| 
   Уайт Лесли  | 
  
  
   УАЙТ (White) Лесли (1900—1975) — амер. социолог, антрополог и культуролог. Уделял
  особое внимание обоснованию понятия «культура». Выделил культурологию в
  качестве самостоятельной науки в системе социального знания. Считал возможным
  истолкование культуры без обращения к психологии. Это означало отстранение от
  бихевиористского направления в культурной
  антропологии и дальнейшее развитие взглядов Э. Дюркгейма (концепция
  «социальных фактов») и А. Кребера (понятие «суперорганическое»). В разработке проблем культуры
  большое значение придавал теории символических форм Э. Кассирера.
  Эволюционный метод интерпретации культуры противопоставлял историческому и
  функциональному, а эволюционный процесс — историческому. По мнению У.,
  культура представляет собой иерархизацию феноменов,
  и она может быть описана на основе собственных принципов и законов. Культура
  рассматривалась У. как организованная интегрированная система; в ней
  выделялись три подсистемы: технологическая, социальная и идеологическая.
  Соответственно в любой культурной системе подчеркивались три основных
  фактора: количество энергии, расходуемое в год на душу населения;
  эффективность технологических средств, при помощи которых энергия
  направляется на службу человеку; объем произведенных предметов и услуг для
  удовлетворения потребностей человека. У. исследовал закономерности развития
  культуры в целом, структуру и функции культурных систем. Разработанная им
  концепция культурных систем радикально изменила представления о
  взаимоотношении между культурой и человеком. Культура, считал У., не призвана
  служить человеку, она развивается по собственным законам. У. подробно
  проанализировал идею культурного детерминизма и рассматривал культуру как
  саморазвивающуюся систему, обусловливающую поведение человека и развитие
  социальных связей. Системная организация культуры, по У., определяет не
  только поведение человека как личности, но и поведение племени, нации, гос-ва
  как целого.  | 
  
 
| 
   Уайтхед Альфред Норт  | 
  
  
   УАЙТХЕД (Whitehead) Алфред
  Норт (род. 15 февр. 1861, Ремсгейт
  – ум. 30 дек. 1947, Кембридж, Массачусетс) – англо-амер. философ и математик;
  с 1924 – профессор Гарвардского ун-та; один из виднейших представителей неореализма, на почве которого он
  создал критическую натурфилософию, позднее дополненную им конструктивной
  метафизикой. Западноевропейская философия представляет собой, по его мнению,
  «ряд подстрочных примечаний к Платону». Написал (совместно с Расселом) «Principia Mathematica» (см. Логистика). В своем осн. метафизическом
  произв. «Process and reality. An essay in cosmology» (1929) рассматривает объекты как неизменные и как
  «атомистические кирпичики природы», являющиеся только признаками и свойствами
  становления. Все существующее представляет собой своего рода организмы;
  сущность же организмов лучше всего обнаруживается в единичных электронах и
  единичных живых существах (coincidentia oppositorum); в
  пространстве, находящемся между ними, царит беспорядок.  Филос. эволюция У. происходила в
  границах неореализма, в св. воззрениях он стремился философски осмыслить естеств. – науч. открытия 19–20 вв. До сер. 20‑х
  гг. У. решал задачу преодоления т.н. удвоения природы, представляя последнюю
  как единство «событий», т.е. «элементарных факторов чувственного опыта», и
  «объектов» – «непреходящих элементов в природе» как устойчивой стороны
  преходящих текучих событий. Подобная картина мира, по У., позволяет понять природу
  как «процесс» и сблизить положение о её независимости от мысли с
  положением о тождественности природы с опытом. Второй период творчества У.
  связан с его переходом на позиции, родственные платонизму: он отстаивал
  принцип, согласно к‑рому всё существующее должно являться частью опыта:
  для конечных вещей – индивидуального, для мира в целом – божественного.
  Мировой процесс понимался У. как божественный опыт, в к‑ром «вечные
  объекты» из идеального мира переходят в физический, обеспечивая тем самым
  качеств. определённость «действительных событий». Поскольку «событие» имеет
  временной характер и постоянно изменяется, оно органично, а наука, след‑но,
  становится исследованием организмов. В социально‑историч.
  взглядах У. признавал решающую роль идей и отдельных личностей в развитии общ‑ва. Осн. соч.: «Курс
  универсальной алгебры» (в 2 т. 1891–1903), «Principia
  mathematica» (в 3 т. 1910–13, совм.
  с Расселом), «Исследование принципов естествознания» (1919), «Концепт
  природы» (1920), «Религия в созидании» (1926), «Наука и совр. мир» (1926),
  «Процесс и реальность. Очерк космологии» (1929), «Приключение идей» (1933),
  «Принцип реальности» (1934), «Формы мышления» (1938).  | 
  
 
| 
   Уарте Хуан  | 
  
  
   УАРТЕ (Huarte) Хуан (род.
  ок. 1530, Сан-Хуан-де-Пьедель-Пуэрто, Наварра – ум. ок. 1592,
  Баэса) – исп. врач и философ. В своем труде
  «Исследования способностей к наукам» (1575, рус. пер. 1960) ставит
  способности души в зависимость от телесных особенностей человека, его
  темперамента, климатических условий и пищи. Основой изменений в природе и
  человеческом организме является активный элемент – огонь. Делал попытки
  классифицировать науки, опираясь на человеческие способности – память, разум,
  воображение и в особенности наблюдение. Оказал большое влияние на расцвет
  исп. гуманизма 16-17 вв.  | 
  
 
| 
   Удаяна   | 
  
  
   УДАЯНА (санскр. Udayana)
  — авторитетный философ средневековой ньяя-вайшешики,
  работавший в 10 в. Уроженец Митхилы (Северо-Восток
  Индии), У. много странствовал (наиболее известны его паломничества в Бенарес и Пури), везде участвуя
  в полемике — преимущественно с «остатками» буддистов и ведантистами.
  У. был автором по крайней мере семи сочинений. «Атмататтвавивека»
  («Различение истины об Атма-не») — полемический антибуддийский трактат. Общебуддийская
  доктрина всемгновенности, отрицающая существование
  любых перманентных сущностей, прежде всего Атмана, логически несостоятельна,
  равно как и учение виджнянавадинов, отрицающих
  существование внешних по отношению к сознанию вещей, в т.ч. и Атмана (как
  несводимого к серии познавательных актов), а также буддийское отождествление
  объекта с его свойствами и аргумент в связи с ненаблюдаемостью
  Атмана. У. доказывает, что эти позиции противоречат и восприятию, и
  умозаключению, и внутреннему самосознанию, и таким, принятым самими буддистами,
  основоположениям, как закон кармы. Обосновываются
  существование Бога, авторитет Вед и найяиковская
  концепция «освобождения» как полного прекращения страданий. Несмотря на свой
  полемический «заряд», У. развивает и своеобразную «экуменическую» позицию:
  миманса, материализм, неабсолютистская веданта, виджнянавада, веданта в целом, мадхьямика,
  санкхья, шактизм, адвайта-веданта
  и ньяя, которую он называет «высшей ведантой», суть
  последовательные ступени восхождения к единой истине. «Ньяякусуманджали»
  («Охапочка цветов ньяи»)
  — специальная «диссертация» всего в 72 стихах по рациональной теологии,
  демонстрирующая возможности логического вывода в доказательствах бытия Бога.
  Таких аргументов преимущественно шесть: 1) мироздание, имеющее природу
  следствия, предполагает миросозидателя подобно
  тому, как горшок — горшечника; 2) мир состоит из атомов, но они, будучи
  пассивными, требуют перводвигателя, коим и должно
  быть Божество; 3) мироздание поддерживается сознательным усилием, поскольку
  не «падает» — как прутик в воздухе удерживается птицей; 4) должен был быть
  Первоучитель слов, но таковой не может быть человеком; 5) знание,
  содержащееся в Ведах, безупречно, ибо неоспоримо, подобно непосредственному
  восприятию, но они должны иметь Автора, подобно медицинским и прочим трактатам;
  6) Веды — произведения Сознательного Существа, ибо подобны «Махабхарате» и
  др. сочинениям. Эти аргументы обращены против санкхьяиков,
  но в модифицированном виде применимы и против мимансаков.
  В вводных же стихах имплицитно присутствует еще одно доказательство, в духе
  «экуменического религиеведения»: в пользу
  существования Бога свидетельствует его реальное почитание даже теми, кто
  эксплицитно отрицает его, ибо буддисты почитают его как всеведущего, джайны — как аскета, мимансаки
  — как объект ритуала, и даже материалисты признают его отражение во внешнем
  мире. В «Киранавали»
  («Сноп лучей») — комментарии к «Падартхадхармасанграхе»
  — У. в разделе, посвященном субстанциям, восстанавливает статус небытия как
  седьмой категории, который оно утратило у Прашастапады,
  определяет «освобождение» (мокша) и средства его достижения, природу темноты
  (как «положительной» сущности), универсалий, «индивидуаторов»,
  присущности, свойства материальных элементов (вновь позволяющих ему
  обратиться к доказательствам бытия Бога как перводвигателя
  вещества), пространства, времени, Атмана. В разделе, посвященном качествам,
  определяется прежде всего сама качественность (гунатва),
  а затем отдельные составляющие этого класса — числа, разделенность и т.д.;
  завершается текст исследованием источников знания.  Атта V. Udayana and His
  Philosophy. Delhi, 1985.  | 
  
 
| 
   Уисдом Джон  | 
  
  
   УИСДОМ (Wisdom) Джон (род. 12 сект. 1904, Лондон) – англ, философ, представитель лингвистической философии. В
  своем развитии испытал влияние логического атомизма Б. Рассела, а также
  поздних взглядов Л. Витгенштейна. Преподавал в
  Кембриджском ун-те. Различал три разновидности анализа: материальный анализ,
  сводящийся к определениям научных терминов; формальный, базирующийся на
  логической теории дескрипций; глубинный филос. анализ, позволяющий
  редуцировать утверждения о сознании к утверждениям о ментальных состояниях, а
  утверждения о материальных объектах, понимаемых как логические конструкции, —
  к «чувственным данным». Особое внимание он уделял логико-лингвистической
  стороне парадоксов, связанных с познанием «других сознаний», и с фразами,
  обозначающими прошлые и будущие события. У. — один из первых представителей
  т.н. терапевтического направления в лингвистической философии. Рассматривая
  источник филос. проблем в бессознательном, а саму философию как интеллектуальное
  заболевание, нуждающееся в «лечении», осуществил сближение лингвистической
  философии с психоанализом. При этом он подчеркивал эвристическую ценность
  «философских заблуждений», побуждающих к аналитической деятельности по
  прояснению высказываний. Абстрактные философские понятия, такие, напр., как
  материя, являются, по Уисдому, логическими
  конструкциями, которые следует сводить к конкретным понятиям, описывающим
  чувственные данные, телесные и психические проявления. Особо занимался
  исследованием парадоксов, связанных с проблемой познания сознаний др. людей.
  Традиционные философские вопросы возникли, согласно Уисдому,
  в результате бессознательных влечении и стремлений человека и потому
  философские теории следует рассматривать в лингвистической философии,
  сближенной с психоанализом, как своеобразные заболевания, нуждающиеся в
  лечении.  Осн. работы: «Other minds»,
  1952; «Philosophy and psychoanalysis», 1953; «The unconscious origin of
  Berkeley's philosophy», 1953.  | 
  
 
| 
   Ульрих Энгельберт  | 
  
  
   УЛЬРИХ ЭНГЕЛЬБЕРТ (Ulrich Engelbert) из Страсбурга
  (род. 1248/54, Кёльн – ум. 1277, Париж) средневековый теолог и эстетик;
  ученик Альберта Великого, находился
  с ним в тесной дружбе и был его биографом. Испытал сильное влияние
  неоплатонизма. Считал, что красота эстетического предмета связана с
  благородством приданной ему формы.  | 
  
 
| 
   Умов Николай Алексеевич  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   Унамуно Мигель  | 
  
  
   УНАМУНО
  (Unamuno) Мигель де (род.
  22 сент. 1864, Бильбао – ум. 31 дек. 1936, Саламанка) – исп. писатель и
  философ-экзистенциалист; профессор с 1891. У. выявляет
  радикальную антиномию, присущую сознанию. Сознание есть порождение рефлексии,
  а рефлексия предполагает ограничения. Обладать сознанием значит осознавать
  свою ограниченность. Отсюда рождается фундаментальная проблема онтологии У.:
  бытие и не-бытие внутри сознания (сознание бытия и сознание не-бытия).
  Самосознание есть противоположность тому, что не есть Я, противоположность
  объективному. Человек стремится охватить все, быть Богом. А если он не в состоянии
  быть Богом, то он ничто. В этом контексте Бог становится выражением осознания
  человеком своей ограниченности и желания охватить все. Философия У.
  центрируется на «трагическом чувстве жизни» (главное филос. произведение — «О
  трагическом чувстве жизни») как фундаментальной характеристике человеческой
  жизни. Причиной этого чувства является разрыв между (иррациональным)
  неукротимым желанием бессмертия и (рациональной) достоверностью смерти. От
  сознания зависит абсолютное бытие, а не наоборот. Считал, что осн. трагедия
  жизни заключается в неразрешимости спора между верой и знанием, спора, в
  котором он участвовал на стороне веры. Символом такой трагической жизни
  являлся для него Дон-Кихот, выступающий как «душа Испании», воплощение
  трагического чувства действительности. У. укореняет познание в сфере
  экзистенции и наделяет его двойной функцией: 1) познание самого себя в онто-психическом смысле; это означает непосредственное
  удостоверение собственного бытия в саморефлексии
  сознания, 2) познание среды мира какередство
  самосохранения и самоподтверждения; это биопрагматическое познание в экзистенции. В конечном
  счете экзистенция есть тайна, поскольку нет объективной истины, к которой мы
  могли бы обратиться, чтобы разгадать эту тайну. Осн. произ.: «Das Leben des Don Quichote und des Sancho», 1914;
  «Die Agonie des Christentums», 1928; «Das tragische Lebensgefьhl», 1913.  | 
  
 
| 
   Уорд Джеймс  | 
  
  
   УОРД (Ward) Джеймс (род. 27 янв. 1843, Халл,
  Йоркшир – ум. 4 марта 1925, Кембридж) – англ,
  психолог; профессор с 1897. Рассматривал психологию только как теорию
  сознания. Особенно подчеркивал значение внимания как единственного вида
  психической деятельности. Реальный мир понимал как совокупность
  взаимодействующих «духов» – монад. Осн. произв.: «Naturalism and agnosticism» 2 v., 1899; «The realm of ends», 1911; «Psychological principles», 1918.  | 
  
 
| 
   Уорд Лестер Франк  | 
  
  
   УОРД (Ward) Лестер Франк (род. 18 июня 1841,
  Джолиет – ум. 18 апр. 1913, Вашингтон) – амер. социолог, основоположник
  психологизма в социологии, один из основателей палеоботаники, первый
  президент Амер. социологической ассоциации (1906-1908). В противоположность
  биологизму Г. Спенсера полагал, что социальная эволюция проявляется активно и
  направляется гл. о. психологическими силами и волей. Из психологических сил
  выделял желание, выражающее природные импульсы – удовлетворение голода и
  стремление к продолжению рода. Именно эти желания толкают человека к
  преобразованию окружающей среды. Интеллект человека, по Уорду, есть главное
  его достояние, которое позволяет ему (в т. ч. в коллективных действиях)
  заменить стихийное проявление слепых эволюционных сил, господствующих в
  животном мире, осознанным прогрессом. Осн. труды: «Glimpses of
  the cosmos», v. 1-6, 1913 – 1918; «L. F. Ward. Selections from his works», 1963; «Dynamic sociology», v. 1 – 2, 1968;
  «Pure sociology», 1970; «Applied sociology», 1974; на рус. яз. – «Психические факторы цивилизации», М., 1897; «Очерки социологии», М., 1901.  | 
  
 
| 
   Уорнер Уильям Лллойд  | 
  
  
   УОРНЕР (Worner) Уильям
  Ллойд (род. 26 окт. 1898, Редлендс, шт. Калифорния
  – ум. 23 мая 1970, Ист-Ластинг, шт. Мичиган) –
  амер. антрополог и социолог. Большое значение придавал определению социальной
  позиции (статуса) групп (классов) людей по набору признаков – образование,
  занятие, состояние, доход, семья, друзья, клубы, привычки и т. д., – среди
  которых предпочтение отдавалось экономическим факторам. Разработал методики
  определения и оценок социального статуса и распределения населения по ним. По
  Уорнеру, в США существуют шесть социальных групп: высшая – высшая, низшая –
  высшая, высшая – средняя, низшая – средняя, высшая – низшая и низшая –
  низшая. Эти группы составляют систему, находящуюся в равновесии, и даже
  существующее социальное неравенство необходимо для сохранения общества. Для
  более глубокой разработки своих идей и методов исследовал проблемы
  взаимоотношений между этническими группами общества, факторы воспитания и
  образования, механизмы формирования религиозных убеждений и верований. Осн. произв.: «Social class
  in America», 1960; «The corporation in the emergent Amerucan
  society», 1962; «American life: dream and reality», 1965.  | 
  
 
| 
   Уотсон Джон Бродес  | 
  
  
   УОТСОН (Watson) Джон Бродес (род. 9 янв.
  1878, Гренвиль – ум. 25 сент. 1958, Нью-Йорк) – амер.
  психолог; профессор ун-та Джонса Хопкинса в Балтиморе (1908-1920). Один из
  главных представителей бихевиоризма; свою
  психологию основывал на данных биологии и отбрасывал интроспекцию как
  психологический метод. Отождествляя поведение с системой видимых и скрытых
  моторных реакций, замыкал его исследование схемой «стимул – реакция». Главной
  задачей психологии считал изучение процессов научения. Осн.
  произв.: «Behavior. An introduction to comparative psychology», 1914;
  «Behaviorism», 1925; «The battle of behaviorism», 1928; «Psychological care
  of infant and child», 1928 (рус. пер. «Психологический уход за ребенком», 1929).  | 
  
 
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21