Главная

Персоналии

Ц

Цвингли Ульрих

ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (род. l янв. 1484, Вильхаус, кантон Санкт-Галлен – ум. 11 окт. 1531: погиб в битве при Каппеле, кантон Цюрих) – швейц. реформатор и гуманист. Находился под сильным влиянием философии стоиков и платонизма эпохи Возрождения (особенно под влиянием Фичино). Бог – «высшее благо»; через провидение он манифестирует себя всегда и всюду. Потерянность человека заключается в его греховности и в его трагическом положении на земле, но, несмотря на это, он все же является связующим звеном между землей и небом. Осн. философские произв.: «Von gдttlieber und menschlicher Gerechtigkeit», 1523; «De providentia», 1530.

Цельс

ЦЕЛЬС (Celsus; греч. Kelsos) – рим. философ-платоник второй пол. 2 в.; первый высказал принципиальные возражения против христианства. Бог, не изменившись в плохую сторону, не может приблизиться к человеку; христ. учение не представляет собой ничего оригинального, оно уходит своими корнями в восточную мифологию; применение на практике христ. учения угрожает опасностью государству. По вине противников Цельса осн. его соч. «Истинное слово» не получило известности, однако оно было подробно изложено в направленном против него полемическом соч. Оригена.

Цзы Сы

ЦЗЫ СЫ (5 в. до Р.Х.) – кит. философ, внук Конфуция, учение которого он изложил в систематической форме в таких фундаментальных трактатах, как «Чжунюн» («Учение о середине») и «Дасюе» («Великое учение»).

Циглер Леопольд

ЦИГЛЕР Леопольд (Ziegler) (род. 30 апр. 1881, Карлсруэ – ум. 25 нояб. 1958, там же) – нем. представитель философии религии и философии истории. Первоначально был сторонником Э. Гартмана, впоследствии пытался осуществить новый синтез, вытекающий из осознания необходимости и возможности объединения противоположностей во всех областях. В «Gestaltwandel der Gцtter» (1920) он излагает историю развития религиозного сознания в Европе, начиная с греч. мифов и кончая современным освобождением мира от Бога. Неизменным здесь, по Циглеру, остается лишь «тенденция к религии», т.е. «потребность и желание, целеустремленность, инстинкт, воля к созданию Бога». В своей книге «Der europдische Geist» (1929) он различает магическую, пневматическую, телеологическую, каузальную и функционально-математическую фазы европейского духа. Др. осн. произв.: «Das heilige Reich der Deutschen», 2 Bde., 1925; «Ьberlieferung», 1936; «Menschwerdung», 2 Bde., 1948-1949; «Die neue Wissenschaft», 1951; «Das Lehrgesprдch vom Allgemeinen Menschen», 1956.

Циен Теодор

ЦИЕН (Ziehen) Теодор (род. 12 нояб. 1862, Франкфурт-на-Майне – ум. 29 дек. 1950, там же) – нем. психиатр, психолог и философ, профессор в Галле (1917 – 1930), позитивист. Стремился одновременно дать психологии естественно-научное обоснование и обоснование со стороны наук о духе. Психологизму и логицизму противопоставляет «гигноменологическое» (Gignomenстановящееся, данное, переживаемое) понимание логики: логическими законами является то, что едино для каузальных и параллельных закономерностей, как физических, так и психических. Осн. произв.: «Leitfaden der physiologischen Psychologie», 1891; «Die Grundlagen der Psychologie», 1915; «Erkenntnistheorie», 3 Bde., 19341936; «Vorlesungen ьber Дsthetik», 2 Bde., 1923-1925; «Die Grundlagen der Charakterologie», Bd. 2, 1930.

Циолковский Константин Эдуардович

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (род. 5 сент. 1857, с. Ижевское Рязанской губ. – ум. 19 сент. 1935, Калуга) – мыслитель эзотерической ориентации, ученый-самоучка из русской провинции, разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В 1879 сдал экзамен на звание народного учителя. До 1920 преподавал математику в школах Боровска и Калуги, занимался научно-исследовательской деятельностью. В конце 1920-х становится бесспорным лидером новых направлений в науке - астронавтики и ракетной динамики. Разработал «космическую философию». Это своеобразный монизм, противополагавшийся им как религиозному дуализму духа и тела, так и пессимистическому материализму, не ответившему на вопрос о вселенских целях жизни. По его теории, сходной с инд. и теософскими учениями о переселении душ, все формы и ступени материи одушевлены, а в основе находится «атом» – бессмертное элементарное существо, которое претерпевает различные превращения, путешествуя из одного конгломерата (организма) к другому. Обмен атомами в космосе побуждает все разумные существа к заботе о мировом целом. Состояние космоса свидетельствует, по Циолковскому, о торжестве творческих сил жизни и разума над уравнительными тенденциями, а сам космологический процесс есть ряд циклических усовершенствований бытия. Работал 'над вопросами о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную. Основные сочинения; «Грезы о Земле и небе» (1895), «Нирвана» (1914), «Горе и гений» (1916), «Монизм Вселенной» (1925), «Причина Космоса» (1925), «Будущее Земли и человечество» (1928), «Общественная организация человечества» (1928), «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы» (1928), «Ум и страсти» (1928) и др.

Никакие авторитеты, кроме «авторитета точной науки», по Циолковский, не могут способствовать пониманию его идей. Они - логический результат всей современной ему системы естественнонаучных знаний («математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений»). По мнению Циолковского, ни материализм, ни религиозный дуализм не в состоянии разрешить проблему смысла Вселенной. Провозглашая космический пантеизм, понимая атомы как неуничтожимые элементы материи, обладающие чувствительностью и зачатками духовности, Циолковский утверждал, что жизнь и разум выступают атрибутами материального мира. Чувствительность атомов, по Циолковскому, «у высших животных велика и носит условное название жизни или бытия, у низших - слабее (почти не существует), так же как и у растений. В неорганической природе это ощущение так мало, так незаметно, что носит название небытия, смерти, покоя... Но... абсолютно нулевого ощущения ни при каких условиях быть не может». Космос состоит из одинаковых по своему строению атомов, подчиняется единым физическим закономерностям и химически однороден. «В математическом же смысле, - утверждал Циолковский, - вся Вселенная жива». Бесконечные в жизнетворящих комбинациях, вечные во времени атомы гарантируют разуму космическое бессмертие. Социальные мыслящие существа различной степени совершенства - неизбежный продукт процессов развития космоса. Разумная жизнь на Земле - частный случай присущего материи стремления к прогрессивным изменениям. Критерием же высшей степени развития цивилизации, по Циолковскому, является способность трансформировать структуру Вселенной вкупе с сопряженными эволюционными процессами. Не имея конца в реальном времени, будучи единой саморегулирующейся системой, Вселенная Циолковского вырастает из стоящей выше Космоса нематериальной Первопричины. «...Вселенная в общем не содержит горести или безумия. Ее радость и совершенство производятся ею самою... Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие разума... Причина создала Вселенную, чтобы доставить атомам ничем не омраченное счастье. Она поэтому добра. Значит, мы не можем ждать от нее ничего худого...» Гениальным озарением явилось предощущение Циолковским трагической судьбы человека и человечества на Земле. С точки зрения Циолковского, познающие воля и разум человека способны сделать людей счастливыми. Препятствием выступают страсти - источник всех человеческих страданий. Именно страсти - от блаженства до агонии - лишают людей разумного умиротворенного существования. Принципиальное решение этой проблемы в планетарном масштабе Циолковский видел в создании посредством направленного биологического подбора «существа без страстей, но с великим разумом». Промежуточным этапом этого процесса Циолковский полагал выявление особо одаренных индивидов и создание для них действительно комфортных условий. В перспективе, по Циолковскому, самым уважаемым занятием людей станет интеллектуальный труд, а наиболее ценным продуктом - научное знание. Продумывая вплоть до мельчайших деталей гармоничный образ существования будущего общества, Циолковский, тем не менее, предполагал неизбежность обострения в дальнейшем в его границах «борьбы убеждений». Истина, с точки зрения Циолковского, способна указать на наилучшее общественное устройство. В идеальном обществе все члены в своей деятельности следуют одному, единой воле, единой идее: такое общество - как бы одно существо. Конечный же результат эволюции людей Циолковский видел в преодолении ими собственной физической природы, трансформацию в «небывалое разумное животное», способное «обитать в пустоте, в эфире, даже без тяжести, лишь бы была лучистая энергия». Только в таком облике человек, по Циолковскому, будет достоин контакта и союза с иными разумными силами Вселенной, равноправного участия в едином космическом содружестве. Согласно Циолковскому, «нравственность Земли такая же, как и небес, - устранение всяких страданий... Единение избавит народ от войн и других видов самоистребления (или ослабления), укажет на общий алфавит и язык, научит каждого гражданина и даст ему знания, сообразные его умственным силам. Оно обеспечит благосостояние и сделает всех счастливыми... Если бессмертно земное существо и бессмертен наш мирок в прозрачном сосуде, то почему не может быть бессмертно и единое существо в своей прозрачной оболочке. Природа или разум человека со временем могут этого достигнуть. Я уверен, что зрелые миры вне Земли, давно уже дали таких существ: бессмертных, живущих солнечными лучами... будущее человеческое существо живет только солнечными лучами, не изменяется в массе, но продолжает мыслить и жить как смертное или бессмертное существо... Величайший разум господствует в космосе, и ничего несовершенного в нем не допускается». Эзотерическая утопия Циолковского - тема, развитию которой он посвятил всю жизнь. Именно эта задача оказалась ведущим стимулом для разработки Циолковским теоретических оснований ракетно-космической техники. В этом контексте приобрели особое звучание идеи Циолковского об универсальной космической этике, о своеобычной «круговой поруке» всех моральных существ, о концентрации преобразующих трудовых усилий всех носителей разума. Люди у Циолковского - часть Космоса. Жизнь в нем, в общем, совершенна и разумна. Живя жизнью Вселенной, по Циолковскому, они должны быть счастливы.

Цицерон Марк Тулий

ЦицеронЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (род. 3 янв. 106, Арпинум – ум. (политическое убийство) 7 дек. 43 до Р. X., Формиа) – рим. политик и философ, блестящий оратор. Цицерон получил широкое образование и в течение всей своей жизни занимался активной политической деятельностью, создав свои философские произведения лишь в конце жизни, когда отошел от дел.

Его заслугой является то, что он познакомил римлян с греч. философией, по-своему интерпретировав ее; причислял себя к новоакадемической школе. Как скептик, он избегал аподиктических суждений. В этике и теологии был сторонником учения Стой (Посидония). Его работы оказали сильное влияние на представителей Возрождения и Гуманизма (Петрарку, Эразма). 

Его перу принадлежат сочинения: «Тускуланские беседы», «О судьбе», «О природе богов», «О законах» и др., в которых в основном содержатся переложения древних и современных автору философских учений и взглядов, собранные для того, чтобы взять у них самое лучшее.

Цицерон - главный представитель эклектизма, который, по его замыслу, соединяет в себе самое лучшее, что есть у других философов, то, что является самым истинным. Философским источником эклектизма мог бы служить скептицизм, утверждавший, что разные философские положения равносильны. На основе скептицизма оказалось возможным сближение таких разных философских течений, как академическая философия, учение Аристотеля, стоицизм. Лишь эпикуреизм оставался в этом отношении принципиальным учением, не заимствуя у других свои положения.

Эклектизм в основном опирается на всевозможные концепции древнегреческой философии - платонизм, аристотелизм, пифагореизм, стоицизм, скептицизм. Эклектические идеи уже в значительной степени присутствуют в стоицизме.

Цицерон рассматривал философию в качестве своего рода утешительницы и целительницы. Поэтому он видел в философии прежде всего практическую сторону, через которую преломляются все взгляды в философских течениях. Он пишет, что заниматься философией его побудила «душевная скорбь, вследствие великого и тяжкого удара судьбы. Если бы я мог найти большее утешение от какого-нибудь другого занятия, я предпочел бы прибегнуть к нему [не к философии]. А тем средством, к которому я прибегнул, я не мог воспользоваться лучше, чем отдавшись не только чтению книг, но также изучению всей философии» [Философские трактаты. М., 1985. С. 62-63].

Задача философии, по Цицерону, состоит в «возделывании души» [Тускуланские беседы]. «Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи» [Там же]. По мнению Цицерона, чтобы использовать эту психотерапевтическую функцию философии, следует изучать различные философские системы, историю философии. Поэтому сочинения Цицерона полны историко-философского материала из древнегреческой и раннеримской истории.

Свою эклектическую позицию Цицерон обосновывает тем, что при решении всех философских вопросов следует «обсуждать все с противоположных сторон, ибо иначе нельзя составить правдоподобное мнение о той или иной вещи» [Тускуланские беседы]. Таким же образом подходили к философии и скептики из Академии. Цицерон принимает стоический взгляд на природу как на гармоничное тело, которое содержит в себе разумное начало. Однако философские проблемы бытия и познания отступают у Цицерона на второй план, на первом же стоят проблемы этики, религии и государства. Образцом поведения он считает все то, что прекрасно, нравственно. Добродетелями для него выступают познание, справедливость и благотворительность (как одна добродетель), величие духа и благопристойная уверенность (тоже как единая добродетель). Из этих добродетелей вырастают те практические обязанности, которым каждый должен следовать.

Цицерон соединяет в своей философии и стоицизм, и скептицизм, и платонизм, и аристотелизм. Все же ему больше по душе пробабилистский скептицизм академиков-скептиков. Он пишет: «Все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения» [О природе богов. I.V. 11].

Он полагает, что «при обсуждении следует придавать больше значения силе доказательств, чем авторитету» [Там же. I.V. 10]. Цицерон выступает как против догматизма, так и против авторитаризма.

В социальных вопросах он стоит на позициях смешанной формы государственного устройства, которая объединяет в себе достоинства монархии, аристократии, демократии. Подразумевается, что эти формы лишены всех своих недостатков.

Заслуга Цицерона состоит в том, что он в своих сочинениях сформировал философский язык в латинской терминологии. Но он не просто переводит с греческого языка на латинский философские понятия, а преобразует всю философию в духе римского миропонимания.

Философия Цицерона показывает, что так называемый эклектизм является не просто смешением разных понятий, в результате чего возникает нечто пуганое и противоречивое. Эклектизм содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир - как и другие более односторонние концепции.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21