Уайт Лесли |
УАЙТ (White) Лесли (1900—1975) — амер. социолог, антрополог и культуролог. Уделял
особое внимание обоснованию понятия «культура». Выделил культурологию в
качестве самостоятельной науки в системе социального знания. Считал возможным
истолкование культуры без обращения к психологии. Это означало отстранение от
бихевиористского направления в культурной
антропологии и дальнейшее развитие взглядов Э. Дюркгейма (концепция
«социальных фактов») и А. Кребера (понятие «суперорганическое»). В разработке проблем культуры
большое значение придавал теории символических форм Э. Кассирера.
Эволюционный метод интерпретации культуры противопоставлял историческому и
функциональному, а эволюционный процесс — историческому. По мнению У.,
культура представляет собой иерархизацию феноменов,
и она может быть описана на основе собственных принципов и законов. Культура
рассматривалась У. как организованная интегрированная система; в ней
выделялись три подсистемы: технологическая, социальная и идеологическая.
Соответственно в любой культурной системе подчеркивались три основных
фактора: количество энергии, расходуемое в год на душу населения;
эффективность технологических средств, при помощи которых энергия
направляется на службу человеку; объем произведенных предметов и услуг для
удовлетворения потребностей человека. У. исследовал закономерности развития
культуры в целом, структуру и функции культурных систем. Разработанная им
концепция культурных систем радикально изменила представления о
взаимоотношении между культурой и человеком. Культура, считал У., не призвана
служить человеку, она развивается по собственным законам. У. подробно
проанализировал идею культурного детерминизма и рассматривал культуру как
саморазвивающуюся систему, обусловливающую поведение человека и развитие
социальных связей. Системная организация культуры, по У., определяет не
только поведение человека как личности, но и поведение племени, нации, гос-ва
как целого. |
Уайтхед Альфред Норт |
УАЙТХЕД (Whitehead) Алфред
Норт (род. 15 февр. 1861, Ремсгейт
– ум. 30 дек. 1947, Кембридж, Массачусетс) – англо-амер. философ и математик;
с 1924 – профессор Гарвардского ун-та; один из виднейших представителей неореализма, на почве которого он
создал критическую натурфилософию, позднее дополненную им конструктивной
метафизикой. Западноевропейская философия представляет собой, по его мнению,
«ряд подстрочных примечаний к Платону». Написал (совместно с Расселом) «Principia Mathematica» (см. Логистика). В своем осн. метафизическом
произв. «Process and reality. An essay in cosmology» (1929) рассматривает объекты как неизменные и как
«атомистические кирпичики природы», являющиеся только признаками и свойствами
становления. Все существующее представляет собой своего рода организмы;
сущность же организмов лучше всего обнаруживается в единичных электронах и
единичных живых существах (coincidentia oppositorum); в
пространстве, находящемся между ними, царит беспорядок. Филос. эволюция У. происходила в
границах неореализма, в св. воззрениях он стремился философски осмыслить естеств. – науч. открытия 19–20 вв. До сер. 20‑х
гг. У. решал задачу преодоления т.н. удвоения природы, представляя последнюю
как единство «событий», т.е. «элементарных факторов чувственного опыта», и
«объектов» – «непреходящих элементов в природе» как устойчивой стороны
преходящих текучих событий. Подобная картина мира, по У., позволяет понять природу
как «процесс» и сблизить положение о её независимости от мысли с
положением о тождественности природы с опытом. Второй период творчества У.
связан с его переходом на позиции, родственные платонизму: он отстаивал
принцип, согласно к‑рому всё существующее должно являться частью опыта:
для конечных вещей – индивидуального, для мира в целом – божественного.
Мировой процесс понимался У. как божественный опыт, в к‑ром «вечные
объекты» из идеального мира переходят в физический, обеспечивая тем самым
качеств. определённость «действительных событий». Поскольку «событие» имеет
временной характер и постоянно изменяется, оно органично, а наука, след‑но,
становится исследованием организмов. В социально‑историч.
взглядах У. признавал решающую роль идей и отдельных личностей в развитии общ‑ва. Осн. соч.: «Курс
универсальной алгебры» (в 2 т. 1891–1903), «Principia
mathematica» (в 3 т. 1910–13, совм.
с Расселом), «Исследование принципов естествознания» (1919), «Концепт
природы» (1920), «Религия в созидании» (1926), «Наука и совр. мир» (1926),
«Процесс и реальность. Очерк космологии» (1929), «Приключение идей» (1933),
«Принцип реальности» (1934), «Формы мышления» (1938). |
Уарте Хуан |
УАРТЕ (Huarte) Хуан (род.
ок. 1530, Сан-Хуан-де-Пьедель-Пуэрто, Наварра – ум. ок. 1592,
Баэса) – исп. врач и философ. В своем труде
«Исследования способностей к наукам» (1575, рус. пер. 1960) ставит
способности души в зависимость от телесных особенностей человека, его
темперамента, климатических условий и пищи. Основой изменений в природе и
человеческом организме является активный элемент – огонь. Делал попытки
классифицировать науки, опираясь на человеческие способности – память, разум,
воображение и в особенности наблюдение. Оказал большое влияние на расцвет
исп. гуманизма 16-17 вв. |
Удаяна |
УДАЯНА (санскр. Udayana)
— авторитетный философ средневековой ньяя-вайшешики,
работавший в 10 в. Уроженец Митхилы (Северо-Восток
Индии), У. много странствовал (наиболее известны его паломничества в Бенарес и Пури), везде участвуя
в полемике — преимущественно с «остатками» буддистов и ведантистами.
У. был автором по крайней мере семи сочинений. «Атмататтвавивека»
(«Различение истины об Атма-не») — полемический антибуддийский трактат. Общебуддийская
доктрина всемгновенности, отрицающая существование
любых перманентных сущностей, прежде всего Атмана, логически несостоятельна,
равно как и учение виджнянавадинов, отрицающих
существование внешних по отношению к сознанию вещей, в т.ч. и Атмана (как
несводимого к серии познавательных актов), а также буддийское отождествление
объекта с его свойствами и аргумент в связи с ненаблюдаемостью
Атмана. У. доказывает, что эти позиции противоречат и восприятию, и
умозаключению, и внутреннему самосознанию, и таким, принятым самими буддистами,
основоположениям, как закон кармы. Обосновываются
существование Бога, авторитет Вед и найяиковская
концепция «освобождения» как полного прекращения страданий. Несмотря на свой
полемический «заряд», У. развивает и своеобразную «экуменическую» позицию:
миманса, материализм, неабсолютистская веданта, виджнянавада, веданта в целом, мадхьямика,
санкхья, шактизм, адвайта-веданта
и ньяя, которую он называет «высшей ведантой», суть
последовательные ступени восхождения к единой истине. «Ньяякусуманджали»
(«Охапочка цветов ньяи»)
— специальная «диссертация» всего в 72 стихах по рациональной теологии,
демонстрирующая возможности логического вывода в доказательствах бытия Бога.
Таких аргументов преимущественно шесть: 1) мироздание, имеющее природу
следствия, предполагает миросозидателя подобно
тому, как горшок — горшечника; 2) мир состоит из атомов, но они, будучи
пассивными, требуют перводвигателя, коим и должно
быть Божество; 3) мироздание поддерживается сознательным усилием, поскольку
не «падает» — как прутик в воздухе удерживается птицей; 4) должен был быть
Первоучитель слов, но таковой не может быть человеком; 5) знание,
содержащееся в Ведах, безупречно, ибо неоспоримо, подобно непосредственному
восприятию, но они должны иметь Автора, подобно медицинским и прочим трактатам;
6) Веды — произведения Сознательного Существа, ибо подобны «Махабхарате» и
др. сочинениям. Эти аргументы обращены против санкхьяиков,
но в модифицированном виде применимы и против мимансаков.
В вводных же стихах имплицитно присутствует еще одно доказательство, в духе
«экуменического религиеведения»: в пользу
существования Бога свидетельствует его реальное почитание даже теми, кто
эксплицитно отрицает его, ибо буддисты почитают его как всеведущего, джайны — как аскета, мимансаки
— как объект ритуала, и даже материалисты признают его отражение во внешнем
мире. В «Киранавали»
(«Сноп лучей») — комментарии к «Падартхадхармасанграхе»
— У. в разделе, посвященном субстанциям, восстанавливает статус небытия как
седьмой категории, который оно утратило у Прашастапады,
определяет «освобождение» (мокша) и средства его достижения, природу темноты
(как «положительной» сущности), универсалий, «индивидуаторов»,
присущности, свойства материальных элементов (вновь позволяющих ему
обратиться к доказательствам бытия Бога как перводвигателя
вещества), пространства, времени, Атмана. В разделе, посвященном качествам,
определяется прежде всего сама качественность (гунатва),
а затем отдельные составляющие этого класса — числа, разделенность и т.д.;
завершается текст исследованием источников знания. Атта V. Udayana and His
Philosophy. Delhi, 1985. |
Уисдом Джон |
УИСДОМ (Wisdom) Джон (род. 12 сект. 1904, Лондон) – англ, философ, представитель лингвистической философии. В
своем развитии испытал влияние логического атомизма Б. Рассела, а также
поздних взглядов Л. Витгенштейна. Преподавал в
Кембриджском ун-те. Различал три разновидности анализа: материальный анализ,
сводящийся к определениям научных терминов; формальный, базирующийся на
логической теории дескрипций; глубинный филос. анализ, позволяющий
редуцировать утверждения о сознании к утверждениям о ментальных состояниях, а
утверждения о материальных объектах, понимаемых как логические конструкции, —
к «чувственным данным». Особое внимание он уделял логико-лингвистической
стороне парадоксов, связанных с познанием «других сознаний», и с фразами,
обозначающими прошлые и будущие события. У. — один из первых представителей
т.н. терапевтического направления в лингвистической философии. Рассматривая
источник филос. проблем в бессознательном, а саму философию как интеллектуальное
заболевание, нуждающееся в «лечении», осуществил сближение лингвистической
философии с психоанализом. При этом он подчеркивал эвристическую ценность
«философских заблуждений», побуждающих к аналитической деятельности по
прояснению высказываний. Абстрактные философские понятия, такие, напр., как
материя, являются, по Уисдому, логическими
конструкциями, которые следует сводить к конкретным понятиям, описывающим
чувственные данные, телесные и психические проявления. Особо занимался
исследованием парадоксов, связанных с проблемой познания сознаний др. людей.
Традиционные философские вопросы возникли, согласно Уисдому,
в результате бессознательных влечении и стремлений человека и потому
философские теории следует рассматривать в лингвистической философии,
сближенной с психоанализом, как своеобразные заболевания, нуждающиеся в
лечении. Осн. работы: «Other minds»,
1952; «Philosophy and psychoanalysis», 1953; «The unconscious origin of
Berkeley's philosophy», 1953. |
Ульрих Энгельберт |
УЛЬРИХ ЭНГЕЛЬБЕРТ (Ulrich Engelbert) из Страсбурга
(род. 1248/54, Кёльн – ум. 1277, Париж) средневековый теолог и эстетик;
ученик Альберта Великого, находился
с ним в тесной дружбе и был его биографом. Испытал сильное влияние
неоплатонизма. Считал, что красота эстетического предмета связана с
благородством приданной ему формы. |
Умов Николай Алексеевич |
|
Унамуно Мигель |
УНАМУНО
(Unamuno) Мигель де (род.
22 сент. 1864, Бильбао – ум. 31 дек. 1936, Саламанка) – исп. писатель и
философ-экзистенциалист; профессор с 1891. У. выявляет
радикальную антиномию, присущую сознанию. Сознание есть порождение рефлексии,
а рефлексия предполагает ограничения. Обладать сознанием значит осознавать
свою ограниченность. Отсюда рождается фундаментальная проблема онтологии У.:
бытие и не-бытие внутри сознания (сознание бытия и сознание не-бытия).
Самосознание есть противоположность тому, что не есть Я, противоположность
объективному. Человек стремится охватить все, быть Богом. А если он не в состоянии
быть Богом, то он ничто. В этом контексте Бог становится выражением осознания
человеком своей ограниченности и желания охватить все. Философия У.
центрируется на «трагическом чувстве жизни» (главное филос. произведение — «О
трагическом чувстве жизни») как фундаментальной характеристике человеческой
жизни. Причиной этого чувства является разрыв между (иррациональным)
неукротимым желанием бессмертия и (рациональной) достоверностью смерти. От
сознания зависит абсолютное бытие, а не наоборот. Считал, что осн. трагедия
жизни заключается в неразрешимости спора между верой и знанием, спора, в
котором он участвовал на стороне веры. Символом такой трагической жизни
являлся для него Дон-Кихот, выступающий как «душа Испании», воплощение
трагического чувства действительности. У. укореняет познание в сфере
экзистенции и наделяет его двойной функцией: 1) познание самого себя в онто-психическом смысле; это означает непосредственное
удостоверение собственного бытия в саморефлексии
сознания, 2) познание среды мира какередство
самосохранения и самоподтверждения; это биопрагматическое познание в экзистенции. В конечном
счете экзистенция есть тайна, поскольку нет объективной истины, к которой мы
могли бы обратиться, чтобы разгадать эту тайну. Осн. произ.: «Das Leben des Don Quichote und des Sancho», 1914;
«Die Agonie des Christentums», 1928; «Das tragische Lebensgefьhl», 1913. |
Уорд Джеймс |
УОРД (Ward) Джеймс (род. 27 янв. 1843, Халл,
Йоркшир – ум. 4 марта 1925, Кембридж) – англ,
психолог; профессор с 1897. Рассматривал психологию только как теорию
сознания. Особенно подчеркивал значение внимания как единственного вида
психической деятельности. Реальный мир понимал как совокупность
взаимодействующих «духов» – монад. Осн. произв.: «Naturalism and agnosticism» 2 v., 1899; «The realm of ends», 1911; «Psychological principles», 1918. |
Уорд Лестер Франк |
УОРД (Ward) Лестер Франк (род. 18 июня 1841,
Джолиет – ум. 18 апр. 1913, Вашингтон) – амер. социолог, основоположник
психологизма в социологии, один из основателей палеоботаники, первый
президент Амер. социологической ассоциации (1906-1908). В противоположность
биологизму Г. Спенсера полагал, что социальная эволюция проявляется активно и
направляется гл. о. психологическими силами и волей. Из психологических сил
выделял желание, выражающее природные импульсы – удовлетворение голода и
стремление к продолжению рода. Именно эти желания толкают человека к
преобразованию окружающей среды. Интеллект человека, по Уорду, есть главное
его достояние, которое позволяет ему (в т. ч. в коллективных действиях)
заменить стихийное проявление слепых эволюционных сил, господствующих в
животном мире, осознанным прогрессом. Осн. труды: «Glimpses of
the cosmos», v. 1-6, 1913 – 1918; «L. F. Ward. Selections from his works», 1963; «Dynamic sociology», v. 1 – 2, 1968;
«Pure sociology», 1970; «Applied sociology», 1974; на рус. яз. – «Психические факторы цивилизации», М., 1897; «Очерки социологии», М., 1901. |
Уорнер Уильям Лллойд |
УОРНЕР (Worner) Уильям
Ллойд (род. 26 окт. 1898, Редлендс, шт. Калифорния
– ум. 23 мая 1970, Ист-Ластинг, шт. Мичиган) –
амер. антрополог и социолог. Большое значение придавал определению социальной
позиции (статуса) групп (классов) людей по набору признаков – образование,
занятие, состояние, доход, семья, друзья, клубы, привычки и т. д., – среди
которых предпочтение отдавалось экономическим факторам. Разработал методики
определения и оценок социального статуса и распределения населения по ним. По
Уорнеру, в США существуют шесть социальных групп: высшая – высшая, низшая –
высшая, высшая – средняя, низшая – средняя, высшая – низшая и низшая –
низшая. Эти группы составляют систему, находящуюся в равновесии, и даже
существующее социальное неравенство необходимо для сохранения общества. Для
более глубокой разработки своих идей и методов исследовал проблемы
взаимоотношений между этническими группами общества, факторы воспитания и
образования, механизмы формирования религиозных убеждений и верований. Осн. произв.: «Social class
in America», 1960; «The corporation in the emergent Amerucan
society», 1962; «American life: dream and reality», 1965. |
Уотсон Джон Бродес |
УОТСОН (Watson) Джон Бродес (род. 9 янв.
1878, Гренвиль – ум. 25 сент. 1958, Нью-Йорк) – амер.
психолог; профессор ун-та Джонса Хопкинса в Балтиморе (1908-1920). Один из
главных представителей бихевиоризма; свою
психологию основывал на данных биологии и отбрасывал интроспекцию как
психологический метод. Отождествляя поведение с системой видимых и скрытых
моторных реакций, замыкал его исследование схемой «стимул – реакция». Главной
задачей психологии считал изучение процессов научения. Осн.
произв.: «Behavior. An introduction to comparative psychology», 1914;
«Behaviorism», 1925; «The battle of behaviorism», 1928; «Psychological care
of infant and child», 1928 (рус. пер. «Психологический уход за ребенком», 1929). |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21