Щедровицкий Георгий Петрович
|
ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович
(1929−1994) − философ и методолог, обществ. деятель, создатель и
вдохновитель отечеств. школы методологов. В 1951−58 работал школьным
учителем, в 1958−60 − ред. изд‑ва АПН РСФСР. В 1960−65
− науч. сотр. НИИ дошк. воспитания АПН РСФСР;
в 1965−74 работал в науч. – исслед. и проектных организациях; в 1974−80 −
преподаватель МОГИФК; в 1980−83 − науч. сотр. НИИОП АПН. С
1983 по 1992 − зав. лабораториями в проектно‑исслед.
организациях. В период 1990−94 − гл. ред. ж. «Вопр.
методологии». Щ. − один из основателей Моск.
логич. кружка (с 1952 года; в Кружок также
входили Б. А. Грушин, А. А. Зиновьев и М. К. Мамардашвили), идейный и
организационный лидер его непосредственного продолжения − Моск. методологич. кружка
(ММК). Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над
натуралистическим как в гносеологич., так и в онтологич. планах. Разрабатывал идею самоопределения
методологии «как общей рамки всей жизнедеятельности людей». В развитие своих
философско‑методологич. идей Щ. предложил
новую форму организации коллект. мышления и деятельности −
организационно‑деятельностные игры (ОДИ), соединившие в себе свойства
учебно‑деловых игр и интеллектуального методологич.
дискурса (с 1979 по 1993 гг. организовал и провёл 93 игры). Науч.
интересы и масштабы творчества Щ. были необычайно разнообразны и велики:
педагогика и логика, общая теория деятельности и логика и методология
системно‑структурных исследований и разработок, философия науки и
техники, проектирования и организации, психология и социология, языкознание и
семиотика.
|
Щербатов Михаил Михайлович
|
ЩЕРБАТОВ Михаил Михайлович (1733 – 1790) - действительный
камергер, сенатор, писатель, публицист и историограф. Князь Щербатов был
сыном генерал-майора князя Михаила Юрьевича и княжны Ирины Семеновны
Сонцевой-Засекиной. Родился в Москве, где и получил свое первоначальное
воспитание и образование. Его родители были богаты и принадлежали к
древнейшим и знатнейшим семьям русской аристократии; своему сыну они дали
тщательное и наилучшее, по условиям времени и места, образование: кроме
обычно изучаемого всеми дворянами той эпохи французского языка, Щербатов знал
немецкий и итальянский; его познания не ограничивались гуманитарными науками:
философией, историей, мифологией и литературой, Щербатов был хорошо
осведомлен по вопросам политическим, экономическим, финансовым, и даже по
естествознанию и медицине. Словом, его образование отличалось
разносторонностью и широтой. В силу общественного положения Щербатову была
обеспечена блестящая карьера, а своими личными качествами он привлек внимание
Екатерины II, которая
считала его одним из умнейших людей в империи. Князь Щербатов принимал
активное участие в работе «Комиссии по созданию Нового Уложения», открытой
Екатериной II в 1764.
Кроме того, его перу принадлежит множество статей и книг по самым различным
вопросам в области общественного устройства. Щербатов создал также
многотомную «Историю российскую с древнейших времен». В 1783—1784 Щербатов
сочинил свой единственный роман — утопию «Путешествие в землю Офирскую г-на С., швецкого
дворянина». В нем Щербатов подробно высказал свои взгляды на прошлое и
современное ему настоящее России, а также воспроизвел те идеалы, которые
только намечались или отчасти развивались в его предыдущих произведениях. В
описании царства Офирского Щербатов постоянно имеет
в виду Россию — ее строй. Это идеальная, по понятию Щербатова, родина;
устраненные офирцами в разное время недостатки — те
же, что он указывал и в России в области государственного устройства и
общественной жизни. Царство Офирское —
наследственная монархия со строго сословной организацией. К службе
государства допускаются только дворяне, а вельможами могут быть исключительно
представители чиновной родовой аристократии: они «суть прямо правители
государства», от них зависит «соделать счастливыми
подчиненных им людей»; они имеют массу привилегий и поставлены особо и высоко
над всей народной массой, которая и «чтит в первых добродетель, потом закон,
а после царя и вельмож». Кроме вельмож и дворян, в Офирской
земле существуют еще строго разделенные между собой сословия: купцов, мещан,
крестьян или рабов и военных; но их интересы принесены в жертву дворянству.
Каждое сословие имеет круг своей деятельности, сообразно тому, как это
указывал Щербатов в заседаниях Комиссии, имеет свои особые права и даже
особую подготовку к жизни в сословных школах. Управление страной и ее
образованием сосредоточено в столице и носит все черты «полицейского»
государственного строя, приближающегося к русскому, каким он был в 18
столетии, но только с расширением прав Сената, пополненного выборными от
дворянства и обладающего правом вета. Военные силы офирцев
организованы в виде военных поселений, так что здесь Щербатов предвосхищает
идеалы Аракчеева и Клейнмихеля. Образование преследует чисто практические
цели, и вместо Закона Божия, литературы и философии офирцы
изучают два катехизиса: «нравственный и законный». Учащиеся тщательно
ограждены от остального общества, и всякое их соприкосновение с ним
внимательно наблюдается: даже в школу и из нее ученики отправляются «в
сопровождении пожилого уже и почтенного человека». Религия и ее нравоучение
изгонялись, их должны были заменить рассудочные предписания, доказывающие
человеку справедливость и выгоду добродетели. Сообразно нравоучению
поставлено в государстве Щербатова и вероучение. Религия в нем преследует
охранение порядка, спокойствия; она часть полиции и офирские
священники — полицейские чиновники, вмешивающиеся даже в семейную жизнь
членов идеального государства.
|