Лабильный |
(от лат. labilis – скользящий, неустойчивый) –
функционально подвижный, изменчивый, неустойчивый, склонный к изменениям. |
Ламаизм |
форма позднего буддизма,
которая господствует в Тибете, Внутренней Монголии (КНР), в МНР, отдельных
районах Непала и Индии и монахов которой называют ламами (т.е. главными,
верховными). Возник в Тибете в 8 в.; в 15 в. он получает свою теперешнюю
форму в виде церковного государства, во главе которого стоят «далай-лама», а также «тулки»,
или «хутухты», которые считаются земными образами Будды и Бодисатвы и после
своей смерти снова возрождаются в детях. В ламаизме философия буддизма
переплетается с верой в таинственную магию. Основные идеи
ламаизма изложены в двух сборниках священных текстов: Ганджур (перевод
откровений, 108 томов) и Данджур (перевод
толкований, 225 томов). Центрами культовой деятельности приверженцев ламаизма
являются монастыри (дацаны), где совершаются богослужения. В Российской
Федерации больше всего ламаистов в Туве, Бурятии и Калмыкии, но дацаны
имеются и за пределами этих республик. |
Латентный |
(от лат. latent) скрытый, непроявленный |
Латинская патристика |
учение
Отцов Церкви, ярким представителем которой является Блаженный Августин (354 -430),
как его называют в православной церкви или Святой Августин, как именуют его в
католической церкви. Он сформулировал принцип самодостоверности
внутреннего опыта, согласно которому нельзя сомневаться в акте сомнения,
следовательно, нельзя сомневаться в собственном существовании и существовании
своей души. Так как человек способен созерцать нематериальные истины, нормы
добра и зла, нормы красоты, внешним источником которых является Бог, то Бог
является абсолютным вместилищем и единством всех идей. Человек есть образ и
подобие Бога, который есть личность и его можно познать по аналогии с
человеческой душой. Человек должен познать Бога в своей душе, т.к. человек
есть образ и подобие Бога и Святой Троицы. Цикличности истории он
противопоставил ее линейный характер с началом (сотворением) и концом (вторым
пришествием). Человек способен предвидеть только благодаря божественной
поддержки, эта идея Августина получила название провиденциализма. |
Левиафан |
(древнеевр.
– изогнутая, скрученная змея) – в книге Иова (гл. 40, 25 до гл. 41, 26) –
крокодил, изображенный как сила природы, принижающая человека. Гоббс
использует этот образ для описания могущественного государства («смертного
Бога»). |
Легальность |
(от лат. legalis – законный) – законность, соответствие поведения
внешнему закону в противоположность моральности – поведению, соответствующему
внутреннему закону нравственности; легальный – законный, соответствующий
закону.
Легальность сразу предполагает общественный закон, который может
противоречить моральному закону (как в трагедии Софокла, где Антигона считает
законным право похоронить своего брата, хотя это и противоречит
государственному закону). Следовательно, ««законность» может противоречить
«легальности»: это происходит, когда правительство игнорирует интересы нации.
|
Легальный |
(лат.
legalis
– законный, от legis – закон) – законный, разрешаемый законом. |
Легизм |
обозначение школы «законников» в древнекитайской
философии. Крупнейший теоретик легизма Шан Ян (4 в. до н.э.). легизм
утверждает главенство единого юридического закона в жизни государства, его
создателем может быть только самодержавный правитель. Легисты создали
стройную концепцию деспотического государства, предложили идею
государственного регулирования экономики. Залог мощи государства и укрепления
власти правителя – концентрация усилий на развитие земледелия и ведения
войны. В философии права легизмом называется гносеологический подход, в основе
которого лежит принцип признания в качестве права лишь того, что является
приказанием государственной власти. Тем самым отождествляется право и закон. |
Легитимность |
(лат. Legitimus - законный, узаконенный) – принцип, характеризующий государственную власть как законную,
правомерную, позволяющий признавать законный характер ее происхождения и
наделяющий ее безусловным правом управлять государственной жизнью; оправданность в глазах общественности,
ориентированность на начала, или фундаментальные ценности, справедливости,
правды, уважения личного достоинства человека и т.д. Не путать с легальностью
как соответствием действующим в государстве законам. Легитимность не вытекает
из какого-либо закона или постановления, а зависит от мнения граждан и
является выражением общественного признания властных и иных полномочий
различных социальных структур и институтов. Современная проблема легитимности
– это проблема политического представительства и согласия. Проблема
политической легитимности возникает с исчезновением непосредственных
политических отношений, присущих небольшим обществам; в настоящее время она
заключается в том, кто имеет законное право действовать в качестве
представителей политической власти. Таким образом, легитимность связана с
природой политического лидерства. Рациональная Л. имеет место там, где
государственная власть соблюдает законность, не ущемляет естественные права
граждан, а все ее управленческие акции носят законный характер. |
Лемма |
(от греч. lemma) – предложение, положение; в математике – вспомогательное
предложение, употребляемое при доказательстве одной или нескольких теорем. |
Ленивый разум |
у Цицерона, Канта и др. разум,
который отказывается от деятельности; поскольку фатализм прав, употребление
разума в жизни оказывается излишним. Ср. Квиетизм. |
Лень |
универсальное
средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего – следствие неуверенности в
цели, отсутствия стимулов, просто накопившейся усталости. |
Лептосомный
тип |
(от греч. lерtos – тонкий, нежный и soma – тело) – тип конституции,
характеризующийся худощавостью, т.е. отставанием роста тканей в толщину
по сравнению с ростом в длину. В отличие от «как струна» напряженных, сильных
лептосомов. Кречмер
называет «астениками» хилые экстремальные варианты и слабые формы лептосомного типа. |
Лженаука |
идеи и концепции,
выступающие от имени науки и подстраивающиеся под нее путем имитации
отдельных ее черт (рациональность, аппеляция к
опыту и социально-важным целям). Лженаука выступает в двух основных
вариантах: 1) когда от имени науки пытаются выступать разные вненаучные формы знания; 2) когда обществу навязываются
теоретические концепции без достаточной экспериментальной апробации либо
идеологические схемы, имеющие узко направленный, заказной характер. Примерами
лженауки являются расистские теории, интерпретирующие данные антропологии или
генетики, лысенковские концепции в биологии и
сельскохозяйственных науках, марксистско-ленинская идеология и т.д. |
«Лжец» |
название приписываемого Евбулиду софизма: «Если некто – лжец и при этом он
говорит, что лжет, – значит он лжет и одновременно говорит правду». |
Лживость |
индивидуально-психологическая
особенность, выражается в сознательном искажении действительного положения
вещей, в стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях.
Лживость противоречит общечеловеческим требованиям, вытекающим из потребности
иметь правильное представление об обществе, о поступках окружающих, о
жизненных обстоятельствах. От лживости нужно отличать искаженные
представления следствие недоразвития мышления, неумения разграничить желаемое
и действительное (у детей – "мнимая лживость"). Особый случай
составляет лживость патологическая, обычно сопряженная с некритической верой
в реальность выдуманного. Как общественное явление лживость обычно
наблюдается в обстановке взаимной враждебности, конкуренции и
подозрительности. Дифференциация лживости и оценка ее конкретных проявлений
возможны при условии правильного понимания ее мотивов и причин. Как тип
отношений и психологическая черта лживость преодолевается в результате
воспитания, основанного на доверии между воспитанниками и воспитателями. Понятие экзистенциальной философии Сартра (франц. mauvaise foi),
означающее такую ложь, когда я
умышленно утаиваю от себя истину, мне известную, когда я в известном смысле
лгу сам себе. Но т. к. я не могу себя обманывать даже умышленно (ибо мое
сознание известно мне полностью), то моя лживость начинает исчезать, едва
появившись, уступая тем самым место цинизму. Однако она может постоянно
вызываться вновь, а может и быть характерна для всей жизни человека. |
Ли и Ци |
одно из ключевых понятий
древнекитайской философии, в частности, конфуцианства, которое обозначает
освященные традицией правила взаимоотношения между различными социальными
группами. Если Ли означало
принцип, порядок вещей, форму и истолковывалось как идеальное, духовное,
нематериальное начало, то противоположное ему Ци –
пар, дыхание, эфир, т.е. основа мира в виде мельчайших частиц, – как
материальное начало. Частицы, находясь в постоянном движении, то сгущаются,
образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновения вещей. Кроме
того, Ци – это материальная сила, энергия, а также
жизненная сила и в этом качестве участвует в процессе становления вещей и
людей. В кит. философии Ли и Ци (принцип и
материальная сила) выступали как два связанных друг с другом аспекта, как
проявления единого пути. В конфуцианстве понятие Ли играло роль осн. этического принципа, регулирующего отношения между
людьми в различных сферах жизни, нормы их поведения. Ли
– это нормы поведения, без которых нет совершенного мужа – цзюнь-цзы у Конфуция, а именно: деликатность, учтивость,
уравновешенность. Смысл правил ли – полное и абсолютное послушание. Таким
образом, в юнфуцианстве ли – сама общая
характеристика правильного общественного устройства и поведения человека по
отношению к другому и к себе. |
Либерализм |
(от
лат. liberalis
– свободный) – свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций,
обычаев, догм и т. д. и стать на собственные ноги. В широком смысле –
совокупность интеллектуальных и культурно-нравственных установок,
ориентированных на признание личности, ее свободы и самореализации,
признание высшей ценностью культуры и общества; в узком смысле – идеология,
теория и политика либеральных партий, отстаивающих свободу предпринимательства,
парламентский строй, демократические права и свободы личности. Данное
идейное и общественно-политическое течение, возникло в европейских странах в
17-18 вв. и провозгласило принцип гражданских, политических, экономических
свобод. Истоки Либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита,
Ш. Монтескье и др. направленных против абсолютизма и феодальной регламентации.
Сильный толчок своему развитию либерализм получил в эпоху Просвещения (в
противовес схоластике), Реформации (против католицизма), пиетизма (в
противовес лютеранству). Как политическое направление либерализм противостоит
консерватизму и реакции; как экономическая доктрина выступает за свободное
соревнование, за не ограничиваемый государством товарообмен; в области
мировоззрения – за космополитизм, терпимость и гуманность; в религиозной
области борется против ортодоксии. С точки зрения философии либерализм близок
индивидуализму, подчеркивая ценность личности в противовес ценности
коллектива. Носителем либерализма во все времена была буржуазия. |
Либидо |
(лат. libido – страсть) – в сексологии чувственное вожделение,
половое влечение. Одно из осн. понятий психоанализа, означающее
преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремление,
желание, склонность. К.- Г. Юнг в полемике с Фрейдом («Wandlungen und Symbole der Libido», 1939) расширяет его до понятия психической
энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики. Либидо – это
бессознательные стремления, желания, склонности, влечения, в основном,
сексуального характера; это энергия бессознательного, способная (в отличие от
стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (например,
сублимации и т. п.). В процессе онтогенеза либидо приобретает
различные символические формы, как правило, не осознаваемые человеком и требующие
расшифровки в рамках аналитической психологии. Фрейдом этот процесс трактовался
как сублимация сексуального влечения в различные виды научной и
художественной деятельности. К. Юнг считает, что либидо есть энергия бессознательного, оказывающая
определяющее влияние на действия человека. |
Лидер |
(от
англ.-ведущий): наиболее авторитетный член организации или социальной группы.
Его личностное влияние позволяет ему играть основную роль в различных
политических, моральных, социальных, коммерческих ситуациях. Авторитет лидера
имеет неформальный характер. |
Лила |
в
индийской мифологии игра Бога, посредством которой он создает мир. Брахман,
развлекаясь, дает жизнь мировой гармонии, создает действительность, как
спектакль, танец или поэму. В этой вечной творческой игре разрушение
допускается только как условие для нового созидания. Бог играет от избытка
любви, источает ее из себя, рождая мир и радуясь при этом. Играя, Брахман сам
устанавливает правила игры и добровольно подчиняется им, ибо он, во-первых,
духовно совершенен, а во-вторых, руководствуется любовью ко всему созданному им.
|
Лингвистика |
наука о языке,
языковедение, языкознание. |
Лингвистическая философия |
(лат. lingua – язык), (логический позитивизм, аналитическая философия
– можно считать синонимами) – направление в современной философии ХХ в.,
третья волна позитивизма, начало которой было положено
"Логико-философским трактатом" Л. Витгенштейна.
Также философия лингвистического анализа, философия обыденного языка – одна
из школ неопозитивизма, течение, возникшее в 40-50-х годах 20 в. на основе
философии здравого смысла Дж. Мура, а
также взглядов Л. Витгенштейна. Лингвистическая философия, по мнению
ее сторонников (в Англии – Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом., в США – М. Блэк, П. Малкольм),
призвана показать мнимый характер философских проблем, считая их псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего
влияния языка на мышление. Анализ языка они считали единственно возможным
делом философии. Объектом внимания лингвистической философии в отличие от
логического позитивизма стали не искусственные языки-модели, а разговорный
естественный язык, поскольку ее представители считали, что нельзя
исчерпывающе выразить богатство последнего в схемах некоего идеального языка.
Язык – средство конструирования, а не отражения мира. Интересных результатов
представители лингвистической философии добились в анализе логической
структуры обыденного языка и изучении его семантических возможностей (см. Семантика). Лингвистическая философия
изучает, анализирует как разговорный, естественный язык, так и язык науки. В
представлении ЛФ язык – это не отражение мира в понятиях, а культурные
конструкты, средство конструирования мира, имеющее особый смысл и
специфические правила функционирования. Цель философии – показать, каким
способом, каким образом это происходит, по каким правилам надо
"играть". С точки зрения данного направления, многие философские
проблемы (свобода, смысл жизни и т.д.) носят мнимый характер. Происходит это,
по мнению лингвоаналитиков, в том числе и из-за
неточности применения языка, неправильного употребления терминов и понятий:
многозначности, ненаполненности (пустота
содержания), косности, догматизма, консерватизма, наличия не имеющих
оснований неологизмов и пр. |
Лингвистический редукционизм |
сведение философских
проблем к лингвистическим (проблемам смысла и значения соответствующих
высказываний, которые выражают эти проблемы). |
Линеарный |
(англ. linear
- линейный). Напоминающий по форме линию, вытянутый в линию, прямой, идущий в
одном каком-то направлении. Используется вместо термина "линейный "
с целью отсечь ассоциируемые с ним в русском языке прилагательные "узкий
", "негибкий ", "плоский" (в смысле лишенный
оригинальности) и т.п. |
Линейная концепция истории |
социальная модель,
предполагающая наличие определенной однонаправленной тенденции исторического
развития. |
Лирика |
(греч.-исполняемый
под аккомпанемент лиры): художественный жанр, сложившийся наряду с эпосом и
драмой в процессе исторического развития литературы. Основные стихотворные
жанры лирики – элегия, романс, сонет, стихотворение (в узком смысле – как
жанр), песня. Главный предмет отображения в лирике – внутреннее состояние
человека, его настроения и переживания. Часто это собственные мысли и чувства
автора, которые в поэтическом тексте становятся общезначимыми. Лирические произведения
способны проникать в тайны самых тонких душевных движений и раскрывать новые возможности,
грани человеческого общения. |
Литургия |
(греч.-богослужение): – главное христианское
богослужение, совершаемое между восходом солнца и полуднем. У православных
литургия называется обедней, а у католиков – мессой. |
Личность |
персона (от лат. persona – маска, роль актера). 1) человеческий индивид в
аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов
деятельности и общественных отношений. 2) динамическая и целостная система
интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека,
выраженных в его сознании и деятельности. Но прежде всего это сознательная и
свободная индивидуальность. Эти отличительные признаки охватывают, по меньшей
мере, сразу три элемента в структуре личности: а) уникальность человека, б)
богатство и уровень развития духовности (внутреннего мира) и в) автономность
(самостоятельность) его как социального существа. Личность – это система
устойчивых индивидуальных и социально-значимых качеств, которые человек
способен реализовать в своей деятельности. Понятие личности не является
однозначным из-за сложности его определения. Психология делает упор на
индивидуализированные характеристики, а философия выходит в спектр связи
человека с обществом и его возможности социального и духовного вклада в
развитие. Понятие личности философия отличает от понятия индивида как
представителя рода человеческого: личностями не рождаются, ими становятся, –
считает большинство философских концепций личности. Личность в данном
понимании в любом обществе вправе рассчитывать на моральное уважение и
заслуживает его. Все, что относится к
личности, персоне, называется персональным. Со сменой взглядов, а особенно с
накоплением знаний о человеке изменяется
и понятие о личности. В процессе исторического развития, в особенности с начала нового времени, многие
интерпретации личности выступают в философском обличье, и почти все они так
или иначе сводятся к декартовскому дуализму тела и души и, значит, к
религиозному (христ.) его источнику – будь это
дуализм между Я и не-Я (Фихте), дуализм природы и духа (Гегель), воли и
представления (Шопенгауэр), жизни и духа (романтизм, в последнее время – Клагес), сознательного и бессознательного (романтизм, Э.
Гартман, психоанализ) или наличного бытия и существования (Кьёркегор, современный экзистенциализм). Личность –
этический феномен. Она представляет собой содержание, центр и единство актов,
интенционально направленных на др. личности.
Подобно тому как каждому субъекту принадлежит объект, так и каждой личности
принадлежит, грамматически говоря, «вторая личность»: всякому «я» принадлежит
«ты». «Под личностью мы понимаем человеческий индивид, поскольку он – как действующий,
наделенный волей и стремлениями, как представитель своих мыслей, взглядов,
суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками –
предстает соединенным с др. такими же человеческими индивидами и узнает об их
манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их
мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их
претензиям, настроениям и ценностям» (Н. Гарман); см. также Реальность. Кроме того, др. личность
является носителем объективного духа. С
18 в. (особенно начиная с Канта и Гердера) личность начинают отличать от
индивидуальности. |
Личность и характер |
в
литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих понятий: 1)
характер и личность практически отождествляются – эти термины употребляются
синонимично; 2) характер включается в личность и рассматривается как ее
подструктура; 3) личность понимается как специфическая часть характера; 4)
характер и личность рассматриваются как "пересекающиеся"
образования. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более
узкого их толкования. Кратко выражая суть различий между личностью и
характером, можно сказать, что черты характера выражают то, как действует
индивид, а черты личности то, ради чего он действуют. Очевидно, что способы
поведения и направленность личности относительно независимы: применением
одних и тех же способов можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться
к одной цели разными способами. Есть очень важная задача: проследить, почему
и как определенные свойства характера способствуют формированию определенных
свойств личности. Проблема влияния характера на формирование личности имеет
не только важное теоретическое, но также исключительно важное значение для
практики воспитания и самовоспитания, ибо прямо подводит к вопросам о методах
воспитания детей с учетом их характеров, о способах профилактики и разрешения
напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о
природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности и пр. 0
влиянии личности на судьбу характера. Проявления характера гораздо более
непосредственны, чем личности: проявляя характер, субъект скорее побуждается
тем, что ему "естественно", что "хочется" или "не
хочется"; действуя как личность, он скорее руководствуется тем, что
"должно" и "что следует делать". С развитием личности он
начинает жить более нормативно – не только в смысле общей направленности, ко
и в смысле способов поведения. Это можно выразить общей формулой: личность в
своем развитии "снимает" характер. Имеется попытка разработки
положения о снятии характера личностью. Согласно Лазурскому, выделяются три
уровня зрелости взрослой личности: низший, средний и высший. Для
характеристики личностей каждого уровня используются различные понятийные
средства, суть различий коих состоит в том, что при переходе от низшего
уровня к высшему акцент перемещается с эндопсихики
на экзопсихику: если нижний уровень
классифицируется по признаку того, как живут и действуют субъекты, то высший
– по видам ведущей деятельности, по тому, ради чего они живут. Можно сказать,
что при переходе от низшего уровня к высшему из описания индивидуальности
исключаются черты характера и заменяются свойствами личности. Но не следует
думать, что "снятие" свойств характера личностью происходит всегда
– это лишь самая общая тенденция. Часто она реализуется не до конца, порой встречает
серьезные препятствия в виде резко выраженных черт характера, кои еще более
усугубляются внешними условиями. Тогда личность оказывается не в состоянии
преодолеть или переработать свой характер, и он становится существенной
детерминантой поведения, а то и тормозом в развитии личности (что наблюдается
при психопатиях). |
Лобби |
форма легального отстаивания интересов определенных фирм или граждан страны путем формирования фракций депутатов или специальных групп поддержки в законодательных органах власти. |
Логизм |
умозаключение, учение о
логической упорядоченности мира (см. Панлогизм). |
Логика |
(от греч. logos - слово, понятие, рассуждение, разум) 1)
способность правильно, т.е. логически, мыслить; 2) Логика - нормативная наука
о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности,
осуществляемой с помощью языка. Учение о тождестве и его отрицании (Г. Якоби),
учение о последовательности и методах познания (наука логики). Поскольку
формы и приемы интеллектуальной познавательной деятельности исследуются не
только в логике, но и в других науках (напр., психологии, эпистемологии,
психолингвистике), то логику часто определяют более узко как теоретическую
науку о правильных рассуждениях, когда основное внимание обращается на форму
в отвлечении от содержания. Законы логики позволяют правильно формулировать
мысли и обрабатывать чувственный опыт в мыслительных конструкциях. В качестве «элементарной
формальной логики» она имеет дело с самыми общими свойствами, присущими всем
(имеющимся) понятиям. Осн. свойства понятий
выражаются в логических аксиомах (см. Аксиома).
Сначала рассматривается учение о понятии, затем следует учение о суждении
и, наконец, умозаключении. Учения о логических аксиомах, понятии, суждении и
умозаключении, взятые вместе, образуют чистую логику. Прикладная логика
охватывает в традиционной логике учение об определении, о доказательстве, о
методе. Ей часто предпосылаются не научно-логические, а
теоретико-познавательные, психологические учения о переживании, описании и
формулировании (особенно с помощью специального языка, терминологии) и об
образовании понятий. Иногда к ней присоединяют учение о системе. Логика (как
наука) – лишь учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством
понятий; она служит повышению формальной точности сознания и объективности
содержания мышления и познания. Основателем западноевропейской логики (как
науки) является Аристотель, «отец логики». Такая логика получила название
формальной логики – она исследует формы мысли. И. Кант в гносеологии говорит
о трансцендентальной логике – способности нашего мышления при помощи
априорных ("чистых", доопытных) форм рассудка переводить наш опыт в
понятия и суждения. Выделяют и диалектическую логику – это учение о
содержании понятий, их взаимосвязи и развитии, противоречивом характере
познания (у Гегеля), а также, учение о всеобщих законах развития природы,
общества и мышления (в марксизме). Слово «логика» появилось
впервые у стоиков; они и неоплатоники уточнили отдельные моменты ее, а в
эпоху средневековья схоластика разработала ее в мельчайших подробностях, в
тонкостях. Гуманизм изгнал из логики схоластику, но обновить ее не мог. Реформация
взяла на вооружение логику Меланхтона,
Контрреформация – логику Суареса. Поднявшись принципиально над схоластикой,
развивал логику Иоганнес Штурм из Страсбурга; более известным стал Пьер Раме.
С 17 в. стало заметным влияние на логику сфер мысли, связанных с математикой,
причем в геометрическом методе Спинозы оно было меньше, чем у Лейбница,
который использовал в логике совершенствующиеся естественнонаучные методы. От
Лейбница и математики, а также и от неосхоластики пошла логика школы Вольфа.
Кантовская «трансцендентальная логика» есть в действительности критическая
теория познания, логика нем. идеализма (особенно логика Гегеля) –
спекулятивная метафизика. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон и сторонники философии
жизни отбросили традиционную логику. В настоящее время логика распалась на
множество направлений: 1) метафизическая логика (гегельянство); 2)
психологическая логика (Т.Липпс, отчасти В.Вундт); 3) теоретико-познавательная, или
трансцендентальная, логика (неокантианство); 4) семантическая логика (Аристотель,
Кюльпе, современный номинализм); 5) предметная
логика (Ремке, Мейнонг, Дриш); 6) неосхоластическая
логика; 7) феноменологическая логика; 8) логика как методология
(неокантианство) и логистика, которая
находится в центре споров о логике. |
Логика науки |
совокупность
правил логической организации научного знания, применяемых в
той иди иной научной теории (множество правил вывода и определения).
Среди важнейших логических методов построения научных теорий выступают
дедукция и конструктивно-генетический метод. Народу со средствами формальной
логики, при создании научных теорий о развивающихся системах И объектах
применяют методы диалектической логики (метод восхождения от абстрактного к
конкретному, исторический метод и др.) Сознательная фиксация логических
средств разворачивания содержания научных теорий особое значение имеет в
математике, поскольку здесь первостепенную роль играют непротиворечивость и
доказательность теоретических структур и единиц знания. |
Логика научного познания |
(эпистемология) – философская
дисциплина, целью которой является применение идей, методов и аппарата
современной логики к научному познанию. Она изучает логическую структуру
научных теорий, их компонентов (определений, понятий, классификаций и т.п.),
устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает вопрос
о непротиворечивости и полноте теорий, о способах формирования проверки
научных гипотез, анализирует логические аспекты таких методов научного
познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация и т.д. |
Логика оценок |
логика понятий «хорошо», «безразлично», «плохо», общего понятия ценностей, оценочных утверждений языка. |
Логика символическая (математическая) |
разновидность формальной логики, ставящая целью
полную формализацию или математизацию рассуждений. |
Логика формальная |
(синонимы: логика Аристотеля,
традиционная логика) – наука о формах и правилах, познающего истину мышления |
Логистика |
(математическая логика; англ, symbolic logic) – математическая
логика в форме алгоритма. Этот термин, выработанный в 1904 г. на Конгрессе
логиков в Женеве, пришел на смену таким выражениям, как «математическая
логика», «алгоритмика», «алгебра логики» и т.д.
Логистика – современная логика, форма математических комбинаций.
Разрабатывалась Венским кружком (Карнап, Тарский, Витгенштейн)
и неопозитивизмом или англосаксонским логическим позитивизмом (школа Бертрана
Рассела). Она
отличается от старой, традиционной логики прежде всего своей формализированностью (т.е. принимает во внимание не
содержательное значение отдельных высказываний, а лишь их синтаксические
категории и их структурные связи) и тем, что ее осн.
методом является логическое исчисление (это значит, что выражения можно
преобразовывать согласно строгим правилам чисто формально, с ними можно
производить логические выкладки). Не из необходимости, но большей частью
исходя из практических соображений она широко использует символику (т.е.
отдельные выражения обозначает совершенно определенными знаками) и
аксиоматику (т.е. все существующие знаки определяются через несколько осн., и все законы выводятся по определенным правилам
выводов из нескольких осн. правил, аксиом).
Логистика в широком смысле – это учение о логическом исчислении, его
предпосылках и применениях, в узком смысле – только учение о логическом
исчислении. Логическое исчисление есть сумма логически интерпретированных
исчислений. Исчисление – это система знаков и правил оперирования с ними. Пример
такого исчисления дает шахматная игра: поля и фигуры представляют систему
символов, правила ходов есть операционные правила. Формальные предпосылки
логического исчисления разрабатывает металогика, учение о философских основах
логического исчисления; сюда относится синтаксис (учение об отношениях знаков
между собой; см. также Семиотика),
семантика и прагматика (учение об отношениях между знаками и теми, кто их
использует). В логистике можно выделить следующие части: 1. Исчисление высказываний.
Оно исследует связи между высказываниями как нерасчлененными целыми (см. Высказывания) с помощью функторов,
которые приблизительно cоответствуют словам «не»,
«или», «если... то...», «и» и т. д. Эти функторы
называются функциями истинности, потому что значение истинности высказывания
(Фреге: «Значение истинности высказывания – это истина или ложь»), которое
они образуют, зависит в конечном счете от значения истинности, а не от смысла
высказываний, которые служат аргументами этих функторов. Функтор «если... то...» называется импликатором,
а его применение образует импликацию (pÉq, «p включает
q"). Др. функции истинности – это: негатор (p, «не-р»), дизъюнктор (pvq, "р или q») (союз «или»
понимается здесь в неразделительном смысле), конъюнктор
(р∙q, "p...[kon]q»,
приблизительно соответствует «и» в разговорном языке), эквивалентор
(р º q, «p равно q»; см. также Эквивалент). 2. Исчисление предикатов.
Оно анализирует те высказывания, которые исчисление высказываний
рассматривает как целое. Предикат – это имя или внешний знак для обозначения
свойств. Подчинение свойства «индивидууму», т.е. определенному отдельному
предмету, выражается посредством предикатора, объем
этого подчинения – посредством квантификатора; в исчисление входят не сами
свойства, а лишь предикаторы или квантификаторы.
Свойство, которое обозначается предикатором с одним
только аргументом, называется качеством; при нескольких аргументах его
называют отношением. 3. Исчисление классов (см.
также Класс), причем, напр., класс
курильщиков трубок воспринимается как «абстракция» формы выражения «x курит трубку»'; если «f» означает «курить трубки»,
то x(fx)
означает те самые х, для которых верно fx (x курит
трубку). Функтор «Ù» поэтому называется абстрактором
(компрегенсором); как аргумент, он обладает формой
высказываний и образует поэтому класс. 4. Исчисление отношений
анализирует высказывания об отношениях («брат кого-то», «больше, чем»,
«подобно» и т. д.). Если R обозначает «составитель» и а – «Библия», тогда R'а есть класс составителей Библии; если а – «Гомер», то R'а обозначает класс произв. Гомера. 5. Особые исчисления. Сюда
относятся: исчисления модальностей, многозначная логика (см. также Формализм), комбинаторная логика,
силлогистика. Кроме приведенных в разделе «Исчисление высказываний» пяти
символов, используется примерно еще шестьдесят (кроме больших и малых рим. и греч. букв). Первые попытки в
направлении логистики были сделаны Г.В.Лейбницем. Его
идеи были подхвачены Г.Плокке, И.Г.Ламбертом;
вследствие начавшегося вскоре победного шествия трансцендентальной логики
Канта их учения почти не привлекли внимания. Позже, независимо от этих
учений, основателем «алгебры логики» явился Дж. Буль, опубликовавший в 1874 «The
mathematical analysis of logic, being an assay towards a calculus of
deductive reasoning». Дальнейшее развитие она получила в работах Августа де Моргана (1806-1878), Стенли Джевонса, Джона Венна (1834 – 1923), Ч.С.Пирса и др., достигнув вершины в трудах математика Эрнста Шредера (1841-1902; «Der Operationskreis des Logikkalkьls», 1877; «Ьber das Zeichen», 1890; «AbriЯ
der Algebra und Logik», 1909). Подлинным
основателем современной логистики является Готтлоб Фреге, который, однако, не получил
почти никакого признания в Германии. Его мысли были восприняты итал.
математиком Джузеппе Пеано (1858-1932; «Formulaire mathematique», 5 vol., 1895-1908), который ввел в употребление простую
символику, получившую в настоящее время самое широкое распространение.
Пользуясь ее языком, А. Н. Уайтхед и
Б. Рассел написали основополагающую
в области логистики работу «Principia Mathematica» (1910-1913). Кроме
этого, имеется ряд др. направлений в развитии логистики, важнейшие из
которых: исчисление модальностей, развитое К. И. Льюисом, многозначная логика
Яна Лукасевича и Э. Л. Поста, комбинаторная логика
Керри. Развитие аксиоматики и методологии исследования было значительно
ускорено благодаря работам Давида Гильберта.
Ведущие школы в логистике возникли позже, в период между двумя мировыми
войнами, прежде всего в Германии, Польше и США; это привело к быстрому
развитию логики, которое продолжается и в настоящее время. |
Логицизм |
молчаливое или высказанное
предпочтение логического способа рассмотрения перед психологическим; понимание
математики как логической дисциплины; логицистический
– зависящий от логики. |
Логическая уловка |
логическое умозаключение,
вынуждающее человека путем всевозможных запутываний
и затуманиваний согласиться с утверждением. См.
также "Лжец", Умозаключение
ошибочное. |
Логический |
соответствующий закону
мышления, формально правильный, относящийся к логике. |
Логический атомизм |
философская концепция Б.Рассела |
Логический позитивизм |
(от лат. positivus – положительный) – философское
течение в рамках неопозитивизма ХХ века, стремившееся полностью формализовать
язык науки с помощью логики и математики. Разновидность неопозитивизма.
Возник в 20-х гг. ХХ в. в Венском кружке (Карнап, О. Нейрат
и др.), с которым тесно сотрудничало берлинское Общество эмпирической
философии (Рейхен-бах, К. Гемпель
и др.). Подлинно научная философия, согласно Л. п., возможна только как
логический анализ языка науки. Этот анализ должен быть направлен, с одной
стороны, на устранение " метафизики " (т.е. традиционной
философии), с др. - на исследование логического строения научного знания с
целью выявления " непосредственно данного ", т.е. эмпирически
проверяемого содержания научных понятий и утверждений. |
Логическое познание |
вторая ступень в познании действительности человеком
посредством абстрактного мышления, которое осуществляется в форме понятий,
суждений, умозаключений. |
Логичность |
характер, особенность
логического. Противоположность – фактичность (см. Факт). |
Логос |
(греч. logos
— слово, мысль, разум, закон) – первоначально – слово, речь, язык; позже, в
переносном смысле – мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон. Термин
обиходного языка, введенный в философский язык для обозначения
проникновения в смысл явлений и процессов рационального свойства. Логос –
всеобщий закон космоса, природы; основание бытия. У Гераклита и стоиков –
мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами
закономерностью Вселенной, с судьбой (греч. heimarmene). Иногда, уже у стоиков, логос понимается как
личность, как Бог. Логос здесь представлен как космическая мудрость, всеобщее
знание, абсолютная истина. В средневековье, логос – слово Божие, которое
принес в мир сын Божий, Иисус Христос: "Вначале было слово, и слово это
было у Бога", – говорится в Библии. В современной науке, логос как
какое-либо знание, добавляется в качестве сложносочиненного слова к названию
различных видов знания: психология, филология и т.д. У Филона, неоплатоников и
гностиков греч. идея логоса сливается с представлением о Боге в Ветхом
завете; отныне логос является как вечно свойственная Богу сила разума, слово
и вечная мысль Бога, которая в качестве логоса создала мир и которая
пронизывает его и связывает; он является как перворожденный сын Бога, как др.
Бог, посредник между Богом и человеком (мистика логоса). В христианстве (уже
у Иоанна, но по-настоящему отчетливо только у отцов церкви) логос становится
обретшим плоть словом Бога, «сыном» Бога, который пришел на землю как
исторический Христос. Свое окончательное место в христианстве этот логос
занял только в результате установления его в качестве второго лица в догмате
о триединстве (троица). В русской философии логос -
понятие, с помощью которого она передавала субстанциальную пронизанность мира Божественным Словом; закономерность
развития всей действительности. |
Логотерапия |
(от греч. logotherapie) – выражение, введенное Виктором Э. Франклом, долженствующее обозначать психиатрию, которая
(при резком отрицании психоаналитических и индивидуальнопсихологических
методов) стремится к осознанию не инстинктивного, а духовного: «Здесь не Оно осознается моим Я, а скорее Я приводит к осознанию
самого себя, приходит к себе». См. Глубинная
психология. |
Логоцентризм |
понятие, введенное постмодернистской философией (в
контексте парадигмы «постмодернистской чувствительности») для характеристики
классической культурной традиции, установкой которой критически оцениваются в
качестве имплицитно фундированных идей всепроникающего Логоса, что влечет за
собой неадекватное, с точки зрения постмодернизма, осмысление бытия, в
качестве имеющего имманентную «логику» и подчиненного линейному детерминизму.
В античной философии – примат разума над чувствами. |
Ложное доказательство |
в философии и логике
аргументация, основывающаяся на ложных умозаключениях или на посылках,
которые еще должны быть доказаны. |
Ложь |
заявление, рассчитанное на
обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом
положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит. С
точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением
нанести вред др. человеку или добиться для себя преимущества перед другим.
Как бы это ни выглядело, позитивно ложь может быть оценена только из
вежливости или из жалости. Много лжи возникает при вопросах: спрашиваемый
воспринимает вопрос как принуждение к ответу (соответствующему истине),
которого он стремится избежать с помощью лжи (народная пословица: «Не
спрашивай меня, тогда мне не нужно будет тебе лгать»), – вот почему
уважаемому лицу не нужно задавать никаких вопросов; чаще всего полное
молчание недейственно, т. к. оно оставляет слишком много простора для догадок
и не предотвращает несчастья (напр., при допросе военнопленного или при
вопросах, которые намекают на коммерческую тайну). В подобных ситуациях
необходимо в зависимости от случая или по чистой совести различать, что
служит высшей этической ценности – правдивость или ложь. |
Локализация |
(от лат. localis местный) – определение места; в психологии –
связанность психических явлений с определенными мозговыми центрами. |
Локаята |
(санскр. – направленный
только на этот мир) – древнеинд. система материализма, объясняющая мир
взаимодействием четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха; благодаря
смешению этих элементов возникает также и духовное. Последователи этого
учения, называвшиеся также чарваками, отрицали
нравственный мировой порядок и проповедовали чувственное наслаждение как цель
жизни. |
Любовь |
глубоко интимное
(внутреннее) чувство человека, направленное на другого человека или на
какой-либо объект вообще. Любовь есть свободное выражение чувств личности, и ее
свобода глубоко иррациональна: она может прийти и уйти без всякого
объяснения, любовь нельзя вызвать насильно. Любовь глубоко индивидуальна, ее
избирательность также не укладывается в рамки логики. Сложность любви
заключается в том, что в ней соединяются духовные и биологические, интимные и
социально-культурные начала. Любовь проявляется в форме эмоциональных
переживаний. Она избирательно активна, часто наделяет предмет любви
идеальными качествами, но и часто видит его глубже и истиннее,
чем все прочие. Любовь предполагает не только физическую, но и душевную и
духовную близость: интересы любимого человека становятся собственными
интересами. Настоящая любовь характеризуется многими качествами: глубиной
переживаний, жертвенностью, милосердием, терпимостью, верностью, участием,
взаимопомощью и др. Главное в любви то, что любимый человек выступает как
высшая ценность, он уважается как личность, достойная особого внимания,
предпочтения и почитания. Любовь следует отличать от сопутствующих, но не
выражающих ее сути явлений, – влюбленности, страсти, сексуальной
предпочтительности. В широком смысле стремление
друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже
способствующее этому. Древнеинд. веды и древнегреч. философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в
этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и
объединяется Вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм.
Перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный
принцип продолжения рода (см. Эротика),
с др. стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной
от всякого желания обладания. Христианство проповедует любовь между Богом и
человеком (сострадательная любовь Бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между собой (заповедь христ.
любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей – и
на друзей, и на врагов). Шопенгауэр рассматривает любовь как равную
состраданию. В этике любовь – это «добродетель, личности в отношении к др.
личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и
направленная на ценность личности любимого, преданность ему... Ибо все, что
есть в тебе ценного, выполняет свое назначение тем, что является также ценным
«для кого-то»... Любящий дает любимому... новое измерение своей сущности –
быть «для него» (в то время как обычно он – только бытие «в себе»). Личная
любовь является для личности дополнением к его ценности, приданием смысла его
бытию» (Н. Гартман); см. Любовь к
дальнему. В теории познания любовь – предпосылка и начало процесса
познания (см. Повиновение, Отдавание себя, Объективность). Августин говорит: «Tantum cognoscitur, quantum diligitur»
(лат. – «Мы познаем в той мере, в какой любим»); аналогичное утверждают Гёте,
Леонардо да Винчи, Джордано Бруно. У Паскаля любовь («сердце») прокладывает
разуму дорогу к вещам и людям. Отношение между любовью и познанием, глубоко
проникающее в суть всего существующего, вскрыл прежде всего Макс Шелер («Liebe und
Erkenntnis», в «Schriften zur Soziologie und
Weltanschauungslehre», Bd. I, 1923);
«порядок любви» (лат. ordo amoris),
т.е. такой порядок, согласно которому
человек уважает этические ценности (см. Этика)
и сообразует с ними свое поведение, является самой значительной
индивидуальной отличительной чертой его личности. С точки зрения Сартра,
любовь по своему существу есть план, как заставить себя полюбить. Идеал, цель
и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с
тем оставлять ее невредимой: она должна сама побудить себя к тому, чтобы
стать любовью. «Желать стать любимым – значит желать принудить другого все
вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы». В
истории культуры любовь понималась и как космическая сила, объединяющая все
существующее в мире, и как чувство, вытекающее из «естественной природы»
человека. Любовь основывается на общности интересов людей, их потребностей,
целей, ценностей и сопровождается сильными эмоциями, отличающимися постоянством.
Любовь к другому человеку – «к ближнему» и «дальнему» (мужчине, женщине,
родственнику, друзьям, ко всем людям земли) – это утверждение ценности,
неповторимости каждого отдельного человека независимо от его положения в
обществе, цвета кожи, вероисповедания, политических и иных пристрастий.
«Возлюби ближнего, как самого себя», – говорится в Библии. Но самое трудное
для нас – это любовь «к дальнему» – к истине, идеалу, Родине, Народу,
Человечеству. Ради этой любви многие готовы отказаться от личного счастья,
пожертвовать своей жизнью. Любовь требует от любящего сострадания,
терпимости, бескорыстия, сопереживания, чуткости, принятия любимого таким,
«какой он есть». Любят не за что-то, а просто так. Кроме того: «Любить значит
жить жизнью того, кого любишь» Л. Н. Толстой). Одновременно любовь предполагает оценку
предмета любви с позиций высоких моральных принципов и идеалов. Любовь – это
действия, способствующие тому, кого любят, стать таким, каким он должен быть.
Проявлениями любви могут быть половая любовь, дружба, товарищество, взаимная
симпатия, творческое содружество и т. д. Противоположностью любви являются
ненависть и равнодушие. Любовь как высшее
из человеческих чувств это обязательно - всеполнота
нравственности, "влечение одушевленного существа к другому для
соединения с ним и взаимного восполнения жизни" (В.С. Соловьев). Отрицая
себя как эмпирическое существо во имя другого, человек тем самым утверждается
как личность, то есть в подлинном, истинно-человеческом смысле. Любовь –
интимное и глубокое чувство, устремленное на другую личность, человеческую
общность или идею. Это страстное и волевое утверждение бытия предмета любви.
В межличностных отношениях любовь - это прежде всего
видение прекрасной индивидуальности другого человека, переживание его уникальности
и неповторимости. Она связана со стремлением к глубокому внутреннему союзу с
любимым, к взаимослиянию, при котором, однако,
каждая сторона сохраняет свою индивидуальность. Любовное отношение к другому
человеку необходимо включает в себя такие моменты, как забота,
ответственность, знание и уважение. Наряду с индивидуальной избирательной
любовью человеческая культура предполагает существование неизбежной любви, распространяющейся
на всех людей. Это – любовь-благоволение или любовь-милосердие. Она основана
на признании достоинства любого человека и его права на
счастье как одного из высших человеческих достижений. |
Любовь к ближнему |
провозглашенная
христианством этическая ценность, которая соответствовала осн.
этической ценности древности – справедливости, Являясь вместе с тем более
широкой по содержанию. Любовь к ближнему означает, что одна личность
заступается за другую, так же как за саму себя (см. Альтруизм), не рассуждая о правах, заслугах или достоинствах этой
личности. Любовь к ближнему не есть явление, сопутствующее состраданию; она есть чувство и
стремление, рассматривающее др. личность как некую ценность. |
Любовь к дальнему |
в этике любовь к кому-то
далекому, подчас неведомый иным людям идеал, осуществление которого подняло
бы человечество на более высокую ступень. Любовь к далекому отличается от
любви к ближнему величием морального мужества и душевной щедрости. Понятие
любви к далекому восходит к Ницше («Так говорил Заратустра»). |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21