Главная

Глоссарий

Х

Хадж

паломничество к главной святыне исламского мира – мекканскому храму Каабе – которое должен совершить каждый состоятельный мусульманин. Если средства не позволяют мусульманину совершить такое паломничество, он должен послать вместо себя «заместителя» (вакиля аль-хаджж). Хадж совершается в месяц зульхиджа по лунному календарю и состоит из серии обрядов (манасик). Караваны паломников прибывают в Мекку к 7 числу месяца зуль-хиджда и прежде всего совершают очистительный обряд принятия ихрама (омовение, стрижка волос, обрезание ногтей). Ихрамом называется также одежда, надеваемая в состоянии ритуальной чистоты при вступлении на Священную землю. Она состоит из двух кусков чистой белой полотняной материи, до которой не дотрагивалась игла. Одним куском опоясываются, а другим прикрывают спину и грудь, накидывая его на левое плечо и завязывая на правом боку. Голова не покрыта (для женщин обязательно покрывало), на ноги надевают сандалии. Вступление в состояние ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Аллаху (тальбийа): «Ляббейка Лляхумма ляббейка, Ляббейка ля шарика ляка ляббейка, инна ль-хамда уа н-нимата ляка уа ль-мулька ля шарика ляка». («Вот я перед Тобой, Боже! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!»)

Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и при посещении всех главных святынь паломничества. В это время запрещено торговать, исполнять супружеские обязанности, проливать кровь, бриться, стричься, мыться мылом, умащиваться благовониями. Выход из состояния ихрама осуществляется посредством обрезания волос. Перед хаджем обычно совершается умра – малое паломничество, которое можно совершить и в любое другое время, предпочтительней всего в месяц рамадан, раджаб и особенно зуль-хиджа, когда «умра совершается совместно с хаджем. Во время малого паломничества паломник входит на территорию аль-Масжид аль-Харам, обходит Каабу (таваф – араб. «обход, хождение вокруг»), молится, пьет воду из Замзама и семь раз пробегает между холмами Сафа и Марва (са'й). Если за умрой не следует хадж, то паломник выходит из состояния ихрама.  7-го числа зу-ль-хидкяа происходит торжественная проповедь (хутба) в мечети Каабы, и в тот же вечер или на следующее утро паломники покидают Мекку. Следующего, 8-го числа процессия паломников шествует через долины Мина и Муздалиф к долине Арафат, где они проводят ночь в молитвах и благочестивых размышлениях. В полдень следующего, 9-го дня зуль-хиджжа приступают к центральному и наиболее торжественному обряду хаджа – стоянию на горе Арафат (вукуфу), которое символизирует предстояние перед ликом Аллаха. Вукуф продолжается до захода солнца. Главный имам мекканской мечети въезжает на белом коне на холм и с его вершину читает хутбу и возносит мольбы к Всевышнему. Как только солнце исчезает за горами, наступает ифада: все спешат под звуки музыки и выстрелов в долину Муздалиф. Здесь, у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы и паломники, устраиваясь на ночлег, собирают камешки, чтобы побить ими три каменные колонны, олицетворяющие языческих идолов, стоявших до Пророка в долине Мина. Утром 10-го числа после молитвы и проповеди, паломники направляются в долину Мина, где каждый бросает в столбы, символизирующие Иблиса, семь камешков, подобранных накануне в Мудзалифе. За этим следует жертвоприношение животных – овец, коз или верблюдов, которых покупают тут же у торговцев. Мясо жертвы должно раздаваться бедным, а излишки остаются на месте. В последнее время жертвы заменяются уплатой определенной суммы денег на богоугодные дела. Этот день считается важнейшим мусульманским праздником «Ид аль-Адха» и отмечается во всем мусульманском мире. Затем, обрив голову или срезав прядь волос, паломники направляются в Мекку для совершения последнего тавафа. После этого хадж считается законченным.

Хаос

(от греч. chainein – зиять) – 1) буквально открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреч. космогонии – первобытное состояние или первовещество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос (см. также Hyle). В античной мифологии и философии термин, означающий темную мощь творящей природы, могущественную основу космической жизни, неупорядоченную первопотенцию мира. Такой хаос русская философия называла творческим, родным, хотя и страшным. Это положительный смысл хаоса. В отрицательном значении он означает жизнь, из которой изъят смысл, логос. Такой хаос пустой, ничего не рождающий, превращающий жизнь в неистинное бытие. 2) Неорганизованная реальность; беспорядочное, бесформенное состояние мира или каких-либо процессов; неупорядоченная бессистемность как первоначальное состояние будущей системности и определенности. Данное состояние активно изучается современной физикой, теорией систем, синергетикой и другими областями знания. В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода, основанного на идее креативной самодостаточности хаоса, заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур (хаос как фактор самоструктурирования нелинейной среды: "порядок из хаоса", по определению И.Пригожина и И.Стенгерс). В древнегреческой мифологии — зияющее, мрачное и беспредельное пустое пространство, первобытный мрак, предшествовавший сотворению мира.

Характер

(греч. Charakter — черта, особенность) — 1) особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума. Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). Кант различает характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся, «эмпирический»; первый соответствует возвышающейся над природой нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями. Гёте в своем стихотворении «Орфические первоглаголы» в поэтической форме изобразил спор между характером и судьбой. С точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности. Следовательно, характер это совокупность отличительных черт, образующих психологическое или моральное лицо личности или группы. Различные тесты позволяют классифицировать характеры, изучая специфические реакции на неудачу (гнев, шутка и т.д.). Основная проблема состоит в распознавании причин, приводящих к образованию того или иного характера: прежде всего, это темперамент, являющийся нашей психологической данностью. В действительности темперамент, детство, воспитание, опыт – это элементы, используемые нашей свободой. Наша психологическая и моральная жизнь может эволюционировать и прогрессировать бесконечно. Мы можем формировать свой характер, вырабатывая его определенные навыки и таким способом, изменяя свою личность. 2) совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.

Характера отклонения

все, что относится к характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным характером, т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»), трудность которого выражена анормальным ««поведением» или ««манерой держаться», семейной, школьной и социальной неадаптированностью. Различают два вида объясняющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для которой характер и его аномалии (фобии, наваждения, чрезмерная импульсивность, все заболевания эндокринного происхождения) – врожденные, т.е. наследственные; 2) «психогенетические» теории, отличающиеся большей глубиной и конкретностью, по которым отклонения – результат положения, в котором жил ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли нищеты, жилищных проблем. Хелер заметил, что большинство трудновоспитуемых детей выросли в неблагополучных семьях; аномалии могут иметь своей причиной нехватку любви или даже враждебность одного из родителей. Случаи «преступности мало летник» резко возрастают после войн и социальных потрясений. Различают легкие отклонения характера, сопровождающие недомогания, остановку половой жизни или появление признаков старости, и перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими» отклонениями. У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с детства: мания величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность, экзальтации, страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с неуравновешенным характером – это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в жизни и довольствоваться тем, чем он является. Реадаптация, которая обычно легка для ребенка (психологический анализ, смена среды), трудна для взрослого (курс психоанализа часто оказывается недостаточным).

все, что относится к характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным характером, т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»), трудность которого выражена анормальным ««поведением» или ««манерой держаться», семейной, школьной и социальной неадаптированностью. Различают два вида объясняющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для которой характер и его аномалии (фобии, наваждения, чрезмерная импульсивность, все заболевания эндокринного происхождения) – врожденные, т.е. наследственные; 2) «психогенетические» теории, отличающиеся большей глубиной и конкретностью, по которым отклонения – результат положения, в котором жил ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли нищеты, жилищных проблем. Хелер заметил, что большинство трудновоспитуемых детей выросли в неблагополучных семьях; аномалии могут иметь своей причиной нехватку любви или даже враждебность одного из родителей. Случаи «преступности мало летник» резко возрастают после войн и социальных потрясений. Различают легкие отклонения характера, сопровождающие недомогания, остановку половой жизни или появление признаков старости, и перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими» отклонениями. У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с детства: мания величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность, экзальтации, страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с неуравновешенным характером – это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в жизни и довольствоваться тем, чем он является. Реадаптация, которая обычно легка для ребенка (психологический анализ, смена среды), трудна для взрослого (курс психоанализа часто оказывается недостаточным).

Характерология

наука о характерах. Термин создан Вундтом. Характерология изучает образование характеров и их классификацию. Классификация составляется с помощью тестов, т.е. испытаний; наибольшей известностью пользуется тест Роршаха: чернильные пятна расплющиваются между двумя листами бумаги и спрашивается, что напоминают эти пятна. Используя «решетки» чрезвычайно сложных тестов, Вьерзма и Гейманс составили самую знаменитую классификацию. Она основана на: 1) эмоциональности; 2) активности; 3) первичности и вторичности (первичен тот, кто живет настоящим моментом, вторичен тот, в ком пережитое оставляет след и глубокий отзвук и кого поэтому опыт прошлого всегда сдерживает. В более общей классификации различают просто «интровертные» (повернутые внутрь) и «экстравертные» характеры (общительные и открытые миру, вплоть до полного отсутствия интроверсии). Например, тот, кто, глядя на картину или спектакль, особенно чувствителен к движению, принадлежит к типу «интроверта» с шизоидной склонностью (например, картина Ван Гога «Кипарисы» словно создана для такой интерпретации); тот же, кто особенно чувствителен к цвету – экстраверт; тот, кто замечает прежде всего форму вещей, представляет тип эрудированного, меланхолического ума. Уравновешенный тип будет одинаково чувствителен и к движению, и к форме, и к цвету (таким представляется Леонардо да Винчи). Противоположность между интровертом и экстравертом, по сути, та же, что существует между сферами литературы и науки.

Харизма

(от греч. charisma – милость, божественный дар) – наделённость какого-либо видного лица – политического или общественного деятеля, проповедника, пророка, а также какого-либо социального института, символа и т.д. качествами исключительности, сверхъестественности, святости, непогрешимости и т.д., чтобы оказывать влияние на большие массы людей, становящиеся его приверженцами. Харизма, как правило, считается не приобретенным качеством, а именно данным, "даруемым" высшими силами, природой. Она характеризует человека как бы изначальной "отмеченностью". Термин "харизма" был первоначально употреблен в социальных концепциях Трельча, Вебера в связи с характеристиками социального и политического лидерства. Основанная на аффективных или эмоциональных чувствах, а также на вере в экстраординарные персональные качества лидера, такая власть является одним из трех основных типов легитимного авторитета (или политической легитимности), выявленных Максом Вебером. Данное понятие первоначально имело чисто религиозный смысл, означая "милостивый подарок", и все еще употребляется по отношению к лицам (в некоторых случаях к группам верующих), претендующих на обладание особыми способностями, например, бойко говорить, исцелять и т.д.

Хасидизм

(от древнеевр. chassid благочестивый) – движение в иудаизме, распространенное среди евр. населения Волыни, Галиции и Подолии; возникло в 17 в., ставило себе целью добиться самостоятельности евр. религии. Согласно этому учению, благочестивые евреи должны отличаться не суровым следованием закону и не аскетизмом, а веселием сердца (абода), благоговением (кавана) и смирением (шифлут). Хасидизм учит, что смысл любви к ближнему заключается не в том, что от нас ее требует Бог и мы следуем его велению, а в том, что мы через нее приходим к Богу... Учение хасидизма является завершением евр. религии. И она возвещает каждому: «Ты должен действовать сам. Бытие станет для тебя бессмысленным, если ты не войдешь в него сам, деятельно и любовно, и не найдешь в нем смысла для себя; через тебя все освещается, т.е. раскрывается в своем значении и осуществляется» (M. Buber. An der Wende, 1952).

Хилиазм

(греч. chilioi — тысяча) — религиозно-мистическое учение о тысячелетнем земном царствовании Господа Иисуса Христа, которое будет предшествовать концу света (в наше время хилиазм характерен для иеговистов, адвентистов и других сектантов). Хилиазм основывается на откровении Иоанна (20, 4). В свое время против хилиазма выступал Ориген, в то время как Августин учил, что тысячелетнее царство началось уже с рождением Христа. В средние века хилиазм ожил и получил развитие в различных учениях, гл. о. в учении Иоахима Флорского, новокрещенцев и гусситов, в Новое время – в пиетизме и теософии (см. Эйтингер). В строго библейских сектах он существует еще и поныне (напр., свидетели Иеговы).

Хинаяна

(малая колесница или узкий путь спасения): направление буддизма. С точки зрения хинаяны, мир и «я» – нереальны, а реальными, являются лишь дхармы – психофи-, зические элементы безличного жизненного процесса. Душа не выступает самостоятельной духовной сущностью, ибо тоже состоит из ежесекундно вспыхивающих и угасающих дхарм. Духовное самосовершенствование преследует в хинаяне цель личного спасения. Ее идеалом является архат («достигший конечной цели»), который мало беспокоится о совершенстве других. Будда в хинаяне – учитель совершенства, объект подражания и почитания, однако в ней нет сложного культа и религиозной организации; они заменены жизнью в монашеской общине.

Хиромантия

(от греч. cheir – рука и logos – учение и manteia – гадание) – толкование по линиям и бугоркам ладони, позволяющее предсказать судьбу человека; искусство чтения руки.

Хирономика

(от греч. cheir – рука и gnome – знание) – учение о том, что руки выражают содержание души.

Хокку

(япон.): верхнее трехстишие танки, выделившееся в самостоятельный вид поэзии; состоит из 17 слогов (чередование 5 – 7 – 5 слогов). В основном хокку – лирическое стихотворение о природе, в котором непременно указывается время года. Круговорот времени года – изменчивый, подвижный фон, на, котором яснее прорисовываются, сложная душевная жизнь человека и непостоянство человеческой судьбы. Поэтическая форма хокку предполагает постижение печального очарования преходящей жизни, места человека в природе и обществе, единого изначального Пути всего сущего. Классиком хокку по праву считается великий японский поэт Басе (1644 – 1694):

Луна или утренний снег...

Любуясь прекрасным, я жил, как хотел.

Вот так и кончаю год.

Холерик

(от греч. chole жёлчь, гнев) – тип характера, основные характеристики которого – эмоциональность, склонность к быстрому действию, вспыльчивость и отсутствие у личности глубокого отклика на происходящие события: первичный характер (пример – Дантон).

Холизм

(от греч. holon – целое) философия целостности, методологический принцип, согласно которому целое обладает безусловным приоритетом перед своими частями («Целое – все, часть – ничто»). Это понятие введено южноафр. генералом Я. Смэтсом в его произв. «Holism and Evolution» (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном («The philosophical basis of biology», 1931). Холизм исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности – и в качественном, и в организационном отношении, – целостности, обнимающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной – физической действительности и опирающийся на положение: "Целое больше суммы его частей"; все эти области представляют собой упрощение и обособление этой охватывающей целостности. Высшей формой целостности холистического типа является человеческая личность, где происходит синтез объективного и субъективного, духовного и материального. В онтологии приобретает форму крайнего реализма в решении проблемы универсалий, в гносеологии – рационализма и панлогизма. В социальной философии и этике, как правило, порождает доктрины ригоризма, коллективизма, в крайних вариантах – тоталитаризма. Был характерен для античной космоцентрической философии, исходившей из принципа подхода к любому онтологическому феномену (в т.ч. и к человеку – в доктрине связи микро- и макрокосма) как к отдельной части Космоса в целом, как к частному случаю Бытия вообще. Наиболее отчетливо методология Х. проявляется в социальной философии Платона и антропологии стоиков. В современной методологии науки, теории самоорганизации биологических и социальных систем, в синергетике идеи Х. развиваются в связи с критикой методологического редукционизма (целое – функция своих частей, как в механицистском учении о природе Р. Декарта, в котором как автоматы рассматриваются даже животные, организм которых – просто более сложный механизм, чем обычные физические конструкции и механизмы), в контексте развития учения об интегральных качествах (которыми обладает целое, но не обладают его части) и их природе. Здесь используются такие понятия, как «автономия целостности», «качественная самодостаточность целого» и т.д.

Христианский социализм

направление религиозно-общественной мысли, придающее христианству социалистическую окраску, воспринимающее Христа как первого социалиста и представляющее идеалом общественного строя христианскую демократию. Возник в 30 – 40-х годах 19 в. как разновидность феодального социализма и принял разнообразные формы, объединенные христианским истолкованием социалистического общественного идеала – надежды на установление (посредством веры в спасительную миссию Христа) справедливого социального строя, в котором не будет обездоленных, угнетенных, незаслуженно обиженных и оскорбленных. Идеи христианского социализма широко распространены среди приверженцев всех направлений христианства, они нашли отражение в ряде богословских доктрин (например, в теологии революции, теологии освобождения), а также в программах христианско-демократических партий. Христианский социализм воспринимается верующими как альтернатива светским модификациям социализма.

Христианская философия

философия, признающая в качестве истинных христианские религиозные представления, и кладущая их в основание всех своих построений. Отличается от античной, идеал которой - созерцательный разум, отсутствие страстей, апатия, презрение к страху, тем, что ее мироощущение насыщено эмоциями. В ней появляется смысл индивидуальной человеческой жизни, как обретение спасения и вечного блаженства в Боге. Христ. философия начинается с отцов церкви 3 в. (см. также Александрийская философия). Филон Александрийский (ок. 10 - 15 тт. до н.э. - середина 1 в. н.э.) попытался соединить греческую и еврейскую философию. Егo Логос («Второй Бог») в последствии стал интерпретироваться как Христос. Периодизация христианской философии: 1) евангельский (1 в. - середина 2в.) - время формирования евангельских текстов и послании апостолов; 2) патристика (от лат. pater - отец, 2-4 вв.) характеризуется творениями Отцов Церкви, разработавших основы христианской веры, Символов веры, обрядности, догматов; 3) схоластика (от греч. scholastikos - «школьный», VII - XIV вв.) в которой выводы рационального постижения христианских истин делаются на основе логики и рассуждений в опоре на церковные догмы. Хотя многие отцы церкви отрицали философию, она все же утвердилась в церкви, в особенности начиная с Августина, как христ. философия. Однако лишь с 13 в., т.е. с эпохи расцвета схоластики, философия и теология отчетливо разделяются: философия выступает как источник «естественного света», а теология – как источник «сверхъестественного света». В эпоху Гуманизма и Возрождения это различие снова стирается, чтобы в эпоху Реформации уступить место резкой вражде между философией и теологией. Позднее христ. философия находит продолжение в (тем временем исчезнувшей) протест., а также католич. неосхоластике, которая с 1879 по распоряжению папы была снова вызвана к жизни; отсюда стало обычным выражение Philosophia perennis.

Христианство

одна из трех современных мировых религий (наряду с исламом и буддизмом). Возникло в I в.н.э. в восточных провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных тяжелым гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, "божественного спасителя" – Иисуса Христа (богочеловека). В социальном плане христианство было порождено настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, гнета римского владычества. Первоначально христианство было гонимо римскими властями, но в начале IV в. стало государственной религией Римской империи. Вероучение христианства сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимствовавших некоторые элементы греко-римской и восточных религий, а также под влиянием античной философии, особенно платонизма, стоиков, неоплатонизма. Центральное место в христианстве занимает вера в искупительную жертву "сына Божия", Иисуса Христа, полного представителя Бога на земле, который был казнен римским наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем, якобы, воскресшего из мертвых и вознесенного на небо, открывшего тем самым возможность воскрешения своих последователей и спасения всех уверовавших. Приверженцы христианства верят во второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать при этом вечное блаженство праведникам и адские муки грешникам. Перенося вопрос о достижении счастья в потусторонний мир, объявляя терпение и милосердие непременным условием грядущего блаженства, христианство вольно или невольно внедряло смирение и покорность, примирение с несправедливыми социальными условиями. Священным писанием христиан является Библия, в которой обоснованы главные компоненты вероучения и обрядности христианства. Суть христианской догматики, сформулированная первыми двумя общецерковными (вселенскими) соборами, изложена в Символе веры, который обязывает христиан веровать: в единого Бога, выступающего в трех лицах (Троица); в Христа – Сына Божия, сошедшего с небес ради спасения человечества и воплотившегося от Святого Духа и Девы Марии, принявшего страдания и смерть для искупления людей от греха, воскресшего и долженствующего вторично прийти на землю; в святость церкви и необходимость крещения; в грядущее воскресение мертвых и вечность загробной жизни. Важнейшими элементами обрядности христианства являются 7 таинств: крещение (приобщение к христианству посредством погружения в воду или обливания), миропомазание (передача крещеному благодати Святого Духа посредством смазывания различных частей его головы ароматическим веществом – миром), евхаристия, или причащение (поедание хлеба и вина, воспринимаемых как тело и кровь Христа), покаяние (исповедание верующими своих грехов священнику с целью получения через него прощения от Бога), брак (совершение в храме венчания), священство (посвящение в сан диакона, священника или епископа), елеосвящение, или соборование (помазание больного освященным оливковым маслом – елеем). Профессиональные служители христианства – духовенство вместе с рядовыми верующими составляют христианскую церковь. Богослужения совершаются в храмах и сопровождаются пением или музыкой. На протяжении всей своей истории христианство развивалось в обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его социального состава, различными интересами его приверженцев, историческими реалиями. Эти противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных течений, направлений и сект. Самыми крупными являлись разделение христианства в 1054 г. на западную церковь (католицизм) и восточную (православие), а в XVI в. реформаторское антифеодальное и антикатолическое движение привело к возникновению третьей разновидности христианства – протестантизму. В свою очередь эти направления распадаются на более мелкие течения (конфессии), расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологических, культовых вопросов, а также в вопросах отношения церкви к государству и власти, но сохраняющие незыблемыми основные принципы и догматы христианства. В настоящее время христианство – наиболее влиятельная и самая многочисленная (около 2 млрд. приверженцев) религия в мире.

Хронотоп

(греч. chronos – время, topos – место) – «времяпространство», это единство пространственных и временных характеристик существования и развития социальных явлений.

Художник

творческий работник в профессиональном искусстве. Создавая ценности в специальной духовной сфере деятельности, профессиональный художник вовлекает читателя, зрителя, слушателя в совместное продуктивное воображение, ведет с ним «внутренний диалог», развивает способность общения. Соответственно художник должен быть творчески одаренным, обладать развитой интуицией, фантазией, которые выступают в единстве с мастерством и сложившимся мировоззрением. 

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21