Ибервег Фридрих |
ИБЕРВЕГ (Ueberweg) Фридрих
(род. 22 янв. 1826, Ляйхлинген, близ Золингена –
ум. 9 июня 1871, Кенигсберг) – нем. философ, логик и историк философии;
профессор в Кенигсберге с 1869. Находился под влиянием Бенеке,
позднее – Шлеймахера; был сторонником теории
иероглифов, согласно которой ощущения есть условные знаки – символы,
иероглифы. Написал первое руководство по всеобщей истории философии («Grundifl der Geschichte der
Philosophie»-, 3 Bde., 18631866;
книга вышла в неполном рус. переводе в 1898 – 1899 под названием «Очерк
истории философии»). Его «System der Logik» содержит
ясное и подробное изложение теории умозаключений. |
Ибн Туфейль
Абу Бекр |
ИБН ТУФЕЙЛЬ, Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик,
лат. Абубацер (Abubacer) (род. в нач. 12 в. – ум. 1185) – араб, философ,
ученый, государственный деятель; визирь и лейб-медик второго халифа из
династии Альмохадов Абу Якуба Юсуфа (И63-1184). Вел
переписку с Ибн Рушдом. Сохранилось лишь одно его соч. – философский роман
«Хай Ибн Якзан» (рус. пер. 1920). Названия и имена
героев романа заимствованы у Ибн Сины. В этом романе автор доказывает, что
человек через наблюдение окружающей его природы и постепенное развитие своих
способностей может прийти к открытию метафизических истин о мире, душе и
божестве. |
Ибн-Хальдун
Абдаррахман |
ИБН-ХАЛЬДУН Абдаррахман
Абу Зейд (род. 27 мая 1332, Туннис
– ум. 17 марта 1406, Каир) – араб, государственный деятель, историк культуры
и представитель философии истории, последователь Аверроэса. Его значительная роль в истории до сих пор признается
не всеми. В предисловии к своей работе «Книга назидательных примеров...» Хальдун развивает теорию общественного развития, проявляющегося
в циклах подъема и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Он
рассматривает влияние климата на человека, рассуждает о причинах
возникновения государства, его процветания и падения, дает краткую
классификацию наук. Осн. произв.: «Всемирная
история»; «Введение в философию истории». |
Иероним Блаженный |
ИЕРОНИМ Блаженный, в миру
Евсевий Иероним Софроний (род. ок. 340, Стридон, Далмация – ум. 30 сент. 420) – один из наиболее
выдающихся учителей западной церкви. Принял крещение в Риме. Сделал частичную
обработку прежнего лат. перевода Библии, который был официально принят в рим.-католич. церкви. Написал
целый ряд толкований по Ветхому и Новому завету. Кроме того, Иеронимом
написаны полемические соч.: вместе с патриархом александрийским Феофилом и
епископом саламинским Эпифанием
обличал приверженцев Оригена и вел спор с Иовинианом,
добивался осуждения Пелагия (см. Пелагинизм). Соч.
его на рус. яз. изданы э 5 тт. в 1863. |
Икскюль Якоб Иоганн |
ИКСКЮЛЬ
(Uexkьll)
Якоб Иоганн (род. 8 сент. 1864, Кеблас,
Эстония – ум. 25 июля 1944, Капри) – эстон. биолог
и зоопсихолог. 1925 – 1934 – профессор в Гамбурге; занимался преимущественно
исследованием отношения организма к окружающей его обстановке: «Все, что
замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им, и все, на что
он воздействует, превращается в его мир действия. Оба они образуют связанное
единство – среду». Икскюль считает, что животные являются не только
объектами, но также и субъектами, «самая важная деятельность которых состоит
в том, что они отмечают и действуют, и их среда столь же сложна, как и сами
животные». «Все животныесубъекты (как самые
простые, так и наиболее сложно организованные) одинаково хорошо приспособлены
к своей среде, ибо простым животным соответствует простая среда, а сложно
организованным – столь же сильно дифференцированная среда». Осн. произв.: «Umwelt und Innenwelt der Tiere», 1909; «Theoretische
Biologie», 1920; «Staatsbiologie», 1933; «Streifzьge
durch die Umwelten von Tieren und Menschen», 1934; «Der unsterbliche Geist
in der Natur», 1938; «Der Sinn des Lebens. Gedanken ьber die Aufgaben der Biologie», 1948. |
Ильенков Эвальд Васильевич |
ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич
(1924–1979) – видный отеч. философ и публицист, д‑р
филос. наук. Участник Великой Отеч. войны. Окончил
филос. ф‑т и аспирантуру Московского ун‑та. С 1953 г.
и до конца жизни работал в Институте философии АН СССР. Премия им. Н.Г.Чернышевского Президиума АН СССР (1965). В центре
науч. интересов И. были проблемы материалистич.
диалектики как логики и теории познания, проблемы развития личности. В
противовес официальной советской идеологии пытался вернуться к «подлинному» К.Марксу, в середине 1950‑х гг. был в центре кружка
оппозиционно настроенных молодых философов. Осн.
соч.: «Диалектика абстрактного и конкретного в “Капитале” Маркса» (1956,
опубликовано в 1960), «Об идолах и идеалах» (1968), «Диалектическая логика»
(1974, 1984), «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма» (1980),
«Искусство и коммунистический идеал» (1984), участвовал в коллективных трудах
«С чего начинается личность», «Диалектическое противоречие» (1979) и др. |
Ильин Иван Александрович |
ИЛЬИН Иван Александрович (род.
16 марта 1882, Москва – ум. 21 дек. 1954, Цюрих) – рус. мыслитель,
религиозный философ, теоретик государства и права, представитель рус.
неогегельянства. Родился в Москве, окончил юридический факультет Московского
университета, в котором он после завершения учебы в Германии преподавал. Его
научная деятельность завершилась написанием труда «Философия Гегеля как
учение о конкретности Бога и человека», представленного как магистерская
диссертация. За эту работу он получил степень доктора философии. После
революции участвовал в идейной борьбе против нового строя, за что много раз
арестовывался. В 1922 г. был приговорен к смертной казни, которая была
заменена высылкой из Советской России. До 1934 г. жил в Берлине, а с приходом
к власти нацистов был вынужден эмигрировать в Швейцарию. Одной из первых книг, выпущенных
в эмиграции, была работа «О сопротивлении злу силою», в которой он поставил
вопросы, имеющие острую социальную значимость во все периоды жизни общества:
как следует бороться со злом? можно ли вообще выступать против зла силою?
можно ли использовать силу, вплоть до государства, в борьбе со злом? Ильин резко выступает против
теории Л. Толстого о непротивлении злу насилием. Рассмотрев понятия добра и
зла с философской точки зрения, Ильин приходит к выводу, что принуждение и
сила при сопротивлении злу допустимы в определенных пределах и при
определенных обстоятельствах. Ильин не оправдывает этого применения, но
считает, что оно вынужденно, когда другие средства исчерпаны. Выбор пути борьбы со злом для
каждого представляет нравственную проблему долга личности. Человек сам должен
решить, как ему поступить. Но строить философские обобщения на основе каждого
конкретного случая - это совершенно неправильно, и
здесь Толстой глубоко ошибается. Конечно, бывают конкретные ситуации, когда
для нравственного здоровья и личности, и общества лучше противостоять злу
любовью и добром, не отвечая на удар ударом, но бывают и другие ситуации,
когда опять же в интересах и личности, и общества лучше прибегнуть к
принуждению, к насилию. Философский ответ на поставленный вопрос состоит в
том, что в зависимости от конкретной ситуации должны быть разные ответы на
него. Конечно, Ильин прекрасно понимал
это и писал, что борьба со злом - это прежде всего
нравственное воспитание, духовное воздействие. Поэтому применение силы
и принуждение - это проявление определенного
компромисса, при котором признается, что сила - не основной метод исправления
зла, но все-таки бывает, что другого выхода нет. Ильин задается вопросом:
«Следует ли мне бороться со злом посредством физического сопротивления, если
столь же действительны или еще гораздо более действительны ласка, уговоры,
доказательства или обращение к стыду и совести?». «Ответ, - пишет Ильин, - несомнителен: конечно, не следует». Ильин рассматривает и
другие формулировки подобных вопросов. Но все это самоочевидные банальные
ответы. Он пишет, что «верная постановка проблемы дает совсем иную формулу
вопроса, а именно: если я вижу подлинное злодейство или поток подлинных
злодейств и нет возможности остановить его душевно-духовным воздействием, а я
подлинно связан любовью и волею с началом божественного добра не только во
мне, но и вне меня, то следует ли мне умыть руки, отойти и предоставить
злодею свободу кощунствовать и духовно губить, или я должен вмешаться и
пресечь злодейство физическим сопротивлением, идя сознательно на опасность,
страдание, смерть и, может быть, даже на умаление и искажение моей личной
праведности?» [Путь к очевидности. М., 1993. С. 40-41]. Ильин рассматривает вопрос и о
роли государства в решении проблемы противостояния злу. Он полагает, что в
борьбе со злом возможно и даже необходимо полагаться на государственную машину.
Резкие критические высказывания Ильина против толстовства как раз и связаны с
тем, что толстовская идеология способствовала принижению роли
государственного начала в социальной жизни. В книге «Путь духовного
обновления» Ильин дает изложение своих взглядов, в центре которых всегда были
вопросы духовного развития личности и проблемы совершенствования ее. Он
рассматривает основные понятия, которые составляют духовный облик личности:
веру, любовь, свободу, совесть, семью, родину, право и др. Вера и любовь для
Ильина представляют самые важные, вечные и непременные духовные основы
человека. Они закрепляются семьей - важнейшей социальной ячейкой социального
организма. «Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое
главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я
скажу, во что ты веришь» [Там же. С. 136]. Любовь также является главным
принципом духовного обновления. «Там, где начинается любовь, там кончаются
безразличие, вялость, экстенсивность: человек собирается и сосредоточивается,
его внимание и интерес концентрируются на одном содержании, именно на
любимом; здесь он становится интенсивным, душа его начинает как бы накаляться
и гореть. Любимое содержание,- будь то человек, или
коллекция картин, или музыка, или любимые горы, - становится живым центром
души, важнейшим в жизни, главным предметом ее» [С. 154]. В послесловии к книге, раскрыв
все основные вехи духовного развития личности, ее духовного обновления, Ильин
намечает пути этого духовного обновления: «1. Надо научиться веровать... 2.
Такая вера добывается любовью, духовною любовью к совершенному... 3. Мы
должны научиться свободе. Ибо свобода не есть удобство жизни, или приятность,
или «развязывание» и «облегчение», но претрудное задание, с которым надо
внутренне справиться. Свобода есть бремя, которое надо поднять и понести,
чтобы не уронить его и не пасть самому. Надо воспитывать себя к свободе; надо
созреть к ней, дорасти до нее; иначе она станет источником соблазна и
гибели... Но первым проявлением свободы должен стать совестный акт... Он даст
нам величайшую радость - радость быть свободным в добре... 5. Мы должны
научиться чтить и любить, и строить наш семейный очаг - это
первое, естественное гнездо любви, веры, свободы и совести; эту
необходимую и священную ячейку родины и национальной жизни. 6. Мы должны
научиться духовному патриотизму... Мы должны утвердить наше священное право
быть единой, духовно великой нацией. 7. Истинный национализм есть как бы
завершительная ступень в этом восхождении» [С. 287-288]. Перечисленные выше принципы -
«вечные основы духовного бытия, необходимые человеку в его земной жизни». Проблемам духовного развития
посвящена и другая книга Ильина «Путь к очевидности», над которой он работал
много лет и которую закончил незадолго до смерти. В ней он останавливается на
самом понятии природы духовного, на понимании закономерностей творчества и
пытается указать совокупность принципов, которые давали бы возможность
достичь первооснов духовности. Ильин намечает основные
характерные черты современной духовной жизни и пути преодоления ее пороков.
Так, он пишет о бессердечии современной ему культуры; двигаться по этому пути
- это значит двигаться к катастрофе. Духовность человека, по Ильину,
тесно связана с ответственностью. «Тайна свободы, - или, как обычно говорят,
«свободы воли», - состоит в том, что сила духа способна сосредоточиваться,
укреплять себя, увеличивать свою силу и превозмогать свои внутренние
затруднения и свои внешние препятствия» [С. 303]. Ильин пишет, что человек,
находящийся в состоянии внутреннего раскола, есть несчастный человек...
Человек, несущий в себе внутреннее расщепление, не знает счастья... У него не
хватает внутреннего органа для того, чтобы быть счастливым. Этот внутренний
орган называется гармонией, согласованной тотальностью (т.е. целокупностью) влечений и способностей, единением
инстинкта и духа, согласием между верой и знанием [С. 312]. Вот почему
расколотый и нецельный человек оказывается духовно
обессиленным. Он не способен иметь убеждения. Он лишен важнейшей драгоценнейшей основы духовного характера: единого,
единственного, всеобъемлющего центра жизни. «Зрелый духовный характер подобен
укрепленному городу, в центре которого находится кремль: здесь построен храм
Божий, с алтарем, на котором горит неугасающее пламя. Это и есть священный
центр города, откуда заимствуют свой огонь все семейные очаги «огнищан».
Здесь все соединяются и все объединяются; отсюда исходят все важные решения;
отсюда излучается центральная воля, все организующая и упорядочивающая; здесь
сосредоточивается сила, здесь вооружается верность, отсюда светит разум» [С.
314-315]. Ильин рассматривает роль труда,
творчества, искусства, суждения, воспитания и образования, религиозности,
медицины и здоровья, политики, философии в жизни человека и общества. Особое
значение он придает философии. Философия, по мнению Ильина, не должна
выдумывать системы. Все, что она должна делать, это предметно созерцать и
мыслить. Философ, занимающийся предметной философией, «не смеет повелевать
предмету; он не смеет и искажать его в своем изображении. Философ,
воображающий себя "бухгалтером", наводящим порядок, или
унтер-офицером, выстраивающим шеренгу понятий, - смешон и жалок... Он не
может "указывать" своему предмету; ему не дано "знать заранее",
или "знать лучше"; он не призван починять разрывы или
несогласованности предмета своими рационалистическими выдумками» [С. 363]. Философ, исследующий проблемы
нравственности, должен, по мнению Ильина, иметь свой нравственный опыт. Тот,
кто исследует проблемы искусства, должен иметь богатый опыт созерцания и
воспитывать себя к художественному созерцанию и опыту. Исследователь,
занимающийся религиозной философией, должен иметь религиозный опыт. То же
самое относится и к философу права, который также должен обладать предметным
правовым опытом. Таков, по мнению Ильина,
настоящий путь, или «метод» философа. Он пишет: «На этом пути обновится и
расцветет будущая русская философия, и тогда она перестанет праздно
умствовать и предаваться соблазнительным конструкциям. Основное правило этого
пути гласит так: сначала - быть, потом - действовать и лишь затем из
осуществленного бытия и из ответственного, а может быть, и опасного, и даже
мучительного делания - философствовать» [С. 368]. В своем наиболее значительном
труде о Гегеле «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»
(т. 1 – 2, 1918) выдвигает собственное содержательное метафизическое
миросозерцание, полагая, что для разумного понятия и раскрытия религиозного
опыта необходимо подчинить и «пронизать собой» иррациональную стихию
эмпирического мира. Последующие философские работы Ильина («Религиозный смысл
философии», 1925; «Аксиомы религиозного опыта», т. 1 – 2, 1953) характерны
обращением к феноменологии религиозного опыта как своего рода «религиозного
акта», «личного духовного состояния» человека. Ильин, которого в 1922 вместе
с др. величайшими представителями духовной культуры России большевистское
правительство выдворило из страны на «философском пароходе», был из тех немногих'деятелей рус. зарубежья, кто до конца отстаивал
традиционные человеческие ценности – религию, государство, семью, свободу
духа как защиту от жестоких социальных экспериментов 20 в. Через его работы
«О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1949), «Мир
перед пропастью» (1950), «Путь к очевидности» (1955) красной нитью проходила
мысль, что без свободы «нет путей к достойной человека жизни, к духу и к
Богу», что, поскольку человек только свободно может любить, веровать,
молиться, постольку он только свободно, самостоятельно и самодеятельно может
мыслить и исследовать. |
Иннокентий |
ИННОКЕНТИЙ, в миру Борисов Иван
Алексеевич (род. ? – ум. 1857, Харьков) – рус.
философ, богослов, ректор Киевской духовной академии (с 1830), епископ
черниговский (с 1836), архиепископ херсонский, вологодский (с 1841),
херсонский и таврический (с 1848). Считался лучшим духовным оратором и
проповедником своего времени. Иннокентий занимался археологией,
естествознанием, этнографией и др. науками. Его лекции по основам богословия,
или, как он сам называл, «религиозистике»,
проникнуты серьезным философским исследованием философии Канта, Шеллинга, Бёме и др. Три главные его работы – «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. апостола Павла» и «Последние дни
земной жизни Иисуса Христа» – получили широкую известность. Кроме того, им
были написаны: «История христ. церкви в Польше»,
1860; «Начертание церковной истории», 1842 – 1867; «Богословский словарь»,
«История рус. церкви в связи с историей церквей славянских», «Памятники
унии», «История соборов вселенских и поместных в их подменных деяниях»,
«Историческое обозрение богослужебных книг». |
Иоанн Воротнеци |
ИОАНН ВОРОТНЕЦИ (род. 1315 ум. ок. 1388) – армян, философ. Выступал против западной
схоластики и ее представителей, боролся против католич.
церкви и доминиканских проповедников в Армении. Его соч. посвящены толкованию
первых двух частей « Органона» Аристотеля, его
«Категорий» и "Об истолковании», анализу «Введения» Порфирия. Он
разбирал гл. о. вопросы логики и гносеологии и трактовал их с позиций
номинализма: единичное в своем существовании не зависит от рода и вида,
последние существуют лишь на основе единичного; единичное находится «здесь» и
существует «теперь», всеобщее находится «здесь» и «всюду», существует
«теперь» и «всегда». В его взглядах имелись и материалистические тенденции:
«Ощущение возникло г телом и находится в теле, напр. зрение. Предмет же ощущения
существует прежде, чем тело»; мысль «как чистое зеркало запечатлевает в себе
подобие предмета и этим чистоту свою заполняет»; «истинность твоего
утверждения или отрицания показывает бытие или небытие вещей». Считал, что
«тело не бывает без пространства и пространство не бывает без тела». Труды
Иоанна Воротнеци хранятся в Ереване в «Метенадаране». |
Иоанн Дамаскин |
ИОАНН ДАМАСКИН (lohannes Damascenus) (род. ок. 700, Дамаск – ум. 750, Иерусалим) – один из греч.
отцов церкви; классический систематизатор восточной церкви; занимая
историческое место между патристикой и эпохой средневековья, перелагал
аристотелизм и защищал ставшее столь важным для схоластики положение о том,
что наука должна стать служанкой богословия. Осн.
произв. – «Источник познания». |
Иоанн Жандунский |
ИОАНН ЖАНДУНСКИЙ (Johannes de Janduno) (ум. 1328) –
средневековый философ; в написанном вместе с Марсилием
Падуанским труде «Defensor pads» защищал тезис о суверенитете народа как источнике
всей власти (политической) и протестовал против предоставления папе власти
мирового владыки, за что в 1327 был отлучен от церкви. Иоанн был противником
ортодоксального томизма, принадлежал к аверроистам
и, подобно Сигеру Брабантскому, проповедовал вечность мира; для догматов веры
дал толкование всем высказываниям о глубочайшей сущности души. |
Иоанн Златоуст |
ИОАНН ЗЛАТОУСТ (род. ок. 347, Антиохия – ум. 407, по дороге в Питий, восточный
берег Черного моря) – один из известнейших отцов церкви; ученик знаменитого
языческого ритора Либания. В своих проповедях и
поучениях Иоанн Златоуст объясняет Библию и талантливо соотносит ее с жизнью.
Соч.: «lohannes Chrysostomus», 1858 –
1860; на рус. яз. – «Творения», в 12 тт., СПБ, 1898-1906. |
Иоанн Капреолюс |
ИОАНН КАПРЕОЛЮС (род. ок. 1380, провинция Лангедок – ум. 6 мая 1444, Париж) –
франц. схоласт, с 1408 – учитель; как представитель последовательного томизма
прозван «князем томистов» («Thomistarum princeps theologiae divi Thomae Aquinatis», 4 v., 1483). |
Иоанн Скот Эриугена |
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena) (род. ок.
810, Ирландия – ум. после 877, Франция или Англия) – одна из крупнейших фигур
в философии Средневековья. Он был ирландского происхождения и прибыл во
Францию для участия в теологическом споре о божественном предопределении.
Затем был приглашен в дворцовую школу французского короля Карла Лысого, где
занимался переводами произведений Псевдо-Дионисия «Ареопагитики». Его главное
собственное сочинение называется «О разделении природы». Оно написано в форме
диалога между учителем и учеником и состоит из пяти книг. Создал систематизированное
учение о мире, привлекая (частично переведенные им) соч. псевдо-Дионисия,
стремился сблизить христ.
и неоплатоническое учения под знаком почитания Библии, которая не обладала
для Эриугены исключительностью авторитета. Бог
живет в вечно осуществляющемся творении, особенно в искании и познании Бога
людьми, непосредственно преисполненными Бога; эти взгляды, изложенные в
главном труде Эриугены «De divisione naturae», оказали влияние на развитие мистики; они были
отвергнуты папой Гонорием III в 1225. Основной проблемой,
рассматриваемой Эриугеной, было соотношение Бога и
мира, которых он объединяет в понятии «природа», причем природа трактуется не
в физическом смысле, а абстрактно. Стоя на пантеистических позициях, он
исходит из платоновской идеи, согласно которой Бог есть начало, сердцевина и
конец мирового процесса движения всех вещей. «Бог есть во всем. Он существует
как сущность всего». У Эриугены
происходит циклическое движение Бога к миру и обратное возвращение вещей к
Богу. Природа разделяется на четыре вида, или фазы. Первая ступень - природа
творящая и несотворенная, это Бог как причина всех вещей, как таинственное и
непознаваемое существо. Бог непостижим ни для какого разума, но он все же
становится видимым и слышимым в своих божественных проявлениях - теофаниях, в разнообразных порядках, в которых пребывают
вещи и проявляется божественное бытие. В этом обнаруживается своего рода
мистицизм Эриугены. Вторая стадия
божественно-космического процесса - природа сотворенная и творящая. Первая
природа как Бог-Отец порождает вторую природу, которая является божественным
умом, логосом, платоновским миром идей. Эти бестелесные идеи также не имеют
начала во времени, но они постоянно творятся первой природой. Третья природа - сотворенная и нетворящая, это мир конкретных предметов, теофаний. Если на первой стадии Бог выступал как единое
начало, то на второй происходит Его умножение, выражающееся во многих идеях,
на третьей же стадии происходит дальнейшее умножение бытия, достигающее своей
предельной стадии. Четвертая природа - одновременно
и несотворенная, и не творящая, она является концом циклического развития
космического процесса, в котором Бог развертывается в различных ипостасях. На
этой стадии завершается сам процесс. Представленная здесь картина
мира, как ее понимает Эриугена, характеризуется
динамизмом, так как бытие Бога развертывается в процессе его созидания. Эта
картина мира противостоит креационистским
представлениям о мироздании, которые господствовали в средневековой философии
и сводились к пониманию мира как совокупности множества вещей, раз и навсегда
созданных волей Бога и существующих согласно этой воле. При этом, по Эриугене,
все исходит от Бога и к Нему возвращается, но Бог - это
не личность, Он присутствует во всем, но в то же время не поддается
постижению. Космическая доктрина Эриугены определяет и его концепцию человека. Первая
стадия бытия, выражающая божественное первоединство,
переходит во вторую, которая представляет раздробленные общие идеи, на
третьей стадии раздробляющиеся на отдельные вещи. Грехопадение человека также
приводит к тому, что идея единого человека распадается на множество отдельных
людей. Возникновение четвертой стадии определяется необходимостью искупления
человека, которое достигается тем, что человек, как и все индивидуальные
вещи, утрачивает свое конкретное существование и возвращается к Богу. Эта
пантеистическая концепция Эриугены подчеркивает
общность человеческого существования как сущностное выражение истинно
человеческого, индивидуальное существование понимается как отклонение от этой
истинной сущности. В этом выразилась антропоцентристская
позиция Эриугены, который проявлял постоянный
интерес к человеку и считал, что «важнейший и едва ли не единственный путь к
познанию истины - сначала познать и возлюбить человеческую природу...Ведь
если человеческая природа не ведает, что совершается в ней самой, как она
захочет знать то, что обретается превыше ее?». Тесно связано с проблемой
человека и учение Эриугены о предопределении,
которое он развил в своей первой работе, написанной в связи с участием в
диспуте о предопределении. Его учение весьма близко к позиции Пелагия, с
которым полемизировал Августин. Эриугена полагал,
что существует свобода воли человека, а Бог не может быть источником добра и
зла одновременно, Он не может одновременно спасать одних и осуждать других.
Божественное предопределение, согласно Эриугене,
никак не связано с грехом человека и человечества, оно связано только с
добродетелью, которая обеспечивает человеческое спасение. Продолжая и развивая учение
Платона о превосходстве общего над единичным, Эриугена
заложил основы средневекового реализма. Воззрения Эриугены
были неприемлемы для церкви и осуждены ею, сначала его учение о
предопределении и свободе воли, позже - и его пантеизм (в XI в. папой Львом
IX), а затем в 1225 г. папа Гонорий III приговорил
к сожжению его произведение «О разделении природы». |
Иоанн Солсберийский |
ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (Johannes Salesberiensis) (род. ок. 1115, Сарем – ум. 1180) –
представитель ранней схоластики; с 1176 – епископ в Шартре; за свою
дидактическую поэму «De dogmata philosophorum» может быть
назван первым средневековым историком философии; создал также первое
систематизированное учение о государстве эпохи средневековья («Policraticus») и первую
средневековую теорию науки, в которой выдающееся место отводится наблюдению и
эксперименту («Metalogieus»). |
Иоахим Флорский |
ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Ф и о p е) (Joachim Floris) (род. ок. 1132, Целико, Калабрия –
ум. 20 марта 1202, Фиоре, Калабрия) – итал. теолог,
мистик и историкметафизик; положил начало
мистической философии истории, которая различает на земле три царства (от
сотворения мира до его конца), а именно: первое царство (Отца), начавшееся с
сотворения; второе царство (Сына), начавшееся с искупления благодаря Христу;
и третье царство (Святого Духа), наступление которого Иоахим, согласно хилиастическим течениям своего времени, ожидал к началу
13 в. За «тритеизм», т.е. веру в трех отдельных лиц
в триединстве, его учение в 1215 было отвергнуто церковью. |
Ипполит Жан |
ИППОЛИТ (Hyppolitte) Жан (род. 8 янв 1907, Жонзак) – франц.
философ, проф. Коллеж де Франс в Париже, один из немногих франц. специалистов
в области нем. идеализма, исследователь наследия Гегеля. Внес большой вклад в
ознакомление франц. философ, кругов с идеями Гегеля благодаря переводам его
трудов и собственным критическим работам, не лишенным, правда, отдельных
марксистских толкований. Осн. труды: «Genese et structure de la Phenomenologie de Г Esprit de Hegel», 1947; «Introduction a la Philosophie de l'histoire de Hegel», 1948; «Logique
et existence», 1952. |
Ириней |
ИРИНЕЙ (лат. Irenaeus) (ум. ок. 200) рим. отец церкви, из Малой Азии; был епископом в Лионе и Вьенне; в своем соч «Adversus haereses»,
ставшем основополагающим католич. догматом,
выступал против гностиков. |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21