Главная

Персоналии

Щ

Щедровицкий Георгий Петрович

ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929−1994) − философ и методолог, обществ. деятель, создатель и вдохновитель отечеств. школы методологов. В 1951−58 работал школьным учителем, в 1958−60 − ред. изд‑ва АПН РСФСР. В 1960−65 − науч. сотр. НИИ дошк. воспитания АПН РСФСР; в 1965−74 работал в науч. – исслед. и проектных организациях; в 1974−80 − преподаватель МОГИФК; в 1980−83 − науч. сотр. НИИОП АПН. С 1983 по 1992 − зав. лабораториями в проектно‑исслед. организациях. В период 1990−94 − гл. ред. ж. «Вопр. методологии». Щ. − один из основателей Моск. логич. кружка (с 1952 года; в Кружок также входили Б. А. Грушин, А. А. Зиновьев и М. К. Мамардашвили), идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения − Моск. методологич. кружка (ММК). Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над натуралистическим как в гносеологич., так и в онтологич. планах. Разрабатывал идею самоопределения методологии «как общей рамки всей жизнедеятельности людей». В развитие своих философско‑методологич. идей Щ. предложил новую форму организации коллект. мышления и деятельности − организационно‑деятельностные игры (ОДИ), соединившие в себе свойства учебно‑деловых игр и интеллектуального методологич. дискурса (с 1979 по 1993 гг. организовал и провёл 93 игры). Науч. интересы и масштабы творчества Щ. были необычайно разнообразны и велики: педагогика и логика, общая теория деятельности и логика и методология системно‑структурных исследований и разработок, философия науки и техники, проектирования и организации, психология и социология, языкознание и семиотика.

Щербатов Михаил Михайлович

ЩЕРБАТОВ Михаил Михайлович (1733 – 1790) -  действительный камергер, сенатор, писатель, публицист и историограф. Князь Щербатов был сыном генерал-майора князя Михаила Юрьевича и княжны Ирины Семеновны Сонцевой-Засекиной. Родился в Москве, где и получил свое первоначальное воспитание и образование. Его родители были богаты и принадлежали к древнейшим и знатнейшим семьям русской аристократии; своему сыну они дали тщательное и наилучшее, по условиям времени и места, образование: кроме обычно изучаемого всеми дворянами той эпохи французского языка, Щербатов знал немецкий и итальянский; его познания не ограничивались гуманитарными науками: философией, историей, мифологией и литературой, Щербатов был хорошо осведомлен по вопросам политическим, экономическим, финансовым, и даже по естествознанию и медицине. Словом, его образование отличалось разносторонностью и широтой. В силу общественного положения Щербатову была обеспечена блестящая карьера, а своими личными качествами он привлек внимание Екатерины II, которая считала его одним из умнейших людей в империи. Князь Щербатов принимал активное участие в работе «Комиссии по созданию Нового Уложения», открытой Екатериной II в 1764. Кроме того, его перу принадлежит множество статей и книг по самым различным вопросам в области общественного устройства. Щербатов создал также многотомную «Историю российскую с древнейших времен». В 1783—1784 Щербатов сочинил свой единственный роман — утопию «Путешествие в землю Офирскую г-на С., швецкого дворянина». В нем Щербатов подробно высказал свои взгляды на прошлое и современное ему настоящее России, а также воспроизвел те идеалы, которые только намечались или отчасти развивались в его предыдущих произведениях. В описании царства Офирского Щербатов постоянно имеет в виду Россию — ее строй. Это идеальная, по понятию Щербатова, родина; устраненные офирцами в разное время недостатки — те же, что он указывал и в России в области государственного устройства и общественной жизни. Царство Офирское — наследственная монархия со строго сословной организацией. К службе государства допускаются только дворяне, а вельможами могут быть исключительно представители чиновной родовой аристократии: они «суть прямо правители государства», от них зависит «соделать счастливыми подчиненных им людей»; они имеют массу привилегий и поставлены особо и высоко над всей народной массой, которая и «чтит в первых добродетель, потом закон, а после царя и вельмож». Кроме вельмож и дворян, в Офирской земле существуют еще строго разделенные между собой сословия: купцов, мещан, крестьян или рабов и военных; но их интересы принесены в жертву дворянству. Каждое сословие имеет круг своей деятельности, сообразно тому, как это указывал Щербатов в заседаниях Комиссии, имеет свои особые права и даже особую подготовку к жизни в сословных школах. Управление страной и ее образованием сосредоточено в столице и носит все черты «полицейского» государственного строя, приближающегося к русскому, каким он был в 18 столетии, но только с расширением прав Сената, пополненного выборными от дворянства и обладающего правом вета. Военные силы офирцев организованы в виде военных поселений, так что здесь Щербатов предвосхищает идеалы Аракчеева и Клейнмихеля. Образование преследует чисто практические цели, и вместо Закона Божия, литературы и философии офирцы изучают два катехизиса: «нравственный и законный». Учащиеся тщательно ограждены от остального общества, и всякое их соприкосновение с ним внимательно наблюдается: даже в школу и из нее ученики отправляются «в сопровождении пожилого уже и почтенного человека». Религия и ее нравоучение изгонялись, их должны были заменить рассудочные предписания, доказывающие человеку справедливость и выгоду добродетели. Сообразно нравоучению поставлено в государстве Щербатова и вероучение. Религия в нем преследует охранение порядка, спокойствия; она часть полиции и офирские священники — полицейские чиновники, вмешивающиеся даже в семейную жизнь членов идеального государства.            

Щербатской Федор Ипполитович

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович (1866, Польша — 1942, Казахстан) — рус. буддолог, историк инд. философии. В 1889 окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского ун-та; в 1904 там же защитил магистерскую диссертацию по трактату Дхармакирти «Ньяя-бинду» («Учебник логики»); с 1910 — чл.-корр.; с 1918 —действительный член Российской академии наук; в 1928—1930 возглавлял Ин-т буддийской культуры в Ленинграде; с 1930 заведовал Индо-тибетским кабинетом Ин-та востоковедения. Основываясь на широком круге санскритских и тибетских источников, Щ. фактически стал инициатором современного исследования буддийской логики и теории познания, а также системного изучения всего наследия буддийского идеализма виджнянавадинов, школы Дигнаги, в контексте ее диалога с реалистическими системами инд. философии (ньяя-вайшешика и миманса). Основываясь на «внутрииндийской компаративистике», Щ. ввел инд. философов в системный диалог и с зап. мыслью. Задача перевода буддийских текстов — в их максимальной европеизации, введении в понятийную сетку современной филос. мысли. Уже в «Теории познания и логики по учению позднейших буддистов» (1906—1909) он установил критерием результативности инд. даршан соответствие кантовско-му критицизму. В своем итоговом труде «Буддийская логика» (1930—1932) Щ. выявил основание системы Дигнаги в акцентировании генетических различий между «чистым восприятием» и дискурсивным мышлением (важнейшая параллель с И. Кантом): два источника знания соответствуют двум «реальностям». Щ. специально исследовал типологические различия инд. и аристотелевской логики, впервые поставил вопрос о проблеме универсалий и отрицательных суждений в инд. философии. Параллели буддийским моделям он усматривал (помимо Канта) в монадологии Г.В.Лейбница, диалектике Г.В.Ф. Гегеля, «философии потока» А. Бергсона, критике основных филос. понятий у Ф.Г. Брэдли, в «десубстанционализме» Э. Маха и Б. Рассела.

Теория познания и логика по учению позднейших буддистов.Ч. 1-2: СПб., 1906—1909; The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the term «Dharma». London, 1923; The Conception of Buddhist Nirvana. Leningrad, 1927; Budhist Logic. Leningrad, 1930—1932. Vol. 1—2; Papers of Th. Stcherbatsky. Transl. by H.C. Gupta. Calcutta, 1969; Further Papers of Th. Stcherbatsky. Transl. by H.C. Gupta. Calcutta, 1971.

Шохин В.К. Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21