Главная

Персоналии

У

Уайт Лесли

УАЙТ (White) Лесли (1900—1975) — амер. социолог, антрополог и культуролог. Уделял особое внимание обоснованию понятия «культура». Выделил культурологию в качестве самостоятельной науки в системе социального знания. Считал возможным истолкование культуры без обращения к психологии. Это означало отстранение от бихевиористского направления в культурной антропологии и дальнейшее развитие взглядов Э. Дюркгейма (концепция «социальных фактов») и А. Кребера (понятие «суперорганическое»). В разработке проблем культуры большое значение придавал теории символических форм Э. Кассирера. Эволюционный метод интерпретации культуры противопоставлял историческому и функциональному, а эволюционный процесс — историческому. По мнению У., культура представляет собой иерархизацию феноменов, и она может быть описана на основе собственных принципов и законов. Культура рассматривалась У. как организованная интегрированная система; в ней выделялись три подсистемы: технологическая, социальная и идеологическая. Соответственно в любой культурной системе подчеркивались три основных фактора: количество энергии, расходуемое в год на душу населения; эффективность технологических средств, при помощи которых энергия направляется на службу человеку; объем произведенных предметов и услуг для удовлетворения потребностей человека. У. исследовал закономерности развития культуры в целом, структуру и функции культурных систем. Разработанная им концепция культурных систем радикально изменила представления о взаимоотношении между культурой и человеком. Культура, считал У., не призвана служить человеку, она развивается по собственным законам. У. подробно проанализировал идею культурного детерминизма и рассматривал культуру как саморазвивающуюся систему, обусловливающую поведение человека и развитие социальных связей. Системная организация культуры, по У., определяет не только поведение человека как личности, но и поведение племени, нации, гос-ва как целого.

Уайтхед Альфред Норт

УАЙТХЕД (Whitehead) Алфред Норт (род. 15 февр. 1861, Ремсгейт – ум. 30 дек. 1947, Кембридж, Массачусетс) – англо-амер. философ и математик; с 1924 – профессор Гарвардского ун-та; один из виднейших представителей неореализма, на почве которого он создал критическую натурфилософию, позднее дополненную им конструктивной метафизикой. Западноевропейская философия представляет собой, по его мнению, «ряд подстрочных примечаний к Платону». Написал (совместно с Расселом) «Principia Mathematica» (см. Логистика). В своем осн. метафизическом произв. «Process and reality. An essay in cosmology» (1929) рассматривает объекты как неизменные и как «атомистические кирпичики природы», являющиеся только признаками и свойствами становления. Все существующее представляет собой своего рода организмы; сущность же организмов лучше всего обнаруживается в единичных электронах и единичных живых существах (coincidentia oppositorum); в пространстве, находящемся между ними, царит беспорядок.

Филос. эволюция У. происходила в границах неореализма, в св. воззрениях он стремился философски осмыслить естеств. – науч. открытия 19–20 вв. До сер. 20‑х гг. У. решал задачу преодоления т.н. удвоения природы, представляя последнюю как единство «событий», т.е. «элементарных факторов чувственного опыта», и «объектов» – «непреходящих элементов в природе» как устойчивой стороны преходящих текучих событий. Подобная картина мира, по У., позволяет понять природу как «процесс» и сблизить положение о её независимости от мысли с положением о тождественности природы с опытом. Второй период творчества У. связан с его переходом на позиции, родственные платонизму: он отстаивал принцип, согласно к‑рому всё существующее должно являться частью опыта: для конечных вещей – индивидуального, для мира в целом – божественного. Мировой процесс понимался У. как божественный опыт, в к‑ром «вечные объекты» из идеального мира переходят в физический, обеспечивая тем самым качеств. определённость «действительных событий». Поскольку «событие» имеет временной характер и постоянно изменяется, оно органично, а наука, след‑но, становится исследованием организмов. В социально‑историч. взглядах У. признавал решающую роль идей и отдельных личностей в развитии общ‑ва. Осн. соч.: «Курс универсальной алгебры» (в 2 т. 1891–1903), «Principia mathematica» (в 3 т. 1910–13, совм. с Расселом), «Исследование принципов естествознания» (1919), «Концепт природы» (1920), «Религия в созидании» (1926), «Наука и совр. мир» (1926), «Процесс и реальность. Очерк космологии» (1929), «Приключение идей» (1933), «Принцип реальности» (1934), «Формы мышления» (1938).

Уарте Хуан

УАРТЕ (Huarte) Хуан (род. ок. 1530, Сан-Хуан-де-Пьедель-Пуэрто, Наварра – ум. ок. 1592, Баэса) – исп. врач и философ. В своем труде «Исследования способностей к наукам» (1575, рус. пер. 1960) ставит способности души в зависимость от телесных особенностей человека, его темперамента, климатических условий и пищи. Основой изменений в природе и человеческом организме является активный элемент – огонь. Делал попытки классифицировать науки, опираясь на человеческие способности – память, разум, воображение и в особенности наблюдение. Оказал большое влияние на расцвет исп. гуманизма 16-17 вв.

Удаяна

УДАЯНА (санскр. Udayana) — авторитетный философ средневековой ньяя-вайшешики, работавший в 10 в. Уроженец Митхилы (Северо-Восток Индии), У. много странствовал (наиболее известны его паломничества в Бенарес и Пури), везде участвуя в полемике — преимущественно с «остатками» буддистов и ведантистами. У. был автором по крайней мере семи сочинений.

«Атмататтвавивека» («Различение истины об Атма-не») — полемический антибуддийский трактат. Общебуддийская доктрина всемгновенности, отрицающая существование любых перманентных сущностей, прежде всего Атмана, логически несостоятельна, равно как и учение виджнянавадинов, отрицающих существование внешних по отношению к сознанию вещей, в т.ч. и Атмана (как несводимого к серии познавательных актов), а также буддийское отождествление объекта с его свойствами и аргумент в связи с ненаблюдаемостью Атмана. У. доказывает, что эти позиции противоречат и восприятию, и умозаключению, и внутреннему самосознанию, и таким, принятым самими буддистами, основоположениям, как закон кармы. Обосновываются существование Бога, авторитет Вед и найяиковская концепция «освобождения» как полного прекращения страданий. Несмотря на свой полемический «заряд», У. развивает и своеобразную «экуменическую» позицию: миманса, материализм, неабсолютистская веданта, виджнянавада, веданта в целом, мадхьямика, санкхья, шактизм, адвайта-веданта и ньяя, которую он называет «высшей ведантой», суть последовательные ступени восхождения к единой истине.

«Ньяякусуманджали» («Охапочка цветов ньяи») — специальная «диссертация» всего в 72 стихах по рациональной теологии, демонстрирующая возможности логического вывода в доказательствах бытия Бога. Таких аргументов преимущественно шесть: 1) мироздание, имеющее природу следствия, предполагает миросозидателя подобно тому, как горшок — горшечника; 2) мир состоит из атомов, но они, будучи пассивными, требуют перводвигателя, коим и должно быть Божество; 3) мироздание поддерживается сознательным усилием, поскольку не «падает» — как прутик в воздухе удерживается птицей; 4) должен был быть Первоучитель слов, но таковой не может быть человеком; 5) знание, содержащееся в Ведах, безупречно, ибо неоспоримо, подобно непосредственному восприятию, но они должны иметь Автора, подобно медицинским и прочим трактатам; 6) Веды — произведения Сознательного Существа, ибо подобны «Махабхарате» и др. сочинениям. Эти аргументы обращены против санкхьяиков, но в модифицированном виде применимы и против мимансаков. В вводных же стихах имплицитно присутствует еще одно доказательство, в духе «экуменического религиеведения»: в пользу существования Бога свидетельствует его реальное почитание даже теми, кто эксплицитно отрицает его, ибо буддисты почитают его как всеведущего, джайны — как аскета, мимансаки — как объект ритуала, и даже материалисты признают его отражение во внешнем мире.

В «Киранавали» («Сноп лучей») — комментарии к «Падартхадхармасанграхе» — У. в разделе, посвященном субстанциям, восстанавливает статус небытия как седьмой категории, который оно утратило у Прашастапады, определяет «освобождение» (мокша) и средства его достижения, природу темноты (как «положительной» сущности), универсалий, «индивидуаторов», присущности, свойства материальных элементов (вновь позволяющих ему обратиться к доказательствам бытия Бога как перводвигателя вещества), пространства, времени, Атмана. В разделе, посвященном качествам, определяется прежде всего сама качественность (гунатва), а затем отдельные составляющие этого класса — числа, разделенность и т.д.; завершается текст исследованием источников знания.

Атта V. Udayana and His Philosophy. Delhi, 1985.

Уисдом Джон

УИСДОМ (Wisdom) Джон (род. 12 сект. 1904, Лондон) – англ, философ, представитель лингвистической философии. В своем развитии испытал влияние логического атомизма Б. Рассела, а также поздних взглядов Л. Витгенштейна. Преподавал в Кембриджском ун-те. Различал три разновидности анализа: материальный анализ, сводящийся к определениям научных терминов; формальный, базирующийся на логической теории дескрипций; глубинный филос. анализ, позволяющий редуцировать утверждения о сознании к утверждениям о ментальных состояниях, а утверждения о материальных объектах, понимаемых как логические конструкции, — к «чувственным данным». Особое внимание он уделял логико-лингвистической стороне парадоксов, связанных с познанием «других сознаний», и с фразами, обозначающими прошлые и будущие события. У. — один из первых представителей т.н. терапевтического направления в лингвистической философии. Рассматривая источник филос. проблем в бессознательном, а саму философию как интеллектуальное заболевание, нуждающееся в «лечении», осуществил сближение лингвистической философии с психоанализом. При этом он подчеркивал эвристическую ценность «философских заблуждений», побуждающих к аналитической деятельности по прояснению высказываний. Абстрактные философские понятия, такие, напр., как материя, являются, по Уисдому, логическими конструкциями, которые следует сводить к конкретным понятиям, описывающим чувственные данные, телесные и психические проявления. Особо занимался исследованием парадоксов, связанных с проблемой познания сознаний др. людей. Традиционные философские вопросы возникли, согласно Уисдому, в результате бессознательных влечении и стремлений человека и потому философские теории следует рассматривать в лингвистической философии, сближенной с психоанализом, как своеобразные заболевания, нуждающиеся в лечении.

Осн. работы: «Other minds», 1952; «Philosophy and psychoanalysis», 1953; «The unconscious origin of Berkeley's philosophy», 1953.

Ульрих Энгельберт

УЛЬРИХ ЭНГЕЛЬБЕРТ (Ulrich Engelbert) из Страсбурга (род. 1248/54, Кёльн – ум. 1277, Париж) средневековый теолог и эстетик; ученик Альберта Великого, находился с ним в тесной дружбе и был его биографом. Испытал сильное влияние неоплатонизма. Считал, что красота эстетического предмета связана с благородством приданной ему формы.

Умов Николай Алексеевич

УМОВ Николай Алексеевич (1846 – 1915), русский физик-теоретик, профессор, преподавал в Новороссийском (Одесском) и Московском университетах. Основные труды: «Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина», «Роль человека в познаваемом им мире». Умов был основателем учения о локализации и движении энергии, занимался термомеханическими явлениями в упругих твердых телах. Кроме того, умов является автором работ по теории относительности, экспериментальному изучению поляризационных свойств света, рассеянного мутными средами, земному магнитизму и т.д. Умов стремился расширить границы применения науки, по-новому сформулировать главные ее задачи. Для него научное знание приобретало поистине всечеловеческое и вселенское значение, помещаясь им в авангард борьбы с накатывающимся на все живое валом энтропии, хаотической мертвой материи. Сам Умов считал, что «физику поистине приличествует звание философа». С этих позиций Умов старался дать объяснение теории эволюции. Появление жизни Умов считал случайностью, но той случайностью, которая в настоящее время движет судьбы Вселенной. Обладая стройностью и увеличивая качество этой стройности во все новых и новых живых существах, жизнь гармонизирует мертвую материю, собирает и претворяет рассеянную в пространствах энергию в органические ткани. Жизни постоянно угрожает «неумолимый вал энтропии». В ответ она создает все новые живые существа, все совершеннее и сложнее прежних. Наконец, в предельном усилии, в высшем творческом порыве живая материя создает человека, который во всеоружии разума и научного знания, нравственности и мощной способности к творчеству становится новым противником энтропии. Однако человек менее всех прочих живых существ приспособлен к природной среде, поэтому он не может довольствоваться ее «естественными предложениями». Человек создает себе «вторую природу» в искусственных орудиях, жилищах, машинах и т.п. Ничего не получив от природы он все творит сам. Умов очень остро переживал хрупкость жизни посреди всесильного, все умерщвляющего хаоса, он тяготился физическим несовершенством человека, его беспомощностью перед старостью, болезнью и смертью. Поэтому в его учении столь силен «технический пафос». Ведь изобретая орудия, творя «вторую природу», человек «неизменно борется» с невечностью, силится преодалеть смерть «в создаваемых им механизмах» и чаяние «вечной жизни» воплотить в «перпетуум-мобиле». Для Умова машина – соратник и друг человеку. Она не бесчувственный расчленитель живого, ее задача состоит в том, чтобы «распространить стройность», т.е. как раз начало жизни, организации, на «неорганизованную материю», на мертвое косное вещество. Машина спасает мертвую материю, которая необратимо, неизбежно, согласно второму закону термодинамики, катится к хаосу, к энтропии.

Унамуно Мигель

УНАМУНО (Unamuno) Мигель де (род. 22 сент. 1864, Бильбао – ум. 31 дек. 1936, Саламанка) – исп. писатель и философ-экзистенциалист; профессор с 1891. У. выявляет радикальную антиномию, присущую сознанию. Сознание есть порождение рефлексии, а рефлексия предполагает ограничения. Обладать сознанием значит осознавать свою ограниченность. Отсюда рождается фундаментальная проблема онтологии У.: бытие и не-бытие внутри сознания (сознание бытия и сознание не-бытия). Самосознание есть противоположность тому, что не есть Я, противоположность объективному. Человек стремится охватить все, быть Богом. А если он не в состоянии быть Богом, то он ничто. В этом контексте Бог становится выражением осознания человеком своей ограниченности и желания охватить все. Философия У. центрируется на «трагическом чувстве жизни» (главное филос. произведение — «О трагическом чувстве жизни») как фундаментальной характеристике человеческой жизни. Причиной этого чувства является разрыв между (иррациональным) неукротимым желанием бессмертия и (рациональной) достоверностью смерти. От сознания зависит абсолютное бытие, а не наоборот. Считал, что осн. трагедия жизни заключается в неразрешимости спора между верой и знанием, спора, в котором он участвовал на стороне веры. Символом такой трагической жизни являлся для него Дон-Кихот, выступающий как «душа Испании», воплощение трагического чувства действительности.

У. укореняет познание в сфере экзистенции и наделяет его двойной функцией: 1) познание самого себя в онто-психическом смысле; это означает непосредственное удостоверение собственного бытия в саморефлексии сознания, 2) познание среды мира какередство самосохранения и самоподтверждения; это биопрагматическое познание в экзистенции. В конечном счете экзистенция есть тайна, поскольку нет объективной истины, к которой мы могли бы обратиться, чтобы разгадать эту тайну.

Осн. произ.: «Das Leben des Don Quichote und des Sancho», 1914; «Die Agonie des Christentums», 1928; «Das tragische Lebensgefьhl», 1913.

Уорд Джеймс

УОРД (Ward) Джеймс (род. 27 янв. 1843, Халл, Йоркшир – ум. 4 марта 1925, Кембридж) – англ, психолог; профессор с 1897. Рассматривал психологию только как теорию сознания. Особенно подчеркивал значение внимания как единственного вида психической деятельности. Реальный мир понимал как совокупность взаимодействующих «духов» – монад. Осн. произв.: «Naturalism and agnosticism» 2 v., 1899; «The realm of ends», 1911; «Psychological principles», 1918.

Уорд Лестер Франк

УОРД (Ward) Лестер Франк (род. 18 июня 1841, Джолиет – ум. 18 апр. 1913, Вашингтон) – амер. социолог, основоположник психологизма в социологии, один из основателей палеоботаники, первый президент Амер. социологической ассоциации (1906-1908). В противоположность биологизму Г. Спенсера полагал, что социальная эволюция проявляется активно и направляется гл. о. психологическими силами и волей. Из психологических сил выделял желание, выражающее природные импульсы – удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Именно эти желания толкают человека к преобразованию окружающей среды. Интеллект человека, по Уорду, есть главное его достояние, которое позволяет ему (в т. ч. в коллективных действиях) заменить стихийное проявление слепых эволюционных сил, господствующих в животном мире, осознанным прогрессом. Осн. труды: «Glimpses of the cosmos», v. 1-6, 1913 – 1918; «L. F. Ward. Selections from his works», 1963; «Dynamic sociology», v. 1 – 2, 1968; «Pure sociology», 1970; «Applied sociology», 1974; на рус. яз. – «Психические факторы цивилизации», М., 1897; «Очерки социологии», М., 1901.

Уорнер Уильям Лллойд

УОРНЕР (Worner) Уильям Ллойд (род. 26 окт. 1898, Редлендс, шт. Калифорния – ум. 23 мая 1970, Ист-Ластинг, шт. Мичиган) – амер. антрополог и социолог. Большое значение придавал определению социальной позиции (статуса) групп (классов) людей по набору признаков – образование, занятие, состояние, доход, семья, друзья, клубы, привычки и т. д., – среди которых предпочтение отдавалось экономическим факторам. Разработал методики определения и оценок социального статуса и распределения населения по ним. По Уорнеру, в США существуют шесть социальных групп: высшая – высшая, низшая – высшая, высшая – средняя, низшая – средняя, высшая – низшая и низшая – низшая. Эти группы составляют систему, находящуюся в равновесии, и даже существующее социальное неравенство необходимо для сохранения общества. Для более глубокой разработки своих идей и методов исследовал проблемы взаимоотношений между этническими группами общества, факторы воспитания и образования, механизмы формирования религиозных убеждений и верований. Осн. произв.: «Social class in America», 1960; «The corporation in the emergent Amerucan society», 1962; «American life: dream and reality», 1965.

Уотсон Джон Бродес

УОТСОН (Watson) Джон Бродес (род. 9 янв. 1878, Гренвиль – ум. 25 сент. 1958, Нью-Йорк) – амер. психолог; профессор ун-та Джонса Хопкинса в Балтиморе (1908-1920). Один из главных представителей бихевиоризма; свою психологию основывал на данных биологии и отбрасывал интроспекцию как психологический метод. Отождествляя поведение с системой видимых и скрытых моторных реакций, замыкал его исследование схемой «стимул – реакция». Главной задачей психологии считал изучение процессов научения. Осн. произв.: «Behavior. An introduction to comparative psychology», 1914; «Behaviorism», 1925; «The battle of behaviorism», 1928; «Psychological care of infant and child», 1928 (рус. пер. «Психологический уход за ребенком», 1929).

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21