Наторп Пауль |
НАТОРП (Natorp) Пауль
(род. 24 янв. 1854, Дюссельдорф – ум. 17 авг. 1942, Марбург) – нем. философ и
педагог, рассматривавший социальный аспект педагогики, видный представитель Марбургской школы неокантианства; профессор с 1885,
наиболее выдающийся ученик Г. Когена и наряду
с ним главный представитель марбургской школы. Его работа «Die Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme» (рус. пер. «Философия, ее проблема и ее проблемы», 1911)
является одним из лучших введений в неокантианство и в учение Когена. Наторп получил
известность благодаря своей книге о Платоне («Platos Ideenlehre», 1903). Как
педагог, он опирался на Песталоцци. Индивидуалистическому образу человека он
противопоставлял социалистический; в сфере человеческого истинно конкретное
представляет собой не индивид, а общество. Помимо упомянутых, им написан еще
ряд работ, из которых важнейшие: «Sozialpдdagogik», 1899 (рус. пер. «Социальная
педагогика», 1911); «Pestalozzi», 1909; «Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften», 1910; «Philosophische Systematik», 1957; на
рус. языке: «Культура народа и культура личности», 1912; «Кант и марбургская школа», в сб. «Новые идеи в философии», 1913,
«Этика Демокрита» (1893), «Учение Платона об идеях» (1903), «Теория познания
Декарта» (1882), «Логические основы точных наук» (1910), «Общая психология
согласно критическому методу» (1912), «Социальная педагогика» (1899). Как
видно из простого перечисления названий работ Наторпа,
круг философских интересов его довольно широк - он писал по истории
философии, логике, психологии, педагогике. Как в своих
историко-философских, так и в логических работах Наторп
проводит мысль, что только идеализм - единственно правильное понимание
окружающего мира. Начало познания гносеологический, философский анализ,
который он понимает как процесс постижения целого. Наторп
полагает, что идеализм - это не какое-то застывшее
состояние, не какая-то система, а вечное движение. Наторп распространяет
идеализм не только на гносеологию, но и на этику. Идеализм -
это основа этики Марбургской школы. Наторп ставит этику в зависимость от логики. Логика,
имеющая первоначально широкий смысл как учение разума, получает у него высший
ранг, она охватывает не только теоретическую философию, но и этику. Вместе с
тем она обосновывает все социальные науки. Этика у Наторпа
не связана с социальным, так как благо, по его мнению, есть благо само по
себе. Система социальной педагогики Наторпа
приводит его к проповеди этического социализма, сводящегося к стремлению
воспитать членов общества в духе разумности, которая должна привести к
единению всех членов общества в достижении идеальной цели. Концепция этического социализма Наторпа - результат развития его обществоведческих
взглядов, выразившихся в разработке им социальной педагогики. Согласно Наторпу, человек представляет собой микрокосм, в котором
сконцентрирован весь мир в миниатюре. Все науки изучают человека с разных
сторон. Человек выражает себя в деятельности, в труде, в работе. Человеческая
деятельность - это своего рода практическое мышление,
т.е. деятельность по воплощению в жизнь общества «регулятивной идеи»,
состоящей из трех этапов - влечения, воли, разума. В этих характеристиках
выражается человеческая природа, которая находит свое отражение в социальных
структурах. Так, влечение выражается в хозяйственной деятельности, воля - в
социальных учреждениях, разум - в системе образования. |
Нельсон Леонард |
НЕЛЬСОН (Nelson) Леонард (род. 11 июля 1882, Берлин – ум. 29 окт.
1927, Гёттинген) – нем. философ; профессор Гёттингенского
ун-та с 1919, глава неофрисландской школы,
пытавшийся дать психологическое истолкование учению Канта. Вопрос об
объективной действительности познания не может быть разрешен никакой теорией
познания. Существуют знания, которые не представляют собой суждений, таковы,
напр., чувственные восприятия. Они являются непосредственными знаниями,
осознаваемыми с помощью рефлексии. Этический постулат Нельсона гласит:
«Никогда не поступай так, чтобы ты не был в состоянии согласиться с твоим
образом действий, когда интересы того, с кем ты имеешь дело, были бы также и
твоими». Для учения о праве априорный принцип может быть найден только
посредством собственного размышления. Осн. произв.: «Die Unmцglichkeit der Erkenntnistheorie», 1911; «Ьber
die Grundlagen der Ethik», Bd. 1; «Kritik der praktischen Vernunft», 1917; «System der
philosophischen Rechtslehre», 1920. |
Нестеров Михаил Васильевич |
НЕСТЕРОВ
Михаил Васильевич (1862 – 1942), живописец, представитель русского символизма
и модерна, мастер религиозной живописи. Ученик В.Г. Перова, А.К. Саврасова,
И. М. Прянишникова. Участвовал в Товариществе передвижных художественных
выставок. Работы: «Избрание Михаила Федоровича на царство» (1886), «За
приворотным зельем» (1888), «Пустынник» (1888—1889), «Видение отроку
Варфоломею» (1889—1890), эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
(1890—1895), мозаики и иконы церкви Спаса на крови (Петербург, 1894—1897),
«Великий постриг» (1897), росписи церкви храма Александра Невского в
Абастумани (1902—1904), «Святая Русь» (1901—1906), росписи храма
Марфо-Мариинской обители в Москве (1908—1911), «О.М. Нестерова» (портрет дочери, 1906), «На Руси» (1916), «Философы» (П.
А. Флоренский и С.Н. Булгаков, 1917), «Автопортрет» (1928), «Художники
П. Д. и А. Д. Корины» (1930), «Скульптор И. Д. Шадр»
(1934), «Хирург С. С. Юдин» (1935), «Портрет академика И. П. Павлова» (1935),
«Скульптор В. И. Мухина» (1940). Лауреат Государственной премии СССР (1941).
Заслуженный деятель искусств России (1942). |
Неттесхейм Агриппа |
НЕТТЕСХЕЙМ (Nettesheim) Агриппа (род. 14 сент. 1486,
Кёльн – ум. 18 февр. 1535, Гренобль) – нем. писатель, врач и философ. В своем
соч. «De occulta philosophia» (1510) проповедовал неоплатоническую философию,
пронизанную алхимией, астрологией, магией и каббалистикой. Его наиболее
известный до настоящего времени труд «Ьber die Eitelkeit und Unsicherheit der Wissenschaften» (1527)
содержал самую острую по тому времени критику науки. Впоследствии
возвращается к проповеди строго церковного вероучения. Его произв.
опубликованы в «Magische Werke», 5 Bd., 1925. |
Нибур Рейнхольд |
НИБУР (Niebuhr) Рейнхольд (род. 21
июня 1892, Райт-Сити, США – ум. 1 июня 1971, Стокбридж,
Массачусетс) – амер. протестант, теолог, представитель диалектической
теологии. Объявлял иллюзорными и наивными надежды на приведение общества в
соответствие с требованиями христ. морали, а
личности – с возможностью совершенствования, утверждая, что любые попытки
построения справедливого общественного порядка наталкиваются на злую и
эгоистичную, греховную сущность человека. Сделал вывод об «иронии», считая,
что история, будучи сферой столкновения иррациональной свободной воли людей и
воли Бога, неподвластна человеку, который, желая подчинить ее себе, всегда
получает результаты, обратные ожидаемым. Эгоизм личности, группы людей почти
всегда стремится предстать в качестве интересов не этих лиц, а всеобщих
интересов. В своих работах Нибур призывает
протестант, теологов не впадать в иллюзии, а понять, что только
непосредственная практическая «благая» деятельность поможет предотвратить
противоречия или смягчить те из них, которые представляются неразрешимыми. Осн. труды: «Moral man and immoral society», 1932; «The nature
and destiny of man», v. 1-2, 1941 – 1943; «Faith and history», 1949; «The
irony of American history», 1952. |
Николай из Отрекура |
НИКОЛАЙ ИЗ ОТРЕКУРА (Nikolaus d'Autrecourt) (ум. после
1350) – франц. представитель поздней схоластики, был настоятелем монастыря в Метце, магистром теологии Парижского ун-та. Его называют
«Юмом средневековья». Примыкая к Уильяму Оккаму, Николай из Отрекура выступил с резкой критикой основ метафизики
Аристотеля. Он прежде всего подверг сомнению понятия причинности и
субстанции, считая их лишь вероятными. Был отлучен от церкви. |
Николай Кузанский |
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus), наст. имя
Николай Кребс (род. 1401, Куза на Мозеле – ум. 11
авг. 1464, Тоди, Умбрия) – нем. теолог и философ; один из самых ярких
представителей раннего Возрождения. В своем творчестве он соединял культурное
наследие Средневековья и зарождавшуюся культуру Ренессанса. Был родом из
Южной Германии, учился в университете Падуи, где получил даже кардинальский
сан. Епископ в Бриксене (с 1450), кардинал (с 1448). Его философия, стоящая
на рубеже между схоластикой и философией эпохи гуманизма, развивалась под
влиянием мистики (особенно Мейстера Экхарта) и номинализма (Уильяма Оккама). Николай
Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как
область «знания о незнании» (см. Docta ignoratia) и расширить возможности познания при помощи принципа
«совпадения противоположностей» (см. Coincidentia oppositorum), причем это совпадение может быть достигнуто только в
Боге. Хотя Николай Кузанский догадывался о существовании бесконечности в
пространстве и времени, он, однако, считал созданный мир «Богом в ничто», в
котором никакое учение о творении неспособно что-либо изменить. Связующим
звеном между Богом и миром служит Христос как воплощение Логоса. Человек,
подобно любой вещи, относится к микрокосмосу и является отблеском универсума,
который устроен по принципу постепенного перехода через ряд ступеней – от
высшего к низшему. Особое внимание Николай Кузанский уделял разработке метода
мышления и способа выражения, свойственного математике, стремясь, в
частности, разрешить проблему бесконечно больших и бесконечно малых величин. Его философские интересы
сочетались с интересами в области математики и естествознания, и те и другие
у него тесно переплетались. Кроме того, в его творчестве были тесно связаны
философские и теологические вопросы. Николай Кузанский написал много
произведений, но самое первое и значительное из них - «Ученое незнание».
Кроме того, им написаны: четыре диалога «Простец», в которых раскрывается
мудрость человека из народа, «Охота за мудростью», которое содержит
рассуждения по поводу прочтения книги Диогена Лаэртского
«О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и др. По философским взглядам Николая
Кузанского можно отнести к платоникам, хотя на его творчество оказали влияние
и другие направления, например, пифагореизм, античные мыслители. В то же
время Николай Кузанский в известной степени остается самостоятельным
философом, что определяется его принадлежностью к гуманизму. Философская проблематика
произведений Николая Кузанского охватывает вопросы отношения мира и Бога и
вопросы познания. Он стоял на пантеистических позициях, сближая Бога как бесконечное
существо с конечным миром и понимая его как актуальную бесконечность, которая
проявляется в мире - потенциальной бесконечности. Николай Кузанский
использует неоплатоновский принцип эманации для формулирования проявления
Бога в мире и его свертывания обратно, принимая его как одушевленный мировой
душой организм. Таким образом, Николай из Кузы не
признает идеи креационизма. Человека он рассматривает как микрокосмос,
представляющий собой подобие макрокосмоса. По мнению Николая Кузанского,
человек соединяет в себе как земное, так и божественное. Николай Кузанский полагал, что
человек вполне способен познавать природу, и это осуществляется посредством
чувств, воображения, рассудка и разума. Чувственное познание - это начальная стадия познания, она упорядочивается
рассудком. При этом большое значение придавал Николай Кузанский математике. Если рассудок связан с
чувственным познанием, то разум от этого свободен. Разум -
это высшая теоретическая способность человеческого сознания, которая
направлена на выявление, осмысление и преодоление противоположностей. «Разум
потому и понимает только всеобщее, нетленное и постоянное, что духовно
увлекающая его цель- непоколебимая истина» [Сочинения. М., 1979. Т. 1. С.
181-182]. Николай Кузанский высказывал
идеи, получившие развитие лишь в последующей истории философии. Например,
мысль о том, что все вещи состоят из противоположностей. Кроме того, он
выдвигал серьезные возражения против принципа противоречия Аристотеля. Он
предлагал идею о совпадении противоположностей. Наиболее ярким синтезом
противоположностей выступает Бог, так как, с одной стороны, он находится
повсюду, поэтому есть все, а с другой - он нигде не находится определенно,
т.е. он ничто. Человек тоже есть синтез противоречий: он и конечен как
телесное существо, и бесконечен в своих духовных проявлениях. С проблемой противоположностей
связана у Николая и проблема истины, которую он понимал в тесной связи с
заблуждением, полагая, что для истины заблуждение требуется как тень для
света. Он считал, что познание подлинных сущностей невозможно, оно
осуществляется в более или менее точных представлениях. Николай Кузанский защищал
концепцию знающего (ученого) незнания: даже самое глубокое знание не
ликвидирует незнания. «Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание», -
заявляет он. Процесс познания совершается по пути, приближающему нас к
недостижимому абсолюту, Бог же остается непознаваемым. Осн. произв.: «De docta ignoratia», 1440 («Об
ученом незнании», см. Избр. философские соч., М.,
1937); «De visione
dei», 1543 («О божественном видении»), «De possest», 1460 («О
бытии возможности»); «De concordantia
catholica» (в котором он защищает решение
Базельского собора о папстве и ратует за объединение западного и восточного
христианства), 1434; «De cribratione
Alchoran» («О
переработке, т.е. очищении Корана»); «De
ludo globi» («Об игре,
т.е. вращении земного шара»), 1464; «Der
Laie ьber den Geist»; «Ьber
den Ursprung (De Principio)»; «Predigten 1430-1441». |
Николай Орезмский |
НИКОЛАЙ ОРЕЗМСКИЙ (Nikolaus d'Oresme) (род. ок. 1320, Орезм – ум. 11 июля
1382, Лизье) – франц. математик, физик, астроном,
философ и экономист. В Париже Николай Орезмский был
воспитателем франц. короля Карла V, а с 1377 стал епископом в Лизье.
Является одним из наиболее выдающихся предшественников современной науки. Он
был последователем скептицизма и критицизма Уильяма Оккама, выступал против
астрономической теоряи Аристотеля. Идее о вращении
Земли вокруг своей оси он придал такую определенность, какой она не имела ни
у кого до Коперника; еще до Галилея он сформулировал закон свободного падения
и до Декарта – осн. законы аналитической геометрии.
Его труд «О происхождении, сущности и обращении денег» позволяет считать его
родоначальником современной политэкономии. Николай Орезмский
боролся против широко распространенной в ту эпоху астрологии и суеверий. |
Николь Пьер |
НИКОЛЬ (Nicole) Пьер (род. 12 окт. 1625, Шартр – ум. 16 нояб. 1695, Париж) – франц. грамматик и теолог; янсенист.
Вместе с Арно он написал «L'Art de penser»
(1662), в которой выступает как картезианец, находящийся также под
влиянием Паскаля. |
Ницше Фридрих |
Ницше Фридрих рассматривается
как предтеча философии жизни. Его философские воззрения - своего рода реакция
на философию Гегеля. В своем творчестве он испытал влияние Шопенгауэра, хотя
во многом отошел от него и создал свою систему философии иррационализма и
волюнтаризма. В 1872 вышла первая книга Ницше
«Рождение трагедии из духа музыки». Его учитель Ритчль
и Ульрих фон Виламович-Меллендорф сочли ее
ненаучной и отвергли. В своих «Несвоевременных рассуждениях», которые были
написаны в 1873 – 1876, Ницше обрушился на Д. Ф. Штрауса и сторонников историзма,
превознося в то же время Шопенгауэра и Рихарда Вагнера. С Вагнером он вскоре
порвал. Книга «Веселая наука» (1882, окончательная редакция – 1886)
непосредственно предшествовала знаменитому произв. Ницше «Так говорил
Заратустра» с подзаголовком «Книга для всех и ни для кого» (I ч. – 1883, первое полн. издание – 1892). Эту свою
работу Ницше считал «самой глубокой из всех книг, которыми обладает
человечество». Создавая это произв., «Ницше весь был во власти чар, навеянных
архетипом «древнего мудреца». Он
отождествлял себя с образом Заратустры, воплотившего в себе сознание,
вышедшее за пределы человеческих возможностей... В этом отождествлении
слились в удивительно тесную связь судьба Ницше и его определенная
философская концепция» (Fr. Seifert, С. G. Jungs, Lehre von UnbewuЯten
und den Archetypen, в «Universitas»,
IX, 8, 1954).
Своим осн. программным произв. Ницше предполагал
сделать книгу 4 Воля к власти» (попытка «переоценки всех ценностей»), но
оставил лишь массу заметок и афоризмов, созданных в процессе ее подготовки.
Этот материал, изданный Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом, появился в 1906 под общим названием «Воля к
власти». Значительное влияние на ницшеанскую философию оказали волюнтаристская
метафизика Шопенгауэра и дарвиновский закон борьбы за существование.
Отправляясь от этих учений, Ницше стремился создать идеал нового человека,
сверхчеловека, призванного уничтожить все лживое, болезненное, враждебное
жизни. Его философия должна была занять место того философского нигилизма,
приближение которого он видел. Борясь против христианства, Ницше утверждал,
что продуктом его является «рабская мораль» – во всяком случае, ему известен
лишь «инфантильный, поэтический образ Христа, наделенный сентиментальной
мягкостью и пассивностью» (Г. Зигмунд). Он боролся и против буржуа, мораль
которых считал лживой, и против плебса, угрожавшего, как он полагал, всему
благородному и возвышенному. Ницшеанская модель сверхчеловека есть не что
иное, как образ человека – господина эпохи Возрождения, воплотившегося,
напр., в лице Чезаре Борджа (1475 – 1510).
Метафизический лейтмотив ницшеанства имеет следующее содержание: все
существующее, в т. ч. и человеческое познание, есть только форма проявления
воли к власти; никакого абсолютного бытия нет: бытие – это становление, но не
беспрестанное возникновение нового, а лишь «вечный круговорот» всего того,
что в прошлом уже повторялось бесконечное число раз («Вечные песочные часы
бытия снова и снова оказываются перевернутыми»); идентичное, неизменное Я –
такая же фикция, как и истинное бытие. Для современной экзистенциалистской
философии важно также и следующее положение (из работы «Шопенгауэр как
воспитатель»): «Человек, который не хочет слиться с толпой, должен прежде
всего отбросить свою лень и следовать голосу своей совести, взывающей к нему:
«Будь самим собой. Все, что ты теперь думаешь и делаешь, к чему стремишься, –
все это не ты!» В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по
общему шаблону» («Несвоевременные размышления». М., 1906). Этот манекен,
мыслящий лишь по общему шаблону, и есть нечто безличное, Man в философии
Хайдеггера. Несомненно, Ницше был выдающимся критиком и писателем, создавшим
новые языковые формы, виднейшим мастером афоризма, крупнейшим эссеистом и
поэтом. Но понимание философии Ницше затрудняет софистическая форма, в
которую она облечена, «У Ницше нельзя искать никакого покоя, в его философии
нет ни окончательной истины, ни положений, которые просто можно принять на
веру... Ницше может правильно понять лишь тот, кто предварительно уже получил
систематическую теоретическую выучку, кто приобрел точность мышления и
настойчивость. Философствовать вслед за Ницше – значит постоянно утверждать
себя в противовес ему» (Ясперс). В своем творчестве Ницше
затронул целый комплекс проблем, которые составляют всю его концепцию. Прежде
всего центральной для него является проблема воли. Если Шопенгауэр в отказе
от «воли к жизни» видел средство спасения, то Ницше противопоставил этому
пониманию утверждение в жизни «воли к власти». «Воля к власти» у Ницше - это прежде всего вопрос о значимости любого из явлений
общественной жизни. Он пишет: «Что хорошо? Все, что повышает чувство власти,
волю к власти, саму власть в человеке. Что дурно? - Все, что происходит из
слабости». «Воля к власти» - это основа права
сильного, оно выражается во власти мужчины над женщиной, например. Подрывает
волю к власти доминирование интеллекта, ходячая мораль, которая проповедует
любовь к ближнему, социализм, который декларирует равенство между людьми. Мораль определяется такими
понятиями, как «добро» и «зло». Она проявляется у Ницше в виде превосходства
аристократов, господ над другими людьми - рабами, низшими. Ницше подходит к
морали только с позиций противоположности господской и рабской морали.
Возникновение новой морали Ницше рассматривает как «восстание рабов в
морали». В этических вопросах Ницше
занимает позицию нигилизма. Современную культуру он определяет как выражение
декаданса. Для культуры декаданса характерны христианская мораль и религия
сострадания. Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она является
послушанием, инстинктом толпы. В основе «морали господ» лежат следующие
положения: ценность жизни, понимаемая как «воля к власти»; природное
неравенство людей, которое опирается на различия в жизненных силах и «воле к
власти»; сильный человек не связан никакими моральными нормами. Субъектом
морали выступает сверхчеловек, как определенный тип людей, которые проявляют
себя по отношению друг к другу снисходительными, сдержанными, нежными,
гордыми и дружелюбными; по отношению же к внешнему миру, там, где начинается
чужое, чужие, они не многим лучше необузданных хищных зверей. Здесь они
наслаждаются свободой от всякого социального принуждения, они на диком просторе
вознаграждают себя за напряжение, созданное долгим умиротворением, которое
обусловлено мирным сожительством. Они возвращаются к невинной совести хищного
зверя, как торжествующие чудовища, которые идут с ужасной смены убийств,
поджога, насилия, погрома с гордостью и душевным равновесием, уверенные, что
поэты будут надолго теперь иметь тему для творчества и прославления. В основе
всех этих рас нельзя не видеть хищного зверя, великолепную, жадно ищущую
добычи и победы белокурую бестию [См.: К генеалогии
морали. Аф. 11//Соч. Т. 2. С. 427-428]. Для Ницше сверхчеловек выступает
как высший биологический тип, который относится к человеку так же, как
человек относится к обезьяне. Нищие, хотя и видит свой идеал человека в
отдельных выдающихся личностях прошлого, все же рассматривает их как прообраз
будущего сверхчеловека, который должен появиться, его необходимо вырастить.
Сверхчеловек превращается у Ницше в культ личности, культ «великих людей» и
является основой новой мифологии, представленной с высоким художественным
мастерством в книге «Так говорил Заратустра». Концепция сверхчеловека связана
с другой его концепцией ученьем о «вечном возвращении». Ницше пишет, что в
силу того, что время бесконечно, а количество возможных комбинаций и
положений различных сил конечно, наблюдаемое развитие должно повториться.
Однако в последующем Ницше сам превращает эту концепцию в миф, представляя
эту идею о вечном возвращении в виде образа: дорога и ворота на ней. На
воротах надпись: «Мгновения». От этих ворот дорога бежит назад, все, что
произошло в прошлом, может произойти и в будущем, т.е. повториться. Нередко
эта идея трактуется как выражение оптимизма. Сам Ницше говорил: «Против
парализующего ощущения всеобщего разрушения и неоконченности
я выдвинул вечное возвращение» [Воля к власти. Аф.
417-III]. С концепцией сверхчеловека
связаны и взгляды Ницше на религию. С детства он отличался религиозностью, но
в дальнейшем занял критическую позицию по отношению к христианству. Он
становится противником религии, проводя эту тему в различных произведениях и
создав такую работу, как «Антихрист» с подзаголовком «Проклятие
христианству». Религия, утверждает Ницше, исчерпала себя и не способна решить
кардинальные проблемы жизни. Ницше выдвинул положение: «Бог умер! Бог мертв!
И это мы его умертвили!» «Вера в христианского Бога стала не заслуживающей
доверия» [Веселая наука. Аф. 125-11, 343-1]. В
наброске к «Заратустре» он написал: «Вы называете это саморазложением Бога,
однако это только его линька: он сбрасывает свою моральную шкуру! И вы скоро
его должны увидеть снова, по ту сторону добра и зла». Философия Ницше оказала
значительное влияние на философию жизни, прагматизм, экзистенциализм. Ввиду
того, что философская система Нищие противоречива, не подчиняется единому
принципу, она воспринималась и трактовалась по-разному. Ницше создал целый ряд
значительных трудов, которые оказали воздействие на всю последующую
философию. Это «Происхождение трагедии из духа музыки» (1872), «Несвоевременные
размышления» (1873-1876), «Человеческое, слишком человеческое» (1878-1880),
«Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1883-1886), «По ту сторону
добра и зла» (1886), «Антихрист» (1888), «Воля к власти» (опубликовано
посмертно в 1901-1906 гг.). Собр. соч. Ницше вышло в 1905-1913 в 19 тт. (рус.
пер.: Поли, собр. соч., М., 1910 и следующие). |
Новалис |
НОВАЛИС (Novalis), псевдоним Фридриха фон Гарденберга (род. 2 мая 1772, Обервидерштедт,
близ Геттинштедта, Саксония – ум. 25 марта 1801, Вайсенфельс)
– нем. поэт и философ. Во «Фрагментах» (1802) на основе романтики и
христианства Новалис пытался обосновать философию «магического идеализма»,
проповедующую полярность, динамическое равновесие реальности, идеи и фантазии
в каждом человеке и равновесие между человеком и миром. Отдельные произв.
Новалиса изданы в рус. пер.: «Фрагменты», 1914; «Ученики в Саисе» в сб. «Нем. романтическая повесть», т. 1, 1935. |
Новиков Николай Иванович |
НОВИКОВ Николай Иванович (род.
1744 – ум. 1818) – рус. просветитель, социальный мыслитель, журналист,
издатель. Верил в сотворение мира Богом и в бессмертие души. В центре его
философских воззрений были проблема человека и нравственные вопросы. Каждый
человек, по Новикову, должен прежде всего содействовать благу сограждан,
отечества, тем самым утверждая свое человеческое достоинство. Путь же к его
совершенствованию, к высшей нравственности лежит через знание; невежество –
причина всех человеческих бедствий и заблуждений. Пытался вести активную
просветительскую деятельность в тогдашней крепостнической России, печатая
разного рода журналы, а в них публикуя переводы трудов Вольтера, Дидро,
Монтескье, Руссо и др. франц. просветителей. Как и у них, его идеалом была
просвещенная монархия, не допускающая «рабского состояния» людей и
заботящаяся о «приращении» художеств и наук. Несмотря на весьма умеренный
характер его просветительства, с ним расправились крайне жестоко, заключив
без суда в Шлиссельбургскую крепость. |
Нострадамус |
НОСТРАДАМУС (Nostradamus), Мишель Нотрдам
(Michel de Notredame)
(род. 1503, Сен-Реми, Прованс – ум. 17 июля 1566, Салона, близ
Марселя) – франц. врач и астролог, лейб-медик Карла IX. Знаменит своими «Центуриями» предвидением того,
что должно случиться в будущих столетиях начиная с 16 в., когда Нострадамус
жил и творил. «Центурии» в дошедшем до нас виде состоят из двух написанных
прозой посланий (сыну, Цезарю Нострадамусу, и королю Франции Генриху II) и примерно из девятисот семидесяти катренов. Книга
представляет собой описание воображаемого путешествия ав•
тора по будущим судьбам истории человечества, причем это путешествие (через
войны, бедствия, катастрофы) завершается в седьмом тысячелетии. Описание их
воспринималось как апокалипсически трагедийная
мистерия и с 1555 до наших дней породило многочисленную, как негативную, так
и позитивную, литературу. Для одних Нострадамус – ясновидец и пророк, а
«Центурии» – одна из самых удивительных книг, известных человечеству; для
других – шарлатан и проходимец. Деятели Франц. революции насмехались над его
пророчеством, предсказавшим эту революцию и осудившим ее террор.
Революционные гвардейцы в 1791 разрушили гробницу Нострадамуса, осквернили
его прах; все осквернители впоследствии погибли. Нострадамус учит, что если
катастроф и бедствий нельзя избежать, то человек, помимо своей воли
вовлеченный в их водоворот, должен воспитывать в себе мужество и
самообладание. Человечество рано или поздно найдет действенное противоядие
против самых страшных болезней, которые сначала считались неизлечимыми. Часто
предсказания Нострадамуса становятся научным фактором: он был точен в своих
предвидениях технических достижений и открытий. Так, им предопределено
появление подводных лодок, танков, понтонных мостов, многочисленных
летательных аппаратов, в т. ч. самолетов, космических ракет, орудий страшной
разрушительной силы, напоминающих водородную бомбу и т. д. Он предвидел и
оборотную сторону медали, а именно: что вечными спутниками высокоразвитой
технической цивилизации станут рушащиеся монархии, революции и войны. В
некоторых катренах Нострадамус смело и решительно ведет диспут с появившейся
в 1519 "Утопией» Томаса Мора: от него не укрылось, что «Утопия» – только
взлет, который породит в будущем множество учений об общественном идеале. Эти
учения будут сеять самые радужные иллюзии о земном рае и всяческих благах. В
«Центуриях» Нострадамус выступает суровым разрушителем утопических иллюзий и
надежд: не земной рай, а деспотию, войны и кровь дадут человечеству новые
времена, хотя и будущее бессильно лишить человека права на свободу выбора между
добром и злом, бессильно отлучить его от совести. Возможно, Нострадамус и не
предполагал, что появятся Маркс и Ленин, Сталин и Гитлер. Но то, что он не
верил в практическое осуществление утопических идеалов, неоспоримо. Второе
главное пророческое произв. Нострадамуса – «Знамения». Так же
как и в «Центуриях», здесь важно не количественное соотношение сбывшихся и
несбывшихся прозрений, а суть дела в силе и роковом смысле исторических
закономерностей, к которым сам Нострадамус в своих соч. притягивает внимание
читателя. В них он проявил себя как смелый философ. Существует точка зрения,
что философия истории Нострадамуса воскрешает и продолжает некоторые
положения неоплатоников. Предположительно он был знаком с работами Порфирия,
в частности с его суждениями о Пифагоре и Плотине. Нострадамус воскрешает и
преображает восходящий к неопифагорейцам взгляд,
что история повторяется, по их мнению, в определенной ритмической
последовательности. Нострадамус – астролог-профессионал. Он начинал в то
время, когда техническая цивилизация еще не провела четкой границы между
астрономией и астрологией. Однако в «Центуриях» он верно
предсказал рост влияния астрономов и расцвет астрономии в грядущих столетиях.
И именно сегодня наука воскрешает некоторые положения алхимии и астрологии; в
том, что часто называлось бредом, теперь усматривают предвосхищение научных
достижений настоящего и будущего. |
Ноткер Немецкий |
НОТКЕР НЕМЕЦКИЙ (Notker der Deutsche), Тевтоникус, по прозвищу Большегубый (род. ок.
950 – ум. 1022) – глава местной монастырской школы в Галле. Первым из нем.
философов начал писать на древневерхненем. языке;
он перевел некоторые философские соч. Аристотеля, в свое время переведенные
на лат. язык Боэцием. Ноткер Немецкий переводил и
самого Боэция, и Мартиануса Капеллу (с лат. на древневерхненем.). На древневерхненем.
языке (с приложением переводов соч. лат. авторов) были написаны также и его
собственные философские размышления, возникшие под непосредственным влиянием
шедевров философской мысли античности и эпохи Каролингов. Эти произв.
посвящены, напр., вопросам риторики («De
rhetorica»), музыки («De musica»), логики («De partibus logicae»), в частности
проблеме умозаключения («De sillogismus»). Ноткер Немецкий
называл себя «заикой», т.е. четкое формулирование мыслей для него часто
оказывалось затруднительным. В 1851 издана на нем. языке его «Софистическая
диалектика» («Sophistische
Dialektik»). |
Нумений из Апамеи |
НУМЕНИЙ ИЗ АПАМЕИ (жил ок. 150 после Р. X.) – античный философ, представитель неопифагореизма и среднего платонизма. Стремился
доказать, что философия Платона вытекает из философии Пифагора, а последняя –
из мудрости Востока. Утверждал, что Бог проявляется в трех ипостасях: как
чистый дух (первый ум – нус), как творец мира (второй ум) и как космос
(третий ум). По др. источникам, третьим Богом, по Нумению,
является злая мировая душа, тесно связанная с материей, от нее произошла
смертная часть человеческой души, или неразумная душа. Высшая часть
человеческой души (разумная душа) сопричастна первому уму и познает его «один
на один». Отрывки из его соч. в «Fragmenta philosophorum Graecorum». |
Ньюмен Джон
Генри |
НЬЮМЕН (Newman) Джон Генри (род. 21 февр. 1801, Лондон – ум. 11
авг. 1890, Эджбастон, Бирмингем) – наиболее
известный представитель англ, католицизма,
оказавший огромное влияние на англ. религиозную философию, с 1879 – кардинал.
Осн. произв.: «The arians of the 4th century», 1833; «Apologia pro vita sua being a history of his religious opinions», 1865;
«Essays, critical and historical», 1871. |
Ньютон Исаак |
Ньютону
принадлежат также мистические размышления об откровении Иоанна. С Ньютоном
как сторонником механистического объяснения природы в течение всей своей
жизни полемизировал Гёте. По мнению Гёте, сторонники такого объяснения при
помощи своих понятий не могут постигнуть действительный характер «жизни». См.
также Масса. Главное произв.
Ньютона – «Математические начала натуральной философии», 1687. |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21