Шанкара |
ШАНКАРА (род. ок. 788, Малабара ум. 820) –
инд. религиозный философ, реформатор индуизма. В своих комментариях к
«Брахма-сутре» дал новую интерпретацию учения веданты о всеединстве: абсолют (брахман) не развертывается в мир,
однако наше врожденное незнание создает иллюзию существования множества. Сам
брахман вечно остается одним и тем же. Допущение высшего знания, которое
осуществляется благодаря медитации, и низшего знания, подчиняющегося власти
иллюзий о мире (майя), дало ему возможность считать все формы культов
ступенями, предшествующими истине. Главные соч.: комментарии на «Упанишады»,
«Венданта-сутру», «Бхагавадгиту». |
Шан Ян |
ШАН ЯН, настоящее имя Гунсунь Ян (род. 400 – ум. 338 до Р. X.) – древнекит. философ;
один из основоположников философской школы фацзя
(«школы законников»). В своем учении о государстве развивал мысли о
суверенном праве, в соответствии с которыми станет возможным управление
народом не с помощью богатства, а только с помощью строгих законов. |
Шаррон Пьер |
ШАРРОН (Charron) Пьер (род. 1541, Париж – ум. 16 нояб. 1603, там же) франц. теолог и философ; друг Монтеня, скептицизм которого оказал на
него сильное влияние. Считал, что ум в соединении с естественной
нравственностью может привести к пониманию житейской мудрости, которая есть
не что иное, как достигаемый благодаря усилиям воли результат «proud'homie», благоразумной
осторожности, которая позволяет человеку жить по законам природы и разума и
приводит его к такому состоянию, когда он может возвыситься над своей судьбой
(атараксия). Осн. работа: «De la sagesse», 3 vol., 1601. |
Швейцер Альберт |
Альберт Швейцер появился на свет 14 января 1875 года
в Кайзерсберге в немецком семействе лютеран. Его
отец был пастором, а мать — дочерью пастора. С рождения Альберт был погружён
в атмосферу религиозных обрядов, исправно ходил на службы в лютеранский храм.
Мальчик рос очень музыкальным: с 5 лет владел фортепиано, а в 9 играл на
органе в сельской церкви. После окончания Мюльхаузенской
гимназии в 1893 году поступил в Страсбургский университет. Талантливый юноша
учился сразу на двух факультетах: богословском и философском. Кроме того, он
посещал курс по теории музыки. После окончания университета Альберт Швейцер в
рекордные сроки получил степень доктора философии и звание лиценциата по
теологии. После получения учёной степени перед молодым
человеком открылись блестящие перспективы, но неожиданно для всех он выбрал
службу пастора. В 1901 году были опубликованы первые книги Швейцера,
посвящённые Тайной вечере и жизни Иисуса Христа. В 1903 году Альберт получил место профессора
теологии в колледже Св. Фомы и стал преподавать. Всего за один год он сделал
стремительную карьеру, возглавив это учебное заведение. Одновременно с преподавательской деятельностью
Швейцер продолжал заниматься научными исследованиями в области музыки, став
одним из авторитетных исследователей творчества Иоганна Баха. Однако при такой большой загруженности Альберта
Швейцера не покидала мысль, что он должен сделать что-то более серьёзное и
полезное для человечества. Молодой человек дал себе клятву, что до тридцати
лет он будет заниматься музыкой, наукой и теологией, после чего всего себя
без остатка посвятит служению людям. Альберт Швейцер исполнил данное самому себе
обещание, и по достижении 30-летнего возраста стал изучать медицину в
Страсбургском университете. Он очень хотел помогать людям, и
к интересным фактам из жизни учёного можно отнести его необычный
выбор места для реализации задуманного — Африку. Собрав минимальную сумму для
организации санитарной станции, он отправился в провинцию Габон, которая в те
времена была колонией Франции. Здесь, в посёлке Ламбарене, он открыл больницу
и стал лечить местное население. Из краткой биографии Альберта
Швейцера известно, что в 1918 году он вернулся в Европу, но только для того,
чтобы собрать средства для больницы. В течение нескольких лет он читал лекции
в европейских университетах, работал в Страсбургской больнице, давал органные
концерты. В 1923 году был опубликован главный философский труд Швейцера —
«Философия культуры». В 1924 году Алберт Швейцер вернулся в Габон и лишь
изредка покидал его, чтобы заработать денег для больницы. В 1952 году
немецкий гуманист стал обладателем Нобелевской премии мира, которую он
потратил на строительство лепрозория. В последние годы жизни Швейцер активно
выступал против испытаний ядерного оружия. Альберту Швейцеру повезло не только реализовать все
свои способности, но и обрести счастье в личной жизни. Его супругой стала
Елена Бреслау, которая полностью поддерживала супруга в его стремлении служить
людям. Отважная женщина окончила курсы медсестёр и вместе с мужем работала в
больнице в Африке. В этом браке родилась дочь Рена,
которая продолжила дело своих родителей. Швейцер прожил долгую жизнь и
умер 4 сентября 1965 года в Ламбарене в возрасте 90 лет. Больница, основанная
Альбертом Швейцером, существует по сей день и продолжает принимать пациентов. Осн. произв.: «Geschichte der Leben JesuForschung», 1906; «J. S. Bach», 1908; «Zwischen Wasser und
Urwald», 1921; «Das Christentum und die Weltreligionen», 1924; «Kulturphilosophie», 1923-1925; «Aus
meinem Leben und Denken», 1931; «Afrikan Geschich-ten»,
1936; «Mitteilungen aus Lambarene», 1925-1927. |
Шейблер Христоф |
ШЕЙБЛЕР (Scheibler) Христоф (род. 1589
– ум. 1653) – нем. философ; профессор в Гисене.
Находясь под сильным влиянием Суареса, создал
оказавшую огромное воздействие систему протестант, неосхоластики («Opus metaphysicum», 2 Bde., 1617). Шейблера называли
«протестантским Суаресом». Он оказал влияние на Лейбница, Вольфа и др. |
Шелер Макс |
ШЕЛЕР (Scheler) Макс (род. 22 авг. 1874, Мюнхен – ум. 19 мая 1928,
Франкфурт-на-Майне) – нем. философ; профессор в Кёльне (1919-1928), во
Франкфурте (1928); ученик Эйкена. Шелер
перенес феноменологический метод Гуссерля в сферу
этики, философии культуры и религии, изображая нравственные ценности
неизменными «сущностями» и противопоставляя формальной этике Канта
материальное учение о ценности. Главные
области его исследования – описательная психология, в частности психология
чувства, и «социология знания» в самом широком смысле, в которой он различал
ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от
их установки по отношению к Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался
поставить их в связь с определенными формами общественной,
практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему
человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком
предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию
сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше
эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных
миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом
смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о
сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католич. религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки
которой хотел включить все науки, в т. ч. антропологию. Все же от своей
феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел,
но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской
антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии. Осн. произв.: «Die transzendentale und die psychologische Methode», 1900; «Der Genius des Krieges
und der deutsche Krieg», 1915; «Krieg und Aufbau», 1916; «Von Ewigen im
Menschen», 1921; «Wesen und Formen der Sympathie», 1923; «Schriften zur
Soziologie und Weltanschauungslehre», 1923 – 1924; «Die Formen des Wissens
und die Bildung», 1925; «Die Wissensformen und die Gesellschaft», 1926; «Die Stellung des
Menschen im Kosmos», 1927; «Zur Ethik und Erkenntnislehre», 1933. |
Шеллинг Фридрих Вильгельм
Йозеф |
ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (род. 27
янв. 1775, Леонберг, Вюртемберг – ум. 20 авг. 1854,
Бад-Рагац, Швейцария) – нем. Философ. Родился в
семье пастора; родители хотели, чтобы он стал священником. Окончил семинарию
и Тюбингенский теологический институт. Сокурсником
Шеллинга по институту был Гегель. После окончания института работал домашним
учителем в аристократических семьях Лейпцига, одновременно изучал философию,
математику, физику. В 1798 г. занял кафедру философии в Иенском
университете. В последующие годы был профессором Эрлангенского.
Мюнхенского, Берлинского университетов. Имел знакомства с Фихте, Ф. Шиллером,
Гете, с братьями Шлегелями, с йенским кружком
романтиков. С позиций нем. идеализма
(являясь вместе с Фихте и Гегелем главным его представителем) он развивает
его в направлении романтики; из-за многочисленных изменений в своих взглядах
он назван «философским Протеем». Примыкая к Канту, но более всего к Спинозе и
Фихте, он создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил («потенций»),
которая в конце концов трансформировалась в философию тождества:
противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа
устраняются в абсолюте, представляющем собой тождество идеального и
реального. Согласно Шеллингу, этот абсолют познается непосредственно, в ходе
интеллектуального созерцания и в искусстве, которые или равноправны с
философией, или часто даже возвышаются над ней и объединяют все разделенное.
В предметах эмпирической действительности, по Шеллингу, в основном представлена
то природа, то дух. В соответствии с этим царство природы и царство духа
(история) образуют ряды (развития), отдельные ступени которых Шеллинг
называет «потенциями». Эти «потенции» родственны друг другу только благодаря
их общей первооснове, абсолюту; следовательно, ступени не возникают одна из
другой, а выделяются абсолютом из самого себя, достигая своего полного
развертывания. Учение Шеллинга о развитии, как и у Гегеля, является
идеалистическим. С 1807 Шеллинг обращается к проблеме свободы человека и его
отношений к Богу, основывающихся на человеческой воле. Наконец, в своей
метафизике религиозной истории Шеллинг развил основы позднейшей религиозной
науки (науки о религии). Последний период в его философском развитии
составляет глубокомысленная, труднодоступная мистика. Свои натурфилософские взгляды
Шеллинг изложил в ряде работ: «Идеи философии природы» (1797), «О мировой
душе» (1798), «Первый набросок философии природы» (1799), «Общая дедукция
динамического процесса» (1800). В творчестве Шеллинга можно
выделить несколько периодов развития: натурфилософия (90-е годы),
трансцендентальный идеализм (1800), философия тождества (первое десятилетие
XIX в.), философия откровения (до конца жизни). Понимание природы формировалось
у Шеллинга под влиянием Фихте. Он рассматривал природу как некое единство
противоположностей, проявляющееся в разных формах в виде мирового закона: это
и полярность полюсов магнита, и положительный и отрицательный заряды
электричества, и противоположные отношения кислот и щелочей. Он также
распространяет этот принцип противоположностей и на органическую жизнь.
Раздвоение на противоположности порождается живой силой, бессознательным
духовным началом. Все указанные противоположности образуют единство. Бессознательное духовное начало в
природе, пройдя через ряд ступеней, порождает сознание в человеке.
Целостность природы как живого организма создается мировой душой. Второй этап философского
развития Шеллинга знаменуется публикацией «Системы трансцендентального
идеализма» (1800), в которой Шеллинг пытается объяснить превращение
субъективного в объективное. Трансцендентальная философия вовсе не исключает
натурфилософию, а дополняет ее, имея своим предметом субъективное Я,
первичное Я, из которого выводится объективное. Шеллинг сам указывал, что его
трансцендентальный идеализм не есть субъективный идеализм, так как
субъективное Шеллинг понимал не как субъективный процесс чувствования и
мышления, а как непосредственное созерцание разумом предмета, т.е. как особое
орудие познания. Такое познание у Шеллинга называется «интеллектуальной
интуицией». Объективное или первичное
рассматривается в натурфилософии, поэтому Шеллинг считает, что натурфилософия
и трансцендентальный идеализм связаны между собой. Развитием понятия
интеллектуальной интуиции явилось у Шеллинга принятие искусства как высшей
формы познания. Сознание в своем развитии
проходит ряд ступеней: оно начинается с ощущения, затем через рефлексию
поднимается к акту воли, и здесь начинается практическое Я. Пройдя еще через
рад ступеней, сознание достигает высшей ступени развития - нравственного
действия, которое имеет целью самое себя, т.е. сознание одновременно познает
себя и как необходимое, и как свободное. Через натурфилософскую систему и
систему трансцендентального идеализма Шеллинг приходит к идее тождества духа
и природы, которая стала основной проблемой его философии. Эту концепцию он
представил в работе «Изложение моей системы философии» (1801). Шеллинг
рассматривает абсолютный разум и полагает, что кроме него ничего нет. В этом
абсолютном разуме субъект и объект так связаны между собой, что становятся
неразличимыми. Философия постигает истинное «в себе», сущее, которое
выступает тождеством субъективного и объективного. В Абсолюте все
тождественно, раздвоение тождества происходит как переход от единого ко
многому. Тождественное в Абсолюте обладает вечностью и совершенным, мир же
вещей многообразен, множествен и развивается во времени. Абсолют познает себя
как безусловное тождество. Кроме того, Абсолют в своем развитии следует
целесообразности. Абсолют не является духом, природой, он есть такое нечто,
которое содержит возможность всего. Развертывая свои потенции,
Абсолют приходит ко Вселенной. Происходит эманация Вселенной из Абсолюта
наподобие творения ее художником. Шеллинг задается вопросом: как
происходит возникновение Вселенной из Абсолюта и говорит, что этот процесс
может быть объяснен лишь иррационально, как акт воли, а не разума. Бессознательная
воля - это нечто темное, иррациональное. В
результате самоутверждения этой воли происходит раздвоение Абсолюта. Воля не может, по Шеллингу, быть
предметом рассмотрения философии, так как она представляет собой изначально
иррациональный акт, а философия - это рациональное
понимание процесса развития всего существующего. Философию, которая
рассматривает иррациональную волю, Шеллинг называет «позитивной философией» в
отличие от рационалистической «негативной философии». В «позитивной
философии» иррационалистическая воля постигается лишь эмпирически, в особом
опыте, который недоступен рациональному познанию. Шеллинг отказывается от
философии тождества и примыкает к мифологии и религии, создавая свою систему
откровения, задуманную как теософия, которая не ограничивается рамками
христианства. Шеллинг разделяет «положительную философию» на «философию
мифологии» и «философию откровения», которые объединяют веру и знание. Если
раньше Шеллинг подвергал критике Библию, то сейчас он отказывается от какой-либо
критики Библии. Лекции, которые читал Шеллинг с проповедью своей «философии
откровения», не пользовались популярностью и даже встретили отпор. Влияние
Шеллинга вскоре упало. Философия Шеллинга оказала
значительное воздействие на философскую мысль Европы XIX-XX веков, особенно
она повлияла на Гегеля, а также на русскую философию (славянофильство,
Чаадаев). Иррационалистические идеи Шеллинга оказали свое воздействие на
философию жизни. В основном же влияние Шеллинга сказывалось в распространении
некоторых отдельных диалектических идей, которые были им высказаны. |
Шестов Лев |
ШЕСТОВ Лев, настоящие имя и
фамилия Лев Исаакович Шварцман (род. 31 янв. 1866, Киев – ум. 20 нояб. 1938, Париж) – рус. религиозный философ и писатель.
Профессор в Сорбонне (с 1920); философ антирационалистического
экзистенциалистского направления. Предпринял попытку пересмотра традиционной
философии, требуя переместить точку зрения на субъект. В русле идей Паскаля, Кьёркегора,
Достоевского, Ницше полемизировал с традиционной рационалистической
философией. Бог, не связанный с идеей логоса, выступает у Шестова
как идеал всемогущего своеволия «по ту сторону добра и зла». Мастер
философского парадокса и афоризма, он подвергает едкой критике академическое
мышление. Осн. произв.: «Толстой и Ницше», 1900;
«Достоевский и Ницше. Философия трагедии», 1903; «Potestas clavum»,
1923; Собр. соч., т. 1-6, СПБ., 1911. |
Шефтсбери Энтони
Эшли Купер |
ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер, граф (род. 26
февр. 1671, Лондон – ум. 15 февр. 1713, Неаполь) – английский
философ-моралист, эстетик. Подчеркивал самостоятельный характер морали по
отношению к религии, а также и по отношению к естественному механизму.
Нравственное начало коренится в природе человека, в частности в его
эстетических склонностях. Мотивы надежды на вознаграждение или страха перед
искуплением могут, согласно Шефтсбери, применяться
лишь в том случае, если речь идет об усмирении человека, а не о том, чтобы
сделать его нравственным. Сущность нравственности, которую Шефтсбери понимает в основном индивидуалистически,
состоит в гармоническом сочетании индивидуальных и общественных склонностей.
Высший идеал – совершенная эстетическая гармония жизни. Шефтсбери
оказал большое влияние на Винкельмана,
Гердера, Гёте и Шиллера. Осн. произв. – «Characteristics of men, manners, opinions, times» (Характеристики людей, нравов, мнений, времен) (3 vol., 1711 – 1719), где содержится, среди прочих, его
знаменитая работа «Моралисты» (1709). Свою концепцию Шефтсбери сформулировал в следующем принципе: «Красота и благо
- это одно и то же». Этим принципом он утверждал
единство красоты и добра, красоты и нравственности. Главными признаками
прекрасного являются гармония, соразмерность, пропорциональность, которые
суть также и главные признаки нравственности. Нравственная красота - это гармоничное сочетание душевных проявлений личности. Шефтсбери утверждает,
что эгоистические стремления и влечения человека подчиняются его
альтруистическим установкам. В результате возникает гармония души, при
которой альтруистические аффекты контролируют эгоистические влечения и
человек избавляется от противоположных склонностей - злобы, коварства,
мстительности и т.п. влечений, не соответствующих его природе. Такую гармонию внутренних,
душевных влечений человека Шефтсбери называет естественным
состоянием человеческой натуры, «моральным чувством» человека. Хотя Шефтсбери
был последователем Локка, он не признавал локковского
отрицания врожденных моральных принципов. Наоборот, он считал, что
добродетель заложена в самой человеческой природе, что все представления о
прекрасном, справедливом и честном идут только от природы и ни от чего
больше. Согласно Шефтсбери,
нравственность имеет автономный характер, не зависит от влияния внешней
стороны, хотя она может быть развита, усовершенствована путем непрерывных
упражнений. Добродетельное поведение определяется, согласно Шефтсбери, не выгодой, не пользой, не получением
какой-либо награды или наказания, а потому, что наличие добродетели - само по
себе вознаграждение человека, которое делает его счастливым. Добродетель.для Шефтсбери - самое главное и наиболее привлекательное из
всего самого превосходного и прекрасного. Добродетель по своей природе
социальна и альтруистична. Шефтсбери выступал
также против утилитаристского подхода к нравственности, который был присущ
Локку и Гоббсу. Он писал, что весь образ мышления человека должен
соответствовать и способствовать благу рода человеческого, соединяя
добродетель и счастье, альтруизм и эвдемонизм. Шефтсбери полагал,
что добродетель дает возможность соединить личные и общественные интересы.
Добродетель, по мнению Шефтсбери, - это такое нравственное качество, которое, являясь
благодетельным для общества, одновременно есть также счастье и для отдельного
человека. Шефтсбери отрицал
связь религии и нравственности. Подобно П.Бейлю, он
полагал, что религия не является основой морали. Он выступал против
религиозной нетерпимости. В то же время признавал, что Бог -
это своего рода нравственный идеал, воплощающий в себе совершенную красоту.
|
Шопенгауэр Артур |
Родился в Данциге. В 1793 г. семья
переехала в Гамбург, где Шопенгауэр должен был готовиться стать коммерсантом,
пойдя по стопам своего отца. Вначале он действительно вел коммерческие дела,
но после смерти отца отказался от этой работы и стал заниматься
интеллектуальной деятельностью. В Геттингенском университете изучал медицину,
но потом его привлекла философия. Свою докторскую диссертацию «О четверояком корне закона достаточного основания» он
закончил в 1813 г. Его главная работа «Мир как воля и представление» была
опубликована в 1818 г. После прерванной им педагогической деятельности в
Берлине (с 1820) был приват-доцентом во Франкфурте-на-Майне (с 1832). Его философия основывается на
двух положениях: 1) мир – воля в себе; 2) мир – представление для меня
(главное произв. – «Мир как воля и представление», 1819). Все, что существует
для познания, т.е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с
субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом – представление.
Следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. Но
этого познания, по Шопенгауэру, недостаточно. Мы спрашиваем, не есть ли мир
нечто большее, нечто иное, чем представление, а если это так, то что он такое? В этой связи мы устанавливаем следующее:
субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля
является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. Тело
дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект
среди объектов, но в то же время и как то, непосредственно знакомое каждому,
что обозначается словом «воля». Следовательно, тело – объективация воли; воля
– в-себе-бытие тела. Это познание – венец сущности всякого явления природы;
все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы
называем волей в нас. Воля есть вещь в себе. Дальнейшая рефлексия приводит к
тому, что в качестве воли рассматривается и внутренняя сущность всех сил:
силы, которая побуждает развиваться растение; силы, благодаря которой
происходит кристаллизация; той силы, которая обращает магнит к Северному
полюсу, которая в выборе родственного вещества проявляется как отталкивание и
притяжение, разъединение и объединение; наконец, даже тяжесть, которая во
всей материи действует с такой силой, что устремляет камень к земле, Землю –
к Солнцу. И только пространство и время есть то, посредством чего равное и
единое в их сущности и понятии оказываются различными, оказываются множеством
с параллельным или последовательным отношением частей; воля как вещь в себе
лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне каузальности; она не
имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема; поскольку она
представляется объективному познанию, обнаруживается, что во времени и
пространстве она подчиняется принципу индивидуации (Principium individuations) и благодаря этому становится
волей к жизни. Ступенями объективации воли – от наиболее всеобщих сил природы
до деятельности человека – являются платоновские идеи. Объекты, определенные
благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся
принципом каузальности. Вследствие этого только гений искусства – благодаря
чистому созерцанию и необычной силе фантазии – способен познать вечную идею и
выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке. Музыка занимает
совершенно особое высокое положение, т. к. она не только, подобно др. видам
искусства, отражает идеи, но и является непосредственной объективацией в нас
мировой воли. Особое воздействие шопенгауэровская
метафизика искусства оказала на Вагнера и Ницше. Воля всегда должна
находиться в стремлении, ибо стремление – ее единственная сущность, которой
не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни
к какому конечному удовлетворению, т.е. счастью. Со всей силой своего
красноречия Шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и
действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к
жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в
небытие (нирвану). Это уничтожение вытекает из изучения принципа
индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях и имеет своим
следствием справедливость и сострадание. Сострадание является фундаментом
морали. Чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно
подчеркивает Шопенгауэр, равным образом и к животным. Шопенгауэр испытал воздействие
Платона, Шеллинга и особенно Канта, которого очень высоко ценил. Философия
Шопенгауэра - своего рода реакция на философию Гегеля. По мнению Шопенгауэра, сущность
личности составляет воля, независимая от разума. Эта воля есть слепое
хотение, неотделимое от телесного существа, а именно человека. Она
представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли,
составляющей истинное содержание всего сущего. Учение Шопенгауэра можно
характеризовать как волюнтаризм. Шопенгауэр следует Канту в различении
«вещи-в-себе» и явления. Для него вещь в себе познаваема, она и представляет
собой волю. «Воля» - это начало любого бытия, она
порождает явления, или «представления». Одновременно порождаются и «объект»,
и субъект, которые не могут существовать друг без друга. Завершение развития высших форм
органической жизни - человек. Человеческое познание возникает как
вспомогательное орудие действия. «Мир как представление» возникает вместе с
сознанием. Ему присущи все формы: субъект и объект, пространство и время,
множество отдельных вещей, причинная связь. Воля, представляя собой «вещь в
себе», открывается субъекту познания, но условием этого выступает наше тело
как проявление воли, в силу чего человек и имеет индивидуальность. В то же
время Шопенгауэр отвергал солипсизм как философию сумасшедших. Познание существует, согласно
Шопенгауэру, в двух формах: непосредственное, интуитивное (познание рассудка)
и отвлеченное, рефлексивное (познание разума). Интуитивное познание
Шопенгауэр считал главным, на нем покоится рефлексивное познание. Наука для Шопенгауэра
представляет собой деятельность, которая служит воле. Интересы воли - это практические интересы, в удовлетворении этих
интересов и состоит цель науки. Лишь созерцание выступает совершенным
познанием, которое свободно от интересов воли и не имеет отношения к
практике. Областью созерцания является не
наука, а различные виды искусства, опирающегося на интуицию. Интуиции мир
открывается как «воля», как неустанное стремление, в котором происходят
борьба и раздвоение. Истинное познание, как интуиция, как искусство, доступно
только гению. Искусство основывается на незаинтересованном созерцании. Высшее
из искусств - это музыка, которая направлена не на
отражение идеи, а на непосредственное выражение самой воли. Все высказанное позволяет
Шопенгауэру сформулировать учение о свободе и необходимости. Воля, будучи
«вещью-в-себе», свободна, в то время как мир явлений обусловлен
необходимостью и подчиняется закону достаточного основания. Человек как одно
из явлений тоже подчиняется закономерностям эмпирического мира. Поэтому
характер человека должен реагировать на мотивы, побуждающие его к действиям,
человек - это раб своего характера. Однако
Шопенгауэр отвергает фаталистические выводы из этих рассуждений, так как
событие предопределено не само по себе, а цепью причин, которые предшествуют
данному явлению. Жизнь человека Шопенгауэр
рассматривает в категориях желания и удовлетворения. По своей природе желание
- это страдание, и так как удовлетворение желания
скоро насыщает человека, то он уже не стремится удовлетворить свое желание и,
если достигает его, то это не дает ему возможности насладиться достижением
своей цели. Таким образом, удовлетворение потребности приводит к пресыщению и
скуке, возникает отчаяние. Счастье это не блаженное
состояние, а только избавление от страдания, но это избавление
сопровождается новым страданием, скукой. Страдание -
это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от
страдания лишь в конкретном его выражении. Таким образом, в мире господствует
неискоренимое зло, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится
в самой «воле к жизни». Поэтому для Шопенгауэра оптимизм
- это просто насмешка над страданиями человека. В
свое время Лейбниц называл существующий мир наилучшим из возможных миров,
сформулировав теорию оптимизма. Шопенгауэр наоборот
называл существующий мир «наихудшим из возможных». Путь избавления от зла
Шопенгауэр видит в аскетизме, который наступает, когда человек приходит к
тому, что наряду с жизнью уничтожается и мировая воля, так как тело является
проявлением воли. Раз уничтожается воля, то уничтожается и весь остальной
мир, так как субъекта без объекта не существует. Шопенгауэр был сторонником
полицейского государства, применяющего насилие. Он полагал, что
государственные акции направлены против вредных следствий, которые
проистекают из многих эгоистических действий людей. Пессимистическая философия
Шопенгауэра при его жизни не пользовалась успехом. Когда Шопенгауэр назначил
свою лекцию одновременно с Гегелем, к нему никто не пришел. Воззрения
Шопенгауэра получили распространение только во второй половине XIX в.,
послужив источником формирования философии жизни. В это время своего рода
философской модой становятся пессимизм и скептицизм. И Шопенгауэр
превращается во властителя дум. Шопенгауэр оказал влияние на Р.
Вагнера, Э. Гартмана, Ф. Ницше и др. Он стал предшественником иррационализма,
интуитивизма и прагматизма. Но и в настоящее время его сочинения пользуются
успехом, особенно «Афоризмы житейской мудрости». Кроме указанной работы,
Шопенгауэром написаны: «Ьber
die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde», 1813 (рус.
пер. «О четверичном корне закона достаточного основания», 1892); «Ьber den Willen in der
Natur», 1836 (рус. пер. «О воле в природе», 1892); «Die beiden Grundprobleme der Ethik», 1841 (рус.
пер. «Две осн. проблемы этики», 1896); «Parerga und Paralipomena», 2 Bde., 1851 (рус. пер. «Афоризмы и максимы», 1891 – 1892). |
Шиллер Фердинанд Каннинг |
ШИЛЛЕР (Schiller) Фердинанд Каннинг Скотт (род. 16 авг. 1864, Альтона – ум. 7 авг. 1937, Лос-Анджелес) – англ, философ; профессор в Оксфорде (с 1903) и
Лос-Анджелесе (с 1929); персоналист, глава англ,
прагматизма. Свое прагматическое учение он назвал «гуманизмом» (см. Гуманизм). На основе положения Homo – mensura
разрабатывал теологически-антимеханистическую
картину мира и этику действия. Осн. произв.: «Humanism», 1903; «Studies in humanism», 1907;
«Formal logic», 1912; «Our human truths», 1939. |
Шиллер Фридрих |
Йоганн Кристоф
Фридрих фон Шиллер родился в Марбахе-на-Некаре, Вюртемберг, Священная Римская империя. Его
родителями были Йоганн Каспар Шиллер — военный
фельдшер и Элизабет Доротея Кодвайс. В 1763 году его отца назначили вербовщиком в
немецком городе Швебиш-Гмюнд, из-за чего вся семья
Шиллера переехала в Германию, поселившись в маленьком городке Лорх. В Лорхе Шиллер посещал
начальную школу, но из-за недовольства качеством образования он часто
прогуливал занятия. Так как его родители хотели, чтобы он стал священником,
они наняли местного священника, который и обучал Шиллера латинскому и
греческому языкам. В 1766 году семья Шиллера вернулась в Людвигсбург,
куда перевели его отца. В Людвигсбурге на Шиллера обратил внимание Карл
Евгений Вюртембергский. А через несколько лет
Шиллер закончил медицинский факультет в учреждённой Карлом Вюртембергским академии — «Высшей школе Карла». Его первое произведение, драма «Разбойники», была
написана во время его учёбы в академии. Опубликована она была в 1781 году, а
уже на следующий год в Германии по ней был поставлен спектакль. В драме
рассказывалось о конфликте двух братьев. В 1780 году Шиллера назначили на должность полкового
врача в Штутгарте, Баден-Вюртемберг, Германия. Он не был рад этому
назначению, и поэтому однажды оставил службу без разрешения, чтобы посмотреть
на первую постановку своей пьесы «Разбойники». Так как он оставил
расположение части без разрешения, Шиллер был арестован и приговорён к 14
суткам ареста. Ему также запретили публиковать свои работы в будущем. В 1782 году Шиллер через Франкфурт, Мангейм, Лейпциг
и Дрезден сбежал в Веймар. А в 1783 году в Бонне, Германия, была представлена
следующая постановка Шиллера с названием «Заговор Фиеско
в Генуе». В 1784 году в театре «Schauspiel
Frankfurt» была представлена пьеса из пяти частей «Коварство и любовь». А
через несколько лет пьеса была переведена на французский и английский. В 1785 году Шиллер представил пьесу «Ода к радости». В 1786 году он представил новеллу «Преступление
из-за потерянной чести», которая была написана в виде криминального отчёта. В 1787 году в Гамбурге была представлена его
драматическая пьеса в пяти частях «Дон Карлос» в Гамбурге. В пьесе речь идёт
о конфликте между Доном Карлосом и его отцом — испанским королём Филиппом II. В 1789 году Шиллер начал работать преподавателем
истории и философии в Йене. Там же он начинает писать свои исторические
работы, одна из которых — «История отпадения Нидерландов». В 1794 году выходит его произведение «Письма об
эстетическом воспитании человека». Работа была написана на основе событий во
время Французской революции. В 1797 году Шиллер написал балладу «Поликратов
перстень», которая была опубликована в следующем году. В том же году он также
представила следующие баллады: «Ивиковы журавли» и
«Дайвер». В 1799 году Шиллер завершил написание трилогии
«Валленштейн», которая состояла из пьес «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна». В 1800 году Шиллер представил такие работы: «Мария
Стюарт» и «Орлеанская дева». В 1801 году Шиллер представил переведённые им пьесы
«Карло Гоции, Турандот» и
«Турандот, принцесса Китая». В 1803 году Шиллер представил свою драматическую
работу «Мессинская невеста», которая впервые была
показана в Веймаре, Германия. В 1804 году он представил драматическую работу
«Вильгельм Телль», основанную на швейцарской легенде об искусном стрелке по
имени Вильгельм Телль. Пьеса Шиллера с названием «Разбойники» считается
одной из первых европейских мелодрам. В пьесе зрителю показывается
перспектива на порочность общества и предлагается взгляд на классовые,
религиозные и экономические различия между людьми. В 1802 году Шиллеру был жалован дворянский статус
герцога Веймарского, который добавил к его имени приставку
«фон» свидетельствующую о его дворянском статусе. В 1790 году Шиллер женился на Шарлотте фон
Ленгефельд. У пары родилось четверо детей. В возрасте 45 лет Шиллер умер от туберкулёза. В 1839 году в Штутгарте был установлен памятник в
его честь. Площадь, на которой он был установлен назвали в честь Шиллера. В 2008 году учёные провели тест
ДНК, который показал, что находящийся в гробу Фридриха Шиллера череп ему не
принадлежит и поэтому сейчас его могила пуста. В юности испытал влияние, с
одной стороны, философии Лейбница и
Вольфа, а с др. – Шефтсбери и Руссо.
В 1790 Шиллер ближе познакомился с философией Канта, занявшись серьезным
ее изучением, но не соглашаясь с ней полностью. В частности, он находил, что
в кантонской этике идея долга развита слишком резко и односторонне. По
отношению к воле и разуму человек един, а не раздвоен. Воля – видовая
характеристика человека, и сам разум является только вечным ее правилом.
Разумно действует вся природа; отличие человека заключается только в том, что
он разумно действует при помощи сознания и воли. Человек – существо, которое
хочет свободы. Культура должна содействовать человеку в приобретении этой
свободы. Совершенно свободен только морально ориентированный человек. В
качестве последнего направления своей воли каждый индивид имеет установку и
определение в соответствии с чисто идеальным человеком в себе; великая задача
его бытия – согласованность с этим человеком при всех изменениях процесса
жизни. Этико-педагогическая философия Шиллера нашла свое завершение в
«Письмах об эстетическом воспитании человека». Главная проблема – воспитание
нравственного желания. Переход от пассивного состояния ощущения и эффекта к
деятельному состоянию – мышлению и желанию – совершается благодаря
промежуточному состоянию эстетической свободы (означающей
действенно-нравственную изначальность). «Человек должен научиться быть
благороднее в своих желаниях; тогда у него никогда не возникнет необходимость
иметь чрезмерные желания». Философские произв. Шиллера: «Философские письма»,
"О грации и достоинстве», «О нравственной пользе эстетических нравов», "Наивная и сентиментальная
поэзия». Произв. Ф. Шиллера на рус. яз.: Собр. соч., 4 т. СПБ., 1902. |
Шлегель Фридрих |
ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (род. 10 марта 1772,
Ганновер – ум. 12 янв. 1829, Дрезден) – нем. философ и поэт. В Шлегеле
особенно ярко отразилась философская судьба романтики. Незадолго до своей смерти он следующим образом
характеризовал свою собственную эволюцию: 1788-1798 – неотчетливые взгляды и
поиски; 1798 – 1808 – стремление к оформлению философских и эстетических
взглядов, которое привело к философии всеобъемлющего Я; 1808-1818 – переход к
католицизму, повиновение и подчинение разума церковным истинам; 1818-1828 –
мистическая личная жизнь, послушание церкви. Философские произв.: «Philosophie der
Geschichte», 2 Bde., 1829; «Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830; «Werke», 15 Bde., 1846. |
Шлейермахер Фридрих
Эрнст |
ШЛЕЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) Фридрих Эрнст Даниель (род. 21 нояб. 1768, Бреслау – ум. 12 февр. 1834, Берлин) – нем.
теолог и философ. В тесной связи с нем. идеализмом и романтикой он создал
имеющую протестант, уклон философию созерцающего мышления, связанного с Богом
и миром. Смягчая идеалистические спекуляции Канта и Фихте, требовал обратить
большее внимание на духовно-исторические реальности, однако не в их
изолированности, а в единстве с Целым и Вечным. Религия – ощущение единства с
этим Вечным. Она основывается на чувстве «простой» зависимости, а именно
зависимости от Бога. В идее Бога мыслится абсолютное единство идеального и
реального и исключаются всякие противоречия, в понятии же мира полагается
относительное единство идеального и реального в противоречивой форме. Поэтому
Бог мыслится не как тождественный миру и не как отделенный от мира (см. Панентеизм). Вещи считаются зависимыми от мира в
такой мере, в какой они обусловлены естественной связью; поэтому
непосредственное восприятие Бога, т.е. чудо, невозможно. Человек включен в
божественную природную связь, и поэтому между нравственным законом и законом
природы нет никакого радикального различия. Каждому индивиду присуще
собственное значение, так что каждый индивид призван развивать свой
собственный прообраз. В осуществлении индивидуальности, заложенной в личности
идеально, состоит свобода личности. Этику Шлейермахер
рассматривает как учение о добре, добродетели и долге. Всеобщий закон долга,
согласно ему, гласит: действуй в каждый момент, собрав все нравственные силы
и стремясь ко всем нравственным целям. Осн. произв.: "Reden ьber die Religion an die Gebildeten unter ihren Verдchtern», 1799 (рус. пер. «Речи о религии к образованным людям, ее
презирающим». М., 1911); «Monologe», 1810 (рус.
пер. «Монологи». М., 1911); «Grundlinien einer
Kritik der bisherigen Sittenlehre», 1803; «Entwurf einer Systems der philosophischen Ethik», 1835; «GrundriЯ der philosophischen
Ethik», 1841; «Dialektik», 1839; «Platons Werke» (перевод), 6 Bde., 1804-1828; «Psychologie»
(оставленные после смерти материалы и лекции), 1862. |
Шлик Мориц |
ШЛИК (Schlic) Мориц (род.
14 апр. 1882, Берлин – ум. 22 июня 1936, Вена) – австр. философ, физик и
логик; профессор в Ростоке, Киле, Вене, в 1931-1932
– в БерклИ (Калифорнийский ун-т); основатель
Венского кружка (см. Неопозитивизм); представитель
эмпирического реализма. Испытав влияние Р. Карнапа и Л. Витгенштейна, разрабатывал
гл. о. проблему истины, теорию познания, вопрос об априорном характере логики
и математики. Он полагал, что существует возможность априорного
синтетического суждения, и пытался физически разрешить психофизическую
проблему. Задача философии – логическое разъяснение понятий. Кроме того, Шлик исследовал понятия пространства, времени, мадерии, причинности, вероятности, органического,
ценности, гедонизма, свободы воли, этического мотива. Осн. произв.: «Lebensweisheit», 1908; «Raum und Zeit in der gegenwдrtigen Physik», 1917; «Gesammelte Aufsдtze», 1938; '«Fragen der Ethik», 1930; «Les
enonces scientifiques et
la realite du monde, exterieur», 1934; «Natur und Kultur», 1952. |
Шмидт Генрих |
ШМИДТ (Schmidt) Генрих (род. 15 дек. 1874, Гойбах,
Тюрингия – ум. 2 мая 1935, Йена) – нем. биолог и натурфилософ. Директор Геккелевского архива в Йене; будучи учеником и ревностным
защитником Геккеля, выступил как
поборник монистической теории, имеющей этическое направление. Осн. произв.: «Der
Kampf um die Weltrдtsel», 1900; «Wцrterbuch der Biologie», 1911; «GoetheLexikon», 1913; «Geschichte der Entwicklungslehre», 1918; «Mensch und Affe», 1932; «Ernst Haeckel, Denkmal eines groЯen
Lebens», 1934. |
Шнайдер Райнхольд |
ШНАЙДЕР (Schneider) Райнхольд (род. 15
мая 1903, Баден-Баден – ум. 6 апр. 1958, Фрейбург) – нем. философ истории;
стремился познать и. выразить христ. смысл истории
– преодолевая время, которое я переживаю и с которым борюсь в самом себе; от
чисто «трагического» линия развития идет к радикальному христианству в смысле
преемственности, которая упорядочивает все ценности наследия и покоящееся на
нем пророчество. Осн. произв.: «Das Leiden des Camoes oder Untergang und Vollendung
der portugiesischen Macht», 1930; «Las Casas vor Karl V,
Szenen aus der Konquistadorenzeit», 1937; «Der groЯe Verzicht», 1950; на
рус. яз.: Иэбр. произв., 4 т., 1953. |
Шнейдер Герман |
ШНЕЙДЕР (Schneider) Герман (род. 29 апр. 1874, Пфорцгейм) – нем. философ; профессор в Лейпциге (1923 –
1939). На него оказали влияние В. Виндельбанд и Г. Риккерт, В. Вундт и К. Лампрехт. Метафизику он считал
учением об обработке предметов познания. Осн.
произв.: «Religion und Philosophie», 1912; «Kultur und Denken der Babylonier und Inden», 1910; «Philosophie der
Geschichte», 2 Bde., 1923. В двух
больших томах «Die Kulturleistungen
der Menschheit» (19271932) Шнейдер описывает культурные достижения
человечества начиная с каменного века. Кроме указанных работ, написал
следующие: «Metaphysik als strenge
Wissenschaft», 1921; «Nachklang einer
Philosophie zum Zweck», 1947; «Pestalozzi», 1925. |
Шольц Хенрих |
ШОЛЬЦ (Scholz) Хенрих (род. 17
дек. 1884, Берлин – ум. 30 дек. 1956, Мюнстер) – нем. философ; профессор в
Мюнстере (с 1928); главный представитель логистики
в Германии. Осн. произв.: «Religionsphilosophie»,
1921; «Geschichte der Logik», 1931; «Logistik», 1933; «Was ist Philosophie?»,
1940; «Metaphysik als strenge Wissenschaft», 1941; «Fragmente eines
Platonikers», 1941; «Grundzьge der mathematischen
Logik», 1961. |
Шпанн Отмар |
ШПАНН (Spann) Отмар (род. 1
окт. 1878, Вена – ум. 8 июля 1950, Нейштифт, Бургенланд) – австр. социолог и философ; профессор в
Вене; примыкал к универсализму философии Платона и Аристотеля, к нем.
мистицизму и нем. идеализму и создал в общих чертах учение о категориях, в
центре которого стоит категория «целостность». С этих позиций он боролся
против индивидуализма, эмпиризма, механицизма и материализма как в философии,
так и в социологии. Осн. произв.: «Wirtschaft und
Gesellschaft», 1907; «Die Haupttheorien der Volkswirtchaftslehre»,
1914; «Der wahre Staat», 1921; «Kategorienlehre», 1924; «Gesellschaftsphilosophie»,
1928. |
Шпенглер Освальд |
ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (род. 28 мая 1880,
Бланкенбург, Гарц – ум. 8 июня 1936, Мюнхен) – нем. представитель философии
культуры. В гуманит. школе в Галле изучал
математику и естеств. науки, древние языки; историч. науки осваивал самостоятельно. В 1899 г.
поступил в ун‑т, где в 1904 г. защитил докт.
дисс. «Основная метафизическая идея гераклитовой философии». В 1908‑1911 гг. Ш.
работал учителем математики и истории в реальной гимназии в Гамбурге.
Поселившись в 1911 г. в Мюнхене он начал
писать кн., к‑рая первоначально наз. «Либеральное и консервативное»
и была посвящена полит. вопросам жизни Европы. Вскоре замысел изменился,
и к 1914 г. Ш. закончил самый знаменитый свой труд «Der Untergang des Abendlandes. UmriЯ
einer Morphologie der Weltgeschichte», 1918 (рус. пер. «Причинность и судьба. Закат Европы». Пг., 1923),
в котором он рассматривает культуры, образующие мировую историю, как
организмы с ограниченной, определяемой им приблизительно в тысячу лет
длительностью жизни. Он хочет предсказать будущее западной культуры,
сравнивая ее с исчезнувшей греч. культурой. Западная культура, по его мнению,
уже вступила в такую стадию цивилизации, на которой начинается ее неумолимая
фатальная гибель. Его книга в период между двумя мировыми войнами имела
необыкновенный успех, потому что была проникнута основанной якобы на
исторических фактах враждебностью духу, которой придерживались тогда
сторонники философии жизни (Эрнст Юнгер, Людвиг Клагес и др.), а также широкие круги образованной публики
(см. Ожидание гибели). Но, уже
тогда сильно критикуемая, сейчас она обсуждается во все более неблагоприятном
тоне в основном из-за обнаружившегося в ней дилетантизма (Шпенглер
признавался в том, что всегда принципиально презирал философию ради самой
философии) и культа фактов («факты важнее, чем истина»). В целом Шпенглер
представлял весьма плоский позитивизм, упрощающий трудную проблему несогласованности
идеи и реальности, духа и действительности. Кн. вызвала бурную реакцию в общ‑ве, о её популярности говорит то, что она переиздавалась
более 20 раз. В 1922 г. Ш. выпустил 2‑й том «Заката Европы». Ещё
одна его филос. кн. – «Первооснова» − осталась неоконченной.
Последним трудом Ш. был трактат «Пруссачество и социализм» (1922). Его отказ
от сотрудничества с Гитлером и его окружением привёл к полной изоляции
философа. Целью «Заката Европы» Ш. заявил создание новой методологии истории
культуры, назвав в предисловии своими предшественниками Гёте и Ницше. У
первого он заимствовал метод, у второго – постановку вопросов, сделав «из его
прозрения своего рода обозрение». Ш. резко критиковал принципы европ. историч. науки
19 в.: европоцентризм, панлогизм, «линейную» направленность истории.
Европоцентризму как «птолемеевской системе истории»
он противопоставляет собственное «коперниканское»
учение о мн‑ве равноценных в своей
завершённости культур. Каждая культура – это замкнутый, уникальный организм.
Эта замкнутость отрицает возможность преемственности культур и единую
эволюцию человечества. Опираясь на собственные знания из обл. археологии,
этнографии, сравнительного языкознания, используя филос. и матем. выкладки, Ш. выделил 8 завершённых культур:
египетскую, индийскую, вавилонскую, магическую (арабо‑византийскую),
китайскую, греко‑римскую (аполлоническую),
западноевропейскую (фаустовскую) и культуру майя;
ожидается, по его мнению, рождение русско‑сибирской культуры. Каждая
культура, рождаясь, развиваясь, старея и умирая, живёт 1200‑1500 лет,
перерождаясь в конечном счёте в цивилизацию, к‑рую
Ш. понимал как бездуховную жизнь общ‑ва,
ориентированную на внешние проявления. Признаки цивилизации – преобладание
рационализма, засилье техники, рост больших городов, космополитизм и
пацифизм. Проявлением цивилизации является империализм. Правда, в одной из
своих последний работ «Человек и техника» (1932) Ш. уже не противопоставлял
культуру и цивилизацию, высоко оценивая роль техники в развитии общ‑ва. Каждая культура имеет свою «душу» (прафеномен), к‑рая вырастает из ландшафта,
возникает из восприятия культурой пространства. Прафеномен,
как чистое созерцание идеи, проявляет себя в феноменах культуры, которые в
рамках одной культуры одинаковы. Во 2‑м томе «Заката Европы» Ш. дополнил
синхронное описание культуры диахронным, представив её движение от доисторич. существования через историч.
во внеисторич. Всего он выделял три этапа развития
культуры: растительный, животный, человеческий. История по Ш. – это
процесс социализации и соответственной денатурализации человечества,
происходящей в разл. формах межвидовой борьбы между
типами людей, расами, сословиями. Понятие «преходящей» истории Ш. заменил
«развивающейся». |
Шпет Густав Густавович |
ШПЕТ Густав Густавович
(род. 26 марта 1879, Киев – ум.. 23 марта 1940, пос.
Колпашево Томской обл., в тюрьме НКВД) – рус. философ, последователь
феноменологии Э. Гуссерля; профессор Московского ун-та (с
1918). Его научные интересы были разнообразными: от истории и методологии
наук до эстетики и психологии. Знание 17 современных европейских языков он
использовал для перевода большого количества работ по философии, психологии,
логике и эстетике. Он был создателем Ин-та научной
философии, Вольной философской ассоциации творческой и вузовской
интеллигенции (1919, Петроград), Кабинета этнической психологии, совместно с Г.Челпановым – Московского психологического ин-та. Им
опубликован целый ряд значительных исследований по истории западноевропейской
философии; ему принадлежат историко-философские очерки мировоззрения П.Д.
Юркевича, П.Л. Лаврова, А.И. Герцена. Шпет пытался
найти «первоначала» и «принципы бытия», которые называл «смыслами»,
«эйдосами», «идеями». Обнаружение их смысла в опыте достигается через
раскрытие интуитивных актов человеческого разума, трактовавшихся в духе
рационализма Декарта, Спинозы и Лейбница. Перевел на рус. яз. «Феноменологию
духа» Гегеля (опубликована в 1959). Полагал, что философия языка является
основой философии культуры. Осн. соч.: «Явление и
смысл», 1914; «История как проблема логики», ч. I, 1916; «Сознание и его собственник», 1916; «Очерк
развития рус. философии», ч. I, 1922
(полностью работа напечатана в сб. «Очерки истории рус. философии», Изд-во
Уральского ун-та, 1991); «Эстетические фрагменты», вып.
1-3, 1922-1923; «Внутреняя форма слова», 1927;
«Введение в этническую психологию», вып. 1, 1927. |
Шпрангер Эдуард |
ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард (род. 27 июня 1882, Берлин
– ум. 17 сент. 1963, Тюбинген) – нем. психолог, философ, педагог, с 1920 –
профессор в Берлине, с 1946 – в Тюрингии; ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским
обоснованием наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с
помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный
вопрос этой психологии – вопрос о сущности понимания (см. Понимание) как способе постижения
смыслового содержания явлений объективного духа. В зависимости от
особенностей, способности духовного постижения, а также в зависимости от
ценности и смысла схватываемого содержания Шпрангер
различает шесть форм жизни (по одной на каждую область культуры) – шесть осн. человеческих типов: 1) теоретический; 2)
экономический; 3) эстетический; 4) социальный; 5) человек силы; 6)
религиозный человек. В своих работах в области культуты
и педагогики Шпрангер рассматривал античность,
христианство и нем. идеализм как силы, породившие современную жизнь. Если
сначала его устремления были весьма сходны с идеалами гуманизма в духе В.
Гумбольдта, то позже он все настойчивее ставит перед индивидом задачу
самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, ибо
только они обеспечивают целостность структуры индивида (см. также Структурная психология, Всемирное
благочестием). Осн. произв.: •«Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft», 1905; «Lebensformen», 1914; «Zur Psychologie des Verstehens», 1918; «Die Psychologie des Jugendalters», 1942; «Volk, Staat, Erziehung», 1930; «Weltfrцmmigkeit», 1940; «Die Magie der Seele», 1947; «Pestalozzis Denkformen», 1947; «Goethes Weltanschauung», 1949; «Kulturfragen der Gegenwart», 1953. |
Шрёдингер Эрвин |
ШРЁДИНГЕР (Schrudinger) Эрвин (род. 12 авг. 1887, Вена – ум. 4 янв. 1961,
там же) – австр. физик-теоретик; лауреат Нобелевской премии 1933; профессор в
Берлине, Оксфорде, Граце, Генте. С 1939 – директор основанного им Institute for advanced studies в Дублине; разработал квантовую механику и волновую
теорию материи (см. Волновая механика).
Осн. произв.: «Abhandlungen zur Wellenmechanik», 1927; «Vier Vorlesungen ьber
Wellenmechanik», 1928; «Zur Kritik der
naturwissenschaftlichen Erkenntnis», 1932; «Space-Time structure», 1950; на рус. яз.: «Что такое
жизнь с точки зрения физики?», 1946. |
Штаммлер Рудольф |
ШТАММЛЕР (Stammler) Рудольф (род. 19 февр. 1856, Альсфельд – ум. 25 апр. 1938, Вернигероде) – нем.
представитель философии права; профессор в Берлине (с 1916); последователь
Канта. Социальным идеалом философии права, по Штаммлеру,
является общность людей, объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою
волю. С позиций юридического мировоззрения опровергал марксизм,
отождествлявшийся им с экономическим детерминизмом. Утверждал первичность
права по отношению к экономике и государству. Осн. произв: «Wirtschaft und Recht
nach materialistischer Geschichtsauffassung», 1896; «Die Lehre vom richtigen Recht», 1902; «Lehrbuch der Rechtsphilosophie», 1922; «Rechtsphilosophische Abhandlungen und Vortrдge», 2 Bde., 1925. |
Штейн Хенрих |
ШТЕЙН (Stein) Хенрих, барон
(род. 12 февр. 1857, Кобург – ум. 20 июня 1887, Берлин) – нем. философ; был
воспитателем в доме Рихарда Вагнера, оказавшего на него сильное влияние; приватдоцент в Галле (1881), в Берлине (1884), где он
примкнул к Дильтею, позднее временами был близок к Ницше. Представитель эстетического
иррационализма, искусство рассматривал как выражение мировоззрения, а эстетику в связи с этим как основу философии. Считал, что
содержание вещи постижимо не разумом, а только «чувствительной душой». Осн. произв.: «Die Ideale des Materialismus» 1878; «Die Entstehung der
neueren Дsthetik», 1886; «Vorlesungen ьber Дsthetik», 1897; «Giordano Bruno», 1900; «Idee und Wekt», 1940. |
Штейнбюхель Теодор |
ШТЕЙНБЮХЕЛЬ (Steinbьchel) Теодор (род.
15 июня 1888, Кёльн – ум. 11 февр. 1949, Тюбинген) – нем. теолог и философ;
профессор (с 1941). Представитель христ. социализма
(«Sittliche Ideen des
Sozialismus», 1921; «Lassalle und der
deutsche Idealismus», 1926; «Karl Marx, Gestalt,
Werk und Ethos», 1946), пытавшегося доказать наличие в марксизме
некоторых идеалистических тенденций и относительную правомерность
материалистического понимания истории. Его соч.: «Umbruch des Denkens», 1936; «Existentialismus und chritlicher
Ethos», 1947; «Dostojewski», 1947, –
являются вкладом в философию экзистенциализма. Штейнбюхель
пытался согласовать божественные заповеди с требованиями конкретного
положения человека. Им написаны также: «Das Grundproblem der Hegeischen
Philosophie», 1933; «Mensch und Gott», 1952. Из собр. его соч. по духовной истории в 1950
появился т. I под
названием «Sozialismus». |
Штейнер Рудольф |
ШТЕЙНЕР (Steiner) Рудольф (род. 27 февр. 1861, Хорватия – ум. 30 марта
1925, Дорнах, близ Базеля) – нем. философ-мистик, писатель. Издал (1883-
1897), после предварительного изучения, работы Гёте по естествознанию; с 1902
– генеральный секретарь нем. секции теософического общества; основал в 1912
антропософическое общество (см. Антропософия).
Осн. произв.: «Goethes Weltanschauung», 1897; «Theosophie», 1904; «Wie erlangt man Erkenntnisse der hцheren
Welten?», 1909; «Die Geheimwissenschaft
im UmriЯ», 1910; «Die Rдtsel der Philosophie»,
1914; «Vom Menschenrдtsel», 1916; «Von Seelenrдtseln», 1917; «Mein Lebensgang», 1925. |
Штейнталь Хейман |
ШТЕЙНТАЛЬ (Steinthal) Хейман (род. 16
июня 1823, Грёбциг – ум. 14 марта 1899, Берлин) –
нем. философ; профессор (с 1863). Виднейший (наряду с Лацарусом
и Вундтом) представитель народной
психологии, проявил себя также как языковед (один из основателей т. н.
психологического направления в языкознании, автор звукоподражательной теории
происхождения языка). Осн. произв.: «Der Ursprung der
Sprache», 1851; «Grammatik, Logik, Psychologie», 1855; «AbriЯ
der Sprachwissenschaft», 2 Tie., 1861 –
1871. См. также Лацарус. |
Штерн Вильям |
ШТЕРН (Stern) Вильям (род. 29 апр. 1871, Берлин – ум. 27 марта
1938, Поукипси, США) – нем.-амер.. психолог и
философ; в 19J6-1933 –
профессор в Гамбурге; основатель дифференциальной
психологии. В философии является представителем «критического персонализмам, согласно которому
сущность личности определяется не ею самой, а сопоставлением ее с «вещью».
Штерн одним из первых применил тесты, ввел понятие коэффициента
интеллектуальности. Осн. произв.: «Person und Sache.
System des kritischen Personalismus», 3 Bde., 1906-1924; «Die
differentielle Psychologie», 1911; «Psychologie der frьhen
Kindheit», 1914 (рус. пер. «Психология
раннего детства до шестилетнего возраста». Пг.,
1922); «Methodensammlung zur Intelligenzprьfung», совместно с Вигманом, 1920. |
Штеффенс Хенрик |
ШТЕФФЕНС (Steffens) Хенрик (род. 2 мая 1773, Ставангер – ум. 13 февр. 1845, Берлин) – норв. философ и
поэт; в 1811 – 1831 – профессор в Бреслау, затем в Берлине; представитель философии религии (лютеран.)
протестантизма, а также естествоиспытатель романтического направления и
натурфилософ; историю развития людей рассматривал как зеркальное отражение
развития мира. Осн. произв.: «Grundzьge der
philosophischen Naturwissenschaft», 1806; «Anthropologie», 2 Bde., 1824; «Was ich erlebte
(Selbstbiographie)», 10 Bde., 1840-1844
(самое значительное его произв. со множеством интересных сведений о
современной ему эпохе). |
Штирнер Макс |
ШТИРНЕР (Stirner) Макс, псевдоним Каспара Шмидта (род. 25 окт. 1806,
Байрейт – ум. 26 июня 1856, Берлин) – нем. философ; сторонник Гегеля и Фейербаха; левый гегельянец, теоретик анархизма. Пытался в своем
главном произв. – «Единственный и его собственность» (рус. пер. 1922) –
доказать, что единственной реальностью является индивид, Я, что нечто лишь
постольку имеет ценность, поскольку оно служит Я: у Меня нет ничего, кроме
Меня. Философия Штирнера является образцовым,
классическим примером последовательного эгоизма. |
Штраус Давид Фридрих |
ШТРАУС (Strauss) Давид Фридрих (род. 27 янв. 1808, Людвигсбург –
ум. 8 февр. 1874, там же) – нем. теолог и философ; автор ряда работ: «Жизнь
Иисуса» (1835-1836), «Чудеса Христа» (1840), «Старая и новая вера» (1872). В
последней работе он рассматривает следующие вопросы: 1) Являемся ли мы еще
христианами? (Нет.) 2) Есть ли еще у нас религия?
(Да, пантеизм.) 3) Как постигаем мы мир? (С помощью
естественно-научных, т.е. эмпирических, индуктивных методов, с позиции теории
развития.) 4) Как упорядочиваем мы нашу жизнь?
Штраус отрицал историческую достоверность евангельских притч и рассматривал
их только как результат мифотворчества. Кроме того, он издал биографии:
Ульриха фон Гуттена (3 т., 1858-1860) и Вольтера
(1870). Его переписка с Ф. Т. Шифером (1836-1851) была издана в 1852. |
Штумпф Карл |
ШТУМПФ (Stumpf) Карл (род. 21 апр. 1848, Визентхейд,
Нижняя Франкония – ум. 25 дек. 1936, Берлин) – нем. психолог и философ;
профессор (с 1894). В основном занимался психологическими проблемами
восприятия тона и поэтому благожелательно относился к музыковедению. Логику и
теорию познания строил на основе психологии, не впадая, однако, при этом в
психологизм. Проводимое им под влиянием Брентано отделение явления (т.е. чувственного содержания образов,
сохраняющихся в памяти) от функций (актов, состояний, переживаний) оказало
большое влияние на Гуссерля. По его мнению, прогрессивное
развитие в сфере психического не всегда подчинено прогрессивному развитию в
сфере физического. Осн. произв.: «Tonpsychologie», 2 Bde., 1883-1890; «Erscheinungen
und Funktionen», 1907; «Zur Einteilung der Wissenschaften», 1907; «Die Anfдnge der Musik», 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927); «Gefьhl und Gefьhlsempfindung», 1928; «Erkenntnislehre», 1939-1940. |
Шульце Готлоб
Эрнст |
ШУЛЬЦЕ (Schulze) Готлоб Эрнст (род.
23 авг. 1761, Гельдрунген – ум. 11 янв. 1833,
Гёттинген) – нем. философ; профессор в Гёттингене (с 1810). Противник Канта,
учитель Шопенгауэра, представитель
скептицизма. В своей теории познания обратился с вескими аргументами против
старого смешения восприятия с представлением. Осн. произв.: «Дnesidemus
oder... Verteidigung des Skeptiszismus gegen die AnmaЯungen der Vernunftkritik», 1792; «Kritik der
theoretischen Philosophie», 2 Bde., 1801. |
Шуппе
Вильгельм |
ШУППЕ (Schuppe) Вильгельм (род. 5 мая 1836, Бриг – ум. 29 марта
1913, Бреслау) – нем. философ; профессор в Грейфсвальде;
представитель крайней имманентной философии. По Шуппе,
действительность существует только постольку, поскольку она дана сознанием.
Собственная личность, проявляющаяся в сознании, представлена особым
постоянством и длительностью как сознание Я и как сознание тела. О др.
(чужой) личности (сознании) можно только сделать вывод. В целом же, согласно Шуппе, бытие есть сознание, объект – представление. Осн. произв.: «Erkenntnistheoretische Logik», 1878; «Grundzцge
der Ethik und Rechtsphilosophie», 1882; «GrundriЯ
der Erkenntnistheorie und Logik», 1894; «Die immanente
Philosophie», 1897. |
Шюц Альфред |
ШЮЦ (Schьtz) Альфред
(род. 1899, Вена – ум. 1959, Нью-Йорк) – австроамер.
философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939 в США. В
философской теории выступил с разработкой нетрансцендентальной
феноменологии, близкой к экзистенциализму. Предложил свою версию понимающей
социологии, пытаясь решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных категорий с
миром повседневности, непосредственности знания и деятельности. Занимался
исследованиями мотивов социального действия, форм и методов обыденного
познания, структуры человеческого общения, рациональности. Осн. труды Шюца опубликованы в «Collected papers», v. 1-3, The Hague, 1962-1966. |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21