Главная

Персоналии

Щ

Щедровицкий Георгий Петрович

ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929−1994) − философ и методолог, обществ. деятель, создатель и вдохновитель отечеств. школы методологов. В 1951−58 работал школьным учителем, в 1958−60 − ред. изд‑ва АПН РСФСР. В 1960−65 − науч. сотр. НИИ дошк. воспитания АПН РСФСР; в 1965−74 работал в науч. – исслед. и проектных организациях; в 1974−80 − преподаватель МОГИФК; в 1980−83 − науч. сотр. НИИОП АПН. С 1983 по 1992 − зав. лабораториями в проектно‑исслед. организациях. В период 1990−94 − гл. ред. ж. «Вопр. методологии». Щ. − один из основателей Моск. логич. кружка (с 1952 года; в Кружок также входили Б. А. Грушин, А. А. Зиновьев и М. К. Мамардашвили), идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения − Моск. методологич. кружка (ММК). Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над натуралистическим как в гносеологич., так и в онтологич. планах. Разрабатывал идею самоопределения методологии «как общей рамки всей жизнедеятельности людей». В развитие своих философско‑методологич. идей Щ. предложил новую форму организации коллект. мышления и деятельности − организационно‑деятельностные игры (ОДИ), соединившие в себе свойства учебно‑деловых игр и интеллектуального методологич. дискурса (с 1979 по 1993 гг. организовал и провёл 93 игры). Науч. интересы и масштабы творчества Щ. были необычайно разнообразны и велики: педагогика и логика, общая теория деятельности и логика и методология системно‑структурных исследований и разработок, философия науки и техники, проектирования и организации, психология и социология, языкознание и семиотика.

Щербатов Михаил Михайлович

ЩЕРБАТОВ Михаил Михайлович (1733 – 1790) -  действительный камергер, сенатор, писатель, публицист и историограф. Князь Щербатов был сыном генерал-майора князя Михаила Юрьевича и княжны Ирины Семеновны Сонцевой-Засекиной. Родился в Москве, где и получил свое первоначальное воспитание и образование. Его родители были богаты и принадлежали к древнейшим и знатнейшим семьям русской аристократии; своему сыну они дали тщательное и наилучшее, по условиям времени и места, образование: кроме обычно изучаемого всеми дворянами той эпохи французского языка, Щербатов знал немецкий и итальянский; его познания не ограничивались гуманитарными науками: философией, историей, мифологией и литературой, Щербатов был хорошо осведомлен по вопросам политическим, экономическим, финансовым, и даже по естествознанию и медицине. Словом, его образование отличалось разносторонностью и широтой. В силу общественного положения Щербатову была обеспечена блестящая карьера, а своими личными качествами он привлек внимание Екатерины II, которая считала его одним из умнейших людей в империи. Князь Щербатов принимал активное участие в работе «Комиссии по созданию Нового Уложения», открытой Екатериной II в 1764. Кроме того, его перу принадлежит множество статей и книг по самым различным вопросам в области общественного устройства. Щербатов создал также многотомную «Историю российскую с древнейших времен». В 1783—1784 Щербатов сочинил свой единственный роман — утопию «Путешествие в землю Офирскую г-на С., швецкого дворянина». В нем Щербатов подробно высказал свои взгляды на прошлое и современное ему настоящее России, а также воспроизвел те идеалы, которые только намечались или отчасти развивались в его предыдущих произведениях. В описании царства Офирского Щербатов постоянно имеет в виду Россию — ее строй. Это идеальная, по понятию Щербатова, родина; устраненные офирцами в разное время недостатки — те же, что он указывал и в России в области государственного устройства и общественной жизни. Царство Офирское — наследственная монархия со строго сословной организацией. К службе государства допускаются только дворяне, а вельможами могут быть исключительно представители чиновной родовой аристократии: они «суть прямо правители государства», от них зависит «соделать счастливыми подчиненных им людей»; они имеют массу привилегий и поставлены особо и высоко над всей народной массой, которая и «чтит в первых добродетель, потом закон, а после царя и вельмож». Кроме вельмож и дворян, в Офирской земле существуют еще строго разделенные между собой сословия: купцов, мещан, крестьян или рабов и военных; но их интересы принесены в жертву дворянству. Каждое сословие имеет круг своей деятельности, сообразно тому, как это указывал Щербатов в заседаниях Комиссии, имеет свои особые права и даже особую подготовку к жизни в сословных школах. Управление страной и ее образованием сосредоточено в столице и носит все черты «полицейского» государственного строя, приближающегося к русскому, каким он был в 18 столетии, но только с расширением прав Сената, пополненного выборными от дворянства и обладающего правом вета. Военные силы офирцев организованы в виде военных поселений, так что здесь Щербатов предвосхищает идеалы Аракчеева и Клейнмихеля. Образование преследует чисто практические цели, и вместо Закона Божия, литературы и философии офирцы изучают два катехизиса: «нравственный и законный». Учащиеся тщательно ограждены от остального общества, и всякое их соприкосновение с ним внимательно наблюдается: даже в школу и из нее ученики отправляются «в сопровождении пожилого уже и почтенного человека». Религия и ее нравоучение изгонялись, их должны были заменить рассудочные предписания, доказывающие человеку справедливость и выгоду добродетели. Сообразно нравоучению поставлено в государстве Щербатова и вероучение. Религия в нем преследует охранение порядка, спокойствия; она часть полиции и офирские священники — полицейские чиновники, вмешивающиеся даже в семейную жизнь членов идеального государства.              

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21