Одним из
последователей Гегеля был Людвиг Фейербах и Карл Маркс.
Философия Людвига
Фейербаха (1804-1872).
Ученик
Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828).
Работы
Фейербаха “Мысли о смерти и бессмертии” (1829-30). Основные выводы: отрицание
бессмертия души. Книгу опубликовал анонимно, но авторство установили и
лишили права преподавания. Научной деятельности не прекратил.
“К
критике философии Гегеля”, “Сущность христианства”.
Основной
пафос работ – непримиримая критика религии.
Основные идеи Фейербаха:
1. Философия
должна носить не религиозный, а антропологический характер; и состоять в тесном
союзе не с религией, которой она не нужна, а с естествознанием, наукой.
«Не бог создал человека, а человек создал своего
бога!»
На смену
вымышленному богу должен прийти реальный человек.
Основная
позитивная идея христианства – идея любви.
«Я не
предлагаю упразднить религию и бога, я предлагаю сделать их реальными».
Религиозное представление – представления человека о самом себе, которым
ошибочно приписано действительное существование.
Любовь не
к богу (христианство), а любовь к реальному человеку.
2. Нельзя,
бессмысленно рассматривать мышление человека в отрыве от его жизни (что и делал
Гегель).
Источник
духа (сознания) – тело, источник тела – природа, источник природы – материя в
целом.
Сознание <--
Тело <-- Природа <-- Материя в целом
У Гегеля:
Абсолютная идея –> Природа –> Сознание (человек) –> Государство
Природа и
есть главная причина сама себе. Единственное бытие – природное бытие.
А
поэтому, философия должна начинать не с бога, не с сознания, не с души
человека, а с наук о природе, только тогда она не собьется с дороги.
Сущность
человека выражает не положение “Я мыслю, следовательно существую”, а положение:
“Я хочу, следовательно, существую”.
Философия марксизма.
Основатели Карл Маркс (1818-1883), Фридрих
Энгельс
(1820-1895).
Булгаков
С.Н.: Маркс не вышел из Гегеля, это легенда. Вершина в немецкой философии –
Гегель, все остальное – деградация, так как ни один из последующих авторов на
самом деле идей немецкой философии не усвоил.
Маркс и
Фейербах – прямые наследники философии французского Просвещения.
Именно в XIX веке по нарастающей увеличивается число работ в
научной литературе, посвященных экономической тематике. Почему такого рода идеи
бродят в XIX веке в Европе? Это связано с
интенсивным развитием промышленности, капитализма.
Возникает
впечатление, что именно экономические вопросы являются ключевыми в человеческой
жизни, то есть они позволяют изменять и направлять жизнь. Возникает мнение, что
именно производство и распределение благ – самое главное в обществе. Вопросы
духовной жизни и т.п. уступают политэкономической тематике.
Появляющийся
марксизм отнюдь не оригинален. Направление Маркса – основное среди всех
направлений. (Не Маркс его придумал! Он оказался в этой тематике!) Марксизм был
подготовлен всей политической и экономической озабоченностью того времени.
Марксизм
– типично буржуазное мировоззрение.
Основные
ценности марксизма: экономика, деньги, товар, промышленность и так далее.
Предшественники
Маркса (которых он пренебрежительно критиковал):
Анри Сен-Симон (француз, 1760-1825).
Современник
Наполеона, сторонник империи Наполеона.
Основные
тезисы Сен-Симона:
1. История
– процесс борьбы общественных классов
2. Причина
борьбы – из экономического неравенства
3. Существуют
две основных «причины» (основные факторы) общественного развития: экономика и
идеология (не выделяет основополагающую из них).
Луи Блан
(француз). Основной труд «История десятилетия» (1830-1840гг.)
1. Идеи
(идеология) сознания носят пассивный характер
2. История
– есть цепь событий, который вытекают из экономических стремлений различных
классов.
3. Два
фактора в развитии человечества: экономические условия (финансы, экономика) и
технологический прогресс (развитие техники).
Блан:
каким образом эти два фактора взаимодействуют?
Маркс:
классовая борьба в обществе есть следствие технологического фактора!
Пьер
Прудон (1809–1865).
Маркс,
1847 год: «Нищета философии» – критика социалиста Прудона. Пьер Прудон
(1809–1865) – французский анархист, экономист, социолог.
Прудон.
«Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846). Прудон
пытался объяснить социальное неравенство и связывал его с идеями, существующими
в обществе, то есть с мировоззрением. Постепенное реформирование общества, все
трудящиеся должны быть переведены в мелких производителей, отказ от революции и
конфликтов.
Маркс:
это следствие противостояния классов.
Прудон: никакие
революции не уничтожают неравенство классов, революции лишь воспроизводят
отношения неравенства и те, кто приходит к власти, становятся новыми
угнетателями. Выход в изменении общественного сознания. Задача власти –
установление максимальной справедливости. Утопизм.
Прудон
был противником коммунизма по Марксу – «абсурдной идеологии», «возвеличения
государства», «сообщества зла и тирании», «религии нищеты», «философии нищеты».
[Последнее выражение – подзаголовок его гениального в смысле прогнозов
двухтомного произведения «Система экономических противоречий, или Философия
нищеты» 1846) – стало знаменитым, к сожалению, благодаря убогому ответу Маркса
в его книге «Нищета философии» (1847). В своей философии, «философии труда»,
Прудон пытался всюду на место буржуа поставить рабочего. Если бы были
уничтожены два деспота – деньги и цена, – то могли бы
образоваться свободные группы и объединения, которые начали бы жить в гармонии
друг с другом, в справедливости и взаимности. В его произведении «Что такое
собственность?» (1840, рус. пер. 1907) имеется известный ответ на этот вопрос: «Собственность
– это кража».
Французский
философ Прудон, теоретически обосновал анархистское движение, выдвинул тезис
«Собственность есть кража», с позиций экономического учения защищая коммунизм;
главными представителями анархизма в России были Михаил Бакунин («Бог и
государство», 1871) и князь Петр Кропоткин («Мемуары революционера»). Анархизм
имеет точки соприкосновения с либерализмом.
«Капитал»
1-й том в 1867, остальные 2-й и 3-й том изданы Энгельсом.
Основные полит. экономические идеи Маркса:
1. Все
убожество, ошибочность предшествующей философии или идеологии состоит в том,
что они навязывают идеалистические представления о жизни. Они выводят жизнь из
идеи. Для того чтобы понять жизнь человека надо обратиться к ее истокам,
основам.
Основа
жизни человека – удовлетворение собственных потребностей. Поскольку существуют материальные потребности,
постольку существуют деятельность по удовлетворению их. Эта деятельность
– материальное производство. В процессе этого производства наши
потребности возрастают. С ним связан рост промышленности, экономики: бытие
определяет сознание, а не сознание определяет бытие.
2. Что
такое человеческая история? Человеческая история – это развитие общества, в
основе коего лежит производство и потребление материальных благ.
3. Макс
ввел понятие: ОЭФ (общественно-экономическая формация) – не какое-то конкретное
государство или общество, а идеальный/обобщенный тип общества, который
определяется соответствующим ему способом производства (СП).
Он
выделил пять основных формаций
(формационный подход):
1. Первобытнообщинная
2. Рабовладельческая
3. Феодальная
4. Капиталистическая
5. Коммунистическая.
Переход
от одной формации к другой связан с изменением в способе производства.
Основа
ОЭФ – способ производства.
Способ
производства – производительные
силы и производственные отношения.
Производительные
силы – средства производства и
человек.
Средства
производства – предмет труда и
орудия труда.
Производственные
отношения – отношения
складывающиеся в процессе производства и потребления. Это отношения чисто
технические и экономические. Это отношения труда или трудовые отношения.
Производственно-технические
отношения – организация
производства, технологии и т.д.
И производственно-экономические
отношения – это процессы распределения материальных благ. Если частная
собственность на средства производства, то возникает конфликт.
Изменение
способа производства лежит в производительных силах (производственные отношения
зависят от производственных сил).
Закон
зависимости производственных отношений от характера и уровня развития
производительных сил.
Именно
развитие техники определяет историческое развитие. «Капитализм в Европе создала
паровая машина».
Первичность
общественного бытия по отношению к сознанию.
Прибавочная
стоимость – согласно Марксу,
разница между стоимостью продукта труда и заработной платой.
Прибавочная
стоимость, представляющая собой прибыль предпринимателя, возникает благодаря
тому, что рабочий трудится больше времени, чем это необходимо для производства
предмета, которое ему оплачивается в соответствии с законом заработной платы.
Источник
доходов буржуазии (капиталисты) – прибавочная стоимость, создаваемая
неоплаченным трудом и присваиваемая капиталистами.
При
первобытнообщинном строе не было
эксплуатации человека человеком, ибо уровень развития производительных сил был
столь низок, что весь затрачиваемый в процессе производства труд едва
обеспечивал существование членов общины.
При
рабовладельческом строе путём
внеэкономического принуждения к труду рабовладелец присваивал весь прибавочный
и часть необходимого продукта, созданного рабом.
При
феодализме главной формой
принуждения к труду оставалась внеэкономическая: крестьянин принуждался к труду
на феодала в силу личной зависимости от него. Но труд крепостного крестьянина в
своём хозяйстве открывал некоторые возможности для личной заинтересованности в
результатах этого труда.
При
капитализме работники
производства – юридически равноправные и свободные граждане. Но лишённые
средств производства, они вынуждены под угрозой голода продавать капиталистам
свою рабочую силу.
Экономическая
форма принуждения к труду
обеспечивает капиталистам массовый и «добровольный» приток продавцов рабочей
силы, которая становится товаром. Труд рабочего создаёт сверх стоимости его
рабочей силы прибавочную стоимость, которая присваивается собственником
средств производства – капиталистом.
Сравнение
философии Гегеля и Маркса.
1. Абсолютная
идея – материальное производство (противоречие между производительными силами и
производственными отношениями (борьба классов)).
2. Самопознание,
самоосознание – движение общественно-экономических
формаций (ОЭФ).
3. Человек
(сознание) – человек (труд).
Критика
капиталистического общества
Собственность
– бездушное начало противостоящее человеческому,
духовному началу.
Человек,
перестав быть рабом человека, стал рабом вещи.
Человек
отчуждается от труда.
Объективной
основой потребительской психологии выступают при капитализме отчуждённый
труд и товарный фетишизм
Фетишизм (от французского fetiche – идол,
талисман) – поклонение неодушевленным
предметам. Наделение продуктов труда сверхъестественными свойствами
(самовозрастание стоимости и пр.).
Основной
фетиш – деньги.
Человеческая
жизнь становится формой движения вещей и движение вещей определяет жизнь
человека, а не наоборот.
Отчуждение
выступает в четырёх формах:
1) отчуждение
продукта труда;
2) самого
процесса труда, трудовой деятельности;
3) (родовой
сущности человека) отчужденность социальных институтов (бюрократия) и норм;
4) человека
от человека.
Экономическое
отчуждение является основой всякого иного отчуждения (религиозного, политического,
культурного и т.д.).
Причина
отчуждения труда – господство частной собственности, деформирующей социальные
условия и внутренний мир человека.
При этом
потребительская психология распространяется на восприятие и оценку всей сферы
человеческих отношений, духовных ценностей, самих людей. Превращение
производства в принудительную деятельность делает синонимом счастья и свободы
праздность, заставляет видеть смысл жизни не в труде, а в потреблении.
Культ
потребления выполняет определенные социальные функции. Он способствует
капиталистической эксплуатации, позволяя создавать у людей сильные эмоциональные
и подсознательные стимулы к приобретению вещей, которым приписывается
способность придавать их владельцам социальный вес, мужественность или обаяние,
быть залогом признания в обществе, продвижения по службе, удачи в интимной
жизни и т.п. Даже духовные ценности зачастую имеют значение лишь в качестве
символов социального престижа и социального статуса.
Потребит
идеология и психология играют также важную роль в поддержании политического и
идейного господства правящего класса, слоя.
Способствуют
формированию у членов общества такого уровня притязаний и ожиданий, который
не соответствует действительным возможностям общества, что нередко бывает причиной
отклоняющегося поведения.
Маркс
(«Немецкая идеология»): «Мышление людей является непосредственным
порождением их материальных действий. Сознание не может быть чем-то иным, как
осознанным бытием, а бытие людей – их реальная жизнь. Таким образом, мораль,
религия, философия и прочее – виды идеологии и соответствующие им формы
сознания утрачивают самосознание. У них нет истории, нет развития».
В этой
системе Маркса – недооценка духовной культуры, это достаточно автономная
область.
Н.А.Бердяев (по поводу судьбы марксизма): «Существуют два основных пути
социального общественного развития. Первый – по формуле через частное благо к
общему, второй – через общее благо к частному. Основополагающая идея коммунизма
– второй путь, несомненно, более справедлив и рационален. Но человек к нему еще
не готов».
Крах
коммунизма: человек провозгласил второй принцип жизни, а живет по первому.
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21