Среди
основных проблем современной философии можно выделить четыре:
1.
Проблема бытия (Онтология).
2.
Проблема познания (Гносеология).
3.
Проблема человека (Философская антропология).
4.
Проблема истории (Философия истории).
Онтология.
Раздел
философии, который изучает эту проблему – онтология.
[on – сущее, род. падеж ontos – все то, что существует; logos – слово, разум, мысль, учение, etc; онтология – учение об основах всего существующего
или учение о бытии].
Онтология – философское
учение о бытии (в отличие от гносеологии – учения о познании).
Онтология исследует всеобщие основы,
принципы бытия, его структуру и закономерности.
Две
проблемы онтологии: Проблема
бытия и проблема соотношения бытия и сознания.
Становление
философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.
Онтология
как развитая тематика начинает формироваться в античной философии. Уже в
античной философии появляется размышление о понимании сущего, то есть что
же именно есть подлинное бытие на самом деле.
Размышление о сущности бытия и его
подлинности формируются в античной философии.
Один из
центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется
онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.
Древнеиндийская,
древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией,
пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и
включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские
проблемы.
Понимание
бытия в истории философии:
– Понимание
бытия как бытия природы. Природа не зависит от сознания.
Бытие –
бытие Физис’а (натурфилософия) (от греческого physis – природа), Физис (природа). Это природные явление. Пример фил. школ:
натурфилософия античности (милетская школа). Основа бытия – элементы природы
(огонь, вода, воздух, земля, эфир). Натурфилософия эпохи Возрождения – основа
бытия элементы природы – сила, вещество, энергия.
Природа и
явления природы объективно существуют и не зависят от сознания.
– Понимание
бытия как бытия вещей (Платон). Такое бытие зависит от сознания.
Бытие
вещи: Бытие вещи под которым понимается сущность вещи
– идея (у Платона), архе, четыре первопричины (у Аристотеля).
Мышление
создает предметы, вторую природу. Пример камня – дорога, дом, статуя и т.п.
Идея в
философии Платона: пребывает в каждой вещи, не материальна, неуничтожима.
Если
сущность дана в мышлении, то откуда она выводится? Можно ответить так: из
опыта. Но опыт показывает, что это не всегда так. Тогда появилось предположение
о сверхсущем. Сверхсущее – это, что выше бытия, что не зависит от бытия, и что
порождает бытие.
– Понимание
бытия как бытия Бога или Теос’а (от греческого theos – Бог).
Теос:
Сверхсущее (идея блага, идея Бога). Бог – трансцендентный момент. Бог – перводвигатель.
Понимание бытия связано с наличием
духовности на каждом уровне.
Это
была история. Теперь – современные взгляды.
Что
современная философия знает о бытии?
Каково же
содержание философской категории "бытие"?
Для ее
раскрытия можно выделить ряд положений:
1. Окружающий мир, предметы, явления реально
существуют; он (окружающий мир) есть;
2. Бытие
имеет сложную, многообразную, многоуровневую структуру;
3. Окружающий мир развивается, имеет
внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
4. Все
явления причинно обусловлены. Детерминизм.
5. Материя и дух – единые, но в то же
время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Материальное и духовное взаимосвязано.
Формы бытия.
Материальное бытие – существование материальных (обладающих
протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы,
окружающего мира;
Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной
реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и/или
объективизированного (внеиндивидуального) духовного
бытия;
Человеческое бытие – существование человека как единства
материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его
бытие в материальном мире;
Социальное бытие, которое
включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие)
самого общества.
Есть явления или возможно будут новые явления духовные или
физические. Поэтому среди бытия можно выделить:
Ноуменальное бытие (от слов
"ноумен" – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует
независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; например,
рождение нового человека. Каково его будущее мы не знаем.
Феноменальное бытие (от слова
"феномен" – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие,
каким его видит познающий субъект. Проявление новых форм бытия.
Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное
бытие совпадают.
Основные
формы бытия: материя и дух (идеальное
бытие)
Категорией,
противоположной бытию, является небытие.
Небытие
– полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с
бытием (так же реально) и противоположное ему.
Предметы,
явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в
небытии (совсем не существовать, отсутствовать).
Примеры
небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди,
вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились,
сейчас их нет, они находятся в небытии. (см. рис.)
Небытие
–> Бытие –> Небытие.
Бытие
содержит в себе как прошлое, так и будущее.
Изменчивость
бытия – становление.
Определение
бытия.
Таким
образом, бытие – это реально существующая, стабильная,
самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает
в себя всё сущее.
Бытие
– объективная субстанция, выключающая в себя всё сущее.
Бытие
вечно (неизменно), самостоятельно, бесконечно, идеально, противоречиво,
закономерно, многообразно и т.д.
Материальное
бытие.
Из всех форм бытия наиболее распространенной и изученной является
материя.
В философии существует несколько подходов к понятию (категории)
"материя":
1. Материалистический подход (диалектический материализм), согласно
которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы –
дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов,
материя первична и представляет собой наличное бытие, а сознание вторично.
Бытие определяет сознание – формула материализма; К.Маркс.
В современной российской науке, философии (как и в советской)
утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи,
согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина,
а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны
от нее. Автор концепции В.И. Ленин.
2. Объективно-идеалистический подход – материя объективно
существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего
первичного идеального (абсолютного) духа; Материя есть выражение абсолютной
идеи. Сам дух создает форму для своего существования. Эта форма и есть
материя.
3. Субъективно-идеалистический подход – материи как
самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь
продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного
(существующего только в виде сознания человека) духа;
4. Позитивистский – понятие "материя" ложно,
поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного
научного исследования. Понятие “материя” есть философское понятие и поэтому оно
не имеет смысла. Все философские понятия с позиции позитивизма смысла не имеют.
Элементами
структуры материи являются:
1. Неживая природа;
Каждый элемент структуры материи имеет несколько уровней.
Уровнями
неживой природы являются:
Атомарный (атомы);
молекулярный (молекулы),
уровень единичных вещей; и далее по степени обобщения – уровень планет,
галактик, Вселенная
(субмикроэлементарный (кварки, глюоны,
суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем
атом); микроэлементарный
(адроны, состоящие из кварков, электроны); ядерный
(ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный
(молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень
планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень
систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом).
2. Живая природа;
К уровням живой природы относятся:
доклеточный (ДНК, РНК, белки), клеточный (клетка);
уровень видов; биосфера.
(доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный
(клетка); уровень многоклеточных организмов; уровень видов; уровень
популяций; биоценозы; уровень
биосферы в целом.).
3. Социум (общество).
К уровням социума относятся:
Отдельный индивид;
семья; коллективы разных уровней; социальные группы
(классы, страты); этносы; нации; расы; государства, человечество в целом.
(отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы, страты); этносы; нации; расы; отдельные
общества; государства; союзы
государств; человечество в целом).
Характерными
чертами материи являются:
1.
Наличие движения;
2.
Самоорганизация;
3. Размещенность в пространстве и времени;
4.
Способность к отражению (свойство, приписываемое в материализме материи).
Рассмотрим
эти свойства более подробно.
Движение.
Движение
– неотъемлемое свойство материи.
Движение возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей,
их единства и борьбы);
1. Оно всеобъемлюще: всё движется.
Движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы;
идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система
пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы,
движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в
природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся
вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в
галактиках, галактики – во Вселенной.
2. Движение постоянно. Оно существует всегда.
Выделяются
формы движения:
1.
Механическое движение;
2.
Физическое движение;
3.
Химическое движение;
4.
Биологическое движение;
5.
Социальное движение.
Время и пространство.
Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и пространстве
философами выдвигалось два основных подхода:
- субстанциальный;
- реляционный.
Сторонники первого – субстанциального (Демокрит, Эпикур)
– считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей
самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и
временем рассматривали как межсубстанциальные.
Сторонники второго – реляционного (от лат. relatio — отношение)
(Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали время и пространство как отношения,
образуемые взаимодействием материальных объектов.
В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки)
выглядит реляционная теория, исходя
из которой:
Время
— форма бытия материи,
которая выражает длительность существования материальных
объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в
процессе из развития;
Пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность,
структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и
взаимодействие материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что
совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что
происходит во времени, находится в пространстве.
Теория относительности.
Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбертом Эйнштейном:
1. Подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание
времени и пространства как отношений внутри материи;
2. Перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные,
неизменные величины.
С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было
доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей
скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся –
пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.
Таким образом, пространство и время относительны, и
относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
Пространство, время, движение – атрибуты (от лат. attribuo – наделять) материи.
Атрибут - существенное свойство, присутствует всегда.
Самоорганизация.
Материя имеет способность к самоорганизации –
созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних
сил.
Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.
Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский
философ И. Пригожин (вторая половина 20-го века).
Отражение.
Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением,
способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве
и времени) является отражение. Концепция отражения предложена В.И.
Лениным.
Отражение
– способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства
взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным
доказательством отражения является наличие следов (одного материального
объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы
грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале,
гладкой поверхности водоема.
Отражение
– способность материи изменяться под влиянием внешнего воздействия.
Отражение бывает:
1. физическим;
2. химическим;
3. механическим;
4.
биологический.
Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:
1. раздраженности;
2. чувствительности:
3. психического отражения.
Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Мозг – материальный объект,
следовательно, сознание результат развития материи.
Согласно материалистической концепции сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
Отражение в понятиях.
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21