Главная

Персоналии

Т

Тард Габриэль

ТАРД (Tarde) Габриель (род. 12 марта 1843, Сарла – ум. 13 мая 1904, Париж) франц. криминалист и социолог, профессор Коллеж де Франс с 1900. Считал, что осн. функцией социальной жизни является инициатива (нововведение) и подражание (мода и традиция). Психологизируя общественные отношения, считал осн. социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Осн. произв.: «Les lois de limitation», 1890 (рус. пер. «Законы подражания», 1892); «La logique sociale», 1894 (рус. пер. «Социальная логика», 1901); «Les lois sociales», 1898.

Тарский Альфред

ТАРСКИЙ (Tarski) Альфред (род. 14 янв. 1902, Варшава) – польск.-амер. логик и математик. С 1939 живет в США. Основоположник формальной семантики, изучающей значения понятий и суждений в логике, дал определение классического понятия истины для большой группы формализованных языков. Разрабатывал теории моделей, определимости понятий, проблемы построения дедуктивных теорий, металогику, семиотику, внес большой вклад в развитие математической логики и оснований математики. Осн. труды: «Logic, semantic, metamathematics», 1956; на рус. яз. – «Введение в логику и методологию дедуктивных наук», М., 1948; «Истина и доказательство». – «Вопросы философии», 1972.

Таулер Иоганн

ТАУЛЕР (Tauler) Иоганн (род. ок. 1300, Страсбург – ум. 16 июня 1361, там же) – нем. мистик; доминиканец, испытавший сильное влияние Мейстера Экхарта; некоторое время был близок к базельскому мистическому движению «друзей Бога»; блестящий проповедник, оказавший влияние на Лютера и Шопенгауэра, но особенно на автора «Немецкой теологии» и на Иоганна Себастьяна Баха. Точно так же, как и Экхарт; Таулер отличал сотворенное Богом от действующего по милости Божьей, а также теологию – от практической религии, религиозности и заботы о спасении души. Проповедовал воспитание человека в духе близкого к Богу образа жизни. Его «Проповеди» («Predigten») изданы в 1923.

Таурелл Николай

ТАУРЕЛЛ (Taurell) (лат. имя Окслейна – «бычок») Николай (род. 1547, Манбельяр – ум. 1606, Альтдорф) – нем. гуманист. Выступал против всякой опеки над философией со стороны церкви и религии. Как аристотелик создал протестант, философию, в которой отвергались панпсихизм и пантеизм итал. позднего гуманизма и оспаривалось введенное Лютером понятие «наследный грех». Осн. произв.: «Philosophiae Triumphus», 1573; «Synopsis Aristotelis metaphysices ad normam Christianae religionis explicatae», 1596; «De rerum aeternitate», 1604.

Тейлор Альфред Эдуард

ТЕЙЛОР (Taylor) Альфред Эдуард (род. 22 дек. 1869, Аундл – ум. 31 дек. 1945, Эдинбург) – англ, философ; профессор с 1924. Сначала защищал метафизику гегельянского толка, позднее склонялся к неосхоластике. Главные произв.: «Elements of metaphysics», 1903; «The faith of a moralist», 2 vol., 1930; «Philosophical studies», 1934; «The Christian hope of immortality», 1938; «Does God exist?», 1945.

Тейлор Эдуард Бернетт

ТЕЙЛОР (Tylor) Эдуард Бернетт (род. 2 okt. 1832, Лондон – ум. 2 янв. 1917, Уэллингтон, Соммерсетшир) – англ, этнограф, исследователь первобытной культуры; вместе со Спенсером был основоположником эволюционной школы в истории культуры и в этнографии. Рассматривал историю культуры как процесс поступательного развития, совершенствования не только орудий труда, но и видов искусства, верований, культов. Тейлор – создатель анимистической (см. Анимизм) теории происхождения религии, по которой источник религии заложен в психической деятельности индивидов. Ввел в историю религии понятие развития, генетическую связь между первобытными и развитыми религиями. Осн. труды: «Первобытная культура». М., 1939; «Введение к изучению человека и цивилизации. Антропология». Пг.-М., 1924.

Тейхмюллер Густав

ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmьller) Густав (род. 19 нояб. 1832, Брауншвейг – ум. 23 мая 1888, Дерпт) – нем. философ, профессор. Представитель христ. теизма, развитие которого он продолжал, совмещая с философскими учениями Лейбница и Лотце. Выступал против позитивизма и эмпиризма. Осн. произв.: «eber die Unsterblichkeit der Seele», 1874 (рус. пер. «Бессмертие души», 1895); «Religionsphilosophie», 1886; «Neue Grundlegung der Psychologie und Logik», 1889.

Тейяр де Шарден Пьер

Тейяр де Шарден Пьер (1881-1955) - французский философ, ученый, теолог. Родители его были состоятельными землевладельцами в Оверни, близ КлермонФеррана, участвовали в делах церкви и государства. В 1899 г. Тейяр вступил в орден иезуитов, где в течение 12 лет изучал философию и теологию. С детства у него проявился интерес к геологии. Став священником в 1911 г., он поехал в Париж изучать геологию в Католическом институте и палеонтологию в Музее естественной истории. Его исследования были прерваны первой мировой войной, на которую он был призван в качестве санитара-носильщика. Его палеонтологические изыскания были продолжены впоследствии во время его жизни в Китае в 20-30-х годах (он был одним из первооткрывателей синантропа), а также в Центральной и Южной Африке. Последние годы жизни он провел в США.

Характерной чертой творчества Тейяра де Шардена является комбинирование научных и теологических идей. Он пытается связать христианскую традицию, особенно в отношении эволюции, с пониманием природы, характерным для XX века. Его идеи выражены в его главном произведении «Феномен человека» (1955). В нем мир рассматривается как эволюционный процесс, всегда развивающийся в направлении большей сложности. Одновременно происходит движение к более высоким уровням сознания. В результате последнего процесса эволюция становится подверженной законам не только одной природы - человек уже сам направляет ее. При завершении этого развития все вещи будут объединены в Боге. Философская антропология Тейяра коренится в этом завершении и представлена в основном в работе «Божественная среда» (1957).

Для Тейяра вся материя имеет сакраментальное качество: вследствие инкарнации (т.е. воплощения) вселенная находится в процессе «христификации». Органический мир, согласно Тейяру, претерпел многотысячелетнюю эволюцию, имеющую три стадии: литосферу, биосферу и ноосферу. Человек является совершенным результатом этой эволюции, но возникновение человека - это не завершение процесса эволюции, а продолжение совершенствования мира, так как окружающий мир несовершенен. Дальнейшая эволюция мира (космогенез) происходит посредством сознательной деятельности людей. Эволюция мира возможна в силу того, что материи присуща особая форма энергии. Эта радиальная энергия, таким образом, и есть психическое свойство всей материи. Эволюционное развитие материи, пронизанное психическим, обладает телеологической направленностью. Конечная вершина прогресса - «точка Омега», олицетворяющая Христа. Точка Омега - это четвертый этап эволюции, определяемый Тейяром как бессмертная сверхжизнь. Сверхжизнь характеризуется воссоединением всех людей в едином организме человечества. Эта точка Омега подготавливается длительным периодом эволюции человека в рамках ноосферы, когда возросший уровень духовной энергии приводит к «персонализации» усилению значения отдельных личностей, а затем к социализации - образованию крупных коллективов людей. Таким образом, человечество в конце концов эволюционирует к интеграции всех связей между странами и народами, образуя своего рода монаду.

Воззрения Тейяра де Шардена пронизаны идеями гуманизма, оптимизма, коллективизма. Эти идеи выступают в его учении как законы развития человечества. Хотя Тейяр пытался соединить науку и христианство, его религиозные воззрения зачастую сводятся к панпсихизму, пантеизму и телеологии, сквозь которые явно проступает материализм. Все его взгляды недвусмысленно противоречили официальной религиозной теологии. Так, Тейяр отвергал некоторые религиозные догматы, например, догмат о рождении Иисуса девой Марией. За религиозное инакомыслие церковные власти неоднократно запрещали ему публиковать свои произведения.

Телезио Бернардино

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (род. 1508, Козенц, близ Неаполя – ум. 2 окт. 1588, там же) – итал. философ. Основал в Неаполе Academia Telesiana, или Consentina (Академию для опытного изучения природы). Один из главных представителей естественнонаучного эмпиризма эпохи Возрождения, правда еще не преодолевший некоторой склонности к спекулятивным рассуждениям. Движущей силой всего бытия считал самосохранение, целью – самосовершенствование. Написал «De natura rerum juxta propria principia» («О природе вещей согласно ее собственным законам»), 1565.

Теннис Фердинанд

ТЕННИС (Tцnnies) Фердинанд (род. 26 июля 1855, ферма Рип, приход Ольденсворт, Шлезвиг – ум. 9 апр. 1936, Киль) – нем. социолог; профессор в Киле с 1891 по 1923. В произв. «Gemeinschaft und Gesellschaft» (1887) проводит четкий раздел между такими осн. социологическими понятиями, как общность и общество. Первая является продолжительной и подлинной формой совместной жизни в семье и народе. В процессе развития она частично вытесняется обществом, которое представляет собой механическую целесообразную конструкцию и находит свое выражение в больших городах и в государстве: здесь господствуют эгоизм, разграничения, контрасты, страсть к наживе, эксплуатация и т. п.; общество вырождается по мере исчезновения различных форм жизни в общностях. Др. произв.: «Thomas Hobbes», 1925; «Kritik der цffentlichen Meinung», 1922; «Soziologische Studien und Kritiken», 1925-1929; «Geist der Neuzeit», 1935.

Теофраст

ТЕОФРАСТ (род. ок. 370, Эрес на Лесбосе – ум. 288/285 до Р. X., Афины) древнегреч. философ. Разносторонний ученый; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания). Автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.). Наибольшей известностью пользуется его соч. «Этические характеры» (рус. пер. «О свойствах нравов человеческих», 1772, или «Характеристики», СПб., 1888).

Тертуллиан Квинт Септимий

ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (род. ок. 160, Карфаген – ум. ок. 222, там же) – христ. богослов, писатель, юрист. Мышление его отмечено тягой к парадоксам, он непоследователен и неровен в своих мыслях и языке. Презирал всякое «язычество», резко выступал против всей древнегреч. философии. Подчеркивая пропасть между библейским откровением и древнегреч. философией, Тертуллиан утверждал веру именно в силу несоразмерности с разумом. В своем соч. «О душе» выступал против платоников и гностиков, против их понимания телесности и существования начала во времени. Все действительное – телесно, Бог – тоже; по тактическим соображениям защищал свободу религий: выбор религии – право индивида; но если он не религиозен, то его следует принуждать к принятию какой-нибудь религии. Выражение credo quia absurdum было введено Тертуллианом. В конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

Тетенс Иоганн Николас

ТЕТЕНС (Tetens) Иоганн Николас (род. 16 сент. 1736, Тетенбюлль, Голыитиния – ум. 15 авг. 1807, Копенгаген) нем. психолог; с 1776 по 1789 – профессор философии в Киле, затем высокопоставленный чиновник в Копенгагене. Предшественник нем. позитивизма, признающего также и иррациональное; в своей осн. работе «Philosophische Versuche ьber die menschliche Natur und ihre Entwicklung» (1776 – 1777) проводит мысль о том, что исходным пунктом психологии является самонаблюдение, а начинаться психология должна с эмпирического расчленения душевной жизни; метафизические же общие соображения допустимы разве только в заключение.

Тиллих Пауль

ТИЛЛИХ (Tillich) Пауль (род. 20 авг. 1886, Старцеддель, близ Губена – ум. 22 окт. 1965, Чикаго) – нем.-амер. теолог и философ; сначала – профессор в Марбурге, Франкфурте, Нью-Йорке, с 1954 – в Гарвардском ун-те в Бостоне, с 1948 читал лекции также в Гамбургском ун-те. Религиозный социалист; испытав влияние Трёльча и Швейцера, пытался дать обоснование протестант, теологии в духе нем. идеализма, исходя при этом из идей Фихте и Шеллинга. В отличие от Барта Тиллих подчеркивал религиозную ценность культуры и необходимость сохранения автономной человеческой активности в религии. Бог для Тиллиха пребывает в этом мире как его собственная основа и глубина. Бога нельзя «искать» как какую-либо вещь, и он не существует как частное бытие, поэтому вполне обоснован протест атеизма против Бога как обитающей над миром совершенной личности. Христос, по Тиллиху, есть образ «нового бытия». Осн. произв.: «Mystik und SchuldbewuЯtsein in Schellings philosophischer Entwicklung», 1912; «Ideen zu einer Theologie der Kultur», 1921; «Der Protestantismus als Kritik und Gestaltung», 1929; «Die sozialistische Entscheidung», 1933; «Zwei Wege der Religionsphilosophie», 1946; .«The Protestant era», 1948; «The shaking of the foundations», 1948; «Systematic theology», 1951; «The courage to be», 1952; «Liebe, Macht, Gerechtigkeit», 1955.

Тиндаль Мэтью

ТИНДАЛЬ (Tyndall) Мэтью (род. ок. 1653, Бир-Феррис, Девоншир – ум. 16 авг., 1733, Оксфорд) – англ, религиозный философ. В своем соч. «Christianty as old as the creation» (1730), представляющем собой своего рода «библию деизма", выдвинул положение о том, что все существующие религии, за исключением христианства, являются искажением естественной религии.

Тит Лукреций Кар

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.) - древнеримский философ, прославился своей философской поэмой «О природе вещей», написанной на латинском языке. О его жизни ничего не известно.

Произведение «О природе вещей» представляет собой по содержанию полную энциклопедию эпикуреизма. Более того, она предлагает наиболее полную картину всей античной атомистики. Художественная форма изложения дает дополнительную аргументацию всем философским положениям Лукреция. Философ исходит из того, что человеку требуется философия, которая давала бы основу спокойного существования. Задача состоит в том, чтобы противостоять врагам человеческого счастья - страху смерти, страху загробного возмездия и страху богов, их вмешательства в жизнь человека.

Этим страхам можно противостоять, если человек будет знать свое истинное положение в мире, свою истинную природу, а для этого требуются знание, философия. От страхов можно освободиться в том случае, если человек будет знать, как устроен окружающий мир и сам человек. Но знание природы - не самоцель, оно важно, считает Лукреций, для того, чтобы достичь безмятежного существования. Завершением исследования природы должна стать этика - наука о счастье.

В поэме Лукреция наиболее разработанная часть - все-таки учение о природе. Лукреций исходит из того, что ничто не может возникнуть из ничего и ничто не превращается в ничто. Вещи лишь разлагаются на составляющие их элементы. В мире существуют лишь тела и пространство. Тела характеризуют их свойства, которые нельзя отделить от тел. Тела бывают или сложные, или простые. Простые тела - это неразложимые дальше частицы материи. Бесконечной делимости частиц Лукреций не допускает. Хотя Лукреций излагал атомистическую концепцию, он не употреблял слово «атом», а заменял его различными другими названиями: «тельца», «семена» и др.

Атомы как первоначала вещей невидимы, непроницаемы, обладают плотностью и тяжестью, различаются фигурой и величиной, местоположением и количеством (в соединениях). Они не обладают свойствами и качествами, которые присущи только телам. Свойства тел зависят от формы атомов, их количества и расположения. Форма атомов разнообразна. В соответствии с учением Эпикура Лукреций различал три вида движения атомов: 1) движение по прямой линии вследствие тяжести; 2) самопроизвольное отклонение; 3) движение от толчка. Спонтанным отклонением атомов Лукреций объяснял и возникновение миров, которое происходит, по мнению Лукреция, без всякого вмешательства богов. «Не для нас, - писал он, - отнюдь не божественной создана волей эта природа вещей» {Лукреций. О природе вещей. V, 198-199].

В природе происходит, по мнению Лукреция, бесконечное изменение, постоянное образование и гибель миров. Вселенная бесконечна, как бесконечно пространство. Лукреций полагал, что жизнь возникла путем самозарождения из «первоначал». Организмы в прошлом возникли в определенном порядке, а именно: растения, животные, люди. Лукреций отрицал учение о переселении душ, утверждал неразрывную связь тела и души, духа. Он не признавал страха смерти, считая, что смерть - это избавление от страданий, а страх смерти возникает вследствие незнания людьми законов природы.

В учении о познании Лукреций исходит из того, что чувственное восприятие дает нам объективное знание действительности. Ощущения он понимает как образы, которые истекают от предметов.

Лукреций, как и Эпикур, считал не только допустимой, но и необходимой множественность объяснений природных явлений. Для каждого явления возможны самые разнообразные объяснения, и каждое объяснение будет вполне приемлемо. Лукреций вслед за Эпикуром повторяет пример в подтверждение этой своей позиции. Можно считать верным и то, что каждый день возникает новое Солнце, и то, что на небе появляется прежнее светило. Одинаково правильно и то, что Луна шаровидна и сияет отраженным от Солнца светом, и то, что Луна сияет собственным светом. Хотя Лукреций верит в познаваемость мира, он полагает, что при современном состоянии науки нельзя утверждать это определенно.

В вопросе понимания общества он стремился все объяснить естественными причинами. Первобытные люди жили в полудиком состоянии, и только развитие материальной культуры приводит к возникновению общества. Как и Эпикур, он считал, что общество - это продукт взаимного соглашения людей.

Этические воззрения Лукреция сводятся к эпикурейским принципам счастливой жизни, при которой счастье достигается познанием. Однако Лукреций привносит в этическую концепцию нечто новое. Если для Эпикура образец жизни состоял в незаметном существовании, то Лукреций в своей жизни, напротив, занимается активной общественной деятельностью. Хотя теоретически он и ценит покой как цель счастливого человека, но выступает против всего в обществе, что ведет к нарушению социального порядка. Так, он очень резко осуждал проявления нравственного разложения в знатном римском обществе.

Титченер Эдуард Брэдфорд

ТИТЧЕНЕР (Titchener) Эдуард Брэдфорд (род. 11 янв. 1867, Чичестер, Англия – ум. 3 авг. 1927, Итака, США) амер. психолог, основавший (1904) Общество экспериментальной психологии в США. Будучи учеником Вильгельма Вундта, придерживался сенсуализма в трактовке сознания, развивал идеи аналитической интроспекции. Получил известность своими экспериментальными исследованиями психических функций, в особенности психологии ощущений. Осн. труды: «Experimental psychology», v. 1-2, 1901-1906; «Systematic psychology», 1929; на рус. яз. – «Очерки психологии», пер. с англ., СПБ., 1898; «Учебник психологии», ч. 1-2. М., 1914.

Тойнби Арнолд Джозеф

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (род. 14 апр. 1889, Лондон – ум. 22 окт. 1975, Йорк) – англ, историк, философ и социолог. Работая преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел, в своих многочисленных путешествиях занимался (под влиянием Бергсона) изучением первобытного общества. С 1922 работал над всеобщей историей развития человеческой культуры («А Study of history», 10 vol., 1934-1955). He существует никаких культурных первозародышей, культурный подъем является участью всех народов, но форма, в которой осуществляется это предназначение, бывает разной. Ход истории культуры не укладывается ни в какие схемы: в любое время все возможно. Тойнби сомневался относительно морфологии культуры. Осн. произв. (кроме указанного): «Greek historical thought», 1924; «Christianity and civilisation», 1946; «Civilisation on trial», 1948; «The world and the West», 1953; «America and the world revolution», 1962; «Change and habit», 1966; «Cities on the move», 1970; «Mankind and mother earth. A narrative history of the world», 1976.

Токвиль Алексис

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (род. 29 июля 1805, Вернёй-сюр-Сен – ум. 16 апр. 1859, Каин) – франц. социолог, историк и политический деятель, великий мыслитель демократии и борец против любых форм тирании. В работе «О демократии в Америке» (т. 1 – 2, 1835; рус. пер. 1897) рассматривал общество сквозь призму соотношения в нем свободы и равенства. Видел три вида угрозы демократическим институтам: со стороны политической централизации власти в руках государства, которое может установить контроль над всеми сферами общественной жизни и стать душителем свободы; со стороны индивидуализма, изолирующего людей друг от друга, замыкающего их в рамки частной жизни и делающего их индифферентными к политике, что может создать благоприятные условия для появления деспотизма; со стороны «излишней» склонности к полному равенству, что может низвести всех до уровня однородной массы и привести к «равенству в рабстве». В др. труде, «Старый порядок и революция» (1856; рус. пер. 1918), выступил против революционных преобразований, чреватых многими нежелательными последствиями, отдавая предпочтение эволюционному либерально-демократическому поступательному движению. Считается классиком демократической общественной мысли. Произв. Токвиля изданы в «Oeuvres completes», t. 1 – 12, 1951 – 1964.

Толанд Джон

ТОЛАНД (Toland) Джон (род. 30 нояб. 1670, Редкастель, Ирландия – ум. 11 марта 1722, Патни, близ Лондона) – англ, философ; в одном из своих писем к Локку (1697) Молино называл его первым «свободным мыслителем». Написал книгу «Christianity not mysterious» («Христианство без тайн»), название которой выражало его осн. тезис, и издал ее анонимно в 1696. В ней он выступил против христ. религии и церкви. В философском соч. «Письма к Серене» (1704) развивал учение о единстве движения и материи, отстаивал идею материальности вечной и бесконечной Вселенной.

Толстой Лев Николаевич

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (род. 9 сент. 1828, Ясная Поляна – ум. 20 нояб. 1910, Астапово, Рязан. губ.) – рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1852 – 1857), исследуя «диалектику души», выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию. Через все творчество Толстого проходит тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе. Испытал влияние Шопенгауэра и Руссо; проповедовал коммунизм раннего христианства. Вся цивилизация, по его мнению, является злом, принося людям только одни несчастья; поэтому долой все «культурные блага», ортодоксальную церковь, государство с его принуждением, вообще всякое насилие, даже сопротивление ему. Простой крестьянский образ жизни и труд (земля является общей), самоотречение во имя служения Богу и ближнему, установление царства Божьего на земле – таковы его идеалы. Написал (кроме романов, повестей и пьес) «Исповедь» (1880 – 1882) и «В чем моя вера?» (1883).

Томазий Кристиан

ТОМАЗИЙ (Thomasius) Кристиан (род. 1 янв. 1655, Лейпциг – ум. 23 сент. 1728, Галле) – нем. философ. Испытал влияние Пуфендорфа; с 1681 жил в Лейпциге, откуда был изгнан теологами за свою просветительскую философию; с 1690 жил в Галле. В 1688 первым среди философов начал читать лекции на нем. языке. Для его теоретических философских построений характерен скорее критический, выражаемый в точных понятиях стиль, чем наличие собственных оригинальных мыслей. Считал, что нравственность стоит выше, чем право, и что вне общества нет никакого права.

Томазий Якоб

ТОМАЗИЙ (Thomasius) Якоб (род. 1622 – ум. 1684) – нем. философ; отец Томазия Кристиана, учитель Лейбница, один из умнейших, наиболее тонких критиков схоластики, конец которой он предсказывал. Обладал обширными познаниями в области философии, о чем свидетельствует его «Frotemata metaphysica» (1670).

Торндайк Эдуард Ли

ТОРНДАЙК (Thorndike) Эдуард Ли (род. 31 авг. 1874, Уильямсбург, Массачусетс – ум. 1949) – амер. психолог и философ; с 1904 по 1940 – профессор педагогического колледжа Колумбийского унта; прагматист. Разработал методику исследования поведения животных при помощи «проблемных клеток» (клеток с секретом, механизм которого должно «открыть» само животное); сформулировал закон «проб и ошибок». Написал ряд работ, в т. ч.: «Animal intelligence», 1911; «The psychology of learning», 1914; «The Measurement of intelligence», 1926; «Fundament of learning», 1932; «Human nature and social order», 1940.

Тоффлер Олвин

ТОФФЛЕР (Toffler) Олвин (род. 4 окт. 1928, Нью-Йорк) – амер. социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В работах «Столкновение с будущим», 1972 («Futureshock», 1970), «The ecospasm. Report», («Доклад об экоспазме») 1975, «The thirdwave», («Третья волна»), 1980, говоря о том, что человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации, предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на стыке 20 и 21 вв. Осн. соч.: «Столкновение с будущим» (1970, рус. пер. 1972), «Культурные потребители» (1973), «Доклад об эко‑спазме» (1975), «Третья волна» (1980), «Восприимчивая корпорация» (1985), «Метаморфозы власти» (1990), «Война и антивойна» (1995), «Революционное богатство» (2006) и др.

Трёльч Эрнст

ТРЁЛЬЧ (Troeltsch) Эрнст (род. 17 февр. 1865, Гаунштеттен, близ Аугсбурга – ум. 1 февр. 1923, Берлин) – нем. теолог и философ; с 1894 – профессор в Гейдельберге, с 1915 – в Берлине. Известен прежде всего своей критикой историзма и работами в области религиозной социологии. В философии религии исходил из того, что религиозное состояние является априорным переживанием, которое якобы характерно (и это он выводил из чувства необходимости и обязанности) для любой религии. Самая настоящая, но вместе с тем и самая страшная форма религии основана на мистическом переживании, переживании тайны жизни, которое обнаруживает в фактически однократном априорно-всеобщее, в конечном – абсолютный дух. Что касается понимания Трёльчем философии истории, то здесь его взгляды характеризуются следующим: индивид может быть понят только в свете таких больших коллективных индивидуальностей, как народ, класс, эпоха. Работа историка заключается в постоянном выборе и обработке «существенного» для него материала, причем для него важно различение понятий, употребляемых в то или др. время в естественных науках и науках о духе. Осн. произв.: «Geschichtliche Schriften», 4 Bde., 1912-1925; «Der Historismus und seine Ьberwindung», 1924.

Тренделенбург Фридрих Адольф

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg) Фридрих Адольф (род. 30 нояб. 1802, Эйтин – ум. 24 янв. 1872, Берлин) нем. философ и логик; профессор с 1833. Противник Гегеля, сторонник Аристотеля, в духе идей которого создал телеологическое «органическое мировоззрение», связывавшее мышление и бытие через общее для них созидающее движение. Согласно Тренделенбургу, имеется «просто справедливое», которое возвышается над всеми предпосылками и отделено от условно справедливого. Осн. произв.: «Logische Untersuchungen», 1840 (рус. пер. «Логические исследования». М., 1868); «Naturrecht auf dem Grunde der Ethik», 1860.

Трешов Нильс

ТРЕШОВ (Treschow) Нильс (род. 5 сект. 1751, Драммен – ум. 22 сект. 1833, Осло) – норв. философ; с 1803 по 1813 – профессор в Копенгагене, оказавший большое влияние на дат. философию, прежде всего путем ознакомления ее с Кантом. Создал полубиологическое, полуспиритуалистическое учение – философию развития, специально уделив внимание развитию личности. Осн. произв.: «Forelдsninger over den Kantiske philisophie», 1798; «Lovgivningsprinciper», 3 v., 1820-1823.

Трипель Хенрих

ТРИПЕЛЬ (Tripel) Хенрих (род. 12 февр. 1868, Лейпциг – ум. 23 нояб. 1946, Грайнау, близ Гармиша) – нем. философ права; с 1913 – профессор в Берлине. Боролся против формализма и культа понятия в юриспруденции; занимался также эстетикой и вопросами стиля позитивного права, которое рассматривал как произв. искусства и выражение стиля, характера воли, господствующего в данную эпоху. Осн. произв.: «Vцlkerrecht und Landesrecht», 1899; «Die Zukunft des Vцlkerrechts», 1916; «Die Hegemonie, ein Buch von fьhrenden Staaten», 1938.

Трубецкой Евгений Николаевич

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич, князь (род. 23 сент. 1863, Москва – ум. 23 янв. 1920, Новороссийск) – рус. религиозный философ, правовед и общественный деятель; друг В. С. Соловьева, брат С. Н. Трубецкого. В 1910-1917 был инициатором создания книгоиздательства «Путь», пропагандировавшего взгляды мирообновления. Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал через введение понятия «абсолютное сознание». Если, по Соловьеву, абсолют – это сущность всего в мире, то, по Трубецкому, он объемлет мир как всеведение, как действительное и возможное. Опять же в отличие от Соловьева Трубецкой олицетворяет Софию с идеальным замыслом о мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять, По многим вопросам был не согласен с С. Н. Булгаковым и П. А. Флоренским. Осн. произ.: «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 5 в.», ч. I. М., 1892; «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 11 в.», т. 1-2, 1897; «Философия Ницше», 1904; «Социальная утопия Платона», 1908; «Миросозерцание В. С. Соловьева», т. 1-2, 1913; «Умозрение в красках», 1916; «Метафизические предположения познания», 1917; «Смысл жизни», 1918.

Трубецкой Сергей Николаевич

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич, князь (род. 23 июля 1862, Калуга – ум. 29 сент. 1905, Петербург) – рус. религиозный философ, публицист и общественный деятель; брат E. H. Трубецкого. В 1900-1905 редактор журнала «Вопросы философии и психологии», в 1905 был избран ректором Московского ун-та. Мировоззрение его сложилось под влиянием платонизма, нем. классической философии, славянофильства и воззрений В. С. Соловьева. В центр философии ставил отношение познающего разума к сущему, отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью. Пространство и время, по Трубецкому, суть формы чувственности некой мировой души, коренящейся в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт, разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности – объединения людей в «церковном богочеловеческом организме». Осн. произв.: «Метафизика в Древней Греции», 1890; «О природе человеческого сознания», 1890; «Основания идеализма», 1896; «Учение о логосе в его истории», 1900; «Собр. соч.», т. 1-6, 1906-1912.

Тулмин Стивен Эделстон

ТУЛМИН (Toulmin) Стивен Эделстон (род. 25 марта 1922 – умер 1997) – амер. философ, представитель антипозитивистского (постпозитивистского) направления в философии науки. В 60‑х гг. формулирует концепцию эпистемологии как теорию развития и функционирования «стандартов рациональности и понимания, лежащих в основе науч. теорий». Иными словами, учёный понимает и принимает лишь те события и явления, к‑рые соответствуют принятым им стандартам. То, что не укладывается в «матрицу понимания», считается аномалией, избавление от к‑рой явл‑я причиной и источником эволюции науки. Рациональность науч. знания, по Т., есть соответствие принятым стандартам понимания. Сами стандарты меняются с изменением науч. теорий – непрерывного процесса отбора концептуальных новшеств, содержание к‑рых (теорий) рассматривалось Т. не как логич. система высказываний, а как своеобразная популяция понятий. Основные черты эволюции науки, таким образом, сходны с дарвиновской схемой эволюции видов. Содержание концептуальных популяций со временем меняется, что влечёт за собой изменение методов и целей науч. деятельности; сохраняются лишь те концепции, к‑рые лучше адаптируются к требованиям интеллектуальной среды. Решающее условие выживания тех или иных концепций – их вклад в улучшение понимания. Внутренняя и внешняя (вненаучная) история науки являются дополняющими друг друга сторонами одного и того же процесса адаптации науч. понятий к требованиям «среды их обитания». Т.о., Т., выступая против абсолютизации формальной логики как критерия рациональности, выводил понятие истины из эпистемологии, заменял его прагматистскими и инструменталистскими аналогами. Вместе с тем он разрабатывал конкретно‑историч. подход к анализу развития науки, с привлечением данных социологии, экономики, соц. психологии и политики. Осн. соч.: «Философия науки» (1953), «Предвидение и понимание» (1961), «Человеческое понимание» (1972; русск. пер. 1984), «Знание и действие» (1976), «The philosophy of science», 1953; «The ancestry of science», v. 1-3, 1961-1965; «Foresight and understanding», 1961; «Human understanding», v. 1, 1972; «Knowing and acting», 1976; на рус. яз. – «Концептуальные революции в науке». – В кн.: Структура и развитие науки. М., 1978.

Турнвальд Рихард

ТУРНВАЛЬД (Turnwald) Рихард (род. 18 сент. 1869, Вена – ум. 19 янв. 1954, Берлин) – австр. социолог и этнолог, работавший в Германии; профессор с 1923. Разрабатывал вопросы развития у примитивных народов сил, способствующих образованию у них общественных связей; результаты этих исследований изложил в историческом психологическом аспекте в словаре М. Эберта, в статье «Reallexikon der Vorgeschichte» (14 Bde., 1924-1929). Осн. произв.: «Die menschliche Gesellschaft», 5 Bde., 1931-1935.

Тьерри Нартрский

ТЬЕРРИ (ТЕОДОРИК) HAPTPСКИЙ, Бретонец (Theodoricus Carnotensis, Theodoricus Brito) (ум. 1149/55, Шартр) – средневековый философ, виднейший представитель шартрской философской школы, в которой преподавал в 1115-1150, а с 1141 был ее канцлером; именно с ним связан расцвет этой школы, являвшейся центром «франц. Возрождения» 12 в, В математической метафизике Тьерри Шартрского творение есть развертывание составных единств из безусловной пустоты первоединства, которое придает цельность каждому единству. Из первоединства возникает материя как чистая зеркальная ее восприимчивость. В единении находит отражение форма бытия вещей, поскольку каждая из них есть единство составляющих ее единиц. Материя расслаивается на 4 элемента, из которых, напр., воздух раздается вширь, образуя небесную «твердь». Теория Тьерри Шартрского была возрождена в системе Николая Кузанского.

Тэн Ипполит Адольф

ТЭН (Taine) Ипполит Адольф (род. 21 апр. 1828, Вузьер – ум. 5 марта 1893, Париж) – франц. историограф, философпозитивист, испытавший влияние Конта, критик; профессор с 1865. В своей философии истории и искусства, кроме роли расовой принадлежности и существующих исторических условий, очень большое значение придавал роли среды (психическому, духовному, культурному, социальному окружению); пытался доискаться до истоков выдающихся способностей (faculte" maltresse) у гениев. В логике и теории познания склонялся к номинализму. Осн. произв.: «Les origines de la France contemporaine», 6 t., 1877 – 1894.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21