Главная

Персоналии

Ж

Жане Пьер

ЖАНЕ (Janet) Пьер Мари Феликс (род. 29 мая 1859, Париж – ум. 1947) – франц. психолог и психопатолог; с 1898 – профессор в Коллеж де Франс (Париж); был близок к бихевиоризму, поскольку рассматривал психологию как науку о поведении. Автор докторских диссертаций «Психический автоматизм» (1889), «Ментальное состояние истериков» (1893). С 1890 — зав. лабораторией психологии в психоневрологическом госпитале Ж. Шарко. Читал лекции в Сорбонне (с 1896) и в Коллеж де Франс (1895—1935). Основатель «Журнала нормальной и патологической психологии» (1904). Одним из первых в экспериментальной психологии стал трактовать психику не как эпифеномен физиологических процессов, а как самостоятельное явление. Психическую деятельность рассматривал иерархически (как систему рефлексов, склонностей, чувств, осознанных убеждений и рационального поведения) и динамически (на основе понятий «силы» и «психологической слабости», тревоги и защитной реакции, взаимоперехода эмоциональных состояний). Выделял в личности две составляющие: одна сохраняет структуры прошлого, другая, синтезирующая, организует опыт настоящего. Чередование или наложение их друг на друга проявляется в «провалах» и «возвращениях» памяти, а также в истерических состояниях (анестезия, паралич без органических поражений, раздвоение личности и т.п.), которые свидетельствуют о существовании «второго сознания». Ж. пришел к выводу о психической, а не физиологической природе истерии: он лечил при помощи гипноза, освобождая пациентов от травмирующих воспоминаний, скрытых в подсознании. Несмотря на гипотезу Ж. о существовании подсознания и признание им роли сексуальности в развитии психических болезней, Ж. остался в стороне от психоанализа. Исследуя неврозы, описал явление психастении (навязчивый невроз). В очерке о развитии памяти и понятия времени соотносил память и время с повествовательными практиками, со знаками, которые передаются и длятся, несмотря на убывание становящегося. В поздних работах по социальной патопсихологии и детскому мышлению разрабатывал проблемы психологии социального познания, ввел понятие socius, обозначающее представление общества о самом себе. Осн. работы: Les medications psychologiques. Paris, 1919—1923. Vol. 1—3; L'Evolution de la memoire et de la notion du temps. Paris, 1928; La force et la faibicsse psychologiques. Paris, 1930; Les troubles de la personnalite sociale. Paris, 1937.

Жегалкин Иван Иванович

ЖЕГАЛКИН Иван Иванович (род. 1869 – ум. 1947) – рус. логик и математик, один из создателей школы математической логики. Построил логику высказываний в виде арифметики двух чисел – нуля («четное») и единицы («нечетное»), в которой в отличие от обычного способа построения логики высказываний использован не соединительный, а разделительный дизъюнктивный метод, соответствующий сложению в арифметике четного и нечетного. Тем самым была достигнута большая простота в решении логических задач.

Жерсон  Иоанн

ЖЕРСОН (Gerson) Иоанн, настоящее имя Жан Шарлье (род. 14 дек. 1363, Жерсон, близ Реймса – ум. 12 июля 1429, Лион) – франц. философ; прозван «наихристианнейшим доктором» (doctor christianissimus; см. Доктор), ученик Петра д'Альи, преподавал в Брюгге и Париже, стремился примирить различные направления средневековой философии. В «Мистической теологии» Жерсон показал себя ревностным сторонником учения о «двойственной истине».

Жид Андре

ЖИД (Gide) Андре (род. 22 нояб. 1869, Париж – ум. 19 февр. 1951, там же) – франц. писатель и философ. В своем произв. «Les nouritures terrestest» (1897) выразил возмущение против изолировавшихся от общества привилегированных, обеспеченных слоев. Согласно Жиду, культура может быть представлена только бунтарями (insoumis); они – соль земли и ответственны перед богом. Жид убежден, что бога еще нет и что мы должны стремиться найти его; это цель всех человеческих усилий. Жид – «самый последовательный из всех франц. гуманистов нашего времени» Од. Гранжье). Осн. произв.: «Les cahiers d'Andre Walther», 1891; «Si le grain ne meurt», 1921; «Nouveaux pretextes», 1911; «Ainsi soit-il ou Les jeux sous faits», 1952.

Жильбер Порретанский

ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ (лат. Gilbertus Porretanus) (род. ок. 1070, Пуатье – ум. 4 сент. 1154, там же) – франц. схоласт периода ранней схоластики, один из наиболее значительных учителей шартрской школы. Написал «О шести принципах» («De sex principiis») – о последних из десяти аристотелевских категорий (пространство, время, действие, страдание, состояние, положение) – и стал благодаря этому основателем «новой логики» (logica nova), которая приблизилась к эмпирической действительности и этим отличалась от прежней т. н. «старой логики» (logica vetus).

Жильсон Этьен Анри

ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (род. 13 июня 1884, Париж – ум. 19 сент. 1978, Краван) – франц. религиозный философ, неотомист, историк средневековой схоластики. Профессор в Сорбонне, в 1929 создал ин-т Pontifical d'Etudes Medievales при Ун-те Торонто. Схоластическую систему Фомы Аквинского расценивал как «вечную философию», объясняющую все проблемы бытия, и ратовал за ее возрождение. Новую философию рассматривал как непрерывную цепь заблуждений. С помощью томизма считал возможным достичь гармонии между философией и верой, поскольку философские и богословские истины полагал равнозначными. В работе «Дух средневековой философии» L'esprit de la philosophie medievale», 1932) стремился не только воскресить этот дух, но и придать новый импульс средневековой мысли, изложенной в трудах как Фомы Аквинского, так и Августина, Бонавентуры, Бернара Клервоского, Иоанна Дунса Скота и др. теологов.

У Бонавентуры Ж. привлекает метафизика, тесно связанная с христианской мистикой, и стремление к синтезу томистской и августинианской традиций, у Дунса Скота — тезис о существовании бесконечного бытия. Признавая очевидное различие позиций отмеченных мыслителей, Ж. высказывается в пользу плюрализма филос. идей и взглядов, который, как он считает, делает очевидной необходимость предоставления философии свободы исследования при условии признания преимуществ веры и откровения перед разумом. Важным для Ж. предметом анализа является различие между христианским Богом и богом философии. Здесь в поле его зрения попадают такие мыслители, как Р. Декарт и И. Кант; анализ их учений позволяет Ж. сделать вывод о том, что естественная теология должна опираться не на позитивную науку и рационалистическое мышление, а на религиозно-экзистенциальную метафизику, опыт отдельной личности, восходящей к Божественному откровению. Вот почему, согласно Ж., христианская мысль по самой своей сути является экзистенциальной. В гносеологии Ж. — сторонник «умеренного реализма», признающий роль чувственного и рационального моментов в познании, которые, однако, постигают лишь внешнюю сторону изучаемых предметов, в то время как сущность мироздания раскрывается только в откровении. Движущей силой истории и общественной жизни Ж. считает свободную волю человека, которая, в конечном счете, представляет собой «независимую зависимость», поскольку исходит от Бога.

Осн. работы Жильсона: «Index scolasticartesien», 1913; «Le thomisme», 1921; «La philosophic au moyenдge», 1922; 4La philosophic de Saint-Bonavanture», 1924; «Saint Thomas d'Aquin», 1925; «Saint Augustin», 1930; «L'esprit de la philosophic medievale», 1932; «Dante et la Philosophie», 1939; «L'Etre et l'essence», 1948; «Existenialisme chretien», 1948; «Jean Duns Scotus», 1952; «Introduction a la philosophic chretienne», 1960; «La philosophic et la theologie», 1960; «La philosophic au moyen age», v. 1-2, 1976.

Жоливе Режи

ЖОЛИВЕ (Jolivet) Режи (род. 8 сент. 1891, Лион) – франц. философ, профессор в Лионе, работает в области метафизики и феноменологии. Осн. произв.: «Introduction a Kierkegaard», 1946; «Les doctrines existenzialistes», 1948; «Essai sur le probleme et les conditions de la sincerite», 1951; «De Rosmini a Lachelier», 1954; «Le Dieu des philosophes et des savants», 1956.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21