Главная

Глоссарий

Х

Хадж

паломничество к главной святыне исламского мира – мекканскому храму Каабе – которое должен совершить каждый состоятельный мусульманин. Если средства не позволяют мусульманину совершить такое паломничество, он должен послать вместо себя «заместителя» (вакиля аль-хаджж). Хадж совершается в месяц зульхиджа по лунному календарю и состоит из серии обрядов (манасик). Караваны паломников прибывают в Мекку к 7 числу месяца зуль-хиджда и прежде всего совершают очистительный обряд принятия ихрама (омовение, стрижка волос, обрезание ногтей). Ихрамом называется также одежда, надеваемая в состоянии ритуальной чистоты при вступлении на Священную землю. Она состоит из двух кусков чистой белой полотняной материи, до которой не дотрагивалась игла. Одним куском опоясываются, а другим прикрывают спину и грудь, накидывая его на левое плечо и завязывая на правом боку. Голова не покрыта (для женщин обязательно покрывало), на ноги надевают сандалии. Вступление в состояние ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Аллаху (тальбийа): «Ляббейка Лляхумма ляббейка, Ляббейка ля шарика ляка ляббейка, инна ль-хамда уа н-нимата ляка уа ль-мулька ля шарика ляка». («Вот я перед Тобой, Боже! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!»)

Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и при посещении всех главных святынь паломничества. В это время запрещено торговать, исполнять супружеские обязанности, проливать кровь, бриться, стричься, мыться мылом, умащиваться благовониями. Выход из состояния ихрама осуществляется посредством обрезания волос. Перед хаджем обычно совершается умра – малое паломничество, которое можно совершить и в любое другое время, предпочтительней всего в месяц рамадан, раджаб и особенно зуль-хиджа, когда «умра совершается совместно с хаджем. Во время малого паломничества паломник входит на территорию аль-Масжид аль-Харам, обходит Каабу (таваф – араб. «обход, хождение вокруг»), молится, пьет воду из Замзама и семь раз пробегает между холмами Сафа и Марва (са'й). Если за умрой не следует хадж, то паломник выходит из состояния ихрама.  7-го числа зу-ль-хидкяа происходит торжественная проповедь (хутба) в мечети Каабы, и в тот же вечер или на следующее утро паломники покидают Мекку. Следующего, 8-го числа процессия паломников шествует через долины Мина и Муздалиф к долине Арафат, где они проводят ночь в молитвах и благочестивых размышлениях. В полдень следующего, 9-го дня зуль-хиджжа приступают к центральному и наиболее торжественному обряду хаджа – стоянию на горе Арафат (вукуфу), которое символизирует предстояние перед ликом Аллаха. Вукуф продолжается до захода солнца. Главный имам мекканской мечети въезжает на белом коне на холм и с его вершину читает хутбу и возносит мольбы к Всевышнему. Как только солнце исчезает за горами, наступает ифада: все спешат под звуки музыки и выстрелов в долину Муздалиф. Здесь, у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы и паломники, устраиваясь на ночлег, собирают камешки, чтобы побить ими три каменные колонны, олицетворяющие языческих идолов, стоявших до Пророка в долине Мина. Утром 10-го числа после молитвы и проповеди, паломники направляются в долину Мина, где каждый бросает в столбы, символизирующие Иблиса, семь камешков, подобранных накануне в Мудзалифе. За этим следует жертвоприношение животных – овец, коз или верблюдов, которых покупают тут же у торговцев. Мясо жертвы должно раздаваться бедным, а излишки остаются на месте. В последнее время жертвы заменяются уплатой определенной суммы денег на богоугодные дела. Этот день считается важнейшим мусульманским праздником «Ид аль-Адха» и отмечается во всем мусульманском мире. Затем, обрив голову или срезав прядь волос, паломники направляются в Мекку для совершения последнего тавафа. После этого хадж считается законченным.

Хаос

(от греч. chainein – зиять) – 1) буквально открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреч. космогонии – первобытное состояние или первовещество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос (см. также Hyle). В античной мифологии и философии термин, означающий темную мощь творящей природы, могущественную основу космической жизни, неупорядоченную первопотенцию мира. Такой хаос русская философия называла творческим, родным, хотя и страшным. Это положительный смысл хаоса. В отрицательном значении он означает жизнь, из которой изъят смысл, логос. Такой хаос пустой, ничего не рождающий, превращающий жизнь в неистинное бытие. 2) Неорганизованная реальность; беспорядочное, бесформенное состояние мира или каких-либо процессов; неупорядоченная бессистемность как первоначальное состояние будущей системности и определенности. Данное состояние активно изучается современной физикой, теорией систем, синергетикой и другими областями знания. В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода, основанного на идее креативной самодостаточности хаоса, заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур (хаос как фактор самоструктурирования нелинейной среды: "порядок из хаоса", по определению И.Пригожина и И.Стенгерс). В древнегреческой мифологии — зияющее, мрачное и беспредельное пустое пространство, первобытный мрак, предшествовавший сотворению мира.

Хаптика

(haptics, от греч. haphe осязание) - наука об осязании и прикосновении, о коже как органе восприятия, о тактильных формах деятельности и самовыражения.

Слово "хаптика" (и соответствующее прилагательное "хаптический"), образовано от греческого слова  haphe (осязание) и haptikos (осязательный, тактильный), которые в свою очередь образованы от  haptesthai (трогать, хватать). Например, у Аристотеля можно прочитать: "Осязание же (haphe) получается от непосредственного соприкосновения (haptesthai) с предметами, поэтому оно и носит это название. Хотя и остальные органы чувств воспринимают путем соприкосновения, но через иное. По-видимому, только осязание воспринимает непосредственно (di'hautes)".

Созвучие с просторечным глаголом "хапать" усиливает шанс этого ученого термина на вхождение в русский язык. К тому же есть основания предполагать этимологическую связь греческого haphe и русского "хапать": последнее имеет аналогию не только в ряде славянских языков (чешское chapati, хватать, польское chapac, хватать), но и в романо-германских.  Макс Фасмер толкует "хапать" как возможное продолжение индоевропейского "khap", родственное латинскому "capio, capere", брать, верхненемецкому happig, жадный, нижненемецкому happen, жадно хватать. К этому можно добавить  английское capture, схватить, поймать, взять в плен.

В хаптике как научной дисциплине можно выделить (1) психологическую, (2) техническую и (3) эстетическую ветви.

1. Психохаптика - самая ранняя по времени возникновения; еще в начале 20-го века стали появляться экспериментальные исследования по психологии восприятия, в том числе тактильного. Классической считается книга Дэвида Каца "Мир касания" (1925). Но еще раньше появился учебник Титченера по психологии (1910), где уделяется внимание осязательным перцепциям. Современная классика - книга Эшли Монтагю "Прикосновение. Человеческий смысл кожи" (1986), где прослеживается значимость осязания, в частности, тактильных контактов ребенка с родителями, для формирования личности. Психологическое направление в хаптике граничит, с одной стороны, с педагогикой, теорией воспитания, с другой стороны, с гуманистической психотерапией и холистской медициной ("целостным целительством").

2. В последние двадцать лет хаптика стала популярна в исследованиях, посвященных проблемам искусственного интеллекта и виртуальной реальности. Чувство осязания оказывается важнейшим и сложнейшим для воссоздания компонентом виртуальной среды, которая должна создавать полную иллюзию реальности и воздействовать на все органы чувств. Да и искусственный разум оказывается не слишком разумным, если он отключен от тех тактильных перцепций и операторов, которые лежат в основе концептуальных систем: твердое - мягкое, тяжелое - легкое, холодное - горячее, гладкое - шершавое... Только так, "наощупь," воспринимаются важнейшие параметры окружающего мира. В работе над компьютерными симуляциями человека и окружающей его предметной среды хаптика часто соединяется с кинестезией - или включает ее в себя. Кинестезия (от. греч. "kinesis", движение, и  esthesia, чувство, восприятие) - область ощущений, связанных с мускулами, суставами, движениями и напряжениями мышечной ткани. С 1990 г. при Массачусеттском Институте Технологии работает Лаборатория Человеческой и Машинной Хаптики (Тhe Laboratory for Human and Machine Haptics), более известная как Лаборатория Осязания. Ее цель - изучение человеческих и построение машинных хаптик, а также развитие виртуальных и телеоперационных систем ваимодействия людей и машин. Сюда входят такие разделы, как биомеханика кожи, нейрофизиология, психофизика, моторно-информационный  контроль, манипуляционные стратегии и их компьютерные модели... С 1999 г. издается электронный журнал по хаптике (HAPTICS. The Electronic Journal of Haptics Research), где печатаются весьма специальные работы, такие как "Силовой контроль по способу закрытой петли за хаптической симуляцией виртуального окружения".

3. Наконец, третье, направление в хаптике связано с философией и эстетикой осязания, а также с опытами создания нового, тактильного вида искусства (touch art). В последние десятилетия, в связи с новым осознанием телесности как метафизического ограничителя сознания и форматора бессознательных и когнитивных структур, возрастает интерес и к осязанию. Однако кроме M. Мерло- Понти и Г. Башляра, Р. Барта и Ж. Делеза, уделяющих скромное место осязанию в своих феноменологических анализах телесности и чувственного восприятия, в области хаптики трудно назвать какие-то специфические достижения и прорывы.

Что касается тактильного искусства, то датой его рождения, по крайней мере как теоретической проекции, можно считать 1924 год, когда итальянский футурист Ф. Маринетти выступил со своим манифестом "Тактилизм". "Может быть, в кончиках пальцев и в железе больше мысли, чем в мозге, который гордится своей способностью наблюдать за феноменами". Однако этот проект не получил практического применения. Если не считать психофизически акцентуированного искусства слепых и для слепых и недифференцированных опытов синестезической эстетики в движении Fluxus, то первые опыты хаптики как самостоятельной разновидности искусства имели место в России в середине 1980-х годов (см. манифесты из книги Михаила Эпштейна "Новое сектантство"). Едва ли не первым опытом осуществления такого проекта стала "Тактильная выставка памяти Генриха Сапгира", Арт Полигон (С.- Петербург, январь 2001). Характерно, что само выражение "touch art" (тач-арт), как обозначение нового вида искусства, возникло и получило распространение в русскоязычной Америке (1993 г.), а в 2000 г. был подготовлен первый проект выставки "тач арта" (см. Веер будущностей. Техно- гуманитарный вестник" #13, 28.2.2001).

Известно, что наряду с логикой - наукой о мышлении - существует еще эстетика - область "низшего", как считали в 18-ом веке, чувственного познания. Немецкий философ Баумгартен, заложивший основы эстетики, различал "постигаемое умом..., познаваемое высшей способностью, объект логики" и "чувственно воспринимаемые знаки чувственного - объект эстетики." Для него эстетика есть "низшая гносеология", "наука о чувственном познании". Между тем в искусстве далеко не все способы чувственного познания участвуют на равных. Искусство, в том виде, как оно существует сегодня, - прерогатива двух чувств: зрения и слуха (изобразительные, музыкальные искусства, литература - синтез устного и письменного слова, и т.д.). Обоняние и вкус лишь в минимальной степени затребованы в область искусств, где им принадлежат лишь две самые боковые, прикладные ветви - парфюмерия и кулинария (если считать таковые искусствами). Осязание же вообще оказалось за пределом эстетики, поскольку ни одно из искусств не связало свою судьбу с этим "низшим" из чувств.

Следуя за Баумгартеном, назвавшему "низшую" логику "эстетикой",  "низшую" эстетику можно назватъ "хаптикой". Хаптика - это наука о "низшем из низших" родов познания, о чувственном познании без посредства чувственных знаков. В ряду наук о познании хаптика будет стоять рядом с эстетикой, но с противоположного края, чем логика, отличаясь от эстетики примерно так, как сама эстетика отличается от логики - сдвигаясь еще далее в сторону чувственного, в сторону чувственности как таковой.

ЛОГИКА                        ЭСТЕТИКА                        XАПТИКА

чистое мышление     искусство, зрительные      осязание как основа

общие понятия           и слуховые образы         познания и творчества

В центре хаптики - тоже искусство своего рода, но пренебрегаемое эстетикой даже больше, чем парфюмерия и кулинария, хотя это искусство выполняет цель продолжения человеческого рода и задает смысл всему телесному существованию человека. Это ars amori, искусство любви, точнее, осязательных переживаний и постижений, которые полнее всего проявляются в любви, как "плотском познании".  Эпистемология и логика, как правило, игнорируют тот факт, что "познание" во многих европейских языках, вслед за библейским употреблением этого слова, означает еще и чувственную любовь, взаимное познание мужчины и женщины. Этот изъян и призвана восполнить хаптика, в центре которой - учение о прикосновении как способе познавательной и творческой деятельности. См. также Эротология.

Характер

(греч. Charakter — черта, особенность) — 1) особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума. Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). Кант различает характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся, «эмпирический»; первый соответствует возвышающейся над природой нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями. Гёте в своем стихотворении «Орфические первоглаголы» в поэтической форме изобразил спор между характером и судьбой. С точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности. Следовательно, характер это совокупность отличительных черт, образующих психологическое или моральное лицо личности или группы. Различные тесты позволяют классифицировать характеры, изучая специфические реакции на неудачу (гнев, шутка и т.д.). Основная проблема состоит в распознавании причин, приводящих к образованию того или иного характера: прежде всего, это темперамент, являющийся нашей психологической данностью. В действительности темперамент, детство, воспитание, опыт – это элементы, используемые нашей свободой. Наша психологическая и моральная жизнь может эволюционировать и прогрессировать бесконечно. Мы можем формировать свой характер, вырабатывая его определенные навыки и таким способом, изменяя свою личность. 2) совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.

Характера отклонения

все, что относится к характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным характером, т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»), трудность которого выражена анормальным ««поведением» или ««манерой держаться», семейной, школьной и социальной неадаптированностью. Различают два вида объясняющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для которой характер и его аномалии (фобии, наваждения, чрезмерная импульсивность, все заболевания эндокринного происхождения) – врожденные, т.е. наследственные; 2) «психогенетические» теории, отличающиеся большей глубиной и конкретностью, по которым отклонения – результат положения, в котором жил ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли нищеты, жилищных проблем. Хелер заметил, что большинство трудновоспитуемых детей выросли в неблагополучных семьях; аномалии могут иметь своей причиной нехватку любви или даже враждебность одного из родителей. Случаи «преступности мало летник» резко возрастают после войн и социальных потрясений. Различают легкие отклонения характера, сопровождающие недомогания, остановку половой жизни или появление признаков старости, и перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими» отклонениями. У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с детства: мания величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность, экзальтации, страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с неуравновешенным характером – это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в жизни и довольствоваться тем, чем он является. Реадаптация, которая обычно легка для ребенка (психологический анализ, смена среды), трудна для взрослого (курс психоанализа часто оказывается недостаточным).

все, что относится к характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным характером, т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»), трудность которого выражена анормальным ««поведением» или ««манерой держаться», семейной, школьной и социальной неадаптированностью. Различают два вида объясняющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для которой характер и его аномалии (фобии, наваждения, чрезмерная импульсивность, все заболевания эндокринного происхождения) – врожденные, т.е. наследственные; 2) «психогенетические» теории, отличающиеся большей глубиной и конкретностью, по которым отклонения – результат положения, в котором жил ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли нищеты, жилищных проблем. Хелер заметил, что большинство трудновоспитуемых детей выросли в неблагополучных семьях; аномалии могут иметь своей причиной нехватку любви или даже враждебность одного из родителей. Случаи «преступности мало летник» резко возрастают после войн и социальных потрясений. Различают легкие отклонения характера, сопровождающие недомогания, остановку половой жизни или появление признаков старости, и перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими» отклонениями. У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с детства: мания величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность, экзальтации, страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с неуравновешенным характером – это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в жизни и довольствоваться тем, чем он является. Реадаптация, которая обычно легка для ребенка (психологический анализ, смена среды), трудна для взрослого (курс психоанализа часто оказывается недостаточным).

Характерология

наука о характерах. Термин создан Вундтом. Характерология изучает образование характеров и их классификацию. Классификация составляется с помощью тестов, т.е. испытаний; наибольшей известностью пользуется тест Роршаха: чернильные пятна расплющиваются между двумя листами бумаги и спрашивается, что напоминают эти пятна. Используя «решетки» чрезвычайно сложных тестов, Вьерзма и Гейманс составили самую знаменитую классификацию. Она основана на: 1) эмоциональности; 2) активности; 3) первичности и вторичности (первичен тот, кто живет настоящим моментом, вторичен тот, в ком пережитое оставляет след и глубокий отзвук и кого поэтому опыт прошлого всегда сдерживает. В более общей классификации различают просто «интровертные» (повернутые внутрь) и «экстравертные» характеры (общительные и открытые миру, вплоть до полного отсутствия интроверсии). Например, тот, кто, глядя на картину или спектакль, особенно чувствителен к движению, принадлежит к типу «интроверта» с шизоидной склонностью (например, картина Ван Гога «Кипарисы» словно создана для такой интерпретации); тот же, кто особенно чувствителен к цвету – экстраверт; тот, кто замечает прежде всего форму вещей, представляет тип эрудированного, меланхолического ума. Уравновешенный тип будет одинаково чувствителен и к движению, и к форме, и к цвету (таким представляется Леонардо да Винчи). Противоположность между интровертом и экстравертом, по сути, та же, что существует между сферами литературы и науки.

Харизма

(от греч. charisma – милость, божественный дар) – наделённость какого-либо видного лица – политического или общественного деятеля, проповедника, пророка, а также какого-либо социального института, символа и т.д. качествами исключительности, сверхъестественности, святости, непогрешимости и т.д., чтобы оказывать влияние на большие массы людей, становящиеся его приверженцами. Харизма, как правило, считается не приобретенным качеством, а именно данным, "даруемым" высшими силами, природой. Она характеризует человека как бы изначальной "отмеченностью". Термин "харизма" был первоначально употреблен в социальных концепциях Трельча, Вебера в связи с характеристиками социального и политического лидерства. Основанная на аффективных или эмоциональных чувствах, а также на вере в экстраординарные персональные качества лидера, такая власть является одним из трех основных типов легитимного авторитета (или политической легитимности), выявленных Максом Вебером. Данное понятие первоначально имело чисто религиозный смысл, означая "милостивый подарок", и все еще употребляется по отношению к лицам (в некоторых случаях к группам верующих), претендующих на обладание особыми способностями, например, бойко говорить, исцелять и т.д.

Хасидизм

(от древнеевр. chassid благочестивый) – движение в иудаизме, распространенное среди евр. населения Волыни, Галиции и Подолии; возникло в 17 в., ставило себе целью добиться самостоятельности евр. религии. Согласно этому учению, благочестивые евреи должны отличаться не суровым следованием закону и не аскетизмом, а веселием сердца (абода), благоговением (кавана) и смирением (шифлут). Хасидизм учит, что смысл любви к ближнему заключается не в том, что от нас ее требует Бог и мы следуем его велению, а в том, что мы через нее приходим к Богу... Учение хасидизма является завершением евр. религии. И она возвещает каждому: «Ты должен действовать сам. Бытие станет для тебя бессмысленным, если ты не войдешь в него сам, деятельно и любовно, и не найдешь в нем смысла для себя; через тебя все освещается, т.е. раскрывается в своем значении и осуществляется» (M. Buber. An der Wende, 1952).

Хилиазм

(греч. chilioi — тысяча) — религиозно-мистическое учение о тысячелетнем земном царствовании Господа Иисуса Христа, которое будет предшествовать концу света (в наше время хилиазм характерен для иеговистов, адвентистов и других сектантов). Хилиазм основывается на откровении Иоанна (20, 4). В свое время против хилиазма выступал Ориген, в то время как Августин учил, что тысячелетнее царство началось уже с рождением Христа. В средние века хилиазм ожил и получил развитие в различных учениях, гл. о. в учении Иоахима Флорского, новокрещенцев и гусситов, в Новое время – в пиетизме и теософии (см. Эйтингер). В строго библейских сектах он существует еще и поныне (напр., свидетели Иеговы).

Хинаяна

(малая колесница или узкий путь спасения): направление буддизма. С точки зрения хинаяны, мир и «я» – нереальны, а реальными, являются лишь дхармы – психофи-, зические элементы безличного жизненного процесса. Душа не выступает самостоятельной духовной сущностью, ибо тоже состоит из ежесекундно вспыхивающих и угасающих дхарм. Духовное самосовершенствование преследует в хинаяне цель личного спасения. Ее идеалом является архат («достигший конечной цели»), который мало беспокоится о совершенстве других. Будда в хинаяне – учитель совершенства, объект подражания и почитания, однако в ней нет сложного культа и религиозной организации; они заменены жизнью в монашеской общине.

Хиромантия

(от греч. cheir – рука и logos – учение и manteia – гадание) – толкование по линиям и бугоркам ладони, позволяющее предсказать судьбу человека; искусство чтения руки.

Хирономика

(от греч. cheir – рука и gnome – знание) – учение о том, что руки выражают содержание души.

Хокку

(япон.): верхнее трехстишие танки, выделившееся в самостоятельный вид поэзии; состоит из 17 слогов (чередование 5 – 7 – 5 слогов). В основном хокку – лирическое стихотворение о природе, в котором непременно указывается время года. Круговорот времени года – изменчивый, подвижный фон, на, котором яснее прорисовываются, сложная душевная жизнь человека и непостоянство человеческой судьбы. Поэтическая форма хокку предполагает постижение печального очарования преходящей жизни, места человека в природе и обществе, единого изначального Пути всего сущего. Классиком хокку по праву считается великий японский поэт Басе (1644 – 1694):

Луна или утренний снег...

Любуясь прекрасным, я жил, как хотел.

Вот так и кончаю год.

Холерик

(от греч. chole жёлчь, гнев) – тип характера, основные характеристики которого – эмоциональность, склонность к быстрому действию, вспыльчивость и отсутствие у личности глубокого отклика на происходящие события: первичный характер (пример – Дантон).

Холизм

(от греч. holon – целое) философия целостности, методологический принцип, согласно которому целое обладает безусловным приоритетом перед своими частями («Целое – все, часть – ничто»). Это понятие введено южноафр. генералом Я. Смэтсом в его произв. «Holism and Evolution» (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном («The philosophical basis of biology», 1931). Холизм исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности – и в качественном, и в организационном отношении, – целостности, обнимающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной – физической действительности и опирающийся на положение: "Целое больше суммы его частей"; все эти области представляют собой упрощение и обособление этой охватывающей целостности. Высшей формой целостности холистического типа является человеческая личность, где происходит синтез объективного и субъективного, духовного и материального. В онтологии приобретает форму крайнего реализма в решении проблемы универсалий, в гносеологии – рационализма и панлогизма. В социальной философии и этике, как правило, порождает доктрины ригоризма, коллективизма, в крайних вариантах – тоталитаризма. Был характерен для античной космоцентрической философии, исходившей из принципа подхода к любому онтологическому феномену (в т.ч. и к человеку – в доктрине связи микро- и макрокосма) как к отдельной части Космоса в целом, как к частному случаю Бытия вообще. Наиболее отчетливо методология Х. проявляется в социальной философии Платона и антропологии стоиков. В современной методологии науки, теории самоорганизации биологических и социальных систем, в синергетике идеи Х. развиваются в связи с критикой методологического редукционизма (целое – функция своих частей, как в механицистском учении о природе Р. Декарта, в котором как автоматы рассматриваются даже животные, организм которых – просто более сложный механизм, чем обычные физические конструкции и механизмы), в контексте развития учения об интегральных качествах (которыми обладает целое, но не обладают его части) и их природе. Здесь используются такие понятия, как «автономия целостности», «качественная самодостаточность целого» и т.д.

Хоррология

(horrology, от лат. horror - ужас) - наука о саморазрушительных механизмах цивилизации, которые делают ее уязвимой для всех видов терроризма, включая биологический и компьютерный.

Понятия "террор" и "хоррор"различаются прежде всего тем, что указывают, соответственно, на пассивное претерпевание и активное причинение страха. По своей латинской этимологии слово " terror" имеет значение "устрашать, наполнять страхом", а "horror" - "наполняться страхом, ощетиниваться, вставать дыбом (о шерсти, волосах)", т.е. относится к реакции устрашаемой жертвы.

Хоррор - это состояние цивилизации, которая боится сама себя, потому что любые ее достижения: почта, медицина, компьютеры, авиация, высотные здания, мосты, метро, водохранилища, все средства транспорта и коммуникации - могут быть использованы для ее разрушения. Подобно тому, как компьютерная сеть принесла с собой вирусные эпидемии, которые грозят ей полным параличом, так и вся цивилизация растет, отбрасывая гигантскую тень, которая растет еще быстрее. Компьютерная вирусология, которая изучает внутренние диверсионные устройства коммуникативных сетей, - один из разделов хоррологии.

Если опасность загрязнения природы, исходящая от цивилизации, окрашивала вторую половину 20 в., то 21 в. может пройти под знаком хоррора - угроз цивилизации самой себе. На смену экологии, как первоочередная забота, приходит хоррология (horrology) - наука об ужасах цивилизации как системе ловушек и о человечестве как заложнике сотворенной им цивилизации. Хоррология - это теневая наука о цивилизации, это минус-история, минус-культурология, минус-политология. Все, что другие науки изучают как позитивные свойства и структурные признаки цивилизации, хоррология изучает как растущую возможность ее самодеструкции, самовычитания.

Сейчас по всему западному миру стремительно проходит процесс хоррификации (horrification) самых обычных предметов и орудий цивилизации, их превращение в источник ужаса. Цивилизация не просто обнаруживает свою уязвимость, она становится причиной и мерой уязвимости; мера ее совершенства и есть мера ее хрупкости. С точки зрения хоррологии, высокоразвитая цивилизация - это великая ирония, которая под видом защиты и удобства, свободы и скорости, богатства и разумности собирает нас всех в одно здание "добра и света", пронизанное тысячами проводов, лестниц, лифтов, огней, - чтобы подставить всех вместе одному точному и всесметающему удару. Цивилизация - лестница прогресса, ведущая на эшафот. "Запад - это западня". В ракурсе хоррологии, цивилизация - это рычаг для усиления террора, предпосылка его растущей эффективности, так сказать, материал, из которого мастера террора лепят свои огненные, ядерные, бактериальные, газовые произведения.

Террор и хоррор соотносятся не только как акт и реакция, но и как акт и потенция. Хоррор вызывается возможностью террора в большей степени, чем его актуальностью. Как известно, болезнь хороша тем, что излечивает по крайней мере от страха заболеть. Хоррор не поддается лечению, потому что сам он и есть болезнь страха - это чистая потенциальность ужаса, эмоциональная насыщенность которой стремится к бесконечности, даже когда актуальность приближается к нулю.

Двусмысленная рекомендация американских властей после террора 11 сентября 2001: "живите, как обычно, занимайтесь своими делами, только будьте особенно осторожны и бдительны" - вызвала массу насмешек и жалоб. Но такова неотвратимая стратегия бытия под гнетом ужаса в обществе будущего; ее формула - "обычная жизнь плюс хоррификация всей страны". Зрелая цивилизация - это зона предельного риска, который повышается с каждой ступенью прогресса. В этом смысле хоррология становится неотделимой от всего комплекса гуманитарных и социальных наук нового столетия.

Христианский социализм

направление религиозно-общественной мысли, придающее христианству социалистическую окраску, воспринимающее Христа как первого социалиста и представляющее идеалом общественного строя христианскую демократию. Возник в 30 – 40-х годах 19 в. как разновидность феодального социализма и принял разнообразные формы, объединенные христианским истолкованием социалистического общественного идеала – надежды на установление (посредством веры в спасительную миссию Христа) справедливого социального строя, в котором не будет обездоленных, угнетенных, незаслуженно обиженных и оскорбленных. Идеи христианского социализма широко распространены среди приверженцев всех направлений христианства, они нашли отражение в ряде богословских доктрин (например, в теологии революции, теологии освобождения), а также в программах христианско-демократических партий. Христианский социализм воспринимается верующими как альтернатива светским модификациям социализма.

Христианская философия

философия, признающая в качестве истинных христианские религиозные представления, и кладущая их в основание всех своих построений. Отличается от античной, идеал которой - созерцательный разум, отсутствие страстей, апатия, презрение к страху, тем, что ее мироощущение насыщено эмоциями. В ней появляется смысл индивидуальной человеческой жизни, как обретение спасения и вечного блаженства в Боге. Христ. философия начинается с отцов церкви 3 в. (см. также Александрийская философия). Филон Александрийский (ок. 10 - 15 тт. до н.э. - середина 1 в. н.э.) попытался соединить греческую и еврейскую философию. Егo Логос («Второй Бог») в последствии стал интерпретироваться как Христос. Периодизация христианской философии: 1) евангельский (1 в. - середина 2в.) - время формирования евангельских текстов и послании апостолов; 2) патристика (от лат. pater - отец, 2-4 вв.) характеризуется творениями Отцов Церкви, разработавших основы христианской веры, Символов веры, обрядности, догматов; 3) схоластика (от греч. scholastikos - «школьный», VII - XIV вв.) в которой выводы рационального постижения христианских истин делаются на основе логики и рассуждений в опоре на церковные догмы. Хотя многие отцы церкви отрицали философию, она все же утвердилась в церкви, в особенности начиная с Августина, как христ. философия. Однако лишь с 13 в., т.е. с эпохи расцвета схоластики, философия и теология отчетливо разделяются: философия выступает как источник «естественного света», а теология – как источник «сверхъестественного света». В эпоху Гуманизма и Возрождения это различие снова стирается, чтобы в эпоху Реформации уступить место резкой вражде между философией и теологией. Позднее христ. философия находит продолжение в (тем временем исчезнувшей) протест., а также католич. неосхоластике, которая с 1879 по распоряжению папы была снова вызвана к жизни; отсюда стало обычным выражение Philosophia perennis.

Христианство

одна из трех современных мировых религий (наряду с исламом и буддизмом). Возникло в I в.н.э. в восточных провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных тяжелым гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, "божественного спасителя" – Иисуса Христа (богочеловека). В социальном плане христианство было порождено настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, гнета римского владычества. Первоначально христианство было гонимо римскими властями, но в начале IV в. стало государственной религией Римской империи. Вероучение христианства сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимствовавших некоторые элементы греко-римской и восточных религий, а также под влиянием античной философии, особенно платонизма, стоиков, неоплатонизма. Центральное место в христианстве занимает вера в искупительную жертву "сына Божия", Иисуса Христа, полного представителя Бога на земле, который был казнен римским наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем, якобы, воскресшего из мертвых и вознесенного на небо, открывшего тем самым возможность воскрешения своих последователей и спасения всех уверовавших. Приверженцы христианства верят во второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать при этом вечное блаженство праведникам и адские муки грешникам. Перенося вопрос о достижении счастья в потусторонний мир, объявляя терпение и милосердие непременным условием грядущего блаженства, христианство вольно или невольно внедряло смирение и покорность, примирение с несправедливыми социальными условиями. Священным писанием христиан является Библия, в которой обоснованы главные компоненты вероучения и обрядности христианства. Суть христианской догматики, сформулированная первыми двумя общецерковными (вселенскими) соборами, изложена в Символе веры, который обязывает христиан веровать: в единого Бога, выступающего в трех лицах (Троица); в Христа – Сына Божия, сошедшего с небес ради спасения человечества и воплотившегося от Святого Духа и Девы Марии, принявшего страдания и смерть для искупления людей от греха, воскресшего и долженствующего вторично прийти на землю; в святость церкви и необходимость крещения; в грядущее воскресение мертвых и вечность загробной жизни. Важнейшими элементами обрядности христианства являются 7 таинств: крещение (приобщение к христианству посредством погружения в воду или обливания), миропомазание (передача крещеному благодати Святого Духа посредством смазывания различных частей его головы ароматическим веществом – миром), евхаристия, или причащение (поедание хлеба и вина, воспринимаемых как тело и кровь Христа), покаяние (исповедание верующими своих грехов священнику с целью получения через него прощения от Бога), брак (совершение в храме венчания), священство (посвящение в сан диакона, священника или епископа), елеосвящение, или соборование (помазание больного освященным оливковым маслом – елеем). Профессиональные служители христианства – духовенство вместе с рядовыми верующими составляют христианскую церковь. Богослужения совершаются в храмах и сопровождаются пением или музыкой. На протяжении всей своей истории христианство развивалось в обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его социального состава, различными интересами его приверженцев, историческими реалиями. Эти противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных течений, направлений и сект. Самыми крупными являлись разделение христианства в 1054 г. на западную церковь (католицизм) и восточную (православие), а в XVI в. реформаторское антифеодальное и антикатолическое движение привело к возникновению третьей разновидности христианства – протестантизму. В свою очередь эти направления распадаются на более мелкие течения (конфессии), расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологических, культовых вопросов, а также в вопросах отношения церкви к государству и власти, но сохраняющие незыблемыми основные принципы и догматы христианства. В настоящее время христианство – наиболее влиятельная и самая многочисленная (около 2 млрд. приверженцев) религия в мире.

Хронотоп

(греч. chronos – время, topos – место) – «времяпространство», это единство пространственных и временных характеристик существования и развития социальных явлений.

Хроноцид

(греч. chronos время и лат. caedere убивать) - времяубийство, насилие над естественным ходом времени, над историей, эволюцией; разрушение связи времен, принесение одного времени в жертву другому.

Современная история превратила суффикс "цид" - "убийство" - в один из самых продуктивных способов словообразования. "Цареубийство, отцеубийство, братоубийство, геноцид, экоцид"... Особенно блистательную карьеру сделал этот суффикс с тех пор как в 1944 г. термин "геноцид" был введен в обиход американским юристом польского происхождения Рафаелем Лемкиным. На исходе столетия, обобщая его богатый криминальный опыт, становится насущным и понятие "хроноцид".

Хроноцид, геноцид и экоцид, как правило, связаны прямой линией революционной преемственности.   Революция начинается хроноцидом, идейным убийством прошлого и настоящего во имя абстрактного будущего. Потом революция начинает поглощать жизнь реальных людей, переходя в геноцид - убийство целых народов, сословий и классов, которым суждено остаться в прошлом, ибо они недостойны будущего. Наконец, уставшая революция, отчаявшись дать обещанное и разрушив производительные силы общества, подводит себе итог в хищном потреблении и истреблении природы - в экоциде. Расправившись со временем, революция обрушивается на людей и наконец опустошает живую среду обитания. Обычно последствия геноцида и экоцида поддаются более объективному учету - демографические потери населения, истощение природных ресурсов... Но начало революции - хроноцид, незримый переворот в сознании людей, вырывающих себя из живой среды обитания во времени, освобождающих себя от прошлого.

Или от будущего. Если на заре 20-го века революция мыслилась как расправа с проклятым прошлым, прыжок в грядущее царство свободы, то на закате века  ностальгически освещаются глубины прошлого  и становится влиятельной идея правой, обращенной вспять революции. С точки зрения радикального традиционализма, представленного наследием Р. Генона, Ю. Эволы и др. теоретиков крайней правой,  "основной задачей является Реставрация Интегральной Традиции во всем ее тотальном измерении" (А. Дугин). Опять покушение на время, на этот раз - убийство проклятого будущего во имя священного прошлого. И как всегда, хроноцид вызывает призрак революции - уже не лево-прогрессистской, а фашистской, национал-социалистической.

Есть три основных формы хроноцида: утопическая одержимость будущим ("счастье грядущих поколений"), ностальгическая одержимость прошлым ("Великая Традиция") и постмодерная завороженность настоящим ("исчезновение времени в синхронической игре означающих"). Три основных модуса времени: будущее, прошедшее и настоящее - превращаются в три способа времяубийства, как только один из них абсолютизируется за счет других.

Художник

творческий работник в профессиональном искусстве. Создавая ценности в специальной духовной сфере деятельности, профессиональный художник вовлекает читателя, зрителя, слушателя в совместное продуктивное воображение, ведет с ним «внутренний диалог», развивает способность общения. Соответственно художник должен быть творчески одаренным, обладать развитой интуицией, фантазией, которые выступают в единстве с мастерством и сложившимся мировоззрением. 

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21