| 
   Жане Пьер  | 
  
  
   ЖАНЕ
  (Janet) Пьер Мари
  Феликс (род. 29 мая 1859, Париж – ум. 1947) – франц. психолог и психопатолог;
  с 1898 – профессор в Коллеж де Франс (Париж); был близок к бихевиоризму, поскольку
  рассматривал психологию как науку о поведении. Автор докторских
  диссертаций «Психический автоматизм» (1889), «Ментальное состояние истериков»
  (1893). С 1890 — зав. лабораторией психологии в психоневрологическом
  госпитале Ж. Шарко. Читал лекции в Сорбонне (с 1896) и в Коллеж де Франс
  (1895—1935). Основатель «Журнала нормальной и патологической психологии»
  (1904). Одним из первых в экспериментальной психологии стал трактовать
  психику не как эпифеномен физиологических процессов, а как самостоятельное
  явление. Психическую деятельность рассматривал иерархически (как систему
  рефлексов, склонностей, чувств, осознанных убеждений и рационального
  поведения) и динамически (на основе понятий «силы» и «психологической
  слабости», тревоги и защитной реакции, взаимоперехода
  эмоциональных состояний). Выделял в личности две составляющие: одна сохраняет
  структуры прошлого, другая, синтезирующая, организует опыт настоящего.
  Чередование или наложение их друг на друга проявляется в «провалах» и
  «возвращениях» памяти, а также в истерических состояниях (анестезия, паралич
  без органических поражений, раздвоение личности и т.п.), которые
  свидетельствуют о существовании «второго сознания». Ж. пришел к выводу о
  психической, а не физиологической природе истерии: он лечил при помощи
  гипноза, освобождая пациентов от травмирующих воспоминаний, скрытых в
  подсознании. Несмотря на гипотезу Ж. о существовании подсознания и признание
  им роли сексуальности в развитии психических болезней, Ж. остался в стороне
  от психоанализа. Исследуя неврозы, описал явление психастении (навязчивый
  невроз). В очерке о развитии памяти и понятия времени соотносил память и
  время с повествовательными практиками, со знаками, которые передаются и
  длятся, несмотря на убывание становящегося. В поздних работах по социальной
  патопсихологии и детскому мышлению разрабатывал проблемы психологии
  социального познания, ввел понятие socius,
  обозначающее представление общества о самом себе. Осн. работы: Les
  medications psychologiques. Paris, 1919—1923. Vol.
  1—3; L'Evolution de la memoire et de la notion du
  temps. Paris, 1928; La force et la faibicsse psychologiques. Paris, 1930; Les troubles de la personnalite sociale. Paris, 1937.  | 
  
 
| 
   Жегалкин Иван Иванович  | 
  
  
   ЖЕГАЛКИН Иван Иванович (род.
  1869 – ум. 1947) – рус. логик и математик, один из создателей школы
  математической логики. Построил логику высказываний в виде арифметики двух
  чисел – нуля («четное») и единицы («нечетное»), в которой в отличие от
  обычного способа построения логики высказываний использован не
  соединительный, а разделительный дизъюнктивный метод, соответствующий
  сложению в арифметике четного и нечетного. Тем самым была достигнута большая
  простота в решении логических задач.  | 
  
 
| 
   Жерсон  Иоанн  | 
  
  
   ЖЕРСОН (Gerson) Иоанн, настоящее имя Жан Шарлье (род. 14 дек.
  1363, Жерсон, близ Реймса – ум. 12 июля 1429, Лион)
  – франц. философ; прозван «наихристианнейшим
  доктором» (doctor christianissimus; см. Доктор), ученик Петра д'Альи, преподавал в Брюгге и
  Париже, стремился примирить различные направления средневековой философии. В
  «Мистической теологии» Жерсон показал себя
  ревностным сторонником учения о «двойственной истине».  | 
  
 
| 
   Жид Андре  | 
  
  
   ЖИД (Gide) Андре (род. 22 нояб. 1869,
  Париж – ум. 19 февр. 1951, там же) – франц. писатель и философ. В своем
  произв. «Les nouritures terrestest» (1897)
  выразил возмущение против изолировавшихся от общества привилегированных,
  обеспеченных слоев. Согласно Жиду, культура может быть представлена только
  бунтарями (insoumis); они –
  соль земли и ответственны перед богом. Жид убежден, что бога еще нет и что мы
  должны стремиться найти его; это цель всех человеческих усилий. Жид – «самый
  последовательный из всех франц. гуманистов нашего времени» Од. Гранжье). Осн. произв.: «Les cahiers
  d'Andre Walther», 1891; «Si le grain ne meurt», 1921; «Nouveaux
  pretextes», 1911; «Ainsi
  soit-il ou Les jeux sous faits», 1952.  | 
  
 
| 
   Жильбер Порретанский  | 
  
  
   ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ (лат. Gilbertus Porretanus) (род. ок. 1070, Пуатье – ум. 4 сент. 1154, там же) – франц.
  схоласт периода ранней схоластики, один из наиболее значительных учителей шартрской школы. Написал «О шести принципах» («De sex principiis») – о
  последних из десяти аристотелевских категорий (пространство, время, действие,
  страдание, состояние, положение) – и стал благодаря этому основателем «новой
  логики» (logica nova), которая приблизилась к эмпирической действительности
  и этим отличалась от прежней т. н. «старой логики» (logica vetus).  | 
  
 
| 
   Жильсон Этьен
  Анри  | 
  
  
   ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (род. 13 июня 1884, Париж – ум. 19
  сент. 1978, Краван) – франц. религиозный философ, неотомист, историк средневековой схоластики. Профессор в
  Сорбонне, в 1929 создал ин-т Pontifical d'Etudes Medievales при Ун-те
  Торонто. Схоластическую систему Фомы
  Аквинского расценивал как «вечную философию», объясняющую все проблемы
  бытия, и ратовал за ее возрождение. Новую философию рассматривал как
  непрерывную цепь заблуждений. С помощью томизма считал возможным достичь
  гармонии между философией и верой, поскольку философские и богословские
  истины полагал равнозначными. В работе «Дух средневековой философии» («L'esprit de la philosophie medievale», 1932)
  стремился не только воскресить этот дух, но и придать новый импульс
  средневековой мысли, изложенной в трудах как Фомы Аквинского, так и
  Августина, Бонавентуры, Бернара Клервоского, Иоанна
  Дунса Скота и др. теологов.  У Бонавентуры Ж. привлекает метафизика,
  тесно связанная с христианской мистикой, и стремление к синтезу томистской и августинианской
  традиций, у Дунса Скота — тезис о существовании
  бесконечного бытия. Признавая очевидное различие позиций отмеченных
  мыслителей, Ж. высказывается в пользу плюрализма филос. идей и взглядов,
  который, как он считает, делает очевидной необходимость предоставления
  философии свободы исследования при условии признания преимуществ веры и
  откровения перед разумом. Важным для Ж. предметом анализа является различие
  между христианским Богом и богом философии. Здесь в поле его зрения попадают
  такие мыслители, как Р. Декарт и И. Кант; анализ их
  учений позволяет Ж. сделать вывод о том, что естественная теология должна
  опираться не на позитивную науку и рационалистическое мышление, а на
  религиозно-экзистенциальную метафизику, опыт отдельной личности, восходящей к
  Божественному откровению. Вот почему, согласно Ж., христианская мысль по самой
  своей сути является экзистенциальной. В гносеологии Ж. — сторонник
  «умеренного реализма», признающий роль чувственного и рационального моментов
  в познании, которые, однако, постигают лишь внешнюю сторону изучаемых
  предметов, в то время как сущность мироздания раскрывается только в
  откровении. Движущей силой истории и общественной жизни Ж. считает свободную
  волю человека, которая, в конечном счете, представляет собой «независимую
  зависимость», поскольку исходит от Бога. Осн. работы Жильсона: «Index scolasticartesien», 1913; «Le thomisme»,
  1921; «La philosophic au moyenдge»,
  1922; 4La philosophic de Saint-Bonavanture», 1924; «Saint Thomas d'Aquin»,
  1925; «Saint Augustin», 1930; «L'esprit de la philosophic medievale», 1932; «Dante et la Philosophie», 1939; «L'Etre et l'essence», 1948; «Existenialisme chretien», 1948; «Jean Duns Scotus», 1952; «Introduction
  a la philosophic chretienne», 1960; «La philosophic
  et la theologie», 1960; «La
  philosophic au moyen age», v. 1-2, 1976.  | 
  
 
| 
   Жоливе Режи  | 
  
  
   ЖОЛИВЕ (Jolivet) Режи (род. 8 сент. 1891,
  Лион) – франц. философ, профессор в Лионе, работает в области метафизики и
  феноменологии. Осн. произв.: «Introduction a Kierkegaard», 1946; «Les
  doctrines existenzialistes», 1948; «Essai sur le probleme et les conditions de la sincerite», 1951; «De Rosmini a Lachelier», 1954; «Le
  Dieu des philosophes
  et des savants», 1956.  | 
  
 
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21