктрины ригоризма, коллективизма, в крайних вариантах –
тоталитаризма. Был характерен для античной космоцентрической
философии, исходившей из принципа подхода к любому онтологическому феномену
(в т.ч. и к человеку – в доктрине связи микро- и макрокосма) как к отдельной
части Космоса в целом, как к частному случаю Бытия вообще. Наиболее отчетливо
методология Х. проявляется в социальной философии Платона и антропологии
стоиков. В современной методологии науки, теории самоорганизации
биологических и социальных систем, в синергетике идеи Х. развиваются в связи
с критикой методологического редукционизма (целое – функция своих частей, как
в механицистском учении о природе Р. Декарта, в
котором как автоматы рассматриваются даже животные, организм которых – просто
более сложный механизм, чем обычные физические конструкции и механизмы), в
контексте развития учения об интегральных качествах (которыми обладает целое,
но не обладают его части) и их природе. Здесь используются такие понятия, как
«автономия целостности», «качественная самодостаточность целого» и т.д. |
Хоррология |
(horrology, от лат. horror - ужас) - наука о саморазрушительных
механизмах цивилизации, которые делают ее уязвимой для всех видов терроризма,
включая биологический и компьютерный. Понятия "террор" и "хоррор"различаются прежде всего тем, что указывают,
соответственно, на пассивное претерпевание и
активное причинение страха. По своей латинской этимологии слово " terror" имеет значение "устрашать, наполнять
страхом", а "horror" -
"наполняться страхом, ощетиниваться, вставать дыбом (о шерсти,
волосах)", т.е. относится к реакции устрашаемой жертвы. Хоррор - это состояние
цивилизации, которая боится сама себя, потому что любые ее достижения: почта,
медицина, компьютеры, авиация, высотные здания, мосты, метро, водохранилища,
все средства транспорта и коммуникации - могут быть использованы для ее
разрушения. Подобно тому, как компьютерная сеть принесла с собой вирусные
эпидемии, которые грозят ей полным параличом, так и вся цивилизация растет,
отбрасывая гигантскую тень, которая растет еще быстрее. Компьютерная
вирусология, которая изучает внутренние диверсионные устройства
коммуникативных сетей, - один из разделов хоррологии. Если опасность загрязнения природы, исходящая от
цивилизации, окрашивала вторую половину 20 в., то 21 в. может пройти под
знаком хоррора - угроз цивилизации самой себе. На смену экологии, как
первоочередная забота, приходит хоррология (horrology) - наука об ужасах цивилизации как системе
ловушек и о человечестве как заложнике сотворенной им цивилизации. Хоррология - это теневая наука о
цивилизации, это минус-история, минус-культурология, минус-политология. Все,
что другие науки изучают как позитивные свойства и структурные признаки
цивилизации, хоррология изучает как растущую
возможность ее самодеструкции, самовычитания. Сейчас по всему западному миру стремительно проходит
процесс хоррификации (horrification)
самых обычных предметов и орудий цивилизации, их превращение в источник
ужаса. Цивилизация не просто обнаруживает свою уязвимость, она становится
причиной и мерой уязвимости; мера ее совершенства и есть мера ее хрупкости. С
точки зрения хоррологии, высокоразвитая цивилизация
- это великая ирония, которая под видом защиты и
удобства, свободы и скорости, богатства и разумности собирает нас всех в одно
здание "добра и света", пронизанное тысячами проводов, лестниц,
лифтов, огней, - чтобы подставить всех вместе одному точному и всесметающему удару. Цивилизация - лестница прогресса,
ведущая на эшафот. "Запад - это западня".
В ракурсе хоррологии, цивилизация - это рычаг для усиления террора, предпосылка его растущей
эффективности, так сказать, материал, из которого мастера террора лепят свои
огненные, ядерные, бактериальные, газовые произведения. Террор и хоррор соотносятся не только как акт и
реакция, но и как акт и потенция. Хоррор вызывается возможностью террора в
большей степени, чем его актуальностью. Как известно, болезнь хороша тем, что
излечивает по крайней мере от страха заболеть. Хоррор не поддается лечению,
потому что сам он и есть болезнь страха - это чистая
потенциальность ужаса, эмоциональная насыщенность которой стремится к
бесконечности, даже когда актуальность приближается к нулю. Двусмысленная рекомендация американских властей
после террора 11 сентября 2001: "живите, как обычно, занимайтесь своими
делами, только будьте особенно осторожны и бдительны" - вызвала массу
насмешек и жалоб. Но такова неотвратимая стратегия бытия под гнетом ужаса в
обществе будущего; ее формула - "обычная жизнь плюс хоррификация
всей страны". Зрелая цивилизация - это зона
предельного риска, который повышается с каждой ступенью прогресса. В этом
смысле хоррология становится неотделимой от всего
комплекса гуманитарных и социальных наук нового столетия. |
Христианский
социализм |
направление
религиозно-общественной мысли, придающее христианству социалистическую окраску,
воспринимающее Христа как первого социалиста и представляющее
идеалом общественного строя христианскую демократию. Возник в 30 – 40-х годах 19 в. как разновидность феодального
социализма и принял разнообразные формы, объединенные христианским истолкованием
социалистического общественного идеала – надежды на установление (посредством
веры в спасительную миссию Христа) справедливого социального строя, в котором
не будет обездоленных, угнетенных, незаслуженно обиженных и оскорбленных.
Идеи христианского социализма широко распространены среди приверженцев всех
направлений христианства, они нашли отражение в ряде богословских доктрин
(например, в теологии революции, теологии освобождения), а также в программах
христианско-демократических партий. Христианский социализм воспринимается
верующими как альтернатива светским модификациям социализма. |
Христианская
философия |
философия, признающая в качестве истинных
христианские религиозные представления, и кладущая их в основание всех своих
построений. Отличается от античной, идеал которой - созерцательный разум,
отсутствие страстей, апатия, презрение к страху, тем, что ее мироощущение
насыщено эмоциями. В ней появляется смысл индивидуальной человеческой жизни,
как обретение спасения и вечного блаженства в Боге. Христ.
философия начинается с отцов церкви 3 в. (см. также Александрийская философия). Филон Александрийский (ок. 10 - 15 тт. до н.э. - середина 1 в. н.э.) попытался
соединить греческую и еврейскую философию. Егo
Логос («Второй Бог») в последствии стал интерпретироваться как Христос.
Периодизация христианской философии: 1) евангельский (1 в. - середина 2в.) -
время формирования евангельских текстов и послании апостолов; 2) патристика
(от лат. pater - отец, 2-4
вв.) характеризуется творениями Отцов Церкви, разработавших основы
христианской веры, Символов веры, обрядности, догматов; 3) схоластика (от
греч. scholastikos - «школьный», VII - XIV вв.) в которой выводы
рационального постижения христианских истин делаются на основе логики и
рассуждений в опоре на церковные догмы. Хотя многие отцы церкви отрицали
философию, она все же утвердилась в церкви, в особенности начиная с
Августина, как христ. философия. Однако лишь с 13
в., т.е. с эпохи расцвета схоластики, философия и теология отчетливо
разделяются: философия выступает как источник «естественного света», а
теология – как источник «сверхъестественного света». В эпоху Гуманизма и
Возрождения это различие снова стирается, чтобы в эпоху Реформации уступить
место резкой вражде между философией и теологией. Позднее христ.
философия находит продолжение в (тем временем исчезнувшей) протест., а также католич. неосхоластике,
которая с 1879 по распоряжению папы была снова вызвана к жизни; отсюда
стало обычным выражение Philosophia perennis. |
Христианство |
одна из трех современных мировых религий (наряду с
исламом и буддизмом). Возникло в I в.н.э. в
восточных провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных
тяжелым гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и
уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, "божественного
спасителя" – Иисуса Христа (богочеловека). В социальном плане
христианство было порождено настроениями безысходности, особенно остро
проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, гнета римского
владычества. Первоначально христианство было гонимо римскими властями, но в
начале IV в. стало
государственной религией Римской империи. Вероучение христианства сложилось
на основе идей ряда мессианских сект, заимствовавших некоторые элементы греко-римской
и восточных религий, а также под влиянием античной философии, особенно
платонизма, стоиков, неоплатонизма. Центральное место в христианстве занимает
вера в искупительную жертву "сына Божия", Иисуса Христа, полного
представителя Бога на земле, который был казнен римским наместником Иудеи
Понтием Пилатом, но затем, якобы, воскресшего из мертвых и вознесенного на
небо, открывшего тем самым возможность воскрешения своих последователей и
спасения всех уверовавших. Приверженцы христианства верят во второе
пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать
при этом вечное блаженство праведникам и адские муки грешникам. Перенося
вопрос о достижении счастья в потусторонний мир, объявляя терпение и
милосердие непременным условием грядущего блаженства, христианство вольно или
невольно внедряло смирение и покорность, примирение с несправедливыми
социальными условиями. Священным писанием христиан является Библия, в которой
обоснованы главные компоненты вероучения и обрядности христианства. Суть
христианской догматики, сформулированная первыми двумя общецерковными
(вселенскими) соборами, изложена в Символе веры, который обязывает христиан
веровать: в единого Бога, выступающего в трех лицах (Троица); в Христа – Сына
Божия, сошедшего с небес ради спасения человечества и воплотившегося от
Святого Духа и Девы Марии, принявшего страдания и смерть для искупления людей
от греха, воскресшего и долженствующего вторично прийти на землю; в святость
церкви и необходимость крещения; в грядущее воскресение мертвых и вечность
загробной жизни. Важнейшими элементами обрядности христианства являются 7
таинств: крещение (приобщение к христианству посредством погружения в воду
или обливания), миропомазание (передача крещеному благодати Святого Духа
посредством смазывания различных частей его головы ароматическим веществом –
миром), евхаристия, или причащение (поедание хлеба и вина, воспринимаемых как
тело и кровь Христа), покаяние (исповедание верующими своих грехов священнику
с целью получения через него прощения от Бога), брак (совершение в храме
венчания), священство (посвящение в сан диакона, священника или епископа),
елеосвящение, или соборование (помазание больного освященным оливковым маслом
– елеем). Профессиональные служители христианства – духовенство вместе с
рядовыми верующими составляют христианскую церковь. Богослужения совершаются
в храмах и сопровождаются пением или музыкой. На протяжении всей своей
истории христианство развивалось в обстановке внутренних противоречий,
обусловленных неоднородностью его социального состава, различными интересами
его приверженцев, историческими реалиями. Эти противоречия приводили к
расколам в его рядах, к образованию различных течений, направлений и сект.
Самыми крупными являлись разделение христианства в 1054 г. на западную
церковь (католицизм) и восточную (православие), а в XVI в. реформаторское
антифеодальное и антикатолическое движение привело к возникновению третьей
разновидности христианства – протестантизму. В свою очередь эти направления
распадаются на более мелкие течения (конфессии), расходящиеся между собой в
интерпретации отдельных теологических, культовых вопросов, а также в вопросах
отношения церкви к государству и власти, но сохраняющие незыблемыми основные
принципы и догматы христианства. В настоящее время христианство – наиболее
влиятельная и самая многочисленная (около 2 млрд. приверженцев) религия в
мире. |
Хронотоп |
(греч. chronos – время, topos – место) – «времяпространство», это единство пространственных и временных характеристик существования и развития социальных явлений. |
Хроноцид |
(греч. chronos время и
лат. caedere убивать) - времяубийство,
насилие над естественным ходом времени, над историей, эволюцией; разрушение
связи времен, принесение одного времени в жертву другому. Современная история превратила суффикс "цид" - "убийство" - в один из самых
продуктивных способов словообразования. "Цареубийство, отцеубийство,
братоубийство, геноцид, экоцид"... Особенно блистательную карьеру сделал
этот суффикс с тех пор как в Хроноцид, геноцид и
экоцид, как правило, связаны прямой линией революционной преемственности. Революция начинается хроноцидом,
идейным убийством прошлого и настоящего во имя абстрактного будущего. Потом
революция начинает поглощать жизнь реальных людей, переходя в геноцид -
убийство целых народов, сословий и классов, которым суждено остаться в
прошлом, ибо они недостойны будущего. Наконец, уставшая революция, отчаявшись
дать обещанное и разрушив производительные силы общества, подводит себе итог
в хищном потреблении и истреблении природы - в экоциде. Расправившись со
временем, революция обрушивается на людей и наконец опустошает живую среду
обитания. Обычно последствия геноцида и экоцида поддаются более объективному
учету - демографические потери населения, истощение природных ресурсов... Но
начало революции - хроноцид, незримый переворот в
сознании людей, вырывающих себя из живой среды обитания во времени,
освобождающих себя от прошлого. Или от будущего. Если на заре 20-го века революция
мыслилась как расправа с проклятым прошлым, прыжок в грядущее царство
свободы, то на закате века
ностальгически освещаются глубины прошлого и становится влиятельной идея правой,
обращенной вспять революции. С точки зрения радикального традиционализма,
представленного наследием Р. Генона, Ю. Эволы и др. теоретиков крайней правой, "основной задачей является Реставрация
Интегральной Традиции во всем ее тотальном измерении" (А. Дугин). Опять
покушение на время, на этот раз - убийство проклятого будущего во имя
священного прошлого. И как всегда, хроноцид
вызывает призрак революции - уже не лево-прогрессистской, а фашистской,
национал-социалистической. Есть три основных формы хроноцида:
утопическая одержимость будущим ("счастье грядущих поколений"),
ностальгическая одержимость прошлым ("Великая Традиция") и постмодерная завороженность настоящим ("исчезновение
времени в синхронической игре означающих"). Три основных модуса времени:
будущее, прошедшее и настоящее - превращаются в три способа времяубийства, как только один из них абсолютизируется за
счет других. |
Художник
|
творческий работник в профессиональном искусстве. Создавая ценности в специальной духовной сфере деятельности, профессиональный художник вовлекает читателя, зрителя, слушателя в совместное продуктивное воображение, ведет с ним «внутренний диалог», развивает способность общения. Соответственно художник должен быть творчески одаренным, обладать развитой интуицией, фантазией, которые выступают в единстве с мастерством и сложившимся мировоззрением. |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21