Жане Пьер |
ЖАНЕ
(Janet) Пьер Мари
Феликс (род. 29 мая 1859, Париж – ум. 1947) – франц. психолог и психопатолог;
с 1898 – профессор в Коллеж де Франс (Париж); был близок к бихевиоризму, поскольку
рассматривал психологию как науку о поведении. Автор докторских
диссертаций «Психический автоматизм» (1889), «Ментальное состояние истериков»
(1893). С 1890 — зав. лабораторией психологии в психоневрологическом
госпитале Ж. Шарко. Читал лекции в Сорбонне (с 1896) и в Коллеж де Франс
(1895—1935). Основатель «Журнала нормальной и патологической психологии»
(1904). Одним из первых в экспериментальной психологии стал трактовать
психику не как эпифеномен физиологических процессов, а как самостоятельное
явление. Психическую деятельность рассматривал иерархически (как систему
рефлексов, склонностей, чувств, осознанных убеждений и рационального
поведения) и динамически (на основе понятий «силы» и «психологической
слабости», тревоги и защитной реакции, взаимоперехода
эмоциональных состояний). Выделял в личности две составляющие: одна сохраняет
структуры прошлого, другая, синтезирующая, организует опыт настоящего.
Чередование или наложение их друг на друга проявляется в «провалах» и
«возвращениях» памяти, а также в истерических состояниях (анестезия, паралич
без органических поражений, раздвоение личности и т.п.), которые
свидетельствуют о существовании «второго сознания». Ж. пришел к выводу о
психической, а не физиологической природе истерии: он лечил при помощи
гипноза, освобождая пациентов от травмирующих воспоминаний, скрытых в
подсознании. Несмотря на гипотезу Ж. о существовании подсознания и признание
им роли сексуальности в развитии психических болезней, Ж. остался в стороне
от психоанализа. Исследуя неврозы, описал явление психастении (навязчивый
невроз). В очерке о развитии памяти и понятия времени соотносил память и
время с повествовательными практиками, со знаками, которые передаются и
длятся, несмотря на убывание становящегося. В поздних работах по социальной
патопсихологии и детскому мышлению разрабатывал проблемы психологии
социального познания, ввел понятие socius,
обозначающее представление общества о самом себе. Осн. работы: Les
medications psychologiques. Paris, 1919—1923. Vol.
1—3; L'Evolution de la memoire et de la notion du
temps. Paris, 1928; La force et la faibicsse psychologiques. Paris, 1930; Les troubles de la personnalite sociale. Paris, 1937. |
Жегалкин Иван Иванович |
ЖЕГАЛКИН Иван Иванович (род.
1869 – ум. 1947) – рус. логик и математик, один из создателей школы
математической логики. Построил логику высказываний в виде арифметики двух
чисел – нуля («четное») и единицы («нечетное»), в которой в отличие от
обычного способа построения логики высказываний использован не
соединительный, а разделительный дизъюнктивный метод, соответствующий
сложению в арифметике четного и нечетного. Тем самым была достигнута большая
простота в решении логических задач. |
Жерсон Иоанн |
ЖЕРСОН (Gerson) Иоанн, настоящее имя Жан Шарлье (род. 14 дек.
1363, Жерсон, близ Реймса – ум. 12 июля 1429, Лион)
– франц. философ; прозван «наихристианнейшим
доктором» (doctor christianissimus; см. Доктор), ученик Петра д'Альи, преподавал в Брюгге и
Париже, стремился примирить различные направления средневековой философии. В
«Мистической теологии» Жерсон показал себя
ревностным сторонником учения о «двойственной истине». |
Жид Андре |
ЖИД (Gide) Андре (род. 22 нояб. 1869,
Париж – ум. 19 февр. 1951, там же) – франц. писатель и философ. В своем
произв. «Les nouritures terrestest» (1897)
выразил возмущение против изолировавшихся от общества привилегированных,
обеспеченных слоев. Согласно Жиду, культура может быть представлена только
бунтарями (insoumis); они –
соль земли и ответственны перед богом. Жид убежден, что бога еще нет и что мы
должны стремиться найти его; это цель всех человеческих усилий. Жид – «самый
последовательный из всех франц. гуманистов нашего времени» Од. Гранжье). Осн. произв.: «Les cahiers
d'Andre Walther», 1891; «Si le grain ne meurt», 1921; «Nouveaux
pretextes», 1911; «Ainsi
soit-il ou Les jeux sous faits», 1952. |
Жильбер Порретанский |
ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ (лат. Gilbertus Porretanus) (род. ок. 1070, Пуатье – ум. 4 сент. 1154, там же) – франц.
схоласт периода ранней схоластики, один из наиболее значительных учителей шартрской школы. Написал «О шести принципах» («De sex principiis») – о
последних из десяти аристотелевских категорий (пространство, время, действие,
страдание, состояние, положение) – и стал благодаря этому основателем «новой
логики» (logica nova), которая приблизилась к эмпирической действительности
и этим отличалась от прежней т. н. «старой логики» (logica vetus). |
Жильсон Этьен
Анри |
ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (род. 13 июня 1884, Париж – ум. 19
сент. 1978, Краван) – франц. религиозный философ, неотомист, историк средневековой схоластики. Профессор в
Сорбонне, в 1929 создал ин-т Pontifical d'Etudes Medievales при Ун-те
Торонто. Схоластическую систему Фомы
Аквинского расценивал как «вечную философию», объясняющую все проблемы
бытия, и ратовал за ее возрождение. Новую философию рассматривал как
непрерывную цепь заблуждений. С помощью томизма считал возможным достичь
гармонии между философией и верой, поскольку философские и богословские
истины полагал равнозначными. В работе «Дух средневековой философии» («L'esprit de la philosophie medievale», 1932)
стремился не только воскресить этот дух, но и придать новый импульс
средневековой мысли, изложенной в трудах как Фомы Аквинского, так и
Августина, Бонавентуры, Бернара Клервоского, Иоанна
Дунса Скота и др. теологов. У Бонавентуры Ж. привлекает метафизика,
тесно связанная с христианской мистикой, и стремление к синтезу томистской и августинианской
традиций, у Дунса Скота — тезис о существовании
бесконечного бытия. Признавая очевидное различие позиций отмеченных
мыслителей, Ж. высказывается в пользу плюрализма филос. идей и взглядов,
который, как он считает, делает очевидной необходимость предоставления
философии свободы исследования при условии признания преимуществ веры и
откровения перед разумом. Важным для Ж. предметом анализа является различие
между христианским Богом и богом философии. Здесь в поле его зрения попадают
такие мыслители, как Р. Декарт и И. Кант; анализ их
учений позволяет Ж. сделать вывод о том, что естественная теология должна
опираться не на позитивную науку и рационалистическое мышление, а на
религиозно-экзистенциальную метафизику, опыт отдельной личности, восходящей к
Божественному откровению. Вот почему, согласно Ж., христианская мысль по самой
своей сути является экзистенциальной. В гносеологии Ж. — сторонник
«умеренного реализма», признающий роль чувственного и рационального моментов
в познании, которые, однако, постигают лишь внешнюю сторону изучаемых
предметов, в то время как сущность мироздания раскрывается только в
откровении. Движущей силой истории и общественной жизни Ж. считает свободную
волю человека, которая, в конечном счете, представляет собой «независимую
зависимость», поскольку исходит от Бога. Осн. работы Жильсона: «Index scolasticartesien», 1913; «Le thomisme»,
1921; «La philosophic au moyenдge»,
1922; 4La philosophic de Saint-Bonavanture», 1924; «Saint Thomas d'Aquin»,
1925; «Saint Augustin», 1930; «L'esprit de la philosophic medievale», 1932; «Dante et la Philosophie», 1939; «L'Etre et l'essence», 1948; «Existenialisme chretien», 1948; «Jean Duns Scotus», 1952; «Introduction
a la philosophic chretienne», 1960; «La philosophic
et la theologie», 1960; «La
philosophic au moyen age», v. 1-2, 1976. |
Жоливе Режи |
ЖОЛИВЕ (Jolivet) Режи (род. 8 сент. 1891,
Лион) – франц. философ, профессор в Лионе, работает в области метафизики и
феноменологии. Осн. произв.: «Introduction a Kierkegaard», 1946; «Les
doctrines existenzialistes», 1948; «Essai sur le probleme et les conditions de la sincerite», 1951; «De Rosmini a Lachelier», 1954; «Le
Dieu des philosophes
et des savants», 1956. |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21