| 
   Щедровицкий Георгий Петрович  | 
  
  
   ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович
  (1929−1994) − философ и методолог, обществ. деятель, создатель и
  вдохновитель отечеств. школы методологов. В 1951−58 работал школьным
  учителем, в 1958−60 − ред. изд‑ва АПН РСФСР. В 1960−65
  − науч. сотр. НИИ дошк. воспитания АПН РСФСР;
  в 1965−74 работал в науч. – исслед. и проектных организациях; в 1974−80 −
  преподаватель МОГИФК; в 1980−83 − науч. сотр. НИИОП АПН. С
  1983 по 1992 − зав. лабораториями в проектно‑исслед.
  организациях. В период 1990−94 − гл. ред. ж. «Вопр.
  методологии». Щ. − один из основателей Моск.
  логич. кружка (с 1952 года; в Кружок также
  входили Б. А. Грушин, А. А. Зиновьев и М. К. Мамардашвили), идейный и
  организационный лидер его непосредственного продолжения − Моск. методологич. кружка
  (ММК). Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над
  натуралистическим как в гносеологич., так и в онтологич. планах. Разрабатывал идею самоопределения
  методологии «как общей рамки всей жизнедеятельности людей». В развитие своих
  философско‑методологич. идей Щ. предложил
  новую форму организации коллект. мышления и деятельности −
  организационно‑деятельностные игры (ОДИ), соединившие в себе свойства
  учебно‑деловых игр и интеллектуального методологич.
  дискурса (с 1979 по 1993 гг. организовал и провёл 93 игры). Науч.
  интересы и масштабы творчества Щ. были необычайно разнообразны и велики:
  педагогика и логика, общая теория деятельности и логика и методология
  системно‑структурных исследований и разработок, философия науки и
  техники, проектирования и организации, психология и социология, языкознание и
  семиотика.  | 
  
 
| 
   Щербатов Михаил Михайлович  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   Щербатской Федор Ипполитович  | 
  
  
   ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович (1866,
  Польша — 1942, Казахстан) — рус. буддолог, историк инд. философии. В 1889
  окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского ун-та; в 1904
  там же защитил магистерскую диссертацию по трактату Дхармакирти
  «Ньяя-бинду» («Учебник логики»); с 1910 — чл.-корр.;
  с 1918 —действительный член Российской академии наук; в 1928—1930 возглавлял
  Ин-т буддийской культуры в Ленинграде; с 1930 заведовал Индо-тибетским
  кабинетом Ин-та востоковедения. Основываясь на широком круге санскритских и тибетских
  источников, Щ. фактически стал инициатором современного исследования
  буддийской логики и теории познания, а также системного изучения всего
  наследия буддийского идеализма виджнянавадинов,
  школы Дигнаги, в контексте ее диалога с
  реалистическими системами инд. философии (ньяя-вайшешика
  и миманса). Основываясь на «внутрииндийской
  компаративистике», Щ. ввел инд. философов в системный диалог и с зап. мыслью.
  Задача перевода буддийских текстов — в их максимальной европеизации, введении
  в понятийную сетку современной филос. мысли. Уже в «Теории познания и логики
  по учению позднейших буддистов» (1906—1909) он установил критерием
  результативности инд. даршан соответствие кантовско-му
  критицизму. В своем итоговом труде «Буддийская логика» (1930—1932) Щ. выявил
  основание системы Дигнаги в акцентировании
  генетических различий между «чистым восприятием» и дискурсивным мышлением
  (важнейшая параллель с И. Кантом): два источника знания соответствуют двум
  «реальностям». Щ. специально исследовал типологические различия инд. и
  аристотелевской логики, впервые поставил вопрос о проблеме универсалий и
  отрицательных суждений в инд. философии. Параллели буддийским моделям он
  усматривал (помимо Канта) в монадологии Г.В.Лейбница,
  диалектике Г.В.Ф. Гегеля, «философии потока» А. Бергсона, критике основных
  филос. понятий у Ф.Г. Брэдли, в «десубстанционализме»
  Э. Маха и Б. Рассела. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов.Ч. 1-2: СПб., 1906—1909; The Central Conception of Buddhism and
  the Meaning of the term «Dharma». London, 1923; The Conception of Buddhist
  Nirvana. Leningrad, 1927; Budhist Logic. Leningrad,
  1930—1932. Vol. 1—2; Papers of Th. Stcherbatsky.
  Transl. by H.C. Gupta. Calcutta, 1969; Further Papers of Th. Stcherbatsky. Transl. by H.C. Gupta. Calcutta, 1971. Шохин В.К. Ф.И. Щербатской
  и его компаративистская философия. М., 1998.  | 
  
 
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21